что такое сенсорная комната для детей
Сенсорная комната: что это и для чего нужно?
У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).
Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.
Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.
Сенсорная комната — что это?
Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.
Классификация стимулов
Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.
Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.
Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.
Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.
Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.
Виды сенсорных комнат
Релаксационная сенсорная комната
Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.
Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.
Активационная сенсорная комната
Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.
Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.
Для чего нужна сенсорная комната?
Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить:
Где и как применяются сенсорные комнаты?
В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.
В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.
В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.
В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.
Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.
Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2–4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.
Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.
Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты
Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.
Заключение
Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.
Сенсорная комната в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Матакова Светлана Александровна
Сенсорная комната в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Сенсорная комната как среда для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возрастаиспользуется нами в следующих целях:
• для развития у детей эмоциональных ощущений в комплексе с формированием сенсорно-перцептивных представлений о цвете, форме, звуке, движении и т. п. ;
• для организации эмоционально насыщенного общения детей и родителей, практического игрового взаимодействия;
• для развития двигательной и познавательной активности, обогащения сенсорного и тактильного опыта;
• для возможности преодолеть страх новизны и самостоятельно обследовать окружающие предметы;
• для диагностики особенностей развития и выявления детей с потребностями, требующими квалифицированной помощи;
• для проведения развивающих занятий.
Специалистам известно, что успешность физического, умственного, речевого и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Сенсорное восприятие предполагает развитие всех видов восприятия ребенка
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности, поскольку в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.
Период раннего детства является важнейшим этапом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие траекторию дальнейшего развития человека.
В этот период формируются такие ключевые качества как познавательная активность, речь и общение, доверие к миру, творческие возможности, общая жизненная активности и многое другое.
• Малыши до 2–4 лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и окружающие предметы, движения, звуки для них гораздо более сильные побудители, чем значение слов взрослого.
• Кроме того, дети раннего возрастаотличаются эмоциональной неустойчивостью: они быстро переходят от бурной радости к отчаянию или от полной открытости к замкнутости и напряжению.
• Для детей раннего и младшего дошкольного возраста характерна слабость нервных процессов и быстрая утомляемость, поэтому необходимо часто менять виды деятельности в сенсорных комнатах.
В результате занятий в специально оборудованной среде темной и светлой сенсорной комнатыребенок овладевает способностью обучаться: воспринимать, понимать, запоминать и воспроизводить действия с дидактическим материалом.
Пребывание в сенсорной комнатеоказывает интенсивное комплексное воздействие на все анализаторы: зрение, слух, тактильный и проприорецепторный. При работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать не только возрастные психофизиологические и индивидуальные особенности каждого ребенка, важно также гармонично распределять и дозировать нагрузку на центральную нервную систему
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Для каждого ребенка общение в сенсорной комнате являются откликом на его внутренне стремление к полноценному развитию. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционная среда и окружение ребенка.
Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста
Елена Кузнецова
Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста
РОЛЬ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Программа развития детей дошкольного возраста предусматривает различные виды стимулирующего воздействия. Особенно важно, чтобы ребенок активно участвовал в этом процессе, а непосредственно образовательная деятельность по освоению двигательных навыков,
развитию мотивации, осознанных волевых усилий была посильной, усложнялась постепенно и доставляла ребенку удовольствие.
Все, что окружает дошкольников с самого раннего возраста – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у них интерес. Они любят исследовать новые предметы,экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность ребёнка дошкольного возраста, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать
правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес дошкольников к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать их любознательность.
Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки.Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн»,
«сухой душ» — способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки.
Создание сенсорной комнаты и периодический, многократный (до 2 раз в неделю и более) режим пребывания ребенка в этой комнате позволяют решать задачи его развития.
Перечень оборудования сенсорной комнаты
1. Мягкое напольное покрытие.
4. Напольные сенсорные дорожки.
5. Ребристый мостик.
6. Дидактическое дерево
7. Центр тактильности.
8. Центр рисования песком.
9. Центр развития мелкой моторики.
11. Музыкальный центр + набор дисков и музыка на флешке.
12. Мягкие подушечки.
13. Набор «Узнай звук».
14. Аромонабор «Знатоки ароматов».
15. Магнитная доска
16. Набор тактильных мячиков.
17. Набор геометрических тел.
18. Дидактическое одеяло.
ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ.
Оборудование комнаты создавалось с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) и вестибулярных рецепторов.
В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата а также релаксации.
Повышение интереса, движение и познание — вот ключи к развитию детей. Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий. Кроме того, сенсорная
комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.
Большое внимание было уделено механической стимуляции подошвы ног детей. Ведь подошва стопы — это скопление активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами, и специалисты рекомендуют как можно чаще ходить босиком на природе.
С этой целью в сенсорной комнате была создана зона, которая позволяет ребенку пройти босиком по
камешкам, по короткой жесткой поверхности и т. д., ощутив рецепторами стопы твердость и мягкость, гладкость и шероховатость, тепло и холод поверхностей дорожки.
Все виды оборудования представлены на фотографиях и изготовлены в основном из подсобного и утилизированного материала:
списанной мебели, детских и поролоновых матрасов, подушек, искусственной кожи и винила, дерева и тканей разной фактуры.
Оформление интерьера, цвет оборудования, подбирались с
учетом их воздействия на психическое здоровье ребенка. Стены окрашены в спокойный салатовый цвет.
В оформлении использованы голубые и синие, желтые и белые, салатовые и зеленые тона.
1. Мягкое напольное покрытие (ковёр с мягким длинным ворсом). расположено на полу и покрыто набором цветных подушек.
2. Сухой бассейн удовлетворяет потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения.
Размеры бассейна; длина — 2,5 м; ширина — 1,5 м; высота —
Сухой бассейн – стационарный, приобретён в фирме «Аконит»
(г. Москва) без пластмассовых шариков наполнителей. Вместо них мы предлагаем приобретать массажные мячи различного диаметра. Их проще обрабатывать, они более функциональны и несут не меньшую нагрузку для развития восприятия цвета, чем обычные пластмассовые шарики.
Мы пополняем бассейн постепенно, варьируя величину мячей и их цветовую гамму.
3. Напольные сенсорные дорожки, воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, способствуют профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают оздоровительный эффект.
Напольные сенсорные дорожки состоят из 4 следовых дорожек разной функциональности, большой массажной дорожки, циновки с различным покрытием и мягких прямых и волнистых дорожек.
Материал следовых дорожек: линолеум и самоклеящаяся плёнка разных цветов.
Основание мягких дорожек – поролон (5 см.) и ткань – плащёвка.
4. Дидактическое дерево помогает в развитии понятийной базы дошкольников, закрепляет представления детей о сезонных изменениях в природе и развивает мелкую моторику.
Основа дерева – поролон (2 см., покрытый сверху цветным габардином. Сопутствующий дидактический материал изготовлен из картона, различной по фактуре ткани, и приобретён в магазинах сувениров.
5. Центр тактильности способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения, что, в свою очередь, способствует развитию когнитивной сферы детей.
Центр включает в себя множество предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование их поверхности, создавая опыт тактильных ощущений. К ним дети обращаются снова и снова, забавляясь и наслаждаясь.
Сюда входят: д/и «Найди пару» (с рыбками, Д/и «Чудесный мешочек» с набором различных предметов, которые постоянно меняются и обновляются, д/и «Мир меняет цвет», «Загадочные коробочки» и т. д.
6. Центр рисования песком развивает фантазию, творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психоэмоциональное состояние дошкольников.
В его основе 2 стола, изготовленных из старой мебели, с набором дидактических материалов (совочки, формочки, камешки, шарики разной фактуры, шпатели и т. д.). Солы оборудованы подсветкой, что даёт дополнительные сенсорные впечатления детям.
7. Центр развития мелкой моторики в основном представлен традиционными мозаиками, кубиками и пирамидками разных форм. Однако и здесь есть пособия, которые изготовлены педагогами самостоятельно.К ним относятся: дидактическая панель, торт, дидактическая черепаха.
Как известно, истоки таланта лежат на кончиках пальцев, поэтому развитию мелкой моторики мы стараемся уделять как можно больше внимания.
9. Дидактическое одеяло способствует развитию познавательных процессов, тактильных ощущений, мелкой моторики, восприятия и воображения.
Изготовлено из старого байкового одеяла, обшитого тканью и старых мягких игрушек. Игрушки набиты различными наполнителями и пришиты к одеялу. Внутри фасоль, грецкие орехи, целлофановые пакеты и т. д.
10. Магнитная доска предназначена для экспериментирования с магнитами и рисования мелом. У нас она стационарная, приобретённая при открытии ДОУ. Однако, можно сделать такую доску и самостоятельно несколько меньших размеров. Её функциональность от этого совершенно не пострадает.
Благодаря тому, что мы сумели организовать сенсорную комнату в нашем детском саду, у наших воспитанников появилась возможность обогатить мир тактильного восприятия и сенсорных впечатлений.
Игры для развития мелкой моторики Данная программа направлена на развитие мелкой моторики детей младшего и среднего дошкольного возраста. Отражает эффективные подходы к комплексному.
Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.