что такое принцип доступности обучения
Принцип доступности
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.
Не надо забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся.
Когда речь заходит о трудовом воспитании, то обычно имеются ввиду лишь «уроки труда», хотя важнейшим путем такого воспитания является учебный труд учащихся. Учение – это ежедневный многочасовой труд. Необходимо, чтобы процесс обучения был трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, которая ведет к творческой активности.
Доступность обучения прежде всего определяется возрастными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональными приемами работы по усвоению знаний, то это расширит их познавательные возможности, а значит, сделает доступным более сложный учебный материал.
Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством самого обучающего и т.п.
В начале XX в. обучение начиналось с 9–10 лет, потом с 8 лет, а с 1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее время официально обучение начинается с 6 лет. И это не означает что «опускалось» само содержание обучения, изменился характер обучения. И сегодня некоторые знания, формируемые в недалеком прошлом у школьников 12–13-летнего возраста, легко усваиваются 8–9-летними детьми.
Если первоначальная ступень школьного обучения ориентировалась прежде всего на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и теоретические сведения о некоторых явлениях, что способствует развитию у них мышления.
Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.
Как правило, принцип доступности нарушается по трем основным причинам:
Правила принципа доступности в обучении
Понятие «близкое» так же трактуется не в буквальном смысле. Например, учащимся ближе современные социальные отношения, однако изучаются вначале те, которые существовали в древней истории, поскольку они ближе учащимся, нежели сложнейшие современные отношения. Когда мы говорим о «близком», имеем ввиду то, что учащемуся легче представить.
Процесс обучения не может быть легким. «Легкое» в данном случае означает, что учащийся способен преодолеть поставленные перед ним затруднения самостоятельно.
От известного к неизвестному. Учащийся может приобретать новые знания только на основании и с помощью уже имеющихся в его сознании сведений и выработанного ранее желания узнать что-то новое, интересное или полезное для него.
Эти правила нельзя рассматривать упрощенно и использовать в основном только в одном направлении, индукция должна соседствовать с дедукцией, что обогатит методический багаж педагога.
Принцип доступности обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принцип – это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции.
Принципы обучения (дидактические принципы) — основные положения дидактики, которые определяют формы и методы организации учебного процесса, в соответствии с его целями.
Принципы обучения основаны на теоретическом обобщении и анализе педагогической практики. Они являются ведущими положениями, так как возникли из практической деятельности, имеющей под собой реальный опыт
Сущность принципа доступности обучения
Принцип доступности обучении – это предоставление возможности обучаться каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей.
Принцип доступности предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка, при этом необходимо избегать таких отрицательных факторов как перегрузки ребенка (эмоциональные и интеллектуальные), которые отрицательно могут сказаться на здоровье ребенка и создать негативное отношение к процессу обучения. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, в первую очередь является, учет уровня развития познавательной сферы ребенка.
Ориентир на доступность обучения для каждого ребенка и избежание перегрузок, не означает, что процесс обучения должен быть слишком легким. Необходимо оптимальное сочетание учебной нагрузки и отдыха ребенка. Нужно соблюдать меры психической напряженности в процессе обучения, чтобы сохранять должный уровень трудоспособности и производительности ребенка, поддержания его энергетического и интеллектуального тонуса.
Факторы принципа доступности:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, принцип доступности обучения предусматривает организацию учебного процесса таким образом, чтобы каждому ребенку обучение было доступно и интересно, развивало у него желание и стремление к получению новых знаний, преодолению трудностей и достижение успехов в учебе.
Реализация принципа доступности обучения
Реализация принципа доступности обучения осуществляется на основании следующих правил:
Таким образом, принцип доступности основан на законах познания. Процесс познания всегда происходит от простого к сложному, то есть вначале выстраивается фундамент на основании общих (простых) познаний для последующего освоения более сложных.
Принцип доступности нарушается в случае, если:
Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Понятие принципа доступности в педагогике
Модернизация концепций современной педагогики выдвигает повышенные требования к научности содержания образования. Между тем, высокая научность учебных материалов, освоение трудоемкой системы научных знаний в образовательном процессе предполагает осуществление принципа доступности как ключевого педагогического требования.
Принцип доступности в педагогике
Впервые принцип доступности в обучении ввел Я.А. Коменский, сформулировавший правила обучения от простого к сложному и от известного – к неизвестному. Эти положения впоследствии стали педагогическими аксиомами, не потерявшими актуальность и по сегодняшний день.
Подходы к дефиниции принципа доступности в педагогике
Повышение доступности обучения происходит с учетом возрастных, индивидуальных, психологических особенностей учащихся, подготовительного уровня, объема ЗУН, необходимого для освоения нового учебного материала и научных знаний.
Современная педагогика принцип доступности понимает как требование отбора содержания обучения, как меру посильной трудности, которую преодолевают ученики в ходе направленной, рационально организованной, управляемой педагогической деятельности.
Повышение доступности обучения требует от руководителя учета наивысшей границы умственных способностей воспитанников для постоянного ее повышения; предусматривает соответствие понятий, форм, методов, объемов дидактического материала степени подготовленности учеников, определяет тесную взаимосвязь дидактического материала с уровнем развития воспитанников. Иначе говоря, доступность не нужно понимать, как учение без трудностей. При этом трудности освоения материала должны способствовать развитию личности обучающихся.
Принцип доступности – это критерий отбора учебных материалов, который отражает соответствие содержания образовательного процесса реальным возрастным, физическим, интеллектуальным способностям учащихся.
Факторы повышения доступности обучения
Основные факторы, которые влияют на доступность обучения:
Актуальность внедрения принципа доступности в педагогическую практику
В последнее время организация учебного процесса зачастую осуществляется в отрыве от понимания природной личности детей, становится затратной в отношении здоровья, что приводит к перегрузке обучающихся. Вследствие усвоения огромных массивов материалов осуществляется поверхностное усвоение учебного материала, что особенно подрывает веру детей в собственные силы, порождает глубокий психологический кризис.
Практическое внедрение принципа доступности в педагогическую деятельность, построение обучения с учетом реальных учебных возможностей воспитанников не должно допускать психологических, физических, моральных и интеллектуальных перегрузок детей, позволяет оптимизировать взаимоотношения содержательной и процессуальной сторон обучения, а, значит, и в целом повысить эффективность образовательного процесса.
Что такое принцип доступности обучения
Совершенно иное толкование принципа доступности представлено в учебнике «Дидактика» под редакцией И. Н. Казанцева (1959 г.). В нём подчеркнута мысль, что для осуществления принципа доступности обучения нужно опираться на наивысшую границу умственных возможностей учащихся в данный момент с целью постоянного её повышения.
Период с 1946 по 1960 г. можно считать одним из основных в формировании содержания понятия принципа доступности в педагогической науке, так как анализ более поздних работ показывает идентичность поздних толкований сущности принципа доступности и тех толкований, о которых шла речь выше, или сходство во взглядах по отдельным аспектам содержания принципа доступности. Так, Н. А. Сорокин считает, что принцип доступности предполагает соответствие содержания, характера, методов, форм и объёма учебного материала уровню подготовки учащихся, их возрастным особенностям и развитию их познавательных способностей. Однако автор отмечает, что возрастные границы в развитии познавательных сил учащихся условны и подвижны, поэтому доступность обучения зависит от возрастных возможностей учащихся, понимаемых диалектически. Характеризуя принцип доступности, С. П. Баранов считает, что «доступность усвоения знаний, формирования умений и навыков означает их связь с уровнем развития школьников, с их личным опытом, с теми знаниями, умениями и навыками, которыми владеет ученик. Если такие связи установить не удается, то знания считаются недоступными» [1]. Им же рассмотрены главные факторы, влияющие на степень доступности: связь содержания новых знаний с имеющимися; новое содержание может включать привычные для ученика, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления; усвоение знаний зависит от интересов, склонностей ученика, сформированности навыков учебного труда; доступность содержания обучения всегда связывается с его необходимостью для умственного, нравственного и физического развития школьников.
Изменения в представлениях о структуре принципа доступности происходят в 1970-е гг. в работах М. А. Данилова, М. А. Скаткина, А. В. Загвязинского, Н. Г. Казанского, Г. С. Назаровой и других. В работах М. А. Данилова и М. Н. Скаткина [2] принцип доступности понимается как мера посильной трудности. В работе Н. Г. Казанского и Г. С. Назаровой предложен и охарактеризован принцип своевременности, сущность которого состоит в необходимости строить учебный процесс в соответствии с реальными возможностями детей и с потребностями научно-технического прогресса, культурного развития общества и его требованиями к подрастающему поколению. Проанализировав представления названных авторов о сущности принципа своевременности, мы пришли к выводу, что данный принцип включает в себя требования принципа научности. В. И. Загвязинский [3] под принципом доступности понимает меру трудности, преодолеваемой с помощью педагога в процессе рационально организованной деятельности в «зоне ближайшего развития ученика».
Принцип доступности в обучении, как отмечается в работе П. Н. Пидкасистого [5], вытекает из требований учёта особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Доступность не понимается педагогами как учение без трудностей, так как учебная работа должна требовать от учащихся определенных усилий в достижении поставленных целей. Однако эти трудности должны не подрывать, а развивать силы ученика и способствовать повышению результатов знаний.
Характерной особенностью развития общеобразовательной школы на современном этапе является повышение научного уровня образования, происходящее одновременно с открытием многочисленных профилированных школ и классов, созданием учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев, колледжей и т. п.). Принцип доступности в обучении привлекает к себе особое внимание также в связи с проблемой индивидуального подхода к учащимся. Поэтому в современных условиях проблема доступности обучения как адекватного отражения в сознании каждого учащегося содержания преподаваемого материала является актуальной.
Л. В. Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности. Но и он отвечает принципу доступности, т. е. принципу обучения в «зоне ближайшего развития», т. е. на том уровне, которого ребёнок может достичь под руководством учителя. З. И. Калмыкова, исследуя проблемы развития, тоже обращает особое внимание на принцип доступности в обучении, который должен учитываться при комплектовании групп учащихся с учетом уровня их развития. По её мнению, в «массовой школе индивидуализация заданий крайне затруднена тем, что при этом требуются различные варианты заданий». Однако не каждый учитель может самостоятельно создать по всему материалу такие задания. Поэтому З. И. Калмыкова считает необходимым создание пособий по основным темам изучаемого предмета, предусматривающих такую организацию работы школьников, при которой они могли бы выбирать с помощью учителя соответствующий их возможностям уровень сложности учебного материала.
В 1980-е гг. в педагогической теории происходит пересмотр традиционных принципов. В. В. Давыдов предлагает заменить принцип доступности принципом развивающего обучения. В. В. Заволока называет принцип доступности принципом единства доступного и недоступного в обучении. По его мнению, такое определение принципа более точно отражает сущность понятия «доступность», его диалектическую природу.
В период с 1990 по 2001 г. исследователи в основном характеризуют принцип доступности как самостоятельный принцип. Одни из них полагают, что этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Другие считают, что в основе принципа доступности лежит закон тезауруса (лат. tesa—urus — сокровище): доступным для ребенка является то, что соответствует уровню его мышления, объёму накопленных им знаний, умений, способов мышления. Согласно третьей точке зрения, принцип доступности представляет собой меру трудности.
Анализ педагогической литературы показал, что в трактовке принципа доступности современная педагогика пока не предложила ничего принципиально нового.
Таким образом, обобщая выполненный здесь обзор истории развития понятия «принцип доступности», можно выделить следующие существенные признаки этого принципа:
а) является критерием при отборе учебного материала;
б) отражает соответствие содержания, методов, форм, средств, объема учебного материала возрастным особенностям учащихся;
в) требует учета уровня учебной подготовки учащихся;
г) направлен на преодоление обучаемым познавательных затруднений;
д) определяет меру посильной трудности в освоении содержания образования.
Самый простой случай, который придется рассматривать, это оценка доступности изучения какого-либо учебного предмета для конкретного ученика. Совершенно очевидно, что предмет доступен для изучения, если ученик усваивает его не ниже, чем на «4». Отметка «3» означает, что существуют какие-то трудности, что уровень доступности весьма сомнителен. В этой простой ситуации можно использовать дихотомию, когда 1 оценивается наличие доступности предмета, а 0 означает наличие трудностей, отсутствие доступности.
Несколько сложнее случай, когда ученик осваивает учебную программу, состоящую из нескольких учебных предметов. Если из N предметов он освоил не все на «4» и «5», а лишь n предметов, то для оценки доступности изучаемой программы логично использовать отношение D = n : N. Например, если ученик изучает 12 предметов, и по 9 из них имеет высокие отметки, то доступность обучения для него равна D = 9 : 12 = 0,75. Доступность обучения для ученика имеет два важных свойства: во-первых, её использование обнаруживает достаточно сильное стимулирующее действие для слабых учеников; во-вторых, в основной школе, где от 5-го к 9-му классу нарастает количество одновременно изучаемых предметов (т. е. растет знаменатель N), доступность обучения неизбежно уменьшается.
— либо, просуммировав значения доступности для всех учеников, разделить полученную сумму на количество учеников
— либо, составив ведомость отметок для всех учеников по всем изучаемым предметам, посчитать в этой ведомости количество высоких отметок Nв и разделить его на произведение количества изучаемых предметов z и количества учеников k (то есть на общее количество отметок Nкл)
Принцип доступности обучения
Татьяна Фокина
Принцип доступности обучения
1. Понятие о закономерностях, принципах, правилах обучения.
Проблема законов, закономерностей и принципов обучения является одной из наиболее актуальных в педагогике. Она многократно подвергалась обсуждению, но и сегодня нет четкого разграничения этих понятий, иногда закономерности подменяются принципами, отождествляются законы и закономерности.
Рассмотрим наиболее распространенное понимание этой проблемы.
Понятия «закон» и «закономерность» понимаются в педагогике как философские категории. Закон — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.
Образование как целостное явление представляет собой одну из наиболее значимых подсистем общества. Поэтому его законы, как и законы общества, являются продуктом его внутренней самоорганизации, а не есть результат проявления какой-то внешней силы. Отсюда следует, что педагогический закон — это категория, обозначающая объективные существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонента педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Если же такой характер связи наблюдается при определенных условиях (то есть не всегда, то эти связи выражают закономерности.
В современной дидактике сформулированы в основном закономерности, так как в процессе обучения почти всегда требуется создание определенных условий для реализаций закона в обучении.
Закономерности обучения — это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах правилах обучения.
Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы ученого процесса в соответствии с его целями и закономерностями.
Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии намеченными целями.
Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность процессе обучения людей. Принципы охватывают все стороны процесса обучения.
В то же время они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.
Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, а также неумение следовать их требованиям не отменяют их существования, но делают процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.
Отдельные стороны применения тех или иных принципов обучения раскрывают дидактические правила, которые вытекают из этих принципов.
Правила обучения — это конкретные указания, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Некоторые теоретики дидактики и учителя-практики выступают против выделения правил обучения и строгого следования им, так как это, считают они, сковывает творческую инициативу обучающего. Однако категоричное отрицание правил обучения является неправомерным. Практический опыт чаще всего закрепляется в правилах, поэтому им надо следовать, но подходить творчески.
Рассмотрим, какие законы и закономерности действуют в процессе обучения.
В обучении находят проявление общие законы диалектики и специфические педагогические законы.
К общим законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания.
В процессе обучения действует закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия возникают в силу того, что современные требования, являющиеся следствием новых социальных условий, изменившихся возможностей личности, сложившейся образовательной ситуации, приходят в несоответствие с традиционными, устоявшимися представлениями и взглядами на процесс обучения. Это в свою очередь требует изменения содержания, технологии процесса обучения.
Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения также проявляется в процессе обучения. Все качественные характеристики личности (убеждения, мотивы, установки, потребности, ценностные ориентации, индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки) представляют собой результат количественных накоплений.
Переход количества в качество соответствует механизм закона отрицания. Личностные и психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное человеком. Появившиеся в более поздний период качества «отрицают» ранее сложившиеся. Действие механизма отрицания проявляется в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия преобразуются в сложный навык (письма, счета, чтения).
Кроме общих законов диалектики в обучении проявляются также специфические педагогические законы. Учеными выделен и обоснован ряд таких законов. Например И. Г. Песталоцци сформулировал следующий закон обучения: от смутного созерцания к ясным представлениям и их к ясным понятиям.
Немецкий педагог Э.Мейман обосновал несколько специфических законов:
^ развитие индивидуума с самого начала определяете в преобладающей степени природными задатками;
^ ранее всего развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;
^ душевное и физическое развитие детей происходят неравномерно.
Теоретиками и практиками выделено большое количество дидактических закономерностей. Так, в учебнике И. П. Подласого приводится более 70 различных закономерностей обучения.
С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их классифицируют.
Различают общие и частные (конкретные) закономерности.
Общие закономерности свойственны любому образовательному процессу, они охватывают всю систему обучения.К общим относятся следующие закономерности:
• цели обучения. Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
• содержания обучения. Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;
• качества обучения. Качество обучения зависит от про-дуктивности предыдущего этапа обучения и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения;
• методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели обучения, его содержания, возраста учащихся, их учебных возможностей (обучаемости, материально-технического обеспечения, организации учебного процесса;
• управления обучением. Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, обоснованности корректирующих воздействий;
• стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения; внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Действие частных закономерностей распространяется на отдельные стороны системы обучения. К частным относятся закономерности процесса обучения:
• собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя и т. д.);
• гносеологические (результаты обучения зависят от по-знавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);
• психологические (результаты обучения зависят от Учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и т. д.);
• социологические (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);
• организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность и т. д.).
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах и вытекающих из них правилах обучения.
Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский.
Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Это объясняется тем, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.
В классической теории обучения наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы:
• Принципы обучения: принцип научности – соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
Правила: логика языка изучаемой науки, основные понятия и теории в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой, методов конкретной науки, научных методов познания природных и общественных явлений.
• Принцип наглядности
• Принцип доступности требует, чтобы материал, его объём, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного развития
Правила: в обучении идти от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному; объяснять простым языком; использовать аналогию, сравнение, сопоставление.
• Принцип сознательности и активности – осознанное усвоение знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Правила: добиваться чёткого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы, использовать активные и интенсивные методы обучения, логически увязывать неизвестное с известным, учить учащихся находить причинно-следственные связи.
• Принцип систематичности и последовательности – преподавание и усвоение знаний в определённом порядке, системе.
Правила: использование схем, таблиц, планов; осуществление межпредметных связей.
• Принцип прочности – стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.
Правила: обучающий проявляет интеллектуальную познавательную деятельность; используются разнообразные формы, методы обучения
• Принцип связи теории с практикой
• Принцип личностного подхода
2. Принцип доступности обучения.
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.
Не надо забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся.
Когда речь заходит о трудовом воспитании, то обычно имеются ввиду лишь «уроки труда», хотя важнейшим путем такого воспитания является учебный труд учащихся. Учение – это ежедневный многочасовой труд. Необходимо, чтобы процесс обучения был трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, которая ведет к творческой активности.
Доступность обучения прежде всего определяется возрастными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональными приемами работы по усвоению знаний, то это расширит их познавательные возможности, а значит, сделает доступным более сложный учебный материал.
Доступностьопределяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством самого обучающего и т. п.
В начале XX в. обучение начиналось с 9–10 лет, потом с 8 лет, а с 1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее время официально обучение начинается с 6 лет. И это не означает что «опускалось» само содержание обучения, изменился характер обучения. И сегодня некоторые знания, формируемые в недалеком прошлом у школьников 12–13-летнего возраста, легко усваиваются 8–9-летними детьми.
Если первоначальная ступень школьного обучения ориентировалась прежде всего на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и теоретические сведения о некоторых явлениях, что способствует развитию у них мышления.
Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.
Как правило, принцип доступностинарушается по трем основным причинам:
1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т. п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;
2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.
3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т. п.).
Правила принципа доступности в обучении
1. Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися.Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.
3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т. п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, например, простейшими структурными элементами изучаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целостные организмы и вещества и лишь потом переходим к изучению их глубинной структуры.
Понятие «близкое» так же трактуется не в буквальном смысле. Например, учащимся ближе современные социальные отношения, однако изучаются вначале те, которые существовали в древней истории, поскольку они ближе учащимся, нежели сложнейшие современные отношения. Когда мы говорим о «близком», имеем ввиду то, что учащемуся легче представить.
Процесс обучения не может быть легким. «Легкое» в данном случае означает, что учащийся способен преодолеть поставленные перед ним затруднения самостоятельно.
От известного к неизвестному. Учащийся может приобретать новые знания только на основании и с помощью уже имеющихся в его сознании сведений и выработанного ранее желания узнать что-то новое, интересное или полезное для него.
Эти правила нельзя рассматривать упрощенно и использовать в основном только в одном направлении, индукция должна соседствовать с дедукцией, что обогатит методический багаж педагога.
1. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1988.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2001.
3.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 2003.
4. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. – М., 1981.
5. Айдашева Г. А., Ассаулова С. В., Печушина Н. О. Дошкольная педагогика. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
6. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 1997.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Учебное пособие для студентов высших и средне специальных учебных заведений. / Под ред. Т. И. Ерофеевой. – М. : 2000.
8. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1988.
Опыт работы «Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей» «Интегрированный принцип организации образовательной деятельности в экологическом воспитании детей (воспитание бережного отношения и любви.
Нетрадиционные методы обучения рисованию Идеи для детского творчества. Существует много нетрадиционных методов обучения рисованию, что помогает обогащать и расширять художественный.
Кинезиология в коррекции проблем обучения детей классов 7 вида и классов компенсирующего обучения Кинезиология в коррекции проблем обучения детей классов 7 вида и классов компенсирующего обучения. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,.
Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми» Цель: формировать у педагогов установку на толерантное поведение. Задачи: • Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием.
Методы и средства обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.
Методы, средства обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы.
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.
Принципы обучения детей с ОВЗ На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить, помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание. Учить.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса при реализации задач проекта «Дошкольник Белогорья» КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ» Огиенко Л. В. воспитатель.
Технология проблемного обучения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ручеек» г. Ртищево Саратовской области» ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.