что такое ротонда в ярославле
Независимое СМИ
об архитектурном
наследии
Зубодробительная реставрация ярославской Ротонды
Фото: 1 сентября, 2018 года
Напомним вкратце, что Ротонда – замечательный памятник зрелого классицизма – весь советский период использовалась по своему назначению: там торговали. Была керосиновая лавка, потом «Спорткульттовары», «Охота и рыболовство». С 2009-го памятник пустовал. В 2010 году Распорядительная дирекция по реконструкции и реставрации заключила контракт на реставрацию на сумму более 22 млн руб., контракт получила компания «Альфарекон». В 2011 году работы были завершены, а спустя еще год в Минкульт пришли следователи. Как сообщалось, «Альфарекон» на самом деле завышал сметы, выполнив работы на 10,5 млн руб., а остальную сумму похитили, распылив по счетам фирм-однодневок. Дело заглохло. Но как бы то ни было, фасадные, инженерные работы были выполнены, была сделана кровля, памятнику хотя бы вернули «товарный вид». Департамент культуры даже лелеял надежды разместить там информационный центр. Но в 2014 году Ротонду продали с аукциона частному лицу. И – как нам сообщили в Управлении Минкультуры по ЦФО – с тех пор идет проектирование, достигнуть консенсуса с собственником не получается. Видимо, не сошлись в терминах: что для одних стоматология – для других зубодробительство. Не иначе.
С активисткой согласен и Юрий Аврутов, вице-президент Национального Комитета ИКОМОС, Россия, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы: «Рассматривая решение реставраторов, задаешь вопрос: ЗАЧЕМ? И не находишь ответа. На штукатурке каменных перемычек – редкие волосяные трещины, не свидетельствующие об аварийном состоянии и угрозе обрушения. Проектная документация (проект реставрации) до настоящего времени не прошла государственную историко-культурную экспертизу и согласование, то есть, в настоящее время нет принятого решения о реставрации оконных проемов. Вспоминается прошлая реставрация «Ротонды Гостиного двора» выполненная в 2010 г., когда снималась штукатурка фасадов, выполнялась реставрация каменной кладки методом инъектирования специальными растворами и тогда состояние надоконных перемычек, их несущая способность не вызывали ни малейшего беспокойства.
И вообще необходимость усиления каменных перемычек первого яруса представляется весьма сомнительной – над проемами первого этажа располагаются арочные оконные проемы второго яруса, разгружающие кладку рассматриваемых перемычек. Даже, если бы и требовалось усиление перемычек оконных проемов первого яруса, то, что мешало до согласования проектной документации установить в оконных проемах временные деревянные подпорки? Остается с сожалением и горечью констатировать факт: непрофессиональными действиями реставраторов «знаковому» городскому объекту, «визитной карточке» Ярославля нанесен ущерб».
Вот как прокомментировал ситуацию Николай Чернышев, руководитель Управления Минкультуры РФ по Центральному федеральному округу: «В последние несколько лет по инициативе собственника на объекте выполняются исследовательские и проектные работы для выполнения комплексной реставрации и приспособления здания. Многочисленные варианты проектных решений для комплексной реставрации и приспособления, предлагавшиеся в предшествующие годы, к сожалению, не выдерживают критики. Представители Управления неоднократно в официальной переписке и в ходе совещаний по сохранению объекта указывали на недостаточную исследованность стилистических и конструктивных особенностей объекта и как следствие необоснованность проектных решений представляемой на рассмотрение документации.
Одновременно техническое состояние объекта на локальных участках стало ухудшаться. На стенах развиваются разнонаправленные трещины, появились вертикальные трещины в зонах оконных перемычек, в оконных блоках возникли деформации связанные, по всей видимости, с перераспределением на них нагрузок от вышележащих конструкций.
В сложившейся ситуации отсутствия документации для комплексной реставрации было принято единственно верное для обеспечения сохранности объекта решение о проведении первоочередных и противоаварийных работ. Работы проводятся на основании выданного Управлением разрешения и соответствующей проектной документации. Разрешение выдано ООО «Изограф» на срок до 1 декабря 2018 г.
В состав работ входит усиление простенков и перемычек дверных и оконных проемов, усиление конструкций стен в местах трещинообразования, вычинка ослабленных участков кирпичной кладки, штукатурка откосов и простенков проемов сложным известково-песчаным раствором.
В соответствии с требованиями федерального законодательства работы по сохранению объектов культурного наследия проводятся при обязательном осуществлении технического и авторского надзора. Управлением в свою очередь запланированы мероприятия по государственному надзору за проведением работ на объекте. В случае выявления нарушений меры реагирования будут приняты незамедлительно».
По нашей информации, представители Минкультуры планируют посетить Ротонду в ближайшее время. Правда «незамедлительным» это уже никак не назовешь.
Фото: Юрий Аврутов, Александра Андреева, Ольга Мазанова
Беседки (ротонды) на набережной Волги и Которосли в Ярославле
Ярославль расположен в месте впадения Которосли в Волгу и самые прекрасные пейзажи можно наблюдать с набережных этих рек. Неудивительно, что еще в XIX веке на берегу Волги были построены две красивые беседки. Одна из них, расположенная на Мякушкинском спуске, сохранилась до наших дней, она является символом Ярославля. Горожане называют ее беседкой Любви — романтический вид и удачное расположение делают ее особенно популярной у молодоженов и влюбленных пар. Здесь любят фотографироваться горожане и, конечно, гости города.
А всего на набережных города четыре беседки, две из них на берегу Волги и две — на берегу Которосли.
Беседка на Мякушкинском спуске
Известно, что в 1823 году в Ярославле побывал император Александр I, обративший внимание на плохое состояние набережных города. По его приказу было выделено 200 тысяч рублей на их благоустройство. На эти средства были выполнены огромные работы по укреплению берегов, посажены липы, установлено ограждение. В 1840 году две деревянные беседки, расположенные на набережной Волги у Мякушкинского спуска и у дома губернатора (теперь это Художественный музей Ярославля) были заменены на каменные.
Беседку на Мякушкинском спуске даже в XIX веке называли храмом дружбы на холме. К сожалению, часто ее путают со второй беседкой — Губернаторской, в которой губернатор по воскресеньям пил чай и угощал им всех желающих. От этой беседки сохранилась лишь площадка, где по традиции, как и в прежние времена, устраиваются концерты духовой музыки.
Беседка любви выполнена в стиле позднего классицизма, в качестве материала использован белый камень и поэтому летом, на фоне листвы, она видна за несколько километров. Невысокий купол ротонды опирается на шесть колонн.
Вторая беседка на набережной Волги расположена несколько выше по течению, напротив нарядного здания, построенного в 1860 году, в котором разместилось женское духовное училище, а сейчас расположено Управление СЖД.
Беседки на набережной Которосли
Одна из беседок на набережной Которосли построена на Стрелке в 1985 году к празднованию 975-летия основания Ярославля. Ротонда выполнена по образцу беседки любви на Мякушкинском спуске, ее невысокий купол опирается на восемь колонн.
Вторая небольшая беседка находится на набережной Которосли рядом с гостиницей Юбилейная.
Беседки (ротонды) на набережной Волги и Которосли — это места романтических встреч, где влюбленные целуются и загадывают желания, откуда открывается прекрасный вид на речные просторы и достопримечательности Ярославля. Если у Вас будет свободное время, обязательно прогуляйтесь по набережной и полюбуйтесь великолепными пейзажами.
СТАРЫЙ ГОСТИНЫЙ ДВОР
в Ярославле
Дом жилой с лавками ( ул. Нахимсона, 16) — единственное сохранившееся здание ансамбля Гостиного двора постройки конца XVIII века. Памятник федерального значения.
Памятник находится в заповедной зоне Ярославля с культурным слоем XIII — XV в.в. Расположен в строчной квартальной застройке одной из исторических радиальных улиц ( до 1918 — Большая Рождественская, в советское время — Большая Октябрьская, с 1984 — Нахимсона), связавших в XVIII в. административный центр с торговой частью города.
История памятника
Согласно историко-топографическим сведениям, в XVI — XVII вв. на этой территории располагались « дворовые места Сретенской сотни». Рядом находился пограничный земляной вал ( в настоящее время на месте земляного вала проложена ул. Первомайская).
На дорегулярных планах 70-х гг. XVIII в. зафиксировано, что на месте, где стоит здание, пролегал средневековый проулок, остальная часть современного домовладения являлась хозяйственным двором купеческой усадьбы «президента магистрата Егора Викулина».
В первоначальном варианте сквозная арка между лавками в объеме дома № 16 фиксировала внутриквартальный « пролом» с торговыми рядами по флангам ( планы 1799 г. и 1802 г.). Последние были разобраны « за ненадобностью» в 1818 г. в связи со строительством Нового Гостиного двора. Именно с этого периода гостиный двор XVIII в. стал именоваться « Старым».
С 30-х гг. XIX в. «лавки для разных лиц во владении Ярославского городского общества» стали продаваться вместе с прилежащими землями. В 1847 г. на территории памятника существовало только одно частное домовладение: купцу Якову Тюнину принадлежали четыре лавки по левому флангу въездной арки, а также « двор с жилым домом; всего 220 кв. саж.». Остальные « здешные лавки с пустыми местами сзади оных» по-прежнему сдавались в аренду.
По краеведческим сведениям середины XIX в. многие лавки « становились отчасти с жилыми в верхней части помещениями и просторными крытыми с лицевой стороны галереями». Как зафиксировано в архивной описи, к 70-м гг. XIX в. на конкретном участке было « восемь лавок и над ними жилой дом»; при возведении которого была надстроена проездная арка. В поуличных списках за 1875 г. здание « с лавками колониального товара» числилось за купцом 1-й гильдии Михаилом Кирьяковичем Огняновым, державшим оптовую торговлю чаем и «меняльную контору по операциям с ценными бумагами». Второй этаж дома использовался для проживания хозяина и его сыновей с семьями.
По описи начала XX в. владение « наследников купцов Огняновых на Рождественской улице 881 кв. саж.» состояло из трехэтажного жилого дома со складом ( левая половина д. № 16) и двухэтажного жилого дома с торговыми помещениями ( правая половина), а также двухэтажного каменного флигеля с квартирами внаем и трехэтажного дома, сдаваемого под трактир Сытову. Во дворе был разбит сад, рядом с которым располагались баня хозяйская, людской дом, каретник и конюшня. От соседних владений участок был отделён брандмауэрными стенами.
В 1919 г. здание было национализировано, в 1920 г. при муниципализации передано на баланс кондитерской фабрики ( ул. Нахимсона, 18). Жилые этажи были заселены рабочими фабрики, нижний этаж, включая торговые помещения ( правая половина), использовался как хозяйственный и тарный склад.
В конце 1940-х гг. здание было передано в ведение районого отдела коммунального хозяйства, но за фабрикой сохранились склады. В 1950-е гг. был проведен капитальный ремонт правой половины здания с перепланировкой обоих этажей под жилье квартирного типа. С середины 1990-х гг. часть помещений второго и третьего этажей арендовались соседней кондитерской фабрикой и использовались как производственные.
Описание памятника
Прямоугольное в плане каменное здание с дворовыми пристройками исторического крыльца и хозяйственного объема советского времени вытянуто по оси север — юг. Северная половина объема — двухэтажная, южная увеличена со двора третьим антресольным этажом. Корпус перекрыт двускатной железной кровлей.
По центральной оси здание разомкнуто сквозной аркой нижнего этажа, в проеме которой установлена кованая решетка двустворчатых ворот конца XIX в. Протяженные объемы по флангам арки разделены поперечными брандмауэрными стенами. Конструкция левого объема усложнена галереей по лицевой стороне нижнего этажа. В аркадной галерее частично сохранились крестовые своды.
Лицевой восточный фасад завершен крепованным карнизом и расчленён межэтажным с тягой. Существующая двухчастная композиция фасада сложилась в результате разновременных исторических перестроек. Так эклектичная в целом левая половина образована стенами конца XVIII в. и конца XIX в., выдержанными в стилистиках данных периодов. Соответственно, это — галерейный нижний этаж с крупными арками на базах и пилястрами по флангам проёмов и раскрепованный по центру и флангам верхний этаж с тремя широкими лопатками по осям брандмауэров и прямоугольными оконными проёмами в четырнадцать осей. Композиционное решение правой половины фасада сохранилось с 1860-х гг. Нижний этаж расчленён системой пилястр и ложных арок с двумя окнами, перебитыми в советское время из арочного; верхний — с спаренными прямоугольными окнами, расположенными по осям арок первого этажа.
Ломаная линия западного дворового фасада образована выступом крыльца на левом фланге и пристройкой на правом углу. Асимметричная конструкция стены с трехэтажной левой половиной и двухэтажной правой сформировалась при её надстройке в 1880-х гг. На первом этаже сохранилась пара лучковых проёмов конца XVIII в., остальные окна и входы этажа пробиты в советское время. В этот же период арочное окно над центральной въездной аркой было заложено до прямоугольного.
Стены двухэтажного крыльца ( конец XIX в.) разделены межэтажным карнизом; часть крупных прямоугольных проёмов окон заложена или перебита; оси окон второго этажа акцентированы лежачими филёнками.
Декоративное оформление сосредоточено на лицевом фасаде. Характерные для первого этажа конструктивные элементы, исполненные выпуском кирпича, детализированы штукатурной профилировкой во 2-й половине XIX в. Так обработаны архивольты сквозных арок и обрамление ложных, капители пилястр и значительная часть межэтажного карниза с первоначальной крепованной тягой.
Основной формой декора второго этажа являются накладные штукатурные профили, а на левой половине стены использованы также лепнина из алебастра и кирпичной кладки лопатки. Главный объект оформления — оконный проём с обязательной облицовкой и карнизом-подоконником. Такие наличники на правой стороне этажа чередуются с вариантными: спаренные окна связаны общим подоконником и подчеркнуты единым карнизом-сандриком ( боковые части утрачены). На левой половине этажа измельченной профилировки наличники снабжены сандриками как традиционной формы, так и с арочными фронтонами; тимпаны и тех, и других заполнены лепниной дробного растительного орнамента. Раскрепованные участки стены над окнами украшены круглыми и овальными медальонами с розетками.
Здание возведено из кирпича размерами 28×14×8 см, 27×12,5×7см, 26×12,5×6,5 см и с применением известкового раствора. Кладка — верстовая и цепная.
Ремонт и приспособление здания в 2010-е гг.
В ноябре 2004 года межведомственная комиссия подписала акт об отнесении жилого дома 16 на улице Нахимсона к категории непригодного для проживания. Об этом мэрию просили сами жильцы дома. Износ конструктивных элементов дома составил 73%.
Всего в доме на тот момент было 24 квартиры. Общая площадь жилых помещений составляла 876 квадратных метров. 16 жилых помещений находились в муниципальной собственности ( площадь 507, 9 кв. м), остальные — в частной ( площадь 368,1 кв. м).
В апреле 2013 года мэрия Ярославля приняла постановление № 934 «О расселении жилых домов». Дом на Нахимсона был включен в программу со сроком завершения мероприятий 1 сентября 2017 года. Часть жильцов с этим предложением категорически не согласились. Их пришлось выселять по суду.
После расселения здание приобрели инвесторы и устроили на первом этаже ресторан. При этом они, чтобы увеличить полезную площадь здания, застеклили открытую ранее галерею первого этажа, принципиально исказив таким образом внешний облик памятника федерального значения.
С таким самоуправством не согласился Департамент охраны объектов культурного наследия. Состоялся суд, который обязал собственников здания демонтировать оконные проемы аркадной галереи.
1 февраля 2019 года в ресторан пришли судебные приставы и уведомили владельцев, что если они добровольно не исполнят решение суда, к ним будет применён полный комплекс мер принудительного исполнения. Так, если собственник не вернёт зданию исторический облик, это будет сделано подрядной организацией с последующим возложением расходов на собственника.
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Ротонда
Форму ротонды имеют древнегреческие толосы и моноптеры, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. — парковые павильоны и беседки.
Содержание
Примеры
В древнерусском зодчестве
В Московском государстве допетровского периода
Петровский период
В послепетровском зодчестве
В других областях
Ссылки
Примечания
Храмовая архитектура
Полезное
Смотреть что такое «Ротонда» в других словарях:
РОТОНДА — (фр., от лат. rotundus круглый). 1) круглое здание с куполом, иногда на столбах. 2) верхнее женское одеяние без рукавов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОТОНДА 1) круглое здание с крышей в виде… … Словарь иностранных слов русского языка
Ротонда — Капитолия. Вашингтон, США. РОТОНДА (итальянское rotonde), центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. Ротонда Джефферсона. Университет шт. Вирджиния, Шарлоттсвилль, США. Ротонда с фонтаном. Площадь Шарля де… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ротонда — пантеон, мартирий Словарь русских синонимов. ротонда сущ., кол во синонимов: 6 • здание (45) • мартирий … Словарь синонимов
РОТОНДА — (итальянское rotonde), центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом … Современная энциклопедия
РОТОНДА — (итал. rotonda букв. круглая),1) круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.2) Длинная женская накидка без рукавов … Большой Энциклопедический словарь
РОТОНДА — РОТОНДА, ротонды, жен. (от лат. rotundus круглый). 1. Круглое или полукруглое небольшое здание с куполом (архит.). 2. Верхняя теплая женская одежда без рукавов. Меховая роронда. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РОТОНДА 1 — РОТОНДА 1, ы, ж. (спец.). Круглое или полукруглое небольшое здание, обычно с куполом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
РОТОНДА 2 — РОТОНДА 2, ы, ж. Верхняя тёплая женская одежда без рукавов в виде длинной накидки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ротонда — РОТОНДА, ы, жен. (спец.). Круглое или полукруглое небольшое здание, обычно с куполом. | прил. ротондовый, ая, ое. II. РОТОНДА, ы, жен. Верхняя тёплая женская одежда без рукавов в виде длинной накидки. | прил. ротондовый, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
РОТОНДА — жен., франц. круглое здание под сводом, иногда на столпах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Ротонда — (итал. rotonda, от лат. rotundus круглый), центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Церковь мавзолей в усадьбе Никольское Черенчицы (ныне с. Никольское под Торжком).… … Художественная энциклопедия