что такое система паутина и как она работает
МВД сплело «Паутину» для угонщиков. Она будет страшной только при одном условии
Российские автомобилисты попали в «Паутину». Это система, которая помогает искать угнанные машины и водителей, которые скрылись с места ДТП. Программное обеспечение уже заработало в ЦФО, а до конца года другие автомобилисты тоже смогут испытать ее на себе. Но нужна ли она?
Безопасность и взаимодействие
МВД запустило систему «Паутина» в Центральном федеральном округе России, а до конца года она появится и в других регионах. Суть системы — помочь отслеживать угнанные машины и водителей, которые скрылись с места ДТП. «Паутина» может стать частью системы электронного обжалования штрафов на портале госуслуг.
В Центре организации дорожного движения убеждены что «Паутина» повысит безопасность и автоматизирует взаимодействия оперативных служб. Кроме того, система упростит контроль перевозчиков и «матрицу» информации, чтобы понимать, как передвигаются люди и машины.
Раньше полиция могла получить из существующей системы только снимок автомобиля в момент нарушения правил дорожного движения. Но с помощью «Паутины» сотрудники смогут следить за передвижением нужной машины, особенно если информация о нарушении не превратилась в штрафы или каким-либо образом отсеялась.
Давняя разработка
О системе «Паутина» писали СМИ еще в 2013 году. Отмечалось, что она способна находить угнанные машины, даже если с них сняли номера. «Паутина» может самостоятельно определять марку машины и маршрут, а также увидеть номер всего по нескольким цифрам и вычислить движение «двойников» на территории России. Тогда, в 2013 году, «Паутина» могла определять только семь марок машин. Видимо, к 2021 году многое доработали.
«Паутина» получает информацию со всем камер, существующих на дорогах общего пользования. В Москве, согласно данным на 2019 год, более 160 тысяч камер, писали на сайте МВД.
Благодаря «Паутине» в 2013 году в розыск объявили 8819 автомобилей, из которых нашли 4381 машину.
«Поток» заменила «Паутина»
За последние 10–12 лет в России разработали большой комплекс слежения как за людьми, так и за автомобилями. Те системы, которые уже есть, обладают фантастическими возможностями, отметил в беседе с «360» автомобильный журналист Петр Баканов. Другое дело, как эти технологии применяются.
То, что МВД разработало эту систему, — это похвально, но раньше у нас была система „Поток“, которая также должна была распознавать угнанные автомобили. Тем не менее машины угоняют
Баканов добавил, что системы работают по одному негласному принципу: когда очень надо, человека и машину легко найдут, но когда речь идет о рядовом случае, этим никто не будет заниматься.
Актуален пример с аварией с участием блогера Эдварда Била, который некоторое время ездил на автомобиле с огромным количеством штрафов и с подложными номерами. Но никто из правоохранителей не проверил эту машину по камерам, хотя за рулем сидел злостный нарушитель ПДД. Это начали делать уже после ДТП с участием Била в отношении других автомобилистов.
Баканов отметил, что за системами слежения должен стоять человек, а то есть важно не технологическое превосходство, а подход к работе и применение этих систем на практике.
Собеседник «360» обратил внимание, что ничего нового разработано не было. В той же Москве есть система «Поток», которая мониторит движение транспорта в онлайн-режиме.
Поиск без «Паутины»
Автомобильный эксперт Вячеслав Субботин в разговоре с «360» объяснил, что довольно часто происходят ситуации, когда машины угоняют при содействии с людьми, близкими к правоохранительным органам. Ведь просто угнать машину — это бессмысленно, так как ее нужно продать и позволить следующему владельцу на ней ездить. Для этого машина должна быть с документами, а соответствующие базы хранятся в ГИБДД.
«Паутина» для отлова недобросовестных водителей, уезжающих с места ДТП, тоже вряд ли сработает. Ведь существует лишь небольшое количество отчаянных людей, которые убегают с места аварии. Тем более, если полиции потребуется найти человека или машину, они и без «Паутины» смогут это сделать.
МВД раскинуло «Паутину»: как будет работать система
Лучше не нарушать, а попадать в нейросеть всем, кто за рулем, в любом случае придется.
«На сегодня эта система действует во всех подразделениях Центрального федерального округа. В несколько этапов она будет установлена до конца года на всей территории России. Использование данного функционала нам позволит сократить количество внутренних запросов и ускорить саму процедуру розыска интересующих нас транспортных средств. Эта система позволяет видеть как и позиционирование ТС, так и марку, модель и маршрут движения, в том числе в реальном времени», — прокомментировал заместитель начальника ГУОБДД МВД России, генерал-майор полиции Александр Быков.
Центральный федеральный округ — это 16 областей — от Тверской на севере до Воронежской на юге, от Брянской до Костромской с запада на восток. В округе проживает почти 40 миллионов человек. Им принадлежат почти 30 процентов от всех автомобилей в стране.
«Единая сквозная система позволяет автоматизировать взаимодействие оперативных служб всех регионов, а также контролировать междугородних и международных перевозчиков», — отметил заместитель руководителя Дирекции фотовидеофиксации ГКУ ЦОДД Егор Чернов.
«В тот момент, когда проезжает автомобиль, который находится в розыскной базе и пересекает границу области, на все ближайшие посты вне зависимости находятся они в одной области или нет, приходят уведомления. Патрульные выезжают на перехват данного автомобиля», — пояснил работу системы руководитель отдела мониторинга компании-производителя камер для системы «Паутина» Вячеслав Бубенцов.
Звучит логично, но когда автомобиль угоняют, как правило, тут же перебивают номера. Остановит ли «Паутина» машину с чужим номером, которая не нарушает и ничем не привлекает к себе внимания? Не остановит, но точно зафиксирует. Если раньше инспектор получал из базы фото автомобиля лишь тогда, когда тот нарушил правила, теперь система хранит изображения всех проездов. Это касается машин с номерами без зарегистрированного собственника, как в случае с блогером Эдвардом Биллом, устроившим аварию на Садовом. Распознает система и автомобили без номеров — 10-дневный люфт между покупкой автомобиля и постановкой его на учет зачастую растягивается на месяцы нештрафуемой езды. Теперь все эти странности не будут отбраковываться в корзину. Стереть снимки из системы нельзя.
«Мы увидели, что одна и та же машина одновременно появляется и в Москве, и в Красноярске. Все штрафы приходили владельцу настоящего автомобиля. Система «Паутина» полностью избавляет от этой проблемы. Компьютер может вывести все повторяющиеся номера, которые находятся слишком далеко», — прокомментировал генеральный директор компании–производителя камер для системы «Паутина» Сергей Ласкин.
Любителям прикрываться листиком можно больше не тратить время на фигурные аппликации. «Паутина» в состоянии прочитать даже то, что скрыто. Еще она фиксирует и хранит нахождение и перемещение машин рядом с местом преступления, что значительно облегчает поиск преступников.
Систему «Паутина» от ГИБДД запустят по всей России. Что ждет водителей
До конца года система ГИБДД под названием «Паутина» начнет работать по всей стране. Это событие анонсировал глава Госавтоинспекции Михаил Черников. Технология по проверке потока автомобилей запущена уже давно, но ранее действовала лишь точечно. Что она будет фиксировать при переходе на глобальную платформу и как поможет отлавливать автомобили-двойники, рассказали Autonews.ru разработчики дорожных комплексов, знакомые с принципами работы «Паутины».
Угнанные автомобили
«Паутина» позволяет инспекторам ГИБДД получать данные с камер не только при фиксации нарушения ПДД. Система работает по запросу, то есть полицейские по всей России смогут просто отслеживать конкретные номера, и камеры сообщат о них при любом проезде под комплексами. За счет этого можно будет легко вычислять, например, угнанные автомобили.
«Паутина» обеспечивает прямой доступ к базам фиксации проездов всех автомобилей во всех регионах, которые подключены к системе, объяснил Autonews.ru эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман.
«То есть больше не надо отправлять запросы из одного региона в другой: при наличии прав доступа можно проверить нужный автомобиль в любом регионе, где есть «Паутина», — рассказал Шухман.
Причем система может использовать совершенно любые камеры для сбора и анализа информации, в свою очередь объяснил представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов.
«Стрелки», «Кордоны», «Автоураганы» — получается, что система «Паутина» глобально объединяет все камеры, и неважно, какие они и кому принадлежат — ЦОДД, ГИБДД, АМПП. Все идет в единую базу с мощными серверами, — рассказал Кусов.
Например, в эту систему даже подгружаются данные с «Паркрайтов» — камер для проверки оплаты парковки и планшетов, с которыми ходят пешие инспекторы и также проверяют оплату услуги. Получается, что под проверку попадают не только те, кто активно ездил под камерами: если машина стоит во дворе или на тихой улице, она тоже может оказаться в «Паутине».
Возможность проверять даже припаркованные автомобили, по словам Кусова, очень важна при розыске — дело в том, что обычно угонщики стараются несколько дней прятать автомобиль. Именно в первые дни пропавшая машина находится в активной фазе розыска, занимая в системе приоритетные позиции. Затем, с каждым днем, сверху поступает дополнительная информация о происшествиях, которая понижает актуальность более ранних данных.
«Обычно «горячие» автомобили висят в активной фазе розыска 1-2 дня. После этого происходит очень много событий: кто-то покинул место ДТП, кто-то не послушал инспектора ГИБДД и проехал мимо, кто-то ездит без номеров. И угонщики обычно ждут, когда информация о них «замылится». Отгоняют машину во двор подальше от камер. Как раз там их и могут сфотографировать. Тогда сработает сигнал и поступит в ГИБДД», — уточнил эксперт в области фотофиксации.
Угон автомобилей за границу
За счет быстрого отклика, который можно получить при вводе госномера угнанного автомобиля, проще будет найти машины, которые перегоняют за рубеж, считают эксперты.
«Угнанные автомобили часто пытаются перевезти в Казахстан, немного реже — в Беларусь, — уточнил Кусов. — Если быстро среагировать, то можно отследить направление, в котором движется машина, и вовремя пресечь переход границы», — сказал Кусов.
Автомобили-двойники
Потенциал «Паутины» позволяет вычистить автомобили-двойники по всей стране — именно за счет доступа к камерам во всех регионах, уверен Кусов. Это когда, например, водитель в Хабаровске получает данные о госномере из Москвы, меняет номера, и все штрафы из Хабаровска начинают приходить ничего не подозревающему жителю другого города. Сейчас, по словам Кусова, розыск таких двойников организовать сложно, так как двойник еще может перемещаться между регионами.
«Автовладелец может пожаловаться на двойника, рассказать, что даже не выезжал в регион, откуда пришли штрафы. И это легко проверить при помощи «Паутины», — говорит эксперт в области фото-видеофиксации. — Еще легко, забив этот скомпрометированный госномер, выяснить, где еще отжигает двойник. Дальше остается только его отследить и задерживать».
При этом Кусов объяснил, что выявить всех двойников можно и без жалоб — просто в автоматическом режиме, поставив такую задачу перед нейросетью и постепенно прогнав по этому параметру всю базу. До того момента, как «Паутина» заработает по всей стране, по мнению эксперта, это было практически невозможно.
Как уточнил эксперт, злоумышленники часто отслеживают пожилых автовладельцев, которые не выезжают за пределы своих регионов.
«И получается, что такой дедушка сидит под Тулой, а на его номерах ездят еще 5-6 автомобилей по всей стране, — привел пример Кусов. — Теперь же абсолютно все номера можно проверить на задвоенность и наличие дублей. Можно потихоньку скармливать системам эти номера. Система сможет выявить такие случаи, когда, например, в Московской области и в Кемеровской области ездят автомобили с одинаковыми номерами. Инспекторам останется только задержать каждый автомобиль и выяснить, кто из них двойник», — привел пример эксперт.
В свою очередь генеральный директор компании «Астралаб» Сергей Ласкин рассказал о других случаях, когда некоторые водители изготавливают полные копии автомобилей и даже перебивают VIN-номера.
«Получается, что инспекторы могут даже не догадываться о том, что документы на нее поддельные. «Паутина» решает эту проблему глобально — все грузится в единый центр, и дубли номеров легко проверить. При этом система может сработать, если один и тот же номер зафиксировали в похожее время в разных частях одного города или разных регионов», — объяснил Ласкин.
Госномера с еще невышедшими сериями
Также с помощью «Паутины» можно будет выявлять так называемые номера из будущего — с действительными сериями, которые просто еще не выходили в обращение. Доступ к этой информации мошенники получают, используя свои связи в ГИБДД, привел пример еще одной потенциальной функции «Паутины» представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов.
«Обычный инспектор ГИБДД не знает, номера какой серии еще не вышли в обращение, и даже при проверке документов может не обратить на это внимание. Если с документами все отлично, то инспектор может и не полезть в базу данных, чтобы перепроверить номера. И поедет такой товарищ дальше, — объяснил эксперт. — А «Паутина» может среагировать на странную цифро-буквенную комбинацию, которая еще не выходила. И дать сигнал на посты. То же самое и в случае, если автомобилист решит просто указать на табличке несуществующий госномер».
Кражи и другие преступления
«Паутину» можно использовать и для других преступлений, не связанных напрямую с автомобилями. Например, при раскрытии краж.
«Вот обокрали квартиру в Москве, — привел пример генеральный директор компании «Астралаб» Сергей Ласкин. — «Паутина» фиксирует все автомобили, которые были в этом районе в момент преступления. Да, их может быть тысячи, и выборка не показательна. Но вот преступление повторяется уже в другом конце Москвы — мы снова сверяем номера. Потом в третий и четвертый раз — если все это время камера фиксирует наличие одного автомобиля, это повод к нему присмотреться».
Камеры сплели паутиной
МВД перевело центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД на новое программное обеспечение под названием «Паутина», сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-центр МВД.
«Паутина» довольно давно используется для предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с хищением или угоном транспортных средств, а также для розыска машин. Но до недавнего времени работала только в нескольких регионах, в том числе в Москве и Московской области. «Российская газета» уже рассказывала об этой системе. Что же она собой представляет? По сути, это просто специальная программа, которая очень умно анализирует поступающую информацию о движении транспорта, используя принцип: автомобиль не может появиться ниоткуда и исчезнуть в никуда. Причем эта программа может выполнять сотни тысяч задач одновременно. А информацию она получает со всех камер наружного наблюдения, а не только с комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений.
Она распознает марку автомобиля. Также она может отыскать машину лишь по части номера, причем распознает и проверяет по федеральным базам все типы регистрационных знаков, в том числе иностранные. Способна вычислять движение автомашин-«двойников» на территории России. Впрочем, многие способности системы по понятным причинам не разглашаются.
За месяцы, а тем более годы эксплуатации автомобиля вырабатываются определенные маршруты его движения, если, конечно, он не используется в качестве такси или каршеринга.
Корреспондент «РГ» лично в этом убедился, проверив движение своего автомобиля, когда тестировалась возможность системы отслеживать нетипичное поведение. Если маршрут отличается от стандартного, это может быть сигналом к тому, что машину надо остановить и проверить.
В общем, за время эксплуатации системы с 2012 года количество угонов в Москве и области снизилось с 12 тысяч машин в год до 1,6 тысячи. Выросла раскрываемость подобных преступлений. Полноценное покрытие хотя бы Центрального федерального округа позволит еще более эффективно отыскивать такие машины.
А уж если к системе подключатся все регионы, то найти угнанный автомобиль перестанет быть проблемой.
Также предполагается, что эта часть этой системы войдет в систему электронного обжалования штрафов, которая должна заработать с 1 сентября этого года.
Напомним, что ошибочные штрафы можно будет обжаловать в электронном виде через портал Госуслуг. Правда, для начала придется верифицировать свою подпись на этом портале. «Паутина» позволит достоверно установить, ошибочно выписан штраф или нет.
Заявления будут распределяться с помощью нового программного обеспечения с портала Госуслуг в нужный ЦАФАП.
МВД запустило систему «Паутина» для розыска авто и обжалования штрафов
Министерство внутренних дел запустило на территории Центрального федерального округа (ЦФО) систему «Паутина», которая позволяет полицейским отслеживать угнанные и покинувшие место ДТП автомобили. Также этот софт будет использован для обжалования штрафов водителями, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу МВД.
Как сообщили в ведомстве, полиция перевела центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД в ЦФО на новое программное обеспечение под названием «Паутина». Ранее эта система использовалась только в Москве и Подмосковье. По информации издания, до конца года «Паутину» внедрят в большинстве регионов России.
Несколько источников, знакомых с работой системы, рассказали «Коммерсанту», что благодаря «Паутине» полицейские, например, из Воронежской области уже сейчас могут отследить путь автомобиля, который был угнан или уехал с места ДТП, до границ Тверской области. До этого, как отметил один из собеседников издания, полиция могла получить из системы только фотографию машины в момент нарушения ПДД, однако теперь ей доступны для анализа фото всех проездов транспортного средства.
Полицейским стали доступны и снимки, которые по тем или иным причинам были отбракованы, не превратившись в «письма счастья». По словам источников, «Паутина» не позволяет стереть какие-либо снимки из системы — даже отбракованные кадры можно поднять из архива.
Собеседник издания сообщил, что компоненты «Паутины» в перспективе станут частью системы электронного обжалования штрафов в рамках портала «Госуслуг». Заявления об обжаловании будут поступать с портала в «Паутину» и оттуда распределяться в ЦАФАП для обработки. В настоящее время разрабатывается постановление правительства с описанием этой процедуры.
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) сообщили «Коммерсанту», что за пять лет применения системы в Москве и области раскрываемость преступлений в целом повысилась, а ежегодное количество угонов сократилось с 8,7 тыс. до 1,6 тыс. В центре отметили, что внедрение «Паутины» в ЦФО нужно для повышения безопасности, поскольку в округе проживают больше 39 млн человек, которые владеют 28% от всех автомобилей в стране.