что такое прототип в литературе
Прототип персонажа
Прототип (от греч. protótypon — прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения [2]
Смысл и значение литературного героя неизмеримо шире непосредственной «натуры» («образца», «оригинала»), преобразуемой сквозь свою призму видения писателем. Реальный человек, становясь предметом художественного изображения, преображается настолько, что перестаёт быть равным себе.
Образ человека не только воспроизводит отдельные особенности прототипа, не только отражает порожденный эпохой тип личности: он — осуществление новой личности, обретающей самостоятельное бытие. Этим объясняется его способность становиться «прообразом» особой породы людей в самой жизни («тургеневские женщины») или прототипом для произведений другой эпохи (образ грибоедовского Молчалина в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Направления и жанры могут оказывать воздействие на роль прототипа. Максимальное «равнение» на прототип — в «документальной прозе»; однако и здесь остаётся содержательное различие между героем и прототипом, выявляющее «личностную» точку зрения автора (например, «Как закалялась сталь» Н. Островского или очерковые повести А. Яшина, Е. Дороша и др.).
Значение исследования прототипа зависит от его характера. Чем более ярким явлением общества и истории является прототип, тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, так как получается отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества.
Содержание
Прототип в детской литературе
В детской литературе является распространённой ситуация, когда прототипом является ребёнок, которому рассказывается история (как бы про него). Льюис Кэрролл рассказал историю Алисы в Стране Чудес, катаясь в лодке с Алисой Лидделл, Джеймс Барри рассказывал сказки про маленького тёзку Питера Пэна его старшим братьям, точно так же Кристофер Робин стал персонажем сказок Александра Милна, а дочь Кира Булычёва — Алисой Селезнёвой. Очевидно, что на таких героев не столько переносятся черты реального ребёнка, сколько концентрируются желательные черты. А вот имя, напротив, всегда остаётся реальным.
Примеры прототипов героев
Литература
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Прототип персонажа» в других словарях:
Прототип — (от др. греч. πρῶτος первый и τύπος отпечаток, оттиск; прообраз, образец), Prototype: Прототип (когнитивная психология) абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же объекта или паттерна, наиболее… … Википедия
Прототип — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Процесс переработки, типизации прототипа Горький определяет так: «Я признаю за литератором право и даже считаю его… … Литературная энциклопедия
прототип — а, м. prototype <гр. protos первый + typos отпечаток. 1. Кто или что л., являющееся предшественником или образцом последующего. БАС 1. По сей причине во всяком образованном государстве принимается правилом или законом: 1) иметь и сохранять… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
прототип — у, ч. 1) Конкретна особа, факти життя або риси характеру якої покладено в основу образу літературного персонажа. 2) спец. Первісний вигляд, первісна форма якогось органа чи організму, з якого історично розвинулися дальші органи або організми.… … Український тлумачний словник
Прототип — м. 1. Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2. Первоначальный вид, форма какого либо органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы. 3. Кто или что либо, являющиеся… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
прототип — (греч. prototypon прообраз) реальная личность или литературный герой, послуживший автору моделью для создания персонажа. П. может выступать в произведении под подлинным (Пугачев в Капитанской дочке А.С. Пушкина) или вымышленным именем (прототипом … Словарь литературоведческих терминов
ПРОТОТИП — (от греч. prōtótypon прообраз), реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» П., его творческое преображение неизбежное следствие художественного освоения… … Литературный энциклопедический словарь
Кастиэль — Castiel Миша Коллинз в роли Кастиэля Появление Воскрешение Лазаря Информация Прозвище Кас Пол Мужской Возраст Неизвестно Род занятий Посланник Бога Число эпизодо … Википедия
Булгаков, Михаил Афанасьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков Дата рождения … Википедия
Будулай — Михай Волонтир в роли Будулая Информация Прозвище Русский цыган Пол мужской Возрас … Википедия
Что такое прототип? Прототип в литературе
Что такое прототип? Это реально существовавшая личность, которая вдохновила поэта или писателя на создание литературного образа. О том, что такое прототип, можно ответить по-разному. Этот термин встречается не только в литературе, но и в психологии, инженерии, автомобилестроении и других сферах. В этой статье рассмотрены основные случаи употребления слова.
Что такое прототип в литературе
Это слово пришло в нашу речь из древнегреческого языка. Его можно перевести как «первообраз». В том, что такое прототип, легко разобраться, вспомнив сюжет знаменитого романа «Отцы и дети». Прототипом главного героя в произведении Тургенева, по мнению многих литературоведов, является Добролюбов. Хотя есть мнение, что определенные черты Базарова автор создал под впечатлением других своих современников – Преображенского и Павлова.
Образ литературного героя не только воспроизводит отдельные черты прототипа, но и отражает тип личности, характерный для определенной эпохи. Что такое прототип? Значение термина довольно широкое. Но определение можно сформулировать следующим образом: яркая личность, черты которой писатель заимствовал для создания нового образа.
Автор, создавая литературное произведение, использует свой жизненный опыт. Так, в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова один из критиков, написавших о произведении главного героя резкую критическую статью, является прототипом литературного деятеля, который когда-то активно препятствовал публикации романа «Белая гвардия».
У одного персонажа может быть несколько прототипов. Но стоит учесть один важный момент. Прототип не может иметь то же имя, что и герой.
Другие примеры из литературы:
Почти в каждом произведении можно найти героя, у которого есть прототип. Критики и литературоведы любят спорить о том, кого из выдающихся личностей имел в виду писатель, создавая тот или иной образ. Стоит сказать, что наличие прототипа у героя в большинстве случаев всего лишь предположение.
Прототипом может быть не только историческая фигура, но и ничем не примечательный человек, который был замешан в какой-нибудь интересной истории, вдохновившей писателя. Например, Лесков написал очерк «Леди Макбет Мценского уезда» под впечатлением газетной заметки, в которых шла речь о женщине, убившей своего мужа.
В кинематографе значение слова «прототип» полностью соответствует значению литературного термина. Сценарист создает образ будущего киногероя на основе характерных особенностей реально существующей личности. А в 2007 году на экраны вышел телевизионный фильм «Ликвидация». Прототипов у главного героя этой картины несколько. Среди них подполковник милиции Давид Курлянд, сотрудник УГРО Виктор Павлов.
Психология: «прототип» и его определение
Под этим термином понимают абстрактный образ, который воплощает различные исходные формы определенного паттерна или объекта. Это понятие когнитивной психологии используется обычно для обозначения личности, обладающей качествами, которые характерны для той или иной категории.
Инженерия
В этой области используется часто термин, который является однокоренным слову, значение которого мы рассмотрели выше. А именно прототипирование. Термин применяют, когда речь идет о создании чернового варианта определенной модели для дальнейшего анализа работы всей системы. Это позволяет увидеть более детальную картину устройства. Прототипирование используется в машиностроении, программировании и других областях техники.
Автомобилестроение
ПРОТОТИП
Смотреть что такое ПРОТОТИП в других словарях:
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
прототип м. 1) Лицо, послужившее писателю источником создания литературного персонажа. 2) Первоначальный вид, форма какого-л. органа или организма, из которого развились исторически последующие органы или организмы. 3) Кто или что-л., являющиеся предшественником, образцом последующего.
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП (от греч. prototypon — прообраз) — в когнитивистике — лучший представитель («лучший пример») когнитивной или языковой категории. Теори. смотреть
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП
ПРОТОТИП — абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же паттерна, наиболее репрезентативный пример понятия, фиксирующий е. смотреть
ПРОТОТИП
ПРОТОТИ́П (от греч. prōtótypon прообраз), реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» П., его творческое преображение неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала (см. Вымысел художественный). Степень ориентированности на П., характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие П., иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к П. наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л. Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского) и в автопсихологической лирике (в качестве П. лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о П. говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).
Литературный персонаж может иметь несколько П., совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы, например, образы Грушницкого в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А. П. Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И. С., Русские писатели о литературном труде, т. 2, 1955, с. 753). Существование П. не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего П. Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М. Э. Брэддон «Аврора Флотт».
Использование П. нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения П., легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т. Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г. Гауптман (Т. Манн, Письма, М., 1975, с. 3537). В аспекте же восприятия произведения, с точки зрения психологии читателя, «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т., Собр. соч., т. 7, М., 1960, с. 495). П. обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (так, автобиографическая основа поэзии А. А. Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации «А. Блок. Письма к жене», М., 1978). Особенно важно изучение П., когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (напр., многие произведения Н. С. Лескова).
Добин Е., Жизненный материал и худож. сюжет, 2 изд., Л.,1958;
Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974;
Русские писатели о литературном труде, т. 14, Л., 1954 1956;
Ленобль Г., Писатель и его работа, М., 1966;
Свирский В., Откуда вы, герои книг? Очерки о прототипах, М., 1972;
Белоусов Р., О чем умолчали книги, М., 1971;
его же, Хвала Каменам, М., 1982;
Лотман Ю. М., Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий, Л., 1980, с. 2331.
Прототип
Прототип это реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» прототипа, его творческое преображение — неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала. Степень ориентированности на прототип, характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие прототипа, иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, — существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом — в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к прототипу наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л.Н.Толстого, 1852-57) и в автопсихологической лирике (в качестве прототипа лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о прототипе говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).
Литературный персонаж может иметь несколько прототипов, совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы образы Грушницкого в «Герое нашего времени» (1839—40) М.Ю.Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А.П.Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова… Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И.С. Русской писатели о литературном труде). Существование прототипа не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего прототипа — Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М.Э.Брэддон «Аврора Флотт» (1863).
Использование прототипа нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения прототипа, легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т.Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г.Гауптман (Манн Т. Письма). В восприятии произведения читателем «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т. Собрание сочинений: В 10 томах. Том 7). Прототип обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (автобиографическая основа поэзии А.А.Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации: Блок А. Письма к жене). Особенно важно изучение прототипа, когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (ряд произведений Н.С.Лескова).
Слово прототип произошло от греческого prototypon, что в переводе означает — прообраз.
Что такое прототип
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Продолжим разбирать значения слов, имеющих множество толкований.
Сегодня на очереди – понятие «прототип». Что же это такое?
Прототип – это …
«Прототип» – сложносоставная словесная конструкция. В переводе с древнегреческого «πρῶτος» обозначает «первый» и «τύπος» — «оттиск, отпечаток».
Следовательно, прототип – это первообраз, прообраз. Синонимы – оригинал, образец, модель, макет.
Прототип в литературе
Создавая художественные произведения, писатели созидают свою собственную действительность, населяя ее вымышленными героями.
Часто для воплощения творческого замысла автор берет за основу образа персонажа какую-то яркую личность из реальной действительности (неважно, жившую когда-то или живущую ныне). То есть автор создает персонаж на основе прототипа.
Важно: если персонаж художественного произведения имеет свой прототип, то это не значит, что автор копирует образ реального человека в мельчайших деталях.
Писатель волен использовать в произведении художественный вымысел. Если же он рассказывает о конкретной личности с указанием его ФИО, то это уже документальное произведение и в нем обязаны описываться только реальные факты, реальные события.
Пример использования прототипов в художественных произведениях:
На фото: слева – иллюстрация к повести Полевого, в середине и слева – олицетворение главного героя – летчик Маресьев:
Прототип в психологии
Одно из направлений психологии – это когнитивная. Ее суть в том, что человек познает себя и окружающий мир посредством когнитивного процесса, т.е. с помощью накопления и анализа информации, поступающей к нему извне.
Именно благодаря этому процессу, мы, глядя на незнакомый объект, можем отнести его к определенной группе. Например, видя живое существо с крылышками, мы сразу определим, что это птица (или бабочка, или ангелок – в общем, кому что привидится). То есть, мы определяем это существо по имеющимся у нас знаниям о других представителях этого вида.
Следовательно, понятие «прототип в психологии» можно сформулировать так:
Например, мы знаем, что трудоголик – это человек, не представляющий себе жизнь без работы. Видя человека, увлеченного своим делом, мы можем с большой долей уверенности сказать, что данный товарищ является трудоголиком.
А почему мы так решили? Да потому что его поведение совпало с нашим представлением о типичном образе поведения трудоголика, т.е. мы использовали прототип (шаблон) и перенесли его на реального человека.
Прототипы формируются у каждого человека автоматически, в зависимости от определенных обстоятельств.
К примеру, родившись, ребенок сначала общается только со своими родителями. В его мозгу формируется прототип взрослого человека. И черты этого прототипа будут зависеть от того, как воспринимает своих родителей ребенок.
Если это милые мягкие любящие люди, то ребенок будет думать, что все взрослые такие же. Если родители держат малыша в чрезмерной строгости, то ребенок автоматически перенесет страх перед ними на всех остальных взрослых людей.
Прототипы в сознании каждого человека меняются под воздействием внешних обстоятельств.
Допустим, ребенок любил ходить в школу, ему было интересно, весело. У него сформировался прототип школы как объекта сугубо положительного. Но вот пришла новая учительница, неумная и неадекватная (бывают и такие!), и стала ребенка унижать перед одноклассниками, придираться и т. д.
Не сразу, но прототип восприятия школы у этого ребенка в корне поменялся. Теперь школа стала местом, куда не хочется приходить.
Прототипы конкретного человека могут корректироваться с течением времени незначительно, а могут кардинально. Все зависит от обстоятельств.
Прототипирование в технике
Создание какой-либо сложной технической системы всегда сопряжено с рисками ее неработоспособности, несовершенства функциональности и т. д.
Чтобы минимизировать финансовые затраты и потерю времени в случае допущенной ошибки, разработчики на предварительном этапе создают черновой вариант проектируемой системы, который и называется прототипом.
Создание прототипа называется прототипированием.
В прототипе реализуется базовая функциональность разрабатываемого объекта. Это необходимо для того, чтобы оценить его работоспособность «в принципе».
На этапе тестирования прототипа выявляются ошибки, просчеты. После тестирования выполняется корректировка имеющихся недоработок и создание конечного продукта.
Прототипы дифференцируются в зависимости от сферы применения:
На фото – концепт-кар спортивного автомобиля:
В программировании
Что такое прототип в программировании, объясню на простом примере. Допустим, вам нужно разработать программу, в которой будет неоднократно выполняться вычисление какой-либо функции. Описывать ее в программе каждый раз, когда нужно ее применить – нецелесообразно.
Выход есть: можно только один раз описать данную функцию, т.е. дать ее определение (создать подпрограмму).
Затем всякий раз, когда в программе будет необходимо применить эту функцию, можно не описывать ее снова, а просто осуществлять вызов подпрограммы (как бы клонируя ее). Вызов делается с помощью прототипа – оператора, который объявляет эту функцию и ее аргументы, но не содержит ее тело.
Таким образом, определение функции описывает, что именно функция делает, а прототип описывает ее интерфейс (т.е. взаимодействие программы с определением функции).
Использование прототипов позволяет упростить процесс программирования.
Примечание: ООП – это объектно-ориентированное программирование. Для общей осведомленности: разъяснение, что такое ООП:
Прототип сайта
При создании сайта для утверждения его заказчиком выполняется демонстрация прототипа будущего интернет-ресурса.
Прототип сайта – это макет, на котором отражено расположение текстовых, графических и видео-блоков, а также предполагаемый функционал и навигационные особенности. Он позволяет визуализировать намерения исполнителя по оформлению своей работы.
Прототипирование при создании сайта необходимо:
Все блоки изображаются в схематичном виде. Прототип сайта может быть статическим, т.е. в виде простой схемы, а может быть динамическим – с проработанными элементами навигации. На картинке ниже – прототип сайта интернет-магазина:
Для работы создатели веб-ресурсов используют различные адаптированные для этого программные инструменты:
Надеюсь, что вы расширили свое понимание слова «прототип», и сможете понять, о чем идет речь при упоминании этого термина в различных сферах.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Тоже и в автомобильном дизайне, на входе — конфетка, а на выходе обычное ведро. А всё потому что дизайнеры, создавая прототип, не думают о технологичности производства, снижении себестоимости, об этом уже думают инженеры и экономисты. Потому прототипы так бывают далеки от того, что в итоге сходит с конвейера.
Нередко люди, бывшие прототипами персонажей различных произведений оказываются недовольны результатом. На мой взгляд, автор чрезмерно вторгается в их личное пространство.