что такое признак действия 2 класс
Слова, обозначающие признак предмета в русском языке, обычно изучают в 1 — 2 классе. Но далеко не все способны вспомнить то, что изучали в начальной школе. Иногда приходится обращаться к дополнительным источникам, чтобы освежить знания.
Что такое признак предмета
Признаком предмета называются его отличительные свойства, описательные слова, дающие объекту характеристику. Подбору подходящих слов способствует наблюдение за различными объектами.
Например: красный мяч. Предмет здесь обозначен словом «мяч», а отличает его от любых других подобных предметов и подчёркивает его уникальность слово «красный», являющееся его признаком.
Объекты могут различаться по цвету, по форме, по размеру, по назначению, по запаху, по вкусу, по материалу, из которого сделаны, по пространственным, временным, эмоциональным и по многим другим качествам.
Часть речи, обозначающая признак предмета
В русском языке признак предмета чаще всего обозначается именем прилагательным, отвечающим на вопросы «Какой?», «Чей?» и другие подобные. В предложениях имя прилагательное играет роль определения.
Прилагательные могут изменяться следующим образом:
по родам – синий, синяя, синее;
по падежам – зелёный, зелёного, зелёному, зелёный, зелёным, о зелёном;
по числам – белый, белые;
по форме (полная или краткая) – красный – красен.
Существуют и другие части речи, описывающие признак предмета: причастие и наречие. По школьной программе с ними ученики знакомятся позже.
Причастие характеризует объект по действию. К нему можно задать вопросы: «Какой?», «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».
Например: бегущий, кричавший, покрасневший.
Наречие может означать признак действия, объекта или другого признака. Оно отвечает на вопросы: «Как?», «Где?», «Куда?», «Когда?», «Какой?» и другие.
В следующих примерах признаком предмета выступает наречие и находится в связке с именем существительным: шапка (какая?) набекрень, рубашка (какая?) наизнанку.
Примеры слов, обозначающих признак предмета
Как уже было сказано, один и тот же объект может иметь множество характеристик.
Ниже приводятся некоторые примеры слов, обозначающих признак предмета, среди которых есть прилагательные и причастия:
по цвету – белый, зеленоватый, тёмно-красный, ярко-оранжевый, светло-голубой, иссиня-чёрный;
по форме – круглый, квадратный, конусообразный, трапециевидный;
по свойству – хрупкий, хороший, тёплый, явный;
по размеру – большой, увеличенный, уменьшившийся;
по назначению – хирургический, водительские, военно-воздушный, баскетбольный;
по запаху и вкусу – ароматный, пряно-душистый, пахучий, кисло-сладкий;
по материалу изготовления или составу – деревянный, полиэтиленовый, молочный, шоколадный, шерстяной;
по характеру – добрый, скромный, смешливый, грубый;
по действию – бегущий, расстроившийся;
по пространственному отношению – лесной, прибрежный, поволжский, северо-атлантический, подмосковный;
по временному отношению – вчерашний, позапрошлогодний, предрассветный;
по эмоциональной окраске – весёлый, апатичный, гневный, счастливый, равнодушный;
по принадлежности – мамин, дедушкин, кошачий, организационный, федеральный;
по количеству – трёхэтажный, двуногий, пятипалый, раздвоенный, троящийся.
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
План урока:
Части речи, предмет, признак предмета, действие
Посмотри на слова, которые записаны на доске. Раздели их на 3 группы.
Проверь себя. По какому признаку ты разделил слова?
Вспомни, на какой вопрос отвечает каждая группа?
Разберемся с каждой из частой речи подробнее.
Имя существительное
Посмотри на рисунки. Задай вопрос к каждому из них.
Все эти слова являются именами существительными. Название свое они получили за то, что обозначают всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.
Распредели слова на 2 столбика: одушевленные и неодушевленные:
собака, медведь, тарелка, хобот, животное, солдат, альбом, избушка, внук, поезд.
Прочитай текст и выбери с какой буквы нужно писать имена существительные.
Сколько предметов могут обозначать существительные?
Измени число существительных.
Глагол как часть речи
Посмотри на записи. Подбери к существительным слова, которые отвечают на вопрос: «что делает?».
Слова, которые ты подобрал, называются глаголы.
Догадайся по действиям, какие предметы могут их совершать.
Также как и существительные, глаголы могут изменяться по числам.
Если глагол обозначает действие одного предмета, то он стоит в единственном числе, а если двух или нескольких – во множественном.
Раздели глаголы на две группы: единственное и множественное число.
Имя прилагательное
Прочитай и сравни два текста. Чем они отличаются друг от друга?
Верно, второй текст помогает более ярко и верно представить то, что случилось с природо
й весной.
Какие именно слова появились во втором тексте? Что они обозначают?
Ранняя, яркое, зимнего, первый, лесной – все эти слова обозначают признак предмета, уточняют его.
Прочитай. Попробуй подобрать к каждому предмету подходящий признак.
Все слова второго столбика – имена прилагательные.
Подбери к каждому предмету прилагательное.
Найди ошибки в прилагательных.
Сегодня ты узнал много нового.
Если усвоишь все новые знания про имя существительное, имя прилагательное и глагол, то твоя речь станет красивой, яркой и грамотной.
Поделиться уроком с друзьями:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Найди существительное, которое отвечает на вопрос кто?
1) Одуванчик 2) Праздник 3) Облако 4) Тигр
Найди существительное, которое отвечает на вопрос что?
1) Собака 2) Тайга 3) Девочка 4) Комар
Выбери прилагательное, которое подходит к слову тарелка:
1) Мохнатая 2) Глубокая 3) Чистый 4) Сердитая
На какой вопрос отвечает глагол опоздал:
1) Что делать? 2) Что сделала? 3) Что сделать? 4) Что сделал?
В каком предложении части речи употреблены во множественном числе:
1) Распустились первые подснежники 2) Дует сильный ветер 3) Плачет маленький ребёнок 4) Едет зелёный грузовик
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Слова-название предметов, признаков, действий»
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: « Слова-названия предметов, признаков, действий».
Подготовил учитель начальных классов
Демочкина Александра Владимировна
— Здравствуйте ребята, меня зовут Александра Владимировна.
— Сегодня я у Вас проведу урок русского языка.
— Давай те мы с Вами проведём пальчиковую гимнастику для того, чтобы Вы красиво и аккуратно писали.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
— Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
Давайте запишем число, классная работа.
-Сколько строчек вы пропускаете после последней записи?
— Я предлагаю вам отгадать загадку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
— Что вы знаете про белку?
— Каких диких зверей вы знаете?
— Скажите, пожалуйста, какие изменения происходят осенью в жизни животных?
(Осенью у многих животных начинается линька – у них вырастает тёплый подшерсток, а шёрстка меняет свою окраску.
Белочка к зиме становится серенькой, меняя свою яркую огненно-рыжую шубку на более незаметную в зимний период.
Когда появляется снег и становится холоднее, некоторые животные ложатся в спячку. К таким животным относятся ежи и медведи, которые не могут прокормиться в зимнее время.)
И так ребят, а с какой буквы начинается слово белка?(б)
— Из каких элементов состоит строчная буква б?
(из овала, прямой линии с закруглением вправо)
-Я вам предлагаю записать слоги со строчной буквой б
Записываю на доске слоги бо, ба.
А на следующей строчке мы с вами запишем наш ответ к загадке.
Записываю на доске слово белка.
3.Изучение нового материала.
А теперь посмотрите внимательно на доску и прочитайте слова.
На доске вывешены слова.(Медведь, спит, белка, рыжая, дом, грызёт, ёжик, красивый, сопит, косолапый)
— На какие группы можно разделись слова?
— Назовите слова 1 группы? (медведь, белка, ежик)
— На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?)
— Что обозначают эти слова? (предметы)
— Назовите слова 2 группы? (спит, грызет, сопит)
-Что обозначают эти слова?(действия)
Как вы думаете, как можно назвать каждую группу?( название предметов, название действий)
— Что обозначают эти слова? (действия предметов)
— Назовите оставшиеся слова? Чем они интересны?
Эти слова помогают наши предметы приукрасить. Эти слова обозначают признак предмета.
На доске появляется запись.
— Что обозначают слова в русском языке?
— Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?
Как Вы думаете, какая у нас сегодня тема?
Тема урока: Слова-названия предметов, признаков, действий.
А сейчас давай те мы с вами выполним упражнение.( включаю проектор).
Слова для справок: воробушек, душистая, маленький, зачирикал, цветёт, солнце, сирень, светит, яркое.
-Что изображено на экране?(схемы предложения)
-Сколько слов в каждом предложении?(3)
-Каждое слово ребята отвечает на свой вопрос
-Посмотрите на 1 предложение
-Первое слово на какой вопрос отвечает?(какое?)
-Давай те найдем это слово
-Кто догадался? Какое слово отвечает на вопрос какое?( яркое)
-А на какой вопрос отвечает 2 слово?(что?)
-Какое это слово?(солнце)
-А 3 слово на какой вопрос отвечает?(что делает)
-И это у нас слово (светит)
-А теперь попробуйте сами составить 2 предложение
-Какое предложение у вас получилось? (Цветёт душистая сирень)(устно спрашиваю)
-А 3 предложение самостоятельно составьте и запишите в тетрадь.
-Какое предложение у вас получилось составить?( Маленький воробушек зачирикал)
-Молодцы! А скажите мне пожалуйста с какой буквы вы записали предложение?(с заглавной)
-А в конце, что вы поставили?(точку)
Красивый(руки в сторону)
Прекрасный(руки в сторону)
4. Первичное осмысление и закрепление
— Постарайтесь составить предложения по образцу, который есть на доске.
Далее дети выполняю задание.
— А теперь давай те проверим, как вы справились с заданием
-Назовите мне предложение про козлёнка.(Беленький козлёнок мекает.)
-Какое слово обозначает предмет?(козлёнок)
-На какой вопрос отвечает?(кто?)
-Какое слово обозначает действие предмета? (мекает)
-На какой вопрос отвечает?(что делает?)
-Какое слово обозначает признак предмета?(беленький)
-На какой вопрос отвечает?(какой?)
-Назовите мне предложение про утёнка(Жёлтенький утёнок крякает)
-Что вы скажите про слово утёнок?(обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?)
-А про слово крякает?(обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает?)
-Слово жёлтенький?(обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?)
-Назовите мне предложение про журавля
(Красивый журавль улетел.)
-Какое слово обозначает действие предмета?(улетел)
-Слово журавль на какой вопрос отвечает?(кто?)
-Какой был журавль?(красивый)
-На какой вопрос отвечает?(какой?)
-Что обозначает это слово?(признак предмета)
— Что происходит с журавлями осенью? – Каких перелетных птиц вы знаете?
А сейчас давай те мы с вами немного отдохнем(включаю проектор, выполняют физкультминутку )
Мы с вами немного отдохнули и сейчас я хочу вам предложить следующее задание, а для этого откройте учебники на с.49
А называется оно «Четвёртое лишнее)
Как вы думаете, что нам с вами надо сделать?(убрать лишнее слово, объяснить свой выбор)
-Давай те посмотрим на первую строчку. Какое слово у нас здесь лишнее?(кресло)
Петь, кресло, читать, писать.
-А почему?(все остальные слова обозначают название действия, а слово кресло обозначает название предмета)
-Давай те запишем слово кресло
-на какой вопрос отвечает?(что?)
В тетради появляется запись (Кресло(что?)-название предмета)
-А на следующей строчке, какое слово лишнее?(мягкий
Фиалка, мягкий, ложка, цыплёнок.
-А почему?(все слова обозначают название предмета, а слово мягкий обозначает признак предмета)
-Давай те это слово запишем в тетрадь(Мягкий(какой?)-признак предмета)
Широкий, сидеть, узкий, весёлый.
-С какими словами мы познакомились на уроке?
– На какие вопросы отвечают слова, называющие предмет? действие предмета? признак предмета?
-А для того чтобы вы еще раз закрепили тему, мы с вами сейчас откроем дневник и запишем домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1043978
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Слова — названия действий предметов в русском языке
Слова, которые обозначают названия предметов и явлений природы, отвечают на вопросы КТО? или ЧТО? Что это? Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Зелёный, интересный, маленький, забавный.
В нашем языке есть слова, которые рассказывают о том, какие действия совершают предметы. Поговорим о них подробнее. Приведём примеры таких слов. Двигаться, ходить, поворачивать голову, издавать звуки.
Слов, которые обозначают названия действий, в нашем языке много. Учёные считают, что по частоте употребления они занимают второе место после слов-предметов. Это и не удивительно, ведь они всё время рассказывают о том, что происходит с предметами, людьми, животными, растениями и прочим, что существует в мире, как мы трудимся или чем занимаемся. Вспомните любой урок в школе. Расскажите с помощью слов-действий, что на уроке происходит.
Учитель объясняет, рассказывает, спрашивает, хвалит, пишет, показывает. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ учитель? Ученики слушают, пишут, отвечают, пересказывают, спрашивают, смотрят, читают. Ко всем этим словам можно задать вопрос: ЧТО ДЕЛАЮТ ученики? Что заметили? Почему вопросы различались? Учитель один, а учеников много.
Сделаем вывод, слова, обозначающие действия предметов, могут рассказывать о действии одного предмета, человека, животного, о действии одного явления природы и о нескольких сразу. Если слово обозначает действие двух или нескольких предметов, то оно отвечает на вопрос: что делают? Если действие одного – то на вопрос: что делает?
Один ученик решил рассказать о том, как он собирался в школу, только с помощью слов-действий. Прочитайте его рассказ. Сможете ли вы его понять?
Зазвенел. Разбудил. Проснулся. Встал. Умылся. Позавтракал. Собрался. Оделся. Вышел. Спешил. Бежал. Опаздывал. Добрался. Вошёл. Разделся. Успел.
Представили о чём речь? Даже если использовать в речи только одни слова-действия, вы поймёте суть происходящего. Вы, конечно, догадались, что ученик рассказывал о том, что он делал утром, как спешил в школу и успел до звонка. А ко всем ли словам-действиям можно задать вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? Какой вопрос нужно задать к словам ученика? Вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?
Почему так? Вспомните, какой предмет помогает нам планировать, не опаздывать, делать всё вовремя? Часы. Часы показывают нам время. Именно часы сообщают, который час на данный момент. А всё, что было до этого момента, уже прошло. И действия, которые совершались, тоже остались в прошлом. Ученик рассказывал о том, что уже было. О том, что уже было, произошло, спрашивают: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЛО? ЧТО ДЕЛАЛИ? или ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛО? ЧТО СДЕЛАЛИ? Вопрос зависит от того, кто выполнял действие.
Но, оказывается, слова-действия могут рассказывать и о том, чего ещё не было, а только произойдёт, может даже всего лишь через несколько секунд в будущем. Вы, ЧТО СДЕЛАЕТЕ? Досмотрите урок. Каждый из вас ЧТО СДЕЛАЕТ? Выключит компьютер, поиграет, почитает, пойдёт спать. К словам-действиям, которые произойдут в будущем надо задавать вопросы: ЧТО БУДЕТ или БУДУТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? или СДЕЛАЮТ?
Наверно, вы уже догадались, что у слов, которые обозначают действия предметов, есть свои часы. В них только три части. Эти часы особенные. Они могут рассказать про любое слово-действие по-разному, в зависимости от того, когда происходит это действие: сейчас, уже прошло или произойдёт в будущем. Давайте проверим, как работают эти часы. Рассмотрим слово «говорить». Если действие прошло, то скажем – говорил, действие происходит сейчас – говорит, произойдёт – будет говорить.
Продолжите сами по аналогии:
Молчать – молчал, молчит, будет молчать.
Читать – читал, читает, будет читать.
Слова-названия действий предмета могут не только называть действия какого-то предмета, человека, животного или явления природы, но и показывать силу действия – слабая, посильнее или самая сильная.
Понаблюдайте за словами.
Дождь моросит, идёт, хлещет.
Мальчик плетётся, идёт, бежит.
Мама шепчет, говорит, кричит.
Малыш улыбается, смеётся, хохочет.
Назовите сами более сильную степень действия.
Конспект урока по русскому языку на тему «Слова, обозначающие признаки и действия предмета» 2 класс
Пояснительная записка к уроку
Слова, обозначающие признаки и действия предмета
Предметные: формировать умение определять части речи по лексическому и грамматическому значению слова.
Познавательные: устанавливать причинно-следственных связи.
— формировать умение работать в группе, находить общее решение;
— формировать уважительное отношение к иному мнению, допускать существование различных точек зрения;
— формировать умение аргументировать своё мнение;
— развивать доброжелательное отношение друг к другу.
Регулятивные : формировать умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия.
Личностные: формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Освоение учащимися признаков частей речи по лексическому и грамматическому значению слова.
Образователь-ное пространство урока
-репродукция картины И.К.Айвазовского «Ночь. Голубая волна»;
-презентационные средства: физминутка для глаз;
-дидактические средства: учебник, раздаточный материал: карточки (для работы в парах), для самостоятельной работы.
Урок «открытия» нового знания
Индивидуально-коллективная, дифференцированно (по вариантам), в парах
-по источнику знаний: словесные, практические;
-по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный
«Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова, авторы программы по русскому языку Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О.
Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./[ Иванов С.В., Кузнецова М.И. и др.] – М.: Вентана – Граф, 2012.
«Как устроен наш язык»
Количество часов в неделю/ год
Сценарий урока русского языка
1. Мотивация к деятельности
Работа над именем прилагательным
Физминутка (для глаз)
Работа над глаголом
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Знакомство с творчеством И.К.Айвазовского
4. Контроль и оценка результатов деятельности
I этап. Мотивация к деятельности.
Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель: развивать орфографическую зоркость учащихся,
фонематический слух, расширять кругозор
1. Словарная работа.
Цель: выполнять орфографический анализ и разбор слова, развивать устную и письменную речь.
В трубах воет по ночам,
Не даёт гореть свечам,
Надувает паруса,
Растрепал все волоса,
Помогает птицам в небе,
Чешет волны моря гребнем,
Кто быстрее всех на свете?
Ну, конечно, это.
-Дайте характеристику слова «ВЕТЕР» (фонетический разбор – устно).
2. Минутка чистописания
-Пропишите соединение «ТЕР». Какие общие элементы встретились при написании? В каких ещё словах встречается этот слог?
-Пропишите слово «ВЕТЕР», поставьте ударение, определите орфограмму.
-Что вам известно об этом явлении природы?
-Составьте своё предложение о ветре, запишите, поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга (взаимопроверка, озвучивание наиболее понравившихся предложений, обсуждение).
3. Проблемная ситуация
Цель: подводить анализируемые объекты под понятия в соответствии с заданием, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
-Откройте учебник на стр. 55, найдите рубрику «Давай подумаем». Прочитайте задание, ответьте, прав ли Серёжа?
Подумайте о том, как доказать своё мнение
-Выслушав мнения друг друга, попытайтесь определить тему нашего урока.
-Сделайте предположение о том, чему вы должны научиться к концу урока.
4. Работа над именем прилагательным
Цель: активизировать знания о словах, обозначающих признак, находить орфограммы, соотносить с правилом.
-Вспомните, какие слова произносили ребята, когда описывали ветер?
— Определите орфограммы записанных слов. Докажите правильность вставленных букв.
— Запишите. Выделите орфограммы.
— В какое время года этими словами можно описать ветер?
— Ребята, а есть ли у этих слов какой-то общий признак? (подведение к понятию «имя прилагательное»)
— Правильно, все эти слова описывают ветер и отвечают на вопрос – КАКОЙ? А слово «ВЕТЕР» на какой вопрос отвечает? Значит это слово является именем.
-А слова, которые называют признак предметов и отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? называются ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
-В учебнике на стр.56 найдите упражнение Прочитайте задание. Кому непонятно, задайте вопросы сразу. Если всё понятно, выполняем (с комментированием).
Учащиеся дают ответ на загадку, выполняют устно фонетический разбор
Дети перечисляют слова: катер, скутер, термос и др.)
«цепочке», описывая признаки и действия ветра)
Заслушиваются предложения детей.
Обсуждаются мнения учащихся. Дети приходят к выводу о том, что не все слова русского языка отвечают на вопросы: Кто? Что?
Дети высказывают свои предположения.
Учащиеся называют несколько слов, некоторые из них записываются учеником на доску х..лодный, к..лючий, ре..кий )
«Безударный гласный звук в корне слова» в словах холодный и колючий, «Парный согласный в корне слова» в слове резкий.
Дети высказывают свои мнения.
существительным и обозначает предмет
Учащиеся выполняют упражнение
Физминутка (для глаз ) «На море»
Учащиеся выполняют упражнения для глаз
5. Работа над глаголом
Цель: активизировать знания о словах, обозначающих действие предмета, применять правила оформления предложения в письменной речи.
-Составьте из слов, записанных на доске предложение
тучи, нагоняет, лист, и, с, деревьев,
-Назовите слова, обозначающие предмет.
-Назовите общие признаки оставшихся слов (подведение к понятию «глагол»).
-А кто из вас помнит, какие ещё слова, обозначающие действия ветра вы называли в начале урока?
-А эти слова на какой вопрос отвечают?
-Ребята, слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы «ЧТО ДЕЛАЕТ?ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? – это ГЛАГОЛЫ
Дети предлагают свои варианты, выбирают самый удачный и записывают предложение в тетрадь
(с комментированием) Тучи, лист, деревья
Эти слова обозначают действия ветра и отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?
Учащиеся перечисляют несколько слов: дует, свистит, воет, шумит
Дети выполняют устно упр.6, стр. 58
Осторожно ветер за калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
(постучать пальчиками по парте)
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
И, расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда-то вперемешку с пылью.
Учащиеся выполняют упражнения
III этап. Интеллектуально-преобразовательная
деятельность
Цель: формировать у школьников способность к самоорганизации
при выполнении учебного задания
— Вспомните стихотворные строки и вставьте пропущенные слова в предложения на карточках.
-Что вы можете о них сказать?
2.Самостоятельная работа
Цель: самостоятельно проводить сравнение по заданным критериям, обогащать словарный запас
— Выберите задание, которое сможете выполнить.
часто, холодные, и, зимой, колючие, ветра, дуют
а) ветер, буря, бушует, ураган
б) синее, сильный, улетают, морозная
в) летит, падает, птицы, уплывает
-Правильно, использование прилагательных и глаголов делают нашу речь богаче, красочнее, помогают выражать свои чувства, передавать ощущения. А какими другими средствами может человек передавать свои ощущения, кроме речевых? – Перед вами репродукция Ивана Константиновича Айвазовского. Посмотрите на неё, что вы можете о ней рассказать?
— Какое настроение вызывает данная репродукция?
-Какое название вы бы ей дали? Иван Константинович Айвазовский назвал картину
«Ночь. Голубая волна»
— Удалось ли автору передать свои ощущения?
— Что он использовал для этого?
— Составьте предложения по репродукции.
Учащиеся в совместной деятельности приходят к единому решению и выполняют задание
Учащиеся обсуждают ответ в парах, выбирают отвечающего и отвечают на вопрос.