что такое пуанты в балете

История пуантов

Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

что такое пуанты в балете. 2awh6nv0dhvs. что такое пуанты в балете фото. что такое пуанты в балете-2awh6nv0dhvs. картинка что такое пуанты в балете. картинка 2awh6nv0dhvs. Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

Светские туфли рубежа XVIII-XIX веков

Кто же она, та самая балерина, которая первая встала на пуанты? До сих пор историки балета ведут споры. По рецензиям критиков XIX века, заметкам зрителей, а также по литографиям можно назвать несколько имен. Это итальянка Фортуната Анджолини, а также француженки Женевьев Гослен и Фанни Биас. Но точно одно — все первые достоверные упоминания о танце на пуантах связаны с балетом «Зефир и Флора» хореографа Шарля Дидло. Юрий Бахрушин утверждал, что позы на пуантах ввел именно этот балетмейстер:

«Женский классический танец в этот период (начало XIX века, прим. ред.) достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление «положения на пальцах». Эту позу ввел Дидло», — Ю. А. Бахрушин.

Один из первых французских музыкальных критиков Кастиль-Блаз писал: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная».
В 1821 году в Лондоне выступала Фанни Биас и включала в свой танец отдельные позы на пальцах. Именно к этому времени относится литография Ж.-Ф. Вальдека, на которой балерина изображена, стоя на пуантах в V позиции.

что такое пуанты в балете. 7atx9ybwktyo e1550737366512. что такое пуанты в балете фото. что такое пуанты в балете-7atx9ybwktyo e1550737366512. картинка что такое пуанты в балете. картинка 7atx9ybwktyo e1550737366512. Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

Но, конечно, туфли этих танцовщиц были еще далеки от современных пуантов. Они были мягкие. В них просто добавлялось больше ткани, чтобы избежать сильного травмирования пальцев.

Следующий шаг в эволюции пуантов совершили Филиппо и Мария Тальони.

В 1830 году Мария Тальони, как и ее предшественницы, вставала на пуанты в балетах «Бог и баядерка» и «Зефир и Флора». А 12 марта 1832 года произошло важнейшее событие. Впервые балерина весь спектакль полностью танцевала на пуантах, иногда задерживалась на одной ноге, создавая абсолютное ощущение воздушности и невесомости. Это был балет Филиппо Тальони «Сильфида». Для создания волшебного образа туфли Марии сделали более жесткими, добавив внутрь жесткий каркас, называемый сейчас «стаканом».

На надгробии Марии Тальони до сих пор молодые танцовщицы оставляют цветы и… пуанты.

что такое пуанты в балете. . что такое пуанты в балете фото. что такое пуанты в балете-. картинка что такое пуанты в балете. картинка . Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

Но от Тальони не отставала ее «соперница» — темпераментная Фанни Эльслер. В балете «Синяя борода» Эльслер исполняла уже по два пируэта на пальцах: «Ее двойные пируэты на пуантах, ее необычайная сила и выносливость, ее прелесть, легкость и точность оказались частями одного неделимого целого», — писал критик издания Bäuerles Theater Zeitung.
И в дальнейшем долгое время все технические новинки на пуантах исполняли представительницы солнечной Италии. Например, в 1846 году Париж настолько поразила пальцевая техника итальянки Софии Фуоко, «блестяще владеющей так называемыми пуантами», что критика назвала ее La Pointue.

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет», —

именно Авдотья Истомина, которую увековечил в своей поэзии Александр Пушкин, стала первой русской балериной, танцевавшей на пуантах. Интересный факт, что она тоже училась у Шарля Дидло, когда хореограф работал в России. Так что это в очередной раз подтверждает версию, что именно Дидло «поставил» балерин на пуанты.

Итак, к середине XIX века пуанты стали очень популярны. Когда балерина вставала на кончики пальцев вытянутой стопы, ее танец приобретал воздушность и грациозность. А в эпоху романтизма пуанты стали новым инструментом для воплощения замысла балетмейстера, ведь сюжет и сама структура балетного спектакля требовали новых хореографических решений. Так пуанты стали неотъемлемой составляющей образа воздушных духов, нимф, фей, эльфов и других сказочных персонажей, что подчеркивало их нереальность. И также пуантами стали обозначать более высокое социальное положение персонажа в спектакле.

что такое пуанты в балете. 7r97g8wr5b5e. что такое пуанты в балете фото. что такое пуанты в балете-7r97g8wr5b5e. картинка что такое пуанты в балете. картинка 7r97g8wr5b5e. Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

Во второй половине XIX века «пальцевая», как говорят в балетном мире, техника совершенствовалась и усложнялась. И пуанты не отставали в развитии. Теперь у них изменилось очертание, и появилась такая важная деталь, как «пятачок» — немного овальное и плоское завершение туфельки для большей устойчивости. В XIX веке «пятачок» был деревянный, округлой формы, покрытый тканью из овечьей шерсти. К началу XX столетия пуанты стали привычного сейчас для нас розовато-телесного цвета, что визуально в сочетании с трико еще больше удлиняет ноги балерин.

Мариус Петипа оставил будущим поколениям огромное наследие из классических вариаций и дуэтов, исполняемых на пуантах. Именно он ввел в спектакль элемент, ставший впоследствии обязательным для всех ведущих балерин — 32 фуэте на пуантах.

Техника возрастала, и от пуантов требовалось усовершенствование. Во второй половине XIX века в пуанты вставлялась круглая пробка, но это было довольно дорогое производство. Поэтому в начале XX века пробку заменили на специальный клей, которым пропитывались все внутренние слои «стакана», таким образом добиваясь необходимой жесткости и поддержки стопы.

что такое пуанты в балете. 1q41rh8r0mf6. что такое пуанты в балете фото. что такое пуанты в балете-1q41rh8r0mf6. картинка что такое пуанты в балете. картинка 1q41rh8r0mf6. Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

В начале XX столетия итальянец, эмигрировавший в США, мастер обуви Сальваторе Капецио открыл свою мастерскую на Бродвее. В основном он шил обувь для артистов мюзиклов и вестернов. Но однажды в поисках танцевальной обуви в магазин к Сальваторе зашла балерина Анджелина Пэссоун. Тогда пуанты для себя она не нашла. Но стала любовью и музой мастера. Так Капецио совершил еще один прорыв в развитии пуантов. Он стал создавать каждую пару туфель с учетом индивидуальных особенностей стопы балерины. Колодка, которую делали из дерева, позже, если нужно было, немного корректировалась. Затем выкраивали несколько слоев мешковины и бязи, пропитывали их клеем и после просушки покрывали розовато-телесным атласом. Подошву и стельку делали из 3 слоев кожи или картона, сшитых между собой. «Пятачок» стал более плоским. По форме пуанты от Капецио были изящнее, чем у других мастеров. И все же самое важное, что в производстве пуантов началось время индивидуального подхода к стопам танцовщиц.

Анна Павлова, гастролируя по всему миру, для себя и своей труппы заказывала пуанты у Сальваторе Капецио, что, конечно, добавило славы и авторитета именно этой мастерской.

что такое пуанты в балете. xg5ewiia6jeh e1550739041189. что такое пуанты в балете фото. что такое пуанты в балете-xg5ewiia6jeh e1550739041189. картинка что такое пуанты в балете. картинка xg5ewiia6jeh e1550739041189. Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

Пуанты Анны Павловой

В XX веке уже нельзя было представить балерину, не танцующую на пуантах. Когда-то ходившие на каблуках Фея Сирени и Гамзатти обрели полноценную «пальцевую» хореографию (в редакциях Константина Сергеева и Вахтанга Чабукиани соответственно). Постепенно с каблуков на пуанты «переходили» даже гротесковые и национальные танцы. Ярче всего эта тенденция проявилась в творчестве Юрия Григоровича.

При главных театрах страны всегда были мастерские, в которых изготавливались пуанты для своих танцовщиц. Но постепенно стали появляться труппы, альтернативные академическим театрам, и различного рода антрепризы. Соответственно, спрос на пуанты стал возрастать, и встал вопрос о том, чтобы наладить их более масштабное производство.

Обувной мастер Фредерик Фрид в 30-х гг. прошлого столетия придумал новую рецептуру клея для пуантов и стал первым, кому удалось открыть свое производство балетной обуви, в частности пуантов. Примерно в это же время эмигрант из России Якоб (Джейкоб) Блок создал небольшое производство пуантов в Австралии. С учетом жаркого и влажного климата он стал добавлять в клей для пуант винил.

что такое пуанты в балете. . что такое пуанты в балете фото. что такое пуанты в балете-. картинка что такое пуанты в балете. картинка . Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

что такое пуанты в балете. . что такое пуанты в балете фото. что такое пуанты в балете-. картинка что такое пуанты в балете. картинка . Само слово пуанты происходит от французского pointe — острие. Когда еще не возникла эта обувь в привычном нам виде, танцовщицы для придания воздушности и нереальности своего образа уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев, как бы отрываясь от земли. И тогда про балерин стали говорить, что они танцуют sur les pointes des pieds (на кончиках пальцев). Обувь же была мягкая, атласная, с прямоугольным носом. На самом деле, такие туфли были в моде и у светских дам Европы рубежа XVIII-XIX веков. Одной из законодательниц такой моды была жена Наполеона Бонапарта Жозефина. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве и с лентами, перевязанными вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прообразами первых настоящих пуант.

Сейчас все большую популярность набирают пуанты, сделанные совершенно по другой технологии — из полипропиленовых материалов. Они более долговечны, быстрее разнашиваются и даже немного «помогают» балерине, как бы поддерживая ее стопу. Но многие академические школы и театры выступают против таких пуантов, так как считают, что они не способствуют правильному формированию стопы и мышечного аппарата танцовщиц в целом.

В XXI веке процесс изготовления пуантов — это отдельное искусство, сродни ювелирному мастерству и немного алхимии. В России на данный момент в производстве пуантов сочетаются традиции прошлого с новыми тенденциями. О секретах мастеров смотрите наше видео.

Автор статьи Вероника Варновская

Источник

Что собой представляют пуанты, нюансы правильного выбора

Пуантами называются балетные туфли, которые помогают танцовщице принять положение на кончиках пальцев ног. На сегодняшний день пуанты – это неотъемлемый атрибут в балете, имеющий глубокие корни в истории. Обувь отличается по параметрам и материалам изготовления, поэтому у большинства начинающих балерин возникают вопросы, связанные с выбором таких туфель.

Что собой представляют

Во Франции выражение «sur les pointes» обозначает «на кончиках пальцев». До появления специальной обуви балерины выходили босиком и танцевали, опираясь только на вершину пальцев, вследствие чего ступни были подвержены сильной нагрузке. Это являлось причиной вывихов, растяжений, переломов. Чтобы танец был не только красивым, но и безопасным, для балета придумали пуанты – специальные туфли, которые поддерживают стопу.

Первой танцовщицей, которая вышла на сцену в необычной обуви, являлась Мария Тальони. Эти изделия создал для нее отец в начале XIX столетия. Со временем пуанты начали дорабатывать, изменять внешний вид, экспериментировать с разным материалом изготовления.

Под кончики пальцев подкладывали жесткую пробку, но это строение пуантов еще сильней травмировало ступню, поэтому стали вкладывать мягкий материал, что снижало давление на ногу. Балетные туфли не могли сохранять форму, быстро изнашивались, но позволяли танцовщице проще выполнять элементы танца на кончиках пальцев.

Производители продолжали разрабатывать новые формы, специальные стельки, вкладыши. Пытались применять гипс, но эта обувь была очень жесткой. Также использовали кожаные сандалии с ремнями, плотно зафиксированными на ноге, но это тоже не давало положительного результата. Сегодня производство балетных туфель автоматизировано, но для профессиональных танцоров они изготавливаются вручную.

Конструктивные элементы

Пуанты состоят из 54 элементов, скрепленных между собой и точно подогнанных по ступне. Верхняя часть делается из атласа и бязи под цвет тела, это создает эффект единства ноги и балетных туфель. Атлас не отражает блики при освещении балерины прожекторами. Бязь – впитывает пот, тем самым защищая ноги от грибковых образований.

Устроены балетные туфли сложно, хоть на вид кажутся простыми. Конструктивные элементы пуантов – это:

Без стельки стопа балерины не выгибается нужным образом, и вся нагрузка падает на пальцы, а не на подъем. Поэтому такой элемент еще называется поддерживающей осью всего тела.

Подготовка к использованию

Перед выходом на сцену каждая балерина выполняет ряд действий для подготовки пуантов:

Запрещается надевать пуанты без предварительной разминки ступни и икроножных мышц. Большинство балерин перед надеванием немного увлажняют обувь, чтобы она лучше сидела. По подошве проводят теркой, так можно избежать скольжения по паркету.

Также пуанты нужно «сломать» по центру для того, чтобы они приняли форму ступни. Осуществляется это при помощи разминания нижней части обуви возле основания пальцев. Следует выгнуть туфлю, чтобы оба конца практически соприкасались. Но выполнять это необходимо аккуратно, иначе подошва может треснуть.

Классические и современные материалы

Все балетные тапочки изготовлены из мешковины, холстины, натуральной кожи и клеящего состава. Поверхность подошвы немного меньше ступни, формы стелек бывают двух видов: полностью плоские и с изломом по центру. От этого зависит эластичность обуви.

Подметка – это опора, за счет которой нижняя часть туфель остается упругой и имеет стабильную форму. Супинаторы могут быть сделаны из пластмассы, картона, клея, кожи. Носки изготавливаются из спрессованных картонных слоев и ткани.

У полупуантов пятаки мягкие и нет супинатора, пальцы также защищает коробка, но она тоже не жесткая. На ступнях оба вида обуви держатся благодаря лентам. Иногда танцовщицы подкладывают в туфли вату или шерсть. Одно из современных изобретений – специальные пакетики с гелем.

Лучшие производители

Самый популярный отечественный изготовитель пуантов – компания Grishko. Балетные туфли производятся из классических материалов: бязи и атласа, коробка делается из текстиля и мешковины, а стелька изготавливается из натуральной кожи.

Модель Профлекс изготавливается из инновационных материалов. Она обладает технологией звукопоглощения (туфли почти бесшумны на сцене) и особой конструкцией подошвы, которая облегчает становление на пальцы. Расценки таких пуантов начинаются от 1800 рублей.

Также популярностью пользуется балетная обувь от французского производителя Sansha. Пуанты производятся из классических материалов: атласа и бязи. Уникальность обуви заключается в установленных колодках, которые подходят как для профессиональных балерин, так и для начинающих танцоров. Для изготовления применяются лишь натуральные материалы на основе хлопка. Клей имеет оригинальный состав, позволяющий сохранить эластичность подошвы. Цена таких пуантов варьируется от 2000 рублей и выше.

Наиболее популярными в балете являются пуанты от компании Geynor Minden (США). Это комфортная обувь, которая обеспечивает правильное положение ступни и позволяет избежать травм. Коробочка и стелька изготавливаются из термопластичных эластомеров, характеризующихся высокой устойчивостью, прочностью и эластичностью. Внутренняя часть делается из материала, снижающего шум во время прыжка и обеспечивающего комфортную посадку ступней. Стоимость таких балетных туфель начинается от 6500 рублей.

Параметры выбора

Пуанты, в отличие от традиционных туфель, подбираются не только с учетом размера ступни, но и еще по нескольким параметрам.

Все эти параметры крайне важны, иначе балерина попросту не сможет комфортно себя чувствовать во время выступления.

Чем отличаются модели для сцены

Начинающим танцорам лучше всего выбирать тканевую или кожаную обувь. Она подойдет для любого вида танцев. Пуанты на текстильной основе сделаны из прочного материала и позволяют выдержать активную нагрузку. Вставки из кожи не дают ногам скользить.

Если танцовщица начинает заниматься балетом на регулярной основе, то лучше всего выбрать полупуанты с двусоставной нижней частью, это обеспечит легкий переход с пятки на кончики пальцев. От активности нагрузки будет зависеть то, насколько долго можно использовать обувь. За одно выступление балерины иногда меняют до 3 пар.

В балете существует множество техник, для некоторых из них могут требоваться разные пуанты.

Важно не только правильно выбрать пуанты, но и уметь ухаживать за ними. Обувь необходимо обязательно просушивать после занятий, вынимая стельки. Пуанты запрещается стирать в машине, они легко очищаются мягкой увлажненной губкой. При удалении серьезных загрязнений можно применять средство для мытья посуды. Бережное отношение позволит продлить срок эксплуатации обуви для балета надолго.

Видео

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *