что такое разделительная линия в пдд
Дорожная разметка ПДД 2021
Горизонтальная разметка
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная — оранжевый цвет.
Разметка 1.1.
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств.
———————————
Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-2011.
(Прим. Пересекать запрещается!)
Разметка 1.2.
Обозначает край проезжей части.
(Прим. Допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.)
Разметка 1.3.
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами — при ширине полос более 3,75 м
(Прим. Пересекать запрещается!)
Разметка 1.4.
Обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств.
(Прим. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра.)
Разметка 1.5.
Разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.
Пересекать разрешается с любой стороны.
Разметка 1.6.
Линия приближения (прерывистая линия, у которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними) — предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений.
(Прим. Пересекать разрешается с любой стороны.)
Разметка 1.7.
Прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками — обозначает полосы движения в пределах перекрестка.
Пересекать разрешается с любой стороны
Разметка 1.8.
Широкая прерывистая линия — обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и т. п.).
(Прим. Пересекать разрешается с любой стороны.)
Разметка 1.9.
Обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование.
(Прим. Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9. Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.).
Разметка 1.10.
Обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств.
(Прим. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра.)
Разметка 1.11.
Разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории).
(Прим. Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.)
Разметка 1.12.
Стоп-линия — указывает место, где водитель должен остановиться, при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика).
Разметка 1.13.
Указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.
Разметка 1.14.1., 1.14.2.
Обозначает границы пешеходного перехода.
Стрелки разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов.
Разметка 1.15.
Обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.
Разметка 1.16.1.
Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, места для стоянки транспортных средств (парковки) и велосипедные полосы
Разметка 1.16.2.
Обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления.
(Прим. Движение транспортных средств при наличии разметки 1.16.2, 1.16.3 должно осуществляться со стороны острия углов, образуемых широкими линиями разметки.)
Разметка 1.16.3.
Обозначает островки в местах слияния транспортных потоков
(Прим. Движение транспортных средств при наличии разметки 1.16.2, 1.16.3 должно осуществляться со стороны острия углов, образуемых широкими линиями разметки.)
Разметка 1.17.
Обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси.
Разметка 1.18.
Указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот.
(Прим. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2)
Разметка 1.19.
Предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1, 1.20.2, 1.20.3.
Разметка 1.20.
Предупреждает о приближении к разметке 1.13.
Разметка 1.21.
Надпись СТОП — предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5.
Разметка 1.22.
Указывает номер дороги или маршрута.
Разметка 1.23.1.
Обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств
Разметка 1.23.2.
Обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов.
Разметка 1.23.3.
Обозначение велосипедной дорожки (части дорожки) или полосы
Разметка 1.24.1., 1.24.2., 1.24.3.
Данные виды разметки дублируют соответствующие дорожные знаки и применяются совместно с ними.
Разметка 1.24.4.
Разметку 1.24.4 допускается применять для дублирования знака 6.22 «Фотовидеовиксация».
Разметку 1.24.4 наносят в одном поперечном сечении дороги со знаком 6.22. Разметку 1.24.4 наносят посередине каждой полосы, предназначенной для движения в данном направлении, основанием в сторону движущихся по ней транспортных средств.
Разметка 1.24.5.
Дублирует значение таблички 8.4.3.1; Эта разметка может применяться самостоятельно.
Разметка 1.24.6.
Дублирование дорожного знака 5.33.1 «Велосипедная зона»
Разметка 1.24.7.
Дублирование дорожного знака 8.9.2 «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса»
Разметка 1.25.
Обозначение искусственных неровностей по ГОСТу Р 52605-2006.
Разметка 1.26.
Обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.
Пояснение:
В народе разметка называется «вафельной» или «вафельницей». Она представляет собой пересекающиеся диагональные желтые полосы и обозначает участок перекрестка, на который нельзя выезжать, если впереди образовался затор.
Вертикальная разметка
Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.
Разметка 2.1.1 — 2.1.3.
Обозначают элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцовых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств.
Разметка 2.2.
Обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов.
Разметка 2.3.
Обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности.
Разметка 2.4.
Обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное
Разметка 2.5.
Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках.
Разметка 2.6.
Обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках.
Разметка 2.7.
Обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.
Желтая разметка
Следует различать разницу между желтой и оранжевой разметкой, так как они имеют ввиду совершенно разные вещи. К примеру, желтой разметкой обозначают следующее:
Оранжевая разметка
Такой вид линий на дороге является временным. То есть, его действие будет не постоянным. Как правило, оранжевую разметку наносят на тех участках автомобильных дорог, где производится ремонт. Для этого стоит рассмотреть банальный пример:
На участке дороги срезали дорожное полотно. Новое положат нескоро, поэтому для автовладельцев быстро делают новую разметку оранжевого цвета. Там где она была прерывистой, теперь станет сплошной.
Временная разметка всегда имеет приоритет над постоянной. Поэтому даже при наличии одновременно обоих видов линий, водители должны опираться именно на оранжевые. Впрочем, такой вид линий редко присутствует при белой разметке. И даже если это случилось – ситуацию можно рассматривать, как нарушение со стороны дорожных служб.
Что имеет приоритет – дорожные знаки или разметка на асфальте?
Многих автовладельцев интересует, а чем нужно руководствоваться при противоречиях на дороге? К примеру, на дороге установлен дорожный знак, запрещающий обгон, но линия посередине – прерывистая.
В правилах дорожного движения сказано, что в любом случае, приоритетом будет пользоваться именно дорожный знак. При этом, если разметка временная, а дорожный знак постоянный – то это нарушение дорожных служб. С оранжевой разметкой должны быть в обязательном порядке применены соответствующие знаки.
Штрафы за нарушения дорожной разметки
Если не подчиняться требованиям разметки на дороге, то можно получить штраф. Размер его и степень наказания зависит от тяжести подобного нарушения. Список штрафных санкций выглядит следующим образом:
Нарушение правил стоянки или остановки
Разметка может обозначать места, где допускается остановка или стоянка. Если водитель нарушает правила, предписываемые линиями на дороге, то штраф будет варьироваться от 500 до 5000 рублей, в зависимости от места парковки. Для Москвы и области минимальный штраф составляет 2500 рублей.
Что такое разделительная полоса на дороге, её значение и предназначение
Вне зависимости от опыта вождения автотранспортом у водителей часто возникают вопросы относительно разметок на дорогах. О том, что такое разделительная полоса на дороге, что означают разные цвета разметки, как правильно осуществлять поворот при наличии разграничительной зоны и о степени ответственности за въезд на островок пойдёт речь в статье.
Что такое разделительная полоса
В целях создания максимально безопасного движения на оживлённых участках дороги обустраивается разделительная зона, разграничивающая транспортные потоки. Благодаря возвышенным конструкциям удаётся избежать выезда автотранспорта на встречный путь. На автомагистралях в России этот элемент является обязательным.
Разделительной полосой называют участок дороги, который отделяется от проезжей части специальной разметкой или конструкцией. Данная зона не приспособлена для движения или стоянки автотранспортных средств. Зачастую она возвышается над основным дорожным покрытием, что достигается путём установки бордюров или металлических конструкций.
Иногда зону разделения проезжей части засевают газонной травой или отводят под трамвайный путь. Двигаться по рельсам автомобилям категорически запрещается.
Важно! Разделительная полоса является частью земли, по которой организовано движение транспорта, дороги либо построенного сооружения.
Некоторые автолюбители ошибаются, принимая за разделительную двойную сплошную полосу. Основное отличие двух разных разметок заключается в расстоянии между полосками. У двойной сплошной интервал между элементами совершенно небольшой (чаще равен ширине одной полоски). Идентифицировать разделительную зону можно по следующим признакам:
В более простом определении разделительной полосой считается центральный участок дороги, выделенный посредством маркировки или различных сооружений. Другие резервные зоны, обозначенные разметкой, к разделяющему элементу никакого отношения не имеют.
Что может быть на разграничивающей зоне:
Тормозить вдоль разделительной полосы, заезжать на неё, оставлять на островке автомобиль категорически запрещается.
Виды разметки
Разделительная полоса бывает двух видов:
Оба варианта оформления зоны разграничения равнозначны, они выполняют одни и те же задачи. Однако максимально обеспечить безопасность на дороге способна лишь специальная конструкция.
Что означает жёлтая разделительная полоса
По правилам дорожного движения жёлтой полосой выделяют правый край путепровода в виде:
В первых двух случаях идёт указание на запреты остановки и стоянки автотранспорта в обозначенной зоне. Третий вариант запрещает стоянку авто из-за того, что на обозначенном месте производится остановка общественного транспорта.
На дорогах России и Европы можно увидеть разделительную полосу, сделанную жёлтой краской. Этот цвет приравнивается к белой линии и никакого отношения к ремонтным работам не имеет. В силу погодных условий и низкой стойкости красителя разграничивающую разметку стали делать жёлтой для лучшей видимости в зимний период и тёмное время суток.
В соответствии с правилами дорожного движения оранжевой полосой размечаются участки дороги, вблизи которых выполняются ремонтные или строительные работы. Среди всех ранее установленных знаков приоритет отдаётся указаниям, продиктованным оранжевой полосой. В основном это ограничения на осуществление каких-либо манёвров, снижения скорости, перенаправления движения. Действие этих правил временное, пока не завершаться монтажные работы.
О красной разделительной полосе в правилах ничего не говорится, но она используется в некоторых Европейских странах и с недавнего времени на Украине. Сила её действия приравнивается к оранжевой линии, информирующей о временных ограничениях на определённом участке дороги.
Значение полосы
Оснащение дорожного полотна разделительной полосой обеспечивает высокий уровень безопасности на оживлённых магистралях города и пригорода. Благодаря возвышающейся конструкции лихие водители лишаются возможности осуществлять опасные манёвры, выезжать на встречный путь.
Автодороги, на которых по центру установлены металлические конструкции, позволяют в тёмное время суток не напрягаться глазам водителей из-за светящихся фар движущегося по встречному направлению транспорта. Известно много случаев, когда именно в результате интенсивного свечения возникали аварии.
Справка! Благодаря разделительной полосе автомобилям на магистралях разрешается двигаться на повышенной скорости.
Ответственность за выезд
За нарушение ПДД, которые заключаются в движении автотранспортного средства по разделительной полосе, предусмотрен штраф (1500 р.). Однако сумма может быть увеличена, если перед выездом на запрещённый участок дороги водитель пересёк сплошную линию (ещё 500 р.) или нарушил требования, касательно игнорирования разметки или дорожных знаков (500 р.). Сумма двух штрафов составляет 2000 р.
Не всегда ответственность за езду по разделительной полосе отличается лояльностью. Порой правонарушение заканчивается лишением прав. Такие ситуации характеризуются совокупностью нескольких факторов: избирательностью сотрудников ГИБДД и количеством одновременных нарушений автолюбителя.
При движении по разделительной полосе, совершаемое для объезда длинной пробки на проезжей части, нарушитель не пропускает ехавшую сзади спецмашину с включёнными сигналами (у него просто отсутствует физическая возможность это сделать ввиду загруженности дороги). За неправомерное действие автомобилиста законодательством предусмотрена мера наказания в виде штрафа 500 р. либо ограничение возможности пользоваться транспортным средством (то есть лишение прав) сроком 1-3 месяца.
Разворот на дороге с разделительной полосой
Разобраться с поворотом на дороге, оборудованной разделительной полосой не так уж и просто многим автомобилистам. Безобидный и вроде бы правильный манёвр часто расценивается работниками ГИБДД, как нарушение. Поэтому рекомендуется разобраться в этом вопросе участникам движения более детально.
Осуществляя поворот налево, нельзя точнее дать понять водителям, двигающимся сзади, будет это поворот или планируется разворот. Поэтому возникает аварийная ситуация с авто, идущим правее и спешащим также осуществить поворот влево. Такой конфликт возникает из-за начала манёвра с правой полосы по широкой траектории. Безопасней поворачивать по малому радиусу, когда не объезжается центр перекрёстка, а руль направляется влево после достижения центральной точки. Так избегается аварийная ситуация, да и путь немного сокращается.
Справка! Поворот на перекрёстке дорог, обустроенных разделительной полосой, осуществляется таким образом, чтоб при пересечении проезжей части автомобиль не оказался на полосе встречного движения.
Рассмотренные ограничения не касаются перекрёстка, где пересекаются две дороги без разделительных полос. Правилами не запрещается осуществлять движение по малому и большому радиусу.
Смотрите видео об экзаменационных задачах в ПДД по теме:
1.2. Общие положения. Дорога и ее элементы
Как и любая область знаний или учебная дисциплина, Правила дорожного движения располагают целой системой понятий (или терминов). Представьте себе, как трудно было бы усваивать материал, например, по математике, если исключить из словарного запаса этой науки такие понятия, как интеграл, рациональные числа, функция и т.д.
Так и ПДД использует в своем словарном запасе свою – сугубо ПДД-ешную – терминологию. И львиная доля раздела 1 Правил (весь пункт 1.2) посвящена исключительно понятиям, применяемым в ПДД.
Прежде чем приступить к непосредственному анализу этих понятий, сделаем одно существенное замечание. Если бросить беглый взгляд на текст пункта 1.2, то можно сделать вывод о крайне не удобном способе систематизации материала. Все термины расположены в алфавитном порядке.
И получается следующее: например, два схожих понятия – «остановка» и «стоянка» — должны рассматриваться параллельно. В действительности же они оказываются «разведенными» благодаря алфавитной системе систематизации. И целостность восприятия информации о них нарушается, а преемственность теряется.
Именно поэтому мы будем анализировать не каждое понятие в отдельности, а блоки понятий, объединенных какими-то родственными признаками.
Итак, в прошлой статье мы рассмотрели основные принципы ПДД. Начиная с этой статьи, мы приступаем к изучению основных понятий, применяемых в ПДД.
Нам представляется, что центральным в Правилах дорожного движения является понятие дороги. Действительно, Правила-то ДОРОЖНОГО движения…
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Рассмотрим для начала первую часть этого определения. Итак, «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения…
Как это понимать? Очень просто. Часть поверхности земли, которая обладает необходимой инфраструктурой для организации по ней движения транспорта, называется дорогой.
Например, перед Вами – городская дорога (точнее, дорога в населенном пункте).
А вот, пожалуйста, загородная дорога (или дорога вне населенного пункта).
Однако дорога может быть представлена и искусственно созданной поверхностью – неким сооружением (мостом, эстакадой, путепроводом). Это – тоже дорога.
Не стоит забывать, что дорога может быть и временной, предназначенной для движения в течение сезона или даже менее продолжительного времени. Например, узкая полоса, проложенная бульдозером или грейдером посреди заснеженного поля.
Она будет дорогой только до весенней распутицы или начала очередного цикла сельскохозяйственных работ. Но в данный момент она – дорога.
А вот вторую часть понятия «дорога» невозможно рассмотреть и понять без привлечения иных терминов. Посудите сами. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Иными словами, мы должны для полноты раскрытия понятия «дорога» проанализировать еще целый ряд терминов. И, судя по второй части определения, дорога имеет свои структурные элементы и состоит из:
Рассмотрев эти понятия, мы сможем сделать адекватный вывод о том, что такое дорога.
Рассмотрим ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
И вот здесь давайте поговорим о той путанице, которая часто случается в среде начинающих или несведущих водителей. Они полагают, что дорога – это (грубо говоря) тот участок асфальтового покрытия, по которому двигаются машины. Подобная позиция в корне неверна, ошибочна.
Участок асфальтового покрытия – это именно ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ, то есть только ЧАСТЬ ДОРОГИ, которая предназначена для того, чтобы по ней двигались безрельсовые транспортные средства (все, кроме трамваев).
Сделаем промежуточный вывод. ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ – это обязательный, необходимый элемент дороги, который используется исключительно для движения безрельсового транспорта. Формально (или юридически), если отсутствует проезжая часть, то нет и самой дороги. Согласитесь, вполне логично.
Давайте продолжим. Следующий элемент дороги – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. И опять же – для того чтобы лучше уяснить данное понятие, рассмотрим его детально.
Во-первых, «разделительная полоса» — элемент дороги, … разделяющий смежные проезжие части.
Основной функцией разделительной полосы является разграничение транспортных потоков (преимущественно противоположных направлений). Это делается, например, для обеспечения наибольшей безопасности дорожного движения.
Ведь разделительная полоса делает минимальной возможность выезда на полосы, предназначенные для встречного движения. Именно поэтому разделительная полоса – это обязательный элемент самой скоростной дороги в Российской Федерации – автомагистрали.
И вот здесь – самое главное, что касается разделительных полос. Они фактом своего наличия выделяют на дороге две и более проезжие части.
Например, две проезжие части, если разделительная полоса одна.
Или три проезжие части, если разделительных полос две, и т.д.
Идем дальше. Вернемся к понятию разделительной полосы. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1…
Наиболее представительным видом разделительной полосы является изображенный на рисунке выше газон, ограниченный бордюрами. Это, так сказать, — хрестоматийный пример.
Это – конструктивный вариант разделительной полосы, то есть оформленный с помощью физической конструкции — газона. К подобному виду могут относиться также железобетонные, металлические ограждения и прочие физические конструкции.
Но разделительная полоса может быть оформлена и логически – с помощью горизонтальной дорожной разметки 1.2.1, обозначающей край проезжей части. Это – абсолютно такая же разделительная полоса.
В этой связи необходимо сделать замечание. Достаточно часто водители путают разделительную полосу, выделенную с помощью разметки, и двойную сплошную линию разметки (горизонтальную разметку 1.3). Попробуем закрыть эту тему раз и навсегда.
Вы обратили внимание на то, что на нижнем рисунке расстояние между белыми сплошными линиями равно ширине любой из линий.
Запомните! Это – двойная сплошная разметка. А на верхнем рисунке расстояние между белыми линиями превышает указанную выше величину. Так вот, это – разделительная полоса.
И, наконец, еще одна характеристика разделительной полосы. «Разделительная полоса» — элемент дороги, … не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Здесь, как говориться, без вариантов. Разделительная полоса предназначена не для транспортных средств, а исключительно для выделения смежных проезжих частей. Именно поэтому по ней нельзя осуществлять движение или совершать остановку и стоянку.
Подведем еще один предварительный итог.
Разделительная полоса – это тоже элемент дороги, который разделяет единую проезжую часть на несколько проезжих частей. Важно помнить, что разделительная полоса не предназначается для движения, остановки и стоянки транспортных средств. Ее назначение иное. И совсем не трудно догадаться, что разделительная полоса – это необязательный элемент дороги.
Двигаемся дальше. На очереди – ОБОЧИНА.
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обочина – это тоже элемент дороги. Спросите, почему? Просто в подавляющем большинстве случаев обочина используется для осуществления остановки и стоянки транспортных средств (и в исключительных случаях – для движения).
В свою очередь, остановка и стоянка – это режимы использования транспортных средств, которые регламентируются разделом 12 ПДД. Следовательно, обочина – чисто логически – тоже должна быть элементом дороги, граничащим с проезжей частью.
Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.
Однако на крупных или скоростных трассах практикуется нанесение на край проезжей части специальной горизонтальной разметки 1.2.1 и 1.2.2, по обратную сторону которой начинается обочина.
Обочина не является обязательным элементом дороги. Так, в населенных пунктах она может просто отсутствовать.
Сделаем вывод и по обочине. Обочина – это еще один возможный элемент дороги, который непосредственно примыкает к проезжей части и служит, в основном, для осуществления остановки и стоянки транспортных средств.
Но и на этом не исчерпывается понятие дороги. Еще один ее элемент – ТРОТУАР.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
Здесь, в принципе, все понятно. Однако всплывает традиционный вопрос: «А почему тротуар – часть дороги?». Согласитесь, на первый взгляд, вполне резонное замечание. Но это только «на первый взгляд». Извольте познакомиться с аргументами.
Во-первых, тротуары предназначены для пешеходов. А они – участники дорожного движения. Вполне логично, чтобы тротуары являлись элементом дороги.
Во-вторых, в отдельных случаях транспортным средствам все-таки разрешается движение и стоянка на тротуарах. И пусть это весьма редкие моменты, но факт, как говорится, налицо.
Следует сказать и о том, что тротуар – это необязательный элемент дороги. Например, вне населенного пункта он банально отсутствует. За ненадобностью. А пешеходы осуществляют движение по обочинам.
Подведем итог. Тротуары – это тоже часть дороги, которая примыкает непосредственно к проезжей части или отделяется от нее газоном.
Последний элемент дороги – ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, которые тоже не являются необходимыми и обязательными частями дороги. К слову сказать, имеется тенденция к ликвидации трамваев как вида общественного транспорта. Он и неэкономичен, и неэргономичен.
Кстати, ПДД никак не квалифицируют трамвайные пути, отмечая лишь то, что они являются частью дороги, но не относятся к проезжей части. Водителю следует помнить об этом.
На этом можно было бы и закончить с первым блоком понятий, связанных с дорогой. Однако было бы целесообразно включить сюда еще один термин – ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ.
Дело в том, что движение транспортных средств, осуществляется по проезжей части (мы это уже знаем). Проезжая же часть должна быть поделена на полосы для движения.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Иными словами, полоса движения — это элемент проезжей части, предназначенный для движения одного транспортного средства.
Чаще всего (судя даже по рисунку) полосы движения выделяются с помощью разметки. Но бывает, что полосы обозначаются также и посредством дорожных знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.
А вот на перекрестках населенных пунктов можно очень часто встретить сочетание и разметки, и знаков, которые определяют количество полос на проезжей части.
Однако бывают случаи, когда разметка на проезжую часть еще не нанесена, или когда она поизносилась и стала неразличимой, или когда она просто занесена снегом, песком, слоем пыли или грязи. Да и знаки, как назло отсутствуют.
Получается, что на данной проезжей части нет полос для движения?
Это не так. Давайте вспомним определение: «полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой…
И если полосы движения на проезжей части никак не обозначены, то, в соответствии с требованиями раздела 9 Правил, водитель обязан самостоятельно определить свое положение на проезжей части с учетом:
Иными словами, водитель обязан определить количество полос движения на проезжей части «на глазок». Звучит парадоксом? Отнюдь. Это требование ПДД. (Кстати, более подробно мы остановимся на этой методике при анализе 9 раздела ПДД).
А сейчас давайте зададимся конкретным примером.
Сколько полос движения на данной проезжей части? Или зададим вопрос по-иному: сколько транспортных средств безопасно разъедутся в поперечном сечении дороги? Правильно, четыре. Перед нами – четырехполосная дорога с двусторонним движением (по две полосы движения в каждом направлении).
Таким образом, полосы движения на проезжей части могут быть выделены либо визуально (с помощью разметки или знаков), либо виртуально (самим водителем с учетом характеристик проезжей части и габаритов транспортных средств).
ИТАК, мы с Вами достаточно подробно рассмотрели понятие дороги и ее элементов. Сделаем общий вывод.
Дорога – это часть земной суши или искусственно созданной поверхности (мост, эстакада, путепровод, переправа и пр.), которая предусмотрена для движения транспортных средств.
Дорога в включает в себя проезжую часть (или проезжие части – в зависимости от наличия разделительной полосы), поделенную на полосы движения, а также разделительную полосу (или полосы), обочины, тротуары и трамвайные пути при их наличии.
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.