что такое прием контраста в литературе
Контраст как прием
В теории литературы контраст – это художественный прием создания образов, основанный на резком противопоставлении друг другу явлений, событий, персон, характеров. Контраст часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении.
Виды контраста (противопоставлений) в литературе:
Л.Н.Толстой «Война и мир» Встреча князя Андрея Болконского с дубом
«… На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков — где попало. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей. — Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» — подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».
Что такое прием контраста в литературе
О контрасте как основном художественном приеме и его роли в раскрытии основной идеи произведения размышляет Коротченкова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №5» города Железногорска Курской области.
Контраст как основной художественный прием рассказа Н. А. Тэффи «Фея Карабос» и его роль в раскрытии основной идеи произведения
Контраст – это ярко выраженная противоположность. В художественной литературе встречаются довольно многочисленные контрасты возвышенного и грубого, поэтического и прозаического. В сказках часто борются добро и зло, ум и глупость, трусость и храбрость.
Простой, казалось бы, сюжет рассказа «Фея Карабос» построен на контрасте образов героев, их характеров, взглядов на жизнь. Так, довольно яркими противоположностями являются супруги, ожидающие появление ребенка в семье. Родители ищут няньку для своего ребеночка, не договорившись заранее, какой они хотят видеть воспитательницу малыша. Умная, красивая, ранимая Илька подавлена и доведена до отчаяния себялюбивым, эгоистичным мужем.
Будущая мать, жизнелюбивая и светлая, находит крепкую, пышущую здоровьем и озорством, веселую кухарку Аксинью, которая уже любит еще не родившегося чужого ребенка. Но женщина боится сказать об этом своему хладнокровному и расчетливому мужу, потому что знает: «не позволит Сеньку нанять».
Ко всему была готова Илька, однако никак не ожидала, что именно такую кандидатуру в няньки, ужасную и чудовищную, отыщет Станя. В Казимире Карловне его привлекают другие «ценности», противные Ильке. По мнению Стани, горбатая, уродливая, избравшая место для прогулок с ребенком не в парке, а на кладбище, способна привить ребенку любовь ко всему обездоленному. Равнодушный к материнским чувствам и к чувствам вообще, этот человек принимает условие горбуньи не входить матери ночью в детскую. Романтичной Ильке, оскорбленной мужем, в болезненной дремоте чудится звон веселых, тоненьких, острых Сенькиных колокольчиков и страшный грохот обитых толстым железом колес колымаги злой горбуньи Феи Карабос.
Контрастна и сама картина повествования рассказа. Состояние Ильки с приходом доктора, именно другого доктора («тот, что всегда – тот уехал на месяц в отпуск») меняется. И связана эта перемена со сходством доктора с Сенькой («молодой, смуглый, белозубый, как Сенька»). Поражает резкое противопоставление отношения Стани к жене, как к материалу, и доктора, как к женщине, к матери. В отличие от мужа, этот человек, имя которого так и останется для Ильки неизвестным, сумел понять и поддержать ее материнские чувства. Он смело и откровенно разоблачает корыстные намерения Станислава Адамыча, а также далеко не скромную натуру «гоноровой пани». Илька, названная доктором милой пациенткой, ощутила заботу, понимание чужого человека, словно обрела второе рождение. И не случайно в этом смысле через много лет она будет вспоминать безымянного доктора, среднего роста и худощавого, «что он был очень высокий, широкоплечий, что он очень любил ее, и она за всю жизнь любила только его одного…».
Нельзя не обратить внимание на некоторые противоречия в характере, манерах и взглядах одного и того же героя. Так, Сенька, «глупая, плутоватая», но веселая до того, «что век бы с ней не расстался», несчастна, но любит жизнь; потеряла своих детей, но обожает чужих. Станя, в жены избравший женщину молодую и хорошенькую, в няньки же сыну выбирает страшную и горбатую. При этом считает, что уродливая воспитательница может привить любовь к прекрасному у ребенка. Любопытна и такая контрастная деталь в манере поведения Стани, как намеренное подчеркивание своего хладнокровия медленным закуриванием сигареты и нервное подрагивание колена.
Прием контраста, умело использованный Н. А. Тэффи в небольшом по объему произведении, помогает обозначить важные нравственные проблемы: способен ли человек, лишенный семьи, собственных детей, умения радоваться жизни, быть полноценным воспитателем чужого ребенка; может ли семья обеспечить хорошие условия для развития детей, если отсутствует единство в воспитании; что нужно человеку для полноценного счастья. И кажется, что автор не вмешивается в повествование, показывая разный подход к одной и той же проблеме и оставляя за нами право на решение данных вопросов, но отрицательная сторона контраста показывает, на чьей стороне автор и какой позиции придерживаться.
Соединение несоединимого, резкое столкновение полярностей, раскрытие взаимоисключающих сторон одного и того же явления сопровождают читателя в освоении художественного мира произведения и будоражат творческое воображение.
Стилистический контраст
Полезное
Смотреть что такое «Стилистический контраст» в других словарях:
Стилистическое задание — – специальное (продуманное) намерение говорящего создать выразительное, экспрессивное высказывание, способное вызвать в восприятии адресата стилистический эффект (см.). Представленное в тексте С. з. проявляет себя как его стилистическая… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Стилистическое согласование — – одна из двух взаимосвязанных общих закономерностей употребления стилистически значимых языковых единиц, заключающаяся в совпадении (созвучии) стилистических окрасок слов (или большинства слов) в высказывании. Ср.: предотвратить беду, но не… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Жанры публицистического стиля — – определенные относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы произведений (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации. Обычно выделяют три группы жанров: информационные (заметка, репортаж, интервью … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Закономерности общие функционирования языковых единиц в функциональных стилях — заключаются в строгой количественной (стилостатистической) зависимости употребления языковых единиц определенной семантики от обусловливающих это употребление экстралингвистических факторов. На основе анализа большого объема фактического… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Языково-стилистические изменения в современных СМИ — Из всех функциональных стилей русского языка наиболее заметные изменения в последние полтора десятилетия зафиксированы в СМИ, что естественно и закономерно при учете глобальных политико социальных преобразований, происшедших в России с 1985 г.… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
СТИЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ — (от лат. stilus остроконечная палочка для письма, манера письма), устойчивая общность образной системы (см. Образ художественный), средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельные… … Литературный энциклопедический словарь
Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Царицыно. памятник архитектуры (федеральный) Дворцово парковый ансамбль … Википедия
Художественные приемы (особенности) построение системы образов
Итак, система образов – это совокупность героев литературного произведенияи всех остальных элементов текста. Будучи системой или определенным образом организованной структурой, она строится по определенным правилам и законам. Особенности построения художественных образов в системе литературного текста исчисляются большим множеством. Остановимся на наиболее характерных способах построения системы образов. Это:
· «Система зеркал» или «принцип двойников».
Сравнение
Контраст
Контраст как художественный прием представляет собой ярко выраженную противоположность черт, качеств, свойств человеческих характеров, предметов, явлений. Контраст как сопоставление каких-либо крайних значений – одно из самых распространенных выразительных средств в искусстве. Контраст – это антитеза, то есть противоположность. Мотив контраста является выразительным приемом для всех видов искусства. В живописи художник может использовать контрастные цвета без полутонов, например, черный квадрат на белом фоне в картине Казимира Малевича «Черный квадрат». В картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» очевиден явный контраст форм: маленькая хрупкая акробатка рядом с массивной фигурой циркача. Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в произведении, ярко передать чувства и мысли художника. Антитезы обостряют сравниваемые качества предметов: являясь формой сопоставления чего-либо, они одновременно служат средством гармонизации, потому что объединяют противоположности в единое целое. Например, полон контрастами мир произведений Н.В.Гоголя. В повести «Невский проспект» контраст реализуется на нескольких уровнях: сюжетно-композиционном, языковом, идейном.
Вся повесть Гоголя построена на контрастах. Этот прием ярко демонстрирует идею трагического противоречия между мечтой и реальностью, столкновение живой, но слабой души с демонической силой обмана, которая губит того, кто поддался «чарам фонаря» на Невском проспекте. Следует обратить особенное внимание, что контраст может быть проявлен в пределах одного художественного образа на пути его духовной эволюции, как, например, это показано в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» в истории Дмитрия Ионыча Старцева.
Сближение
Художественный прием сближения подразумевает очевидное сходство между характерами героев, явлениями, деталями, процессами, социальными условиями. Подобное сходство позволяет выявить нечто общее, позволяющее на его основе усмотреть обобщение (типизацию) тех или иных проявлений элементов художественного текста. Сближение помогает понять не только внешние проявления созвучности, но и глубинный лейтмотив, заложенный в основе сравниваемых литературных образов. Например, прием сближения выражен в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в образах Татьяны Лариной и Владимира Ленского. Эти два героя в своем несомненном сходстве невольно противопоставлены тому обществу, в котором они живут. Действительно, Ленский – молодой человек, блестяще образованный, знаток немецкой философии и литературы, восторженный мечтатель и поэт-романтик, далекий от практической жизни и повседневной прозы, выглядит абсолютно чуждым среди окрестных помещиков-крепостников и невежд. Татьяна – девушка, которая с особой остротой, благодаря своему уму и своеобразию натуры, чувствует пошлость, праздность и пустоту жизни деревенского общества. Она, без сомнения, подобно Ленскому, выделялась в среде помещиков и аристократов. С одной стороны, такое художественное сближение подчеркивает их человеческие качества, а с другой стороны, духовный альянс этих героев отличным образом подчеркивает характеристики социальной среды их обитания. В драме А.Н.Островского «Гроза» автором также широко используется прием сближения. Это касается, прежде всего, двух героев – Катерины и Кулигина. Хотя, кажется, что они достаточно разные персонажи, все же при их рассмотрении на первый план постепенно выходит их удивительное сходство. Художественное сближение героев проявляется в том, что они оба являются натурами чрезвычайно мечтательными и поэтическими. Их обоих очаровывает красота природы, у них особое трепетное отношение к великой русской реке Волге, они оба чувствуют душевные проявления окружающего мира, внимательны и благосклонны к людям, милосердны к человеческим недостаткам, верят в любовь. В этом смысле далеко не случайно Островский начинает и заканчивает свою драму в присутствии Кулигина. И если в начале пьесы Кулигин заворожено наслаждается прекрасными волжскими пейзажами, то в конце именно он произносит, наверное, главную смысловую фразу всей драмы: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!» В этой реплике Кулигина заключены все основные понятия его мировоззрения: бессмертие души, тленность тела, высший суд и власть над человеческой судьбой, которая, конечно, не принадлежит людям. Чистота и непорочность человеческой сути Катерины и Кулигина навсегда роднят не только их судьбы, но и роднят их художественные образы, что реализуется в приеме сближения.
Акцентировка
Акцентировка – это художественный прием построения образов, при котором в самом центре повествования располагается исключительно главный герой. Все остальные (второстепенные и эпизодические) герои, события и обстоятельства существуют лишь для того, чтобы при непосредственном приближении к главному герою, как можно более полно раскрыть его личность, особенности характера, своеобразие натуры. Таким образом, художественный и смысловой акцент автор ставит на личности главного героя. Следует напомнить, что акцент (от латинского accentus) переводится как «ударение». Это означает, что основное смысловое ударение, а также тематическое и идейное ударение, приходится на образ главного героя. Следует заметить, что все второстепенные образы в момент взаимодействия с главным героем подчеркивают в нем ту или иную черту характера, что позволяет познать личность героя в целом: глубоко и всесторонне. Литературная орбита образов второго плана формируется вокруг главного образа, создавая тем самым художественную систему образов, строящуюся по закону главного акцента, то есть с использованием приема акцентировки. Например, одним из наиболее характерных примеров использования приема акцентировки является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный и безусловный герой этого романа – Евгений Базаров. На образе его личности автор делает идейный акцент своего произведения. Читателю до поры до времени неведомы тайные внутренние особенности личности Базарова, но, начиная с первых глав, когда Базаров знакомится с семьей Кирсановых, мы начинаем подмечать в нем только ему свойственное своеобразие личности. И так, постепенно, его личность раскрывается во всей своей полноте. Благодаря Одинцовой, становится понятным отношение Базарова к любви, благодаря Аркадию – к дружбе, благодаря Павлу Петровичу – к общественным идеям и гражданской позиции и так далее. Бал, дуэль, разговоры с родителями, споры с Аркадием и его дядей, – все это послужило раскрытию образа главного героя романа. Использование художественного приема акцентировки позволило Тургеневу создать архетипичный образ нигилиста, олицетворяющий главные политические веяния середины XIX века в России.
«Система зеркал» («принцип двойников»)
Это художественный прием, при котором все герои произведения, как будто в зеркале, отражаются в личности главного героя. Сталкиваясь в сюжете с главным героем, каждый из второстепенных персонажей узнает в нем свои характерные черты, другими словами, узнает в нем самого себя. Следует особо отметить, что личность главного лица произведения отличается целым набором разнообразных признаков, каждый из которых проявляет себя особенно ярко в той или иной ситуации, выходя на первый план в зависимости от сюжетного поворота. Этого нельзя сказать о фоновых персонажах, которые, в основном, несут в себе одну, но очень характерную черту, совпадающую с одной из черт главного героя. В момент столкновения героев одинаковые черты производят суммированный эффект, то есть возникает синергетическое действие, которое усиливает эффект каждой из характеристик. Синергизм — усиление действия одного фактора другим фактором. В данном случае идет речь об одинаковых особенностях личностей героев, которые суммируясь, подчеркнуто сильно заявляют о себе. Художественный прием «системы зеркал» встречается крайне редко и выглядит очень эффектно в художественном произведении. Например, Ф.М.Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» использовал этот прием: в личности Раскольникова (главного героя) воплотились характерные черты всех остальных героев романа. Когда Дмитрий Разумихин, хороший друг Раскольникова, общается с ним, мы видим в главном герое обычные человеческие черты, которым не чужды и радость, и товарищество, и заботы о быте; когда к Родиону Раскольникову приближается господин Свидригайлов, читатель невольно вспоминает, что Родион Романович человек необычный, но обремененный тяжким грехом – убийством; а если с Раскольниковым общается Сонечка, то невольно приходит мысль о том, что ему, как любому человеку, тоже свойственно слышать голос своей совести. Подобные наблюдения можно вывести применительно к любому персонажу романа Достоевского. Тоже касается и романа А.М.Горького «Жизнь Клима Самгина», где автор использует прием «системы зеркал».
Вопросы и задания
1. Дать понятие о художественном приеме сравнения. Привести примеры.
2. Какие художественные способы построения системы образов являются результатом приема сравнения?
3. Дать понятие контраста в тексте. Привести примеры.
4. Дать понятие о приеме сближения. Привести примеры.
5. Дать понятие акцентировки в системе построения образов художественного произведения. Привести примеры.
6. Дать понятие «системы зеркал». Привести примеры.
7. Прочитать и проанализировать два отрывка из драмы А.Н.Островского «Гроза». Назвать образы, используемые в этих отрывках. Какой прием использует автор при построении системы образов?
Отрывок№1.
Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На
сцене две скамейки и несколько кустов.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин
Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте. «
(Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.
Кудряш А что?
Кулигин Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Кудряш Нешто!
КулигинВосторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита.
Отрывок №2.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
С разных сторон собирается народ с фонарями. Один из народа Что, нашли? Кабанова. То-то что нет. Точно провалилась куда. Несколько голосов Эка притча!’ Вот оказия-то! И куда б ей деться! Один из народа Да найдется! Другой. Как не найтись! Третий Гляди, сама придет. Голоса за сценой «Эй, лодку!» Кулигин (с берега). Кто кричит? Что там? Голос«Женщина в воду бросилась!» Кулигин и за ним несколько человек убегают
Шум за сценой 2-й Словно кричат что-то, да ничего не разберешь. 1-й Да, это Кулигина голос. 2-й Вон с фонарем по берегу ходят. 1-й Сюда идут. Вон и ее несут. Несколько народу возвращается. Один из возвратившихся Молодец Кулигин! Тут близехонько, в омуточке, у берега с огнем-то оно в воду-то далеко видно; он платье и увидал и вытащил ее. Кабанов Жива? Другой Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови.
8. Сопоставить отрывки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Определить метод построения системы образов.
Контраст как художественный прием в поэзии. Б.Заходер. «О границах поэтического творчества»
I. Организационный момент.
Просмотр слайдов сопровождается комментариями учителя и практической деятельностью учащихся.
II. Введение в тему.
— Что такое поэзия? (Вид искусства.)
— Кто посадил этот прекрасный сад? (Поэты.)
Поэты очень тонко чувствуют ритм, звучание слов. Стихи – это чудесные плоды, которые дарят людям радость, красоту, спокойствие, хорошее настроение.
III. Объявление темы урока.
1. Б. Заходер (1918-2000 гг..).
Поэт и переводчик, внес неоценимый вклад в отечественную детскую литературу.
Б. Заходер вспоминал о своем детстве: «В сущности, мне и вспомнить-то нечего. Не был я настоящим мальчишкой, не играл в футбол. Не совершал никаких подвигов. Почти не дрался. Даже яблок ни разу не воровал! Даже девочек за косички не дергал! И вместо всего этого целыми днями читал книги».
Однажды Б. Заходер убежал из дому. Было ему лет шесть. И он за что-то обиделся на своих родителей. Но обоих сразу – и на папу, и на маму. И вот, когда они ушли на службу, он удрал. Чуть ли не целый день Борис один-одинешенек странствовал по Москве. Движение, к счастью, тогда было небольшое, автомобилей почти не было, и, в конце концов, он благополучно добрался до своего приятеля Яшки. Там его уже поздно вечером разыскал папа. Заходера не наказали. И даже не ругали, хотя, конечно, стоило бы. Может быть, потому что пришли гости.
Что по-настоящему любил Заходер в детстве – это животных и книги.
2. «Иностранные гости».
Пересказы классических произведений зарубежной детской литературы: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Винни-Пух. » Алана Милна, «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен, «Мэри Поппинс» Памелы Линдон Трэверс, «Сказки и веселые истории» К. Чапека. Я советую вам их прочитать.
3. «Ваш старый товарищ, Борис Заходер».
Именно так обычно подписывал свои книги Б. Заходер. Писатель действительно был и остается товарищем своих читателей-ребят. Недаром одна из его книг называется «Товарищам детям».
На первой странице этой книги было написано:
Обычно
От вас это держат
В секрете,
А я не скрываю,
Товарищи дети:
Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать интересно.
А если захочется вам посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться:
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете!
— Какие стихи Б. Заходера вы помните?
— Что воспевал в своих стихах поэт?
Стихотворение «Кискино горе».
Плачет Киска в коридоре.
У нее
Большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
— Почему стихотворение называется «Кискино горе»?
— Справедливо ли киска обвиняет людей?
— Какую бы вы сделали иллюстрацию к этому стихотворению?
— Кто участвует в решении проблемы?
Стихотворение «Куда спешат головастики».
Вихрем
Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним –
Ещё пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот – без ног,
А тот с ногами,
Кто – налево,
Кто – направо,
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда.
Почему?
Зачем?
Куда?
Головастики
Спешат
Превратиться в лягушат!
— На какой вопрос хотел ответить Б. Заходер?
— Какой ответ он нашел?
— Что вы можете сказать?
Стихотворение «Странное происшествие».
Однажды,
Точнее – когда-то и где-то,
С голодным Котом
Повстречалась Котлета.
Котлета, представьте,
Всплеснула руками:
– Ах, как же я счастлива
Встретиться с вами!
Ах, если б Вы знали,
Как жаждут Котлеты
Узнать Ваши тайны
И Ваши секреты!
Скажите скорее,
Какого вы рода?
Вернее –
Какого Вы времени года:
Кот осени Вы?
Кот весны?
Кот зимы?
А может Кот лета,
Как мы?
А может быть даже,
Вы Кот-Круглый-Год?
А может быть,
Может быть,
Вы – АНТРЕКОТ?
Кот лишь улыбнулся ей
Вместо ответа.
И сразу куда-то
Исчезла Котлета.
— Что в этом происшествии странного увидел поэт?
Стихотворение «Петя мечтает».
. Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок.
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой –
Всё сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй.
— О чем мечтает Петя?
— Почему мама называет Петю лентяем?
— Хотели бы вы учиться в такой школе? Почему?
6. «Начинаем исследование».
— Где же берет темы для своих стихов Б. Заходер? (Наблюдает за детьми, животными, рассматривает различные предметы и т. д.)
7. «Уроки мастерства».
— Что называют предметом? (Предметом называют не только вещь, но и тему и причину. Например, предмет разговора – это тема разговора; предмет ссоры – это ее причина, то есть то, из-за чего люди поссорились.)
— Что имеет в виду поэт, говоря: «Трагедия и анекдот – все в дело у него идет». (Когда люди сталкиваются с драматической жизненной ситуацией, они говорят: «Это просто трагедия». Если встречаются с комической ситуацией, или сами становятся ее участниками, говорят: «Это какой-то анекдот!»)
8. «Признание знаменитого поэта».
Учитель читает стихотворение Б. Заходера «О границах поэтического творчества».
— В чем же признается поэт? (Рассказывает, как подбирается тема стихотворения.)
— Как понимаете слова «Готов воспеть любой предмет»? (Готов написать стихотворение на любую тему.)
Работа по группам. Составьте таблицу из списка того, что «готов воспеть» настоящий поэт.
Вещи | Чувства | Впечатления | Отношения |
Восторг. Что ненавидит. | Борьба стихий. Чего не бывает на свете. | Жизнь. — Подумайте, что важнее всего для поэта? (Чувства, впечатления.) 10. «Но он не станет воспевать того, на что ему плевать!» — Попробуйте объяснить мысль поэта. (В стихотворении используются такие понятия, как «любит» и «ненавидит». И любовь, и ненависть – это сильные чувства, хотя и противоположные по направленности. Б. Заходер противопоставляет их безразличию, равнодушию, душевной слепоте.) 11. «Практическая работа». Дополните столбики словами из стихотворения: — Что заметили? (Это противопоставления. Это слова – наоборот, антонимы.) Контраст – это противоположность, например, в понятиях: утверждение – отрицание, добро – зло и т. п., в ощущениях: черный – белый, холодный – горячий и т. п. 13. «Контрольные задания». — Дополните строчки противоположными словами. Учитель раздает индивидуальные задания. «Билет в Вообразилию». — Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на ней? Как связана иллюстрация со стихотворением? Найдите строчки, которые можно соотнести с иллюстрацией. — Найдите детектива. Как вы думаете, какой вопрос приготовил Холмс? Подсказка: обратите внимание, куда тянется дымок от трубки детектива. (Вопрос Холмса: «Почему так названо стихотворение?») — Что хотел подчеркнуть автор? (Автор хотел подчеркнуть, что границ у поэтического творчества нет.) Б. Заходер придумал целую страну для выдумщиков и фантазеров. У вас есть время подготовиться к путешествию. Придумывайте, фантазируйте на любую тему, например, придумать животное, уши которого будут как у зайца, само оно будет огромное, как слон, на спине у него восемьдесят глаз.
|