что такое преемственность поколений в политике

Что такое преемственность поколений?

что такое преемственность поколений в политике. 2829831. что такое преемственность поколений в политике фото. что такое преемственность поколений в политике-2829831. картинка что такое преемственность поколений в политике. картинка 2829831. Отдельно взятый человек как представитель своего рода становится полноценным участником и свидетелем всех происходящих событий только в том случае, если не потерял связь со своими корнями. Оторванное от своей эпохи и не осознающее себя поколение не передаст никакого наследия потомкам, что может привести только к упадку общества. Для сохранения вечных ценностей, жизненного опыта и уроков истории и существует принцип преемственности поколений.

Отдельно взятый человек как представитель своего рода становится полноценным участником и свидетелем всех происходящих событий только в том случае, если не потерял связь со своими корнями. Оторванное от своей эпохи и не осознающее себя поколение не передаст никакого наследия потомкам, что может привести только к упадку общества. Для сохранения вечных ценностей, жизненного опыта и уроков истории и существует принцип преемственности поколений.

Термин

что такое преемственность поколений в политике. 2829629. что такое преемственность поколений в политике фото. что такое преемственность поколений в политике-2829629. картинка что такое преемственность поколений в политике. картинка 2829629. Отдельно взятый человек как представитель своего рода становится полноценным участником и свидетелем всех происходящих событий только в том случае, если не потерял связь со своими корнями. Оторванное от своей эпохи и не осознающее себя поколение не передаст никакого наследия потомкам, что может привести только к упадку общества. Для сохранения вечных ценностей, жизненного опыта и уроков истории и существует принцип преемственности поколений.

Что такое преемственность и как это отражается на развитии общества

Поскольку каждое поколение имеет определенный набор уникальных черт, таких как отношение к жизни, мироощущение, культура, достижения и соблюдаемые традиции, то преемственность просто необходима, чтобы не потерять все, что было достигнуто.

что такое преемственность поколений в политике. 2829734. что такое преемственность поколений в политике фото. что такое преемственность поколений в политике-2829734. картинка что такое преемственность поколений в политике. картинка 2829734. Отдельно взятый человек как представитель своего рода становится полноценным участником и свидетелем всех происходящих событий только в том случае, если не потерял связь со своими корнями. Оторванное от своей эпохи и не осознающее себя поколение не передаст никакого наследия потомкам, что может привести только к упадку общества. Для сохранения вечных ценностей, жизненного опыта и уроков истории и существует принцип преемственности поколений.

Последующие поколения открывают новые горизонты, переосмысливая вместе с тем данную им от рождения ценностную базу. В связи с этим сохранение традиций, преобразование и поиск нового — вот что такое преемственность поколений.

Важные аспекты

Определившись с тем, что такое преемственность, необходимо подробнее взглянуть на законы, по которым проходит каждый цикл смены поколений:

Модель поведения старшего поколения становится нравственным ориентиром для младшего. Из всего этого формируется аутентичная традиция, которая выполняет не только роль образа, передающегося одним поколением другому, но и средства для открытия новшеств.

что такое преемственность поколений в политике. 2829630. что такое преемственность поколений в политике фото. что такое преемственность поколений в политике-2829630. картинка что такое преемственность поколений в политике. картинка 2829630. Отдельно взятый человек как представитель своего рода становится полноценным участником и свидетелем всех происходящих событий только в том случае, если не потерял связь со своими корнями. Оторванное от своей эпохи и не осознающее себя поколение не передаст никакого наследия потомкам, что может привести только к упадку общества. Для сохранения вечных ценностей, жизненного опыта и уроков истории и существует принцип преемственности поколений.

Можно спросить: каким же образом соблюдение традиций может привести к новым открытиям? Примером может послужить эпоха Возрождения, когда к необходимости соблюдения традиций добавилась необходимость соблюдения законов, следования новым социальным реалиям.

Единичные нарушения сложившихся устоев и компромиссы в пользу необходимости открытий создают, в свою очередь, новые традиции, которые в следующих циклах преемственности подвергаются новым нарушениям. Таким образом, можно сделать вывод, что гармоничный путь развития общества складывается из множеств противоречий.

Выяснив, что такое преемственность поколений, можно заключить следующее. Ни одно общество не может гармонично развиваться и открывать новые для человечества горизонты, потеряв традиции, а вместе с ними и осознанность жизни.

Источник

Преемственность поколений

Тема наследия и преемственности в России относится к числу табуированных – об этом не принято говорить открыто. Но, похоже, время изменений пришло: отсутствие культуры преемственности может привести к тому, что ближайшие 10–20 лет российские суды будут рассматривать тысячи споров между родственниками, претендующими на наследство. При таком развитии событий эти споры станут не просто частными семейными скандалами, но и могут серьезно повлиять на экономику страны в целом. Только в последнее время мы стали свидетелями целого ряда историй, когда вопрос прав наследования негативно повлиял на сильные работающие бизнесы: споры о наследстве основателя Natura Siberica Андрея Трубникова, судебный процесс о разделении имущества совладельца группы «Аллтек» Дмитрия Босова, разбирательства между наследниками группы «Ростагроэкспорт» Бориса Александрова и т. д. И, увы, это далеко не полный перечень.

Утрата культуры и традиций преемственности – это следствие исторических процессов, которые проходили в нашей стране с начала прошлого века. Ведь, по сути, институт частной собственности с приходом к власти большевиков был разрушен и вновь возник уже в новой России всего 30 лет назад, т. е. по историческим меркам относительно недавно. За столь короткий срок он еще не успел окончательно сформироваться – ни в плане понимания собственниками своих прав и ответственности (за десятилетия советизации мы практически отвыкли чем-либо владеть), ни с точки зрения правовой системы (правовые механизмы передачи активов нельзя назвать зрелыми). В России поколение людей, имеющее возможность оставить следующему поколению значительные материальные блага, сформировалось впервые за сто лет – откуда бы взяться традициям преемственности?

Считается, что люди начинают задумываться о смысле жизни и о том, что оставят после себя, после 65 лет. Многим из тех, кто начинал бизнес и стал собственником в 1990-е, сегодня от 50+ до 70+ лет, а значит, мы вплотную подошли к тому моменту, когда им предстоит принимать серьезные решения, связанные с будущим своего бизнеса и наследия как такового. Вот тут-то и возникают сложности и вопросы.

Во-первых, как передать бизнес, доходность которого базируется не на капитализации и дивидендах, а на денежном потоке, а ведь именно таково большинство отечественных компаний. Во-вторых, нужно ли и можно ли передавать бизнес, история которого небезупречна? Ведь большинство российских компаний были основаны в лихие 90-е – в тот сложный переходный период, когда менялся политический и экономический строй, проводились рыночные реформы и границы допустимого были размыты. В-третьих, как передать ключевой нематериальный актив – связи владельца и его неформальные договоренности, без которых бизнес существенно теряет в цене? Неудивительно поэтому, что лишь достаточно небольшое число собственников (порядка 10%, по некоторым оценкам) сегодня рассматривают бизнес в качестве объекта наследства.

Проблема возникает не только с тем, что и как передать, но и кому передать. На Западе лица, вступающие во владение активами родителей, обычно гораздо старше: им не по 20–30, как в России, а по 50–60 лет. Готовы ли к новой ответственной роли молодые дети постсоветских бизнесменов?

Стремительное развитие технологий и современной медицины приводит к увеличению продолжительности жизни. Мы фактически говорим о первом поколении, которое может прожить до 90–100 лет. В этих условиях никто не хочет торопиться не только вступать во взрослую жизнь, что раньше было принято связывать с заключением брака, но и принимать на себя управление активами. К тому же со сменой экономической парадигмы не так-то легко ответить на вопрос: как будет решаться проблема преемственности и наследия в реалиях шеринг-экономики, когда у нового поколения отпадает необходимость консолидировать капитал, чтобы владеть благами – ими можно просто пользоваться. Как бы там ни было, вот факт, на который не стоит закрывать глаза: 70% активов в России сосредоточено в руках одного поколения. На историческую сцену выходит второе поколение владельцев капитала. В ближайшие 15–20 лет нас ждет смена экономических элит – насколько мы к этому готовы?

Согласно недавнему исследованию Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы «Сколково», в котором приняли участие более 100 владельцев капитала, лишь 14% предпринимателей намерены передать управление бизнесом членам семьи, 52% планируют нанять профессионального управляющего. Между этими полюсами есть еще несколько вариантов развития событий: продать бизнес (или любые другие активы) и распределить вырученные средства между наследниками; продать свою долю деловому партнеру, если таковой имеется; потратить все при жизни или отдать на благотворительность; пустить все на самотек – после меня хоть потоп.

Каждое решение имеет плюсы и минусы, главное – сделать выбор, ясно сознавая последствия. Но и это еще не все: составить документ о передаче и надеяться на его безупречное исполнение – отнюдь не значит передать. Нужно обеспечить максимальную плавность этого процесса и предусмотреть контроль на всех его стадиях. Процесс передачи требует серьезной проработки – не только юридической и финансовой, но и философской. И если с юридической и финансовой еще могут помочь разобраться специалисты, которые строят бизнес на решении подобных вопросов и минимизации негативных последствий, как быть с философской подготовленностью? Ведь разговор о наследовании – это разговор в первую очередь про ценности. Всего 46% российских владельцев капитала обсуждают в семьях бизнес и вообще источники семейного благосостояния, следует из данных Центра управления благосостоянием и филантропии «Сколково».

На первый взгляд кажется, что этот вопрос касается только тех, кто обладает достаточным капиталом, активами, бизнесом и т. д. Но этот вопрос уже давно актуален не в разрезе передачи накопленного, а в контексте культуры преемственности, на каких ценностях она может базироваться, что каждый из нас может сделать, чтобы эта культура появилась. Передача семейных ценностей, регулярный и последовательный разговор о семейных традициях должны стать частью культурного кода и обыденностью. Когда доля предпринимателей, у которых будет готово не только завещание, но и продуманный план передачи активов, превысит 10% (а именно у такого объема собственников сейчас подготовлен этот документ) – именно тогда можно будет говорить о глобальных смещениях в общественном сознании и переосмыслении темы наследования.

Правильная преемственность – это бесшовная преемственность. Когда она проходит без конфликтов и кризисов. Когда предыдущее поколение подходит с любовью к будущему.

Источник

Политика

Тот факт, что мы не можем изучать человеческие существа абсолютно тем же путём, что и объекты природы, с одной стороны даёт социологии преимущества, а с другой — создаёт трудности, которые отсутствуют у естествоиспытателей. Преимущество заключается в том, что социологи могут задавать вопросы тем, кого они изучают, — другим человеческим существам. С другой стороны, люди, которые знают, что их действия тщательно изучаются, часто начинают вести себя не так, как обычно. Например, когда индивид заполняет опросник, он может сознательно или несознательно дать о себе представление, отличающееся от реального. Он может даже пытаться “помочь” исследователю, давая ответы, которые, как ему кажется, от него ждут.

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу.

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь за собою серию непредвиденных последствий нежелательного характера.

В-четвёртых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещённое представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений. От тех, кто наделён властью, не всегда можно ждать заботы об интересах непривилегированных слоёв. Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.
(Э. Гидденс)

21. Какое преимущество социологии отмечено в тексте? Как, по мнению автора, социология обеспечивает более ясное или более верное понимание социальной ситуации? Почему социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив?

22. Какую трудность социологического исследования отметил автор? Какой метод социологического исследования описан в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия “власть”.

23. Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность групп, обладающих высоким самосознанием, по улучшению общественной жизни. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Почему в современном обществе стала особенно важна высокая культурная восприимчивость по отношению к различным группам в обществе? Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.

№21 Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса:
1) ответ на первый вопрос: социологи могут задавать вопросы тем, кого они изучают;
2) ответ на второй вопрос, например: это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит;
3) ответ на третий вопрос, например: программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь за собою серию непредвиденных последствий нежелательного характера.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: люди, которые знают, что их действия тщательно изучаются, часто начинают вести себя не так, как обычно / испытуемый может даже пытаться “помочь” исследователю, давая ответы, которые, как ему кажется, от него ждут;
2) ответ на второй вопрос, например: опрос / интервьюирование / анкетирование; (Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)
3) объяснение, например: способность и возможность воплощать свою волю, воздействовать на поведение и судьбу других людей
№23 Могут быть приведены такие примеры:
1) группы волонтёров посещают больницы, в которых лечатся тяжелобольные дети, устраивают спектакли, организуют творческие занятия для детей, чтобы поддержать их, принести радость;
2) неравнодушные жители добились от администрации района приведения в порядок парка, создания в нём детских и спортивных площадок;
3) инициативная группа граждан создала интернет-сайт, па котором размещаются адреса и изображения ям и других повреждений на дорогах; жители многих населённых пунктов страны отправляют на этот сайт изображения своих дорог; информация сайта используется местными и центральными органами власти для приведения дорог в порядок.
№24 Могут быть высказаны такие поел положения:
1) в современном обществе наблюдается высокая интенсивность миграций разных групп населения, и представителям групп с разной культурой приходится быстро устанавливать взаимодействие;
2) в современном мире активно развиваются механизмы гражданского общества, которые предполагают партнёрское взаимодействие различных социальных групп, в т. ч. при разрешении социальных конфликтов;
3) глобальный характер современных компьютерных сетей, в том числе социальных сетей, и информационного потока предполагает толерантность пользователей к проявлениям иных культур, мультикультурное взаимодействие.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Современная политическая демократия есть система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.

Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти — людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической.

В общественной сфере действуют коллективные нормы и коллективный выбор, становящийся обязательным для общества и подкреплённый силой государства. При разных формах демократии сфера эта может быть больше или меньше в зависимости от предшествовавшей системы отношений между частным и общественным, государством и обществом, правовым принуждением и волюнтаризмом, нуждами коллективов и индивидуальными предпочтениями. Либеральная концепция демократии максимально ограничивает общественную сферу, в то время как социалистический или социал-демократический подходы расширяют её путём государственного регулирования, субсидий, а в ряде случаев — коллективного владения собственностью. Ни одна из этих разновидностей не является более демократичной, чем другая, — они попросту демократичны по-разному. Но в крайнем своём выражении обе могут подорвать демократию: первая — невозможностью удовлетворения коллективных потребностей и исполнения решений законной власти, вторая — отсутствием индивидуального выбора.

Состязательность не всегда признавалась сущностным элементом демократии. В классических демократиях упор делался на прямое участие граждан в принятии решений, якобы обеспечивающее единство. Собранию граждан предстояло, выслушав различные предложения и взвесив их относительные достоинства и недостатки, избрать единый способ действий.

Несмотря на то, что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, местных группировок, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
(Т. Карл, Ф. Шмитпшер)

21. Какие признаки (сущностные элементы) демократии отмечены авторами? (Укажите любые три признака /сущностных элемента). Кого авторы называют носителями власти? Какие еще формы, наряду с выборами являющиеся частями демократической практики, упомянуты в тексте? (Назовите любые три формы).

22.1 Привлекая обществоведческие знания, объясните смысл понятия “политическая партия”. Какие две концепции (подхода, разновидности) демократии рассмотрены в тексте? Чем, по мнению авторов, каждая из существующих разновидностей (концепций, подходов) демократии в крайнем в своём выражении могут подорвать демократию?

22.2 Какие две концепции (подхода) демократии рассмотрены авторами? Объясните, почему реализация каждой из концепций (подходов) в крайнем выражении может привести к описанной авторами ситуации подрыва демократии.

23. На примере высших органов власти и должностного лица РФ покажите любые три присущих демократии легитимных способа ответственности управляющих за свои решения.

24. Возможна ли прямая демократия в современном государстве? Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три обоснования своего мнения.

№21 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: полноправие граждан; состязательность; периодические выборы; власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере; граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей;
2) ответ на второй вопрос, например: людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией;
3) ответ на третий вопрос, например: объединения по интересам, общественные движения, местные группировки, профессиональные союзы и т. д.
№22.1 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) объяснение, например: особая организация, члены которой объединены общими целями или идеалами и стремятся к получению и реализации государственной власти;
2) ответ на первый вопрос, например: либеральная концепция и социалистический / социал-демократический подход;
3) ответ на второй вопрос, например: первая — невозможностью удовлетворения коллективных потребностей и исполнения решений законной власти, вторая — отсутствием индивидуального выбора.
№22.2 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) концепции (подходы): либеральная концепция и социалистический / социал-демократический подход;
2) объяснения по каждой концепции (подходу), например:
— приоритет индивидуальных прав и свобод граждан (либеральная концепция) может заблокировать принятие полезных для общества в целом решений, устанавливающих определённые рамки реализации этих прав и свобод;
— в рамках социалистического подхода отсутствуют механизмы общественного контроля за деятельностью властей, выборы нередко являются формальной процедурой.
№23 На примере высших органов власти и должностного лица РФ могут быть показаны такие легитимные способы:
1) отставка правительства (Конституция РФ предусматривает отставку Правительства РФ по решению Президента РФ, в результате выражения Государственной Думой вотума недоверия Правительству);
2) роспуск парламента главой государства (Конституция РФ предусматривает роспуск Государственной Думы Президентом РФ, например, после трёхкратного вынесения Думой вотума недоверия Правительству РФ и сохранения Президентом РФ действующего состава Правительства РФ);
3) импичмент президента (Конституция РФ предусматривает процедуру отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения).
№24 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос (мнение участника), например: в крупном государстве она в целом невозможна, но её отдельные формы и элементы могут использоваться;
2) обоснования, например:
— многие процедуры непосредственной демократии неосуществимы в современном государстве, например действие на постоянной основе собрания всех граждан;
— управление государством требует принятия оперативных профессиональных решений, что невозможно в рамках институтов непосредственной демократии;
— современное общество разобщено, стратифицировано, поэтому трудно ожидать согласованных решений собрания всех граждан;
— важно, чтобы в принятии важнейших государственных решений, основополагающих нормативных актов участвовали все граждане, для этого используется механизм референдумов;
— элементы непосредственной демократии широко используются в практике местного самоуправления, когда население непосредственно принимает решения, связанные с развитием своего населённого пункта.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.

Соответственно, политическая социализация — это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на её основе государства, закреплённым в политической культуре. То есть это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина.

В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе всё новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, даёт возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате политическая социализация формирует политическое сознание личности и её политическое поведение, а в целом в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина — члена данной политической системы.

Понятие “политическая социализация” шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные (“внесистемные”) влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причём не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и её агентов, что превращает этот процесс из механического “воздействия” системы на пассивного индивида во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.
(Д. Ольшанский)

21. Что автор называет политической социализацией? Какие качества вырабатываются у гражданина в процессе политической социализации? Что, по мнению автора, отличает понятие “политическая социализация” от понятий политического воспитания, образования, просвещения?

22. Опираясь на обществоведческие знания, объясните экономический смысл понятия “политическая система общества”. В чём, по мнению автора, состоит взаимная адаптация индивида и политической системы друг к другу? Как вы думаете, при любом ли политическом режиме возможна такая взаимная адаптация? Поясните свой ответ.

23. Какие два ряда процессов при взаимодействии индивида с политической системой отмечены в тексте? Привлекая факты общественной жизни, приведите по два примера реализации каждого из этих рядов процессов (сначала назовите ряд процессов, а затем приведите соответствующие примеры; всего приведите четыре примера). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Автор упоминает преемственность поколений в политике. Используя обществоведческие знания, раскройте смысл выражения “преемственность поколений в политике”. Приведите одно позитив- ное и одно негативное последствие такой преемственности.

№21 1) ответ на первый вопрос: процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на её основе государства, закреплённым в политической культуре;
2) ответ на второй вопрос: законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре;
3) ответ на третий вопрос: оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные (“внесистемные”) влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) объяснение, например: организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом;
2) ответ на первый вопрос, например: политическая система предлагает человеку определённый набор политических позиций, из них человек способен выбрать те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, и, кроме того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и её агентов;
3) ответ на второй вопрос с пояснениями, например: например: нет, такая взаимная адаптация возможна только при демократическом режиме, поскольку только в условиях демократии граждане имеют реальные механизмы влияния на государство и иные институты политической системы.
№23 Правильный ответ должен содержать два ряда процессов и соответствующие примеры каждого ряда процессов, допустим:
1) воспроизведение политической системы / сохранение преемственности политической системы
— на уроках обществознания школьники страны Z изучают основы конституционного строя своей страны, права и обязанности её граждан;
— в стране Z сложилась двухпартийная система; каждая из партий активно развивает молодёжные отделения, добиваясь вовлечения в политическую активность наибольшего числа молодых граждан;
2) становление личности гражданина:
— гражданин А., желая улучшить жизнь в своём посёлке, выдвинул свою кандидатуру на выборах в орган местного самоуправления;
— гражданка Т., разочарованная в проводимом правительством политическом курсе, активно участвует в предвыборной кампании блока оппозиционных сил.
№24 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл выражения, например: сохранение в целом выбранного политического курса при передаче власти от политиков старшего поколения более молодым;
2) позитивное последствие, например: предсказуемость и эволюционный характер политического развития;
3) негативное последствие, например: возможность застоя, воспроизведение устаревших политических идей.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Современный мир зависит от непрерывной коммуникации, или взаимодействия, между людьми, пространственно отдалёнными друг от друга. Если бы не коммуникации через пространство, школьное образование для широких масс было бы невозможно, да и не нужно. В традиционных культурах знания в основном были тем, что антрополог Клиффорд Гиртц называл локальными знаниями. Местные сообщества жили в соответствии со своими традициями, и хотя общие идеи в культуре, постепенно распространяясь, охватывали всё большие территории, процесс распространения культуры являлся чрезвычайно длительным, медленным и непостоянным. Сегодня мы живём в “едином мире”, который совершенно невозможно было представить для кого-то, жившего до XIX века. Мы следим за событиями и положением дел за тысячи километров от нас, электронные средства коммуникаций позволяют делать это почти непрерывно. Развитие информационных технологий и распространение информации являются такой же частью прогресса современного общества, как и любой аспект промышленного производства. В XX столетии высокоскоростной транспорт и электронные средства коммуникации ускорили глобальное распространение информации.

Средства массовой информации — газеты, журналы, кино и телевидение — часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен.

Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни. Например, денежные операции сейчас главным образом связаны с обменом информацией, заключённой в компьютерах. Банковский счёт — это не груда банкнот, запертая в сейфе, а последовательность цифр, напечатанная на карточке и хранящаяся в компьютере. Всякий, кто пользуется кредитными карточками, вовлечён в сложную систему электронного хранения и передачи информации. Даже “расслабляющие” средства информации, такие, как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь. Голосование на общенациональных выборах было бы невозможным, если бы информация о текущих политических событиях, кандидатах и партиях не была общедоступной. Даже тем, кто в целом не интересуется политикой и имеет о ней слабое представление, кое-что известно о событиях национальной и международной жизни. Только настоящий отшельник мог бы оставаться в стороне от “новостей”, столь властно вторгающихся в нашу жизнь, и мы имеем все основания предполагать, что у отшельника XX века вполне может оказаться радиоприёмник.
(Э. Гидденс)

21. Каким, по мнению автора, был процесс распространения культуры в традиционном обществе? Как, по его мнению, данный процесс изменился в XX столетии? Почему, по мнению автора, СМИ могут оказывать влияние на формирование общественного мнения?

22.1 Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл словосочетания “глобальное распространение информации”. Какая особенность денежных операций в современном мире упомянута в тексте? Как Вы думаете, почему автор назвал телевидение “расслабляющим” средством информации?

22.2 Какие функции средств массовой информации рассмотрены в тексте? Укажите любые три функции и подтвердите каждую из них положением текста.

23. Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами влияние телевидения на мироощущение человека. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Автор полагает: “Если бы не коммуникации через пространство, школьное образование для широких масс было бы невозможно, да и не нужно”. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения мысли автора.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Для социально-политической психологии наибольший интерес представляют два типа личного и группового выбора. Во-первых, выбор человеком уровня и форм своей вовлечённости в общественно-политическую жизнь. Крайние точки таких уровней и форм, с одной стороны, активное участие в этой жизни, осмысление её как главной сферы деятельности человека, с другой — полное отчуждение от неё, принятие роли пассивного объекта социальных и политических процессов. Второй выбор определяет конкретную общественно-политическую позицию или ориентацию человека, основанную на одной из систем идейно-политических ценностей, существующих в обществе. Оба эти выбора взаимосвязаны. Уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определённость и последовательность их идейно-политического выбора: чем меньше человек интересуется политикой, тем более аморфны, бессистемны, неустойчивы его политические взгляды. В то же время отчуждение от господствующих в обществе конвенциональных систем ценностей и форм политической жизни может означать психологическую готовность к активной альтернативной, вне- или антисистемной общественной деятельности (именно такими были психологические предпосылки так называемых неформальных движений в ряде стран).

Уровень вовлечённости людей в общественно-политическую жизнь обусловлен достаточно сложной системой факторов. Обычно он возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений. В периоды стабилизации системы, а также в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности.

В странах с развитым гражданским обществом широкое распространение получает вовлечённость, которую можно назвать ценностно-ориентированной. Ибо она направляется прежде всего теми ценностями, которые вырабатываются различными социальными группами в процессе осознания ими своих интересов и предпочтений. Самодеятельная, независимая от институтов власти активность таких социальных субъектов — отличительная особенность гражданского общества. И хотя она чаще всего развёртывается вокруг конкретных проблем — общенациональных или локальных и групповых — и не претендует на участие в “большой политике”, даже противопоставляет себя ей, она так или иначе влияет на деятельность партий и органов власти. Данная форма социальной активности эволюционирует относительно независимо от уровня активности политической и представляет собой один из важнейших механизмов саморегулирования общества, связей между гражданами и органами власти.
(Г. Дилигенский )

21. Какие два типа личностного и группового выбора названы в тексте? В чём, по мнению автора, проявляется их связь? Какая отличительная особенность гражданского общества отмечена в тексте?

22. Как, по мнению автора, изменяется уровень вовлечённости людей в общественно- политическую жизнь в различные периоды развития общества? Объясните любые два изменения.

23. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами деятельность гражданского общества по решению конкретных (общенациональных или локальных) проблем. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Нередко высказывается мнение об особой значимости для развития общества ценностноориентированной общественно-политической вовлечённости людей. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого мнения.

№21 1) ответ на первый вопрос, например:
— выбор человеком уровня и форм своей вовлечённости в общественно-политическую жизнь;
— конкретная общественно-политическая позиция или ориентация человека; (Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух типов.)
2) ответ на второй вопрос, например: уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определённость и последовательность их идейно-политического выбора;
3) ответ на третий вопрос, например: самодеятельная, независимая от институтов власти активность.
№22 Правильный ответ должен содержать указание изменений и краткие пояснения, например: уровень вовлечённости
1) возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений (происходит взлёт ожиданий людей, они мобилизуются вокруг новых целей общественного развития);
2) в периоды стабилизации системы обычно происходит спад массовой политической активности (общественная жизнь приобретает рутинный характер);
3) в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности (люди решают преимущественно свои материальные проблемы, обеспечивают выживание себе и своей семье).
№23 1) жильцы дома создали товарищество собственников жилья для эффективного управления домом;
2) жители города добились от мэрии выделения средств на благоустройство парка и приняли участие в работах по благоустройству;
3) организация защиты прав потребителей ведёт активную просветительскую деятельность, представляет интересы потребителей в суде.
№24 1) ценностно-ориентированная вовлечённость предполагает осознанную активность людей;
2) ценностно-ориентированная вовлечённость приводит к целенаправленному изменению общественной жизни;
3) ценностно-ориентированная вовлечённость позволяет организовать содержательный диалог различных социальных сил, достичь общественного согласия.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Ответ на вопрос о распространённости политики в обществе прямо зависит от её трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Из широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением, логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т. д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство и партии, но также профсоюзы, частные клубы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи.

В то же время широкая трактовка политики таит в себе опасность затемнения её особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, управления, изучение которых — предмет специальных наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления.

Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: “Ассоциация может быть названа политической, если выполнение её распоряжений постоянно осуществляется на определённой территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа”.

Таким образом, Вебер ограничивает критерии политического постоянством власти, её распространением на определённую территорию, наличием специальных органов принуждения. Нетрудно заметить, что политика связывается Вебером с общегосударственным (макро)уровнем её функционирования.

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан, общественного порядка, развитие международных связей и т. д.), так и на те, которые временно приобретают политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).

Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придаёт им особый аспект — делает их объектом воздействия публичной власти.

Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счёте многообразием качеств и социальных ролей человека.
(В.П. Пугачёв, А. И. Соловьёв)

21. Какое широкое понимание политики приведено в тексте? В чём, по мнению авторов, опасность такого понимания? Какие три критерия политического предложены М. Вебером?

22. В каком случае, по мнению авторов, любая общественная проблема может стать политической? Какие общественные явления, требующие постоянного властного регулирования, перечислены в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните смысл фразы: “Политика — это инструмент сознательного саморегулирования общества”.

23. Чем авторы объясняют многоаспектность различных общественных объединений? Проиллюстрируйте тремя примерами это объяснение авторов. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Какие сферы общественной жизни (социальные процессы, явления), по вашему мнению, должны быть в наибольшей степени защищены от политического воздействия? Укажите три сферы (процесса, явления) и в каждом случае кратко поясните своё мнение.

№21 1) ответ на первый вопрос, например: любая деятельность и поведение, связанные с властью, авторитетом, организацией и управлением;
2) ответ на второй вопрос, например: затемнение особенностей политики, растворение её среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, управления, изучение которых — предмет специальных наук;
3) ответ на третий вопрос, например: постоянство власти, её распространение на определённую территорию, наличие специальных органов принуждения.
№22 1) ответ на первый вопрос, например: в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений;
2) ответ на второй вопрос, например: охрана безопасности граждан, общественного порядка, развитие международных связей; (Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)
3) объяснение, например: политика предполагает согласование интересов различных политических сил.
№23 1) объяснение: многообразием качеств и социальных ролей человека;
2) примеры, допустим:
— одной из базовых социальных ролей человека является роль потребителя, в стране Z существуют многочисленные организации защиты прав потребителей;
— граждане реализуют свои политические права, Аркадий вступил в политическую партию;
— свободу вероисповедания граждане реализуют, участвуя в различных религиозных организациях: Макар — православный, Рустам — мусульманин.
№24 1) религиозная сфера (вопросы религиозной веры — сфера свободного самоопределения человека, политическое принуждение не может привести человека к искренней вере или атеизму);
2) процессы, связанные с культурным творчеством (в культурном творчестве ценны свобода и разнообразие художественных идей, приёмов, а не пропаганда определённых политических идей);
3) экономические процессы (рынок должен оставаться преимущественно саморегулирующейся системой, следование политической конъюнктуре может привести к экономическому кризису, дезорганизации экономических связей).

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Когда демократические институты утверждаются в стране, в которой широко распространены антидемократические убеждения, а демократические взгляды слабы, демократические правительства вряд ли могут устоять, особенно в периоды кризисов и напряжённостей, которым время от времени оказываются подверженными все страны. В течение ХХ столетия в разных странах произошли огромные изменения в соотношении силы демократических и антидемократических идеологий и убеждений. В первой половине века существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии, являвшихся до того времени наиболее распространёнными формами недемократического правления. В течение следующей четверти века основные недемократические идеологии и поддерживавшие их системы правления были окончательно разрушены их собственными роковыми провалами в военной, экономической и политической областях. Хотя антидемократические идеологии, такие как крайний национализм и религиозный фундаментализм, представляют собой постоянные препятствия для демократизации в некоторых странах, в целом на мировой арене они лишены той притягательности, которой обладает демократия. Значение демократических идей в создании и сохранении легитимности власти выявляется той настойчивостью, с которой авторитарные правительства пытаются замаскировать суть своих режимов псевдодемократической риторикой.

В некоторых странах, таких как страны Южной Африки, в которых существует значительный потенциал культурного конфликта, переходу к демократии и её последующей консолидации способствует тщательная разработка электоральных договорённостей и политических практик, поощряющих политическую включённость и компромисс скорее, чем дискриминацию и конфликт.

21. Какие два изменения в соотношении демократических и антидемократических сил в ХХ столетии привёл автор?

22. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора о важном значении демократических идей в создании и сохранении легитимности власти.

23. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте три объяснения связи формирования широкого среднего класса и утверждения демократии.

24. Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.

№21 В правильном ответе должны быть названы изменения:
1) существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии;
2) основные недемократические идеологии и поддерживавшие их системы правления были окончательно разрушены.
№22 1) народ ощущает себя источником власти и готов подчиняться её требованиям;
2) власть представляет интересы народа, поэтому ей готовы подчиняться;
3) народ имеет реальные рычаги воздействия на власть, вплоть до смены правительства.
№23 1) средний класс является основой гражданского общества;
2) средний класс заинтересован в реализации своих политических прав посредством демократических институтов;
3) средний класс, законными средствами защищая свои права собственности и др. права, воздействует на государственную власть.
№24 1) в условиях межэтнических конфликтов может быть невозможен диалог различных политических сил;
2) конфликт может быть связан с ущемлением прав каких-либо этнических групп, что противоречит ценностям демократии;
3) в условиях межэтнических конфликтов нередко поддержкой пользуются авторитарные лидеры и режимы.

Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *