что такое ресентимент по ницше
Он вам не бугурт: что такое ресентимент
Ресентимент – это не злоба, не зависть, не баттхёрт, а нечто иное. Разбираемся, в чём же смысл этого важнейшего, по мнению некоторых философов, понятия европейской культуры. Мы упростили всё донельзя, проще уже некуда, даже пытаться не стоит.
Но почему это вообще важно? Дело в том, что при рассмотрении социальных, исторических и политических процессов стоит обращать внимание не только на внешнюю сторону (кто что сказал, кто куда пошёл и т.д.), но и на мотивы этих действий. И хотя каждый человек уникален, но действиями всех людей управляют одни и те же психологические механизмы (то есть, никто на самом деле не уникален). Игнорирование этого часто приводит к ошибкам. Например, люди с готовностью признают, что действия какого-либо политика продиктованы хитрым планом, который у него обязательно есть. Но ведь политик – человек. Следовательно, он испытывает чувства и эмоции, которым вполне может поддаться. Даже президенты стран способны совершать поступки из зависти, от ненависти или просто потому что им внезапно захотелось выплеснуть злость. А политологи будут мудрствовать о хитрых планах.
Оговоримся, что когда речь идёт о властителях высокого ранга, подразумевается, что они умеют держать чувства и эмоции в узде ради реализации интересов группы, которую они представляют. Иначе забраться так высоко у них бы не получилось. Но ведь при всём этом они остаются людьми. А значительная часть психических механизмов человека лежит в области бессознательного (не во фрейдистском смысле, а во вполне современном нейробиологическом). То есть, как бы кто ни прокачивал скилл контроля эмоций, всё равно действовать осознанно на 100% не получится.
А теперь распространим то, что мы сказали об отдельном человеке, на сообщества, социальные группы и целые народы. Может ли ими двигать зависть, ненависть, любовь или обида? На каких принципах будет построено общество, состоящее из чувствующих людей? И что такое общество будет считать справедливым, если разные группы, составляющие социум, имеют разное представление о справедливости, продиктованное в том числе и неосознанными психологическими факторами? Как в таком обществе вообще возможна мораль?
Итак, сегодня весь вечер на арене – Ницше, Шелер и Стросон со своими теориями. Прочитайте, примите к сведению, а потом расскажите вашим детям, родителям, друзьям, врагам и президентам. Может пригодиться.
Мораль господ, мораль рабов
Как-то раз Фридрих Ницше прочитал книгу своего друга, философа Пауля Рэ «Происхождение моральных чувств». От этого текста у Ницше так сильно бомбануло, что он написал работу «К генеалогии морали».
Причина фридриховского бугурта была в том, что Пауль Рэ вывел генезис «добра» из полезности альтруистического поведения для сообщества людей. То есть, изначально понятия морали не было, люди просто делали то, что было полезно для их группы. Причинение пользы вызывало у людей положительные эмоции. Со временем альтруистическое поведение начало маркироваться в обществе не как полезное, а как доброе – так и родилась мораль.
К слову, это довольно-таки популярная теория, родившаяся ещё до Дарвина. Но и в XXI веке она остаётся актуальной. О том, что мораль происходит от альтруизма, который, в свою очередь, рождается от полезности, говорят и современные этологи, изучающие поведение приматов. И находят этому научные подтверждения.
Но вернёмся к нашим философам. Ницше обозвал теорию Рэ «вывернутой наизнанку и извращенной разновидностью генеалогических гипотез». И более того – вообще поставил под сомнение ценность альтруизма. Вот как припекло у Ницше!
Взявшись за ниспровержение моральных идолов, первым делом Ницше попытался проанализировать понятие «добро». Он отметил, что во всех рассмотренных им европейских языках термин «добрый» близок таким понятиям, как «благородный» и «возвышенный». Также и понятие «дурного» соседствует с понятием «простого» и «низкого». Исходя из этого, Ницше сделал вывод об изначальном происхождении морали из способа оценки хорошего и дурного, который был присущ аристократии.
Добрый аристократ – смелый, благородный.
Злой раб – трусливый, шкерящийся по углам.
Однако в дальнейшем, согласно рассуждениям Ницше, в истории что-то пошло не так. А именно, случилось «восстание рабов в морали». Угадаете, кто его устроил? Евреи! Угнетённый народ, как считал Ницше, совершил акт духовной мести по отношению к своим угнетателям, буквально перевернув игру аристократическую мораль вверх тормашками. Новую «мораль рабов» Ницше описывал красочно:
«Только одни отверженные являются хорошими; только бедные, бессильные, незнатные являются хорошими; только страждущие, терпящие лишения, больные, уродливые суть единственно благочестивые, единственно набожные, им только и принадлежит блаженство, – вы же, знатные и могущественные, вы, на веки вечные злые, жестокие, похотливые, ненасытные, безбожные, и вы до скончания времён будете злосчастными, проклятыми и осуждёнными!».
Наиболее полно этот переворот выразился в христианской морали. Таким образом, место «господ» заняли «рабы», а место «здорового» и «сильного» – «больное» и «слабое». Могут существовать лишь два вида морали, и один из них в долгой борьбе одержал победу над другим. Механизм, который подталкивает «рабов» к «восстанию в морали», Ницше назвал ресентиментом (от фр. ressentiment – злопамятность).
Ницшеанское деление на два типа морали не стоит воспринимать в буквально-социальном смысле. Нельзя указать на конкретное сообщество, сказав: «вот рабы», или «это господа». Сам философ обращал внимание на то, что обе системы ценностей могут сосуществовать даже в одном человеке.
Оскорбление чувств
Согласно Ницше, понятие вины проистекает из понятия о долге. Историческое происхождение этих понятий коренится в необходимости сообщества людей защищать себя от причиняемого отдельными индивидами ущерба. Так общество приходит к идее наказания за проступки. Но наказание не порождает нечистую совесть. Наоборот – оно препятствует ее появлению.
Глубинное же чувство вины возникает в том случае, когда наказания, призванные стоять на страже общественного порядка, оборачиваются против человека. Эту мысль можно представить таким образом, что человек, не находящий выхода своим инстинктам, подавленным общественными нормами и правилами, начинает наказывать сам себя. Здесь, в области чувства вины и нечистой совести, согласно Ницше, следует искать корни альтруизма. Самопожертвование философ приравнял к самоистязанию.
В стремлении к наибольшему самоуничижению человек, испытывающий чувство вины, создал кого бы вы думали? Монотеистического Бога! В отличие от древнегреческих богов, служивших аристократической морали, христианский Бог имеет совсем иную функцию – его Ницше назвал самым сильным и мощным генератором чувства вины.
Ницше считал, что люди создали Бога, и прямо предшествовало этому «восстание рабов в морали». Христианскую любовь наш Фридрих тоже не чтил, называя её препятствием свободному развитию. Освобождение от христианских идеалов Ницше горячо приветствовал:
«Однажды, в пору более сильную, нежели эта трухлявая, сомневающаяся в себе современность, он-таки придет, человек-искупитель, человек великой любви и презрения, зиждительный дух, чья насущная сила вечно гонит его из всякой посторонности и потусторонности, чье одиночество превратно толкуется людьми, словно оно было бы бегством от действительности-тогда как оно есть лишь погружение, захоронение, запропащение в действительность, дабы, выйдя снова на свет, он принес бы с собой искупление этой действительности: искупление проклятия, наложенного на нее прежним идеалом».
Это оптимистическое утверждение философ поместил в завершающую часть книги «К генеалогии морали», показав альтернативу «перевёрнутой» системе моральных координат.
Резюме вышесказанного: угнетённые люди не могли наподдать своим обидчикам по задницам. Их чувства обиды, зависти, злости были подавлены. Эта сублимация, породившая ресентимент, вылилась в особую систему «рабских» ценностей, которая сейчас правит бал в обществе. Но и мораль «господ» никуда не делась. По сути, оба типа морали являются двумя способами оценивания, которые в разное время и в разных ситуациях может применять каждый из нас. Но всё-таки здоровой и правильной является только «мораль господ», а от «морали рабов» лучше бы избавиться.
Так говорил Ницше. Но что, если он ошибался, и та система моральных координат, которую он назвал перевёрнутой, на самом деле самая что ни на есть нормальная и здоровая? Ох, да тут сам Заратустра ногу сломит.
Не безумный Макс
История философии – это длящийся уже две с половиной тысячи лет разговор многих людей. Один что-то сказал, второй ему ответил, третий возразил второму. Раз словечко, два словечко, глядь – а уже понаписано столько, что за всю жизнь не перечитаешь. А любители мудрости продолжают умножать тексты. И это здорово, потому что без прогресса в истории мысли не было бы и прогресса в других областях человеческой жизни.
Ранее мы узнали, что Ницше написал книгу в ответ на работу Пауля Рэ. Но, как водится в философском мире, нашёлся мыслитель, который не согласился с Ницше и написал ещё одну работу – уже как ответ Фридриху. Это был немецкий философ еврейского происхождения Макс Шелер, живший в период Веймарской республики и осознанно принявший католицизм. А его текст, который нас интересует, называется «Ресентимент в структуре моралей».
Шелер применил к анализу ресентимента феноменологический подход, и дал такое определение этого понятия:
«Ресентимент – это самоотравление души, имеющее вполне определённые причины и следствия. Оно представляет собой долговременную психическую установку, которая возникает вследствие систематического запрета на выражение известных душевных движений и аффектов, самих по себе нормальных и относящихся к основному содержанию человеческой натуры, – запрета, порождающего склонность к определённым ценностным иллюзиям и соответствующим оценкам».
Обязательными условиями рождения ресентимента Шелер назвал осознание своего бессилия, зависть и стремление к соперничеству. В том случае, если импульс к мести находит выход, удовлетворяется тем или иным способом, нельзя говорить о ресентименте. Этот феномен возникает лишь в тех случаях, когда аффекты, призывающие к отмщению, не находят возможности реализоваться.
Шелер утверждал, что Ницше ошибся, и ресентимент не может лежать в основе христианской морали. Нельзя отождествлять христианскую любовь с идеями всеобщего человеколюбия, или «гуманитаризма».
Ресентимент не порождает и нравственности. Истинная нравственность, согласно Шелеру:
«Покоится на вечном ранговом порядке ценностей и соответствующих ему аксиоматически ясных законах предпочтения, которые столь же объективны и столь же “очевидны”, как и истины математики».
Настоящий же плод ресентимента – это современное человеколюбие, которое на место ближнего, любовь к которому утверждает христианская мораль, ставит человечество в целом. Именно в этом «гуманитаризме» Шелер видит истоки социальных потрясений и революций. Вполне ожидаемые слова от консерватора-католика, которым был Макс Шелер в период написания этого труда.
В огороде резентмент, а в Оксфорде Стросон
Мыслитель совсем иной формации, нежели Ницше и Шелер – англичанин Питер Фредерик Стросон. Практически наш современник – прожил до 2006 года. Классик аналитической философии. Что он делает в этом насквозь континентальном, казалось бы, тексте?
Стросон в наш обзор угодил неслучайно. Дело в том, что он написал работу Freedom and Resentment. И хотя главный мотив его работы – вовсе не ресентимент, а связь моральной ответственности со свободой, но и по нашей теме он высказал интересные предположения.
Стросон писал, что человеку присущи «реактивные эмоции» (reactive attitudes), возникающие автоматически в ответ на какие-либо раздражители. Примеры таких эмоций: ресентимент, гнев, отвращение, благодарность, счастье и чувство вины. Всё это нам нужно, чтобы понять намерения других членов сообщества. Помните школьные эксперименты с лакмусовой бумагой? Так вот, по теории Стросона, человек – это лакмусовая бумажка, реактивные эмоции – её цвет, а другие люди – вещество, в которое бумажку окунают.
С помощью эмоций в обществе распределяется моральная ответственность. Мы ожидаем от других корректного поведения по отношению к себе, а если это ожидание нарушается (нас обижают), испытываем ресентимент. Как на физиологическом уровне боль – это сигнал для нас (немедленно отдёрни руку от горячего чайника, дебил!), так и на социально-психологическом уровне ресентимент – сигнал, свидетельствующий о необходимости установления моральной ответственности.
То есть, для Стросона ресентимент – это не бессильная злоба слабых, подлое и дегенеративное чувство, а наоборот, нечто, придающее нам достоинство, делающее нас моральными существами. Ресентимент – как значок, который носят все участники морального сообщества.
Таковы три взгляда на ресентимент. Но что мы, люди XXI века, живущие в России, можем почерпнуть из трудов Ницше, Шелера и Стросона?
Ницше научил нас сомневаться в естественности общепризнанных норм. Он показал, что у вещей, которые многие считают разумеющимися по умолчанию, есть второе, а то и третье дно. И хотя не он изобрёл сомнение (древнейшую философскую добродетель), но именно Ницше сделал важнейший шаг, поставив под сомнение ценность моральных норм. Впрочем, и тексты самого Ницше следует читать, вооружившись сомнением.
Шелер, оппонируя Ницше, показал, что на каждый хитрый аргумент найдётся контраргумент с винтом. Противостояние этих двух философов даёт нам понять, как один и тот же термин (ресентимент, собственно) приобретает разный смысл, когда о нём говорят люди разных убеждений (проязычник Ницше и католик Шелер). Можем задать себе ещё один интересный вопрос: какие теории одерживают верх – те, которые подкреплены более убедительными аргументами, или же те, которые в силу личных убеждений принимает и разделяет большее число людей?
Есть чему поучиться и у Стросона. Как-никак, он был англичанином, а они – известные мастера устанавливать границы, делать аккуратные заборчики и ухаживать за своими садами. Текст Стросона кажется более простым и понятным, чем работы Ницше и Шелера, но, может быть, в этой простоте больше сложности, чем кажется?
А пока одни учатся правильно сомневаться, а другие пытаются возделывать свой маленький английский садик, в разных российских «вестниках» публикуются «научные» статьи с заголовками «Моральный ресентимент как симптом современной квазитолерантности» и «Ресентимент либеральной интеллигенции».
Если вам понравился материал, вы можете поблагодарить авторов, отправив любую сумму через Яндекс-деньги, с банковской карты или со счёта сотового телефона. Этим вы очень поможете нашему проекту:
Ницше, ресентимент и пропаганда
Черный пиар в политике применяется повсеместно вне зависимости от стран, режимов, места и времени. Иная политическая пропаганда, несущая урон имиджу, может быть направлена, к примеру, на определенные группы населения (классы, последователи религий, этносы и т. п., также она может быть направлена на людей с определенным взглядами, ценностями и мнениями) или конкретных личностей.
KULTURKAMPF. Казалось бы причем тут Германия
Подобная, назовем её, негативная пропаганда, является одним из самых известных для широких масс видом пропаганды. Хотя такой черный пиар и следующие за ним последствия, наподобие остракизма или более жестких случаев, происходили в течение истории постоянно, и появилось данное явление определенно за долго до нашей эры. Первым, кто дал этому способу массового психологического воздействия и регуляции ценностей объяснение, ввел термин, институализировал и стал со всем этим бэкграундом его применять, был Отто Фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи, осуществивший её объединение.
Собственно, объединив политически разобщенные германские народы и столкнувшись с волной сопротивлений, сепаратизма, а также и антагонистических режиму политических движений, Бисмарк начинает активно применять практику «reichsfeind», дословный перевод – враг рейха
Абсолютно естественно, что институализация происходит именно в этот исторический период. Конец XIX, начало ХХ веков характеризуется распространением и соответствующим ростом применения СМИ, как повсеместно, так и рассматриваемое нами, применение массмедиа для государственной или политической пропаганды.
RESSENTIMENT. От истории к психологии
В рассматриваемом нами виде пропаганды, негативной политической пропаганде посредством внедрения определенных для конкретных случаев представлений, эксплуатируется ресентимент масс, направляя его на требуемый объект.
Термин «ресентимент», был введен Фридрихом Ницше в его работе «К генеалогии морали». В современном понимании ресентимент – это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врага»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Ресентимент является более сложным понятием, чем зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали.
В качестве наглядного примера эксплуатации данного чувства пропагандой можно обратить внимание на то, как идеологии настраивали своих приверженцев и простых граждан против определенных классов (коммунизм, социализм был направлен против буржуазии, кулаков, капиталистов), наций (нацизм, национализм имеют множество примеров распространения негативных представлений против этносов и религий, самые яркие из которых не нуждаются в представлении) и мировоззрений (антикоммунистическая кампания в США, направленная против школьных учителей, членов партий и граждан, открыто сочувствующих другим странам).
Почему задействовать ресентимент в пропаганде так эффективно?
Неоднократно многими психологами и социологами было замечено, что человеческому сознанию удобно настраиваться против кого-то, будь индивид один или, что более эффективно, с групповой поддержкой его антагонистически настроенных взглядов. Нам проще объяснять свои неудачи несправедливостью системы, глупостью и жадностью властей или различиями между этносами, чем быть самими собой, отказавшись от гнетущего, но и одновременно целеполагательного ресентимента.
Негативная пропаганда не может быть эффективной, если в обществе нет подходящего плацдарма. Вследствие естественного, складывающегося в результате экономического развития, социального расслоения в обществе вырастает количество угнетенных масс, которые еще вчера, без пропаганды, могли и не считать себя таковыми. Вчерашний начальник становится классовым эксплуататором, новый сосед – отнимающим работу мигрантом, а любое государство – фашистским режимом.
СВОЙ В ДОСКУ. Современные СМИ
Основной критерий эффективности пропаганды – это то как глубоко и в сколько голов она попадет. Распространение пропаганды находится в руках СМИ. С развитием массмедиа растет и эффективность распространения пропаганды. Каждый последующий вид СМИ, начиная от глашатаев и заканчивая интернетом, увеличивает свою аудиторию и эффективность внушения.
Сегодняшнюю пропаганду, неожиданно, от любимого блогера, действительно может быть сложно отличить от простого дружеского совета или высказывания собственного мнения, что позволяет формат социальных сетей, особенно при наличии симпатии к источнику информации, что также оказывает влияние в других видах СМИ.
В наше время не так эффективно заражать население идеями агит-листовками на улицах. Неоднократно брошенное вскользь ангажированное мнение внутри телепередачи, особое преподнесение новостей с нужной точки зрения и другие не открыто пропагандистские, а нативные методы донесения информации многократно увеличат изменение взглядов масс в нужную сторону.
Такой метод может оказать на индивида эффект создания его собственного мнения. Индивид лишь конструирует взгляды на основе имеющейся у него информации, а не из того, что видится ему пропагандой.
Как противостоять влиянию пропаганды?
Ответ кажется очевидным – критическое мышление, скептицизм и тому подобные подвижки. Но что, если современные эксперты могут учитывать и эту помеху для пропаганды.
Казалось бы, плохая власть душит народ законами и налогами, не строит школы, больницы и дороги, а строит себе дворцы и кормит народ опиумом. Посмотрев с такой критической стороны на страну и государство, кажется очевидным враг и не менее очевидным кажется друг, преподнесший эту информацию именно в таком виде. Однако, кто этот «друг»? Чем он отличается от людей власть имущих? Как он попал к нам на глаза? Кому это выгодно (доверие к политикам невыгодно никому, кроме их самих, будь мы хоть трижды угнетены)?
Озадачившись такой гнетущей своим размером уймой вопросов и вытекающими из них предположениями, можно уйти в теории заговора и просто-напросто сойти с ума.
СМИ в сегодняшнем виде – это необходимое зло, как и государство, силовые структуры, общественные нормы, и другие формы регулирования поведения человека. Уберечься от информационного контроля можно только ограничивая потребляемую информацию. Никакое критическое мышление не спасет от пропагандистов на шаг впереди нас.
Параллельно создал тг-канал. Спасибо за прочтение.
Ressentiment Фридриха Ницше как ценностное основание этоса «делового человека»
Исследование понятия ressentiment и его социодинамической силы на основе работ Ф. Ницше. Раскрытие автором всего комплекса значений данного слова, через построение ряда концепций. Жажда мести как духовное основание этоса мелкой буржуазии и торговцев.
Рубрика | Философия |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.05.2019 |
Размер файла | 24,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Ressentiment Фридриха Ницше как ценностное основание этоса «делового человека»
Изучая историю данного понятия, Ф. Ницше в «Очерках несвоевременного» пишет, что ressentiment у Ж.-Ж. Руссо привело к революции [4, с. 411]. Так Ф. Ницше сразу указывает на агрессивность данного состояния нравственности французских мещан и, соответственно, агрессивных коннотаций понятия. В «Помрачении кумиров» Ф. Ницше в более мягкой форме находит в этосе «деловых англичан» отсутствие моральных устоев, но не мстительность:
Когда человек преследует в жизни какую-нибудь цель, то он бывает не особенно разборчив на средства. Никто так не добивается удачи в деле, как это делают англичане вопреки их всеобще признанному пуританизму [3, с. 335].
Таким образом, во-первых, Ф. Ницше указывает на жажду мести как духовное основание этоса мелкой буржуазии и торговцев. Она возведена ими в ценность, которая затем порождает подобные ценности. «Завистливая мстительность» становится ценностным ориентиром и совершает ценностный переворот в этосе крупного по численности, масштабного класса мещан, или мелкой буржуазии. Ressentiment затем совершает ценностный переворот морали.
Они умели также, как люди, в полном смысле, преисполненные сил, следовательно, неизбежно активные люди, не отделять счастье от деятельности; деятельность с необходимостью относят они к понятию счастья. […] Это является полной противоположностью понятию «счастья» на ступенях бессильных, угнетенных, исполненных ядовитыми и враждебными чувствами, у которых понятие «счастья» выступает в своих существенных чертах, как наркоз, оглушение, покой, тишина, успокоение духа, отдых членов тела, одним словом пассивно [2, с. 25-26].
Реактивные люди по своему существу пассивные, только чувство ressentiment способно их побудить к действию. Греческое слово «прагма» (действие) образует название целого философского направления, которое тоже обосновывает этос «делового человека» в современном мире.
Нам представляется таковым итог приемов «выворачивания наизнанку» ценностей философом-провокатором. Как известно, критика немецких бюргеров, мещан имела своей целью пробудить их дух и сознание для более насыщенной жизни, заставить действовать, а не погрязать в жалости к себе и зависти к соседу.
Затем Ф. Ницше описывает оппозицию мышления у «благородных» и «деловых» людей:
В данном отрывке переданы все аморальные чувства злопамятного мещанства, когда оно требует санкций, наказаний для людей, которым завидует и хочет уничтожить их:
Здесь описано «творчество» преступного замысла: создать «образ врага» с целью его уничтожения. Это технология, многократно применяемая в истории. Это процессы над «ведьмами», «врагами народа» на основе корпоративной морали и ressentiment. Все это порождения мстительной, злобной фантазии мещан, выплеск накопившегося социального аффекта, который требует жертвоприношения.
Напротив, нужно спросить себя, кто собственно является злым согласно морали ressentiment. Строго говоря это и есть именно «хороший» с точки зрения другой морали, именно благородный [там же].
Далее Ф. Ницше в явлении ressentiment, как исторически имеющем право на существование, усматривает социодинамику культуры, миссию культурного видоизменения человечества.
В этом смысле им представлено сначала христианство, которое своим морализаторством выхолащивало инстинкты жизненной силы и свободного творчества. Затем он представил Реформацию как движение ressentiment’а (завистливого злопамятства). Как мы помним, последствия были реальными экономическими: многие люди небогатого сословия смогли брать деньги в кредит и постепенно обогащаться. Ф. Ницше, конечно, назвал движение Реформации «плебейским», но нам в этом нюансе ницшевской характеристики важно то, что таким образом философ справедливо определил еще и «народный» характер геввепІітепІ’а в период преобразований Реформации.
Знать семнадцатого и восемнадцатого французского столетий пала под напором народных инстинктов ressentiment. […] перед глазами и совестью человечества выступил сам воплощенный античный идеал в неслыханном великолепии [2, с. 39].
Можно систематизировать ressentiment в соответствии с его носителями: ценность завистливого разрушения, этос зависти и санкций, чувство вторичности, личность, группа людей, народ с правом большинства, народный инстинкт религиозного характера, основа религии протестантов, класс мелкой буржуазии с правом меньшинства.
Ф. Ницше также пишет о манипуляциях власти с людьми ressentiment и попытке замыкать это чувство на самих пострадавших, то есть носителях ressentiment, которые требуют наказания для обидчика. Так начинается хитрость властей с изменением направления вектора ressentiment с объектов мести на самих его носителей. И в правосудии, и в религии не только тогда, но и в современном мире наметилась одинаковая ситуация по изменению направления ressentiment:
[…] Это довольно смело, довольно ложно, но этим достигнуто, по крайней мере, хоть одно, этим, как сказано, изменено направление чувства ressentiment [2, с. 113].
Изменение направления сделало из реактивных людей более активных, хотя это люди с червоточиной-обидой и представлением о жестоком Боге. Это секты крайних протестантов, которые вывели жизненный принцип «сделай себя сам», если к тебе нет жалости и у самого Господа. Сегодня эта позиция вывела формацию «успешных» и «богатых» в историческом итоге «деловых людей». Безжалостность стала цепной реакцией в мировом масштабе бизнеса для всех. В итоге появился новый виток «сильных», «могущественных» и «счастливых», которые равнодушны к малообеспеченным людям.
«Безличная любовь к ближнему» имела своим скрытым смыслом холодное презрение к нему как к человеку.
Божественная милость, дарованная избранным и потому «святым», требовала не снисходительности к грешнику и готовности помочь ближнему своему в сознании собственной слабости, а ненависти и презрения к нему как к врагу Господню, отмеченному вечным клеймом осуждения [1, с. 156].
Безличная и безликая любовь к ближнему, ко всем, а значит, ни к кому, соединенная с бесконечной уверенностью в себе, создала проблему индивидуализма и одиночества для всего капитализма, выросшего из этики протестантов. Ressentiment, таким образом, оставил своих носителей одинокими и меланхоличными буржуа.
Несомненно и положительное влияние на современников Реформации вероучения и движения протестантизма. Об этом говорил Ф. Ницше, имея в виду свою особенную идею «очищения» любой нации от ее исходного «плебейского» состояния, ее облагораживание всякими средствами.
Между тем религия дает также некоторой части подчиненных руководство и случай подготовиться к будущему господству и повелению, тем, мысленно поднимающимся, более сильным классам и сословиям, в которых благодаря счастливым семейным нравам, сила и желание власти, стремление к самообладанию постоянно возрастает; религия побуждает и искушает их стремиться к высшей духовности, испробовать чувства великого самоопределения, молчания и уединения. Аскетизм и пуританизм почти необходимые средства воспитания и облагораживания, когда какая-либо раса хочет одолеть влияние своего происхождения из низшего народа и работает для будущего своего господства [5, с. 204].
Таким образом, на основе концепции Ф. Ницше мы выстраиваем следующую систематизацию ressentiment: личность («человек с червоточиной»), класс (мещане), как социальный аффект (поиск жертвы, «врага народа»), социальная группа (предприниматели), религиозная группа (крайние секты протестантизма), экономическое устройство (капитализм).
ressentiment ницше этос
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Трагедия Фридриха Ницше. Характеристика основных периодов творчества известного философа. Личность и культура в произведениях Фридриха Ницше. Человеческая личность как единственная адекватная форма жизни. Главные идеи Ф. Ницше о личности человека.
реферат [49,0 K], добавлен 11.04.2014
Анализ творческого наследия Фридриха Ницше. Сложность изучения и интерпретации философской системы Ницше. Классическое понимание истории и исторический материализм. Дискретность понятия «сверхчеловек». Эволюционизм в вопросе появления Сверхчеловека.
реферат [18,5 K], добавлен 21.07.2012
Краткая биография Ф. Ницше. Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни. Сущность спора между Ницше и Сократом. Отношение Ницше к социализму. «Три кита» философии Ницше: идея Сверхчеловека, Вечное Возвращение, Воля к власти, Удовольствие и Страдание.
реферат [32,4 K], добавлен 10.04.2011
Личность Фридриха Ницше, его краткая биография. Влияние Шопенгауэра на развитие мировоззрения философа. Волюнтаризм Ницше и его смысл. «Воля к власти»- как основной мотив общественной жизни. Сущность концепции сверхчеловека и его миссии на земле.
реферат [42,7 K], добавлен 15.04.2011
презентация [2,4 M], добавлен 25.02.2013