что такое папирус история 5 класс
Что такое папирус история 5 класс
В настоящее время, в связи с изменившимся климатом заросли папируса практически исчезли, но в древности это растение широко использовалось египтянами в самых различных целях: из коры изготовляли коврики, сандалии, ткани, верёвки, а мякоть употребляли в пищу.
Кроме этого, из прочных стеблей папируса изготовляли плоты и лодки, что особенно важно в стране, где основной дорогой была река, а леса отсутствовали.
Наиболее известным из применений папируса является, конечно, изготовление материала для письма. Папирус изготавливался исключительно в Египте, где росли плантации одноимённого растения, но экспортировался во весь античный мир, и был самым популярным материалом для письма у древних греков и римлян.
Для изготовления папирусных листов стебли очищались от коры, и липкая волокнистая внутренняя мякоть резалась продольно на тонкие полосы примерно 40 см длиной. Получившиеся полоски раскладывали внахлест на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом еще один ряд полосок и помещали под пресс.
После сушки лист папируса отбивали молотком. По завершении отбивки лист папируса был не толще листа современной писчей бумаги, и его дополнительно полировали округлым предметом (камнем, куском твёрдого дерева).
Получившиеся листы папируса склеивались в свитки, а в более позднее время соединялись в книги. Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой.
Чтение свитка требовало определенных навыков. Держать его надо было обеими руками, и читатель оказывался как бы привязанным к книге. Закончив чтение, он вновь сворачивал свиток, а если надо было прочесть книгу еще раз, ее приходилось предварительно перематывать.
Так же как сейчас существует бумага различных видов и качества, в Египте существовали различные виды папирусов. Очень дешёвый папирус использовался торговцами для упаковки товаров, а самые лучшие и дорогие разновидности были предназначены для религиозных или литературных произведений.
В начале 20 века, когда Древний Египет стал модным в США и Европе, ученые начали исследовать, как происходило производство папируса в древности. Были испытаны несколько вариантов, основанных на схеме, описанной Плинием в «Естественной Истории», но никому не удалось создать папирус, равный по качеству древним.
Писали на папирусе камышовой тростинкой со срезанным наискось концом. Держа такую тростинку под разными углами, можно было выводить толстые или тонкие линии. Также к принадлежностям писца относились чернильные порошки и деревянная палитра с углублениями для разведения и смешивания красок.
Религиозные тексты сопровождались тщательно исполненными иллюстрациями, образцом которых могут служить великолепные иллюстрации из «Книги мертвых», особенно в редакциях, относящихся к временам расцвета древнеегипетской культуры в эпоху XVIII династии. Рисунки умело компоновали с текстом или же размещали между отдельными колонками.
Часть «Книги мёртвых». Британский музей.
В дошедших до нас папирусах содержатся отнюдь не только религиозные тексты. Деловые и административные документы, художественная литература, а также научные работы по математике, астрономии и медицине составляют существенную часть известных папирусов.
В начале 3 века до нашей эры была основана Александрийская библиотека, самая большая библиотека в древнем мире. Многие античные учёные посещали её и работали с находившимися в ней свитками. Греческие врачи Гиппократ, названный «Отцом медицины» и Гален признавали, что часть своих знаний они почерпнули из египетских медицинских папирусов.
В сухом египетском климате папирус хорошо сохранялся, но при других условиях быстро появлялись плесневые грибки, и материал разрушался. В европейских условиях срок жизни папируса составлял несколько десятков лет, двухсотлетний папирус был большой редкостью.
К восьмисотому году нашей эры папирус был во многом вытеснен пергаментом в Европе, но продолжал использоваться в Египте, пока и тут не был вытеснен дешёвой бумагой, технологию проивзодства которой привезли арабские завоеватели.
В наше время папирус в небольших объёмах производится в Египте и на Сицилии. Преимущественно он используется для производства сувенирной продукции, рассчитанной на туристов.
Папирус
Папи́рус (греч. πάπυρος ), или Би́блиос — писчий материал, в древности использовавшийся в Египте и других странах. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее к семейству Осоковые. В древности дикорастущий папирус был распространён в дельте Нила, ныне же он почти вывелся.
Содержание
История использования
В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико, и фабрики папируса существовали здесь даже до времен халифов. Но сохранились папирусы в Египте только благодаря уникальному климату. Находки греческих папирусов в Египте (особенно в Оксиринхе) внесли неоценимый вклад в классическую филологию (их изучением занимается специальная дисциплина — папирология).
Так, например, один из папирусов сохранил для нас «Афинскую политию» Аристотеля, от которой в противном случае было бы известно только название. На папирусах до нас дошли произведения Менандра, Филодема Гадарского, латинская поэма «Алкестида Барселонская».
Своё положение основного писчего материала в Европе и на Ближнем Востоке папирус стал утрачивать в VIII веке. Больше двухсот лет папирусные свитки не хранились, и со временем их в качестве основного материала сменил пергамент, получавшийся выделкою кож различных животных — овец, коз, телят.
Для письма использовались кисти из стеблей растений рода Ситник ( Juncus ) или Тростник ( Phragmites ), позже перо с раздвоенным концом — калям, чёрная и красная краска.
Современные термины «папирус» и «папирология» в нашем сознании стойко ассоциируются с Египтом — как местом произрастания растения, использовавшегося для письма, и территорией, где обнаружено огромное количество папирусных текстов. Европейцы же познакомились с папирусами в середине XVIII в., во время раскопок одной из вилл Геркуланума, где было обнаружено 1800 папирусных свитков. [1]
Изготовление
При изготовлении писчего материала стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса отбивали молотком и выглаживали. Затем получившиеся листы папируса приклеивали один к другому; передний из них назывался протоколон (греч. προτόκολλον ). Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках (а в более позднее время — соединялись в книги (лат. codex )). Сторона, на которой волокна шли горизонтально, была лицевой (лат. recto ).
Когда основной текст становился не нужен, обратная сторона могла быть, например, использована для записи литературных произведений (часто, впрочем, ненужный текст просто смывали). В Древнем Египте папирусы появились ещё в додинастическую эпоху, вероятно, одновременно с изобретением письма. На папирусах писали скорописью, сначала иератическим письмом, а в I тыс. до н. э. — демотическим. Для записи сакральных текстов использовались курсивные египетские иероглифы. Кроме того, на папирусы могли наноситься изображения (известные примеры: Туринский эротический папирус и виньетки Книги мёртвых).
Что такое папирус и из чего его делали?
Практически у каждого из нас слово «папирус» ассоциируется с Древним Египтом – с его Сфинксом, фараонами и скарабеями. И это закономерно, ведь многое из того, что нам известно о египтянах, их духовной и повседневной жизни, человечество узнало благодаря папирусу.
Впервые он появился примерно в III тысячелетии до нашей эры и активно использовался представителями древней египетской цивилизации, а впоследствии – всеми государствами античного мира. Что же такое папирус? Из чего и как его изготавливали?
Что такое папирус?
В эпоху Древнего Египта такого понятия, как бумага, не существовало. Она была изобретена только в XII веке, однако потребность людей в писчем материале возникла намного раньше – когда в ранних цивилизациях появилась необходимость вести документацию и заниматься литературой. В связи с этим людям приходилось использовать для письма тот материал, который был под рукой.
В Вавилоне придумали клинопись на глиняных табличках, в Нормандии высекали руны на огромных камнях, а в Египте основным материалом стал папирус. Он был весьма удобен и отличался длительным сроком хранения. В европейских странах папирусные свитки хранились на протяжении более 200 лет, в Египте же с его сухим жарким климатом они были практически вечными.
Из чего делали папирус?
Для производства папируса египтяне использовали тростниковое растение из семейства осоковых, которое в изобилии произрастало на берегах Нила.
Оно имело мягкие стебли толщиной в человеческую руку и достигало высоты до 3 метров. В древности из него изготавливали не только писчий материал, но и обувь, ткани и даже лодки. К слову, известный норвежский путешественник Тур Хейердал переплыл Атлантику именно на папирусном челноке.
В диких условиях папирус образовывал настоящие заросли у побережья, однако во времена расцвета папирусного производства под его выращивание отводили целые плантации. Владельцы таких угодий считались зажиточными людьми и хорошо зарабатывали на сдаче в аренду отдельных участков.
В Египте существуют древние документы, свидетельствующие о том, что одной из крупнейших плантаций владела жительница Александрии, которая, помимо арендной платы, брала с арендаторов охапки растений.
Как изготавливали папирус?
Технология изготовления папируса дошла до наших дней благодаря историку Плинию Старшему, описавшему процесс изготовления в своем труде «Естественная история». По его словам, материал делали на специальных столах, которые постоянно смачивали водой из Нила. Илистая мутная вода значительно усиливала клеящиеся свойства папируса и удлиняла срок его «жизни».
Стебли растений разрезались на полоски и аккуратно расправлялись, затем прикладывались друг к другу. Поперек них помещались новые полоски, которые приклеивались нильской водой либо мукой из пшеницы и отправлялись под пресс. Полученные листки раскладывали на открытом воздухе и высушивали, после чего склеивали между собой в виде ленты и сворачивали в свитки.
Для чего использовался папирус?
Папирус использовался преимущественно для письма и служил отличным материалом, на котором египтяне фиксировали свои астрономические познания, навыки в медицине и математике. Среди сохранившихся свитков существуют архивные и исторические документы, гимны, проза.
На одном из листов была прочитана интересная история, на основании которой композитор Джузеппе Верди написал оперу «Аида». Помимо письменного назначения, материал выполнял ряд других функций. В частности, многие мумии, обнаруженные в Египте, были обернуты папирусными листами.
Писали на папирусах чернилами с помощью срезанного наискосок тонкого тростника. Для выведения линий различной толщины его разворачивали под разным углом. Чтение подобных рукописей было достаточно сложной процедурой, поскольку свитки приходилось постоянно перематывать. Тем не менее, папирус выступал основным писчим материалом на протяжении многих веков – вплоть до появления пергамента.
Долгое время Египет был единственной страной, изготовлявшей материал, причем с I тысячелетия до нашей эры на его производство существовала царская монополия. Несмотря на появление пергамента, папирус использовался вплоть до XII века, когда его окончательно вытеснила китайская бумага.
История древнего мира. 5 класс
Папирус
Навигация
Детский технопарк «Кванториум»
История и обществознание
Тема1: Первобытный мир
Тема1: Первобытный мир
Тема 2: Древний Египет
Тема 2: Древний Египет
Тема 2: Древний Египет
Тема 2: Древний Египет
Тема 2: Древний Египет
Тема 2: Древний Египет
Тема 3: Древний Восток: Междуречье
Тема 3: Древний Восток: Междуречье
Тема 3: Древний Восток: Финикия
Тема 3: Древний Восток: Ассирия и Персия
Тема 3: Древний Восток
Тема 3: Древний Восток: Древняя Индия
Тема 3: Древний Восток: Древний Китай
Тема 3: Древний Восток
Тема 4: Древняя Греция
Тема 4: Древняя Греция
Тема 4: Древняя Греция
Тема 4: Древняя Греция
Тема 4: Древняя Греция
Тема 4: Древняя Греция
Тема 4: Древняя Греция
Тема 4: Древняя Греция
Тема 4: Древняя Греция
Тема 5: Древний Рим
Тема 5: Древний Рим
Тема 5: Древний Рим
Тема 5: Древний Рим
Тема 5: Древний Рим
Тема 5: Древний Рим
Основы безопасности жизнедеятельности
МОУ «Лицей прикладных наук»
МУДО «Центр дополнительного образования»
МОУ «Прогимназия № 237 «Семицветик»
МУ ДО «Центр детского творчества»
Олимпиада_Информатика и ИКТ
МАУ ДО «Центр дополнительного образования для детей»
МАДОУ «ДС № 236 Лукоморье»
МУДО «Детско-юношеский центр»
МУДО «Центр детского творчества»
ОУ городского подчинения и ГБУ
Ассоциация попечителей образования
МАОУ «Физико-технический лицей № 1»
МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото.
МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско.
МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области
МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс.
МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района
МАОУ Гимназия №2 г.Балаково
МАОУ «ООШ № 10» г. Балаково
МАОУ СОШ №13 г. Балаково
МАУДО ЦДО г. Балаково
МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашов
МОУ «СОШ с. Черкасское»
МОУ «СОШ №11» г. Вольск
ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.
МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»
МОУ «СОШ с. Воскресенское»
МОУ «СОШ с. Синодское»
МОУ «ООШ с. Верхазовка»
МОУ «СОШ п. Первомайский»
МУДО «Дом детского творчества»
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»
МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка»
МОУ СОШ с. Андреевка
МБОУ «Дом детского творчества»
МОУ «СОШ с. Ивантеевка»
МУ ДО «Дом детского творчества»
МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин.
МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс.
МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара.
МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»
МБОУ «СОШ с.Симоновка»
МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»
МБУДО «ЦТОТД и М г.Красноармейска»
МОУ «СОШ с.Логиновка»
МУ ДО «Районный Дом детского творчества р.п. Горный «
МБОУ «СОШ № 2 р.п. Лысые Горы»
МОУ «СОШ № 1 р.п. Лысые Горы»
МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш»
МБОУ «СОШ с. Большая Рельня»
МБУ ДО «ЦДОД» р.п. Лысые Горы
МБОУ «ООШ с. Юнгеровка»
МБОУ «СОШ с. Двоенки»
МБОУ «СОШ с. Атаевка»
МБОУ «СОШ с. Бутырки»
МБОУ «СОШ п. Яблочный»
МБОУ «СОШ п. Октябрьский»
МБОУ «СОШ с. Невежкино»
МОУ СОШ с. Подлесное
МОУ «СОШ с. Павловка»
МОУ «СОШ с. Кировское»
МБОУ-СОШ №6 г. Маркса
МОУ «СОШ № 4» г. Маркса
МОУ СОШ с. Звонаревка
МОУ-СОШ с Орловское
МУ ДО – Центр внешкольной работы
МОУ «СОШ п. Динамовский
МОУ «СОШ с. Гремячка»
МУ ДО «ДДТ г. Новоузенска»
Метапредметный курс «Биология + Химия»
МОУ «СОШ п. Сланцевый рудник»
МОУ «Школа с. Новочерниговка»
МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»
МБОУ «СОШ с. Н. Покровка»
МБОУ «СОШ с.Натальин Яр»
МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»
МБОУ «СОШ имени М.М. Рудченко»
МБУ ДО «Детско-юношеский центр» г. Петровск
МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В.
МБУДО «ДОООЦ «ДЕЛЬФИН» г. Петровск
МУ ДО «Дом детского творчества»
МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»
МОУ СОШ с. Старая Порубёжка
МОУ «СОШ с. Заволжский»
МОУ «СОШ №2 г. Пугачева»
МОУ «СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен.
МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношеств.
МБОУ «СОШ с. Скатовка»
МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»
МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»
МОУ «СОШ с.Березина Речка»
МОУ «СОШ с. Синенькие»
МОУ «СОШ р.п. Соколовый»
МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»
МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»
МБОУ «СОШ №1» р.п. Степное
МБОУ «СОШ р.п. Пушкино»
МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.
МОУ «СОШ с. Сторожевка»
МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка
МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»
МОУ «Татищевский лицей»
МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;
МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска
МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»
Звуковая культура речи
Трудовое обучение(технический труд)
Информатика, физика, астрономия
МОУ «СОШ №30 им. П. М. Коваленко»
МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»
МУ ДО «Центр «Позитив»
МОУ «СОШ п. Пробуждение»
МБОУ «СОШ с. Генеральское»
МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»
МОУ «ООШ с. Квасниковка»
МОУ «СОШ п. им. К Маркса»
МОУ «ООШ с. Ленинское»
МОУ «СОШ с.Широкополье»
МОУ «СОШ с. Зеленый Дол»
МОУ «ООШ с. Титоренко»
МБОУ «СОШ с Красный Яр
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
МБОУ «СОШ с. Старицкое»
МОУ «СОШ п. Коминтерн»
МОУ «СОШ с.Воскресенка»
МОУ «СОШ №12 г. Шиханы»
МУ ДО ЗАТО Светлый
МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева
МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова»
МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Мероприятия для МЦДОДИ
Российские цифровые образовательные платформы
15-16.11.2021Семинар «Дистанционные формы обучения.
Семинар 7 октября 2021
Семинар 18,19 декабря 2020
Курсы для преподавателей
Образовательная сессия 18-20.11.2020
Семинар 20 августа 2020
МАУДО «ЦДТ» Кировский район
МБУ ДО «ДДТ г. Калининск»
МОУ «СОШ с. Клещевка»
МОУ СОШ п. Возрождение
МУ ДО «Дом пионеров и школьников» Романовка
МБУ ДО «ЦРТДЮ» г. Пугачев
МУДО ЦДТ «Светлячок» г. Ртищево
Семинар 19-20 марта 2020
Обучающие семинары для СПО
Семинар для СПО (Базарный Карабулак)
Семинар 18, 20 декабря 2019 года
Семинар «Разработка дистанционного курса в СДО Moo.
Дополнительное образование 23.09.2019
Семинар 27 марта 2019 года
Региональный Краеведческий марафон «Саратовская кр.
Областной конкурс видео и дистанционных курсов «До.
Консультационный центр конкурса «Доступное образо.
Виртуальный исторический класс
Методическое объединение дистанционных педагогов
Значение слова «папирус»
1. Тропическое тростниковое растение. Вечером пили чай на берегу, под навесом мирт и папирусов. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
2. Материал для письма, изготовлявшийся из этого растения египтянами и другими древними народами. Отправленная им редкая рукопись на папирусе историка Иосифа Флавия не дошла по назначению. А. Крылов, Мои воспоминания. || Древняя рукопись на этом материале.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПАПИ’РУС, а, м. [греч. papyros]. 1. Тропическое многолетнее тростниковое растение сем. осоковых. 2. Писчий материал из этого растения у древних народов, первонач. у египтян (истор.). 3. Литературный памятник, написанный на этом материале, свиток из этого материала с написанным на нем текстом (филол.). Изучать, читать папирусы.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
папи́рус
1. ботан. многолетнее тропическое травянистое растение семейства осоковых
2. свиток из склеенных полосок стебля такого растения как материал для письма у египтян и других древних народов
3. древняя рукопись на таком свитке
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вмяться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?