что такое рафл в ресейле
Понять хайпбиста: «флекс», «легитчек», «реплика» и еще 13 важных слов
О бъясняем ключевые слова из модной индустрии, а также некоторые сленговые выражения хайпбистов, прочно вошедшие в лексикон современной молодежи, без знания которых иногда тяжело понять, о чем вообще идет речь
1. Cop or drop (коп о дроп)
— словосочетание, которое дословно переводится как «берем или нет» и употребляется в контексте выбора, оценки одежды или обуви. Обрело популярность в соцсетях и на таких платформах, как Reddit и 4chan, где в тематических разделах создавались обсуждения покупок: если другим пользователям нравилась обсуждаемая вещь, они писали «коп», если не нравилась — «дроп».
2. Дроп
— поступление новой коллекции в магазины. Для хайпбистов новые дропы — это почти праздник. Важным событием дропы остаются и для реселлеров, о которых речь пойдет ниже. Для предотвращения массовой покупки нового товара (особенно лимитированных коллекций) реселлерами многие бренды вводят правила по ограничению продаж: к примеру, одна пара кроссовок или одна единица одежды в одни руки и даже розыгрыш права на покупку (раффл).
3. Ресейлер
— человек, скупающий брендовую одежду и обувь с целью перепродать ее и часто по завышенной цене. Реселлеры с особым пристрастием охотятся за лимитированными коллекциями, а фанаты бренда, которые не смогли или не успели купить желанную вещь в официальных магазинах, в итоге вынуждены платить им в разы больше. К примеру, кроссовки EQT Support 93/17 Berlin, созданные adidas в сотрудничестве с системой общественного транспорта Берлина (BVG) тиражом в 500 пар, продавались по 180 евро за пару. У реселлеров же цена стартовала от 1000 долларов.
4. Раффл
— розыгрыш права на покупку вещи или пары обуви, который должен оградить бренд и его фанатов от реселлеров. Продажа происходит в два этапа: сначала магазин объявляет регистрацию и формирует списки желающих приобрести товар, а затем проводит лотерею среди всех зарегистрированных, в результате чего победители и получают право на покупку. В Киеве к раффлу прибегали, к примеру, во время релизов кроссовок Yeezy Boost 350 V2.
5. Фейк
— подделка, визуально копирующая оригинальный товар, однако изготавливаемая из дешевого низкокачественного материала. Правда, не все производители фейков стараются полностью повторить внешний вид оригинала — некоторые из них во избежание юридических разбирательств намеренно меняют дизайн или добавляют визуальные элементы, отличающие фейк от оригинальной вещи. Пример тому — известная версия фейковых Yeezy Boost 350 v2 с вышитым логотипом Supreme вместо привычной надписи SPLY-350. Фейки стали дешевой и доступной альтернативой для покупателей, особо не интересующихся оригинальными брендами и не разбирающихся в них.
6. Реплика
— копия высокого качества. В отличие от фейков, ориентирующихся в основном на визуальную схожесть с копируемой вещью, для изготовления реплик производители подробно изучают оригинал: исследуют крой, материалы, внешний вид, — после чего создают копию, практически неотличимую от оригинала. Определить поддельность возможно лишь при детальном рассмотрении.
Среди почитателей реплик — люди, интересующиеся модой, однако не желающие играть по правилам модной индустрии. Высокие цены, намеренная лимитированность коллекций и реселлеры, перепродающие вещи в разы дороже, — главные причины популярности реплик. На платформе Reddit существует отдельный раздел для поклонников реплик, насчитывающий более ста тысяч подписчиков.
7. Легитчек (legit check)
— процесс проверки одежды/обуви на оригинальность. С развитием индустрии фейков для популярных моделей часто создаются специальные гайды на YouTube, помогающие отличить поддельный товар от оригинального.
8. Коллаборация/коллаб
— совместная коллекция, созданная в результате сотрудничества бренда с другим брендом, дизайнером или знаменитостью. Предполагается, что такое сотрудничество должно способствовать росту популярности, увеличению целевой аудитории и открытию новых рынков. Пример коллаборации между брендами — прошлогодняя коллекция Supreme x Louis Vuitton, объединившая тренды высокой и уличной моды. Пример дизайнерской коллаборации — сотрудничество Nike и креативного директора Givenchy Рикардо Тиши, создавшего линейку NikeLab x RT Victorious Minotaurs. Пример коллаборации со звездами — коллекции adidas x Yeezy, в рамках которых рэпер Канье Уэст разрабатывает обувь и элементы одежды.
9. Капсульная коллекция
— разновидность коллаборации, небольшая линейка бренда, насчитывающая не более 10 единиц. Зачастую капсульная коллекция имеет конкретное тематическое направление. Пример — капсульная коллекция грайм-исполнителя Скепты и дизайнера Вирджила Абло, посвященная легендарному нигерийскому музыканту Фела Кути.
10. Friends and family edition (издание для друзей и семьи)
— лимитированная коллекция одежды/обуви, предназначенная только для определенного круга людей. Название «для друзей и семьи» буквально означает, что выпущенная продукция произведена только «для своих» и не ожидается в широкой продаже.
В такие издания попадают эксклюзивные или кастомные вещи. В качестве примера можно назвать коллаборацию кроссовок KAWS x Air Jordan 4, обычные модели которой доступны всем желающим, а издание «для друзей и семьи» с измененной задней частью было выпущено лишь ограниченным тиражом. Похожую практику использует и Вирджил Абло, вручную кастомизируя одежду и обувь, предназначенную для близкого окружения.
11. Сникерхед
— человек, увлекающийся кроссовками и сникер-культурой. Зачастую это не просто фанаты, но еще и коллекционеры.
12. Попап-стор
— временный магазин, точка. Главные преимущества попап-сторов — их мобильность и способность функционировать в течение определенного времени в любой точке мира. Как правило, они открываются в рамках релизов крупных коллекций или же с целью представить продукцию в месте, где отсутствует официальный магазин бренда, но сосредоточена целевая аудитория.
13. Флекс
— хвастовство. Сленговое выражение, используемое хайпбистами при чрезмерном самовыражении. В среде хайпбистов «флексить» означает хвастаться и привлекать внимание внешним видом.
14. Байер
— человек, посещающий модные показы и презентации коллекций с целью формирования ассортимента магазинов. Основная задача байера — спрогнозировать модные тренды на будущий сезон и на основе анализа произвести закупки в магазин. Как правило, байеров к брендам направляют крупные бутики, чтобы проанализировать рынок и закупить новые коллекции для расширения ассортимента и привлечения целевой аудитории.
15. Кастом
— измененная вручную модель одежды/обуви. Существует отдельная культура дизайнеров, занимающихся ручным переделыванием уже узнаваемых силуэтов. Такие предметы ценятся больше обычного дизайна, так как кастомный силуэт зачастую существует лишь в нескольких экземплярах.
16. Бэкдор (back door)
— явление, когда во время дропов новых коллекций часть товара откладывается «для своих» и не поступает в открытую продажу. Такая практика применялась, к примеру, в первом магазине Supreme, когда персонал оставлял под прилавком товар для знакомых скейтеров, а на вопросы покупателей о наличии одежды отвечал отрицательно.
Читайте также:
Подписывайтесь на DTF Magazine в Facebook, Twitter и Telegram
Также подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку
Что такое рафл в ресейле
Говорить по-модному: словарь терминов Esquire, который поможет понять современную модную индустрию
Вы читаете материалы о моде или просто подписаны на нескольких блогеров, но не всегда понимаете, что обозначает тот или иной профессиональный термин или жаргонное словечко? Как говорится, не знать не стыдно — стыдно не знать и не спросить. Esquire составил словарь, который поможет вам пополнить фэшн-вокабуляр.
Апсайклинг — от английского upcycling — переделка старой одежды (бывшей в употреблении, износившейся или долго хранившейся на складе) в новую, от декорирования дефектов до полной перешивки вещей в что-то другое. Это экологичное благое дело.
(сущ., от англ. upcycling — «вторичное использование»)
Это узор из ромбов и диагональной клетки, традиционно использующийся в трикотажных вещах — свитерах, безрукавках и даже носках. Он ассоциируется с классическим британским стилем.
(сущ., от шотл. argyle, argyll — «орнамент»)
Базовой называют нейтральную одежду, которая может служить основой образа и гардероба в целом. Как правило, это вещи черного, белого или других спокойных цветов, без лишних деталей, которые хорошо сочетаются примерно с чем угодно.
Винтажной называют одежду с историей: по правилам, она должна быть старше 15 лет и должна отражать характерные черты стиля своей эпохи. Знаковые вещи родом из девяностых, семидесятых, сороковых — это все винтаж, а вот те, что произведены раньше 1920-х, уже попадут в категорию антиквариата.
(сущ., от англ. vintage)
Это не только платяной шкаф, но и вся совокупность одежды, которую кто-либо носит. Как правило, имеет некоторую стилистическую общность. А еще гардероб можно разбирать.
(сущ., от фр. garder — «хранить», фр. robe — «платье, одежда»)
Со временем у модного бренда формируется узнаваемый почерк, характерные черты его коллекций, фирменные узоры, приемы и техники — это и составляет ту самую ДНК бренда.
(аббр., от «дезоксирибонуклеиновая кислота»)
Модные коллекции могут выходить по двум схемам — либо сразу целиком (обычно такие приурочены к новому сезону или межсезонью), либо небольшими частями — дропами. В виде дропа может выходить и небольшая совместная коллекция, и отдельный продукт, приуроченный к какому-то событию.
(сущ., от англ. drop — «ронять»)
Модная капсула — небольшой набор вещей, сочетающихся друг с другом или идейно продолжающих друг друга. Например, если модная марка сотрудничает с художником, то выходит капсульная коллекция футболок с его работами в одной стилистике.
(словосоч., от лат. capsula — «коробочка», лат. collectio — «собирание, сбор»)
Коллаборацией называется совместная работа — двух модных марок, бренда с приглашенным дизайнером или звездой, специалистов из разных сфер. В результате выходит совместная коллекция или какой-то один продукт.
(сущ., от англ. collaboration — «сотрудничество»)
Самая главная с точки зрения творческого процесса должность в модном бренде: креативный директор руководит разработкой дизайна коллекций и всей эстетической составляющей вокруг бренда — съемками, показами, событиями, но не с технической, а с творческой стороны.
(словосоч., от англ. creative — «творческий», лат. directum — «управлять»)
Это попросту сумка с ремнем через плечо. В английском языке ее называют crossbody, в русском — переняли слово, чтобы упростить описание.
(сущ., от англ. cross body — «пересекая тело»)
Haute couture, или высокая мода — противопоставляется «готовой одежде», то есть тому, что мы обычно видим в магазинах. Кутюрные вещи шьются индивидуально, по больше части вручную и с применением ремесленных техник. Официально лишь очень небольшое количество брендов могут писать на бирке haute couture.
(сущ., от фр. haute couture — «высокое шитьё»)
В модной индустрии этим словом обозначают старт продаж специальных коллекций или запуск рекламных кампаний.
(сущ., от англ. launch — «запуск»)
Лукбук — это коммерческая и одновременно настроенческая съемка коллекции или дропа, на которой хорошо видно одежду. Она может быть технически простой, без «наворотов», но и цель ее — не только поразить креативностью, но и позволить рассмотреть вещи и оценить, как они сидят на моделях.
(сущ., от англ. look book — «книга образов»)
Мерч — сокращение от «мерчендайз» — это вещи, выпущенные как рекламная поддержка компаний, не имеющих к моде отношения, или музыкальных туров и фестивалей. Толстовка с названием любимого кафе, футболка с концерта Rammstein или сумка с логотипом конференции физиков-ядерщиков — это все мерч.
(сущ., от англ. merchandise — «товар, продавать»)
Чтобы байерам, журналистам и другим профессионалам индустрии моды было удобнее, бренды проводят свои показы раз в сезон, собираясь в одном и том же месте (вернее, в нескольких городах по всему миру) и стараясь уместиться в несколько дней. В каждой стране есть своя, притом иногда и не одна неделя моды, но основных их четыре — в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже. Что тоже удобно, идут они подряд и формируют модный месяц.
Слово происходит от французского hommage — «дань уважения» и обозначает именно это: в моде так называют прямую или косвенную отсылку в работе дизайнера к творчеству другого дизайнера или художника. Иногда это, впрочем, бывает похоже на плагиат, но настоящий оммаж — все же история про признание и признательность.
(сущ., от фр. hommage — «признательность, дань уважения»)
Такая приставка обычно описывает пространства, торговые точки или художественные выставки временного толка: они открываются на несколько дней или недель в нехарактерном месте, а потом исчезают.
Сколько можно заработать на перепродаже кроссовок и как сегодня устроен рынок
Перепродажа кроссовок в 2019 году занимает очень серьезную долю рынка ресейла модной одежды. Как и многое другое, это увлечение пришло к нам из США. Там охота за редкими кроссовками идет уже давно, больше 30 лет. В России она началась недавно, лет 7–8 назад, когда люди поняли, что в интернете есть много желающих купить редкие вещи без необходимости стоять в ночной очереди в магазин. Появился спрос — родилось и предложение.
Насколько популярны перепродажи
Михаил Постников — сооснователь торговой площадки themarket — рассказывает, что культура перепродаж кратно возросла за прошедшие три года. «В 2016 году в большей степени это было занятием энтузиастов, которые знали друг друга лично, а очередь из 50 человек в день старта продаж считалась огромной. Вместе с этим на вторичном рынке существовало множество проблем как у покупателей, так и у продавцов, которые мы и вызвались решить, — объясняет Постников. — Не буду связывать наш проект с ростом популярности ресейла, так как судить не мне, но теперь дропы интересных коллекций, с помощью которых можно заработать на перепродаже, проводятся практически каждую неделю, а число тех, кто пробует себя в этом деле, исчисляется тысячами».
Феномен перепродажи безумно популярен у поколения Z. Для родившихся в конце 90-х это идеальный способ заработать. Большинство молодых людей начинают вливаться в процесс ресейла в весьма раннем возрасте, потому что это очень просто, доступно, а деньги можно заработать быстро. Посмотрите, как они выстраиваются в полукилометровые очереди, чтобы приобрести себе пару свеженьких кроссовок от Канье Уэста или Вирджила Абло — двух главных деятелей современной сникер-индустрии.
Кстати, именно с Уэста началась волна перепродаж кроссовок в России. Его первая именная пара adidas (Yeezy Boost 350) вызвала огромный интерес среди фанатов, потому что на выходе из магазина можно было заработать в 3–4 раза больше от стартовой цены, которая и без того была большой — 17 тыс. руб. То есть можно было получить 50 тыс. руб., просто удачно попав в очередь или выиграв право покупки этих кроссовок в импровизированной лотерее, организованной магазином.
Лотерея устроена следующим образом. Магазины предлагают потенциальным покупателям заполнить анкету. Пар мало — желающих много, поэтому счастливчиков выбирают случайно, чтобы шанс был у всех. Эта вынужденная мера была предпринята для того, чтобы продавать лимитированные модели цивилизованно и централизованно. Конечно, большие открытые очереди остались, и в случае с редкими кроссовками фанаты иногда стоят в них по несколько дней, но это происходит все реже. Никто не хочет иметь дело с неуправляемой толпой, которая порой настроена очень агрессивно и в стремлении побыстрее заработать готова совершать разные неприятные «подвиги».
«Ресейл, к счастью или к сожалению, стал для некоторых ребят основным заработком, — рассказывает Константин Качанов, профессиональный кроссовочный фотограф, создатель проекта Sneakershot. — Чаще это молодые люди, которым тяжело совмещать учебу с обычной работой, а вот прогулять пары, чтобы взять кроссовки на релизе (то есть на старте продаж — прим. «РБК Стиль»), им намного проще. Доход может начинаться от 20 тыс. руб. в месяц и доходить до нескольких сотен тысяч».
Успешный результат, по мнению Качанова, зависит от того, насколько много усилий прикладывает человек, какие придумывает схемы и как много у него друзей в магазинах. Он советует обращать внимание на кроссовки, выпущенные в коллаборации с известными артистами или художниками, причем именно на дебютные релизы. Дело в том, что если позже бренд продолжит сотрудничество со знаменитостью, то именно кроссовки из первой коллаборации станут лучшим вложением денег. Правда, в случае с Канье Уэстом и Трэвисом Скоттом, как показала практика, это не всегда работает.
Сколько можно заработать
У размера заработка нет предела, но в среднем неплохой перекупщик получает 200–250 тыс. руб. в месяц. Есть и такие, кто может заработать подобную сумму всего за пару дней — все зависит от клиента и конкретных пар. Существуют две работающие схемы. Либо вы покупаете много кроссовок и зарабатываете небольшую сумму, либо стараетесь достать избранные пары в небольшом количестве, но которые на вторичном рынке будут стоить в разы, а иногда и в десятки раз дороже. В последнее время бренды начали увеличивать тиражи, поэтому реселлерам, которые привыкли зарабатывать с одной пары до 4–5 ее стартовых цен, становится все труднее — теперь им нужно «делать объем».
Как и везде, тут есть свои лидеры, у которых дела идут лучше всех. Как правило, это связано с тем, что они располагают хорошей клиентской базой — их знакомые готовы покупать редкие кроссовки без особых раздумий, деньги для этих покупателей — не проблема. Почти у всех знаменитостей есть знакомства с главными реселлерами России, потому что только благодаря этим людям они могут получать редкие товары без долгих ожиданий и поисков. Достаточно сказать, что тебе надо, и дать денег — дальше все сделает реселлер.
«В целом, существуют истории, когда люди годами покупали релизы и просто складывали их в шкаф. Например, в США мужчина смог купить себе дом, просто продав около 400 пар номерных джорданов, которые он собирал около 10 лет», — говорит Константин Качанов.
Допустим, вы нашли редкую пару и хотите ее продать, чтобы заработать. Выбор площадок у вас весьма ограниченный. На данный момент есть ровно шесть мест, где можно это сделать: eBay, «Авито», Grailed, StockX, themarket и группы «ВКонтакте». Это самые популярные платформы для покупки и продажи лимитированных кроссовок, основные сделки происходят именно там.
«Ресейл — это сферическая микроэкономика в вакууме, — утверждает Михаил Постников, — в большинстве случаев этот процесс можно описать кривыми спроса и предложения. Конечно, с ростом числа продавцов падает и маржинальность с перепродажи каждой пары, но потребитель от этого только в плюсе». Постников уточняет, что это не значит, что теперь нельзя зарабатывать на ресейле как таковом. Существуют две стратегии — краткосрочная и долгосрочная. В первом варианте продажа происходит в дни релиза, когда конкуренция максимальна, а второй вариант подойдет для терпеливых.
Со временем число новых пар в коробке становится все меньше, а это значит, что уменьшается уровень предложения. «Тут есть свои риски, — предупреждает сооснователь торговой площадки themarket. — Возьмем, к примеру, Yeezy Boost 350 v2 Zebra. В феврале 2017-го они продавались по 100–150 тыс. руб. за экземпляр, сейчас же их цена — в районе 30 тыс. руб. Почему? Потому что на настоящий момент было два переиздания этого релиза, о которых, разумеется, никто не знал. Так что это рисковый бизнес, но кто не рискует, тот не пьет шампанское».
Как формируются цены
Какого-то четкого механизма ценообразования нет, есть лишь несколько критериев, которые влияют на рост цены на вторичном рынке. Во-первых, количество выпущенных пар, во-вторых, эксклюзивность, как, например, в случае коллаборации с артистом, художником или магазином (это правило работает не всегда). В-третьих, материалы, в-четвертых, популярность модели среди влиятельных людей из индустрии. Довольно простой список, но эти критерии в сумме способны сгенерировать огромный заработок, поэтому все подобные релизы отслеживаются ценителями кроссовок, а именно их спрос и формирует цену.
«Важно, что ресейл перестает быть стигматизированным, — считает Михаил Постников. — Это естественный процесс, от которого, согласно невидимой руке рынка, выигрывают все. Продавцы зарабатывают деньги, а покупатели получают возможность приобрести интересующую их пару без суматохи в очереди. Плюс релизы происходят далеко не везде, так что для многих жителей регионов покупка из вторых рук становится единственным вариантом».
Насколько выгодно инвестировать в кроссовки
Стоит понимать, что не каждая инвестиция со временем принесет большую прибыль, а некоторые вложения вообще не принесут ничего. Здесь нужно продумать свою стратегию, чтобы не прогореть, закупив те кроссовки, которые через 5–10 лет будут стоить ровно столько же, сколько и на старте. Кроссовочный бизнес привлек даже такого крупного бизнесмена, как Юрий Мильнер, владельца венчурного фонда DST Global, вложившего в биржу StockX.
Примеры хороших инвестиций в кроссовки:
«В один месяц ты можешь заработать сотку, а в другой – всего пять тысяч»: Что такое реселл и почему этим занимаются подростки
Внештатный журналист и автор RB.RU.
Современные подростки уже давно не хотят раздавать листовки, сидеть с чужими детьми или выполнять низкоквалифицированную работу ради пары тысяч рублей. Многие из них умеют быстро и много зарабатывать, один из таких из способов – реселл кроссовок. Мы узнали, почему перепродавать кроссовки прибыльно, какие в этом деле есть «фишки» и сколько может заработать на реселле обычный школьник.
Как появился реселл
В России заговорили о реселле, когда рядом с московским магазином Brandshop появились километровые очереди людей, которые часами стояли, чтобы купить кроссовками Yeezy от Канье Уэста.
Но журналист и создатель телеграм-канала Golden Chihuahua Саша Амато считает, что мировой бум рессела начался задолго до – в 80-х. Взлет реселла Амато связывает со стритвиром – уличной одеждой, которая стала своеобразной субкультурой подростков, которые все деньги вкладывали в свой имидж. «Это исключительно имиджевая субкультура. Она никак не связана со стилем, модой, удобством и дизайном, красотой вещи, – объясняет Амато. – Вся культура стритвира зависела от понимания того, что люди носят вокруг тебя. Если ты подросток из Бруклина в 80-х, ты выходишь на улицы, видишь, что надето на людях вокруг и собираешь из них свой образ. Культура уличной одежды появилось именно как составление собственного имиджа на основе чужого. Сейчас нам не нужно выходить на улицу – Канье Уэст или Вирджил Абло и так скажут, что красиво и хайпово».
Как устроен бизнес реселла
Реселлер – это человек, который покупает лимитированные вещи у брендов и перепродает со своей наценкой. Посредник между производителями и клиентами. При этом у человека может не быть связей с поставщиками, собственного склада и т.д. В этом ключевое отличие реселлера от дистрибьютора: первому не нужно налаживать отношения с производителем, делать все официально, и у него меньше накрутка. Доступная бизнес-модель реселла привлекла немало людей. Большинство из них, как в России, так и в развитых странах, – подростки.
Восемнадцатилетний одиннадцатиклассник Игорь из Москвы честно признается, что стал реселлером из-за денег, а также личного интереса к брендовым вещам. Он подтверждает, что лучше всего перепродаются лимитированные кроссовки: «Самая крупная сделка – когда мы с напарником смогли продать кроссовки из коллаборации Nike и Fear of God, вышло около 30 тысяч на каждого». Но прибыль от перепродажи кроссовок может и разочаровать. «Как-то мы перепродали Yeezy Boost 700 и получили по 5000 на человека. То есть в один месяц ты можешь заработать сотку, а в другой – всего пять [тысяч рублей]», – заключает Игорь.
Для успешной перепродажи нужно постоянно отслеживать сайты и тематические группы, иметь знакомых в магазинах, где происходят продажи, а также обзавестись картами лояльности.
«Все зависит от связей, – говорит Игорь. – Есть реселлеры, которые работают только со звёздами. Мой знакомый смог за месяц заработать больше 130 000 рублей, потому что был в нужном месте в нужное время».
Бренды сами решают, в каким магазинах они будут производить раффлы, то есть розыгрыши права на покупку эксклюзивной вещей. «Это могут быть как флагманские магазины, так и нет, это нужно мониторить», – советует Игорь.
Целевая аудитория реселла – подростки и молодые люди, но некоторые продавцы перепродают вещи только известным людям. «Мой знакомый с района несколько раз удачно продавал кроссовки Ольге Бузовой и блогеру Владу Литвинову, – говорит школьник. – Он делает большие деньги».
Начальный капитал для рессела – 18 000 рублей. Игорь считает, что : «Как раз можно купить на эти деньги релиз кроссовок, продать их за 35 000, и вот у тебя есть деньги на следующий шаг». Успешным реселлером он считает того, у кого более пяти сделок в месяц.
В течение года Игорь время от времени занимался ресселом, учась при этом в школе: «Совмещать это с учебой довольно просто, если ты готов идти на какие-то жертвы. Например, стоять по шесть часов за условными Yeezy Boost в «Цветной» и ждать, пока по спискам тебя пустят в магазин». Он признается, что сейчас занимается этим все реже: «Совсем недавно в бизнес вошли школьники, которые стали менять правила игры – ставить кроссовки по минимальной цене. Они обвалили кучу продаж опытным продавцам, для которых реселл – это основная работа. Мне нравилось заниматься этим из-за свободного графика и хороших денег. Но меня и многое смущало. Например, как люди, ждущие релиза в очередях, портят свое здоровье, могут часами на морозе стоять. Я к такому не был готов. Кроме этого появилась новая проблема – связи, которые раньше помогали, теперь против тебя. Во многих магазинах появляются «свои списки», в которые попадаешь только по блату».
После того, как реселлер получает релиз, наступает самая важная часть – продажа. Покупатели могут быть самые разные: обычные люди («реалы»), которых продавцы ищут через сайт Themarket, тематических группах в ВК или через своих знакомых, звезды, с которыми реселлеры связываются по своим каналам, или китайцы («киты»), которые покупают вещи с целью перепродажи у себя на родине. Игорь отмечает, что большинство его клиентов – богатые подростки, либо китайцы, которые обычно ждут реселлеров на выходе из магазина, в котором только что прошел раффл.
Когда ждать заката реселла
Амато положительно отзывается о подростках-реселлерах, считает их креативными и талантливыми: «Многие из них сами ездят в Китай, открывают магазины поддельных товаров по низким ценам. Они и очень неплохо на этом зарабатывают – не у каждого в России есть 25 000 на кроссовки. Параллельно эти ребята работают и с криптовалютами, двигаются в еще каких-то направлениях. Поколение «зумеров» очень работящее, они начинают работать с раннего возраста».
Но некоторые считают что реселл кроссовок – очередная тюльпаномания, то есть пузырь, который возник из-за популярности стритвира и с ее спадом лопнет.
«Обычная маркетинговая культура, когда спрос огромен, причем он международный, а предложение очень лимитировано и локализовано географически», – говорит Саша Амато. Разговоры о том, что пузырь реселла скоро лопнет, ведутся давно. Этого до сих пор этого не произошло, но цены на вещи на рынке рессела падают: «В 2014–15 годах те же самые кроссовки Канье Уэста перепродавали гораздо дороже, в наши дни цены резко падают. Люди начинают смекать, что это недолговечный способ заработка. Не знаю, долго ли это еще продлится», – заключает Амато. А медленную моду он называет намного перспективнее быстрой.