что такое резак для полировки авто
Инструмент первой необходимости для проведения полировки кузова автомобиля
Внешний вид кузова автомобиля сегодня имеет большое значение для многих автолюбителей. Для того, чтобы поддерживать внешний вид автомобиля в идеальном состоянии, применяется полирование или покрасочные работы. В обоих случаях необходимым является инструмент для шлифования и полировки, без которого оба процесса были бы долгими и малоэффективными.
Определение полировки и шлифовки
Прежде чем переходить к изучению инструмента, используемого для шлифовки и полировки, следует дать определения этим двум принципиально разным понятиям. Для того и другого может применяться практически одинаковый инструмент, однако цель этих процедур разная.
Итак, шлифование кузова. Этот процесс используется для подготовки кузова автомобиля под нанесение лакокрасочного покрытия. То есть шлифование подразумевает удаление старого покрытия, следов коррозии и гнили до чистого металла.
Полирование – это процедура, которая подразумевает либо нанесение защитного слоя на поверхность лакокрасочного покрытия, либо частичное снятие лака с целью удаления мелких царапин и сколов, которые не достали до металла.
Инструменты и расходные материалы
Для шлифовки до металла используются следующие инструменты и расходные материалы:
Для шлифования до металла в качестве машинки обычно используется бытовая болгарка, или угловая шлифовальная машинка.
При этом для процесса снятия лакокрасочного покрытия до металла основным ее параметром при выборе является мощность. Чем больше мощность и обороты шпинделя, тем быстрее и эффективней будет проходить процедура удаления краски и зачистка до голого металла.
Для полировки требования к инструменту несколько иные, так как эта процедура требует особой осторожности и аккуратности. В зависимости от вида полирования, которые будут рассмотрены немного ниже, применяются следующие инструменты и расходные материалы:
Поскольку полировка кузова автомобиля является процессом несколько более разнообразным и сложным, нежели простое снятие краски, то и подход к выбору инструмента тут немного иной.
Разновидности инструмента для полирования
Итак, для полировки кузова автомобиля в качестве инструмента используются шлифовальные машинки. Сегодня рынок предлагает потребителям несколько их вариантов. Они все применяются одинаково часто, имея свои положительные качества наряду с отрицательными.
Самый простой инструмент для полирования автомобильного кузова – это болгарка. Она есть почти у каждого хозяина, и потому ее сплошь и рядом приспосабливают для этих целей. Использование болгарки дает возможность немного сэкономить и не покупать специальный инструмент, предназначенный именно для полировки кузова автомобиля.
Однако болгарка – инструмент весьма неудобный и капризный. Во-первых, даже самая маленькая бытовая болгарка довольно тяжелая и малоудобная. Это легко ощутить на себе, поработав ею более 10 минут. А поскольку полировка кузова является занятием довольно длительным, то с применением для этих целей болгарки, оно стает еще и утомительным.
Большинство болгарок не имеют возможности регулировки скорости оборотов шпинделя. А для полирования чрезмерно высокие обороты могут привести к перегреванию лакокрасочного покрытия, и к его последующему помутнению. Особенно это часто происходит у неопытных автолюбителей, которые еще не чувствуют того, насколько сильно нужно прижимать инструмент к поверхности кузова.
Тем не менее, болгарка часто применяется для полировки. Для этого в магазинах к ней можно приобрести специальную насадку в виде круга, на подошве которого имеются микро крючки для так называемой липучки. К подошве легко закрепить специальные шлифовальные круги, и таким образом превратить болгарку в полировальную машинку.
Но, конечно, более удобным инструментом для полирования кузова автомобиля являются специальные полировальные машинки. Некоторые из них внешне похожи на обычную болгарку, однако, они имеют намного меньшую мощность и возможность регулировки скорости вращения шпинделя. Также в продаже можно встретить полировальные машинки на подобии болгарки с двумя шпинделями. На этих двух шпинделях закрепляются аналогичные два полировальных круга.
Также довольно большим спросом пользуются полировальные машинки с прямым расположением насадки. Такой инструмент имеет две удобные ручки для захвата руками, и прижимается он к поверхности кузова сверху.
Этот инструмент более удобен, так как его вес не приходится держать постоянно в руках. Помимо этого такие машинки довольно легкие сами по себе.
Отдельно следует сказать о распространенном сейчас аккумуляторном инструменте. Эта технология шагнула далеко вперед и продолжает развиваться. Однако на сегодняшний день такой инструмент рентабельно покупать только для защитной полировки, то есть для быстрого нанесения и растирания воска. Для качественного втирания абразивной полировочной пасты такой инструмент абсолютно не годится, так как время его работы ограничено емкостью аккумулятора.
Виды полирования
Теперь несколько слов о видах полирования кузова автомобиля. Тут, как уже упоминалось выше, можно все разделить на два вида. Простая полировка с предварительным нанесением жидкого воска. Такое полирование предназначено для нанесения защитного слоя воска на лакокрасочное покрытие. Такая защита будет отталкивать воду, грязь, пыль и прочие факторы внешних воздействий.
Более серьезный процесс – это восстановительное полирование. Такой процесс требует намного больше времени и усилий, нежели защитная полировка. Помимо этого нужны специальные абразивные пасты, которые также различаются по степени воздействия на верхний слой лакокрасочного покрытия. Оба эти процесса незначительно различаются, поэтому каждому автолюбителю полезно будет знать в общих чертах, как и что делать в обоих случаях.
Защитная полировка
Такая полировка занимает очень немного времени. При наличии шлифовальной машинки можно нанести и заполировать воск всего минут за двадцать. Вот примерная инструкция по этому процессу:
Если глубокого блеска не получается, то тут есть несколько вариантов:
Восстановительная полировка
Прежде чем приступать к полировке, должна быть тщательно изучена инструкция к применяемому средству. Некоторые из них довольно агрессивны, и при частом или неправильном применении могут сделать только хуже. Далее процесс примерно такой же, как описано ранее. Единственное отличие – абразивные полироли после нанесения должны немного настояться, и лишь потом растираться полировальной машинкой.
Техники, применяемые при полировке
Для полирования лакокрасочного покрытия автомобиля используются ротационная и эксцентриковая полировальные машинки. Эксцентриковая машинка оказывает более щадящее действие, ей проще полировать, не имея опыта, но она менее эффективна при абразивной полировке и устранении дефектов ЛКП. Главное преимущество ротационной машинки над эксцентриковой – это скорость и большее абразивное воздействие. Это важно для профессионалов, у которых время работы ограничено и приходится работать с ЛКП разной твёрдости. Недостатком является нагрев краски, который может повредить ЛКП при неправильных действиях. Ротационная машинка может убрать потёртости, царапины, окислы, въевшиеся загрязнения и другие дефекты, которые не проникли глубже толщины лака.
В этой статье мы разберёмся, как использовать ротационную полировальную машинку, рассмотрим техники абразивного воздействия, как правильно полировать выпуклые и вогнутые части панелей.
Полировальные круги
Полировальные круги бывают разной жёсткости. Большинство компаний производят их разного цвета, чтобы легче отличать. Абразивная паста с полировальными кругами разной жёсткости будет действовать на ЛКП по-разному.
Шерстяные круги имеют более сильное абразивное действие, чем поролоновые и больше подходят для коррекции серьёзных дефектов ЛКП. Однако шерстяные круги оставляют после себя мелкие круговые царапины, чего не делают поролоновые. Если полируете шерстяным кругом с абразивной пастой на высокой скорости для удаления дефектов, то получите такой эффект как «голограммы». Поэтому такой этап не должен быть последним. Более подробно про выбор между шерстяными и поролоновыми кругами читайте статью “Шерстяные или поролоновые круги”.
Использование полировальной машинки
Ротационная машинка имеет триггер (пускатель) для старта машинки, кнопку фиксации триггера (чтобы зафиксировать пускатель во время полировки) и регулятор оборотов машинки. Большинство качественных машинок имеют функцию плавного старта. Это значит, что при нажатии на кнопку пуска вращение начинается постепенно и скорость вращения зависит от того, насколько сильно нажат пускатель. Если его нажать наполовину, то круг будет вращаться не на полную силу, потом нажать на 75% — вращение ускориться, нажать полностью – будет максимальным. Как это можно использовать? Неполное нажатие пусковой кнопки может потребоваться для того, чтобы равномерно распределить нанесённую на кузов абразивную пасту. Далее уже можно поставить нужную скорость, зафиксировать пускатель и начать полировать. Нужно помнить, что ротационная машинка нагревает поверхность, если её долго удерживать на одном месте, поэтому круг должен постоянно перемещаться.
Угол расположения полировального круга к поверхности
Часто профессионалы рекомендуют при полировке лакокрасочного покрытия, располагать круг на поверхности всей своей площадью. Плоское расположение круга даёт равномерное воздействие на поверхность. Плоское расположение круга на поверхности меньше оставляет круговых царапин.
При этом многие полировщики со стажем, возможно интуитивно, его немного наклоняют. При плоском расположении движение машинки сложнее контролировать. Совсем небольшой наклон круга позволяет избежать его «волочения», из-за которого создаются голограммы.
Более сильный наклон иногда нужен при коррекции какого-то отдельного дефекта. Вы концентрируетесь на отдельной царапине и надавливаете на это место краем круга. Смотрите, что происходит, и можете добавить или ослабить давление. Нужно быть очень внимательным, чтобы не перегреть краску.
После этого способа появляются мелкие круговые царапины. Их можно убрать, снова расположив круг плашмя и отполировав поверхность. Тот же результат можно получить плоским расположением круга, но это займёт больше времени. К тому же придётся дольше полировать на одном месте, что не очень хорошо.
Тестовая полировка
Желательно сначала сделать тестовую полировку и убедиться в хорошем результате, а потом переходит к остальной части автомобиля.
Тестовое полирование стоит делать на маленькой области (обычно горизонтальной для лучшей видимости).
Наклейте малярную ленту, чтобы разделить тестовую область. Полируйте только с одной стороны этой ленты. Потом её нужно отклеить, и будет видно отличие старого ЛКП от полированного.
Техники абразивного воздействия
Для варьирования силы абразивного воздействия (режущей способности абразивной пасты) применяется три техники полировки. Это варьирование скорости вращения полировального круга, давление на круг, скорость перемещения машинки. Рассмотрим подробнее как можно применять эти техники.
Скорость вращения полировального круга
Шпиндель ротационной полировальной машинки вращается только на одной оси, как дрель. Обычно от 600 до 3000 оборотов в минуту. Можно использовать диапазон оборотов от 600 до 1500 при полировке практически любой машины. Работайте на меньших оборотах и увеличивайте их постепенно.
Необходимая скорость вращения зависит от множества переменных, таких как твёрдость краски, используемая техника, жёсткость круга. Если краска твёрдая, то вращение может быть довольно быстрым, в то время как при мягком лакокрасочном покрытии при таких же настройках краска может перегреться.
Давление на круг
Скорость движения машинки
Ротационную машинку нужно постоянно двигать во время полирования, чтобы нагрев не концентрировался в одном месте. Краска может перегреться за секунды и протереть лак. Полировать нужно медленными равномерными движениями.
Размер области полировки
Это размер области, с которым вы работаете в одно время. Размер полируемой области должен примерно равняться ширине плеч полировщика. Если охватывать слишком большую область, то не получиться концентрироваться на отдельных дефектах, будет сложнее контролировать движение полировальной машинки.
Полировка выпуклых и вогнутых частей панелей
При полировании выпуклой части панели с маленьким радиусом выпуклости, не получится охватить кругом сразу всю эту часть за один проход, даже если позволяет величина круга. Какая-то часть будет не плотно контактировать с кругом и не отполируется как следует. Делайте горизонтальные проходы по каждой «грани», которой полировальный круг касается полностью, потом полируйте вертикальными проходами, следуя изгибу, как бы обнимая кругом выпуклую поверхность.
При полировании вогнутой части панели величина круга может не позволить нормально отполировать внутреннюю самую вогнутую зону. Полируйте отдельно области до самой вогнутой части и после, на которых круг контактирует полностью. Самую вогнутую часть можно отполировать, наклонив круг под нужным углом, либо используя специальный маленький круг с машинкой или дрелью.
При работе с бамперами также может потребоваться использовать маленький полировальный круг. Различные рёбра и труднодоступные места лучше пропускать и потом отполировать вручную, так как велика вероятность протереть краску в этих местах.
Завершение
Теперь становится понятно, как техника полировки влияет на процесс и как можно минимизировать проблемы и улучшить эффективность и результат, варьируя технику, в зависимости от ситуации. Серьёзность дефектов, твёрдость краски, даже климат может влиять на применяемую технику. Учитывая огромную вариацию окрасочных систем, если применять одну и ту же технику полировки на всех машинах, то вы будете периодически пропускать дефекты. Хороший детейлер применяет различные техники, в зависимости от исходных условий. Нужно изучать ЛКП и исходя из этого, действовать определённым образом.
Ещё интересные статьи:
11 Комментарии
Виктор, добрый день.
Часто можно слышать когда полировщик/детейлер говорит примерно следующее: “для этого автомобиля мы подобрали такую-то связку…”.
Я далек от мысли, что полировщик “на глаз” может определить твердость лака и сразу выдать связку — отсюда такие вопросы:
— Правильно ли понимаю, что для каждого авто ты подбираешь связку опытным путем?
— Справедлив ли будет следующий принцип: среднеабразивная паста с кругом средней жесткости (классика) и финишная паста на жестком круге дадут одинаковый результат, т.к. по факту будут оказывать среднее воздействие на лак
Виктор, спасибо за развернутый ответ!
Появились уточняющие вопросы:
— Так все-таки твердость краски? или может быть лака?) Я буду оперировать понятием лак.
— Для подбора связки Вы предложили тест наждачкой 1500 — 2000, т.е. получается мы специально наносим дефект на ЛКП. Почему нельзя пойти более экологичным путем? Ведь на кузове наверняка найдутся глубокие царапины, дефекты чтобы на них провести подборку связки — разве нет?
Либо в этом способе есть какие-то дополнительные смыслы?
— Про мягкие лаки. Я все-таки не совсем понимаю какие конкретно возникают сложности в работе с ними? Вы написали про трудоемкий процесс работы с ними, ну, а что именно порождает эту трудоемкость? Это только сложность убрать микроцарапины? Или что-то еще есть?
Объясните тогда — в чем сложность убрать микроцарапины на мягких лаках? И как убрать их наиболее эффективно? Наверняка же эта проблема неоднократно возникала у полировщиков и нашли уже решение
Краска – это синоним лакокрасочного покрытия, может также обозначать базовый слой в двухслойной краске (база+лак) и просто все слои, включая лак. Если говорить только о лаке, то исключаются однослойные краски, которые не покрываются лаком, но также имеют жёсткость, также полируются и, по сути, являются тем же лаком, только с пигментом.
Для тестирования твёрдости ЛКП можно конечно пробовать полировать какой-нибудь дефект, лишь бы он не был слишком глубокий, иначе можно так его не убрать и ничего не понять о твёрдости краски/лака. Шлифовка шлифовальной бумагой P1500-P2000 применяется при глубокой полировке и легко убирается полированием абразивной пастой. Нужно лишь определить, какой круг и пасту лучше использовать, начиная с менее агрессивных. Этот тест не я придумал, а видел в рекомендациях одного из производителей продуктов для детейлинга.
На мягкой краске легко корректировать дефекты абразивной полировкой, но сложнее довести её до идеала. В чём сложность и как убрать микроцарапины? Для этого и существует тестирование. Сложность в том, чтобы подобрать продукт, который хорошо подойдёт для финишной стадии и уберёт микроцарапины. Нужно изучать различные продукты для полировки и выбирать нужное. Можно выбрать производителя, который больше нравится, и изучить его ассортимент, либо рассматривать несколько производителей и выбирать среди их продуктов, что лучше подходит. Если выбор продуктов для полировки небольшой, то и возможности полировки будут ограничены. Также не нужно забывать о техниках полировки. В статье «как убрать голограммы после полировки» описаны способы избавления от микроцарапин.
При коррекции мягких красок/лаков может быть много вариантов комбинаций круга+пасты для абразивной стадии полировки (так как она легко реагирует на абразив и большинство продуктов легко справятся с задачей), но лишь несколько для финишной стадии (те, которые будут полировать более деликатно).
В противоположность этому, твёрдые краски сложно корректировать на абразивной стадии (так как они плохо реагируют на абразив), но гораздо легче, чем мягкое ЛКП довести до «идеала».
Краска каждой машины разная. При всём разнообразии комбинаций лучше всего подойдут лишь ограниченное количество вариантов.
Вот более подробная схема тестирования твёрдости ЛКП и подбора правильной комбинации машинки, круга, пасты.
Можно начать с машинки двойного действия (если такая имеется), так как ротационная даёт более агрессивное действие. Машинки двойного действия полируют менее агрессивно, воздействие распределяется на бОльшую площадь. Сначала нужно попробовать использовать круг средней жёсткости, среднеабразивную пасту. После полировки такой комбинации проверьте результат. Желательно посветить галогеновой лампой на краску и осмотреть её со всех углов, чтобы определить, остались ли царапины. Можно также выгнать машину на улицу и посмотреть на тестовое место при прямом солнечном свете. Если не нравится результат, то нужно поменять комбинацию. Сначала надо попробовать использовать тот же круг, ту же полировальную машинку, но более агрессивную абразивную пасту. Если это не сработает, попробовать использовать более жёсткий круг. Если всё ещё не устраивает результат, то надо поменять машинку на ротационную, используя снова круг средней жёсткости и среднеабразивную пасту. Потом проделать то же самое, что и с полировальной машинкой двойного действия. Можно выбирать как среди поролоновых кругов, так и использовать круги из шерсти, микрофибры, учитывая их жёсткость.
Также нужно понимать, что не получится на любой машине убрать 100% дефектов. Некоторые царапины слишком глубокие для коррекции полировальной машинкой. Нужно будет шлифовать краску мелкоабразивной шлифовальной бумагой P2000 или мельче, чтобы избавиться от царапин (если это возможно), а потом восстанавливать глянец полировальной машинкой.
Спасибо за развернутый ответ!
Виктор,
— какой процесс более контролируемый — шлифовать глубокую царапину бумагой или пытаться спилить ее меховым полировальником?
— как правильно вышлифовывать царапину — вдоль нее или поперек? движение руки в одну сторону или вперед-назад? на мокрую или на сухую?
И вопрос на будущее:
— если кузов сильно зацарапанный не быстрее ли его пройти со шлифовальной машинкой? в этом случае какой лучше абразивный материал применять — Абралон, Тризак наверное? какой градации зерно? нужна ли будет мягкая подложка?
есть ли у такого подхода больше рисков по сравнению с традиционной полировкой?
Виктор, добрый день.
Можете объяснить как работают пасты с т.н. саморазрушающимся абразивом.
Сам принцип я понимаю — крупные фракции оксида алюминия в процессе полировки распадаются на более мелкие, тем самым, сами за собой “подчищают” риску и оставляют чистый финиш.
Я не понимаю как этот принцип разносится во времени и как сочетать его в технике полировки. Также, можно услышать тезис — “уметь работать с пастой, чувствовать когда происходит распад абразива…”
Итого, можете ли собрать в единую картинку все эти вводные: в какой момент режущая способность DAT пасты максимальная? с каких оборотов начать полировать? с каким давлением? в какой момент ускорить обороты? в какой момент ослабить давление? для чего понимать в какой момент происходит распад абразива?
Для примера давайте возьмем участок на ЛКП размером 50х50, роторная машинка, время на проработку участка 2 мин.
Можете ли в виде пошаговой схемы уложить весь алгоритм действий (вопросы, которые выше заданы) в эти 2 мин?
Понимаю, что это будет формально, но для новичка важно для начала понимать именно в таком виде.
Спасибо
Виктор, спасибо за, как всегда, подробный ответ!
Но полировщики оперируют другими понятиями — керамолак, мягкий лак, сверхмягкий лак. Я правильно же понимаю, что это некие обывательские определения? Производитель не оперирует же такими понятиями?
Можете сказать — какие конкретно лаки стоят за этими определениями, но чтобы это были, скажем так, официальные названия, с точки зрения производителя.
Слышал, что есть уретановые и полиуретановые лаки, что они вязкие в работе, неудобные.
Итого, можно ли узнать классификацию лаков, исходя из твердости что ли.
Спасибо
Лаки у разных производителей разные и по-разному обозначаются. Я раньше красил японской краской и лаками Kansai, они по-моему акрил-уретановые. Быстро сохли, достаточно твёрдые. Сейчас использую Rock Paint. Там в линейке продуктов, по-моему есть керамолак. Не разу не использовал, насколько знаю, очень твёрдый. Для полировщика важна твёрдость ЛКП. Просто нужно делать тест перед полировкой.