что такое престиж в фокусе
Престиж 2006 — слава или любовь?
Кристофер Нолан — один из самых известных режиссеров современности. Почти каждый его фильм со смыслом успешен и получает положительные отзывы от критиков. «Престиж» — еще один удачный опыт сотрудничества Нолана с Кристианом Бейлом и Майклом Кейном. Эта картина вызвала множество споров о сюжете. Самая популярная тема в этих обсуждениях — смысл фильма «Престиж».
Описание истории
Кристофер Нолан взял за основу драму с элементами фантастики Кристофера Приста. Режиссер переработал историю — получилось самостоятельное произведение.
Интересно! Братья Ноланы убрали всю современную линию, полностью перенеся действия в прошлый век. Главные герои были хорошими приятелями до вражды. В первоисточнике они не были знакомы до своего противостояния.
Кристофер Нолан рассказывает зрителям историю, используя прием ретроспективы — воспоминания действующих лиц. Непоследовательность изложения добавляет запутанности сюжету, что делает просмотр еще увлекательнее. Сюжет фильма «Престиж» построен на войне двух известных иллюзионистов.
Из чего состоит фокус
История противостояния двух великих фокусников начинается с показа большого количества простых черных цилиндров. Уже появляется интрига: как они оказались разбросаны в лесу. Однако зрителя знакомят с Каттером, талантливым инженером. Он показывает девочке фокус с исчезающей птицей, объясняя составляющие магического трюка.
Для некоторых фокусников главное — создавать новые трюки, поражающие воображение. Для других — осознание того, что тебя считают волшебником. Но постоянная погоня за знаниями или славой может погубить человека, как это произошло с Альфредом Борденом и Робертом Энжиером.
Загадочная машина Тесла
Концовка фильма «Престиж» — одновременно его начало. Известный иллюзионист Роберт Энжиер выступает с трюком перемещения при помощи особой машины Тесла. Однако, проходя через нее, он падает в резервуар с водой и тонет, потому что тот запирается автоматически.
Альфред Борден проникает за сцену и пытается спасти иллюзиониста. Мужчину видит Каттер и обвиняет в убийстве Энжиера. Бордену выносят смертный приговор. Его навещает посланник лорда Колдлоула и предлагает позаботиться о дочери Альфреда взамен на секрет фокуса с перемещением.
Посланник передает дневник Энжиера, где тот описывает свое знакомство с Тесла. Роберт пытается расшифровать дневник Бордена.
Начало противостояния
Главные герои раньше были друзьями. Они начинали у известного фокусника Милтона. Вместе с ними работала жена Энжиера Джулия, которая была ассистенткой в одном номере. Ей завязывали руки и ноги и опускали в резервуар с водой. Завязывал ее всегда Борден.
Он предложил использовать сложный узел. Джулия согласилась, а Роберт и Каттер были против. Женщина не смогла освободиться и погибла во время выступления. На похоронах Энжиер спросил Бордена какой узел тот использовал. Альфред не смог дать ответ. Гибель жены Роберта стала причиной их противостояния.
Загадочный трюк
Между главными героями начинается война. Они срывают другу другу выступления, не стесняясь никаких методов. В команде Роджера — инженер Каттер и красивая ассистентка Оливия, а у Бордена появляется загадочный персонаж Фелтон.
Альфред проделывает невероятный фокус: он исчезает в одном месте и сразу появляется в другом. Его соперник становится одержим разгадать этот трюк. Увлеченность работой и противостоянием сказывается на их отношениях с близкими. Но иллюзионисты не могут остановиться.
Энжиер придумывает фокус с использованием машины Тесла. Даже Каттер не посвящен в тайну выступления. Оказывается, пройдя сквозь нее, получается двойник. Ни Борден, ни Каттер не знали, что Роберт остался жив.
Концовка и смысл фильма
Чем закончился фильма «Престиж»? Зритель переносится в начало. Альфред отдает дневник с секретами лорду, а тот оказывается Энжиером. Борден понимает, что его подставили. К нем приходит Фелтон. Прощаясь, фокусник говорит, что настал его черед жить полной жизнью.
Роберт возвращается в театр, где в него стреляет незнакомец. Им оказывается Альфред, раскрывший свой секрет. Он и Фелтон — братья-близнецы, Каттер был прав, высказав предположение Энжиеру о его секрете. Борден покидает объятый пламенем театр, забирает дочь Джесси, которой Каттер показывал фокус с птицей.
Смысл фильма «Престиж» заключен в противостоянии главных героев. В начале картины неизвестные тогда Борден и Энжиер смотрят представление китайского фокусника. И Альфред разгадал его секрет: он притворяется немощным, чтобы исполнять трюки.
Бордена восхитило такое самопожертвование своей жизнью. И это было отражением его сущности: для него вся жизнь была спектаклем, который он с братом должен был отыграть безупречно. Даже потери близких людей не смогли их остановить.
Интересно! Когда Роберт спрашивал у Бордена про узел, тот и правда не знал ответа. Ведь завязывал его брат-близнец.
Энжиер понимает это ближе к финалу. Он тоже становится одержим игрой в самопожертвование. Только Роберт пошел дальше, убивая себя каждый раз на сцене ради славы и признания зрителями. В конце Энжиер сказал Альфреду, что всякий раз исполняя трюк, не знает, кто окажется в резервуаре.
Смысл фильма Престиж в том, что страсть может погубить человека. Как и желание отомстить. Ослепленные страстью и местью, герои не обращали внимания на своих близких и погубили свой талант. Для них важнее был фокус, престиж, ставшего смыслом их жизни.
Как герои фильма «Престиж» творили магию: ключ к разгадке
Страна: Великобритания, США
Жанр: фантастика, триллер, драма
Год производства: 2006
Режиссер: Кристофер Нолан
Актеры: Хью Джекман, Кристиан Бейл, Пайпер Перабо, Скарлетт Йохансон
“Престиж” – наиболее запутанный фильм Кристофера Нолана: его идея и неоднозначная концовка вызывают споры и порождают немало трактовок.
Главный смысл фильма “Престиж” (The Prestige) заключается в том, что иногда человек, пытаясь угнаться за мечтой, превращается в чудовище. В картине говорится и о многом другом: о соперничестве, о жертвах ради искусства, о жажде славы.
О чем фильм
Фильм “Престиж” рассказывает о двух фокусниках, Роберте Энджиере и Альфреде Бордене, которые соперничают друг с другом в искусстве создания иллюзий.
Картина снята по роману Кристофер Приста “Престиж”. По жанру это криминальный триллер и ретро-фантастика. Прист и братья Ноланы основательно переделали содержание книги. В частности, они убрали современную линию, а также сделали враждующих фокусников приятелями.
По мере развития сюжета дружба становится враждой, а профессиональное соперничество — смертельной опасностью. Содержание фильма тоже становится гораздо более мрачным: оба героя готовы не только оскорбить друг друга или саботировать выступление, но и уничтожить.
Но все-таки оба помнят, что когда-то они были приятелями. Один из них стремится отомстить другому, второй чувствует свою вину. На протяжении всего фильма Энджиер стремится раскрыть секрет фокусов Бордена, и в конце фильма он приближается к разгадке. Правда, которую он узнает, шокирует его. А еще больше его шокирует то, что он знал эту правду всегда.
Расшифровка сюжета
При первом просмотре “Престижа” кажется, что Роберт и Альфред творят на сцене настоящую магию. Однако позже становится ясно, что никакой магии нет, а есть только люди, жертвующие своими жизнями ради трюков.
Чтобы показать, как магические трюки воздействуют на зрителя, Нолан сам провернул с ним трюк. Словно фокусник, он дурачил зрителя, пытаясь заставить его поверить в волшебство.
Во всех разборах и рецензиях зрители отмечают уникальную структуру фильма. Она строится не на завязке/кульминации/развязке, а на самой структуре фокуса.
В первой части фокуса, который называется “Наживка”, фокусник показывает зрителю обычный предмет: колоду карт, птицу, или человека. В самом начале зритель видит Роберта Энджиера, которого показывают крупным планом. Он — наживка для зрителя.
Второе действие фокуса называется “Превращение”. Фокусник берет обычный предмет и делает с ним что-нибудь необычное. Зритель видит, как Энджиер проходит через “превращение”: он падает в аквариум и тонет. Но зритель не торопится аплодировать, потому что смысл мастерства фокусника заключается не в том, чтобы заставить предмет исчезнуть. Его следует вернуть, и для этого нужна третья часть номера. Это самая сложная часть, которая называется “Престиж”.
Зритель ждет, что Энджиер выберется из резервуара, но этого не происходит. Фаза “Престижа” наступает в самом конце фильма, когда Энджиер все-таки оказывается живым…
То есть кульминация показана в самом начале картины. В открывающей сцене режиссер знакомит зрителя и с принципом работы фокуса, и с сюжетом.
“Престиж” — кино о магических трюках, об иллюзиях и обмане. Лучший способ показать это — обмануть зрителя во время просмотра. Таким образом, на выходе получается “обман внутри обмана”.
Чтобы зритель смог постичь скрытый смысл фильма, во множестве мизансцен Нолан разместил подсказки. Фильм начинается со слов “Вы внимательно следите”? Таким образом, режиссер дает понять, что фильм “Престиж” – это трюк. Сможет ли зритель постичь его смысл самостоятельно – до того, как будут раскрыты все карты.
Дневник Бордена
Первая фраза дневника звучит так: “Мы были молоды и нас ждал великий успех. Мы посвятили себя магии и трюкам, и никогда никому не желали зла”.
Речь идет о двух братьях, Бордене и Феллоне. Но в качестве наживки зрителю дают Бордена и Энджиера, словно речь идет о них. Именно так действуют магические трюки: отвлекают внимание от того, что происходит на самом деле.
На протяжении всего фильма Нолан осознанно избегает прямых кадров. Феллон в одной из мизансцен выглядит слишком загадочно. Энджиер был близок к разгадке, но решить ее смог слишком поздно. Он описывал Бордена как неоднозначного человека, разум которого “раздвоился”.
В одной из мизансцен Сара буквально указывает зрителю, на что ему следует обратить внимание. Она говорит: “Альфред, это не ты. Хватит притворяться”. Но такое объяснение всего происходящего зрителя не устраивает…
Цилиндры и канарейки
Подсказка спрятана в самой первой сцене. Мы видим много одинаковых цилиндров. В следующем кадре мы видим множество одинаковых канареек, сидящих в клетках. Через какое-то время фокусник показывает трюк с исчезновением канарейки, а один из зрителей в зале спрашивает, куда же делся ее брат.
Через минуту мы видим перфоманс героя, который представляет собой мгновенное перемещение. Борден прощается с Сарой и находится у нее дома. Но мысль о том, что это не он, а его брат-близнец, нас даже не посещает.
А ведь объяснение-подсказка в виде цилиндров и канареек указывало на то, что смысл фокусов (в том числе и с перемещением) часто заключается в количестве одинаковых объектов.
Смысл концовки
Концовку фильма “Престиж” можно назвать шокирующей: картина заканчивается гигантским откровением. И все-таки, благодаря деталям, скрытым на виду, твист в финале кажется логичным.
По-своему Энджиер доказывает свою правоту в утверждении, что “каждый трюк может быть скопирован”. Клонируя себя, он может повторить последний фокус Бордена, используя идентичного близнеца. Разница между ними только в том, что он скорее убьет своего клона, нежели будет жить, притворяясь кем-то, кем он не является.
Энджиер прибывает в тюрьму к Бордену, чтобы позлорадствовать и заставить его раскрыть тайну перемещения человека, которой он так одержим. Борден печально прощается с Феллоном, признавая, что они все-таки должны были оставить Энджиера в покое.
Прощаясь с братом, Борден извинился за то, что его роман с ассистенткой Оливией привел к смерти Сары. Бордена сопровождают к петле, где его спрашивают, какими будут его последние слова. На что тот отвечает: “Абракадабра”. Он исчезает — но это уже не фокусы. Больше он не вернется никогда.
Недостаточно заставить предмет исчезнуть: нужно красиво его вернуть. В одной из мизансцен Борден стреляет в Энджиера и рассказывает ему правду: он был Феллоном, а Феллон был Борденом. Он повторяет, что это то, чего стоит настоящая магия, говорит о том, что искусство требует преданности и жертвы.
В финале Нолан показывает зрителю, что тот упустил — и в этом заключается главное отличие фильма от настоящего магического трюка.
Смысл концовки фильма заключается в том, что нет никакой магии, а есть только хорошее мастерство и наука.
Для Энджиера поиск магии был основной движущей силой. Он не только пытался убедить людей в том, что магия существует, но и сам хотел в нее верить. Ответ на вопрос, “как он это делает”, постоянно был перед ним, но он отвергал его, потому что ему самому в жизни не хватало магии и чудес.
Будучи исполнителем фокусов, он одновременно являлся и самым преданным зрителем. Он отчаянно искал магию, хотя лучше других знал, что ее нет. Поэтому, когда он открыл машину Теслы, способную создавать клонов, он без раздумий согласился жертвовать жизнью – снова и снова, лишь бы только доказать, что волшебство существует.
Можно сказать, что в этом фильме режиссер исследует тему “гения и злодейства”. Здесь нет ни одного положительного персонажа, главным героям чужд альтруизм.
Закулисный мир волшебства оказывается полон лжи, предательства и интриг. Но и реальный мир, мир науки, ничуть не лучше: гениальный электрофизик Никола Тесла, прекрасно зная, чем могут обернуться искания Энджиера, просто умывает руки.
В фильме Нолан представляет ревность (не в любви, а в профессии) как добродетель. Энджиер является этаким “Сальери” (в образном плане – реальный Сальери не завидовал Моцарту и не был причиной его смерти), который ревнует “Моцарта” Бордена к его таланту – и к тем овациям, которые он получает от публики при “чуде” с перемещением человека.
Каждый из героев хочет быть более искусным иллюзионистом, нежели другой. В погоне за трюками оба готовы были жертвовать собственными жизнями. Альфред и Феллон имели одну жизнь на двоих ради одной только возможности быть лучшими на сцене. Признание для них было достаточной наградой за их двойную жизнь.
Чтобы понять смысл фильма и его финала, нужно обратиться к арке с Теслой, которая иллюстрирует одержимость Энджиера. Тот готов был десятки раз умереть в муках, чтобы только ментально “побить” бывшего друга.
Объяснение концовки такое: на самом деле настоящий “престиж” – это появление одного из братьев, убивающего Энджиера. А фокус этого “престижа” – казнь второго из братьев. То есть Энджиер перед смертью понимает, что его и на этот раз провели.
Так о чем фильм?
Главный посыл фильма – это жертва во имя искусства. Нолан хотел показать, насколько одержимым может быть творец, живущий ради своего творения. Это происходит не только с Энджиером, но и с братьями-близнецами: одна жизнь на двоих, гибель любимой женщины, реальная гибель для одного и официальная для другого…
Герои были поглощены соперничеством, и готовы были абсолютно на все, лишь бы только победить, доказать — и увидеть падение “врага”. Они только забыли о том, что такая победа не может доставить удовольствие, а в душе у условного победителя никогда не будет мира.
Престиж (фильм)
Теглайн: «Дружба, ставшая соперничеством. Соперничество, превратившееся во вражду.»
Цитаты [ править ]
Вы внимательно смотрите? — также один из слоганов фильма
Are you watching closely?
Каждый фокус состоит из трёх частей или действий. Первая часть называется «наживка». Фокусник показывает вам самый обычный предмет — колоду карт, птицу, или человека. Он демонстрирует предмет, возможно даже просит проверить, убедиться, что он реальный, не эфемерный, самый обычный, но, разумеется, это скорее всего не так. Второе действие называется «превращение». Фокусник берёт этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите, потому что не особенно стараетесь. Вы не хотите её знать. Вы хотите быть обманутым. Но вы не торопитесь хлопать, потому что заставить предмет исчезнуть — это еще не всё, его следует вернуть. Вот зачем нужна третья часть номера, самая сложная, часть, которую мы называем «престиж». — Вступление.
Every great magic trick consists of three parts or acts. The first part is called «The Pledge». The magician shows you something ordinary: a deck of cards, a bird or a man. He shows you this object. Perhaps he asks you to inspect it to see if it is indeed real, unaltered, normal. But of course… it probably isn’t. The second act is called «The Turn». The magician takes the ordinary something and makes it do something extraordinary. Now you’re looking for the secret… but you won’t find it, because of course you’re not really looking. You don’t really want to know. You want to be fooled. But you wouldn’t clap yet. Because making something disappear isn’t enough; you have to bring it back. That’s why every magic trick has a third act, the hardest part, the part we call «The Prestige».
Джон Каттер: Обычный аквариум для трюков с освобождением, объёмом 2-2,5 тысячи литров.
Адвокат: Как вы думаете, мог мистер Борден подвинуть эту ёмкость под потайной люк незаметно для всех?
Джон Каттер: Он же фокусник — узнайте у него.
John Cutter: It’s a normal tank for escape under water, about 400 or 500 gallons.
Defender: How do you think he was able to move the tank under the trap door without anyone noticing?
John Cutter: He’s a magician, ask him.
Секрет сам по себе — ничто. Трюк, на котором он строится — вот что важно.
The secret impresses no one. The trick you use it for is everything.
Стоит узнать в чём фокус, и всё так просто.
Once you know, it’s actually very obvious.
Альфред Борден: Я тебя люблю.
Сара: Но не сегодня.
Альфред Борден: То есть?
Сара: Бывают такие моменты, когда ты сам в это не веришь. Возможно, сегодня ты больше любишь не меня, а свою магию. Я рада, что замечаю разницу, потому что сильнее ценю дни, когда ты любишь меня.
Alfred Borden: I love you.
Sarah: Not today.
Alfred Borden: What?
Sarah: Well, some days it’s not true, and today you don’t mean it. Maybe today you’re more in love with magic than me. I like being able to tell the difference. It makes the days it is true mean something.
Вам знакомо выражение «выше головы не прыгнешь»? Это заблуждение. Человек может всё.
You’re familiar with the phrase «Man’s reach exceeds his grasp»? It’s a lie. Man’s grasp exceeds his nerve.
Никола Тесла: Навязчивые идеи я распознаю. Из них ничего не выходит.
Роберт Энджер: Разве из ваших ничего не вышло?
Никола Тесла: Поначалу да… но я слишком долго с ними ношусь. Я их раб… И однажды мои идеи уничтожат меня.
Nicola Tesla: I can recognize an obsession. No good will come of it.
Robert Angier: Hasn’t good come of your obsessions?
Nicola Tesla: At first, but I have followed them too long. I am their slave. And one day, they will choose to destroy me.
Он украл мою жизнь. Я украду его фокус.
The man stole my life, I’m gonna steal his trick.
Будьте очень осторожны, предоставляя кому-либо власть над собой.
Be very careful giving someone that power over you.
Увлечённость — удел молодых людей. Я не могу больше следовать за тобой. — Энджеру
Obsession is a young man’s game. I can’t follow you any further in it.
Точные науки, мистер Энджер, недостаточно точны.
Exact science, mr. Angier, is not an exact science.
Альфред Борден: Я тебя люблю, я всегда буду любить тебя одну.
Сара: Сегодня это так…
Альфред Борден: Безусловно.
Сара: Что причиняет больше боли в другие дни…
Alfred Borden: I love you. I will always love you and you alone.
Sarah: You mean it today.
Alfred Borden: Absolutely.
Sarah: Which makes it so much harder when you don’t.
Необычные открытия не прощаются ни в науке, ни в промышленности.
The truly extraordinary is not permitted in science and industry.
Обвинитель: Ваше последнее слово?
Альфред Борден: Абракадабра.
Prosecutor: Do you have anything to say?
Alfred Borden: Abracadabra.
В цену хорошего трюка обязательно входит жертва.
The sacrifice… that’s the price of a good trick.
Нужна смелость, чтобы влезать в машину каждый вечер, не зная, кем я буду: тем, кто в ящике, или престижем.
It took courage to climb into that machine every night, not knowing if I’d be the man in the box or in the prestige.
Публике известна правда. Мир очень прост, мир убог, совершенно лишён магии. Но, сумев обмануть её, хоть на секунду, ты заставишь её изумиться. А потом ты сумеешь увидеть нечто необыкновенное. … Неужели ты этого не понимаешь? … Всё дело… всё дело в выражении лиц.
The audience knows the truth. The world is simple, miserable, solid all the way through. But if you can fool them, even for a second… then you can make them wonder. And you get to see something very special. … You really don’t know. … It was the look on their faces.
Смысл фильма Престиж
Энджиер берет псевдоним «Великий Дантон». Борден — «Профессор». Фокусники вредят друг другу, срывают выступления. Борден создает трюк с перемещением человека.
И «Дантон» представляет свою версия фокуса, в ней используя двойника. Но он не знает, каков секрет трюка Бордена. Чтобы его найти, Роберт посылает ассистентку Оливию к нему. Она становится любовницей Бордена, отдает дневник с шифрованными записями Бордена Энджиеру, в нем якобы находятся ответы на вопросы. Энджиер силой заставляет Фелона сказать, что ключ к дневнику — «Тесла».
Роберт встречается с Николой Тесла. Одновременно с этим, герой завершает дешифровку дневника, видит, что никаких разгадок в нем нет. Тесла делает Роберту телепортационный аппарат, его испытание показало — машина, вместо телепортации, создает точные копии объектов.
Вооруженный данной идеей Роберт возвращается в Англию и создает новый трюк. Он заходит в аппарат, исчезает, и тут же появляется в задней части зала.
Борден озадачен, решает проследить, как делается трюк за кулисами врага. Энджиер во время фокуса падает в чан с водой, тонет. Это видит Борден, пытается помочь, но его ловят, приговаривают к смерти.
В тюрьме к Бордену приходит человек от лорда Колдлоу, предлагает заботу о дочери Бордена, плата за это — секреты его фокусов. Затем Колдлоу посещает Бордена сам, чтобы забрать секреты трюков. Оказывается, что этот лорд — Энджиер, он жив, он разрывает на кусочки все схемы трюков, не читая.
Каттер, помощник Энджиера, узнает, что убийство было подставным, что Энджиер жив. Они отправляются вместе в театр за чудо-машиной. По пути им встречается Фелон, который оказывается загримированным Борденом, стреляет в Роберта. Он заявляет Энджиеру, что казнили его брата-близнеца, их было двое. И оставляет Энджиера умирать.
Смысл фильма Престиж
Таинственный лорд Колдлоу оказывается Энджиером, представшем пред Борденом, находящимся на пороге казни в тюрьме – престиж. Казненный Борден, являющийся одним из братьев-близнецов – двойной престиж!
Фильм не просто о чудесах иллюзионного мастерства, он о великой страсти этих людей к своей профессии, болезненной одержимости. Героям порой становится безразлична судьба собственных семей, собственный доход, признание зрителей – им важно лишь узнать секрет фокуса соперника. Эта одержимость губит того, кто позволил ей взять над собой верх.
Смысл финала фильма Престиж
Финал зачинается на моменте изобретения машины Теслы. Энджиера к Тесле отправляет Борден. Общество в то время было настроено против Теслы – оно воспринимало его как фантазера, тоже своего рода фокусника, шарлатана. Но созданная им машина работает. Она создает копию, равную оригиналу. Значит, каждая копия «Дантона» равна ему самому – она обладает его мыслями, имеет его личность. С этой машиной Роберт имеет способность умирать тысячи раз – копия подменит и будет жить дальше за него.
Теперь можно создать себе одного двойника, с его помощью сделать номер «Перемещение человека» коронным и заработать успех у зрителей. Но, как стало понятно, соперничество двух артистов давно вышло за рамки борьбы за признание – они стремятся к уничтожению друг друга.
«Дантон» заключает с театром договор на сто выступлений, он знает, что в театр обязательно явится Борден, попытается выведать секрет трюка. Так и вышло – Борден пришел на концерт, стал рыскать за сценой, его поймали за «убийством» Энджиера. Месть удалась – секрет трюка остался в тайне, Бордена казнят. Энджиер под личиной лорда Колдлоу является в тюрьму к «Профессору», чтобы произвести настоящий фуррор перед особенным зрителем.
Но лорда убивает второй из Борденов, брат-близнец. Колдлоу не суждено остаться победителем в этом противостоянии.