что такое российский сектор арктики
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ)
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) – это северная оконечность Европейской и Азиатской частей РФ, расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.
Это самая протяженная морская граница России.
В связи с суровостью климата лишь небольшое количество людей живет за полярным кругом.
Северный полярный круг — параллель 66°33′ к северу от экватора, в соответствии с географическим определением — южная граница Арктики.
Большинство населенных пунктов в АЗРФ расположено на побережье арктических морей или в непосредственной близости от него, а также в низовьях рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.
3 крупнейших города, расположенных за Северным полярным кругом, находятся в России: Мурманск (325 тыс. жителей), Норильск (205 тыс. жителей) и Воркута (85 000 жителей).
4 м по количеству жителей является норвежский город Тромсе (62 тыс. жителей).
Регионы Российской Арктики — это область транспортно-экономического влияния Северного морского пути (СМП), продвинутая вглубь материка, как правило, на сотни километров в зависимости от конфигурации речной сети и других путей сообщения, связанных с существующими и потенциальными грузопотоками СМП.
В пределах Арктики расположены территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны 8 и арктических государств — России, Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия и Фарерские острова), Финляндии, Швеции и Исландии.
Максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия (22 тыс. км).
Границы АЗРФ могут уточняться в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, а также с нормами международных договоров и соглашений, участницей которых является РФ.
Российская Арктика
Российская (Русская) Арктика, или Российский сектор Арктики [1] — арктические территории и акватории, принадлежащие России (включая те, на которые Россия претендует).
Арктика во многих смыслах регион перспективный, чем и объясняются значительные экономические, военные и дипломатические усилия со стороны России, направленные на увеличение присутствия в Арктике.
Содержание
Российские инвестиции в Арктику
Причины тратить деньги на Арктику
С сугубо прагматичной точки зрения существует как минимум 3 весомых причины для РФ вкладываться в освоение Арктики:
Нефть и газ в Арктике
При всех сложностях добычи нефти и газа в Арктике, эта игра может стоить свеч — хотя бы потому, что в Арктике последние из крупных месторождений, откуда можно добыть нефть по схеме «пробурил и качай», а не «мучайся как достать нефть из битумного песка».
Прочие арктические ресурсы
Богатство Арктики не ограничивается углеводородами. В числе других важнейших полезных ископаемых в регионе можно назвать следующее:
Северный морской путь
Северный Морской Путь — альтернативный способ доставки грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. СМП на треть короче пути через Индийский Океан и Суэцкий канал, что помимо глобального потепления сильно подстегнет его использовать. Подобное развитие событий сулит России большие выгоды, так как будет идеальная возможность сбора транзитных пошлин и оказания логистических услуг желающим быстрее доставить свои товары.
Инвестиции России в инфраструктуру СМП оправданы по следующим причинам:
Трансполярная магистраль
Конкуренция за Арктику
В настоящее время у России весьма сложные отношения с Западом, а ситуация в области соблюдения западными странами норм международного права далеко не лучшая. Всё это не дает гарантий, что наше право на владение Арктикой будет и впредь защищено лишь международными конвенциями и правилами ООН. Необходимость иметь армию для защиты своих интересов при таких условиях не то, что не исчезнет, а даже еще больше укрепится.
Более того, присутствие в Арктике позволит российской армии отработать уникальные технологии ведения войны в условиях Крайнего Севера, что несомненно даст России преимущества в случае военного конфликта в данном регионе.
Соперники России в Арктике
Самая острая конкуренция России за влияние в Арктике наблюдается с членами Арктического Совета, а именно:
Подобно России эти страны также претендуют на владение ресурсами и постоянное военное присутствие в Арктике. Все они, особенно США, имеют сложные отношения с Россией, все они ввели санкции против РФ из-за позиции РФ по кризису на Украине.
В последние годы активизировалась другая группа конкурентов РФ в Арктике — Евросоюз (в целом) и Китай. Они не имеют выхода к региону, что во многом объясняет их стремление к интернационализации Арктики, в процессе которой они так или иначе получат свою долю при дележе последней нетронутой ресурсной кладовой нашей планеты без вложения больших средств в ее освоение.
Спорные территории в Арктике
Если говорить о членах Арктического клуба, то это, прежде всего, сопротивление расширению территории РФ в Арктике, в частности, против признания эксклюзивных прав России на геологический шельф Арктики, включающий в себя следующие объекты:
Россия начала борьбу за свои права на эти территории еще в 2001 году, когда ее претензии были отклонены под предлогом необходимости сбора дополнительных доказательств того, что что эта часть арктического шельфа является продолжением российского континентального шельфа. На выполнение этой задачи государству пришлось потратить значительные ресурсы на экспедиции и геологические исследования.
Стоит отметить, что Россия уже имеет успешный прецедент расширения ИЭЗ с помощью комиссии ООН — это присоединение анклава в Охотском Море площадью 52 тыс. км2, который российские дипломаты и геологи отвоевали в 2014 году.
9 февраля 2016 года состоялась презентация заявки РФ на расширение континентального шельфа в Арктике. Концепция заявки не поменялась с 2001 года, кроме того факта, что в нее включили также южную часть хребта Гаккеля и котловину Подводников[8]. Представленные в новой заявке районы частично совпадают с заявками Дании и Канады, с которыми, впрочем, были проведены консультации. В результате их удалось отговорить от вмешательства в рассмотрение Комиссией заявки другого государства и вынесения ей рекомендаций. На рассмотрение заявки может уйти от 2 до 4 лет.
Нам это интересно потому, что в первую очередь, позволит перевести в чисто российскую юрисдикцию огромную площадь более 1 млн, точнее 1,191,000 кв. км, где только российские законы будут, и мы будем устанавливать свои собственные правила ведения работ и деятельности в Арктике. Естественно, эти пространства для ведения транспортных операций, там же большие перспективы для открытия крупных месторождений углеводородов. И вообще это российская территория в Арктике — из заявления Сергея Донского, министра природных ресурсов и экологии РФ. |
Другой метод блокировки интересов РФ в Арктике — экологический троллинг, направленный против российских нефтегазовых компаний. Самый яркий из таких эпизодов — инцидент с судном Arctic Sunrise и попыткой Гринпис заблокировать работу платформы «Приразломная». Цель таких акций очевидна — дискредитация России и отстранение ее от добычи ресурсов в Арктике под предлогом заботы об экологии.
Здесь также следует помнить о назревающем по мере истощения доступных ресурсов дележе Антарктиды, где требования заявивших о территориальных претензиях стран многократно пересекаются. Поэтому России, которая, как и США, не признаёт эти претензии и оставила за собой право выдвинуть свои собственные, определённо придётся доказывать свои права на открытый россиянами континент в условиях острого дипломатического конфликта. И тогда наличие войск, способных действовать даже в Антарктиде, может оказаться в определённых случаях решающим аргументом.
США выступают против монополизации СМП Россией и не менее рьяно требует придания ему международного статуса. Если США смогут добиться своего, то проход по СМП будет бесплатным для всех судов, и Россия не сможет получать экономические выгоды от его существования и обслуживания.
Арктический сектор РФ
Смотреть что такое «Арктический сектор РФ» в других словарях:
Арктический шельф: строение, изучение — Арктика (от греч. arktikos – северный), северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразия и Северная Америка, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Северный Ледовитый океан — Северный Ледовитый океан, Арктика … Википедия
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора
Арктика — (от греч. arktikys северный) северная полярная область земного шара, включающая окраины материков Евразии и Сев. Америки и почти весь Сев. Ледовитый океан (кроме В. и Ю. Норвежского моря) со всеми его островами (кроме прибрежных островов… … Большая советская энциклопедия
Экономика Канады — Экономические показатели Валюта ка … Википедия
Евразия — самый большой материк Земли, состоящий из двух частей света Европы (См. Европа) и Азии (См. Азия). Вместе с островами Е. занимает площадь около 53,4 млн. км2, из них на острова приходится около 2,75 млн. км2. Крайние материковые точки Е … Большая советская энциклопедия
СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия
Российская карта островов Арктики. Кому принадлежит арктический сектор
Арктика, Северный Ледовитый океан и арктический регион – предмет споров и конфликтов между странами. Северный полярный район, а точнее континентальный шельф – земля очень богатая ресурсами. Россия претендует на разработку этих полезных ископаемых. Самой большой стране, России, достался и самый большой сектор — около трети всей площади шельфа Арктики. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Лёд Арктики стремительно тает. Промышленная деятельность человека в этом регионе будет нарушать природную экосистему.
Российские геологи изучают строение дна Северного Ледовитого океана уже многие годы. На сегодняшний день большинство ученых уверено, что российский сектор Арктики не что иное, как продолжение континента. Комментарий исследователя Арктики приведен ниже. Юридически эту территорию можно считать частью Восточной Сибири. Правда, легитимность своего права на 1,2 млн кв. км арктического шельфа (около 45% площади Северного Ледовитого океана) нашей стране еще нужно доказать. Подобные вопросы рассматривает Комиссия ООН по морскому праву, куда и необходимо подать заявку с обоснованием своих территориальных притязаний. Представить убедительные доказательства чрезвычайно сложно. Конвенция по морскому праву 1982 года предусматривает самые жесткие требования к странам, собирающимся расширить свои шельфовые границы. Наиболее верный способ убедить привередливых международных специалистов — представить исследование, полученное экспериментальным путем в ходе экспедиции. Россия, чтобы доказать свои права на арктический шельф, каждый год снаряжает их в Арктику несколько.
Широкой общественности о шагах российских исследователей по толстому льду Северного полюса практически ничего не известно. Популярность этому вопросу была придана искусственно летом сего года, когда проходила экспедиция «Арктика-2007». Главной целью похода, который наверняка в ближайшие десятилетия приобретет статус легенды, было установить, являются ли подводные хребты Ломоносова и Менделеева геологическим продолжением российского континентального шельфа. Если это будет доказано, то Россия сможет претендовать дополнительно на 1,2 млн кв. км шельфа с крупными запасами углеводородов и возможными месторождениями алмазов, никеля, олова и золота.
Неразведанные запасы углеводородов, залегающие в потенциально российской акватории, оцениваются учеными в 9 — 10 млрд тонн условного топлива. Это астрономические ресурсы. Под «российским» льдом больше нефти, чем в странах ОПЕК, вместе взятых. Только запасы арктической нефти, по данным ООН, превышают 100 млрд тонн. Это в 2,4 раза больше всех ресурсов России. В глубоководной части Северного Ледовитого океана объемы углеводородов, которые могут быть освоены российскими компаниями, сравнимы с ресурсами Объединенных Арабских эмиратов.
Вместе с этим арктический шельф изучен лишь на 8 — 10%. Получив одобрение комиссии ООН, наша страна могла бы улучшить этот показатель, равно как и свой энергетический потенциал. Однако права России на крупную часть арктического «пирога» не бесспорны. На те же месторождения претендуют Канада, Норвегия, Дания и США. Новость об экспедиции «Арктика-2007» они восприняли в штыки. «Арктика — канадская. Это наша страна, наша собственность и наше море», — заявил министр иностранных дел Канады Питер Маккей.
Ныне — Канада, Норвегия, Дания, Россия, США в той или иной меры высказывали свои претензии на владение обширными акваториями, богатые нефтью и газом (по оценке — 25% мировых запасов).
Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 г. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, «расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи». СССР в меморандуме Народного комиссариата иностранных дел от 4 ноября 1924 г., направленном всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г. о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.
Вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Документ гласил, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин. 35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек. западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе».
Постановление делало исключение для земель и островов, принадлежность которых иностранным государствам была ранее признана советским правительством (имелись в виду архипелаг Шпицберген и о. Медвежий, владение которыми Норвегией закреплено Парижским договором от 9 февраля 1920 г.).
Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает более 2,5 млн человек. Это менее 2% населения России (146,8 млн) и более 54% от общего населения всей Арктики (4,6 млн).
Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. Здесь производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, извлекается около 80% газа и 60% нефти, большая часть алмазов России. При этом потенциальные запасы перечисленных видов сырья составляют свыше 70-90% от общероссийских. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.
На данный момент международно-правовой статус Арктики окончательно не урегулирован. В отличие от сухопутных участков побережья и островов, арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. На него претендуют Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.
Действующее международное законодательство, однако, не признает особых прав приарктических стран. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.; ратифицирована РФ в 1997 г.), полный суверенитет прибрежного государства охватывает только 12-мильную зону прибрежных территориальных вод. Частичный суверенитет распространяется на 200-мильную исключительную экономическую зону. В случае отказа от утверждения секторального разделения Арктики Россия теряет суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.
Согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежные государства также имеют суверенные права (в частности, на разработку природных ресурсов) в области своего континентального шельфа. При этом согласно ст. 76, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра «на всем протяжении естественного продолжения» под водой сухопутной территории государства, вплоть до внешней границы окраины материка.
Арктика: стратегическое значение для России
Арктический регион имеет три стратегических значения, определяющих его важность как для обеспечения геополитических и геоэкономических позиций России в мире, так и для ее внутреннего развития.
Первым из них следует считать ресурсы. Ввиду суровых климатических условий обширное пространство к северу от Северного полярного круга, оставалось слабо изученным и мало освоенным. Вследствие чего расположенные там сырьевые запасы остаются нетронутыми, и они огромны.
Геологическая служба США считает, что в арктическом регионе сосредоточено: не менее 13% мировых запасов нефти; как минимум, 30% природного газа, а также залежи золота, алмазов, меди, никеля, угля и длинного перечня других ресурсов, в том числе дефицитных редкоземельных элементов. Из них не менее половины находятся «на российской территории».
Размер только точно разведанных там газовых месторождений превышает 1 трлн куб.м, что равно 99% от запасов на континентальной части РФ, 500% от газовых запасов США и 2354% от запасов Норвегии.
Таким образом, освоение Россией арктического пространства критично усилит ее позицию на мировом рынке как ключевого поставщика сырьевых и энергетических ресурсов, а также обеспечит ими собственную российскую экономику на перспективу не менее 100-150 лет.
Кто бы что ни говорил про наступление постиндустриальной эры, человечество продолжит нуждаться в выработке энергии для отопления, освещения, обеспечения промышленных потребностей, в сырье для промышленных товаров и производства строительных материалов. Таким образом, страны, владеющие крупнейшими месторождениями и способные их самостоятельно разрабатывать, имеют существенное преимущество в геополитической конкуренции.
Примером тому может служить война, развернутая Соединенными Штатами против поставок российского природного газа в Европу. Что бы они ни придумывали, начиная с идеей перехода на СПГ, и заканчивая расширением масштабов солнечной и ветроэнергетики, а также американской сланцевой революции, именно российский природный газ все равно оказывается слишком дешевым, чтобы ведущие потребители смогли от него отказаться. Из-за чего они вынуждены сохранять нормальные рабочие отношения с Россией, даже вопреки требованиям мирового гегемона.
Вторым значением Арктики для России является ее инфраструктурная перспектива. Географические условия российской территории таковы, что доступ к внутренним районам Урала, Сибири и Дальнего Востока по суше крайне затруднен.
Суровый климат и огромная протяженность территории требуют высоких расходов на создание достаточной транспортной инфраструктуры и ее поддержания в работоспособном состоянии. Из-за чего вывоз добываемого сырья, а также завоз всего необходимого для жизнедеятельности людей и функционирования экономики, остается возможным только по рекам Печора, Обь, Надым, Енисей, Хета, Лена и некоторым другим. Их устья упираются в воды морей, входящих в Северный Ледовитый океан, организация логистики по которому, при современном уровне развития техники, остается единственным вариантом экономически целесообразного обеспечения значительной, не менее трети, части территории России.
Третьим базовым аспектом является национальная безопасность. Сохранение за Россией неотъемлемого контроля над арктической территорией (а также шельфом и Северным морским путем) обеспечивает страну стратегическим предпольем глубиной более 5 тыс. км, преодоление которого средствами ядерного стратегического нападения требует времени, достаточного для организации эффективных ответных действий.
Соответственно, объявление акватории Северного ледовитого океана нейтральными международными водами, даже с учетом двухсотмильной (370,4 км) исключительной экономической зоны, фактически открывает российскую береговую черту протяженностью более 8 тыс. км для ударов крылатыми и гиперзвуковыми ракетами с кораблей и подводных лодок стран НАТО, прикрыть которую с той же плотностью сил и средств, как на западном направлении, Россия сегодня не в состоянии. Кроме того, в этом случае под неустранимой угрозой кинжальных ударов с моря окажется вся российская логистика по СМП.
Таким образом, очевидна категорическая недопустимость утраты Россией государственного контроля над Арктикой и необходимость ускорения ее экономического и инфраструктурного освоения.
Победа Джо Байдена на президентских выборах в США (добытая понятно какими способами) это не просто победа демпартии над республиканцами. Байден является олицетворением крупнейшего транснационального финансового капитала, отличающегося сочетанием высокой мобильности с низкой зависимостью от любых территорий и материальных производств.
Декларируемое им желание сохранить общий глобальный открытый экономический мир диктуется не тягой к консервативному мировосприятию, оно определяется стремлением сохранить максимально легкий доступ к как можно большему экономическому пространству, на котором можно найти где заработать.
А таких мест в мире остается все меньше. Освоение Арктики, формирование нового значительного по объему перевозок транзитного транспортного коридора через СМП, выглядит слишком доходным и долгосрочным, чтобы позволить реализовывать все перечисленное только одной России. А лучше всего не позволить ей вовсе, забрав управление процессом и получаемую прибыль полностью себе.
Помешать юридическому закреплению российских прав на свой сектор северного полярного региона Белый дом не в состоянии. Переделить пространство силой также лежит за пределами его практических возможностей. Таким образом, остается единственный способ – всемерно тормозить экономическое освоение Арктики через замедление, в идеале – блокирование проектов, формирующих основу ее инфраструктурного развития.
Главным и единственным таким на сегодня является проект Северного морского пути (СМП). Он сочетает в себе одновременное решение нескольких взаимосвязанных задач.
Во-первых, развитие логистики Заполярья для решительного, в разы, удешевления так называемого «Северного завоза».
Во-вторых, формирование трансконтинентальной морской прибрежной транспортной линии, соединяющей Тихий и Атлантический океаны, доходы от эксплуатации которой смогут окупить расходы на развитие, как минимум, проекта СМП.
В-третьих, развитие инфраструктуры северного побережья Евразии создает фундамент дальнейшего проникновения на север и формирования там постоянных точек базирования. От инфраструктурных, вроде добычи и переработки ресурсов, до военных, в виде мест базирования российских вооруженных сил и пограничной службы, для обеспечения охраны границ и общей безопасности.
По расчетам экспертов, реализация проекта СМП до 2024 потребует вложения 735 млрд рублей (около 10 млрд долл.), из которых 274 млрд предусмотрено инвестировать из бюджета, а 460 млрд должны вложить из своих средств компании «Росатом» и недропользователи, например, «Новатэк», «Роснефть» и т.д. Предполагается построить 9 тяжелых атомных ледоколов и до 25 судов ледового класса прочих типов (газовозов, контейнеровозов и т.д.).
Выход на прибыльность предполагается обеспечить при достижении грузооборота в 90 млн тонн в год, из которых примерно 20 млн тонн должен состоять иностранный транзит. Его основу должен составить грузопоток китайских товаров в Европу в рамках глобальной инициативы «Пояса и Пути».
Первоначально, на основе тенденций начала второго десятилетия текущего века, ожидалось, что после обеспечения стартовых условий грузооборот начнет расти с 23 млн т в 2014, до 47 млн т. в 2017, до 80 млн т. в 2024, 120 млн т. в 2030 и достигнет 160 млн т. в 2035. Из них транзит составит не менее 45-50 млн. т.
Однако американская политика, кризис мировой экономики и экономические последствия эпидемии коронавируса 2020 года поставили эти планы под угрозу срыва.
Причин тому две, и они взаимосвязаны. Во-первых, считалось, что из 80 млн тонн грузов к 24-му году грузы российских экспортных компаний составят не менее 60-65 млн тонн.
Однако единый инфраструктурный оператор СМП – госкорпорация «Росатом» доложила, что по итогам 2019 года по северным водам всего перевезено только 31,5 млн т. грузов. В частности, из-за падения спроса на уголь компания «Воркутауголь» смогла сбыть всего 1 млн тонн вместо 19 заявленных в плане.
Другая компания – «Восток Ойл», совместное предприятие «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга», перевезла менее 5 млн т. из 9,25 млн «обещанных» на 2019 год, и уведомило о вероятной невозможности выполнить плановое задание в 25 млн тонн годового грузопотока в 2024 году.
Также сложившаяся в Европе непонятность с перспективами спроса на природный газ, вероятнее всего, не позволит НОВАТЭК довести объем транспортировки СПГ до уровня выше 35,5 млн. т. Хотя предполагалось выйти на 46,7 млн тонн.
Во-вторых, американо-китайская торговая война и использование Вашингтоном административного ресурса по давлению на ЕС, серьезно замедлили рост объемов общих поставок китайских товаров в Европу, тем самым затормозив и их переориентацию на СМП.
В свою очередь, США используют все средства для принуждения отказа европейских компаний от использования СМП в своей логистике. В частности, глава французского морского контейнерного оператора CMA CGM (на долю компании приходится около 14% всего мирового контейнерного флота) Родольф Сааде осенью 2019 года завил об отказе компании от использования СМП по экологическим соображениям.
И это не единственный пример. Под неофициальным и непубличным давлением США правительство Норвегии начало затруднять перевалку российского «ямальского» СПГ с газовозов ледового класса на обычные, традиционно производившуюся в Сарнес-фьорда близ Хоннингсвога.
Объем перевалки составляет 10 млн тонн в год. Гонять арктические газовозы к терминалам в Нидерландах означает удлинение рейса с 7 до 38 суток и почти 12-кратное увеличение транспортных издержек. Позиция США вынудила «Новатэк» перенести операции по транспортировке на российскую сторону Баренцева моря, хотя район Хоннингсвога более благоприятен для таких операций в силу погодных условий.
Иными словами, на рубеже 2019-2020 годов произошло критичное наложение ряда взаимосвязанных факторов, вызвавших негативный синергетический эффект принципиального долгосрочного изменения внешних условий, обесценивших все прошлые планы.
Для сохранения положительной динамики развития СПМ необходимо менять базовый подход. Вместо ставки на экспорт и транзит, основой грузопотока должны стать внутренние перевозки по линии Дальний Восток – Западная Россия. Континентальная железнодорожная инфраструктура с этой задачей не очень справляется, чем заметно тормозит развитие дальневосточного региона.
В любом случае России необходимо переводить логистику с навальных грузов на стандартные контейнеры. Они проще в обслуживании, легче в перевалке и гибче при формировании сводных грузов. 40-футовый контейнер скомпоновать ими гораздо проще, чем 60-тонный грузовой вагон.
Проблема упирается в пока еще неразвитость инфраструктуры контейнерных терминалов (в России в целом и на маршруте СМП в особенности), и низкого уровня автоматизации процессов, а также остром дефиците собственных судов-контейнеровозов. Большую часть внутренних операций и почти подавляющую долю транзита осуществляют корабли, принадлежащие иностранным компаниям. Вроде упомянутой выше французской CMA CGM.
В рамках развития Северного морского транспортного коридора (СМТК) «Росатом» планировал построить к 2028 году 33 арктических контейнеровоза на общую сумму 5,8 млрд долларов. Это бы полностью освободило РФ от зависимости в иностранных кораблях, но планы отстают от графика. Как в части самих кораблей, так и в создании перевалочных контейнерных хабов в начале и конце маршрута.
Причем, к этим хабам еще нужно подвести развитую сеть железных дорог, для обеспечения подвоза грузов (контейнеров) к хабам из глубины континента, а также развоза контейнеров их хабов конечным потребителям.
Еще одним важным узким местом оказывается общий дефицит состава отечественного грузового флота. По инерции мышления конца 90-х, сформулированного в известной поговорке «были бы деньги, остальное купим», российская логистическая инфраструктура продолжает основываться на аренде иностранных кораблей.
Считается, что так гораздо дешевле и проще. Но при этом имеющиеся бухгалтерские преимущества оказываются перечеркнуты возможностью политически мотивированного давления. Например, в виде отказа от перевозки грузов через СМП под любым надуманным предлогам, например, псевдоэкологическим.
В этой связи ускорение работ по хабам и контейнеровозам ледового класса оказываются лишь частью требующегося решения. Вместе с ними России нужны собственные суда обычного типа, для дальнейшей перевозки контейнеров из хабов в Европу, Японию, Китай, Южную Корею и т.п.
Аналогично должна решаться проблема с перевалкой СПГ. Относительно подходящее место для перегрузки сжиженного природного газа из танков ледовых газовозов в обычные в районе Мурманска НОВАТЭК нашел, но доставка груза от него в Европу все равно остается в руках иностранных владельцев арендованных судов. Нет никаких гарантий, что их вскоре также не постигнет судьба французов или норвежцев.
Далее. Тенденция падения мирового спроса на первичное сырье, в частности, уголь, носит фундаментальный характер. Главные покупатели российского угля – Германия, Южная Корея, Япония и Китай, на долю которых пришлось 45% экспортного объема, объем потребления стабильно сокращают. Ожидать восстановления спроса не приходится, за исключением Китая, если он продлит эмбарго на австралийский уголь.
Единственным местом, где спрос на это топливо растет, остается Индия, но там рыночные цены не отличаются привлекательностью и чрезвычайно высока конкуренция с куда более близкими месторождениями в Индонезии и Австралии.
Следовательно, перспектива угольной отрасли связывается с необходимостью расширения переработки угля в другие типы и виды товаров. Например, искусственное топливо (бензин, газ), машинные масла, технические жидкости и технологические материалы (в частности, карбон).
Во-первых, мировой спрос на них, особенно на новые материалы, высок и имеет тенденцию к дальнейшему стабильному росту. А значит можно экспортировать уже не сам уголь, а продукты его переработки.
Во-вторых, топливо и масла расширят возможности РФ по расширению импортозамещения, с одновременным увеличением емкости внутреннего рынка для продукции отечественного производства. Плюс формирование в стране новых промышленных кластеров, а это и развитие технологий, и новые рабочие места, и рост доли несырьевого сектора в национальном ВВП и общем экспорте.
Таким образом, задача восстановления собственного российского транспортного флота становится стратегической, не только в экономическом смысле, но и как обеспечение безопасного развития СМП и освоения всего арктического региона в целом.
Кроме того, становится очевидной задача ускорения развития российского кораблестроения, как самым непосредственным образом касающаяся и перспектив развития арктического региона, и восстановления (и расширения) промышленной базы РФ в целом.
В качестве наглядного примера. Суммарный объем выплавки стали в России по итогам 2019 года составил 71,6 млн тонн. Корпус средних размеров контейнеровоза, даже без учета внутренних механизмов и ходовых машин, требует около 23 тыс. тонн стали.
Всего по морям и океанам ходит 1130 российских судов общим дедвейтом 5,7 млн. тонн. Из них: 215 танкеров, 718 сухогрузов, 28 балкеров, 27 химовозов, 35 нефтерудовозов, 11 роро-судов, 7 наливных судов. Тоннаж российского флота это примерно 1,5% от мирового.
По грузоподъёмности российский флот лишь 19-й в мире. При этом Россия «генерирует» не менее 7,8% мирового морского грузопотока, а с учетом транзитных перспектив СМП, может перевозить до 15%.
Следовательно, масштабная программа строительства собственных грузовых кораблей хотя бы основных типов (прежде всего контейнеровозов, сухогрузов, танкеров и газовозов, а также кораблей каботажного класса), потребует наращивания объемов внутренней выплавки стали в стране в объеме не менее 5-7% и обеспечит металлургию заказами на 15-20 лет вперед.
Вместе с этим потребуется расширение мощностей кораблестроительных верфей, увеличение масштабов выпуска силовых установок, кабельной продукции, палубных машин, бортовой электроники, расширения пропускной способности портов, ее обеспечение подъездными железнодорожными путями (а это тоже дополнительный спрос на сталь), электричеством, системами безопасности (и так далее и тому подобное).
Все это в сумме оборачивается новыми рабочими местами и формированием инфраструктуры жизнедеятельности, от электростанций до детских садов и школ. Что само по себе уже является мощным перспективным драйвером развития российской экономики на перспективу до 2035–2040 годов.
Как мы видим, развитие Арктики представляет собой серьезный геополитический и экономический вызов для России. Но упустить этот регион мы не имеем права, каким бы тяжелым не представлялось его освоение.
Возникновение любого политического, экономического или военного вакуума со стороны России на этом направлении незамедлительно повлечет за собой проникновение в этот стратегически важный для страны регион других государств.