что такое превентивная обработка дорог
Содержание автомобильных дорог в зимний период
Гололед приводит не только к возникновению ДТП в зимнее время, но и наносит урон экономике и экологии. Из-за неубранных вовремя снега и льда на дорогах в несколько раз падает скорость автомобильного потока, уменьшается пропускная способность автодорог, увеличивается топливный расход и количество вредных выбросов в окружающую среду.
Рассмотрим, как регламентируется содержание автомобильных дорог в зимний период в нормативных документах, какие методы используют для предупреждения образования гололеда и борьбы с ним.
Межгосударственные ГОСТы
С 2016 года на территории РФ, помимо ГОСТ-Р 50597-93, действует еще один межгосударственный стандарт, касающийся ухода за дорожной сетью в холодное время года, — ГОСТ 33181-2014. Документ утвержден для всего Таможенного союза. Кроме того, в 2011 году Россия обязалась соблюдать требования регламента ТР ТС 014/2011, посвященного, помимо прочего, правилам содержания автодорог.
Согласно положениям ГОСТ 33181-2014:
Система мероприятий по содержанию дорог в зимний период
В соответствии с требованиями Федерального дорожного агентства РФ при зимнем содержании автодорог должны проводиться следующие мероприятия:
Перечисленное касается федеральной дорожной сети, муниципальные дороги обслуживаются местными властями.
Борьба со скользкостью
Для борьбы со скользкостью используют ПГМ разного рода:
Способы борьбы со скользкостью в ходе осуществления зимнего содержания дорог включают химический, фрикционный и комбинированный.
В основе химического способа лежит применение, соответственно, химических материалов. Такие антигололедные реагенты способны вступать в контакт с отложениями снега и льда, превращая их в раствор, который не замерзает в морозы.
Фрикционный способ, при котором используются соответствующие антигололедные материалы (песок, шлак и т. п.), основан на повышении сцепных свойств с помощью придания поверхности шероховатости.
Комбинированный способ состоит в увеличении сцепных свойств поверхности и плавлении снежно-ледовых отложений. Оптимален для сложных дорожных участков: подъемов, спусков.
Государственные дороги будут превентивно обрабатывать средствами по борьбе со льдом
Чтобы уменьшить образование льда на автомагистралях, отныне обработка покрытия шоссе противогололедной смесью будет проводиться в упреждающем режиме. Об этом в понедельник, 19 января, после проведённого в Министерстве сообщения совещания заявили ответственные службы. Такое решение было принято по рекомендации министра сообщения Анри Матиса. Кроме того, были разработаны предложения по улучшению безопасности дорожного движения, которые вскоре будут рассмотрены на заседании Совета по безопасности дорожного движения.
Председатель правления обслуживающего дороги государственного предприятия Latvijas Autoceļu uzturētājs (LAU) Владимир Кононов сообщил, что сможет обеспечить превентивную обработку дорог материалами, препятствующими обледенению, в зимний период, когда из-за постоянной смены погодных условий на дорогах образуется так называемый «чёрный лёд»,
Согласно действующим нормам, в течение 30 минут после получения оперативной информации о возможном появлении «чёрного льда», начинается обработка дорог классов А и А1, которая завершается в соответствии с имеющимися в наличии техническими возможностями не позднее, чем через три часа.
Однако проанализировав данные последних недель, участники собрания пришли к выводу, что LAU необходима более оперативная метеорологическая информация о состоянии дорог по всей стране.
«Это тот самый случай, когда водителям необходимо более, чем когда-либо соблюдать скорость и прочие ограничения, касающиеся движения. В свою очередь, LAU необходимо предпринимать все возможные дополнительные действия для того, чтобы выполнять свою работу по возможности лучше. Экстренных действий мы ожидаем и от Дирекции безопасности дорожного движения», отметил министр сообщения Анри Матис.
Как уже сообщал Rus.lsm.lv, в начале января ситуация на дорогах остаётся критической. Из-за морозов и снегопадов, а также частых оттепелей, которые вновь сменяют морозы, на дорогах страны образуется обледенение, с которым ответственные службы не успевают справиться. Результатом становятся сотни аварий.
Про данным Государственной полиции с начала 2015 года до 19 января на латвийских дорогах погибли уже 13 человек.
Передовые технологии для зимнего содержания дорог
Докладчик отметил важность предварительной обработки поверхности дороги с применением противогололёдных материалов и технологий. В этой связи большое внимание должно уделяться превентивному распределению реагента. Для предотвращения «прилипания» снега к дороге или образования на ней льда на ее поверхности должно находиться минимум 5 г/м 2 соли. Это достигается за счет использования сухой и увлажненной соли а также солевого раствора. Неслучайно превентивная обработка дороги солью значительно облегчает механическую уборку снега, так как он не прилипает к ее поверхности. Хорошее состояние зимней дороги может быть обеспечено только с помощью комплексного воздействия, сочетающего различные способы уборки: распределение твердых и жидких материалов и очистка снега механических путем.
По мнению эксперта, применение противогололёдных материалов и технологий можно разбить на несколько этапов.
Первый этап развития технологий (технология FS 0) подразумевает применение сухой соли, то есть соли без увлажнения. Достоинством подобного подхода являются возможность экстренной снегоуборки, простота распределения антигололедных материалов и использование стандартного оборудования.
К недостаткам можно отнести: длительную реакцию из-за необходимости перехода сухой соли в жидкое агрегатное состояние; необходимость предварительного увлажнения; высокую цикличность обработки; требование к точной дозировке; медленное действие (по сравнению с раствором); высокую степень смещения материала из-за ветрового воздействия и его потери. Экономический эффект, то есть уменьшение потерь использованной соли, в данном случае равно нулю.
Второй этап развития технологий базируется на эффекте использования увлажненной соли (технология FS 30: 70% сухой соли и 30% раствора). Его плюсы: возможность экстренной снегоуборки; быстрое воздействие с низким увлажнением; меньшее смещение материала при распределении и снижение его потерь; экономическое распределение соли; высокая безопасность; уменьшенное число циклов распределения.
Отрицательные стороны: сильное влияние времени распределения; необходимость точной дозировки; дополнительные инвестиции (инструмент увлажнения и оборудования для приготовления рассола); замедленный эффект из-за большой доли сухой соли. В этом случае достигаются 23% экономии расхода соли.
Третий этап характеризуется внедрением технологии FS 50, подразумевающей использование 50% сухой соли и 50% солевого раствора. Главным преимуществом здесь являются: возможность экстренной снегоуборки и превентивной обработки: быстрый эффект в сочетании с низким увлажнением и трафиком; минимальное ветровое смещение при его распределении и минимальные потери; оптимальное распределение соли; высокая безопасность; меньшее число циклов распределения.
Негативные стороны: требование высокоточного распределения; дополнительные инвестиции (инструмент увлажнения и оборудование для приготовления рассола); более продолжительное время заполнения емкостей распределителя. В результате экономический эффект использования соли составляет 38%.
Финальная стадия технологического развития выражается в использовании технологии FS 100, в которой задействовано 100% солевого раствора.
Положительные моменты: экстренная снегоуборка и превентивная обработка; моментальное воздействие хлорида кальция (CaCl2), исключение ветрового смещения потока распределения и потери (технология MBS); наиболее оптимальное распределение (MBS); высокая безопасность; меньшее число циклов обработки дороги. Как итог – экономия 58% соли.
Антон Ропот остановился на особенностях нового запатентованного распылительного блока BrineStar 12M, который используется в качестве технологии предварительного смачивания ECO FS 100/12 м, что обеспечивает распыление жидких реагентов с полным покрытием. BrineStar предлагает реальную альтернативу комбинированным разбрасывателям или распылителям чистого раствора. Все варианты применения, начиная от разбрасывания чистого сухого материала (FS 30/50/70/90) и заканчивая разбрызгиванием чистого раствора (FS 100), возможны с помощью данной установки. Важно, что блок охватывает ширину до 12 м с идеальным рисунком распыления. Это связано с тем, что в конструкции устройства отсутствуют распылитель, дополнительные насадки, не нужны дополнительные сервисные воздействия, при выполнении работ образуются очень низкие завихрения и турбулентность, наконец.
Другим новшеством стало распределение солевого раствора с помощью набора форсунок из нержавеющей стали. Причем для обработки трех полос требуется 27 форсунок, а для пяти полос – 33 форсунки. Блок управления в зависимости от нормы обработки и скорости автоматически открывает и закрывает все сопла, которые регулируются по определенному направлению. Распределитель не требует дополнительного внимания водителя и обеспечивает постоянный поток распределения даже во время изменения скорости движения.
Еще одним запатентованным объектом является система MBS. Она способна работать снегоочистительным плугом в стандартном режиме, выполнять впрыскивание солевого раствора в остатки в остатки неубранного снега или льда для мгновенного их растапливания, защищать поверхность дороги от налипания снега и образования наледи, совмещает две функции при выполнении одной операции.
В заключении Антон Ропот привел некоторые выводы, которые могут быть полезны дорожным и коммунальным службам.
Автомобильные дороги – правила зимнего содержания
Зимний период вносит в эксплуатацию дорожных покрытий свои коррективы. Сильные морозы, снежный накат, колейность, ветры и гололёды, сменяющиеся в южных районах продолжительными оттепелями и дождями, увеличивают количество повреждений дорожного полотна. Мерзлый грунт, глубокий снежный покров сильно замедляют движение автотранспорта по дорогам, что уменьшает пропускную способность автодорог и повышает себестоимость пассажирских и грузовых перевозок. Кроме того, такие сложные дорожные условия ухудшают безопасность движения и провоцируют рост ДТП.
Подготовка к зиме – залог безопасного и эффективного использования дорог
Зимняя скользкость возникает из-за отложения снега и образования льда на поверхности дорожных покрытий, что приводит к ухудшению сцепления колес автомобиля с поверхностью покрытия. Работоспособность дорог и безопасность передвижения по ним существенно зависят от качества их подготовки к зиме и проведению противогололедных мероприятий в холодный период года.
Эффективное зимнее содержание автодорог – это комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного передвижения транспортных средств на автодорогах и искусственных сооружениях. Он включает: защиту автодорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предотвращение и ликвидацию зимней скользкости и наледей. Для этого снег удаляют с проезжей части, пешеходных зон, переходно-скоростных полос, площадок и остановок маршрутного транспорта.
Для эффективной подготовки автомобильных дорог к зиме до наступления холодов проводят следующие мероприятия:
Обеспечение эффективной работы дорожно-эксплуатационных служб
Комплекс мероприятий по зимнему содержанию автодорог, проводимый дорожно-эксплуатационными службами, должен обеспечивать постоянную, надежную и эффективную работу автомобильных дорог и сооружений на них, безопасные условия движения транспортных средств. Состояние дорог в самых сложных климатических условиях должно соответствовать нормативам. Для этого ДЭС должна быть способна выполнять сложную функцию руководства дорожным хозяйством на современном инженерном уровне.
Во время снегопадов, метелей и при других неблагоприятных климатических условиях на автодорогах, в зависимости от дорожно-климатической зоны, образуются различные дефекты на автодорогах, которые затрудняют дорожное движение.
Дорожно-климатические зоны, в которых располагаются автомобильные дороги в РФ
Типичные дефекты, возникающие на дороге в зимний период, приведены ниже.
Свежевыпавший (рыхлый) снег
Слой снега, образующийся на дорожном покрытии во время снегопада и метелей. В зависимости от состояния, снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности
Стекловидный (черный) лед
Лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм или в форме матовой белой шероховатой корки, толщина которой составляет до 10 мм и более
Слой снега, уплотненный автотранспортом
Снег, превращенный в жидкую массу применением ПГМ и движением транспортных средств
Накопление снега в виде продольного вала, созданного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия
Отсутствие работоспособной снегозащиты
На снегозаносимых участках дороги отсутствуют эффективные средства, способные защитить их снежных заносов
Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках
Снег, ледяные отложения, иней
осложняют восприятие информации на дорожных знаках, установленных в соответствии с дислокацией
Эксплуатационное состояние конструктивных элементов автодорог и дорожных сооружений при реализации мероприятий, предусмотренных проектом по организации работ зимнего содержания дороги, должно удовлетворять требованиям ГОСТа Р 50597-93 при всех климатических условиях. Соответственно, дорожно-эксплуатационная служба обязана проводить необходимые работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, федерального значения и искусственных сооружений на них согласно приказу Минтранса РФ от 01.11.2007 г. № 157.
Номенклатура мероприятий по зимнему содержанию дорог во многом зависит от степени снегозависимости и гололедоопасности дороги.
Борьба со снегом и гололедом
Гололёд на дорожном полотне образуется в результате смены температуры, когда после холодов наступает потепление с большим количеством влаги в воздухе. Иногда гололёд появляется в результате переохлаждения дождевых капель; тогда он превращается в лед при ударе о твердые предметы. В этих случаях бывает особенно сильный гололёд, который продолжается несколько дней. Нарастание льда на дорожном полотне происходит быстро: ледяной покров различной толщины образуется в течение двух или трех часов.
Борьба со снегом на автодорогах включает: устройство снегозащиты (специальных конструкций земляного полотна) и проведение работ по очистке проезжей части от снега снегоуборочной техникой с учетом метеорологических данных. Такие сведения получают от АДМС (в том числе и снегомерных пунктов), метеостанций и метеолокаторов Росгидромета и других организаций.
В моменты сильнейших снегопадов привлекается определенное количество единиц техники, на спусках и подъемах дорог организовывается дежурство эвакуационной техники. Также проводится расчистка дорог от снега и превентивная обработка противогололедными материалами.
Виды противогололедных материалов
Противогололедные материалы – твердые (сыпучие) или жидкие – это дорожно-эксплуатационные материалы или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью.
Противогололедные материалы подразделяются на:
Схематично разделение ПГМ представлено на рисунке ниже.
Преимущества современных ПГР:
При анализе ПГР обратите внимание на следующие показатели качества:
Весь теоретический материал написан на основе законодательных актов РФ и
доклада представителей НИЦ «Курчатовский институт» – ИРЕА.
«Евразийская соляная компания» – эксперт в области производства ПГР
Наиболее популярны в борьбе с зимней скользкостью на автодорогах химические ПГР на основе хлористых солей (NaCl, CaCl2, MgCl2, KCl), которые характеризуются целым комплексом позитивных качеств:
Но, наряду с преимуществами, хлориды присущи некоторые недостатки. Основной – негативное воздействие на металлические и бетонные конструктивы автодорог. Преодолеть минусы противогололедных хлоридных материалов позволяет создание комплексных ПГР, в состав которых, помимо хлоридов, входят компенсирующие модификаторы.
К использованию на дорогах допускаются только реагенты, которые не несут опасность для людей и животных, не вредят работе гидротехнических и других инженерных коммуникаций, не разрушают дорожное полотно и металлические элементы инженерных сооружений, не сокращают рабочий период шин автомобилей. Оценка пригодности реагентов осуществляется в 2 этапа:
Компания «ЕСК» осуществляет запуск в производство ПГР на базе технической соли: эффективных, безопасных для человека, окружающей среды и дорожных инженерных сооружений. Также клиенты могут приобрести качественный исходный материал для производства ПГР – соль Галит – или ее более дешевые аналоги типа песко-соляных смесей.
© 2013-2019 Евразийская соляная компания. Политика конфиденциальности
Что такое превентивная обработка дорог
1540 р.до 0 меш.
Особенности проведения работ
Для устранения гололеда могут использоваться как жидкие, так и твердые противогололедные реагенты. Их распределение осуществляется в соответствии со строго установленной нормой. Основным или дополнительным противогололедным материалом является гранитный щебень, фракции которых составляют от 2 до 5 миллиметров. Его в большинстве случаев используют на дорожном покрытии. Для обработки дворовых территорий, стоянок, пешеходных переходов можно использовать только комбинированные противогололедные материалы.
Читайте также:
Для обработки проезжей части используются специализированные машины, которые характеризуются наличием автоматического регулирования. Во время обработки дорожной части необходимо в первую очередь уделить внимание зонам торможения транспортных средств, а также подъемам и спускам. При обработке данных объектов необходимо обеспечить полную загруженность машин.
Правила обработки поверхности
Если возникает опасность гололеда, то заблаговременно проводят обработку дорожного покрытия противогололедными материалами. Если на улице плюсовая температура, которая значительно снижается в ночное время, тогда необходимо произвести превентивную обработку противогололедными материалами. В этом случае проезжую часть можно не подметать, если на дорожном покрытии отсутствуют атмосферные осадки. Выполнение процедуры должно производиться только в том случае, если имеется распоряжение городского штаба. В этом случае расход противогололедных материалов должен быть минимальным.
Превентивную обработку дорожного покрытия необходимо проводить в том случае, если имеется предупреждение о возможности образования гололеда в дневное время при активном движении транспортных средств. Процедура проводится до того, как будет подметаться дорожное покрытие. Если возникает предупреждение о снегопаде, тогда проводят первоочередную обработку дорожного покрытия реагентами. Обрабатывать дорожное покрытие противогололедными материалами необходимо в том случае, если слой снега на поверхности составляет до трех сантиметров. Использование реагентов должно производиться в строго установленных нормах.