что такое расизм простыми словами для детей
Расист – это кто? Какова цель расизма?
Что значит расист? Сегодня очень часто можно слышать этот термин в средствах массовой информации. Слова «расизм» и «расист» периодически слетают с уст современных людей. Но далеко не каждый употребляющий их понимает истинное значение этих понятий. Что ж, попробуем разобраться и ответить на вопрос: расист – это кто?
Корень слова «расизм» и толкование понятия
Морфологический анализ данных слов показывает, что оба они имеют корень «раса». А значит, так или иначе, связаны с принципом разделения людей на популяции по определенным биологическим признакам. На сегодняшний день, согласно основной классификации, в мире выделяют три расы – черную (негроидно-австралоидную), белую (европеоидную) и желтую (монголоидную). За каждой из них закреплена определенная территория на планете, которую населяют большинство представителей данной конкретной популяции. И все было бы гладко в этой системе, если б не породило человечество такое явление, как расизм.
Кто такой расист: определение термина
Говоря простыми словами – это человек, возвышающий себя над другими на основании своего цвета кожи. Обратившись к разным видам словарей и проанализировав их толкования, можем привести обобщенное толкование: расист – это человек, возвышающий одну популяцию людей над другой только лишь на основании биологических особенностей. И если само это понятие появилось относительно недавно (в 19-м столетии), то история его проявлений уходит в глубь веков.
Проявления расизма в истории человечества
Во времена рабовладельческого строя одни люди считали, что другие родились только лишь для того, чтобы служить им, работать на них. Отсюда слово «раб» и, следовательно, название строя. Следующий период развития человечества – средневековье – породил кровное разделение всех на «знать» и «чернь». И снова вторая категория должна была ублажать первую. Капитализм оправдывал генетическим неравенством свои действия по отношению к аборигенам материков, которые были открыты и колонизированы белыми людьми – европейцами.
Индейцы обеих Америк и Австралии безжалостно уничтожались, а их материальные блага и земли осваивались пришельцами, считающими себя представителями более развитой, лучшей расы. Одной из самых последних и самых ярких вспышек расизма стал режим фашистской Германии, основанный на убежденности немцев в том, что они принадлежат к высшей расе арийцев и поэтому имеют право силой отнимать у остальных народов все, вплоть до самой жизни. Гитлер даже устраивал специальные экспедиции на восток, в сакральную страну «Шамбалу», где по легенде хранятся захоронения людей, которые господствовали на Земле много веков назад. Немцы пытались найти доказательства, что их раса происходит от древних высокоразвитых цивилизаций, однако их старания не увенчались успехом.
Как видим, во все времена расизм служил единственной цели – обогащению одних людей за счет других под прикрытием идеологии избранности. И всегда сопровождался кровью, разрухой, войной, смертями миллионов невинных…
Разработка расистской теории
Первую концепцию расизма разработал в середине 19-го века французский философ Ж. А. Гобино, который как раз и провозгласил «арийцев» высшей расой. Из его теории, а также из разработок некоторых других мыслителей следовало, что люди изначально неравноценны. Это определяется природой, и каждой расе навсегда уготовано свое место. Кто-то «приговорен» быть двигателем культурного и технического прогресса, а другой навечно записан в «подсобники», «разнорабочие». И такой порядок вещей, по мнению авторов теорий, должен был сохраняться – смешение рас они считали вредным для человечества. Спустя каких-то 30 лет все это взял на вооружение Гитлер, затеявший самую кровопролитную в истории планеты войну.
Расист: значение слова сегодня
В наши дни это понятие по-прежнему процветает, хотя и не так ярко выражено. Сегодня расист – это представитель «ультраправой» радикальной организации. Такие люди имеются практически в каждой стране, их цель – очистить свое государство от представителей других наций и биологических рас. Методы самые разные, зависят они от жесткости правовой системы государства. Если правительство надлежащим образом следит за соблюдением прав человека и на законодательном уровне признает проявление расизма преступлением, то радикалы находятся в тени и изредка устраивают вылазки и погромы. Пример: скинхеды в России, радикальные европейские футбольные фанаты (ультрас) и т. д.
И хоть расизм давно осужден мировой общественностью, но проявления его то и дело случаются в разных уголках планеты, в том числе и в нашей стране. И сегодня еще, несмотря на достижения прогресса и множество принятых превентивных мер, можно встретить расистов – людей, искренне убежденных в своей принадлежности к высшей (лучшей) касте и допускающих существование представителей популяций «низкого» сорта только лишь в качестве своих поклонников и рабов.
Расизм
Раси́зм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.
Часть серии статей о Австралийцев · Азербайджанцев · Американцев · Англичан · Арабов · Армян · Грузин · Евреев · Игбо · Индийцев · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Кавказофобия · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Малайцев · Мексиканцев · Немцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Румын · Русских · Сербов · Славян · Турок · Украинцев · Французов · Цыган · Шотландцев · Японцев · Атеизм (англ.) русск. · Бахаи (англ.) русск. · Католичество (англ.) русск. · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения Антидискриминационные Противодискриминационные Дискриминационные законы Антидискриминационные законы Видовая дискриминация · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Супремасизм · Триумфализм · Экономическая дискриминация СодержаниеОпределения терминаСлово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение [2] в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбера Мемми.
ИсторияНо основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считать [6] французского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность. Нордическая раса, по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками. После Ж.Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж. Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская» раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ. АфроамериканцыХотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 году, эта практика существовала как минимум ещё полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 году прокламацией президента США Авраама Линкольна, что было подтверждено 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 году. В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Чернокожие всегда называли белых «мистер» или «миссис», хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения. Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 1960-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права была законодательно запрещена расовая дискриминация. РАСИЗМРАСИЗМ – доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представлений, что человеческий род не является единым, но состоит из принципиально отличных друг от друга видов, как правило, иерархически соподчиненных между собой (см. Раса [РАСА]). В социально-психологическом плане расизм связан с ксенофобией (ненавистью и страхом) перед чужими; но если ксенофобия носит спонтанный характер, то расизм притязает на теоретическую обоснованность, апеллируя к науке (антропологии, генетике и др.). То обстоятельство, что современное знание о человеке дезавуировало «расовые теории» как ненаучные, не мешает развитию расизма как идеологии. В социально-философском плане расизм связан с абсолютизацией и натурализацией различий в расовых таксономиях. Фиксируя внимание на действительных фенотипических различиях между большими человеческими группами (цвет кожи, густота волосяного покрова, форма носа, разрез глаз и т.д.), расизм интерпретирует эти различия в качестве источника социокультурных различий. Между внешним обликом той или иной группы людей – их «расовой» принадлежностью – и их «цивилизационной» принадлежностью расистская доктрина устанавливает отношения детерминации: предполагается, что тот или иной антропологический тип с необходимостью выражает себя в строго определенных социальных и культурных формах. Идеология расизма возникла в эпоху великих географических открытий. Неравномерность социально-экономического развития в различных частях суши, приведшая на рубеже 15–16 вв. к колонизации одними народами других, была закреплена и искусственно поддерживалась на протяжении столетий. Институционализация господства – прежде всего «коннубий» (запрет на браки между представителями властвующих и покоренных народов) – имела своим следствием фиксацию культурных различий также и на внешнем уровне. Технологическое преимущество европейцев предстало как их естественно-природное превосходство. Доктрины, обосновывающие последнее в биологических терминах, были сформулированы сравнительно поздно (крупнейший теоретик биологического расизма Ж.А. де Гобиножил в 19 в.), однако проторасизм, исходивший из данного Богом или природой права одним народам относиться к другим как к «низшим» или «неполноценным», возник с самого начала западноевропейской экспансии на др. континенты (см. Вестернизация [ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ], Европоцентризм [ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ]). С крушением колониальной системы, интенсификацией миграционных процессов и ростом числа межэтнических браков мифы расизма (прежде всего «чистота крови») утратили даже видимость убедительности. К середине 20 в. расизм дискредитировал себя в глазах общественности как идеология, производящая на свет одиозные режимы (нацизм в Германии, апартеид в ЮАР). Поэтому открытая приверженность расизму в настоящее время – маргинальное явление. Однако в скрытой и неявной форме он продолжает проявлять себя как на уровне массового сознания [МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ], так и в академической среде. В этой связи некоторые исследователи ставят вопрос о «новом», или «современном» расизме: последний, в отличие от традиционного, апеллирует не к крови, а к культуре. Хотя термин «раса» при этом полностью исчезает из обращения, система допущений, характерная для расизма, остается здесь в силе. К числу этих допущений относится интерпретация межгрупповых различий в качестве естественных, а также убеждение в определенности (предопределенности, заданности) мышления и поведения индивидов сущностными (первичными, «примордиальными») характеристиками групп, к которым эти индивиды принадлежат. Литература: 1. Barzun J. Race: A Study in Modern Superstition. L., 1938; 2. Banton M. Racial Theories. Cambr., 1987; 3. Balibar E., Wallerstein I. Race, nation, classe: les identités ambiguïs. P., 1988; 4. Geiss I. Geschichte des Rassismus. Fr./M., 1988; 5. Miles R. Racism, L.–N. Y., 1989; 6. Малахов В.С. Скромное обаяние расизма. – «Знамя», 2000, № 6. Все за сегодняПолитикаЭкономикаНаукаВойна и ВПКОбществоИноБлогиПодкастыМультимедиаИсторияSvenska Dagbladet (Швеция): настолько же злобный, насколько и простой — вот как возник расизмГоворя о сортировке и ранжировании людей по расе, обычно ссылаются на расовую биологию 1920-х и 1930-х годов. Но ведь это неприятное явление возникло гораздо раньше 2020 год ознаменовался волной возмущения, протестами и атаками на памятники. Поэтому уместно будет разобраться, куда же уходит корнями расизм. Конечно, легко зациклиться на современной истории и принимать во внимание лишь широко известные явления вроде американского Ку-Клукс-Клана и немецкого нацизма (кстати, в прошлом году исполнилось ровно сто лет нацистской НСДАП — Национал-социалистической немецкой рабочей партии). Но откуда все это пошло изначально? Как давно в мире существуют расисты? Можно ли найти следы расовой идеологии в Средневековье или даже в античности? Вопрос масштабный, а ответ на него надо уместить в маленькую статью. Кроме того, все еще очень не хватает исследований. Однако уже ясно, что XIX век, который часто называют колыбелью современного расистского мышления, был временем, когда под уже имеющееся отношение к этому вопросу среди как простых людей, так и интеллектуалов в каком-то смысле подводили научную базу. Западные ученые разделили народы на расы, наделив их определенными характеристиками, и эта тенденция достигла кульминации (или, точнее говоря, начала достигать) в расовой биологии 1920-х и 1930-х годов. Но зародилось все гораздо раньше. Для начала скажу пару слов о понятии как таковом. Термином «расизм» обозначают комплекс предрассудков, который постепенно развился в образ мышления. Предрассудки в конечном итоге основаны на различиях во внешности людей. Эти вариации, по мнению расистов, свидетельствуют, что у людей разное происхождение и разная ценность. Согласно логике расизма, видимые, внешние признаки говорят о невидимых, внутренних свойствах. Внешние наблюдаемые различия между расами — например, цвет кожи — предположительно, свидетельствуют о разных психических свойствах народов, расовых психотипах. А они в свою очередь считаются очень важным, иногда даже определяющим фактором при формировании культур, которые расы порождают. Поэтому расистам кажется, что, например, китайская, арабская и западная культуры органически и биологически разделены. Расисты наших широт обычно располагают различные культуры в иерархическом порядке, помещая западную на самый верх. КонтекстProletären: как белые перестали считать чернокожих людьмиThe Atlantic: рассказы о расизме со всего мираСлово «раса», судя по всему, начали использовать в Европе в начале XVI века, вскоре после того, как Колумб открыл Америку, а Васко да Гама нанес на карту морской путь вокруг Африки. Людям понадобился термин для определения видимых и невидимых различий между народами. Сказать точно, что послужило конкретным толчком, мы не можем. Было ли это непосредственным следствием географических открытий или результатом внутреннего социально-экономического развития Европы, где появились классы и сословия? Проблема в том, что практически нет исследований, посвященных европейскому расизму до XVI века. Традиционно считалось, что средневековая ксенофобия была больше связана с религией. Люди считали опасным того, кто не был приверженцем христианской веры. Из-за такой точки зрения ученые подробно изучали отношения христиан и мусульман, а также христиан и иудеев, не связывая при этом такого рода ксенофобию с конфронтацией, которая позднее сформировалась у нас с культурами Азии, Африки и Америки. Что же касается других ксенофобских взглядов в Средние века, ученые, как правило, удовлетворялись общим предположением, что люди в целом скептически относились к жителям других городов и земель. Поэтому сейчас довольно трудно разобраться, как западные европейцы относились к чужакам в Средние века и эпоху Возрождения. Кроме того, например, отношение к мусульманам Ближнего Востока в разных странах и в разные эпохи очень отличалось. Церковь относилась к мусульманам резко отрицательно, тогда как знать часто прекрасно ладила с воителями по другую сторону религиозной границы. Зато все ученые едины во мнении по поводу того, что произошло на следующем этапе — после XVI века. Европейцы стали расистами в современном понимании не потому, что считали азиатов, африканцев и коренных жителей Америки странными на вид и по поведению. Речь шла о последовательном усвоении привычки: европейцы обращались с чужаками все более уничижительно, по мере того как получали над ними власть. А этот процесс начал по-настоящему набирать обороны в XVIII-XIX веках на волне трансатлантической работорговли, глобального торгового капитализма и затем империализма. Логика была настолько же злобной, насколько и простой: более слабые люди, которых легче завоевать, подавить и подчинить, по всей вероятности, просто сделаны из более плохого теста, чем победители… А когда эти предрассудки стали общепринятыми, их переняли интеллектуалы XIX и начала XX веков. Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|