что такое позитивизм в социологии

Понятие позитивизма в социологии

Исторически первым направлением, возникшим в социологии ХIХ в., был позитивизм (от лат. positivus – положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Изначально позитивизм противопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию. Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и стремления к созданию такой «позитивной» социальной теории, которая должна была соответствовать всем основным параметрам естественно-научной теории.

С точки зрения позитивизма, основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е. способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.

Основатели позитивизма (в первую очередь О. Конт) считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной философии» Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.

Поскольку законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы (даже как их частный случай), постольку признавалась их неизменность, данность на все времена. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов.

Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся прежде всего в состоянии стабильности и равновесия, и только затем в ситуациях изменения.

Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности, реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и в определенной степени математический методы.

Позитивизм как парадигма социологии ХIХ в. проявился в таких более конкретных своих направлениях (иногда их называют характерными чертами позитивизма), как натурализм, органицизм, эволюционизм (в последующих главах о них пойдет специальный разговор). Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. (речь о них также впереди). Все эти направления и течения позитивизма отличались одним общим принципом – социологического редукционизма.

Суть его состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, будь то биологический, географический, расовый или еще какой-либо. Поэтому не случайно в истории социологии все эти течения и направления получили название «школ одного фактора» (что не совсем точно и о чем мы еще будем говорить).

Как уже отмечалось, основоположником позитивизма вообще, социологического в особенности был Конт. Перейдем сначала к краткому рассмотрению его жизненного пути, а затем – к более подробному изложению основ социологического творчества французского мыслителя.

Источник

Позитивизм в социологии

Позитивизм провозгласил себя научной философией, отказавшись от рассмотрения вопросов, не имеющих однозначного решения с помощью логико-эмпирических методов, например, о первичности бытия либо сознания. Две важнейшие функции научной философии с точки зрения позитивизма: 1) создание научной картины мира, основанной строго на научных знаниях и не нуждающейся в обращении к мистике, трансцендентному и т.п.; 2) обобщение методологии научного познания, новых методов, техники, процедуры, возникающих в отдельных дисциплинах.

Основатели позитивизма и социологии считали, что социальная жизнь может и должна быть улучшена, оптимизирована на основе познания и использования объективных социальных закономерностей, открытых методами науки.

В социологии позитивизм прошел несколько исторических этапов. Для раннего позитивизма времен Конта, Дж. Милля, Спенсера, школ «одного фактора» характерны такие черты, как натурализм, эволюционизм, органицизм. Значительной заслугой этого периода стало введение в обществознание практики эмпирических исследований как главного способа превращения гипотез в верифицированное социальное знание.

Неопозитивизм как новый этап развития позитивистской методологии в социологии формируется с начала 20 века. Первоначально он возникает в «Венском кружке» (эмпирическая социология О. Нейрата) и немецкой школе формальной социологии (концепция социаций Г. Зиммеля), затем активно развивается П. Лазарсфельдом, рядом американских социологов, в частности, Чикагской школой. На этом этапе на первый план выходят след. принципы:

1) субъективность социального актора должна исследоваться исключительно через анализ наблюдаемого поведения; 2) все используемые в анализе категории должны быть эмпирически операционализированы; 3) социология должна стремиться к квантификации характеристик изучаемых социальных явлений; 4) главная задача социологии — освободить социальное знание от ценностных, идеологизированных суждений.

Ряд историков социологии выделяет также постпозитивистский этап в социологии, датируя его появление 2-й половиной 20 века. Сюда часто включают столь разнородных теоретиков, как К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Р. Арре. Главное отличие этого этапа видят в адаптации позитивизма к современным реалиям методологического дискурса в теории социологии. Делается это в основном за счет включения в позитивистский подход отдельных положений из иных методологических направлений, в частности, из герменевтики, экзистенциализма и др. При этом новыми ключевыми характеристиками данного этапа считаются: 1) приоритет теоретического уровня социального знания и декларирование его качественного своеобразия; 2) реабилитация метафизических допущений в социологическом исследовании, в т. ч. и их ценностного компонента.

В отечественной социологии первым позитивистом, вероятно, следует считать Г.Н. Вырубова, помогавшего Конту издавать в Париже «Журнал позитивной социологии». Большую роль в распространении позитивизма в социологии сыграли также М.М. Ковалевский и Е.В. Де Роберти. Одним из крупнейших представителей российского неопозитивизма был П.А. Сорокин. Уже в первой своей монографии «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914) он предвосхитил появление бихевиоризма, опередив на треть века работы Б. Скиннера. Можно считать, что последующая эволюция его позиции, завершившаяся формулированием концепции интегрализма, привела Сорокина на позиции постпозитивизма.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 338-339.

Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1965;

Кукушкина Е.И. История русской социологии 19 — нач. 20 в. М., 1993;

История теор. социологии: В 4 т. М.; СПб., 1997—2000;

Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000;

Contemporary Sociological Theory / Ed. by С. Calhoun et al. Oxford, 2002.

Источник

Позитивизм в социологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

История развития

В социологии в 19 веке сложилось новое, а главное первое научное направление, названное учеными-социологами позитивизмом. Он возник в следствии того, что произошел отказ от простого рассуждения о социуме, и что не менее важно, была создана социальная теория.

Прежде всего оно заключалось в том, чтобы сформировать новую систему знаний об общественных отношениях, при этом основываясь на применении методов, а также законов в естественных науках.

Основоположником нового направления общественных наук стал Огюст Конт, который пропагандировал науку при изучении общества. Но при таком раскладе Конт ставил в противостоянии социологию и лжеучения, к которым он относил астрологию и подобные ей науки.

Рассматривать новое направление в социологии сразу принялись еще несколько ученых, с помощью которых позитивизм стал популярен уже в середине 19 века и стал изучаться большим количеством социологов и философов. Благодаря этому позитивизм стал приобретать значение более узкого направления, а именно оно стало использоваться как изучение методологии в естественных науках, для более глубокого рассмотрения общества. Но на новый уровень в научной деятельности позитивизм вывели Эмиль Дюркгейм и Герберт Спенсер.

Сущность позитивизма

В основе позитивизма стояла задача с помощью аналитического и эмпирического метода нужно было изучать общественные явления. Только при таком раскладе она могла бы стать «позитивной» и благополучно решать поступающие проблемы, которые и по сей день существуют в обществе, опираясь при этом на различные научные методы.

Ученый Огюст Конт полагал, что достоверные сведения об обществе должны быть не только строгими, но и опираться на достоверные и обоснованные факты. Позитивизм определял тот факт, что общественные знания должны были отвечать научности и реальности, поэтому это знание нужно добывать при помощи методов естественных наук. Исходя из этого были задействованы такие методы, как сравнение, наблюдение, эксперимент, а также исторический и математический методы.

Готовые работы на аналогичную тему

Позитивизм наиболее полно проявлялся во многих направлениях, которые часто называли чертами позитивизма. Этими направлениями стали в основном:

Не смотря на все различия все эти направления отличаются принципом редукционизма, смыслом которого было стремление объяснить различные явления жизни общества со стороны одного из факторов, которыми может стать, например, биологический или расовый признак.

Наиболее полноценно идеи позитивизма раскрывались в таком его направлении как неопозитивизм в социологии. Это социологическое течение стало главным социолого-философским направлением 20 века, которое опиралось прежде всего на сложившиеся принципы логического позитивизма. Каждое ответвление учения неопозитивизма обладало уникальными, свойственными только ему особенностями в области применяемых методов.

Неопозитивизм устремлялся к рассмотрению социальных явлений, при этом опираясь на законы общие как для природы, так и для социальной реальности. Это проявлялось в школе натурализма. Сциентизм в основном ориентировался на использование в социальных исследованиях методов естественных наук. Объективизм объявил свою свободу от ценностных суждений. Операционализм определял социальные понятия как операционные. Бихевиоризм рассматривал субъективные факторы через поведение людей. Квантификация стремилась к описанию социальных явлений и процессов в количественной характеристике.

Источник

Социологическая теория позитивизма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Позитивизм в социологии

Огюст Конт – родоначальник позитивизма в социологии. Первоначально понятие позитивизма в социологии имело достаточно широкое значение. Конт противопоставлял социологию лжеучениям (астрологии, теологии и т.д.), пропагандировал научные взгляды в изучении общества и процессов, протекающих в нем.

Начиная со втор. пол. XIX века для придания объективности и научности учению об обществе стали применять методологию и терминологию естественных наук. Понятие позитивизма постепенно приобретает более узкое значение, заключающееся в использовании методологии естественных наук для изучения общества.

О. Конт рассматривал проблему развития и функционирования общества как целостного социального организма. Общество предопределяет развитие и функционирование составляющих его субъектов: индивидов, классов, сословий и т.д.

Социология позитивизма Конта базируется на научных наблюдениях и данных науки.

В дальнейшем развитию теории позитивизма способствовали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.

Позитивизм Г. Спенсера

Спенсер выступает последователем учения Конта о позитивизме, является основоположником органической социологии. Он проводит аналогию между биологическим организмом и обществом с одной стороны и взаимодействующими элементами с более совершенной системой, с другой.

Теория Спенсера базируется на двух аспектах:

Органическая теория общества Спенсера рассматривает общество как единую систему взаимодействия биологических (природных) и социальных факторов. Все стороны социальной жизни органично между собой взаимосвязаны и не могут вне данной связи действовать.

Социальная роль субъекта и назначение любого социального института проявляются только при рассмотрении целостного социально-природного организма.

Готовые работы на аналогичную тему

Спенсер считал, что общество подобно живому организму, так как:

Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества в результате усложнения и совершенствования социальных институтов, в первую очередь политических. В социальной эволюции Спенсер выделяет следующие этапы:

Социальная эволюция объективно обусловлена человеческим потребностями, что наблюдается во всех сферах социальной жизни.

Социальное равновесие – это результат гармонии интересов, приспособительных действий, компромиссов в действиях социальных институтов и людей. Равновесие выступает фактором стабильности общества.

Позитивизм Э. Дюркгейма

Э. Дюркгейм – основоположник реализма в социологии. Дюркгейм первым попытался дать определение предмету и объекту социологии, ввел понятие социальной реальности и предложил новое понимание общества.

Социальная реальность – это результат взаимодействия индивидов, она не может быть сведена к сумме людей ее составляющих. Общество как социальная реальность выступает предметом и объектом социологического исследования.

Дюркгейм считал, что при рождении человек находит уже готовыми обычаи, законы, правила поведения, верования, язык и т.д. Образы мыслей, чувствований и действий существуют объективно, самостоятельно и независимо от человека.

Социальный реализм лег в основу социологизма, утверждающего принцип превосходства общества над индивидом, социального над индивидуальным. Общество, по сравнению с индивидом, рассматривается как более сложное образование. Общественное сознание нельзя рассматривать как совокупность личных сознаний.

Теория Дюркгейма включает:

Дюркгейм разработал структурно-функциональный анализ, являющийся основой изучения любого общества.

Источник

Что такое позитивизм в социологии

Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — одно из ведущих направлений в социологии, сыгравшее большую роль в её становлении и развитии. Оно исходит из того, что подлинное знание может быть получено только на основе опыта, в результате описания и систематизации фактов. Представители позитивизма выступали за создание такой науки, которая должна стать такой же доказательной, общезначимой и точной, как естественные науки (физика, химия, биология и др.). Поэтому главными методами социального исследования признавались наблюдение, сравнение и, в определенной степени, математические методы, используемые в естествознании. Основными принципами позитивизма являются: натурализм, органицизм, эволюционизм, феноменализм.

Согласно натурализму социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности — природной и социально-исторической. Натурализм тесно связан с органицизмом, в соответствии с которым общество отождествлялось с биологическим организмом. Общество, как и биологический организм, имеет сложную структуру, каждый элемент выполняет определенную функцию, все элементы и функции взаимодействуют между собой. Эволюционизм означает, что социальная эволюция является продолжением биологической и рассматривается как плавный, постепенный, непрерывный процесс, не допускающий революционного вмешательства извне. Согласно феноменализму, наука может объяснять не сущность и причину социальных явлений, а только то, как они протекают.

Влияние позитивизма на практику социологических исследований было двойственным. С одной стороны, позитивизм стремился выработать объективную и строгую систему социального знания, отстаивая применение научных методов исследования, и оказал значительное влияние на развитие эмпирической социологии. С другой стороны, представители этого направления сужали границы и возможности социологического исследования, абсолютизировали методы естественных наук, игнорировали специфику социальных явлений, отрицали значимость философских исследований для социологии.

Впервые концепция позитивизма в социологии нашла последовательное отражение в трудах О. Конта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *