что такое рибейт в кино
Кинорибейты в России и за рубежом: цифры и факты
Международный опыт доказывает, что каждое привлекаемое извне кинопроизводство является инвестицией в развитие региона, возможностью для обеспечения занятости и повышения квалификации местных специалистов, а также увеличения туристического потенциала региона. Так, вместе с развитием кинематографии, возрастает конкуренция между странами и их регионами в привлечении кинопроизводства на свои территории.
Для привлечения и стимулирования производства кино в большинстве «стран-кинопроизводителей» введены меры финансовой поддержки, которые набирают все большую популярность, поскольку являются окупаемыми: привлекаемые с их помощью инвестиции в экономику региона/страны превышает те выплаты, на которые претендуют кинопроизводители.
Одной из таких мер поддержки является кинорибейт ( далее по тексту — рибейт), который представляет собой возмещение части затрат на производство кино, анимационных фильмов или сериалов на территории определенной страны или региона. На данный момент введение системы рибейта является широко распространенным методом привлечения иностранных партнеров, стимулирования ко-производства кино, анимационных фильмов и сериалов, а также развития кинотуризма.
Международный опыт внедрения рибейтов и других мер поддержки
Одним из недорогих способов поддержки производства кино и аудиовизуальной продукции является организация кинокомиссий, деятельность которых заключается в предоставлении приезжающим съемочным группам из других регионов или стран информации о местности, интерьерах, имеющихся технических возможностях, наличии рабочей силы, местах для проживания и питания для групп и т. п. В условиях активной конкуренции по привлечению кинопроизводства на свою территорию ряд стран ввели «фискальные стимулы» ( финансовые меры поддержки), которые, согласно Европейской аудиовизуальной обсерватории, делятся на 4 вида:
Согласно данным Европейской аудиовизуальной обсерваторией, более половины фильмов, производимых в Европе, пользуются схемами фискального стимула, а доля этого вида финансирования кинопроизводства от общего объема достигает 10%. Среди фискальных стимулов наибольшую долю составляют рибейты (53%), далее — налоговые льготы (35%) и налоговые вычеты (12%).
Из отчета Международной ассоциации кинокомиссий (AFCI) следует, что рибейты на данный момент действуют более чем в 40 странах мира. Наибольшую ставку рибейта в размере 75% от общего объема затрат на производство продюсерам предлагают власти островного государства Фиджи. В Европе наибольшая ставка (35%) действует в Нидерландах и Румынии. В зависимости от текущего положения в стране или регионе, устанавливаются разные условия и ставки рибейта. К примеру, в Хорватии при съемках в местности, где уровень развития территории ниже среднего по стране, предусматривается повышение ставки рибейта на 5%. Другой пример — Австрия — предлагает увеличение ставки на 5% при условии осуществления кинопроизводства совместно с иностранными партнерами.
Опыт Исландии
Одним из самых успешных примеров развития киноиндустрии за счет введения системы рибейтов наблюдается в Исландии. В стране рибейт со ставкой в размере 12% был впервые введен в 1999 году, а к 2017 году, ввиду исключительной эффективности для экономики, был увеличен до 25%.
Благодаря привлеченным и реализованным проектам оборот киноиндустрии Исландии за период с 2010 по 2014 годы возрос на 300 % и достиг выручки в размере 107,7 млн евро.
По данным Bloomberg, в период с 2016–2017 гг. исландская крона выросла на 15% по отношению к доллару и на 21% — к евро, став чемпионом по данному показателю среди мировых валют. Импульсом такого роста послужил поток туристов: к примеру, в 2016 году страну посетили 1,6 млн человек, что в пять раз превышает численность населения острова. При выборе направления для отдыха туристы ориентировались на местности Исландии, показанные в фильмах и сериалах.
Опыт Северной Ирландии
Аналогичная предыдущему опыту практика наблюдается в Северной Ирландии ( регион Великобритании), где система налоговых льгот до 25% продолжает привлекать производителей аудиовизуальной продукции к региону, и заметно способствует росту туризма. Самый яркий пример этого- сериал «Игра Престолов ». По данным туристической компании Northern Ireland Tourism, каждый шестой посетитель Северной Ирландии приезжает ради мест, в которых проходили съёмки сериала «Игра престолов». По оценкам, в 2018 году сериал привлек в местную экономику более 61 млн долл. США.
На графике ниже представлена динамика туризма в Северной Ирландии и рост количества зрителей сериала «Игра престолов» по сезонам в период 2011–2018 гг. Статистический отчет Северной Ирландии разделяет цели поездок туристов на 4 категории: «Бизнес», «Отпуск/каникулы» (holidays), «Посещение друзей и родственников» и «Другое». С 2013 года прослеживается рост количества поездок в регион по категории «Отпуск/каникулы», что также соответствует постепенному росту количества зрителей сериала.
Региональные власти выплачивают 66 млн рублей компенсаций кинокомпаниям в 2021 году
Власти Калининградской области намерены выплатить 66 млн рублей в качестве компенсаций кинокомпаниям, проводившим съёмки на территории региона в этом году. Об этом сообщил министр по культуре и туризму Андрей Ермак во время пресс-подхода 9 декабря.
Согласно документам на сайте ведомства, рибейты получили 11 кинокомпаний. «Маруся Продакшн» проводила съёмки проекта «Туда и обратно». Главные роли в нём исполнили Владимир Вдовиченков, Алексей Серебряков и Юлия Ауг. «Полнометражный художественный фильм, который расскажет историю том, как страшно терять близкого человека, но как важно найти мир в собственной душе, даже если это бесконечно больно. Фильм о том, как важно не тратить время на борьбу с ветряными мельницами, а как потратить оставшееся время на действительно важное. О том, что такое настоящая дружба и настоящая семья», — говорится в описании проекта.
Компания «Пик Медиа» получила компенсацию за съёмки фильма «Хочу замуж» с актерами Милошем Биковичем и Кристиной Асмус в главных ролях. «Полнометражный художественный фильм в жанре романтической комедии, где фоном для главных романтических сцен стали достопримечательности Калининградской области: Куршская коса, пляжи Светлогорска, старый телеграф в Зеленоградске, а также Кафедральный собор и европейская архитектура Калининграда», — отмечается в протоколе конкурсной комиссии.
ООО «Телевизионно-Производственная Компания» получила рибейт за пятый сезон сериала «По законам военного времени». «Продолжение популярного российского телесериала «Первого канала» о следователях военной прокуратуры, работавших во время Великой Отечественной войны, — поясняется в анонсе проекта. — В пятом сезоне действие сериала происходит уже после окончания войны — осенью 1945-го. Главные роли в сериале исполняют Евгений Воловенко, Екатерина Климова и Александр Панкратов-Черный.
Также компенсации за съемки получил сериал «Васнецова» с Анной Михалковой в главной роли, художественные фильмы «Плакать нельзя» и «Нюрнберг», сериал «Чайки» с Михаилом Пореченковым и Равшаной Курковой, сериал «Морские дьяволы. Дальние Рубежи», фильм «Пласт», который снимает режиссёр из Калининградской области Станислав Сапачёв, а главные роли исполняют Владимир Вдовиченков, Кирилл Кяро и Сергей Маковецкий. В числе получателей рибейтов сериалы «В клетке-2» и «Оффлайн».
Весной этого года руководитель «Фестивальной дирекции» Ольга Каверзина заявляла, что на выплату рибейтов в этом году зарезервировано 40 млн рублей. Однако уточняла, что сумма может вырасти. «Возможно, мы будем увеличивать бюджет, потому что на сегодняшний момент никто не может нам гарантировать, что [киногруппы] потратят конкретно ту сумму, которую указали в заявке. Если это будет большее количество затрат, тогда мы будем рассматривать возможность увеличения бюджета», — отмечала она.
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter
В РФ начались съемки первого зарубежного фильма по программе рибейта
Создателям индийского проекта компенсируют около 46 млн рублей
Уточняется, что съемки начались в августе и продлятся до конца сентября. Производством фильма в жанре шпионского боевика занимается одна из крупнейших студий Индии Yash Raj Films. Режиссером выступил Манееш Шарма. Всего для организации съемок на территории России иностранный производитель привлек более 80% российских специалистов от всего объема съемочной группы.
Индийский фильм получил поддержку по программе рибейтов от государства благодаря кинокомпании «Эталон-фильм», которая де-факто является получателем государственной поддержки от Минэкономразвития России и РЭЦ. Производитель фильма сможет получить 40% от общей суммы затрат на съемки фильма на территории РФ. Таким образом, продюсерам фильма возместят около 46 млн рублей исходя из заявленного бюджета на производство в России на момент подачи заявки.
Программа рибейтов в России
В апреле 2021 года Минэкономразвития России совместно с АО «Российский экспортный центр» объявило о запуске федеральной программы компенсации части расходов, связанных со съемками иностранных фильмов в России (рибейт). Как сообщили в Минэкономразвития, в период 2021-2024 годов предусмотрено ежегодное финансирование рибейтов в размере 100 млн рублей.
Постановлением утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета при производстве иностранными кинокомпаниями аудиовизуальной продукции в России. Объем субсидии предлагается рассчитывать исходя из документально подтвержденных затрат организаций, прошедших предварительный отбор, на аренду сценических постановочных объектов (павильонов, декораций, макетов местности, локаций), съемочного и аудио-оборудования, осветительного оборудования. Также субсидии предполагается выдавать на оплату услуг российских кинопроизводителей, компаний, осуществляющих постпроизводство.
Одним из условий на получение рибейта является обязательное участие в производстве российских специалистов, в том числе режиссеров, сценаристов, операторов, фотографов, продюсеров, актеров, массовки, дублеров, каскадеров и прочих.
Ермак рассказал, сколько потратили на рибейты в 2021 году
«Из 23 кинопроектов, которые вошли на рибейты, подались только 11, что подтверждает слова, что не всегда компенсация является самоцелью. Из этих проектов, которые подались — общая сумма выплат 66 млн. 300 тысяч руб. База у нас 20% (от затрат компании) плюс мы до 40% можем увеличить количество денег тогда, когда выполняются определенные условия. Там есть критерии, например, вы делаете премьеру в Калининградской области. Так же есть критерий — если задействуете наш персонал, для того, чтобы они работали у вас на съемочной площадке. У нас нет никакой психологической отметки, после которой мы посчитаем, что дальше невозможно увеличивать»,— заявил Ермак.
В будущем году на рибейты в сфере киноиндустрии из бюджета планируется выделить 40 млн рублей. По словам Андрея Ермака, эта цифра может измениться в зависимости от количества поданных заявок.
Министр добавил, что с 2022 года область начнёт выплачивать компенсации и за съемку музыкальных клипов на территории области. Её размер будет составлять 20% от затрат на производство. При этом рибейты являются одной из трёх составляющих развития киноиндустрии в регионе. Область привлекает на свою территорию кинофестивали и развивает базу кинопроизводства. В регионе создают новые рабочие места, а территории становятся привлекательными для туристов.
Ребейты с нашего двора
Программа ребейтов — компенсации части затрат иностранцам, снимающим на территории России кино- и телефильмы, — не заработала в этом году, рассказал РБК источник на кинорынке. «Это произошло из-за того, что экспертный совет не согласовал первый ребейт пилотному проекту из-за его сюжета. Вскоре началась пандемия, система ребейта остановилась, а выделенные на эти цели 70 млн руб. были распределены внутри нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», в бюджет которого закладывалась эта субсидия», — рассказал собеседник РБК. По его словам, на первый ребейт претендовала китайская компания FunAge, которая планировала снять адаптацию отечественного фильма «Супербобровы: народные мстители», по сюжету которого семья с суперспособностями заставляет коррумпированного чиновника вернуть награбленное в бюджет.
Представитель Минкультуры подтвердил, что в 2020 году программа ребейтов приостановлена, но это произошло «из-за ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса».
Что помешало программе и нужны ли ребейты российской киноиндустрии, разбирался РБК.
Кто и как выдает ребейт
Субсидия из федерального бюджета, так называемый ребейт, предназначена иностранным компаниям, снимающим кино на территории России. Базовый размер субсидии составляет 30% от документально подтвержденных затрат компании, повышенный ребейт — 40% — выделяется тем, кто планирует потратить в России не менее 75 млн руб.
Кто претендовал на первый ребейт
FunAge планировала снять адаптацию в жанре фантастической комедии с названием «Приключение ZQ», рассказал собеседник РБК на кинорынке. По его словам, компания подала документы для получения субсидии. Однако экспертный совет заявку не поддержал, в частности против выступила министр культуры Ольга Любимова.
Представитель Минкультуры на момент публикации не предоставил ответа на вопрос о позиции ведомства по этому проекту. Но в декабре 2019-го Любимова, еще будучи главой департамента кинематографии Минкультуры, выступая на российско-китайском форуме, объявила, что кинематографисты из КНР станут первыми, кто снимет в России фильм по системе ребейтов. Название и имена создателей проекта она тогда не озвучила.
Отказ по заявке на ребейт от FunAge, которая планировала снимать адаптацию «Супербобровых», РБК подтвердила руководитель направления по поддержке экспорта креативных индустрий РЭЦ Евгения Данильченко. «Предоставленный пакет документов не прошел условия отбора, и российскому продюсеру, представлявшему проект на субсидию, был направлен отказ», — сообщила она.
По словам продюсера и совладельца кинокомпании «Эталон-фильм», российского партнера китайской FunAge Александра Досталя, картина не получила ребейт, так как «не прошла по сценарию». В китайской адаптации фильма чиновника заменили банкиром, а события разворачивались в вымышленной стране. Отказ мог быть вызван тем, что экспертный совет хотел выдать первый ребейт проекту о России, а не о вымышленном городе, считает Досталь.
«Это нормальная практика, когда съемки проходят в России, а по сюжету фильма действие происходит в другом городе или даже на другой планете», — говорит продюсер Сергей Сельянов, входящий в экспертный совет, который оценивает претендентов на получение госсубсидии. По его словам, это даже приветствуется в системе ребейтов: «Сейчас иностранные кинематографисты снимают сцены с Москвой в Праге, пусть лучше снимают Прагу в Москве — если система ребейта здесь выгоднее». По версии Сельянова, проект FunAge не получил ребейт отчасти потому, что на первый пилотный проект всегда смотрят пристрастно. «Он должен был быть качественным, таким, чтобы ни у кого не возникло недоумения, почему деньги выделили ему. Первый проект всегда рассматривается под увеличительным стеклом — когда система уже отработана, появляется больше лояльности», — объяснил Сельянов.
Каковы дальнейшие перспективы ребейта
Из-за закрытия границ в связи с пандемией в Россию сейчас все равно никто не прилетит, констатирует Сельянов. «Важно, чтобы это финансирование перезапустили к 2021 году: ребейты стали еще более актуальны для отрасли, которая сейчас несет очень существенные потери», — указал он. Кроме того, это и доходы регионов, где проходят съемки, добавил продюсер. Крупные мировые компании принимают решение о проведении съемок в той или иной стране, исходя в том числе из того, есть ли в стране ребейты, объяснял РБК важность этих субсидий гендиректор российского офиса Sony Pictures Productions & Releasing Антон Сиренко. Российским продюсерам постоянно поступают предложения о копродукции, но все упирается в отсутствие механизма компенсации затрат для зарубежных съемочных групп, признавал режиссер и основатель «Арт Пикчерс Студии» Федор Бондарчук.
После смены правительства первый вице-премьер Андрей Белоусов и новый министр экономического развития Максим Решетников засомневались, что траты на ребейты обоснованы, писали «Ведомости» со ссылкой на источники. Один из них утверждал, что чиновников беспокоит перспектива выдачи госсубсидий зарубежным фильмам, которые очерняют Россию. Решение о массовой поддержке иностранных кинокомпаний планировали принять после начала или исполнения пилотного проекта, утверждали собеседники издания.
Представитель Минкультуры заявил, что они поддерживают систему федеральных ребейтов для привлечения иностранных кинопроизводителей в Россию и готовы взять на себя работу по отбору контента. Программа ребейта перенесена на 2021 год, уверяет представитель Минэкономразвития. Он также сообщил, что сейчас идет отбор заявок на так называемую программу адаптации, в рамках которой организациям предоставляется субсидия (до 300 млн руб.) для компенсации до 50% затрат, возникающих при продвижении на внешних рынках, и до 80% затрат на языковую адаптацию кино, анимации и ИТ-продукции российского производства.