что такое проект по истории

Методические рекомендации для написания индивидуального проекта по истории

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ что такое проект по истории. hello html m65557f86. что такое проект по истории фото. что такое проект по истории-hello html m65557f86. картинка что такое проект по истории. картинка hello html m65557f86. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Пособие содержит методические указания для работы над индивидуальным проектом по дисциплине «История (в т.ч. индивидуальный проект)» для студентов 1 и 2 курса.

В рекомендациях представлены результаты обобщения методического, теоретического и практического материала по вопросам подготовки и защиты индивидуального проекта. Раскрываются и конкретизируются основные этапы выполнения индивидуального проекта студентов – подготовительный этап, работа над текстом, оформление и защита.

Методическое пособие предназначено для реализации требований к формированию общих компетенций студентов.

Индивидуальный проект выполняется студентами в соответствии с учебным планом. Темы для проектов сформированы на основе примерной программы учебной дисциплины «История (в т.ч. индивидуальный проект)» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Утверждаются на ПЦК общеобразовательных дисциплин ГАПОУ МО «ПК «Энергия» СП Богородское (Ногинск).

— сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

— выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

— сформировать навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

— выработка способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Кроме того, работа над индивидуальным проектом развивает самостоятельность мышления, способствует формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, приобщает к научно-исследовательской деятельности, способствует формированию ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества.

I . ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Чтобы работа над индивидуальным проектом была успешной, необходимо четко соблюдать последовательность ее выполнения:

Выбрать из предложенного списка тему индивидуального проекта.

Подобрать и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники, интернет-сайты, статьи и т.д.).

Составить список использованной литературы.

Определить структуру работы (составить план)

Обосновать актуальность темы индивидуального проекта

Оформить введение, основную часть и заключение работы

Подготовить и оформить приложения

Оформить титульный лист

Представить работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при наличии вопросов)

Подготовиться к защите индивидуального проекта

II . ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Индивидуальный проект предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию.

Выполнение этих задач облегчается анализом литературы, который проведен студентами при отборе и первичной проработке материала и зафиксирован в конспектах. Теперь особое значение приобретает систематизация сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана индивидуального проекта.

III . СТРУКТУРА РАБОТЫ

Список источников и литературы

Введение является важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности).

Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над проектом.

Обоснование актуальности выбранной темы – это прежде всего ответ на вопрос «почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала, почему важно исследовать эту тему, чем она значима для текущего момента, для современной ситуации».

Определение объекта и предмета исследования.

Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.

Основные задачи отражают последовательность достижения цели. Должно быть представлено не менее трех задач.

Обоснование методологической базы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Вывод – это обобщение, которое необходимо сделать при завершении работы над введением.

Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц.

Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст) и пробелом (пропуском строки).

В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения – он находится в последнем абзаце текста.

Содержание проекта должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки (приложение 3).

Заключение – самостоятельная часть индивидуального проекта. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

основные выводы в сжатой форме;

оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Список источников и литературы.

Список источников и литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

автор (фамилия, инициалы);

выходные данные (место издания, издательство, год издания, ISBN).

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

название сборника, журнала, газеты;

место издания и год издания (если сборник);

год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Сборник: Кострова А.М. Воины-интернационалисты Богородской земли в афганской войне 1979 – 1989 гг. / А. М. Кострова // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ – начала ХХI в.: к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.П. Самородов, зам. отв. Редактора А.А. Богданова. – Стерлитамак, 2019. – С. 44 – 49.

При написании индивидуального проекта могут быть использованы диссертации и авторефераты:

вид работы (диссертация или автореферат диссертации)

научный руководитель (в диссертации)

место защиты диссертации

Интернет-ресурсы оформляются следующим образом:

автор, название / название книги, сборника

указание даты обращения

Пример: Маслов Е.Н. Богородский уезд: 1905-1917 годы / Е. Н. Маслов // Богородск-Ногинск. Богородское краеведение [сайт]. URL : http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/1_1905_17.html (дата обращения: 01.01.2019 г.)

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, заглавия книг и статей, названия городов.

В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы (копии документов, схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер).

Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.

В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.

IV . ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Принимается только машинописный вариант текста – компьютерный набор.

Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4.

Заголовки печатаются заглавными буквами на первых двух и более строках текста, которые центрируются, точка в конце заголовка не ставится.

Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.

Титульный лист содержит следующие атрибуты (Приложение 1):

название учебного заведения;

сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, курс, группа) и научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность);

год выполнения работы.

Титульный лист не нумеруется.

Оглавление ( Приложение 2 )

Это вторая страница работы. Она также не нумеруется. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются.

Все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы.

Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница».

Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими. Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижнего поля страницы.

V . ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Необходимо заранее подготовить тезисы выступления.

Выступление должно быть кратким.

Если вы хотите подчеркнуть важность и сложность вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность.

Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов

Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.

Будьте особо внимательны к вопросам и не бойтесь дополнительных вопросов.

Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Не бойтесь уточнить или переспросить вопрос.

Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу вы не готовы.

2. Выступление сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации (приложение 4).

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»

Индивидуальный проект по истории

канд. ист. наук Кострова А.М.

студент (ка) I курса

Иванов Иван Иванович

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТРАНИЧНЫХ СНОСОК

Вступление девятого Всероссийского императора Павла на престол.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

Эффективность использования презентации зависит от четкости, продуманности ее структуры. Для построения структуры следует использовать принцип 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем один ключевой момент можно разделить на несколько слайдов. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.

Каждый слайд должен иметь простую понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике.

Предпочтите горизонтальное расположение материала, наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Соблюдайте «цветовое равновесие» и единый стиль презентации. На одном слайде не рекомендуется использовать более четырех цветов. Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.

Не перегружайте презентацию текстом. С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, может содержать не более 7 – 13 строк. На слайде не следует располагать список, состоящий более чем из 5 – 6 пунктов.

Диаграммы, схемы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности выступления или доклада. Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.

Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступления. Они должны быть четкими и соответствовать текстовому содержанию. Не стоит перегружать презентацию иллюстративным материалом ( 3 – 5 изображений для одной идеи)

Не следует злоупотреблять анимацией и эффектами. Помните о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.

2 Валишевский К. Ф. Собрание сочинений в пяти томах. Москва, 2004. Том 5. С. 164.

Источник

Проектная деятельность на уроках истории

На уроках истории использование проектного метода способствует осознанному изучению и закреплению нового материала у обучающихся. Процесс обучения строится на основе выполнения проектов по одной из выбранных тем. Тематика проектных работ столь разнообразна, что дает возможность реализации межпредметных связей. При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть используемы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление.

Индивидуальный проект «История моего имени: Иван» в 5 классе

Автор: обучающийся 5 класса Ивахненко Иван.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории.

Срок выполнения проекта: 2 недели.

Практическая цель проекта: исследование вклада одного из предков обучающегося в историю России.

Вопросы проекта:

1. Почему меня назвали этим именем?
2. Почему это имя было самым популярным в моем роду в разных поколениях?
3. Какие события предшествовали этой семейной традиции?
4. Кто из моих предков носил это имя?
5. Какие важнейшие события в истории нашей страны происходили при жизни выбранного предка?
6. Какое участие он в них принимал?

Выходы проекта: творческая письменная работа «Семейные традиции моей семьи», презентационная программа Windows Movie Maker 2 (воспоминания бабушки, рассказы родителей о предке, подбор фотографий связанных с предком, семейных реликвий, мест города).

Аннотация и этапы работы над проектом. Семейная тематика – весьма тонкая и проблемная. В условиях распространенных социальных бед российской семьи не всегда представляется корректным озадачивать ребенка исследованием собственных семейных корней. Поэтому этот и все другие индивидуальные проекты должны быть исключительно результатом добровольного выбора самих учащихся. Таким образом, на первом этапе учитель предлагает обучающимся включиться в данный исследовательский проект. Вопросы проекта обозначаются как тема для разговора с родителями, бабушками, дедушками.

Первая неделя – этап сбора информации (устный рассказ, фотографии, документы из семейного архива, реликвии). К следующему уроку обучающийся должен выбрать и обосновать, какого предка и почему он выбрал для выполнения работы, и какова будет конкретная форма выхода проекта. Учитель должен обсудить с обучающимися и предстоящее выступление на презентации проекта, и отметить наиболее сильные и привлекательные стороны собранной информации, которые должны быть отражены в выступлении.

Вторая неделя – этап подготовки выхода проекта. Содержательно проект может быть оформлен в жанрах разной степени сложности. Простейший – сочинение по теме по плану, обозначенному любыми событиями 3-4 вопросами проекта, с иллюстрациями в виде фотографий. Более сложный предполагает создание хронологии из жизни семьи. По прошествии второй недели проводится презентация подготовленных проектов.

Технологическая карта

КонсультацииВводный этап. Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта.Работа с материалами, поиск информации в Интернете, работа в библиотеке, формирование проектных групп,Ведение консультаций по технологии выполнения проектных работ по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Помощь обучающимся в подборе индивидуального стиля проекта.Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материаловРазработка структуры мультимедийной презентации «Иван. История моего имени», создание сценарного плана, отработка ключевых моментов в реферате «Семейные традиции моей семьи»Регулярные организационно-консультативные занятия по содержанию учебных проектов.Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельностиПодготовка публичной защиты проектовГенеральная репетиция публичной защиты проектов. Доработка проектов с учетом замечаний.Заключительный этапЗащита проекта. Подведение итогов, анализ выполнения работыОбобщение материалов. Архивирование проектов.

Возможные формы презентации проекта: демонстрация видеоролика с последующими ответами на вопросы (3-4 мин.).

История моего имени

Меня зовут Иван, мне 11 лет. Когда я появился на свет, у родителей не было сомнений как меня назвать. Имя было мне дано еще до рождения. В 1901 году Якову Ситникову, моему прапрадеду посчастливилось в Царицыне, на пристани увидеть отца Иоанна Кронштадского. Русский народ еще при жизни почитал батюшку святым, и весь XX век в православных семьях хранились его портреты и труды. Дневник отца Иоанна, который называется «Моя жизнь во Христе», переписанный от руки, стал настольной книгой для моей прабабушки, Ситниковой Дарьи Яковлевны. Старших сыновей было принято называть в честь Иоанна Кронштадского. В 1922 году в семье моих прадедов родился сын Иван. Летом 1941 года Иван уходит добровольцем на фронт. Закончив курсы лейтенантов становится командиром разведвзвода. В 1943 году 10 месяцев проводит у партизан, в Белоруссии. Погиб Иван в марте 1945 года под Кенигсбергом. Так получилось, что следующим, кто носит имя Иван, стал я. Хотелось бы вырасти достойным такого имени. Моя мечта стать кинорежиссером и снять фильм об Иванах, в честь которых я назван.

Индивидуальный исследовательский проект «Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Волгограда» в 9 классе

Автор: обучающийся 9 класса Вагин Максим.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории.

Цели проекта: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.

Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына Волгограда и св. Александра Невского.

Выявлена значимость проекта.

Источниковой базой работы является жития святого благоверного великого князя Александра Невского, публикации документов, периодические издания. Были использованы книги по истории Русской Православной Церкви, об истории строительства храмов в Царицыне, об их уничтожении в Сталинграде и начале восстановления в Волгограде, об отдельных священнослужителях и православных людях города на Волге.

Объектом исследования стал Александро-Невский кафедральный собор в Царицыне и восстановление собора в современном Волгограде.

Время работы над проектом: декабрь-февраль 2006-2007 уч.г.

Режим работы: 3 месяца.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающегося, самореализация.

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта.

II этап: Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов

Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта:

Введение.
Глава 1. Жизнеописание святого благоверного великого князя Александра Невского.
Глава 2.Образ Александра в литературе
2.1 Св. Александр Невский в русской поэзии народной и художественной.
2.2. Св. Александр Невский в суждениях и отзывах русских историков.
Глава 3. Собор Александра Невского в Царицыне
3.1. «Соорудить в Царицыне собор».
3.2. Собор в советские времена.
3.3. Второе рождение собора.
Глава 4. Памятник Александру Невскому.
Заключение.

III этап: Результаты и выводы.

Наше исследование показало, что тема научной работы «Святой благоверный Великий Князь Александр Невский – покровитель Волгограда» является актуальной для нашего времени, для нашего города.

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде доклада и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Участник проекта отвечал на поставленные вопросы, делился своими мнениями. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета.

Тезисы проекта.

Интерес к личности Александра Невского возрос когда 12 сентября 2006 года в день города Волгоград был освящен с воздуха иконою святого князя Александра Невского. Я думаю, что многие тогда впервые узнали, что у нашего города есть небесный покровитель – благоверный князь Александр Невский, который бывая в Орде, посещал Нижнее Поволжье. В 2007 году исполняется 765 лет битве на Чудском озере, в которой проявился талант Александра Невского как полководца.

Цель: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.

Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына-Волгограда и св. Александра Невского.

Актуальность: при проведенном социологическом опросе школьников нам удалось выяснить, что на вопрос: «Знают ли, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда?», 70% ответили – нет, 10% – затруднились ответить, 20% – да.

Есть деятели земли русской, которые становятся ангелами-хранителями своего народа, их защите приписываются счастливые события в случае избавления от разных бедствий. Князь с помощью дипломатии ограждал ее от разорительных набегов татаро-монгол, защищал Русь от западных захватчиков.

В XIX веке три российских императора носивших имя благоверного князя Александра Невского, за годы своего царствования утвердили исключительность его почитания как святого земли Русской. В 1918 году состоялось освящение собора св. благоверного князя Александра Невского, который стал украшением Александровской площади Царицына.

В советские времена в соборе размещалась автобаза. Собор взорвали в 1932 году. Огромная груда разбитого кирпича помогла ликвидировать отсталость Сталинграда по замощению улиц.

В Волгограде открыт памятник небесному покровителю Александру Невскому, который найдет вскоре свое окончательное место перед вновь восстановленным собором.

Наше поколение не должно забывать имя великого князя и сделать все для увековечивания его имени. В нашем городе любая улица достойна носить имя древнерусского полководца и государственного деятеля Александра Невского.

Групповой проект «О гражданине Минине и князе Пожарском» в 7 классе

Авторы: обучающийся 7 класса Павлова Наталья и Долгов Максим.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н. учитель русского языка и литературы.

Время работы над проектом: сентябрь-октябрь 2006-2007 уч.г.

Режим работы: 2 месяца.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

– Изучить тему «Смутное время», требуемое учебным планом и образовательными стандартами. Но в том и прелесть и трудность предмета истории, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций, которая не только обучает, но и воспитывает.
– Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, вынесший тяжкое бремя войны, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями, а, возможно, способствует зарождению начатков национальной идеи.
– В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

ЗУН и обще учебные навыки:

Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающихся, самореализация

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. Что мы отмечаем 4 ноября? День народного единства. Если полистать школьные учебники, то мы не найдём в них подробной характеристики событий этого дня.
До сих пор день 4 ноября отмечался православной церковью как праздник Казанской иконы Божьей Матери, чьему заступничеству ополчение Минина и Пожарского обязано освобождением Москвы от поляков в 1612 году.
В 2005 году этот день стал государственным праздником. Чтобы понять его суть, обратимся к историческим истокам.
В работе рассказывается о победе над оккупантами и о единении перед лицом внешней опасности.
Уникальный в нашей истории случай – не по приказу «сверху», а своей волей организовались ополченцы гражданина Минина и князя Пожарского.
Память о героизме и искреннем патриотизме русских людей очень важна сегодня.

II этап: Поисково-исполнительский этап

Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта.

III этап: Результаты и выводы

Сделаны выводы и дан ответ на вопрос: « Почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства?». Также обучающиеся выяснили, что в Кировском районе Волгограда в 1951 году появилась улица имени Дмитрия Пожарского, а в 1960 году улица имени Кузьмы Минина.

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России и во внеклассной работе.

Схема презентации:

Слайд 1В 2005 г. у нас появился новый праздник – День народного единства. Вернемся на 400 лет назад, чтобы лучше понять его. В конце 1611 г. бедствия русской земли достигли крайнего предела. Враги всюду терзали Московское государство, разоряя и опустошая его.Фото, текст
Слайд 2Поляки взяли Смоленск. А затем польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города. Шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол. Первое дворянское ополчение под Москвой не смогло дать отпор захватчикам.Карта, текст
Слайд 3Архимандрит Дионисий, игумен Троицкой обители, писал и рассылал по всему государству грамоты в которых призывал всех русских людей к Москве на избавление ее от врагов. В октябре 1611 г. одна из грамот пришла в Нижний Новгород, где была прочитана народу.Фото, текст
Слайд 4И тогда к народу обратился всеми уважаемый земский староста по имени Кузьма Минин: «Православные! Пойдем же на помощь государству Московскому! Не пожалеем животов своих! Дело великое! Я знаю: только мы на что подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников!»Фото, текст
Слайд 5Речь Козьмы Минина понравилась народу и стали просить его: «Будь ты нам старший «человек»! Отдаемся во всем на твою волю!»Фото, текст
Слайд 6И тогда Минин рассказал нижегородцам про храброго воеводу Дмитрия Михайловича Пожарского.Фото, текст
Слайд 7Выборные из горожан отправились просить князя Пожарского возглавить нижегородское ополчение. Князь отвечал им: «Рад я за Православную веру страдать до смерти. А Минин пусть ведает казной.»Фото, текст
Слайд 8Тотчас после этого начался сбор денег. Козьма Минин прежде всех разделил свое богатство на три части и две из них с великой радостью принес в казну собираемую для воинов.Текст
Слайд 9Потом и все горожане так сделали.Фото, текст
Слайд 10Вскоре после того в Нижний Новгород собралась земская рать из различных русских областей. Когда нижегородское ополчение двинулось к Москве. К нему на пути стали присоединяться ополчения из других городов, и все одинаково подчинялись Минину и Пожарскому.Фото, текст
Слайд 11И пошли они в Кострому, потом в Ярославль, Ростов и Переславль. Всюду на пути они уничтожали отдельные отряды поляков. Наконец ополчение подошло к Москве. И бились здесь мужественно и твердо, не щадя жизней своих.Фото, текст
Слайд 12К середине октября 1612 г. польский отряд засевший в Кремле, остался без помощи. 22 октября (по новому стилю 4 ноября) после усердной молитвы перед Казанской иконой Божьей Матери русские войска пошли на приступ к передовым укреплениям Кремля.Текст
Слайд 13Освободители вошли в Китай-город и выдвинули поляков его покинуть.Карта, текст
Слайд 14Ополченцы шли на битву с иконой Казанской Божьей Матери. А победив. Дали обещание построить в память сего дня церковь во имя Казанской Богородицы.Икона, текст
Слайд 154 ноября произошел перелом не только в борьбе с завоевателями. Но и в настроении народа! Москва была освобождена. Пример сплоченности всего народа показанный ополчением Минина и Пожарского при освобождении Москвы, сейчас отмечается как День народного единства.Иллюстрация, текст
Слайд 1626 октября 1612 года был взят Московский Кремль. Польский гарнизон капитулировал.Фото, текст
Слайд 17Весь московский люд вышел приветствовать своих освободителейФото, текст
Слайд 18Освободив Москву от поляков Пожарский и Минин поспешили приступить к избранию царя. Которое должно было навсегда спасти от смуты Московское государство. В 1613 г. был избран царь Михаил Федорович Романов.текст
Слайд 19Потомки не забыли великие заслуги Минина и Пожарского. В 1818 г. в Москве на Красной площади был воздвигнут бронзовый памятник скульптура Мартоса.Фото, текст
Слайд 20В Кировском районе Волгограда в 1951 году появилась улица имени Дмитрия Пожарского, а в 1960 году улица имени Кузьмы Минина.текст

Использованные материалы:

Литература: П.Полевой «Иллюстрированные рассказы из отечественной истории», «Астрель» АСТ 2000 год (по изданию 1892 года)
Картины:
Ходов В. «Призыв Минина к нижегородцам»
Савинский В. «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского.1611 г.»
Кившенко А. «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам»
Скотти М. «Минин и Пожарский»
Смолин А. «Минин и Пожарский»
Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»
Музыка:
Ансамбль «Иван-чай» «Песня-слава Земле Русской»
Интернет-ресурсы:
www.uznay-prezidenta.ru

Тема проекта: «Подвиг любви бескорыстной» в 8 классе

Автор: обучающаяся 8 класса Павлова Наталья.

Руководители: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н., учитель русского языка и литературы.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели: изучить тему «Восстание декабристов

Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает чувство долга, ответственности, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями.

Учебная проектная деятельность обеспечивает развитие различных компетентностей учащихся.

Тип проекта: информационный, учебный.

Время работы над проектом: около 2-х месяцев.

Режим работы: уроки и внеурочные занятия.

Обеспечение проекта:

Учебники и учебные пособия по истории разных авторов, энциклопедии, справочники, монографии по теме, ресурсы “Интернет”.

ЗУНы, необходимые для работы в проекте:

Умение работать в информационном поле, используя дополнительную литературу, умение осмысливать, структурировать информацию, связывать её с прежними знаниями, находить ей место в канве урока.

Мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя в общем деле, а также интерес к изучаемому материалу.

Предполагаемые приращения: новая, дополнительная, ранее не использовавшаяся информация по данной теме, добытая самими учащимися и примененная ими на уроке; умения осуществлять учебную проектную деятельность; личностные компетентности учащихся.

Методика учебного проекта по истории предполагает, на наш взгляд, осуществление ряда этапов учебной деятельности.

I. Вводная часть

Для запуска проекта учителями была проведены уроки истории по теме «Восстание декабристов» и литературы «Н.Некрасов «Русские женщины» с целью погружения в тему и в проектную деятельность.

II. Проблематизация

В результате беседы пытались выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интереснее.

III. Постановка учащимися их цели – проблемы

В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект.

IV. Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Предположили, что тема «Восстание декабристов» должна получиться ярче, полнее, интереснее, чем в учебнике.

IV. Началась основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов, его осмысление, структурирование, оформление. В ходе работы встали проблемы и перед учителем. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков.

V. Оформляли и продукт проектной деятельности – мультимедийную презентацию и сайт «Подвиг любви бескорыстной».

VI. А затем состоялась презентация нашего учебного проекта

Использованные материалы:

Литература: Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Портреты:
Трубецкой Е. И.;
Волконской М.Н.;
Давыдовой А.И.;
Ивашевой К.П.;
Муравьевой А.Г.;
Нарышкиной Е.П.;
Розен А.В.;
Фонвизиной Н.Д.;
Юшневской М.К.
Музыка:
К кинофильму «Звезда пленительного счастья», музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/bydates/2008-05-01-970051.html

Индивидуальный проект «Символизм Троицы Андрея Рублева» в 10 классе

Авторы: обучающийся 10 класса Палеева Наталья.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н. учитель русского языка и литературы.

Время работы над проектом: один месяц.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

изучить тему «Русская культура XIV-XV вв.», требуемое учебным планом и образовательными стандартами;

сформировать представление об особенностях русской культуры изучаемого периода;

исследовать замысел “Троицы”

Задачи:

В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап.

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. В предшествующих Рублеву композициях Троицы Ветхозаветной изображались палаты Авраама, дуб Мамврийский, помещался стол с несколькими предметами на нем, в произведения включались фигуры Авраама и Сарры, иногда сцена заклания тельца. Внимание акцентировалось на пиршеском угощении Авраамом.

II этап: Поисково-исполнительский этап.

Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта.

III этап: Результаты и выводы

В «Троице» Рублева в полном безмолвии восседают вокруг стола с чашей три златокрылых ангела. По сути, в иконе Рублева нет сюжета. Дом, скала, дуб в верхней части композиции лишь отдаленно напоминают не о сюжете, а о месте явления. В известную иконографическую схему вместилось новое содержание.
Кругосновная композиционная тема «Троицы». Незримый круг очертил фигуры ангелов. Всюду повторы плавных круглящихся или их зеркальных отражений, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
Композиционный центр иконы – чаша. К ней направлены движения рук, проявляющие волю лиц Троицы. На чашу указует средний ангел. Она выражает идею искупительной жертвы Христа.
Средний ангел в вишневом хитоне и голубом плаще. И символика цвета, и нашивной знак на одежде помогают узнать в средней фигуре Христа. Он указует на чашу, согласно склонив голову к отцу. Запечатлен величественный момент Предвечного Совета.
Бог-отец (левый ангел) предопределяет чашу страданий.
Дух святой (правый ангел) утверждает непреложность жертвы. Принято единое решение: спасти человека ценою крестной жертвы Христа. «Так постепенно вводит иконописец в глубину тайны искупления, открывает миру, что любовь божественная есть любовь жертвенная».

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Учитель оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России, Основ православной культуры и во внеклассной работе.

Групповой проект «Русско-японская война» в 11 классе

Автор-разработчик проекта: Ивахненко В.Е. и обучающиеся 11 класса.

Данный проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы для работы на уроках истории России.

Тема учебного проекта тесно связана с изучением истории

Цели проекта: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;

воспитание чувства патриотизма.

Возраст учащихся: 11 класс.

Время работы над проектом: январь-февраль 2004 г.

Режим работы: 16 учебных часов.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: персональный компьютер, сканер, монитор, школьная и районная библиотеки.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, самореализация.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по истории России, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения современными навыками информационных технологий.

Работа над проектом была разбита на шесть этапов:

I этап: Подготовка

Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учащихся в помощь по изучению данной темы. Методическое пособие должно познакомить с причинами и поводом к войне, ходом боевых действий, подвести итоги войне. В заключении учащимся предлагается представить на просмотр работу в виде электронного ресурса. Определяется тема и цели проекта.

II этап: Планирование

В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ существующего положения. Что уже есть и что нужно было бы сделать? Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.

III этап: Исследование

Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, картами боевых действий. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технология изготовления проекта. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

IV этап: Результаты и выводы

Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют презентации работ, анализируют собранную информацию, формируют выводы. Вся работа ведется под наблюдением учителя.

V этап: Презентация

На уроке истории презентуется работа перед обучающимися всего класса. В итоге получилась обучающая программа по истории Русско-японской войны (1904-1905 г.). Она включает в себя карты, схемы боев, иллюстративный и справочный материалы, видеоматериалы, тесты по теме.

VI этап: Оценка результатов

Заключение

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности. Через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. Через творческий процесс происходит полное и глубокое удовлетворение от содеянного. В процессе работы происходит развитие творческой активности, определяется социальная позиция ребенка, воспитываются патриотические чувства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *