что такое системная оппозиция в рф
Об оппозиции – системной и не только (интервью ТАСС)
Опубликована пятнадцатая часть интервью Владимира Путина информационному агентству ТАСС.
Проект «20 вопросов Владимиру Путину»–интервью с главой государства на наиболее актуальные темы общественно-политической жизни в стране и мире. Общий хронометраж записи составил три с половиной часа.
А.Ванденко: Вы комплимент, по сути, сказали оппозиции о том, что она нужна, несистемная в том числе.
В.Путин: Это не комплимент – это мои убеждения, это я так искренне считаю.
А.Ванденко: В общем, объективно говоря, у нас какая-то, то, что мы называем оппозицией, она ручная – с ладошки кормится.
В.Путин: Это неправда.
А.Ванденко: Системная, то, что мы называем системной.
В.Путин: У нас четыре парламентских партии, и у них очень часто свой взгляд на вещи. «Единая Россия» имеет контрольный пакет в Думе. Кто-то может сказать: знаете, это так… скучновато.
В.Путин: Нет, скучновато.
В.Путин: Нет, скучновато.
А.Ванденко: Так и есть, Владимир Владимирович.
В.Путин: Я понимаю. Вы хотите попрыгать от радости, когда там будут драться, как на Украине либо где-то в другом месте?
А.Ванденко: «Не место для дискуссий» – мы помним.
В.Путин: Нет. Это как раз место для дискуссий. Но это не место для драки и внутренних разборок и самопиара.
А.Ванденко: Почему Вы как-то радикально – либо драка, либо болото. Какая-то должна быть взвешенная позиция.
В.Путин: Вот я Вам говорю. Послушайте выступления Геннадия Андреевича Зюганова.
В.Путин: А что ой? У него есть своя позиция, и не только у него – и у других представителей КПРФ.
А.Ванденко: Они витийствовали вместе с Жириновским, когда Вы ещё в Дрездене работали.
В.Путин: Это не важно. Это не имеет значения.
А.Ванденко: То есть профессиональный оппозиционер живёт на даче Управления делами Президента, ездит на BMW с мигалкой – это супер?
В.Путин: Да послушайте меня.
В.Путин: Если Вы хотите сами «таковать», то Вы не услышите моего ответа.
А.Ванденко: Я слушаю.
В.Путин: А эта несистемная оппозиция – это что такое? Это легальные партии. У нас их вообще 50 партий. Сейчас в стране мы либерализовали регистрацию политических партий – у нас их 50.
Значит, ездит человек из оппозиционной партии на автомобиле или не ездит – это другой вопрос. Вопрос заключается в том, какую позицию он занимает по отношению к власти и тем решениям, которые предлагает Правительство либо правящая партия по тем или другим вопросам.
Вы меня хотели, видимо, сбить… Но у Вас не получится. Я Вам о чём хочу сказать: вот есть партия «Единая Россия», у которой есть «контрольный пакет». Есть другие партии, которые часто не согласны – всего четыре в парламенте, – не согласны с точкой зрения правящей партии.
Но если Вы вспомните, что было в 90-х, Вы же взрослый человек, бардак это был, а не парламент. Там драки были сплошные и невозможность принять ни одного решения. Хуже того – знаете, что хуже того?
В.Путин: А хуже то, что принимали решения, которые были невозможны к исполнению. Загнали практически экономику в тупик. Вот до чего это довело. Когда нет конструктивного обсуждения.
Так вот, мой вопрос в чём: Вы хотите наблюдать, как там пляски устраивают или государственные решения принимают? И в этой связи не могу не вспомнить известного государственного деятеля России: «Вам нужны великие потрясения? А мне нужна Великая Россия».
Думаю, что всем нам нужна Великая Россия, а не шоу на различных уровнях политической власти.
А.Ванденко: Безусловно. Но оппозиция нужна в том числе для того, чтобы запускать власти ежа под череп.
В.Путин: Да, правильно. А я сказал поэтому, что и системная нужна, и несистемная нужна. Я Вам даже говорю не как действующий Президент, а просто как гражданин России. Но бардак нам не нужен, и шоу нам не нужно – нам нужна серьёзная политическая деятельность.
А.Ванденко: Понимаете, когда оппозиционер несистемный, это сразу же практически автоматом – враг государства.
В.Путин: Ничего подобного. Откуда Вы это взяли? Вам так хочется думать? Это не соответствует действительности. Почему это? У нас 50 партий. Люди должны просто… Ведь понимаете, в чём дело? Нужно ведь, понимаете…
А.Ванденко: Люди должны иметь возможность и без партий выйти на улицу и выразить своё мнение… Должны иметь возможность!
В.Путин: Политическое сознание рядовых граждан России очень выросло за предыдущий год. Да, мы с удовольствием можем посмотреть, как кто-то эпатирует. Да, с удовольствием смотрим, как кто-то кого-то разоблачает.
Но! Даже рядовой гражданин хочет видеть не только то, как ругают власть, а он хочет слышать и понять, а что же предлагают те, кто её критикует. Как он-то сам собирается решать те проблемы, перед которыми стоит страна?
И когда, кроме критики, не слышит ничего в ответ, то тогда возникает вопрос: за кого голосовать? Кого избирать в местный парламент, в региональный, в федеральный?
Вы знаете, конечно, рядовой гражданин, он пошёл на работу, вернулся с работы – и так каждый день. Но всё равно, всё равно уже так просто, за колбасу не купишь человека.
А.Ванденко: Просто я исхожу из того, что Вы – сильный человек.
А.Ванденко: И единоборством занимались.
В.Путин: И сейчас занимаюсь.
А.Ванденко: И сейчас занимаетесь, тем более. То есть как бы в поддавки играть – оппонент должен быть достойным. Оппонент из числа тех, кто ездит на BMW и живёт на госдачах, не может Вам возразить всерьёз.
В.Путин: Да послушайте меня.
Вы считаете, что в любой другой демократической стране, включая Соединённые Штаты, депутаты конгресса или сената, они на козе, что ли, ездят?
А.Ванденко: Дело не только в депутатах…
В.Путин: Или на кривой кобыле? Они тоже пользуются государственным транспортом и ездят…
А.Ванденко: Дело не в машинах, правда?
В.Путин: Нет, дело в этом. Вы же намекнули на то, что они как бы отчасти купленные.
Они пользуются тем, что даёт им государство для отправления их функций. Это даёт не власть действующая – это даёт государство в рамках действующего закона. Оппозиционер он или не оппозиционер…
Есть у него определённая позиция, он в соответствии с законом получает то, что государство обязано ему дать как раз на осуществление своей деятельности, в том числе и той, в результате пропаганды которой, представительства которой тот или иной человек попал в какую-то структуру власти, в том числе, скажем, в парламент.
Это же не Президент даёт ему машину. Это важно. Президент и Управление делами Президента обязаны дать по закону. Нравится ему этот, допустим, депутат либо лидер партии или не нравится.
А.Ванденко: Да не в машинах и не в депутатах дело…
В.Путин: В этом весь смысл. Это говорит о том, что государство обязано предоставить всем одинаковые возможности для отправления своих политических функций.
А.Ванденко: Речь идёт о политической борьбе, а не персонально о каких-то машинах или дачах…
В.Путин: А это и есть политическая борьба. Государство обязано создать условия для того, чтобы человек любых взглядов, каких бы он ни придерживался, имел возможность эффективно работать.
А не так, чтобы Председатель: «Ты – правящая партия? Замечательно. Будешь ездить на BMW, а все остальные будут ездить на «Запорожце». Нет! Все должны быть поставлены в равные условия.
Политическая оппозиция в России
Изучение российской оппозиции на основе классификации, которая делит ее на системную и несистемную. Стремление к власти и подчинению своей воле и влиянию других людей в обществе. Противостояние власти и оппозиции, борьба за влияние, возможности, ресурсы.
Рубрика | Политология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.11.2014 |
Размер файла | 26,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Политическая оппозиция в России
1.1 Системная и несистемная оппозиция в России
2. Дополнительная часть
2.1 Какими полномочиями обладают Конституционный, Верховный и Арбитражный суды в РФ?
2.2 Анализ роли СМИ в развитии политического конфликта
2.3 Определение партийной системы
Список использованной литературы
Политика в силу своей природы предполагает наличие альтернативных мнений, позиций и интересов ее субъектов. Это обстоятельство ведет к проблеме взаимоотношений между силами, находящимися у власти, и теми, кто стремится овладеть властью, т.е. оппозиции.
Одним из основных трендов отечественной политической аналитики и науки последнего десятилетия является изучение российской оппозиции на основе классификации, которая делит ее на системную и несистемную.
Актуальность заданной проблематики определяется тем, что все больше исследователей стали ставить под сомнение существование в России политической оппозиции вообще, т.к. происходит снижение политического влияния всех политических сил, претендующих на роль оппозиции политическому режиму и политическому курсу президента и правительства России.
Цель данной работы является охарактеризовать системную и несистемную оппозицию в РФ.
Достижение цели предполагает раскрытие следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «оппозиция» в России в целом.
2. Конкретно разобрать системную и несистемную оппозицию.
1. Политическая оппозиция в России
В политической природе человека заложено стремление иметь собственные интересы и добиваться их реализации всеми доступными средствами. Поскольку человек живёт в обществе, без других людей реализовать свои желания он не в состоянии, поскольку в обществе сталкиваются разнонаправленные интересы и потребности. Поэтому людям свойственно объединять свои усилия исходя из схожих взглядов и мнений на окружающий мир и людей. Отсюда вытекает естественное право каждого на свободное и добровольное объединение с другими людьми.
Другим свойством человека является стремление убедить других людей в значимости своих взглядов и идей, найти себе как можно больше сторонников. Отсюда огромное значение имеет характер средств, которые применяют люди для достижения поставленных целей и реализации своих интересов.
Вся история общества, политики связана с фактами, примерами существования и деятельности оппозиции, хотя не всегда она так именовалась. Издавна главной задачей власти было выстраивание отношений с оппозицией: либо ее запрет и подавление, либо компромисс, поиск точек соприкосновения.
Противостояние власти и оппозиции всегда заключается в борьбе за влияние, возможности, ресурсы, за саму власть. Борьба может вестись в различных масштабах: международных, внутригосударственных, в рамках регионов; с использованием различных средств, методов и с привлечением разных союзников. оппозиция власть противостояние
В различных политических системах оппозиция играет различную роль. При тоталитарном правлении власти, уничтожая всякие самоорганизующиеся группы, подвергается преследованиям, так как рассматривается властью как угроза для себя и для стабильности существующего режима и подается пропагандой как некое антигосударственное явление.
В условиях демократии оппозиция является важной составной частью политического процесса для нормального функционирования, которого необходима ротация партий у власти.
Оппозиция в современной России берет свое начало с крушения СССР, когда возникли условия для создания многопартийной системы.
Некоторые известные представители российской оппозиции, такие как Владимир Буковский, Сергей Ковалёв, Александр Подрабинек, Валерия Новодворская, Александр Скобов, Алексей Мананников, участвовали в диссидентском движении в СССР и подверглись репрессиям со стороны тогдашних властей.
В конце существования СССР стала оформляться левая и националистическая оппозиция, не доверявшая курсу президента Михаила Горбачёва на сотрудничество с Западом. В начале 1990-х годов российская оппозиция, прежде всего левая, пыталась противодействовать политике президента Бориса Ельцина, но была сломлена в ходе вооруженных столкновений в Москве в октябре 1993 года. Благодаря пропагандисткой мощи телевидения на президентских выборах 1996 года Ельцину в острой борьбе удалось победить кандидата от коммунистов Геннадия Зюганова.
В 2000-е годы, в связи с все более жесткими ограничениями выборного законодательства и перехода крупных СМИ под контроль государства, сформировалась несистемная оппозиция, недопущенная до выборов в органы власти, и включавшая теперь как левых, так и правых и националистов.
1.1 Системная и несистемная оппозиция в России
Существование государства в современных условиях возможно лишь при наличии оппозиции, ее наличие является объективной необходимостью, по части ограничения структур власти, при участии которых вырабатывается наиболее оптимальные варианты различных государственных решений.
Активная деятельность оппозиции, должна помогает избежать возможных ошибок и лишних материальных затрат, при принятии важных государственных решений. Поэтому к предложениям оппозиции необходимо относиться со всей серьезность, и рассматривать все обозначенные ею предложения. Все предложения оппозиции должны быть учтены и тщательно разобраны при принятии и выработке постановлений, законов, указов в процессе повседневной деятельности высших органов государственной власти.
Существует классификация российской оппозиции на системную и несистемную.
Применительно к разделению оппозиции на системную и несистемную необходимо отметить, что граница, по которой оно проходит, была проведена, в основном, самой властью. Разумеется, для части оппозиционеров нахождение именно во внесистемной оппозиции стало результатом их личного нравственного выбора.
Системные, которые принимают основные ценности существующей общественной системы и не принимают несистемность. Наличие официальной регистрации в качестве политической партии и представительство в структурах власти, прежде всего в виде фракции в Государственной Думе. В России такая системная оппозиция возникает вместе с многопартийностью.
Системная оппозиция, в свою очередь, делится на «парламентскую» и «непарламентскую» оппозицию.
«Парламентская» представлена в Правительстве и активно сотрудничает с партией власти для достижения наилучших результатов в принятии решений.
«Непарламентская» же оппозиция так же, как и «парламентская», зарегистрирована в министерстве юстиции, но не представлена в различных органах власти. («Яблоко», «Правое дело»).
Системная оппозиция это те политические силы, которые готовы участвовать в политическом процессе, но могут критиковать власть по тем или иным причинам, возможно даже противопоставляют свои тактические и стратегические цели целям системы; но при этом главным отличием системной оппозиции является желание действовать в рамках данной системы.
Под системностью понимается тот факт, что все существующие объекты является не хаотичным набором отдельных, никак не связанных между собой предметов, явлений или процессов, а имеют определенный порядок, соблюдение которого составляет четко построенную модель.
Системность это некий способ организации наших действий, в котором можно выявить закономерности этих действий, для их же эффективности. Исходя из определения понятия «системность», будет совершена попытка охарактеризовать понятие «системная оппозиция».
К несистемной оппозиции принадлежат лево- и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью (либо частично) отрицают преобладающую систему политических ценностей. Их деятельность нацелена на дискредитацию функционирующих институтов государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение нормального хода политического процесса.
Можно выделить две модели несистемного оппозиционного поведения: разрушение политической системы и ее изменение. В классической терминологии это революционный и эволюционный пути, но дело все-таки не в скорости и степени политических изменений, а в сущности процессов, их отражающих.
Большинство лидеров несистемной оппозиции не считает своей главной задачей участие в выборах, поскольку, используя несправедливое избирательное законодательство и административные ресурсы, «партия власти» в состоянии не допустить до выборов неугодных ей кандидатов или сфальсифицировать результаты голосования. Часть деятелей оппозиции, например Гарри Каспаров, считает, что выборов в путинской России нет, и участие в процедурах называемыми выборами лишь лигитимизирует режим.
С другой стороны, небольшая часть либералов (партия «Демократический выбор») считает выборы главным инструментом достижения своих политических целей. За участие в выборах выступает также системная оппозиция.
На выборах местного значения оппозиционные кандидаты имеют шансы на избрание, в то время как активисты участвуют в агитации населения и в контроле за ходом голосования.
В 2009 году оппозиционные партии и движения участвовали в выборах мэра Сочи. В частности, движение «Солидарность» выдвинуло кандидатом Бориса Немцова. Победу, однако, одержал кандидат «Единой России». Проигравшие кандидаты не признали итоги выборов.
В несистемной оппозиции можно выделить следующие основные идеологические направления:
— общедемократические движения: «Солидарность», Объединенный гражданский фронт, «Демократический союз» (фракция «Свободное слово»), Партия народной свободы (ее участники: ОДД «Солидарность», Российский народно-демократический союз, Республиканская партия России), «Оборона» и другие;
— правые движения: «Демократический союз» (фракция Новодворской), «Демократический выбор», Либертарианская партия;
— левые движения: Левый фронт, РОТ Фронт, Российское социалистическое движение, Социал-демократическая партия России;
— коммунисты: Всесоюзная коммунистическая партия большевиков;
— левые националистические движения: «Другая Россия», «Родина: здравый смысл», «Армия воли народа»;
— другие националистические движения: «Русские», Русский гражданский союз;
— анархисты, Пиратская партия;
— экологические движения: «Экологическая оборона Московской области» и др.
— «эзотерическая» партия «Воля», имеющая черты секты
Акции и кампании несистемной оппозиции
Крупные кампании, проходившие ранее:
Текущие кампании несистемной оппозиции:
Распространение докладов об итогах деятельности В.В. Путина: «Путин. Итоги. 10 лет» (2010), «Путин. Коррупция» (2011), «Жизнь раба на галерах» (2012). В Интернете выходят видеоверсии этих докладов под названием «Ложь путинского режима»; их посмотрели уже около 10 миллионов человек.
2.1 Какими полномочиями обладают Конституционный, Верховный и Арбитражный суды в РФ?
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
В целях зашиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Полномочия Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ » и федеральными законами.
2. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
3. Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
4. Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела
5. Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
6. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:
1) рассматривает в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом, дела в качестве суда первой инстанции;
2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;
5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения.
2.2 Анализ роли СМИ в развитии политического конфликта
2.3 Определение партийной системы
Партия «Яблоко», равно как и «Патриоты России» занимала нишу системной оппозиции с 2005-2007 гг., Партия «Единая Россия» представляет интересы политического режима, и занимает большинство мест в парламенте, имея конституционное большинство.
Однако, заметим, что власть все же не может не реагировать на оппозицию. Деятельность партий активно контролируется. Как только политическая партия стремится отойти от контроля со стороны политического режима, данную партию фактически уничтожают.
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Устройство государственной власти. Понятие «оппозиция». Изучение политической оппозиции. Политическая оппозиция в России. Концептуальная карта политической оппозиции. Динамика оппозиции в России в 1989–2004 годах. Коммунисты. Либералы. Демократы.
реферат [35,4 K], добавлен 16.11.2008
Вопросы дальнейшего взаимодействия власти и оппозиции. Содержание политической оппозиции в рамках политической науки, в особенности в контексте моделей демократии. Эволюция политической оппозиции и ее роль в политическом процессе современной России.
дипломная работа [120,2 K], добавлен 07.03.2009
Основные закономерности, тенденции становления и функционирования политической оппозиции и ее деятельности в парламенте. Проправительственная, нейтральная и непримиримая формы оппозиции. Становление и развитие политической оппозиции в современной России.
курсовая работа [53,0 K], добавлен 15.11.2013
Изучение понятия «политическая оппозиция» в политико-правовой мысли. Процесс легитимации политической оппозиции и сравнительная характеристика ее национальных особенностей. Правовой статус и особенности функционирования политической оппозиции в Украине.
дипломная работа [369,0 K], добавлен 28.03.2012
Деятельность политической оппозиции, направленная на критику власти, поиск альтернативных решений назревших вопросов, мобилизацию протестного электората. Проблема использования принуждения и насилия радикальной оппозицией и деструктивной контрэлитой.
контрольная работа [19,5 K], добавлен 01.07.2012