что такое пост в исламе
История поста и его цели
Пост в исламе имеет целый ряд отличий от доисламского поста:
1. Начнем с того, что в религиях, существовавших или появившихся до ислама, пост зачастую был предписан только для определенной части общины. Например, в индуизме пост не был обязателен для небрахманов. У зороастрийцев пост был обязателен только для священнослужителей, а у греков пост предназначался только женщинам. Если бы пост рассматривался в качестве похвального и достойного действия, тогда его необходимо было бы сделать одинаково обязательным для всех последователей религии без исключения. В отличие от других религий, ислам не установил и не ограничил пост определенной группой приверженцев. Он дал общее предписание, которому должны следовать в равной степени все его последователи.
Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. (Коран, 2:185)
2. Как правило, религии придерживаются солнечного календаря. Если бы в исламе для определения дней поста использовался солнечный календарь, то эти дни обязательно попадали бы на одно и то же время года, и какие бы то ни было изменения в датах поста были бы недопустимы. Так, если бы пост приходился на длинные или короткие дни лета или зимы, то пост всегда был бы либо очень тяжелым, либо наоборот очень легким – в зависимости от конкретной страны. Но в исламе дни поста определяются лунным календарем. И поэтому длительность поста из года в год меняется в зависимости от продолжительности дня и времени года. Таким образом, исламский пост приходится в различных странах на различные времена года, и тяжесть его соблюдения сменяется легкостью и наоборот.
3. Изучая священные книги других религий, мы не нашли в них указаний на освобождение от поста по уважительным причинам. Так, в Торе утверждается, что, если человек по какой-то причине не постится, он будет убит. Указывается даже, что, если путник, пусть и не являющийся иудеем, собирается остановиться среди иудеев, он должен поститься в обязательном порядке. Но в прославленном Коране Аллах по Своей великой Божественной мудрости освободил от обязанности поститься всех не способных на пост людей и тех, у кого имеется уважительная причина для отказа от поста: например, детей, беременных и кормящих женщин, женщин в период месячных. Пожилые люди, больные и слабые, а также те, кто находится в пути, тоже освобождаются от поста. Находящиеся в пути, больные и все те, кто временно не может поститься, должны будут восстановить пост, т. е. поститься в течение пропущенного ими количества дней уже после того, как выздоровеют, закончат свое путешествие, или после того, как причина их освобождения от поста будет устранена. Те же, кто уже никогда не сможет поститься, должны накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста.
А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, кто способен поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. (Коран, 2:184)
В сборнике Тирмизи приводятся от Анаса (да будет доволен им Аллах) слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что Аллах освободил от поста беременных и кормящих женщин. Иными словами, если в месяц рамадан такие женщины чувствуют, что пост будет опасен для их жизни или жизни их ребенка, им разрешается отложить пост до того момента, когда эта опасность исчезнет, и восполнить пропущенные дни позже.
4. Для постов других религий было характерно отсутствие умеренности. Иногда требовалось тотальное голодание в течение определенного количества дней, а порой во время поста людям разрешалось есть все, за исключением злаков и мяса. Ислам же и здесь занял умеренную позицию. Он установил пост сроком в один месяц и запретил все разновидности еды и питья только на некоторое количество часов в течение суток – от рассвета до заката.
5. В джайнизме пост длится в течение многих недель. Христианские монахи Аравии постились в течение многих дней кряду. Пост иудеев продолжался в течение полных 24 часов. Ислам предписал пост только от рассвета до заката.
А затем поститесь до ночи. (Коран, 2:187)
6. Среди иудеев в момент разговения было принято есть все то, что им было разрешено есть. После этого им снова не разрешалось есть. Иными словами, следующий пост начинался после того, как заканчивался предыдущий. У арабов существовал обычай ничего не есть после отправления ко сну. Поначалу такой же обычай был принят и среди мусульман. Однажды в месяц рамадан в доме одного из сподвижников не успели приготовить к вечеру ужин. Ожидая приготовления ужина своей женой, он незаметно уснул. Когда еда была приготовлена, жена принесла ее своему мужу, но он уже не мог к ней притронуться, так как к тому времени он уже поспал. На следующий день он упал в обморок во время поста. По этому случаю был ниспослан следующий аят:
Ешьте и пейте до тех пор, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной. (Коран, 2:187)
7. В доисламскую эпоху супруги в период поста спали ночью раздельно. Но, поскольку это было неестественным, люди вступали в интимную близость, когда их одолевала страсть. В связи с этим ислам запретил половую близость только на время часов поста и разрешил ее ночью:
Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушиваетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. (Коран, 2:187)
8. Забывчивость и ошибки прощаются в исламе. Так, если постящийся забудет о том, что постится, и вследствие этого съест или выпьет что-нибудь, его пост не нарушится. Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет во время поста, пусть продолжает поститься и дальше, ведь, поистине, это Аллах накормил и напоил его. (Бухари, Муслим)
9. Подобным же образом противоречащее посту действие не нарушит его, если совершено неумышленно.
10. У иудеев пост в основном проводился в память о трудностях и был символом печали, поэтому во время поста они не мыли лица и изображали грусть.
У ислама противоположный взгляд на пост. В исламе не запрещено протирать голову маслами, подкрашивать глаза сурьмой и пользоваться духами. Поощряется также умывание лица и чистка зубов мисваком. Помимо чистоты, целью служит то, чтобы постящийся не пал жертвой притворства и лицемерия, и чтобы не выглядело так, будто он испытывает невероятные трудности и страдания, исполняя это веление Аллаха. Наоборот, следует излучать радость, счастье и желание поститься.
11. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился очень часто. Для этого он даже определил специальные дни в течение недели и месяца. Для последователей ислама пост в эти дни считался похвальным (мустахаб), но необязательным. В дополнение к этому пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда постился непрерывно днем и ночью. Очевидно, что пост, если сравнивать его с другими видами поклонения, в некоторой степени влечет за собой трудности и страдания. Поэтому необходимо было предотвратить последователей ислама от чрезмерного увлечения постом. «Висал» (непрерывный пост днем и ночью) был строго запрещен пророком (мир ему и благословение Аллаха) для его последователей. Когда некоторые из сподвижников спросили о причине данного запрета, пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
Я не такой как вы, ведь Аллах кормит и поит меня. (Бухари)
Цели поста
Выше мы рассмотрели характерные черты исламского поста. Теперь давайте посмотрим, какие же цели имеет пост в исламе. Хотя об этом в некоторой степени мы уже говорили ранее, мы хотели бы подробнее осветить данный вопрос. Божественные учения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) соответствуют велениям Аллаха и основаны на мудрости и рассудительности. Эти учения включают в себя все духовные, моральные и материальные выгоды. Принципы и цели велений Аллаха объяснены и проиллюстрированы на примерах самим пророком (мир ему и благословение Аллаха). Разъяснение целей и значения поста можно также обнаружить в трех коротких фразах прославленного Корана:
...и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. (Коран, 2:185)
Быть может, вы будете благодарны. (Коран, 2:185)
…быть может, вы устрашитесь. (Коран, 2:183)
Жизнеописания всех пророков, которым были дарованы Божественные Законы, показывают, что они вели ангельский образ жизни в течение определенного времени перед тем, как получить откровения с Божественным Руководством. В течение всего этого времени они воздерживались, как только могли, от еды, питья и других человеческих потребностей. Тем самым они позволяли своим душам воссоединиться с Аллахом, и в итоге были вознаграждены Его Откровением. Пророк Муса (мир ему) провел в таком состоянии 40 дней, после чего ему были вверены Заповеди Торы. Пророк Иса (мир ему) провел в этом состоянии 40 дней, и только после этого из его сердца и с его языка забил источник мудрости. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), последний посланник Аллаха, был занят поклонением в пещере Хира в течение 30 дней, когда ему начало ниспосылаться блистательное послание Аллаха. Из всего этого становится ясно, что главной целью поста было следование действиям, которые совершали пророки в те дни уединения. Иудеи, следуя пророку Мусе (мир ему), считают необходимым поститься в течение 40 дней, а пост в сороковой день рассматривают как обязательный. Христиане должны были следовать этому же обычаю и поститься 40 дней, следуя пророку Исе (мир ему). Но так же, как они не подчинились велениям Исы (мир ему), последовав за Павлом, они не стали выполнять и эту обязанность. Аллах приказал мусульманам следовать своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и проводить определенное количество дней таким же образом.
Верующие! Вам предписан пост, как он был предписан вашим предшественникам… (Коран, 2:183)
Учения пророков предыдущих религий были быстро забыты их последователями, но тысячи и миллионы приверженцев ислама по-прежнему помнят учения своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и следуют им. Они не едят и не пьют в течение дня и воздерживаются от других плотских утех в течение месяца, и тем самым ведут ангельский образ жизни в течение всего этого времени.
Фундаментальные положения мусульманского поста
Если вы не знаете, что во время поста можно делать, а чего нельзя, то вам в первую очередь нужно понять суть мусульманского поста. Понимая суть поста, вы всегда сможете определить, нарушает ли то или иное действие ваш пост или нет.
Мусульманский пост определяется двумя положениями: намерением держать пост и воздержанием от еды, питья и половых отношений в светлое время суток. Без этих двух положений не существует мусульманского поста.
О намерении и воздержании читайте ниже.
1. Намерение (ният).
Намерение на пост — присутствие в сердце желания и решимости поститься, следуя велению Господа. Место расположения намерения — сердце, но можно произнести и следующие слова:
«Навайту ан асума савма фард миналь-фаджри иляль-магриби халисан лил-ляхи та‘аля»
نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ فَرْضٍ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا ِللهِ تَعَالَى
«Я намереваюсь соблюдать обязательный пост от утренней зари до захода солнца, делая это искренне ради Всевышнего».
Ният должен быть «задан» до утренней зари (намерение поститься может присутствовать в мыслях, сердце еще после захода солнца вечером, накануне дня поста). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Пост того, кто не определит его [сердечным намерением] до утренней зари, является недействительным» [1]. Богословы трех из четырех мазхабов говорят о том, что намерение поститься надо проговаривать (вслух или про себя) каждый день [2]. И только маликитские ученые допускают возможность того, что намерение поститься можно проговорить один раз в начале месяца Рамадан[3].
Один из наиболее авторитетных и признанных во всем мире психологов Михай Чиксентмихайи говорит: «Намерения действуют как магнитные поля, притягивая внимание к определенным объектам и отталкивая от других, удерживая наш разум сосредоточенным на одних стимулах в ущерб другим.
…Например, всякий раз, когда уровень глюкозы у нас в крови становится ниже некоего критического значения, мы начинаем ощущать беспокойство: может возникнуть раздражение, потливость, спазмы в животе. В результате действия генетически заложенной в нас инструкции по восстановлению уровня сахара в крови у нас появится мысль о еде, и мы будем искать ее, пока не утолим голод. Можно сказать, что это инстинкт голода организовал содержание сознания таким образом, что наше внимание сфокусировалось на еде. Но это будет уже интерпретацией фактов — точной с позиции химии, но несущественной с позиции феноменологии. Голодный человек не осознает уровень глюкозы в своей крови; в его сознании просто появляется сигнал, который он привык распознавать как голод.
Как только человек понял, что голоден, он может сформировать намерение добыть себе пищи. Если он так и поступит, его поведение не будет отличаться от действий индивида, подчиняющегося биологической потребности или влечению. Но он может и не поддаться голоду и руководствоваться другими, более сильными намерениями — такими, как, например, желание похудеть, сэкономить деньги или соблюсти пост.
…Сознание, как зеркало, отражает то, что наши органы чувств сообщают нам о происходящем вокруг и в нервной системе, но делает оно это избирательно, активно интерпретируя события и навязывая им свою собственную реальность.
…Каждый из нас свободен контролировать свою субъективную реальность» [4].
Мои наблюдения из жизни: несоблюдающий пост ужасается или удивляется тому, как можно не есть и не пить целый день, ведь через 4–5 часов после очередного приема пищи человек все с большей силой хочет пить или есть, желает утолить голод или жажду. Никогда ранее не соблюдавшие пост на практике просто не знают, что это такое (а возможно, незнакомы с этим и в теории). Те же, которые соблюдают пост, знают на собственном опыте, что вознамерившись соблюдать пост, ты его соблюдаешь даже в длинные летние дни (17 и более часов), не испытывая при этом жажды и голода (если, конечно же, здоров и активен, подвижен, что способствует процессу метаболизма в клетках и процессу кровотока).
Главное — не бояться и не сомневаться. Если сознанию дана четкая команда посредством, например, вознамеренности пред Богом соблюдать пост в месяц Рамадан, то оно перестраивает всю работу организма соответствующим образом. Человек остается при том же режиме дня (внося лишь незначительные корректировки, касающиеся приема пищи и сна), при тех же нагрузках и чувствует себя великолепно. Сказанное выше не раз доказывалось мной на личном опыте соблюдения поста в самых разных условиях (в том числе и климатических, когда температура воздуха превышала +50 С°) на протяжении последних 25 лет жизни.
Чиксентмихайи также отмечает важную деталь бытия: «Те, кто берет на себя труд овладеть собственным сознанием, ведут более счастливую жизнь.
…Человек может сделать себя счастливым или несчастным вне зависимости от того, что в действительности происходит «снаружи», просто изменяя содержание своего сознания [5]. У всех нас есть знакомые, способные одной силой своей личности превратить безнадежную ситуацию в вызов, который можно принять и одержать победу» [6].
2. Воздержание.
Выражающееся в отказе от приема пищи и питья, половых сношений в дневное время суток — от начала времени утренней молитвы до заката.
Есть также условия, при которых соблюдение поста обретает каноническую обязательность: зрелость [7], здравость рассудка [8], физическая способность поститься.
В священный месяц Рамадан нельзя ни есть, ни пить до захода солнца. Почему нельзя пить? Ведь человек на 80% состоит из воды. Есть ли высказывания (хадисы) Пророка на этот счет? Анна.
В Коране и в хадисах нет прямого ответа на ваш вопрос. Если будете поститься, то почувствуете, что даже в длинные для нашей широты летние дни сложности с лишением себя еды и питья могут возникнуть лишь в первые 3–4 дня, а могут и вообще не возникнуть уже с первого дня. Последующие же дни покажут, что и без воды такое количество часов человек может прожить, получая немало пользы в том числе и для здоровья, а также — огромное удовольствие. Предполагаю, что ваш вопрос навеян не столько практикой соблюдения поста, сколько чтением книг о различного рода диетах. Но пост — это не диета, а в первую очередь поклонение Богу и воспитание духа.
Можно ли заниматься спортом во время поста? Не вредно ли это для здоровья? Бауржан.
Можно. Не вредно. Главное — научиться слышать свое тело и не перегружать его.
У футболиста, как и у любого другого спортсмена, должно быть правильное питание: завтрак, обед, ужин — все важно. И на тренировках нужно пить витамины. Но в священный месяц Рамадан нельзя всего этого делать, и если я буду держать пост, здоровье может пошатнуться, причем серьезно. Что делать? Есть ли какие-то исключения для спортсменов? Есть ли такое понятие, как облегченный пост? Артур, 18 лет.
Понятия «облегченный пост» не существует. Если человек никак не может поститься (беременность, кормление грудью, болезнь, серьезное недомогание), тогда он не постится и переносит пост на следующие после Рамадана дни.
Я советовал бы вам поститься, организм адаптируется в течение трех дней. Кстати, главное — перебороть внутренний страх, нерешительность и опасения. Можете поститься по мекканскому времени [9]. Если последуете моим рекомендациям, тогда у вас появится серьезная возможность вырасти во всех отношениях, в первую очередь — в своих глазах.
Я футболист, каждый день бегаю, занимаюсь. Никак не получается без воды и еды. Просто не хватит сил. Что мне делать? Считается ли большим грехом, что я не держу пост? Я совершаю намаз, но пост держать не получается. Рустам.
Соблюдайте пост. За первые три дня организм войдет в нужный режим. Главное — чтобы вы не боялись. Будьте уверены в победе, и вы никогда не проиграете, пусть даже кто-то будет считать иначе. Физические нагрузки в дни поста минимизируйте, но никоим образом не исключайте.
Я профессиональный футболист. Наступил Рамадан, по милости Всевышнего у меня имеется опыт совмещения спортивного режима с постом. Но вопрос в том, что нашей команде приходится периодически выезжать из дома на срок от 7 до 10–12 дней на игры. Мы уезжаем далеко от дома. Как правило, живем в обычных гостиницах и питаемся в местах общепита три раза в день в определенное время. Находясь там, я не имею возможности готовить себе индивидуально на сухур и ифтар (утренний и вечерний приемы пищи), и никто не будет готовить для меня лично. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба, то есть, уезжая на срок до 15 дней, я попадаю в категорию «путник». Выезжая на игры, могу ли я позволить себе послабления, предоставленные путнику, возместив пропущенные дни после Рамадана? Руслан.
Однозначно можете, об этом сказано в Коране (2:184).
Хочу соблюдать пост, но никак не получается. Хожу в месяц Рамадан на вечерний намаз. Еще в 2008 году, как только начинал соблюдать пост, болел желудок. Когда-то я перепил много таблеток от аллергии и, видимо, испортил себе желудок. Хотя это, наверное, не причина.
Я верующий, в детстве мы с братом посещали мусульманскую школу, учились арабскому и татарскому языкам, читали молитвы. Сейчас как только я начинаю настраивать себя на пост, во мне что-то будто говорит: «Зачем это тебе?!» Знаю, это дьявол, и произношу «аузу би-лляхи мин аш-шайтан-р-раджим»! Помогите настроить себя так, чтобы дьявол обходил меня стороной. Ильдар.
Прослушайте на нашем сайте все проповеди из папок «Пост 2009», «Пост 2010» и за последующие годы. Что касается проблем с желудком, то советую прочитать книги «Вся правда о еде» и «Краткая история человеческого тела». Не ленитесь, не разрушайте себя морально и физически, а потрудитесь дисциплинировать себя в вопросе питания и в каждодневных физических нагрузках.
Уважаемый Шамиль, нужен ваш совет. Мне 30 лет, я мусульманин. В силу специфики своей работы я провожу много времени в командировках. Сейчас снимаю квартиру в одном сибирском городе, но постоянно живу в Москве. Наступил месяц поста, и я не доволен собой. Я не пью и не грешу никаким образом, просто не хватает мотивации в посте. Не могу подойти к посту так, чтобы его было проще держать и в то же время работать, принимать решения. Мое утро начинается с рабочих совещаний, встреч. На обед редко хожу, ужинаю дома, по-холостяцки, или в кафе.
Воспитывался я в атмосфере Ислама с детских лет, знал молитвы, совершал намаз. Потом немного отошел, забылся что ли. Поэтому пост сейчас держу не весь и с трудом. Завидую тем, кто в этом сильнее меня. Я хочу быть угодным Богу. В этом прошу у вас совета.
Мотивацией в данном случае является обязательность пред Всемогущим Творцом, проигнорировать которую нельзя [10].
Пост — одна из форм проявления благодарности Всевышнему. Если мы благодарны, Он благословляет дальше и дает больше, но если неблагодарны — лишает имеющегося. Услышьте смысл следующих трех аятов.
«Поистине, для [племени] Саба’ [жившего на территории современного Йемена] в месте их поселения было знамение: [прекрасные] сады справа и слева. [Окружавшая их Божественная благодать будто говорила им:] «Ешьте из Господних даров и будьте благодарны Ему [выполняя обязательное, сторонясь явно запретного и осознавая, что все это от Бога]. Прекрасное место [благодать, чистый воздух, великолепные погодные условия и природа, вдоволь питьевой воды, вкусных, сочных овощей и фруктов] и Всепрощающий Господь [Который прощает им огрехи, недоработки, проступки, мелкие прегрешения, не наказывает, не лишает этой чудесной красоты].Они отвернулись [проигнорировали Бога, обязательства пред Ним и благодарность Ему, отвергли пророков, посланников Божьих, их наставления], и Мы [говорит Господь миров] наслали на них водяной поток, прорвавший плотину [и затопивший эту красоту]. На месте тех [прекрасных] садов [через некоторое время] появились сады с невыносимо горькими (кислыми) плодами, кустарники тамариска [11] и немного деревьев дикой ююбы [дававших нечто крайне незначительное для пропитания].
Это стало воздаянием за их безбожие. И разве абсолютно неблагодарный заслуживает чего-то иного?!» (Св. Коран, 34:15–17).
Впереди намечается свадьба, дата попадает на священный месяц Рамазан. Родители хотят подарить путевку за границу. Хотят, чтоб мы поехали сразу после свадьбы. Отмечу, что они далеки от Ислама, хотя являются этническими мусульманами. Нам, конечно же, хотелось бы поехать тоже. Но лучше выполнить свой долг пред Всевышним, который выполняется один раз в году. Я слышала, что во время поездок пост можно прервать, это как облегчение, данное от Милостивого, с последующим восполнением. Но относится ли свадебное путешествие к такого рода поездкам? Мы можем отложить поездку на более позднее время.
И еще один немаловажный факт: я пришла к Исламу в прошлом году, а мой жених начал придерживаться религиозных канонов только полмесяца назад, хотя шел к этому давно. Мы знаем друг друга уже больше трех лет. Боюсь, чтобы моя приверженность не стала причиной его религиозности, хочется, чтобы это было по его собственному желанию. Н., 22 года.
Стоит отложить поездку на более позднее время, сразу после Рамадана, что явится двойным подарком. Цените ваших щедрых и внимательных родителей.
Как-то в одной программе я слышала, что священный для всех мусульман месяц Рамадан делится на три периода. Первые десять дней Рамадана посвящены покаянию. А чему посвящены другие десять и десять дней? Наиля.
Цитируемый по этому поводу хадис не является достоверным [12].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Байхакы, ад-Дара Кутни. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 542, хадис № 9018, «хасан». Похожий хадис есть от Хафсы в св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 278, хадис № 2454, «сахих».
[2] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 629, 630; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 126.
[3] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 627.
В крайнем случае можно воспользоваться этим мнением.
[4] См.: Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. С. 58–60.
[5] Полезно в этой связи привести слова Джима Лоэра, американского психолога, хорошо известного своей работой в области психологии высоких результатов: «Работа с людьми со всего мира давно убедила меня в том, что единственное величайшее достояние человека — это возможность осознания, особенно осознания самого себя. …Хотя сознательное составляет мизерные 5% всего нашего сознания, влияние, оказываемое этой долей на направление и настрой нашей жизни, гораздо более значительно. Эта драгоценная двадцатая часть располагается в коре головного мозга. Ее можно сравнить с рулем или педалями газа и тормоза в автомобиле. Достаточно легкого, но очень четко направленного прикосновения, чтобы значительно изменить направление движения автомобиля весом в несколько тонн, повернуть на 10 или 90 градусов, заставить его развернуться в обратную сторону, ускориться или замедлиться, начать движение или совсем остановиться. Хотя строить догадки о нашем будущем можно было бы и с помощью моментального снимка 95% нашего подсознательного (если бы такое было возможно), именно 5% нашего сознательного позволят нам вносить корректировки в это будущее, особенно если эти 95% увели нас в сторону от желаемого курса. Бесспорно, 5% сознательного — самая важная часть внутри нас». См.: Лоэр Д. Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. С. 259.
[6] См.: Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. С. 53, 54.
[7] Совершеннолетие по канонам Ислама наступает с половым созреванием, то есть примерно в 12–15 лет.
[8] Люди, имеющие психические заболевания, полностью освобождены от выполнения религиозной практики.
[9] Подробнее об этом смотрите в соответствующем разделе книги.
[10] Подробнее о мотивации к соблюдению поста смотрите в моем интервью для ummagazine.com.
[11] Тамариск — род неприхотливых субтропических деревьев и кустарников семейства тамарисковых; используется для укрепления песков в пустынных районах, в декоративном садоводстве, для посадок на засоленных почвах. Плоды его абсолютно несъедобны.
[12] Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 5. С. 658.