что такое поперечник в геодезии
Нивелирование трассы и поперечников.
Значения hч и hк не должны различаться более чем на 5 мм. В противном случае отсчёты по рейкам повторяют.
За окончательное значение превышения принимают среднее:
Рис. 15.8 Нивелирование трассы
На крутых склонах, где превышение между соседними точками трассы превышает длину рейки, измерить его с одной станции невозможно. На рис. 15.8 это превышение между точками ПК4+17 и ПК5. Такое превышение измеряют по частям, введя дополнительную связующую точку, называемую икс-точкой. Рейку в икс-точке ставят на колышек или переносный башмак. На больших склонах приходится делать несколько икс-точек. Для профиля трассы икс-точки не нужны, поэтому расстояния до них от пикетов не измеряют.
При перерыве в работе нивелирование заканчивают на репере, постоянном или специально для этого устраиваемом временном.
Отметки связующих точек (графа 8) вычисляют поочерёдно, прибавляя к отметке задней точки среднее превышение :
,
Каждая страница журнала должна содержать целое число станций, то есть начинаться отсчётами на заднюю, а заканчиваться отсчётами на переднюю рейку.
Начав нивелирный ход на репере с высотой , последовательно вычисляют высоты всех связующих точек хода. Вычисленная высота последней точки будет равна
,
где – сумма средних превышений по всему ходу.
Съемка поперечных профилей в геодезии
Съемка поперечных профилей земляного полотна производится на всех пикетах и плюсах, указанных пикетажистом при натурной проверке плана и профиля и съемках для капитального и среднего ремонта пути, а также при обследовании земляного полотна и водоотводных сооружений на участках больных мест.
Основой для съемки поперечников служит пикетаж по оси пути и отметки головок рельсов в точках разбивки их.
Разбивка поперечников производится, как правило, под углом 90° к оси пути. В кривых участках пути положение поперечника определяется как перпендикуляр к середине хорды. За ось поперечника, т.е. за начало промеров, принимается ось существующего пути.
Длина поперечника в каждую сторону от оси пути должна быть такой, чтобы последняя точка его находилась за полевой гранью последнего водоотводного сооружения земляного полотна не ближе 5 м и во всяком случае не менее 20 м от подошвы насыпи или бровки выемки.
Разбивка поперечника
Для разбивки поперечников на перегоне применяются обычно простейшие угломерные инструменты — гониометр или эккер.
Поперечники длиной более 50 м на перегоне и на станции разбивают теодолитом. Для измерения расстояний применяется стальная 20-м лента, а на линиях с автоблокировкой — тесьмяная рулетка или трос Лукерьина.
При разбивке поперечника эккером сначала в точке А (рис. 27):
строят прямой угол и вешат линию AD с одной стороны оси пути, а затем тем же порядком — линию AM с другой стороны.
Если разбивка поперечника производится гониометром или теодолитом, то ориентируют инструмент по внутренней грани головки рельса, затем, повернув алидаду на 90°, устанавливают вешки в створе коллимационной плоскости гониометра или визирной оси трубы теодолита.
Разбивка створа
Для разбивки створа на другой стороне пути достаточно повернуть алидаду инструмента на 180° или трубу теодолита через зенит.
Вешение линии ведется таким же образом, как и при разбивке створа эккером. Промер расстояний между характерными точками поперечника и нивелировку их производят одновременно, поскольку промежуточные точки поперечника ничем не закрепляются.
Закрепление точками и сторожками производят только конечных точек поперечника.
Кроме того, для восстановления направления створа устанавливают еще один сторожок на расстоянии 5 м от каждой крайней точки поперечника.
Съемка точек поперечника
Съемку точек поперечника (промер расстояний и нивелировку) производят следующим образом. Воткнув шпильку в шпалу или балласт на оси пути, надевают на нее конец ленты и укладывают последнюю по направлению разбитого створа так, чтобы она была хорошо натянута и горизонтальна.
В это время пикетажист определяет расстояние по ленте (с точностью до 0,1 м) от оси пути до характерной точки, указывает реечнику место установки рейки и записывает в пикетажном журнале***, где расположена точка и расстояние до нее от оси пути.
***Пикетажный журнал для съемки поперечников составляется только при съемке больных объектов земляного полотна.
Фиксация в нивелировочном журнале
Одновременно с пикетажистом нивелировщик записывает в нивелировочном журнале, табл. 5:
те же характерные точки поперечника и отсчеты по рейке в этих точках, пользуясь следующими сокращенными обозначениями:
В нивелировочном журнале указывают также номер пикета и плюса для каждого снимаемого поперечника и сторонность его относительно оси пути.
При нивелировании точек поперечника рейку устанавливают везде на грунт, за исключением головки рельса и крайней закрепленной точки.
Съемка поперечных профилей на станциях принципиально ничем не отличается от съемки их на перегоне. Разница состоит лишь в том, что в этом случае уделяется больше внимания точному замеру междупутий (до 0,01 м) и берутся отметки головок рельсов всех путей.
Инженерной геодезии
3 В случае, если разность превышений будет более 5 мм, то производят повторное нивелирование на данной станции.
Тогда между точками пикетажа выбирается одна (см. рисунок 6.14, б ) или больше иксовых точек так, чтобы при помощи их можно было бы произвести нивелирование. Иксовые точки служат лишь для передачи отметок, поэтому расстояния от них до пикетов не измеряются и на профиль эти точки не наносятся.
На криволинейных участках трассы нивелируют как промежуточные точки начало, середину и конец кривой, а также все пикеты и плюсовые точки, вынесенные с тангенса на кривую.
Нивелирование трассы через пикет возможно только при равнинной местности. Расстояния от нивелира до связующих точек при этом будут около 100 м. Нивелир в этом случае устанавливают в стороне от оси трассы не менее чем на 10 м. Пикеты через один служат связующими точками, а все остальные нивелируют как промежуточные точки.
Рисунок 6.14 – Применение иксовой точки
Нивелирование поперечников. Поперечники – это прямые линии, перпендикулярные к направлению трассы. Разбивают их обычно с помощью эккера или теодолита на 20–50 м влево и вправо от оси трассы. Если позволяют условия местности, то нивелирование поперечников производят с ближайших к ним станций продольного нивелирования трассы. В противном случае поперечники нивелируют с отдельных станций, причем отсчеты по рейке берут на всех точках поперечника, только по черной стороне рейки. Отсчеты записывают на отдельных страницах в конце журнала нивелирования. Образец записи показан в таблице 6.2.
Станции нивелирования на поперечниках выбирают так, чтобы были
видны отсчеты на все характерные точки поперечника (правые и левые от
его оси), а также на одну или две точки, лежащие на трассе (обычно на задний или передний пикеты или плюсовые точки (рисунок 6.15, а ).
Таблица 6.2 – Журнал нивелирования поперечников
Абсолютные (условные) высоты
На крутых косогорах нивелирование поперечника с одной станции выполнить невозможно, поэтому поперечник нивелируют с нескольких станций. В этих случаях высоты точек на последующие станции нивелирования передают через связующие точки, лежащие на трассе (см. рисунок 6.15, б ).
Рисунок 6.15 – Схема нивелирования поперечников
Вычисление высот точек на поперечниках выполняют через горизонт нивелира. По высотам точек на поперечниках составляют поперечные профили трассы.
Высотная привязка трассы к реперам
государственной нивелирной сети.
Нивелирование через реки и овраги
В целях передачи абсолютных отметок на точки трассы, получения дополнительного контроля и повышения точности нивелирования трассы через 5–10 км выполняют привязку к близлежащим реперам и маркам государственного нивелирования.
Привязку трассы производят путем проложения нивелирного хода, состоящего из одной или нескольких станций от близлежащего репера до точки на трассе. Одна рейка при этом устанавливается на репер, а вторая – на колышек, костыль или башмак, забитый в землю на расстоянии 100–200 м от репера в направлении трассы. Нивелирование на станции выполняют методом из середины, так же, как и при нивелировании трассы. При отвязке от стенных марок имеются некоторые особенности.
Стенные марки обычно расположены выше горизонта прибора. Поэтому при привязке к ним желательно иметь специальную подвесную рейку. Марка и подвесная рейка имеют отверстия одинакового диаметра. В отверстие марки вставляют стальной штифт, и на него навешивают подвесную рейку. Нуль рейки совмещен с центром ее отверстия. Согласно рисунку 6.16 превышение точки В над маркой А в этом случае будет
где З и П – отсчеты по рейкам.
При отсутствии подвесной рейки проекцию среднего горизонтального штриха сетки нитей зрительной трубы нивелира отмечают карандашом на стене под маркой, и расстояние от центра марки до проекции нити измеряют рулеткой. Схему привязки к марке или реперу зарисовывают в журнале нивелирования.
Если ширина реки более 300 м и взять отсчеты непосредственно по рейке из-за больших расстояний нельзя, то применяют специальные щитки, передвигаемые реечником вдоль реек по указанию наблюдателя до совмещения с проекцией нити. Отсчет по щитку-марке делает помощник наблюдателя или реечник.
Зимой нивелирование через широкие реки может быть произведено по льду. Нивелир и рейки при этом устанавливают на специально вмороженные в лед колья. Нивелирование по льду нужно выполнять в возможно кратчайший срок, так как лед нельзя считать неподвижным.
Широкие и глубокие овраги нивелируют в два приема: сначала определяют превышение между точками, установленными на его берегах, по правилам передачи высот через реки, а затем нивелируют овраг между точками на его берегах.
Нивелирование склонов и дна оврага можно произвести при помощи нивелира (см. рисунок 6.18). Характерной особенностью будут небольшие расстояния между связующими точками, что заставляет выбирать станции на 10– 15 м стороне от трассы. Нивелирование крутых склонов оврага можно произвести также ватерпасовкой при помощи двух реек, одна из которых должна быть снабжена цилиндрическим уровнем, а другая – круглым. Сущность этого способа нивелирования понятна из рисунка 6.18.
При нивелировании заболоченных участков для установки нивелира и реек забиваются колья до твердого грунта (рисунок 6.19).
В этом случае наиболее точные результаты дает применение самоустанавливающихся нивелиров с компенсатором.
6.11 Обработка журнала нивелирования
и составление профиля трассы
В журнале нивелирования (см. таблицу 6.1) для каждой станции вычисляют среднее значение превышения как среднее арифметическое из превышений, полученных по черным и красным сторонам реек. Например, для первой станции
h ср = [ – 1285 + ( – 1283)]/2 = −1284 мм.
Средние превышения записывают в графы 8 или 9 в зависимости от знака. Если среднее превышение оканчивается на 0,5 мм, то результат округляют до 1 мм к ближайшей четной цифре. Например: h ср = 1984,5 = 1984 мм; h ср = 2113,5 = 2114 мм.
На каждой странице журнала выполняют постраничный контроль, проверяя равенство:
Например, в таблице 6.1
(ΣЗ – ΣП)/2 = −2676; Σ h ср = −2676.
За счет ошибок округлений допускаются расхождения в равенстве постраничного контроля в пределах 1–2 мм.
Если нивелирование трассы привязано к реперам, то вычисляют невязку в превышениях по формуле
f h = Σ h ср – ( Н кон − Н нач ),
где Н нач и Н кон – отметки начального и конечного реперов;
f h – невязка (должна быть меньше ±50 мм√ L ).
Невязку распределяют с противоположным знаком поровну, на средние превышения хода, округляя до 1 мм, при этом сумма поправок должна равняться невязке с обратным знаком. Поправки в превышениях записывают в журнал нивелирования (над средними превышениями). Далее по высотам (отметкам) реперов трассы и уравненным превышениям (средние превышения с учетом поправок) вычисляют высоты всех связующих точек трассы по правилу: высота последующей точки Н посл равна высоте предыдущей Н пред плюс уравненное уравнение h между ними:
Высоты плюсовых (промежуточных) точек и точек на поперечниках вычисляют через горизонт нивелира. Горизонт нивелира ГН равен высоте точки плюс отсчет по черной стороне рейки на этой точке, например, на второй станции (см. таблицу 6.1) горизонт нивелира
ГН = Н пк0 + З; ГН = 58,385 + 1,134 = 59,519 м.
Высоты промежуточных точек +20 и +60 получены как горизонт нивелира на второй станции минус отсчет по рейке на этих точках:
Н +20 = 59,519 − 0,944 = 58,575 м; Н +60 = 59,519 − 0,712 = 58,807 м.
Аналогично через горизонт нивелира вычисляют высоты точек поперечника на пикете 3 (см. таблицу 6.2).
После обработки журнала нивелирования приступают к составлению профилей трассы. Профили дорог составляют в масштабах: горизонтальном – 1: 10000, вертикальном – 1: 200. При составлении профилей следует руководствоваться установленными образцами, на которых показана принятая сетка профиля для записи необходимых для проектирования данных (рисунок 6.20).
Масштабы: горизонтальный 1:10000
Рисунок 6.20 – Продольный профиль трассы
Продольный профиль составляют в такой последовательности:
1 На миллиметровой бумаге вычерчивают сетку профиля. Заполняют графы «Пикеты» и «Километры». Каждый десятый пикет подписывают полным номером, а остальные – только последней цифрой 1, …, 9.
2 Заполняют графы «Расстояния», «Отметки земли» и «Ординаты». В графах «Расстояния» и «Ординаты» проводят вертикальные линии на пикетах и плюсовых точках и в графе «Расстояния» отмечают расстояния между смежными ординатами, контролируя их сумму. В графу «Отметки земли» выписывают высоты точек из журнала нивелирования с округлением до 1 см.
3 Расписывают вертикальный масштаб от линии условного горизонта (верхняя линия сетки профиля) и по отметкам земли делают наколку профиля. Расстояние между линией профиля и линией условного горизонта должно быть не менее 6 см.
4 По данным пикетажного журнала заполняют графу «Ситуация», где у оси трассы, нанесенной в виде прямой линии, указывают ситуацию дорожной полосы.
6 В соответствии с заданными техническими условиями при достижении минимального объема выемок и насыпей, баланса земляных работ путем последовательных проб наносят проектную (красную) линию. Проектные отметки точек перелома проектной линии определяют графически. По ним с точностью до 0,0001 вычисляют уклоны (частное от деления превышений на горизонтальные длины линий) и выписывают в соответствующую графу сетки профиля. После этого вычисляют проектные отметки всех пикетов и плюсовых точек по следующему правилу: проектная отметка последующей точки равна проектной отметке предыдущей плюс произведение уклона линии на горизонтальное расстояние между точками.
7 Вычисляют рабочие отметки как разность между проектными отметками и отметками земли. Рабочие отметки насыпей выписывают на профиле над проектной линией, а рабочие отметки выемок – под проектной линией.
8 Аналитически рассчитывают положение точек нулевых работ (точки пересечения линии земли с проектной линией):
где Х – расстояние от точки нулевых работ до точки с рабочей отметкой a ;
a и b – рабочие отметки ближайших пикетов или плюсовых точек, меж-
ду которыми находится точка нулевых работ;
d – горизонтальное расстояние между рабочими отметками
Профиль вычерчивают и оформляют в соответствии с образцом (см. рисунок 6.20). Проектные данные на нем показывают красным цветом, точки нулевых работ и расстояния до них – синим, все остальное оформление делают черным цветом.
Поперечные профили составляют на миллиметровой бумаге в масштабах: горизонтальный – 1:1000, вертикальный – 1:100 (рисунок 6.21).
Горизонтальные расстояния до точек перегиба профиля на поперечнике откладывают вправо и влево от осевой точки трассы, на которой производилась разбивка поперечника. Высоты точек поперечника откладывают по вертикали от принятого условного горизонта в соответствующем масштабе.
6.12 Составление плана трассы. Ведомость углов поворота,
План трассы – это проекция трассы на горизонтальную плоскость. Составляют план трассы в масштабах 1:5000 или 1:10000 по координатам вер-
ш ин углов поворота, а при небольшой длине трассы – по дирекционным углам (румбам) и длинам линий. Трассу наносят красным цветом. На плане трассы указывают положение пикетных и километровых точек, главных точек круговых и переходных кривых. В условных знаках наносят ситуацию полосы местности. Пример оформления плана трассы показан на рисунке 6.22.
14. Нивелирование трассы
Время чтения: 9 минут
7.1. Закрепление трассы по высоте
Вдоль всей разбитой на местности трассы, но за пределами зоны работ закрепляются точки, называемые реперами. Они могут быть временными и постоянными.Временные реперы – это столбы, закапываемые ниже глубины промерзания. Внизу закрепляется крестовина. Такой репер называется временным грунтовым. В качестве временного репера можно использовать пни деревьев диаметром 0,5 м и более. Временные реперы размещают по трассе через каждые 2 – 3 км, а через 20 – 30 км устраивают постоянные реперы. Особенно необходимо их устраивать в начале и в конце трассы, на станциях, вблизи будущих мостов и тоннелей. Постоянные реперы могут быть стенными или грунтовыми.
7.2. Задача нивелирования.
Целью нивелирования трассы является получение отметок пикетов, плюсовых и точек поперечников для построения продольного и поперечного профилей трассы. Его выполняют вслед за разбивкой пикетажа и установкой реперов. Нивелирование ведут из середины с расстоянием от нивелира до реек 50 – 100 м.
Бригада по нивелированию состоит из нивелира, записатора и двух реечников.
В снаряжение бригады входят нивелир со штативом, две двусторонние рейки, два переносных фиксатора (башмак), журнал нивелирования. Запрещается производить нивелирование без поверки нивелира и реек.
Чтобы не пропустить пикеты и плюсовые точки, нивелировщик должен иметь пикетажный журнал трассы.
7.3. Работа с нивелиром на станции
Для определения превышений между связующими точками, на каждой станции нивелир устанавливают посредине между ними (рис. 90). За связующие точки принимают пикеты или плюсовые точки, но чтобы расстояние между ними не более 150 м, а превышения несколько меньше длины рейки. При этом для контроля превышения на станции в комплект должны входить две рейки с разностью по красным сторонам реек на 100 мм. Например, одна рейка с началом отсчета 4687 мм, а вторая – 4787 мм.
Рис. 90. Нивелирование трассы
Отсчеты по рейкам, установленным на связующие точки, берут в следующей последовательности:
1) по черной стороне рейки на заднюю точку Зч;
2) по красной стороне рейки на заднюю точку Зк;
3) по черной стороне рейки на переднюю точку Пч;
4) по красной стороне рейки на переднюю точку Пк.
Если полученные превышения оказались равными или отличаются не более чем на 5 мм, то из них рассчитывают среднее превышение. В противном случае работу переделывают.
Пример:
Если между связующими точками находятся промежуточные (рельефные или контурные) плюсовые точки, задний реечник поочередно ставит на них рейку, и нивелировщик берёт только по её черной стороне промежуточный отсчет С (рис. 90 точки ПК0+29, ПК1+71).
После этого работу на станции заканчивают и переходят на следующую. При этом задний реечник с промежуточной точки переходит на переднюю точку новой станции. Передний реечник остается на месте и на новой станции он будет задним.
На новой станции и на всех последующих работу ведут в таком же порядке.
В зависимости от местных условий за связующие точки берут и плюсовые. Например, на станциях III и IV (рис. 90) за связующую принята плюсовая точка ПК2+59.
На крутых склонах, где превышение между пикетами больше 3 м, приходится ставить дополнительные связующие точки. Например, пикет ПК3 и ПК4 лежат на ровном крутом скате и превышение между ними больше длины рейки. В этом случае превышение между пикетами измеряют по частям, используя дополнительную связующую точку, называемую икс-точкой. Рейку в икс-точке ставят на колышек или переносной башмак. На очень крутых склонах ставят несколько икс-точек. На профиль икс-точки не наносят и расстояния от них до пикетов не измеряют. Они служат только для передачи превышений.
7.4. Нивелирование оврагов
Если нивелирный ход пересекает узкий (до 100 м) овраг с крутыми скатами, то во избежание накопления ошибок при спуске в овраг и при подъеме из него передают высоту сразу с одного берега на другой (рис. 91).
Рис. 91. Нивелирование через овраг
Для этого с двух станций 1 и 2 нивелируют точки А и В на каждом берегу оврага. Превышение между этими точками вычисляют дважды:
Расхождение между значениями h1 и h2 не должно превосходить 5 мм.
Передача высоты через широкие овраги производится как и через реки. В случае необходимости составления поперечного профиля оврага разбивают пикетаж с закреплением кольями пикетов и плюсовых точек, которые затем нивелируют. Обычно нивелировщик спускается по одному скату оврага, нивелируя точки, расположенные на обоих скатах.
Нивелирование заросших оврагов приходится делать по каждому отрогу отдельно.
Широкие овраги нивелируют также как реки (см. п. 7.6).
6.5. Нивелирование поперечников
Нивелирование поперечников выполняют двумя способами:
1) попутно с продольным нивелированием трассы; 2) с отдельных станций, самостоятельно.
Рис. 92. Нивелирование поперечников
Если поперечники нивелируют попутно с продольным нивелированием, то рейки устанавливают на точки поперечника и берут отсчеты как на промежуточные точки (рис. 92).
При отдельном нивелировании нивелир устанавливают в таком месте, чтобы с одной станции можно было прочесть отсчеты по рейкам на возможно большем числе точек одного, двух, а то и трех поперечников.
Отсчеты берут только по черной стороне рейки. При этом исходной (задней) точкой служит пикет или плюсовая точка трассы, зная высоту которой вычисляют горизонт нивелира.
7.6. Нивелирование через реку
При ширине реки до 150 метров нивелирование ведут обычным порядком, от 150 до 300 м отметки с одного берега на другой передают следующим образом (рис. 93).
На обоих берегах выбирают точки А и В не ниже 2 м над поверхностью воды и закрепляют их временными реперами. В 50 – 60 м от этих точек выбирают станции 1 и 2 так, чтобы линии ст. 1 – А и ст. 2 – В были приблизительно параллельны, а расстояния ст. 1 – В и ст. 2 – А равны.
Рис. 93. Нивелирование широких рек
В точках А и В ставят двусторонние рейки, а на станции 1 – нивелир. По рейке в точке А берут отсчеты по черной и по красной стороне, затем берут отсчеты по двум сторонам рейки в точке В. Не меняя фокусировку трубы нивелира, переезжают через реку, ставят нивелир на станции 2 и берут отсчеты по двум сторонам рейки в точке А, а затем в точке В. Значение превышения точки А над точкой В вычисляют дважды и берут среднее, если разность превышений не будет более 10 мм на 100 м расстояния.
Если по середине реки есть остров или мель (рис. 93, б), станцию выбирают на них и при длине луча до 100 м нивелируют обычным порядком.
При большей длине визирного луча на одном берегу закрепляют точки 1 и 2, на втором – 3 и 4. Нивелир ставят на станцию 1, берут отсчеты по рейкам 1 и 2 (по черной и красной сторонам) и переносят его на остров на станцию 2. На острове нивелируют все четыре точки, после этого нивелир переносят на второй берег. Со станции 3 нивелируют точки 3 и 4. Для контроля находят по два значения превышений между точками 1 и 2, 3 и 4: одно со станций на берегу, второе – на острове. Если разность значений превышения не более 20 мм, то превышения между точками 2 и 3, 1 и 4 находят из отсчетов по рейке, взятой со станции 2, расположенной на острове.
На более широких реках отметку передают нивелирным ходом, прокладывая его через острова или расположенный в стороне мост, а в зимнее время – по льду.
14.7. Контроль нивелирования трассы
При нивелировании трассы возможны случайные грубые ошибки, например, просчеты по рейке или неправильно установленная рейка. Поэтому при нивелировании должен быть контроль.
Контроль нивелирования всей трассы может выполняться несколькими способами:
1. Нивелирование между реперами с известными отметками.
Если ход проложен между реперами государственного нивелирования, то для контроля сравнивают алгебраическую сумму превышений ∑ h хода с разностью отметок конечногоНк и начального Нн реперов.
Разность должна быть не более допустимой
мм, где L – длина хода в километрах.
2. Нивелирование в два нивелира.
Первый нивелировщик нивелирует связующие и промежуточные точки, а второй – идет вслед за ним, нивелируя только связующие точки. Результаты нивелирования сравнивают ежедневно. При большой разности в превышениях выполняют повторное нивелирование.
3. Проложение обратного хода.
Если работу ведут одним нивелиром, то для контроля делают обратный ход. При обратном ходе нивелируют только связующие точки. Станции, где допущены грубые ошибки, нивелируют заново.
4. Нивелирование замкнутым ходом.
Замкнутым называется ход, который начинает и заканчивается в одной точке. Контролем служит условие: алгебраическая сумма превышений хода должна равняться нулю.
14.8. Вопросы для самоконтроля
1. Что такое репер и для чего он служит?
2. Каков порядок работы на станции при нивелировании трассы?
3. Как определяют и контролируют превышение на станции?
4. Что такое связующие точки при нивелировании трассы?
5. Когда при нивелировании используют икс-точки?
6. Какие способы нивелирования поперечников существуют?
7. Как выполняют нивелирование через неширокие овраги?
8. Как передают отметку на другой берег реки?
9. Какие применяются способы контроля нивелирования трассы?