что такое периодизация в психологии

Возрастная периодизация зарубежных психологов — Понятие возраста в психологии

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая онтогенетическое развитие психики, ее качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфическими для возраста задачами совладания с окружающим миром и культурой, которые решаются путем формирования новых форм поведения и деятельности.

Компонентами предмета психологии старения являются:

Возраст или возрастной период — это цикл развития ребенка, который имеет свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — это качественно своеобразный период психического развития, который характеризуется, прежде всего, возникновением нового образования, подготовленного всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в свидетельстве о рождении и впоследствии в паспорте. Возрастной диапазон имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут смещаться, и один ребенок будет вступать в новый возрастной период раньше, а другой позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием детей, особенно «подвижны».

В большинстве источников гериатрическая психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Проблемы современной возрастной психологии:

Психология развития изучает процесс развития психологического функционирования и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяют три направления психологии старения:

что такое периодизация в психологии. lfirmal 3. что такое периодизация в психологии фото. что такое периодизация в психологии-lfirmal 3. картинка что такое периодизация в психологии. картинка lfirmal 3. Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая онтогенетическое развитие психики, ее качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфическими для возраста задачами совладания с окружающим миром и культурой, которые решаются путем формирования новых форм поведения и деятельности.

Понятие возраста в психологии

Понятие старости включает в себя ряд аспектов:

Для определения умственного возраста детей в возрасте от 4 до 16 лет используется тест Векслера, включающий вербальные и изобразительные задания. При его применении получается суммарный «общий интеллектуальный индекс». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент:

В реальной жизни отдельные компоненты возраста не всегда совпадают.

Существуют различные возрастные периодизации развития. Они выделяют разные периоды, эти периоды называются по-разному, возрастные рамки разные, потому что их авторы исходят из разных критериев.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Примером этого является периодизация, основанная на биогенетическом принципе.

Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

Павел Петрович Блонский выбрал объективное, легко наблюдаемое, связанное с существенными особенностями конституции растущего организма — появление и смена зубов:

Зигмунд Фрейд считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией, главным источником, двигателем человеческого поведения. Под инфантильной сексуальностью понимается 3. Фрейд понимал инфантильную сексуальность в самом широком смысле, все, что доставляет физическое удовольствие — ласки, сосание, дефекация и т.д..

0 — 1 год Оральная стадия (эрогенная зона — слизистая оболочка рта и губ). Ребенок получает удовольствие от сосания молока и сосания собственного пальца или предмета в отсутствие еды. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, могут сформироваться обжорство и жадность. В дополнение к бессознательному «оно», формируется «я» ).

1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается на слизистую оболочку кишечника). Формируются порядок, чистота, скрытность, агрессивность. Формируется множество требований и запретов, благодаря чему в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «суперэго» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Гениталии становятся ведущей эрогенной зоной. Если раньше детская сексуальность определялась самостоятельно, то теперь дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым: мальчики — к матери (Эдипов комплекс), девочки — к отцу (комплекс Электры). Это время строжайших запретов и интенсивного формирования «сверх-Я».

Латентная стадия от 5 до 12 лет временно прерывает, так сказать, сексуальное развитие ребенка. Побуждения, исходящие от эго, хорошо контролируются. Сексуальные переживания детства подавляются, и интересы ребенка направлены на общение с друзьями, школу и т.д.

В возрасте 12-18 лет генитальная стадия соответствует половому развитию ребенка. Все эрогенные зоны объединяются, и возникает желание нормального полового акта.

Психологический возраст и самовосприятие

Время всегда казалось людям (особенно европейцам) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом свидетельствуют даже самые древние пласты мифологии. В зависимости от счета прибылей и убытков отдельного человека и всего человечества, открытого и подотчетного времени, ему оказывались самые разнообразные «почести», включая как благодарность за его нелестную рациональность, так и постоянные сетования на скрытую в нем корягу. Человек всегда ощущал вне себя, а прежде всего внутри себя, неумолимое движение времени.

Сугубо теоретическое, философское понимание длительности началось с попыток преобразовать ее из эмпирической в мыслимую, хотя в некоторых случаях привычная апелляция к сенсорному опыту сохранялась. Субъективное восприятие времени, однако, оставалось прерогативой психологического познания. И, как это часто бывает, психология работала с некоторыми закономерностями и концепциями, изначально представленными в философском познании. Так появилось человеческое желание определить движение времени — психологическое обоснование стойкой тенденции человеческого разума сводить время к пространству, а временное движение — к пространственному.

Предположения о наличии определенных временных «режимов» в структуре Я-концепции, по сути, традиционны для психологических исследований личности. Начиная с классических работ У. Джеймса, понятие Я-концепции включает в себя не только актуальную самопрезентацию, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем, поскольку именно идея реализации идеального Я (которая по определению связана с будущим) была принята за один из основных компонентов Я-концепции самооценки.

Обретение возраста, овладение возрастом, в конечном счете, является лишь моментом развития, который должен смениться новым этапом, переходом к новому возрасту, и этот переход уже присущ предыдущему возрасту как тенденция к его преодолению. В этом отношении жизнь в определенную эпоху является одновременно и опытом, и выживанием этой эпохи. В этом случае «нахождение-уход», нахождение определенной формы и выход за пределы этой формы может относиться не только к будущему, но и к прошлому. Иногда (особенно в определенном возрасте) человек идеализирует уже пройденные этапы и, исходя из своего опыта и наблюдаемых современных тенденций, стремится вернуться в более раннюю эпоху. Если перейти с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, то можно предположить, что реализация психологического времени осуществляется человеком в виде конкретного переживания своего «внутреннего» возраста, который можно назвать психологическим возрастом личности.

Ф.Т. Михайлов говорит, что сущность человека заключается не в том, что он есть в данный момент, кем или чем он был или стал, а в его вечном неравенстве самому себе, в постоянной необходимости соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т.д.) с объективными обстоятельствами и условиями взаимодействия с другими людьми.Необходимость видеть себя не только такими, какими мы были в прошлом или какими мы видим себя в настоящем, но и такими, какими мы можем быть и, в некоторых случаях, должны быть в будущем: такими, какими мы уже достигли своих целей, выполнили свою задачу, изменили условия и обстоятельства, то есть изменились. Но это отношение к себе «извне», отношение к своему прошлому, настоящему и будущему, нарушает идентичность себя не только в восприятии. Это ни в коем случае не умозрительная трансценденция своего бытия. Представить себя одновременно во всех трех измерениях времени — значит оценить свою роль в событиях прошлого, увидеть себя их «судьей» в настоящем, а это возможно только при проецировании образа своего будущего на свою биографию, устремлении в это будущее и применении его мерки к уходящему и настоящему времени. Но дело в том, что в генезисе любого восприятия будущего на основе деятельности целеполагания (или, наоборот, любой целенаправленной деятельности) нет никакой (для мозга, души, психики, врожденной от рождения) способности к чистому созерцанию, а есть лишь внешняя жизненная необходимость разрешения целенаправленным действием объективных противоречий в условиях той или иной поставленной задачи.

Нарушение «тождества человека самому себе» определяется, таким образом, самим характером его жизнедеятельности: это всегда и прежде всего реальная (бытийная) диспропорция его сформированных потребностей, способностей, навыков, знаний и т.д., т.е. всей его субъективно переживаемой биографии с собственным субъективным миром, с потребностями и способностями других людей, требующих новых знаний, навыков и умений для разрешения противоречий этого мира. Быть человеком также означает быть вполне реальным и постоянно неравным с самим собой и оценивать себя как универсальную меру зоны своего следующего развития. Быть человеком — значит быть субъектом собственного самопреобразования.

Е.И. Головаха и А.А. Кроник определяют следующие основные признаки психологического возраста как феномена самосознания.

Искажения психологического возраста

Описана психологическая обратимость возраста. Также давно известно, что человек стареет. Так, маленькая девочка, почти младенец, может настаивать на том, что «я не маленькая», хотя она все еще маленькая и сама прекрасно это знает. Подросток готов «отдать душу дьяволу», чтобы его признали и назвали «взрослым». Но пожилые люди, особенно долгожители, всячески пытаются добавить несколько лет к своему жизненному опыту, а некоторым «рекордсменам» удается добавить и двадцать, и сорок лет к своему и без того немаленькому жизненному опыту.

Что вызывает эти искажения? В конце концов, возраст тела очевиден, поэтому его можно игнорировать. И. Филимоненко видит здесь психологический механизм преодоления страха смерти, борьбу подсознания за субъективное бессмертие. Поскольку время молодости отдалилось, признаки постепенного увядания организма должны вызывать рост нервно-психического напряжения. В отличие от этого, для определения возраста души не существует объективных внешних критериев; оно основано исключительно на субъективной самооценке. Отождествление «Я» только с духовным началом позволяет подсознанию на пороге надвигающейся старости успокаивать сознание приятными иллюзиями вечной молодости (точнее — вечной взрослости). По данным автора, среднегрупповые оценки пассивного возраста (тела) и самооценки субъективного возраста (души) совпадают в возрасте 25 лет. По их мнению, субъективный возраст «души» отстает от возраста пас в среднем на 5 лет на каждое дополнительное десятилетие жизни. Хотя Ю.Г. Овчинникова отмечает, что во время кризисов идентичности возможна диффузия временной перспективы, что особенно заметно в подростковом возрасте. Молодой человек чувствует себя либо ребенком, либо стариком, который «уже многое повидал».

Другой аспект проблемы — ответ на вопрос, насколько это «нормально»; не в смысле распространенности явления, а в смысле психического здоровья. Или, говоря иначе, что считается нормальной временной идентичностью, в какой степени возраст приспособления может опережать (отставать) от психологического возраста?

Анализируя ответы ведущих школ психологии, Е.П. Белинская отмечает, что представление о временных самовосприятиях, и особенно об их согласованности, определенной связанности, сегодня считается главным показателем психического здоровья человека. Достижение определенной критической степени дисгармонии между «Я-прошлым», «Я-настоящим» и «Я-будущим» рассматривается либо как основной фактор социальной и психологической дезадаптации (К. Хорни), либо как основная причина расстройств личности (К. Роджерс), либо как один из параметров низкой самореализации личности (А. Маслоу), либо как источник специфических психических расстройств — депрессии и тревоги (Т. Хиггинс).

Наконец, еще один аспект проблемы затрагивает А.В. Толстой, который говорит не только о физиологических, психологических, социальных, но и исторических особенностях возраста. Последние определяются как поколения или возрастные когорты. «Поколенческий» срез сознания современного человека показывает исторические процессы, формирующие отношение к окружающей среде. А.В.Толстой выделяет пять групп когорт в современной России: самая молодая — возрастная группа фактически объединяет две подгруппы: Подростки (от 20 до 24 лет) и подростки (до 20 лет). Поскольку они составляют большинство респондентов в нашем исследовании, мы кратко опишем их, особенно с точки зрения уверенности в себе.

Они чаще других подчеркивают умение не упускать своего, бить первым, быть хитрее других, самоутверждаться (но также и принятую публичную версию — быть собой, говорить то, что думаешь). Удовольствия этого поколения — это телевидение, вкусная еда, музыка, забота о своей команде, сексуальные удовольствия (но также и публично выраженное желание учиться новому). Это сознание противостоит государству, хотя и связано с ним: младшие чувствуют, что ничего ему не должны, старшие — что могут требовать от него большего. Коллектив, семья, общество (общественность) являются для этого поколения источником опасности и недовольства: они принуждают к преступности, угрожают унижением. Чаще других молодые люди осознают себя простыми людьми, представителями своего поколения, членами своего круга, жителями города, детьми своих родителей. Они не религиозны (за исключением мусульманской части населения), дети нерелигиозных родителей, они не будут крестить своих детей. Они боятся смерти, публичных оскорблений, национальных конфликтов, уничтожения человечества.

Такой психологический симптомокомплекс иногда называют единой психологической матрицей эпохи или мировоззрения. Видение мира, по мнению В.А. Шкуратова, не следует путать с мировоззрением или идеологией. Картина мира нигде не формализована, но содержится в общих установках на окружающую среду и представлениях о ней, которые пронизывают жизнь современников, независимо от их положения и сознательных убеждений. Обобщенные черты мировоззрения заложены во все еще аморфной массе эмоций, восприятий и образов, называемой менталитетом.

Подводя итог рассмотрению теоретических подходов к проблеме психологического времени, следует еще раз отметить, что основные направления исследований — психологический возраст (временная идентичность) и психологическое время — не являются тождественными. Осознание собственного времени существования является важным дополнением к осознанию собственной идентичности, и реализуется через понимание человеком своего психологического времени во взаимодействии с социальным временем, временем эпохи, порождает определенную «концепцию времени», свойственную каждой личности. Но все еще концепция времени, а не концепция себя.

Особенности восприятия болезни пациентами в разном возрасте

Дети дошкольного возраста:

Деонтологическая тактика: эмоционально теплое отношение (быть и сиделкой, и сиделкой, и матерью), отвлечение от болезни, организация тихих игр, чтение, выполнение процедур с убеждением. Профессиональное общение с родственниками ребенка.

Пациенты трудоспособного возраста.

Прежде всего, необходимо знать личность пациента. Определите отношение пациента к болезни, к медперсоналу, отношение пациента к взаимодействию с медперсоналом.

Деонтологическая тактика: ориентация на труд и социальную реабилитацию, выбор тактики общения в зависимости от внутренней карты болезни, установок, психотерапия тревожных пациентов.

Пациенты пожилого и старческого возраста.

Для них характерна психологическая доминанта старости — «уход жизни», «приближение смерти», чувство тоски, одиночества. Возрастающая беспомощность. Чисто возрастные изменения: Снижение слуха, зрения, памяти, сужение круга интересов, растущая обида, уязвимость, снижение способности заботиться о себе. Интерпретация болезни, таким образом, идет через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика: поддержание самосознания пациента, подчеркивание тонкого уважения, тактичное поведение, без фамильярности, приказной тон, морализаторство. Ориентация на двигательную активность. Мотивация к выздоровлению.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

что такое периодизация в психологии. lfirmal 3. что такое периодизация в психологии фото. что такое периодизация в психологии-lfirmal 3. картинка что такое периодизация в психологии. картинка lfirmal 3. Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая онтогенетическое развитие психики, ее качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфическими для возраста задачами совладания с окружающим миром и культурой, которые решаются путем формирования новых форм поведения и деятельности.

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Возрастная периодизация в психологии

Возраст как качественно своеобразный период развития организма. Особенности видов и периодизации возрастов в психологии. Общее понятие о мышлении, психологическом и логическом. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления21.08.2013
Размер файла17,7 K

что такое периодизация в психологии. ba. что такое периодизация в психологии фото. что такое периодизация в психологии-ba. картинка что такое периодизация в психологии. картинка ba. Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая онтогенетическое развитие психики, ее качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфическими для возраста задачами совладания с окружающим миром и культурой, которые решаются путем формирования новых форм поведения и деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.

Существует множество попыток периодизации психического развития. Л.С. Выготский выделил три группы периодизации, предложенных как зарубежными, так и отечественными психологами в начале и первой половине XX в.

Понятие возраста в психологии Общее понятие о мышлении

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель».

в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:

— кризис одного года;

— кризис тринадцати лет;

Л.С. Выготский выделил три группы периодизации, предложенных как зарубежными, так и отечественными психологами в начале и первой половине XX в.

По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы.

1) Французский психолог Рене Заззо построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства:

2) Многие ученые предполагали при построении периодизации выделять какой-нибудь признак, например, П.П. Блонский предложил строить периодизацию по смене зубов:

Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.

Латентная стадия (5—12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из Оно, хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

2) Американский психолог Л. Колберг (1927-1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня.

1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страз быть обманутым и недополучить благ.

2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.

3) Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл.

Периодизация Э. Эриксона включает в себя восемь этапов:

6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);

8) целостность и безнадежность.

На каждом этапе формируется новое, необходимое для социальной жизни качество, противоположные черты характера и идет подготовка к следующему жизненному этапу.

4) Ж. Пиаже за основу своей периодизации взял интеллектуальное развитие и выделил следующие четыре стадии:

3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);

4) стадия формальных операция (от 12 до 17 лет).

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона, который выделяет выделяет следующие периоды: [3]( Психология ранней юности. И.С. Кон)

Третья группа выделяет периоды развития на основе существенных критериев, признаков. К этой группе можно отнести следующие периодизации.

1) Периодизация Л.С. Слободчикова:

2) А. Дистервег установил три возрастных стадии:

3) Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. выделяет следующие периоды:[2] к исследованию детского развития.

Младенчество (от рождения до 1 года)

Раннее детство (1-3 лет)

Игровой возраст, дошкольный (3-6 лет)

Школьный возраст (6-12 лет)

Молодость (20-25 лет)

Взрослость (25-60 лет)

Старость (от 60 лет)

Понятие «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

возраст развитие мышление периодизация

Проблема выделения критерий возрастной периодизации в отечественной и зарубежной психологии до сих пор остается актуальной, так как ни одна из предложенных периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития человека.

Л.С. Выготский, работая надо проблемой периодизации, писал: «Только внутренние переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка». Он предложил при создании периодизации использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и психические новообразования, учитывать переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

1. Акименко Г.В., Михайлова Т.М., Валиуллина Е.В. Возрастная и педагогическая психология.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Возрастная психология. Понятие возраста в психологии. Периодизация развития в отечественной и зарубежной психологии. Психологический возраст и самоосознание. Искажения психологического возраста. Особенности восприятия болезни пациентами.

курсовая работа [22,7 K], добавлен 23.03.2005

Периодизация психического развития в детском возрасте как фундаментальная проблема возрастной психологии. Сущность и особенности гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития, общая характеристика ее возрастных эпох и кризисов развития.

реферат [22,4 K], добавлен 28.07.2010

Д.Б. Эльконин — советский психолог, автор направления периодизации в детской и педагогической психологии. Определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. Кризисы возраста в детской психологии.

презентация [804,3 K], добавлен 10.04.2014

Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Историческое формирование зарубежной и отечественной юридической психологии. Современное состояние юридической психологии. Перспективы развития отечественной юридической психологии.

реферат [26,7 K], добавлен 18.09.2006

реферат [39,2 K], добавлен 07.02.2010

Характеристика возрастной периодизации. Теория периодизации психического развития детей Эльконина Д.Б. Особенности психического развития ребенка, закономерности смены ведущих типов деятельности, появление основных новообразований на разных возрастах.

реферат [20,7 K], добавлен 28.01.2011

Этапы развития психологии с древности до наших дней. Описание направлений и психологических школ. Выдающиеся ученые и их труды. Прикладные исследования в период первой мировой войны. Основные направления развития современной зарубежной психологии.

презентация [487,3 K], добавлен 10.12.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *