В данной статье, предназначенной для 4 класса, рассмотрим, что такое сложные и простые предложения, с чем связано данное деление предложений, как отличить простое предложение от сложного.
Простое предложение
Простое предложение – это предложение с одной грамматической основой.
В русском языке есть только термин «простые предложения», терминов «легкие предложения» и «обычные предложения» не существует.
Сложное предложение
Сложное предложение – это предложение с двумя и более грамматическими основами.
В состав сложного предложения входят простые предложения. Простые предложения, находящиеся в составе сложного предложения, связаны друг с другом по смыслу и интонационно.
Части сложного предложения дополняют друг друга, превращают разную информацию в одну, более полную.
Чаще всего между частями сложного предложения ставятся запятые.
Между частями сложного предложения могут стоять союзы, но они могут и отсутствовать. Если союзов между частями сложного предложения нет, то это бессоюзное сложное предложение; союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные (с сочинительными союзами) и сложноподчиненные (с подчинительными союзами).
Как отличить?
Предложение сложное и простое имеет тесную связь с количеством грамматических основ.
Чтобы понять, когда предложение простое, а когда сложное, нужно посчитать количество грамматических основ, что значит: те, кто говорит на русском языке, должны уметь правильно определять грамматические основы предложений. Без умения находить грамматическую основу предложения невозможно определить, простым или сложным является то или иное предложение.
Необходимо отличать самостоятельную грамматическую основу и однородные подлежащие или сказуемые. Также нужно понимать, что грамматической основой может быть и только подлежащее или только сказуемое.
Сравним простые предложения и сложные предложения.
Что мы узнали?
Простое предложение – предложение с одной грамматической основой Сложное предложение – предложение с двумя и более грамматическими основами. В состав сложного предложения входят простые предложения, которые связаны по смыслу и интонационно. Между частями сложных предложений могут стоять союзы. Разграничение простого предложения от сложного предложения происходит по количеству грамматических основ.
Цель нашего урока – узнать, что такое сложное предложение.
Простые предложения состоят из одной грамматической основы.
Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений и представляют собой единое целое.
Союз соединяет части сложного предложения, но обычно не является членом предложения.
На прошлом уроке мы говорили, что составление предложений похоже на строительство домов. Представьте, что мы построили два дома рядом. Они стоят совсем близко и очень похожи. Почему бы нам не сделать из них один большой дом?
Если два предложения стоят рядом, близки по содержанию и выражают одну мысль, можно объединить их в одно. В этом нам помогут союзы: а, но, и, что, когда и многие другие. Такие предложения с двумя грамматическими основами называются сложными. А предложения с одной грамматической основой – простыми.
Как и простое, сложное предложение представляет собой единое целое. Предложения, которые выходят в его состав, связаны по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. Запятая ставится перед союзами, которые соединяют части сложного предложения.
У Лены завтра будет день рождения, иона позвала своих друзей в гости.
Лена позвала друзей в гости, потому чтозавтра у неё будет день рождения.
У Лены завтра будет день рождения, ноона позвала гостей в субботу.
Лена позовёт друзей в гости, когдау неё будет день рождения.
Составим схемы этих предложений:
У Лены завтра будет день рождения, иона позвала своих друзей в гости.
Лена позвала друзей в гости, потому чтозавтра у неё будет день рождения.
У Лены завтра будет день рождения, ноона позвала гостей в субботу.
Лена позовёт друзей в гости, когдау неё будет день рождения.
Союзы нужны, чтобы показать связь между простыми предложениями в составе сложного.
Разбор сложных предложений по членам делается так же, как разбор простых. Откройте страницу 149 учебника и вспомните план разбора предложения по членам.
Выберите сложное предложение.
Задание 2. Подберите схему к каждому предложению:
2. Винни – Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.
3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.
1.
2.
3.
Задание 3. Выделите в предложениях главные члены.
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.
Задание 4. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:
Задание 5. Впишите союзы и, а, но. Поставьте запятые.
Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о далёких океанах.
Задание 6. Из простых предложений составьте сложные, используя союзы поэтому и потому что:
Задание 7. Составьте схемы предложений.
Задание 8. Соотнесите первую часть предложения со второй.
Задание 9. Спишите предложение:
С утра он любил пить только воду, поэтому отказался от сока
Задание 10. Вставьте пропущенные буквы.
2. Б..льшой сла..кий арбу.. вырос на гря..ке
3. Я люблю свою лоша..ку, прич..шу ей шёрстку гла..ко.
4.Шура упал на сколь..кой доро..ке и поранил руку.
5. На руке у мальчика мя..кая повя..ка.
Задание 11. Вставьте пропущенные запятые в текст.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке.
Задание 12. Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.
2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:
1.Мама устает, потому что она тяжело работает.
2.Солнце восходит, начинается утро.
3. Подул сильный ветер, листья с берез полетел на землю.
3. Сколько простых предложений в тексте?
Пухлыми перинами полегли седые мхи, а по ним волнами переливаются зрелые ягоды красной клюквы. Вянет лес. Корни не подают больше сока, и солнце уже стало не нужно деревьям. Перекрашивается, желтеет зелень. От родимой ветки оторвался и полетел золотой лист.
1) одно 2) два 3) три
1. Выберите неверное высказывание:
2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:
1. Выглянуло солнце, и стало тепло.
2. Я устал, пойду лягу спать.
3. Мы с семьей ходили прыгать на батуте, потом ели мороженое.
3. Сколько простых предложений в тексте?
Я вышел на крыльцо. Целая семья ежей спокойно прогуливалась по утоптанной дорожке. Впереди шел старый большой Ёж, а за ним шла мама Ежиха. И маленькими комочками катились ежата.
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.
Шарик в воду залезал, а дядя Фёдор его намыливал и шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил и грустил о далёких океанах.
1.В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки.
2. Большой сладкий арбуз вырос на грядке
3. Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.
4.Шура упал на скользкой дорожке и поранил руку.
5. На руке у мальчика мягкая повязка.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье, а потом в белой шубке.
Вдруг послышался птичий крик. Я поднял голову и увидел журавлей. Птицы покружили над Волгой и скрылись за горизонтом.
Презентация по русскому языку на тему «Простое и сложное предложение» (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мы любим уроки русского языка!
«Кто сам умеет знания добыть, тому легче будет жить»
По какому признаку предложения бывают: повествовательные вопросительные побудительные По цели высказывания восклицательные невосклицательные По интонации распространённые нераспространённые По наличию второстепенных членов Вспоминаем то, что знаем
З_л_не_т ле_ и раду_т л_сных ж_телей. З_л_не_т ле_, и вес_ло п_ют птиц_.
Зеленеет лес и радует лесных жителей. Зеленеет лес, и весело поют птицы.
Тема: «Простое и сложное предложение» Цели: 1.Познакомиться с … и … 3.Учиться ставить … 2.Учиться различать …и…
Тема: «Простое и сложное предложение» Цели: 1.Познакомиться с … и … 3.Учиться ставить … 2.Учиться различать …и…
1)Прочитать предложение. 2)Найти грамматическую основу. 3)Определить, простое или сложное предложение. 4)Если сложное, поставить знаки препинания. Алгоритм
Тема: «Простое и сложное предложение» Цели: 1.Познакомиться с … и … 3.Учиться ставить … 2.Учиться различать …и…
Тема: «Простое и сложное предложение» Цели: 1.Познакомиться с … и … 3.Учиться ставить … 2.Учиться различать …и…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1142541
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку на тему: » Простое и сложное предложение» ( 4 класс)
Русский язык 4 класс
Тема: Простые и сложные предложения ( закрепление)
— Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
— Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
— Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
— Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
— Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
— Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
— Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.
Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.