что такое руль направления в самолете
Руль направления
Руль направления — орган управления самолёта, расположенный в хвостовом оперении и предназначенный для управления самолётом относительно нормальной оси (то есть при помощи руля направления изменяется угол рыскания).
Представляет собой подвижную вертикальную плоскость, крепящуюся к килю.
Воздействие на руль направления осуществляется посредством нажатия на педали, расположенные в кабине пилота.
Руль направления на тяжёлых магистральных лайнерах используется, в основном, для корректировки курса на разбеге и пробеге.
В то же время на сверхзвуковых самолётах при больших скоростях полёта радиус разворота получается слишком велик, поэтому в канал крена вводят так называемый «перекрёстный сигнал по курсу». При этом с вводом самолёта в крен поворотом штурвала (отклонением РУС) одновременно с отклонением элеронов на некоторый пропорциональный угол отклоняется и РН.
При развороте с креном любой самолёт стремится к потере высоты, поэтому лётчику (или автопилоту) необходимо компенсировать возникающий пикирующий момент пропорциональным отклонением колонки штурвала (руля высоты) на себя.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Руль направления» в других словарях:
руль направления — Ндп. руль поворота Подвижная часть вертикального оперения, предназначенная для управления самолетом относительно вертикальной оси. [ГОСТ 21890 76] Недопустимые, нерекомендуемые руль поворота Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и… … Справочник технического переводчика
РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ — (Vertical or steering rudder) вертикальный руль, располагаемый в хвостовой части самолета и предназначенный для поворачивания самолета в горизонтальной плоскости. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… … Морской словарь
Руль высоты — Движение самолёта при использовании рулей высоты Руль высоты аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси. Руль высоты представляет собой подви … Википедия
РУЛЬ — (гол., от нем. Ruder). 1) правило, род весла, приделываемого к судну, с задней части и служащего для направления судна в ту или иную сторону. 2) в сахароварном деле: размешивание сиропа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка
РУЛЬ — РУЛЬ, руля, муж. (от голланд. ruer, букв. колесо). 1. Приспособление для управления ходом водного или воздушного судна (мор., авиац.). Право руля! или лево руля! (морская команда). Руль высоты. Руль глубины (авиац.). Класть руль или руля (см.… … Толковый словарь Ушакова
Руль — Руль устройство для поворота и удержания направления движения различных транспортных средств. Судовой руль устройство, служащее для удержания судна на курсе и его поворота на ходу. Руль в авиации см. Воздушный руль, Газовый руль … Википедия
РУЛЬ — (1) воздушный устройство, обеспечивающее управляемость и устойчивость летательного аппарата в полёте и предназначенное для изменения по воле лётчика (или (см.)) аэродинамических сил, действующих на летательный аппарат. Различают следующие Р.: а)… … Большая политехническая энциклопедия
РУЛЬ — (от голландского roer), устройство или элемент системы для поддержания или изменения направления движения безрельсовых колесных машин, судов, летательных аппаратов … Современная энциклопедия
Руль — (от голландского roer), устройство или элемент системы для поддержания или изменения направления движения безрельсовых колесных машин, судов, летательных аппаратов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РУЛЬ — Вывернуть руль. Жарг. спорт. Сломать нос. Максимов, 74. Осиновый руль. Новг. Шутл. Подойник. НОС 7, 23. Потерять руль. Жарг. мол. Шутл. Сойти с ума. Максимов, 335. Руль бестолковый. Горьк. Бран. О глупом, несообразительном человеке. СРНГ 35, 257 … Большой словарь русских поговорок
747. Органы управления
Элероны
Штурвал имеет две оси. Первая ось – влево/вправо – позволяет управлять КРЕНОМ (Roll) самолета, поднимая и опуская ЭЛЕРОНЫ (Ailerons).
Элеронов на каждом крыле по 2 штуки, и на малых скоростях они работают все. Элероны, которые находятся ближе к кончикам крыльев (outboard) – на высоких скоростях не используются.
У всех органов управления, включая элероны, есть инструменты настройки – триммеры. Например, вы вдруг заметили, что самолет все время заваливается влево. Причин тому может быть тысяча.
Компенсировать это отклонение и выровнять ваше судно можно с помощью триммера элеронов.
Одновременно нажимайте верхний и нижний переключатели в сторону RIGHT WING DOWN (правое крыло вниз) и держите до тех пор, пока самолет не выровняется. Выровняли – отпускайте, переключатели сами вернутся в среднее положение. (Правая часть этой панели относится к триммеру руля направления. Об этом ниже.)
Проследить за тем, насколько вы отриммировали элероны можно на верхней части штурвала. Там есть шкала.
Рули высоты
Вторая ось – от себя/на себя – управляет ТАНГАЖОМ (Pitch) самолета, поднимая и опуская РУЛИ ВЫСОТЫ (Elevators).
Рули высоты являются частью стабилизаторов.
Стабилизатор
СТАБИЛИЗАТОР поддерживает устойчивое положение воздушного судна по поперечной оси. Стабилизатор в отличие от крыльев прикреплен к фюзеляжу самолета через ось, а не намертво. Эта ось – ось перекладки стабилизатора – позволяет самолету держать равновесие. Равновесие самолет держит автоматически, однако пилот всегда может вмешаться в процесс.
На рукоятке штурвала есть трехпозиционный переключатель перекладки стабилизатора. Такой же переключатель есть под РУД. А справа и слева от РУД находятся два индикатора положения стабилизатора.
1. Зеленая полоска (Greenband) показывает допустимый диапазон положения стабилизатора для взлета. Зеленую полоску вычисляет бортовой компьютер с учетом данных, которые вы ввели при предполетной подготовке.
2. Граница между черным и белым на этой шкале показывает текущее положение стабилизатора. Эта граница должна быть в зеленом диапазоне.
3. OFF – индикатор неисправен или не запитан.
Такой же индикатор находится со стороны второго пилота.
Если перед взлетом на EICAS появилось сообщение:
>CONFIG STAB
это значит, что стабилизатор не в зеленой зоне.
Руль направления
Педали управляют РЫСКАНИЕМ (Yaw) самолета за счет движения РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ (Rudder).
Если вы на земле нажмете на педаль до упора, то руль тоже повернется до упора. Но когда вы нажмете на педаль в воздухе, то руль будет отклоняться на меньший угол – с учетом скорости. Чем выше скорость, тем меньше угол отклонения руля. Это сделано для того, чтобы не покалечить хвост самолета.
Кстати. Если нажать на педаль носком ноги, то вы будете тормозить шасси – на земле, конечно. Чтобы управлять рулем направления, нужно нажимать пяткой.
Руль направления также триммируется. Управление данным процессом находится там же, где и триммер элеронов (см. выше).
Красноречивые подписи NOSE LEFT и NOSE RIGHT не дадут ошибиться. На шкале показан не угол, а условные единицы – юниты. Чтобы вернуть руль в «нулевое» положение, нужно нажать кнопку CTR.
Демпфер рыскания
YAW DAMPER – это устройство, которое гасит нежелательные и неизбежные колебания самолета по рысканию. Демпфер управляет рулем направления через гидроприводы.
Без него не взлетают. Отключается самостоятельно после касания самолетом земли.
Закрылки
ЗАКРЫЛКИ (Flaps) (1) и ПРЕДКРЫЛКИ (Leading Edge Flaps) (2) увеличивают и меняют поверхность крыла, от чего возрастает подъемная сила на малых скоростях. Это важно при взлете и посадке. Кроме того, при посадке закрылки, выпущенные на большие углы, улучшают управляемость воздушным судном. Даже не улучшают, а делают самолет управляемым и не позволяют ему свалиться в штопор.
На каждом крыле три группы предкрылок, условно разделенные двигателями: внешняя, средняя (между двигателями) и внутренняя (ближе к фюзеляжу). И по двое закрылок.
Закрылки управляются гидравликой, а предкрылки – пневматикой. Пилоту не нужно следить за предкрылками: они выпускаются автоматически вместе с закрылками.
Управление закрылками:
UP – все закрылки и предкрылки убраны.
Положение 5 – все предкрылки выпущены.
Положение 10 и 20 – взлетное положение закрылок.
Положение 25 и 30 – посадочное положение закрылок.
Индикатор положения закрылок находится на EICAS:
Отметка «10» – заданное положение закрылок.
Граница «градусника» – текущее положение закрылок. Оранжевый цвет – закрылки в движении. Зеленый – закрылки в заданном положении.
Когда закрылки убраны полностью, индикатор исчез-
нет с экрана EICAS через 10 секунд.
Напротив пилота находится табличка с запрещенными скоростями. На этих скоростях и выше запрещено выпускать закрылки в соответствующее положение.
Спойлеры
Спойлерами сбрасывают скорость воздушного судна в воздухе и прижимают его к земле при посадке. Это, во-первых.
Во-вторых, в полете спойлеры помогают элеронам управлять воздушным судном по крену.
На каждом крыле по шесть спойлеров, но все они управляются одним рычагом.
Положения рычага спойлеров:
DOWN – все спойлеры убраны.
ARM – положение, при котором спойлеры армируются (взводятся) для того, чтобы после касания земли при посадке поднять их автоматом – и наземные, и воздушные.
UP – все спойлеры поднимаются на максимальную позицию для использования на земле. В воздухе перевести в это положение не получится – рычаг блокируется замком.
FLIGHT DETENT – спойлеры 3, 4, 5 и 6 (на каждом крыле) поднимаются наполовину. Независимо от этого, спойлеры с 1 по 5 будут продолжать помогать вам управлять самолетом по крену.
Если на земле, независимо от того, стоите вы или двигаетесь, рычаг находится в положении ARM, а вы решили перевести РУДы 1 и 3 в положение «малый газ», то рычаг переключится в положение UP и
все спойлеры поднимутся.
Если на земле рычаг находится в положении DOWN, а вы решили перевести двигатель 2 или 4 в реверсное положение, то все спойлеры поднимутся в положение UP.
Если на земле рычаг находится в положении UP, а вы решили дать газу РУДами 1 или 3, то спойлеры уберутся в положение DOWN.
Что такое руль направления в самолете
Легкомысленная подъемная сила
Самолет А на рисунке 2-1 находится в горизонтальном полете.
В этом положении подъемная сила выгодно действует на самолет по вертикали снизу вверх, поддерживая его в воздухе. Разумеется, раз уж подъемная сила может действовать вверх, то может и отклоняться влево или вправо. Результатом такого отклонения и является разворот.
Развороты: Маневры с креном
Ответ: с помощью элеронов.
Теперь я снова завернусь в простыню и побуду Сократом. На этот раз вопрос такой: как, сидя в кабине, определить угол крена в настоящий момент? Вы же не станете возить с собой другого пилота, который только и будет делать, что сообщать вам текущий угол крена. Есть способ и получше.
На рисунке 2-2 изображен авиагоризонт, о котором мы говорили ранее.
Не так уж и сложно, правда? А что если нужен угол крена в 15 или 45 градусов? Взгляните на рисунок 2-3. Вы увидите две белых диагональных линии, расходящихся под углами из средней части авиагоризонта.
Компенсирование силы тяжести и сопротивления
Перед началом полета с инструктором следует узнать еще кое-что.
В авиации нельзя забывать о том, что бесплатно ничего не бывает. Это утверждение особенно верно при выполнении разворотов.
Еще раз взглянем на авиагоризонт и рассмотрим, как с его помощью определить необходимое отклонение джойстика на себя при выполнении разворота.
Рисунок 2-4. Маленький самолетик висит над линией горизонта в горизонтальном полете |
Для удержания высоты в развороте с 15- и 30-градусным креном требуется немного увеличить угол тангажа. Насколько его увеличить? Рисунок 2-5 подскажет.
Рисунок 2-5 |
Использование руля направления
Дополнительные материалы: вредное рыскание
Очевидно, при правом крене необходимо, чтобы нос самолета тоже был повернут вправо, не так ли? Вот здесь и вступает в действие руль поворота (вернее, вступаем в действие мы, управляя движением руля с помощью педалей). Удерживая шарик уклономера в центре, вы противодействуете вредному рысканию. В таком случае говорят, что самолет правильно скоординирован.
В игре Flight Simulator есть функция «Автокоординация». С ее помощью нос самолета автоматически удерживается в правильном положении во время разворота. Даже если у вас нет педалей руля направления, самолет всегда будет правильно скоординирован, т.е. руль направления всегда будет устанавливаться в правильное положение при отклонении элеронов. Разумеется, у настоящих самолетов нет такой функции (хотя некоторые курсанты считают функцией автокоординации своего инструктора). Поэтому если вы решите обучаться полетам на настоящем самолете, вам придется выучить все о руле направления и об использовании педалей.
Понятно, что при отсутствии педалей руля направления или дополнительной оси на джойстике, вы скорее всего будете летать с использованием этой функции. Ведь если ее отключить и позволить самолету болтаться в небесах, то исчезнет восприятие полета.
Управление рулем направления в игре Flight Simulator
Представьте, что в свой день рождения вы открыли коробку с подарком и увидели там оборудование для управления рулем направления. Вы счастливчик! А возможно, на вашем джойстике есть ось руля направления. Попробуйте покрутить ручку вокруг своей оси. Вы быстро все это подключите к компьютеру и только потом спросите себя: «А когда же надо использовать руль направления?» Ответ прост: каждый раз, когда используете элероны (т.е. при выполнении разворота).
Нажатие на правую педаль (см. рис. 2-6, самолет А) заставляет руль направления отклоняться в сторону меньшего давления.
Рисунок 2-6. Компенсирование вредного рыскания с помощью руля направления. |
Вращение хвостового оперения вызывает разворот самолета вокруг вертикальной оси. Нажатие правой педали разворачивает нос вправо. Нажатие левой педали разворачивает нос влево (см. рис. 2-6, самолет B). Удивительно, да?
Наверняка вас сейчас больше всего интересует вопрос, на какой угол отклонить руль направления. Хороший вопрос. На рисунке 2-7 изображен уклономер (его еще называют шариком). Уклономер является частью прибора под названием «индикатор скольжения».
Рисунок 2-7. Индикатор скольжения |
На рисунке 2-8 показан самолет при выполнении разворота.
Рисунок 2-8. Скольжение и снос самолета |
Нос первого самолета повернут «наружу» относительно направления разворота (возможно, из-за недостаточного отклонения руля направления или слишком энергичной работы элероном). Шарик и самолет скользят вправо в сторону центра дуги разворота. Другими словами, необходимо чуть развернуть нос самолета «внутрь» дуги разворота, чтобы разворот стал скоординированным. Отклонение руля направления вправо развернет самолет носом в направлении разворота, при этом шарик вернется в центр (самолет 2).
Нос третьего самолета повернут «внутрь» дуги разворота (возможно, из-за чрезмерного отклонения руля направления или недостаточной работы элероном). Шарик и самолет скользят влево в направлении от центра дуги разворота. Отклонение руля направления влево развернет самолет носом в направлении разворота, при этом шарик вернется в центр.
Вы прекрасно справились с теоретической подготовкой. Щелкните Начать учебный полет для практической отработки изученного материала.
Что такое руль направления в самолете
Из курса конструкции воздушных судов.
Дополнительными органами управления считаются триммеры и закрылки.
Мне приходилось наблюдать в Актюбинске посадку Ил-86, у которого произошел самопроизвольный выпуск закрылков на крейсерской скорости полета. Их просто вырвало с корнем. На стоянке самолет представлял собой ужасное зрелище. Рваные дыры зияли в борту самолета, видимо массивный закрылок в момент отрыва ударил по обшивке фюзеляжа. Из изуродованного крыла торчали тяги и рычаги проводки управления закрылками. К тому же самолет при посадке без закрылков коснулся бетонки на повышенной скорости и полностью “разулся” (сгорела резина шасси), пытаясь затормозить до конца полосы. Остаки-клочья колес висели на голых дисках. Для того, чтобы посадить тяжелый корабль без помощи закрылков, экипаж аварийно сливал топливо в пригородах Актюбинска, уменьшая вес машины. Злые языки говорили тогда, что картошка из отдельных хозяйств еще долго будет пахнуть авиационным керосином. Только высокое мастерство экипажа того ИЛ-86 спасло людей на борту. Так что летные ограничения по скорости выпуска закрылков и шасси, как и все прочие в РЛЭ пишутся не “из пальца”. Вообще отличие авиации от других областей деятельности человека в том, что правила не требуют обсуждения. Их никто не сочинял, их ПРОВЕРЯЛИ. Любая скупая строчка, типа “Закрылки 25
Техника работы рулем направления.
Опции темы
Техника работы рулем направления.
Попробуйте в симуляторе сделать разворот с малым креном, с и без РН, без потери высоты. РН давать НЕ СИЛЬНО! Почуствуйте разницу.
Почему, можно услышать?
Из моего опыта (все это имхо).
Сваливание самолета происходит при избыточном угле поворота рудера. Попробуйте уменьшить расход и поймаете точку где самолет рулит но не сыпется.
Я импользую РН для:
— хождение на ноже,
— небольшая корреткировка курса на горизоталях,
— корректировка на вертикалях
— штопор
— точечные бочки и т.д.
Для поворотов использую элероны, чуть корректируя горизонт виража рудером (если нужно). Хотя выпендрится можно.
Для захода на посадку вообще его в принципе не использую. Т.к. имхо посадка маневр сложный, с ней бы по 2-м каналам совдладать (элероны и РВ).
Опыты с корректировкой ружером траектории посадки были плачевными.
Вот, вот, плюс повисеть, силовая бочка, ну и роллинг харриер, с бочками по кругу.