что такое пон в рэпе
От бадибэга до байта: гид по рэп-сленгу, после которого можно сразу залетать на баттл
Я приготовил бадибэги всем ноунеймам, кто нас диссит. Playboy флексит вместе с групис, Playboy флексит даже в кризис.
Здесь и далее фото unsplash.com
Буквально несколько лет назад российское общество сотрясла новость о противостоянии двух матерых рэперов — Оксимирона и Гнойного. Они встретились в рамках проекта Versus Battle, облили друг друга грязью в стихотворной форме и на несколько недель стали главной культурной сенсацией современности.
Двух артистов обсуждали буквально все — от главных телеведущих федеральных каналов и солидных политиков в галстуках до простых обывателей (не шарящих за рэп) и их любопытных бабушек. Надо признать, что далеко не все поняли, почему вокруг какого-то интернет-события поднялось столько хайпа, и почему эти ноунеймы так много сквернословили, называя свои строчки рил током.
Но процесс уже было не остановить. Культура баттлов, да и рэпа в целом еще плотнее вошла в повседневность непритязательного российского слушателя, дав ему новые смыслы и потребность быть в теме.
Несмотря на то, что сейчас в России рэперские батлы почти полностью утратили свою актуальность, вернувшись в дремучий андерграунд, интерес к самому рэпу по-прежнему остается большим. Вместе с этим растет потребность понимать, о чем вообще читают все эти эмси, выдавая в каждой строчке по новому неизвестному слову.
Будучи рэпером со стажем (рил ток), я постараюсь ввести тебя в курс дела и познакомить с основными понятиями, которыми оперируют современные артисты. После того, как все запомнишь, можешь смело залетать на баттл (если их еще где-то проводят).
Что такое пон в рэпе
У Lil Krystall’а в треке «Дикий запад» есть следующие строчки:
И ты крадешь наше линго
Но твой соус кислый
Слово «линго», собственно, и означает «сленг» — это дословный перевод с английского «lingo», а соус» на рэп-сленге означает «успех». Таким образом, Кристалл говорит о неудачном использовании рэп-сленга другими исполнителями. Но не стоит этому верить — все рэперы склонны к нарциссизму.
С глаголами в рэпе все намного проще, самыми популярными являются: трэпить, флексить, шарить, чиллить.
Например, в треке «Пляжный волебол» Basic Boy есть следующие строчки:
На пляже под солнцем чиллим, вокруг девочки в бикини
Мой гамак между двух палем и все те девочки палят
Слово «чиллим» означает «отдыхаем», девочки «палят», то есть смотрят.
Так же у этого исполнителя в треке «Странные ребята» встречается интересная строчка:
Они двигают на стиле, чтоб никто не понимал
«Двигать на стиле» стало устойчивым выражением, оно означает примерно то же самое, что и «флексить», но, в отличие от второго, имеет только одну трактовку — быть самобытным. Каждый уважающий себя любитель рэпа должен двигать на стиле и делать это так, чтобы никто не понимал, то есть быть аутентичным исполнителем.
Думал, что я AFK, но я поднял их на ха-ха
Моська лает на слона, но моя мышь — это сова
Один клик, и вам пора — уже звонят колокола
На твои усы надежды вмиг залезла борода
На примере трека «Фреймдата» исполнителя GONE.Fludd можно увидеть все богатство способов образования сленгинизмов:
Кнокаю фреймдату рэп-игры
Оппы вифят хит
Дэшаюсь вперед, олл сити кинг
Блочу спешл мид
Так же этот исполнитель известен своим собственным «флексиконом» (слово «флексикон» состоит из сленгинизма «флексить», образованного от английского глагола изгибаться (to flex) (у слова много значений, в данном случае имеется в виду «развлекаться») и слова «лексикон», получается такой «развлекательный лексикон»). В треке «Суперчуитс» GONE.Fludd демонстрирует некоторые придуманные им слова и даже дает им определение:
Что такое Суперчуитс?
Стиль свободной школы улиц
Швэпс слэнг — Суперчуитс
Свэг свэг — Суперчуитс
Как потрогать Суперчуитс?
Просто флекси, не сутулясь
В этих строках понятно, что «Суперчуитс» — это особый стиль жизни, при котором нужно быть раскрепощенным и смело двигаться. Однако нужно уточнить некоторые детали. Вообще, «Суперчуитс» — это название альбома и трека, а изначально придуманное исполнителем слово звучало как «чуитс» и означало оно, по словам самого артиста, «стиль жизни, смесь сока и свэга в ярких красках сквозь призму неприличия для тех, кто умеет веселиться». Если говорить простыми словами, «чуитс» используется для высказывания одобрения или заменяет приветственные и прощальные фразы. Если «чуитс» образовано окказиональным способом, то «швепс» в значении «свежесть» — лексико-семантическим. «Свэг» непереводимое слово, обозначает «выражение индивидуальности», а глагол «флекси» в этом контексте означает «двигайся» или «танцуй».
Значение слова пон
пон в словаре кроссвордиста
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Википедия
Код INSEE кантона 1720. Всего в кантон Пон входят 19 коммун, из них главной коммуной является
Код INSEE коммуны 21495.
Код INSEE коммуны — 17283.
Код INSEE коммуны — 64450.
Примеры употребления слова пон в литературе.
Когда Трот и Пон снова подкрались к окну, то увидели, что Блинки таращится на свою жертву.
Но Блинки так рассердилась на Пона и Трот, подглядевших, как она колдует, что заковыляла в ту сторону, куда они умчались, надеясь рано или поздно поймать и жестоко наказать их.
Ще бъде прекрасно, ако млъкнете поне за минутка и поразмислите, за да се убедите колко съм прав.
Ще ни трябват белтъчни синтезатори, ще трябва да дезактивизираме като начало поне сто милиона хектара заразена почва.
Късно вечерта Максим почувствува, че този град му е дошъл до гуша, че няма желание нищо повече да вижда и му се иска поне да хапне нещо.
Он молча кивнул головой и, окинув ее непроницаемым взглядом, вернулся к Поне и велел ей попробовать еще раз, в более медленном темпе.
С третьего раза Поне удалось более или менее правильно исполнить упражнение, и она с облегчением улыбнулась.
Кардиналу не стоило большого труда усмотреть в его поведении злокозненный умысел и убедить королеву, что старания Принца и г-жи де Лонгвиль были вызваны не столько заботой об устройстве замужества г-жи де Пон, сколько желанием заручиться поддержкою Гавра, комендантом которого был ее муж, руководимый и опекаемый своей тетушкой герцогинею Эгийон.
И страшно му харесваха любовните сцени, които Максим заимствуваше основно от филмите, за да даде на аборигените поне някаква представа за емоционалния живот на Земята.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: pon
Задом наперед читается как: ноп
Пон состоит из 3 букв
Что такое пон в рэпе
В связи с возрастающим интересом к баттл рэпу и всей хип-хоп инжустрии в целом, представляем вам подробный понятийный аппарат (рэп словарь) по Рэпу, чтобы вы могли понимать то, о чём говорят МС в своих баттлах.
Автотюн – Программа обработки и коррекции голоса, используется для коррекции пения исполнителя по нотам. В рэпе стало именем нарицательным и отождествляет все программы коррекции голоса.
Андеграунд(underground — подполье, андерграунд) — ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму.
Акапелла — Записанный на микрофон текст, отдельно от минуса.
Бит (Beat) — Барабанно-басовая партия минуса. Раньше читали под ударную партию, создаваемую бит-боксом либо постукиванием предметов. Изначально это слово употреблялось как такт в рэп музыке. На данный момент любую музыку под которую читают рэп, называют битом.
Битбокс — Бит, создаваемый исключительно при помощи рта, без использования музыкальных инструментов.
Битмейкер – Человек, который создает биты в специализированных программах, таких как Cubase, FL Studio и прочих. Хорошим уровнем создания битов является использование инструментов, записанных в живую и не использование сэмплов.
Биф (Beef) — Вражда между рэп исполнителями, тусовками или лейблами, сопровождающаяся дисами и за частую разборками в живую.
Бутлег (bootleg) — пиратская сборка треков, о которой исполнитель может даже никогда и не узнать.
Бэки – Дополнительно записанная аудио дорожка, где исполнитель произносит как правило только вторую часть строчки или выделяет рифмы и фразы.
Бэк вокалист – Человек, который помогает исполнителю на сцене. Как правило он произносит вторую часть строчки, для того, чтобы у исполнителя была возможность набрать в это время воздух.
Версус (VERSUS) — Один из двух самых популярных live баттлов России. Базируется в Санкт-Петербурге.
Гострайтер – Специалист, занимающийся написанием текстов за деньги.
Дабл-тайм — Читка вдвое быстрее ритма музыки. Яркими представителями данного стиля являются Ceza, Tech N9ne, FIKE, Dom1no и другие исполнители.
Двойные рифмы (Double-rhyme) — Окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма в следующей строке, так же двумя словами. То есть если первая строка имеет окончание “мозгом и сердцем”, значит нужно будет подобрать созвучие к слову “мозгом” и отдельное созвучие к слову “сердцем”. Например — “постер на дверцу” (мозгом — постер, сердцем — дверцу).
Дисс (diss, disrespect) — Трек, направленный на другого исполнителя или на кого-либо, что-либо с целью «опустить его». В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону оппонента и его близких, угрозы, шутки ниже пояса и прочее. Дисы часто используются в бифах.
ЕП (EP) — Небольшой альбом, размером как правило, до 7 песен.
Звукорежиссер – Специалист, который осуществляет сведение и мастеринг треков.
Индабаттл (Утконос) — Баттл, проходящий на портале indarnb.ru. Второй по масштабности баттл в России. Носит сленговое название «Утконос», по тому что отец главного организатора баттла (Snake), является владельцем сети магазинов Утконос.
Инструментал — Синоним общего значения слова бит
Кавер (cover) – Новая версия трека, записанная (перечитанная) другим исполнителем.
Капа — Сленговое название слова «акапелла».
Квадратные рифмы — Рифмы в тексте добавляются в конце строки, а у рифмующихся слов совпадают окончания. Пример «рука-мука», «гора-пора». Считается, что это самый простой способ рифмовки.
Концертный директор – Специалист, отвечающий за организацию концертов исполнителя.
Кранк (Crunk) — стиль южной рэп музыки, с повторяющимися фразами и быстрыми танцевальными ритмами.
Лайв (live) — Аудио или видео запись с концерта исполнителя. Как правило пометку live ставят в названии трека, что бы было понятно, что это не студийная версия, а запись с концерта.
Лейбл (label) — 1) Зарубежом лейблом является звукозаписывающая компания, обладающая правами на выпуск и распространение альбомов исполнителей. 2) В России лейблом называют рэп группы. Часто эта группа в первую очередь объединена студией.
Майк – Микрофон
Мастеринг — финальный этап работы над песней, который призван сделать хорошо сведенный микс громче, ярче, чище, прозрачнее и поставить его на один уровень с популярными коммерческими треками по уровню громкости. Так же на этом этапе можно исправить незначительные ошибки, допущенные при сведении.
Микс (mix) — несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Как правило, миксы составляются диджеями для разных целей (например, для включения по радио в тематических передачах). Обычно миксы состоят из треков, схожих по жанру, настроению и другим признакам. В среднем, длительность микса колеблется от 25 до 74 минут.
Микстейп (Mixtape) — 1) В иностранном рэпе это слово означает релиз, выпущенный из ремиксов или смикшированных треков. 2) В Русском рэпе микстейпом называют сборник треков, записанных на минусовки, незаконно взятые из чужих треков. Как правило микстейпы в России нарушают авторские права исполнителей. Также микстейпом называют сборник треков, записанных на минус, выложенный битмейкерами для общего пользования.
Минус — Синоним общего значения слова бит.
Независимый баттл — Баттл, проходящий на сайте hip-hop.ru, организаторами которого является не администрация форума, а сами форумщики.
Ноунейм (Noname) — Недостаточно популярный или неизвестный исполнитель, не обладающий «именем». Относительно объективным показателем в этом аспекте может являться количество аудио в vk и количество концертов, а так же количество посетителей, пришедших на концерт.
НР (Новый Рэп) — Самый масштабный новостной рэп паблик vk.
Ньюскул – Новый стиль хип-хопа, отличительными чертами которого являются использование фастфлоу, перебежек и различных плагинов и эффектов, таких как мелодин и автотюн.
Олдскул (Oldschool) – Ранний стиль хип-хопа, так же именуемый старой школой. Яркими представителями это стиля являются 2Pac, Wu-TangClan и Onyx. За частую это размеренная подача без использования множества эффектов и фастфлоу.
Официальный баттл — Баттл, проходящий на сайте hip-hop.ru, организаторами которого является администрация форума. Самый масштабный баттл России.
Панч, панчлайн (Punch) – Это лаконичная фраза / строка, призванная зацепить оппонента. Это может быть как яркая метафора, так и шутка ниже пояса. «Наличие оппонента необязательно. Это как добивка в анекдоте. Просто цепляющая фраза или строка»
Парт – Прописанная часть одного исполнителя на совместный трек.
Перебежки, ускорение — Основополагающая часть фастфлоу. Увеличение скорости чтения текста.
Пиар – Распространение творчества исполнителя или какой-либо информации и предложения услуг.
Подача — Эмоции, вложенные в читку, расставленные интонации, способ произношения слов, использование вокала, перебежки, ускорения и прочие специфические рэп приемы.
Продюсер – Специалист, полностью занимающийся продвижением исполнителя, занимаясь всеми юридическими и финансовыми вопросами. За частую, имя исполнителя (никнейм) продюсеры регистрируют на себя и когда исполнитель меняет продюсера он вынужден менять и никнейм так как все права на старый никнейм будут принадлежать старому продюсеру. По этой причине Loc-Dogвынужден был сменить свой ник на Лок Дог.
Промо (promo) — релиз для ознакомления с творчеством определенного исполнителя.
Релиз — Премьера альбома, трека, клипа или сборника
Ремикс (Remix) — Новая аранжировка уже выпущенного трека.
Рэпкор — поджанр рок-музыки, характерный использованием рэпа в качестве вокала. Рэпкор сочетает в себе инструментальные и вокальные свойства таких направлений, как панк, альтернативный рок, хип-хоп.
Сведение — стадия работы над песней, во время которой производится совмещение записанных звуковых дорожек (инструменты, основной вокал, дубли и т.д.) в один звуковой файл при помощи различных устройств и приемов, таких как эквализация, компрессия, манипуляций с громкостью, размещение в пространстве, добавлении звуковых эффектов. Примечание : коррекция вокала, синхронизация дублей и бэков — это процесс в сведение не входящий, это предшествующий
сведению этап монтажа.
Свэг (swag) – Выражение крутости и индивидуальности.
Скилз (Skills) — Подача и различные виды построения рифм.
СловоСпб (SLOVOSPB) — Один из двух самых популярных live баттлов России. Базируется в Краснодаре.
Составные рифмы — Окончание строки в следующей строке рифмуется сразу с несколькими словами. Пример: «Апокалипсис — А ты пока лечись»
Сторителлинг — трек, в котором излагается какая-либо история, при том последовательно описываются события, действия и поступки реальных, либо вымышленных героев.
Сэмпл – Относительно небольшой фрагмент мелодии (музыки), взятый за основу создания минуса. На сэмплы накладывают биты.
Тейк – записанный фрагмент, попытка. Пример использования: Я записал это всё в один тейк, т.е. с одной попытки.
Трек (Track) — Синоним слова «песня» в рэпе.
Триоли — это музыкальный размер. В рэпе сейчас так принято называть читку с ломаными фишками, наподобие тангвиста, ускорений и т. д.
Тру (True) — Исполнитель, который читает правду, то есть то что он на самом деле думает, делает и то, что происходило в его жизни.
Утконос — Сленговое название Индабаттла.
Фастфлоу (FastFlow) — Стиль подачи, построенный на перебежках и ускорениях.
Фит (ft. или feat) — Означает, что это совместный трек двух или более исполнителей
Флейва (flave) – Тусовка, компания, группа или лейбл.
Флоу (Flow) — Скорость исполнения.
Фристайл (Freestyle) — Импровизация в рэпе. Чтение текста, сочиняемого исполнителем на ходу.
Фэйк (Fake) — Исполнители, чей текст основан на вранье. Характерной их чертой считается не умение «отвечать за слова».
Хайп — восторженные слухи, зачастую нарочно раздуваемые с маркетинговой целью.
Хасл — Любой вид заработка, связанный с рэпом или нарушением закона ( продажа наркотиков и т.д.)
Хейтер — Слушатель осуждающий какое-либо творчество и имеющий к нему острую неприязнь.
Хоуми (Homie) — Друг или близкий человек.
Что такое гиперпоп, и как он попал в биты рэперов
Начало массовой популярности жанра гиперпоп принято отсчитывать с 2019 года, когда у дуэта музыкальных экспериментаторов из Сент-Луиса 100 gecs вышел альбом “1000 gecs”. Транс, поп-панк, инди-рок, трэп, глитч-кор – это далеко не полный список жанров, отголоски которых можно услышать на кричащем, эклектичном детище Дилана Брэйди и Лоры Лес. В пределах одного трека запитченый речитатив может сорваться у них в автотюновые завывания, а забавная меметичная мелодия вдруг превратиться в гитарный рифф с выкрученным на максимум дисторшном. 100 gecs собрали несовместимые на первый взгляд детали музыкального пазла, балансируя между привычной мелодикой поп-музыки и экспериментальной неслушабельной какофонией. Идеально это формула раскрывается в их главном хите с альбома – треке “money machine”, в котором кантри-гитара сменяется искаженным до неузнаваемости семплом из сета битов для игры Minecraft.
Через два месяца после выхода альбома “1000 gecs” в Spotify появляется официальный плейлист с лаконичным названием “hyperpop” и 100 gecs на обложке. Уже тогда многим музыкальным критикам, закрывавшим до этого глаза на маргинальный жанр, стало понятно, что гиперпоп – это явление, которое пришло в музыку основательно и надолго. Плейлист моментально стал хитом. 30-летний редактор Spotify Лиззи Сабо, которая и собрала плейлист, сказала в интервью Vice, что по статистике слушатели сохраняют треки из сборника “гиперпоп” охотнее, чем из любых других официальных плейлистов – это важный показатель популярности жанра и доказательство того, что он имел большую фан-базу и до 2019 года.
<span ></span><span ></span><br><br><br><span ></span>
В том же интервью Сабо назвала “крестного отца” гиперпопа – это 31-летний продюсер из Лондона Александр Гай Кук. A.G. Cook – один из пионеров жанра, музыкальные эксперименты которого во многом сформировали узнаваемое звучание гиперпопа. Он очень много сотрудничал с британской поп-исполнительницей Charli XCX. 29-летняя певица стала проводницей этого направления на поп-сцену. Кук назвал в интервью журналу “American Songwriter” жанр, в котором выступает Чарли “классической” поп-музыкой. Приставку “поп” продюсер считает устаревшей – к попсе теперь относятся не только хиты стадионных звезд со страниц глянцевых журналов (Кук привел в пример Леди Гагу и Бритни Спирс), но и песни, завирусившиеся в TikTok, и хип-хоп, который давно успешно завоевывает чарты. При этом продюсер ни в коем случае не относится к этой музыке пренебрежительно и иронично – из смеси привычных слуху поп-хитов, въедающихся в мозг вирусных тик-ток треков и хип-хопа в том числе и состоит гиперпоп. Намного сложнее определить, какая музыка не оказывает влияние на этот жанр. Брэйди из 100 gecs, например, в прорывном альбоме дуэта часто отсылал к забытому ныне жанру бростеп, “перекошенному и агресивному” ответвлению дабстепа, а в сольном альбоме “Apple” A.G. Cook вдохновлялся творчеством популярной кантри-певицы Шанайи Твейн. Поп-панк, рок-баллады 80-х, музыкальная эстетика Канье Уэста времен “Yeezus” – описание гиперпоп-альбома неизбежно сводится к перечислению несовместимых элементов, которые умудряются звучать интересно и не скатываться в скроенный на коленке mash-up.
Для гиперпопа A.G. Cook действительно очень важная фигура: он основал лейбл PC Musiс, который сыграл большую роль в формировании фирменного звучания этого музыкального направления. Сам Кук в уже упомянутом интервью не забыл отдать должное таланту другого жанрообразующего артиста – Sophie. В начале музыкальной карьеры A.G. Cook создавал треки на основе готовых пресетов. Все изменилось, когда он встретил шотландского музыканта Софи Зион, выступавшую под псевдонимом Sophie. В отличие от Кука она была настоящим саунд дизайнером, которая вывела жанр на новый уровень. Именно спродюсированный Sophie трек “Vroom Vroom” обозначил водораздел в карьере Charli XCX. Авангардный и новаторский для 2015 года продакшен звучит свежо и необычно и в 2021 году.
Просто послушайте Чарли до начала экспериментов с гиперпопом. Например, симпатичный фит с Ритой Орой. Нормативный, работающий по всем музыкальным правилам хит сейчас звучит устаревше. Гиперпоп, как и многие молодежные, бунтарские жанры до него, разрушает устоявшиеся правила, бросает им вызов. Актуальность этого подхода доказали дальнейшие проекты Чарли, спродюсированные Sophie и A.G. Cook – микстейпы “Number 1 Angel” и “Pop 2”. Критики в один голос называли творчество новой Чарли поп-музыкой будущего. После успеха 100 gecs можно с уверенностью сказать, что это будущее уже наступило.
В январе 2021 Sophie погибла в результате несчастного случая. В заявлении ее лейбла о причине смерти было сказано: “Софи поднялась вверх, чтобы посмотреть на полную луну, поскользнулась и упала”.
Музыкальная эклектика и открытость к экспериментам роднит гиперпоп с хип-хопом. В первую очередь с клауд- и эмо-рэпом, рэп-панком и минималистичным трэпом, – эти поджанры хип-хоп музыки зарождались и развивались, как и гиперпоп, на платформе Soundcloud. Естественный процесс взаимного влияния и интеграции жанров не мог не сказаться на их развитии.
Одни из главных экспериментаторов в жанре клауд-рэпа — Yung Lean, Ecco2k и Bladee порой заходят в своем творчестве на территорию гиперпопа. Песня Ecco2k “Peroxide”, например, вполне могла бы оказаться в том самом плейлисте от Spotify.
В вышеупомянутом сборнике треков итак хватает хип-хоп композиций. Многие из них были добавлены дуэтом 100 gecs, которым дали возможность редактировать плейлист в июле 2020 года. Дилан и Лора показали миру исполнителей, до этого находившихся в андергарунде. Среди них – 16-летняя p4rkr, которая умело смешивает хип-хоп и гиперпоп так, чтобы оба жанра могли органично сосуществовать на одном треке, не перетягивая на себя одеяло. Как правило, девушка совмещает гиперпоп-инструментал и флоу, характерный для минималистичного трэпа. По этой схеме она читает, например, в треке “four am”.
В Россию тоже постепенно проникает гиперпоп. Андерграундые артисты New Sylveon и pure, например, явно вдохновляются эстетикой j-pop и творчеством 100 gecs. Русскоязычный хип-хоп тоже не отстает – гиперпоп-тенденции можно услышать в экспериментах с музыкальной формой от рэпера zavet и даже в мультяшном трэпе Платины. Клип “На грязном”, например, вовсю заигрывает с digital-эстетикой гиперпопа.
Надолго ли гиперпоп? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, но очевидно, что даже если жанр ждет печальная судьба диско, гранжа и дабстепа, свой след в культуре он точно оставит. Наверное, можно сказать, что эпоха цифрового безумия, урбанистической депрессии, тотальной доступности информации и отсутствия возможности ее адекватно воспринять взрастили в человеке ироничный цинизм и хрупкую ранимость. Гиперпоп прекрасно отражает эту двойственность — за кислотными, яркими вставками в клипах, за гипертрофированно-жизнерадостными и перенасыщенными деталями музыкальными решениями чаще всего скрывается экзистенциальный крик о помощи человека, оставшегося наедине с самим собой. Успевший уже всем надоесть задорный гиперпоп-хит SugarCrash! как раз об этом – достаточно просто прочитать текст песни.