что такое ритмика для детей в школе
Ритмика как предмет двигательной активности
Всем учителям и педагогам известно, что важнейшим предметом двигательной активности в начальных классах является урок физической культуры. В нашей школе, в которой я работаю третий год учителем начальных классов, кроме этого урока ведется еще один предмет двигательной активности – ритмика.
Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать восприятие детей через движение.
Сама я не владею музыкальным инструментом, поэтому в проведении этих уроков мне помогает коллега Иванова О.А.(учитель начальных классов), которая аккомпанирует на фортепиано. Проводить можно ритмику и под запись магнитофона, но это очень не удобно. Живая же музыка на уроке лучше воспринимается на слух, создает бодрое и радостное настроение, повышает жизненный тонус ребенка.
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребенку необходимо постоянно двигаться, играть, бегать, танцевать. Поэтому ребятам очень нравится посещать уроки ритмики. А для того чтобы у ребенка не пропал интерес, необходимо планировать каждый урок так, чтобы в нем была какая-нибудь изюминка.
Насколько приятно бывает видеть ребят на уроке активными, жизнерадостными, улыбающимися, вот поэтому хотелось бы больше уделять внимания урокам двигательного цикла. Ведь как и уроки физической культуры, уроки ритмики способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, походка, помогает организму легче справляться с большими нагрузками, стрессами, характерными для нормальной здоровой жизни. Музыкально–ритмическая деятельность направлена также на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, развивается познавательный интерес, память, вырабатывается устойчивость произвольного внимания, совершенствуется творческая активность.
1. Организационный момент.
Дети, здравствуйте, звонок,
Начинается урок.
Мы на ритмику пришли,
Вместе дружно, раз, два, три.
Ноги выше поднимайте
И под музыку шагайте.
Будем всё мы выполнять
Гармоничными чтоб стать.
Учитель сообщает тему и цели урока.
Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке.
Для начала мы с вами
Повращаем головой.
Оборот и оборот,
А потом наоборот.
«Круговые вращения головой».
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим,
Раз, два, три, четыре, пять.
«Круговые вращения плечами».
Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем.
Руку правую я подниму,
А другую я вниз опущу.
«Рывки руками»
В руки взяли обруч. Улыбнись.
Вправо – влево наклонись.
«Наклоны»
На пол обруч положи
И на ноги посмотри.
Все ли правильно стоят
В центре обруча ребят.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Прыжки через обруч.
Дышим носом глубоко
Поднимаемся легко.
Упражнение на восстановление дыхания.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая.
Все ребята очень бойкие
Будем играть в игру «Быстрые и ловкие».
У: (дети стоят в 3 колоннах)
Каждая колонна – отдельная команда. С началом музыки играющие берут обручи и двигаются по всей площадке, выполняя различные прыжки, бег, крутка обруча. С окончанием музыки – останавливаются. По команде учителя: «Быстрые и ловкие!», бегут и становятся в колонны в том же порядке, в котором стояли до начала игры, обруч на полу. Победительницей считается команда, которая построится быстрее и организованнее других.
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок все дружно встали.
(звучит мелодия, дети образуют круг)
Повторение ранее изученных танцевальных упражнений.
Раз, два, три, четыре, пять
Встанем, дети, в круг опять.
Изучение нового материала. «Веселые ладошки».
Ровным кругом друг за другом,
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе сделаем вот так.
На уроке ритмики поутру
Мы затеяли игру,
Ты – ромашка, я – вьюнок,
Становитесь вы в кружок.
Раз, два, три, четыре
Раздвигайте круг пошире.
Игра «Музыкальное объятие».
Дети двигаются под весёлую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен крепко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают по залу парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все дети не объединятся в одном музыкальном объятии.
3. Заключительная часть.
Выше голову держи,
Шире плечи разверни,
Рассчитаемся на первый и второй
Поклон мы выполним любой.
Встанем мы в шеренгу дружно
Марш по кругу выполнить нам нужно.
Всем знакома эта сцена?
В нашей школе …
Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа здесь – это музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Ритмика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.
Целью рассматриваемой музыкальной деятельности является обучение ребят восприятию музыки, передаче с помощью движений ее содержания, закрепление и усовершенствование двигательных навыков, а также развитие чувства ритма, улучшение координации, ориентировки в пространстве и общей двигательной подготовленности занимающихся.
Влияние занятий ритмикой
После занятий ритмикой у детей любого возраста повышается двигательная активность, улучшается осанка. Происходит положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему ребенка. Также упражнения способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, силы, выносливости, подвижности в суставах и физической работоспособности.
Нужно отдать должное швейцарскому педагогу и композитору Эмилю-Жаку Далькрозу, который первый занялся просмотром и анализом данной области музыкальной теории, особо выделив ритмику как метод музыкального воспитания.
Виды ритмики всегда взаимосвязаны с той областью движений, откуда они были взяты. К источникам движений в музыкальном воспитании относят, как правило, танец и сюжетно-образные движения.
Ритмика для детей
Основная задача занятий состоит в развитии у ребенка способности выражать эмоциональное восприятие музыки с помощью движений в танце, а также благодаря мимике и жестам. Занятия ритмикой – это комплекс упражнений, состоящий из простых и легких танцевальных движений. Динамичные танцевальные упражнения, занятия ритмикой под музыку подходят детям любых возрастов и оказывают благотворное влияние на детское здоровье.
В ритмике применяются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки. Стоит уделить внимание общеразвивающим движениям – с предметами и без них. Также довольно популярны строевые упражнения, например передвижение, построение и перестроение.
Данная музыкальная деятельность сопровождается простыми элементами, взятыми из народных танцев, хороводов, бальных танцев, образующих, в свою очередь, основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения могут представлять собой различную имитацию повадок животных и птиц, передвижения какого-либо вида транспорта, а также разнообразных действий, которые свойственны людям различных профессий.
Ритмика для самых маленьких
Ритмика для детей от года представляет собой сочетание игр, танцев и игры на музыкальных инструментах. Для ребят постарше к перечисленному комплексу упражнений добавляются танцевальные композиции, движения под зажигательные ритмы и современные песни, музыкальные игры для развития внимания, творчества и памяти малыша.
Задачи занятий ритмикой
К основным задачам, стоящим перед рассматриваемой музыкальной деятельностью, относятся следующие:
— обучение ребят отражать в движениях различные музыкальные образы;
— развитие у малышей музыкальных способностей;
— обучить взаимному согласованию движений и характера музыки;
— учить разбираться в музыкальных жанрах и видах ритмики;
— научить ребят различать простые музыкальные понятия;
— сформировать у малышей красивую осанку и обучить пластичным движениям;
— научить оценивать собственные движения во время занятий и движения рядом стоящих ребят;
— развить у ребенка творческие способности;
— привить такие качества, как внимание, воля, дисциплинированность, коммуникабельность;
— улучшить память и мышление.
Программа по ритмике
Программа представляет собой занятия, которые проходят обычно в игровой форме, сочетая в себе разнообразные важные элементы для развития детей. Ритмика – это занятия, включающие в себя элементы ритмопластики, легкого стретчинга, правильного дыхания, психогимнастики, парных и индивидуальных элементов, сюжетных танцев и различных игр.
Отдельное внимание на занятиях ритмикой для детей посвящается таким навыкам: владению телом, правильной осанке, уверенной и легкой походке, развитию координации движений, музыкальности ребенка, выразительному исполнению, гибкости, а также умению выступать перед публикой. Из огромного спектра упражнений для занятий выбор падает на такие, которые обеспечат достойный эффект, смогут развить координацию и придадут ловкости движениям. Как правило – это набор танцевальных па, игры с музыкальным сопровождением, разнообразные сценки, а также выполнение движений под разнообразные инструменты.
Логопедическая ритмика
Данная ритмика построена на дидактических и специфических принципах. Эти принципы взаимосвязаны между собой и отображают единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей, у которых имеются некие речевые расстройства.
Так, принцип систематичности всегда обуславливает последовательность в изложении информации общего курса логопедической ритмики, что соотносит теоретические положения с практическими разработками.
Данный принцип обязателен как для логопедического, так и для логоритмического набора мероприятий, которые используются во время занятий с ребятами, страдающими речевыми патологиями.
В чем заключается польза занятий логопедической ритмикой?
При регулярных и планомерных занятиях с такими ребятами происходит их развитие, воспитание, а также формирование необходимых функций при речевых расстройствах. Каждодневные логоритмические упражнения в установленное время приучают ребят к соблюдению оздоровительного режима. В комплекс упражнений входит: утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных звуков и небольших песен, упражнения на сочетание ритма движений и речи. Благодаря выполнению перечисленных упражнений в организме ребенка появляется положительная тенденция, влияющая на различные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, сенсорную, речедвигательную).
Польза от занятий ритмикой
Кроме того, что упражнения веселят малыша и приносят ему радость, также есть большое количество положительных моментов, ознакомившись с которыми, большинство родителей убедятся, что данные занятия необходимо включить в общеобразовательную систему. К основным из них можно отнести следующие:
— уроки ритмики помогут воспитать у малыша музыкальный вкус, а также привить любовь к музыке;
— после занятий ребята начинают разделять такие понятия, как «темп», «ритм», «стиль музыки»;
— малышу прививают знания об элементарных танцевальных движениях;
— значительно улучшаются его физическая форма и координация движений;
— с помощью занятий по ритмике у ребят развивается творческая активность;
— дети обучаются выражать свои чувства и эмоции, контролируя свое душевное состояние и спокойно реагируя на различные ситуации;
— посещая уроки ритмики, стеснительные малыши чувствуют себя более раскрепощенными;
— для активных ребят это чудесная эмоциональная и физическая разрядка.
Заниматься ритмикой можно с легкостью и в домашних условиях. Единственное, нужно обзавестись музыкальными записями и заниматься упражнениями по паре часов в неделю.
Что такое ритмика и в чем ее польза для развития детей?
Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?
Для чего нужна ритмика?
Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.
Какую же пользу несет ритмика детям?
Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.
Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.
При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.
С какого возраста можно заниматься с дошкольниками?
Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.
Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет. На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями). Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.
На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц. Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности. Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.
Особенности танца в ритмике
Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.
Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.
Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.
Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски. А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу. Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.
Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.
Если ваш ребенок не посещает детский сад, непременно отдайте его в кружок по ритмике. Так он, помимо всего вышеизложенного, приобщится к миру прекрасного, получит возможность выразить свои чувства, проявить характер в танце, улучшит физическую форму, научится лучше контролировать свои эмоции.
Программа по ритмике
Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.
Кроме того, такие программы решают и другие задачи:
На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:
Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.
Музыкально-ритмические движения
К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.
Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.
Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.
Танцы (пляски, хороводы)
Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:
Ритмические упражнения
Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.
Ритмика дома
Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители. Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика. То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.
Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.
Комплекс для младших дошкольников
Основная часть:
Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).
Комплекс для среднего дошкольного возраста
Основная часть:
Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.
Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что такое ритмика и ее роль в образовании детей.
Ритмические занятия для детей.
Что входит в занятия.
Программа по ритмике подразумевает под собой занятия, которые проводятся в игровой форме с правильным музыкальным сопровождением. Такие музыкально-двигательные уроки включают в себя следующие компоненты:
контроль за правильным дыханием;
движения, способствующие психоэмоциональному расслаблению;
Ритмические занятия в школе.
Не только в детском саду в процесс обучения включены музыкально-двигательные занятия. Существует программа по ритмике для 1 класса, ее целью является воспитание эстетического восприятия, уважительного отношения и развитие гармоничной личности в целом. Составляется программа в соответствии с требуемыми стандартами, а содержание занятий планируется с учетом особенностей класса. Что такое ритмика в школе? Структура занятий уже немного усложняется по сравнению с детским садом. Учитель старается приобщить детей к народной культуре, ставит простые сюжетные игры, которые формируют в детях патриотизм и нравственные ценности. Все темы для уроков изучаются постепенно в течение всего учебного года. В основе программы лежит комплексный подход в методике преподавания и проведения уроков ритмики. Музыкально-двигательные упражнения отличаются гибкостью, т.е. они способны сочетаться с другими дисциплинами, чтобы рассмотреть все аспекты группы учащихся определенного возраста.
Рекомендации для занятий ритмикой.
Для того чтобы занятия были эффективными и приносили пользу детям, необходимо создать комфортные условия. Если уроки организованы правильно, ребенок становится эмоционально устойчивее, застенчивые ребята становятся более открытыми, заметно улучшается двигательная сфера. Очень важно, чтобы на занятиях ребенок чувствовал себя комфортно, у него было доверительное и уважительное отношение к педагогу. Для этого нужно соблюдать следующие рекомендации:
правильное музыкальное сопровождение;
занятия проводятся в игровой форме;
нужно прислушиваться к пожеланиям детей;
взрослый должен разрешать ребятам проявлять свои эмоции;
замечания нужно делать спокойным тоном и пояснять, что именно ребенок сделал не так;
постепенно усложнять занятия.