что такое сайдчейн в музыке
Сайдчейн
Содержание
Устройство [ править ]
Сайдчейн широко применяется в устройствах динамической обработки сигнала: компрессорах, экспандерах, гейтах.
Хотя под сайдченом понимается любое управление параметром с помощью боковой цепи, в настоящее время термин сайдчейн используется для обозначения сайдчейн компрессии.
Сайдчейн компрессия [ править ]
Сайдчейн может использоваться для управления уровнем сигнала таким образом, что, когда внешний сигнал усиливается, компрессор также сильнее начинает сжимать сигнал, проходящий через него, уменьшая его громкость. Это очень часто используется диджеями для автоматического подавления громкости музыки при разговоре. Сигнал с микрофона диджея направляется на боковую цепь (сайдчейн) компрессора, чтобы всякий раз, когда диджей начинает говорить, компрессор снижал громкость музыки, проходящей через него. В данном случае голос диджея будет управляющим сигналом.
Стерео компрессоры без sidechain входа могут быть использованы в качестве моно компрессора с sidechain входом. Управляющий сигнал, или sidechain сигнал, подаётся на левый вход стерео-компрессора, а сигнал, который должен быть сжат, проходит через правый канал. Этот метод не следует путать с параллельной компрессией.
Использование [ править ]
Кроме вышеописанного использования диджеями, сайдчейн компрессоры также очень часто используют для решения конфликтов, особенно в низкочастотном спектре. Как правило, управляющим сигналом является бочка, а обрабатываемым (подавляемым) — бас. В момент звучания бочки звук баса приглушается, тем самым бас не мешает бочке. Следовательно, бочка звучит чётче. Таким образом, получается своеобразный качающий (pumping) эффект, пример которого можно услышать в композициях Benny Benassi.
Боковая цепь эквалайзера может быть использована для уменьшения в определенном частотном диапазоне уровня сигнала, который является слишком громким: такой эквалайзер может выступать в качестве деэссера, сокращая уровень вокального шипения в диапазоне 6-9 кГц. Деэссер помогает снизить уровень высоких частот речи, которые, как правило, нежелательны (например, на грампластинках и FM радио).
Side-chain компрессия
Этап аранжировки
Предположим, вам нравится, как звучит кик сам по себе, но он недостаточно “пробивает” микс. У вас нет запаса громкости, чтобы поднять кик. Если вы его поднимите, придется лимитировать микс так сильно, что он зазвучит ужасно или придется делать тише остальные элементы. Так что делать? Почему кик теряется в миксе, если он звучит нормально сам по себе?
Иногда нужно, чтобы звуки смешивались и играли вместе, но чаще хочется, чтобы отдельные элементы звучали отдельно. Кик определенно пробивается через микс вместо того, чтобы смешиваться с остальными звуками.
Кик занимает много места в частотном спектре:
И это не говоря уже о дисторшене, когда образуются “песочные” гармоники выше каждого из этих регионов. Из этого следует, что кик содержит нужный контент в преобладающей части частотного спектра.
Что с этим делать?
Помните базовые методы борьбы с маскировкой:
Как это сделать?
Сначала повесим компрессор на канал с басом. Затем переключим его в режим sidechain и выберем канал с киком в режиме pre-FX.
Начинайте с короткой атаки (10 ms), короткого релиза (50 ms) и достаточного ratio (5:1). Затем проиграйте часть композиции, где бас и кик играют вместе. Установите threshold так, чтобы получать 6 dB компрессии баса во время удара бочки.
Еще пара слов о сайдчейне
Применяйте легкую компрессию для натурального звучания. Если Sidechain-компрессия тонкая, бочка пробивается без ущерба звучанию баса.
Применяйте и грубую компрессию. Кроме эффекта освобождения бочки, сайдчейн окрашивает микс современным звучанием.
С сайдчейном трек звучит волнующе. Когда вы слышите громкую музыку (концерт или клуб), слух использует природное «лимитирование» для защиты. Это лимитирование срабатывает на громких частях, например на бочке. Sidechain-компрессия воссоздает этот эффект так, что прослушивая тихий микс, вам покажется, что вы слушаете громкую, экспрессивную музыку.
И еще кое-что.
Предположим, у вас играет длинный луп, состоящий из трех простых частей: кик, играющий первым тактом, малый барабан на третьем и синтезаторный бас, играющий длинную, устойчивую ноту во всем лупе. Само по себе это звучит скучно.
Здесь присутствует много вариантов для оживления партии с помощью обычного сайдчейна. Связка баса с бочкой положительно скажется на созвучии баса с малым барабаном. А если связать бас с малым барабаном, получится эффект раскачки барабаном в центре лупа.
Это полезные техники, но они не выходят за рамки банальности. Слушатель интуитивно поймет, как связаны элементы.
В конце настройте компрессор на басе, подав на вход «призрачный» канал, который вы только что сделали. И вот, бас «плавает», отвечая на грув записанной тройки. В лупе появляется неслыханный ранее ритм.
Попробуйте сайдчейн-компрессию в своем следующем миксе и она вам понравится. Задавайте вопросы об этой технике в комментариях и приводите в пример ваши любимые треки с «тяжелой» сайдчейн-компрессией!
Sidechain: принцип и реализация
Что такое сайдчейн и для чего используется в саундпродакшнe
Метод, который мы сейчас знаем как sidechain, перекочевал в электронную музыку из студий, где записывалась рок-музыка ещё во второй половине XX века. Но экскурса в историю не будет, мы рассмотрим подробнее что это за приём, для чего используется продюсерами и как реализуется современными средствами работы со звуком. Итак,
Что такое сайдчейн и для чего используется
Sidechain — это решение частотных конфликтов средствами, отвечающими за динамику. Говоря простым языком, при одновременном воспроизведении двух схожих по частотным характеристикам инструментов, амплитуда одного из них уменьшается. Автоматически или в ручном режиме.
Ручной режим означает, что в нём мы понижаем в нужных местах громкость одного из инструментов с помощью LFO или автоматизации. Ты вряд ли будешь использовать данный способ, поэтому подробно на нём останавливаться не вижу смысла
Самый распространённый в современной танцевальной музыке случай применения классического сайдчейна — связка пары «бочка-бас». Поэтому реализацию данного приёма подробно разберём именно для данной ситуации.
Реализуем sidechain-эффект на примере Ableton Live
Допустим, мы нарулили офигительные бочку и бас, которые в сумме дают кашу на низких частотах, а попытки эквализации убивают тембры и общую энергию нашей пары.
Первое что необходимо сделать — понять какой инструмент будет подавляться, а какой подавлять. В нашем случае логично подавлять бас ударами бочки. Поэтому добавляем (если его не было) на канал с басом компрессор, раскрываем у него блок sidechain и выбираем в качестве управляющего сигнала канал бочки:
Слушаем как теперь звучит наша пара вместе и при необходимости проводим более тонкую настройку компрессора до максимально классного звучания.
Это хрестоматийный, но далеко не единственный пример использования сайдчейна в современной музыке.
«Не баг, а фича»
Решение частотных конфликтов не единственная область применения sidechain. Управление динамикой одного инструмента другим открывает необъятное поле для экспериментов. Так, например, часто можно услышать как бочкой продюсеры придавливают хвосты реверберации, синтезаторные подклады или просто белый шум. Этот ход создаёт интересный накачивающий эффект, при котором возникает ощущение общего движения в миксе.
Ну вот теперь, похоже, ты знаешь всё о принципах и целях использования сайдчейна.
Немного о Sidechain-компрессии в FL Studio с примером
Пост о принципе работы сайдчейн компрессии. В будущем, возможно, буду ссылаться на него.
В комментах будет на архив с проектом. Бонусом закинул набор плагинов Fabfilter.
В примере будет стандартная FL’овская бочка, бас-луп в 1 такт и компрессор. Но для начала.
Я чаще всего использую сайдчейн для контроля уровня баса при ударе бочки, но также можно использовать для контроля любых инструментов. Например, можно распределить приоритет инструментов, уменьшив комплексный пик; сделать потише гитары или часть микса во время пения. Также этот способ незаменим в электронной музыке, т.к. создаёт пампинг, эффект кача и грува. На примере пампинг-эффекта и будет идти речь.
Подключение дорожек к компрессору.
Вешаем бочку и бас на разные каналы в микшер, грузим компрессор на свободный канал, в моём случае это Send 1.
Далее отправляем сайдчейном бочку на канал с компрессором, это наш Управляющий сигнал и звучать на Send 1 он не будет, в отличии от баса, который также отправляем в Send 1, но снимаем с Мастер канала.
Далее открываем наш плагин. Обычный компрессор со стандартными для него регуляторами. Для работы с сайдчейном жмём кнопку Expert. Если всё распределено правильно, то при запуске бочки в соло, звучать будет только Мастер-канал, а на компрессоре будет работать только осциллограф.
Далее идёт работа как с обычным компрессором.
Громкость баса уменьшается на величину, заданную значениями Ratio и Threshold. Ставьте любые значения, посмотрите как работает.
Кнопка Audition позволяет прослушать наш управляющий сигнал. Фильтр чуть выше обрезает сигнал по определённым частотам.
На этом всё. Надеюсь, что донёс принцип работы сайдчейна до тех, кто этого, возможно, не знал.
Лига музыкантов
1.6K поста 4K подписчиков
Правила сообщества
Пользую «родной» Fruity Limiter, его быстрее настраивать.
Спасибо. Было интересно.
«Кровь» из ушей. Звукореж.
С наступающим новым годом товарищи Звукорежиссеры.
Шумим в коммерческой недвижимости, ч.2
Если кратко: я владелец студии звукозаписи/репбазы в коммерческом здании, я такой не один а нас трое на этаже, принадлежащем полностью одному владельцу, этаж над нами принадлежит другому человеку и его арендовали под хостел и пошло-поехало. Разгорается скандал и мы даже получаем угрозы от местного депутата=)) Более подробно ниже)
Проходит где-то недели полторы и вернувшись из полудневной поездки по делам в Москву, я решаю заскочить на студию днем, немножко поиграть на барабанах (не умею, но нравится)).
Буквально через час на этаж приехал представитель В., которому мы передали всю информацию о сложившейся ситуации. В тот же день он позвонил и сказал, что с у В. и Д. давняя вражда, и мы с хостелом находимся в равных правах и мы можем работать как и ранее, а хостел должен сам решать свои проблемы с шумностью, так как в законе ограничений нет.
Получилось длинно, но без картинки было бы скучно, потому прикрепляю старое фото репетиционной комнаты.
Что такое SideChain?
Side-Chain (в переводе с английского – боковая цепь) – это процесс управления параметрами какого-либо прибора с помощью управляющего сигнала другого. Чаще всего это понятие используется для определения процесса Side-Chain компрессии.
Side-Chain компрессия – это процесс управления компрессией с помощью управляющего сигнала. В качестве управляющего сигнала, обычно, используется бочка (Kick), а управляемым параметром является threshold (порог срабатывания). Проще говоря, значение threshold изменяется в зависимости от амплитуды колебания сигнала бочки.
Для начала давайте представим весь процесс Side-Chain компрессии в виде схемы.
А теперь рассмотрим процесс Side-Chain компрессии на конкретном примере.
Давайте воспользуемся возможностями программы Cubase 5 и её штатного компрессора.
Создание эффекта Side-Chain в Cubase 5
1. Запускаем программу Cubase 5 и создаем новый проект
2. Нажимаем правой кнопкой мыши в поле для треков и выбираем пункт Add Instrument Track. Создаем инструментальный трек с каким-нибудь синтезатором. Я выбрал для этой цели плагин Sylenth1.
3. Открываем панель инструмента, выбираем нужный нам пресет и подстраиваем его под себя.
4. Прописываем какую-нибудь не сложную партию (просто для наглядности) в Key Editor
5. Теперь повесим стандартный плагин Compressor в слот Insert обработки для Sylenth1.В левой панели раскроем список Insert каналов и вставим туда плагин.
6. Создадим управляющий сигнал. Для этого откроем Sound Browser (F7) и выберем сэмпл бочки. Нажмем на нем два раза левой кнопкой мыши, затем в окне Import Options нажмем Ок и тем самым создадим в проекте Audio Track бочки.
7. Отключим музыкальный режим и подгоним бочку под темп. Для отключения музыкального режима, кликаем два раза левой кнопкой на семпле бочки и нажимаем клавишу с изображением нотки.
8. Раскопируем сэмпл бочки и объединим результат в луп. Для этого выберем все элементы, зайдем в пункт меню Audio – Bounce selection и нажмем клавишу Replace.
9. Копируем получившийся луп
10. Отключаем выход для управляющего трека (Kick). Выбираем пункт No Bus.
Теперь бочка будет работать лишь как сигнал для управления параметром threshold (мы не будем слышать её звук).
11. Заходим в каналы Send обработки для Kick, в одном из слотов выбираем пункт Side-chains, включаем его и устанавливаем уровень в раёне 0 дБ. Также есть смысл, для удобства, активировать режим Pre Fader.
12. Слушаем результат
Очевидно, что в момент удара бочки уровень громкости пэда несколько уменьшается, что приводит к созданию эффекта раскачки.
В электронной музыке эффект Side-chain очень часто используется на пэдах, лидах и, конечно же, на басах, что создает дополнительный грув. Кроме того, используя Side-Chain, продюсер может разделить бочку и бас, чтобы они не мешали друг другу.
Хочется также сказать, что в рамках данной статьи был рассмотрен пример управления параметром threshold (Side-chain компрессия). Однако это не является аксиомой. Возможны и другие варианты. Например, использование фейдера громкости или других параметров. Суть остаётся той же.