что такое памира в еде

Молочно-масляный Памир, витаминный Хатлон, пловный Согд: традиционные блюда Таджикистана

Рассказываем, чем ну прямо кардинально отличается кухня разных регионов нашей вкусной республики.

Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Национальная еда таджиков такая же древняя, как и история самого народа. Сформировалась она путем смешения персидской и тюркской культур в результате многолетнего развития торговых связей между Азией и Европой.

Несмотря на то, что таджикская кухня имеет некое сходство с узбекской и афганской, все же она обладает своей уникальностью.

Кроме всем известных шашлыков, шурпы и плова, которые можно отведать практически в любом местном дорогом и не очень общепите, национальная кухня полна и самобытных блюд. Их вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: рецепты передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу.

У блюд есть своя история, секреты приготовления и полезные качества. Кроме этого, таджикская кухня имеет свои отличительные особенности в зависимости от региона, от этого зависят и ингридиенты. Мы расскажем о некоторых необычных блюдах каждого региона.

Молочно-масляное удовольствие Памира

Пищевой рацион памирцев чаще состоит из растительных ингридиентов и продуктов животноводства. В блюдах горнобадахшанцев преобладают домашнее молоко, масло и мука.

что такое памира в еде. 1%20%289%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-1%20%289%29. картинка что такое памира в еде. картинка 1%20%289%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Хухпа – жидкая мучная похлебка, одно из самых часто употребляемых блюд на Памире. В густом варианте в виде киселя ее называют «коче». Хухпу дают роженицам, чтобы у мамы было больше сил, а у ребенка крепкое здоровье. Состав блюда схож с рецептом бата. Отличие состоит в способе приготовления и в том, что вместо топленого масла используют льняное, причем самостоятельно растолчённое из семян.

что такое памира в еде. 2%20%288%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-2%20%288%29. картинка что такое памира в еде. картинка 2%20%288%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Приготовленную на воде мучную массу подают в холодном виде. В середине чаши делают углубление, куда льется молоко и масло. Каждый едок делает себе канавку, куда сливается молочно-масляная приправа. Едят блюдо деревянной ложкой с длинным черенком либо отломленным маленьким кусочком лепешки. Сладкий вариант с добавлением сахара и сушеной кураги называется ношхафпа.

Есть и другие памирские блюда, такие как ош, руганхарво, амоч, где также основными ингредиентами являются масло и мука. Причем мука не пшеничная, а из специального зерна. Эти блюда готовят в виде супов, добавляя туда сделанные из такой муки макароны различной формы. В оше – нарезанные палочки, в амоче – маленькие шарики. Для приятной кислинки в суп добавляют чаку (сюзьму).

что такое памира в еде. 3%20%286%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-3%20%286%29. картинка что такое памира в еде. картинка 3%20%286%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Традиционные лепешки (кульча) и свадебную белую халву (хихц) бадахшанцы также делают из молока и масла.

что такое памира в еде. %D1%81%D0%B2. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-%D1%81%D0%B2. картинка что такое памира в еде. картинка %D1%81%D0%B2. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Памирцы утверждают, что их национальные блюда придают силы и излечивают простудные заболевания. Не смотря на заурядность и схожесть ингредиентов, каждый рецепт отличается способом приготовления и имеет свой неповторимый вкус.

что такое памира в еде. 5%20%285%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-5%20%285%29. картинка что такое памира в еде. картинка 5%20%285%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Хатлон: сытно, вкусно и полезно

Национальные блюда Хатлона славятся разнообразием трав и овощей. Отличительной особенностью кухни этого региона является добавление мучных изделий в само блюдо, чтобы сделать его сытным и способным накормить большую семью. Большую известность далеко за пределами Хатлона получил кулябский курутоб, где слоеная лепешка фатир заливается кисломолочной смесью вперемешку с маслом и овощами.

Расскажем и о других хатлонских блюдах.

Суп сиёхалаф – витаминный суп из риса и горной травы. Этот «черный» горный лук растет только на Памиро-Алае (Центральная Азия) и суп из него можно отведать ранней весной. Вегетарианское блюдо богато минералами и йодом. Жидкую похлебку обязательно подают с густой простоквашей (чургот) или чаккой (сюзьмой).

что такое памира в еде. 6%20%283%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-6%20%283%29. картинка что такое памира в еде. картинка 6%20%283%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Оши бурида – это тонкие пластины или лапша из домашнего теста с бобовыми и зеленью. В ароматный бульон из кинзы, укропа, базилика, мяты, зеленого лука, щавеля, листьев свеклы добавляют сваренную фасоль (по желанию) и горох нут. Немного проварив, кладут тесто. Подают в деревянной посуде и перед употреблением приправляют кефиром или сюзьмой. Оши бурида готовят не только хатлонцы. Такой суп, но уже сваренный на мясном бульоне, можно отведать и в других регионах.

что такое памира в еде. 7%20%284%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-7%20%284%29. картинка что такое памира в еде. картинка 7%20%284%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Биринчоба – легкое летнее блюдо. Этот прохладный супчик состоит из двух основных ингридиентов, которые лежат в основе названия – рис (биринч) и вода (об). Рисовый бульон сдобряется мятой, ботвой свеклы, помидорами и зеленью кинзы. В легкий и ароматный суп перед подачей добавляют чакку, что придает ему освежающую кислинку.

что такое памира в еде. 8%20%281%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-8%20%281%29. картинка что такое памира в еде. картинка 8%20%281%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Десертным вариантом курутоба можно назвать фатирмаска. Его готовят преимущественно местные жители Хатлона. В топленое масло крошится лепешка фатир и хорошо пропитывается. Сверху высыпается нарезанная квадратикам сладкая дыня. Такое незатейливое блюдо очень калорийное.

что такое памира в еде. 9%20%281%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-9%20%281%29. картинка что такое памира в еде. картинка 9%20%281%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Орзук – это праздничное кулинарное блюдо. Готовят его чаще на юге Таджикистана перед праздниками Курбон и Рамазан. В Кулябе, славящемся своей уникальной вышивкой чакан, это сладкое жареное изделие также делают узорчатым. Для этого можно использовать зубчики терки. Если делать все точно по рецепту, орзук получается рассыпчатым и тает во рту. В дрожжевое тесто на воде добавляют основной ингридиент – это говяжий жир. Именно благодаря ему жаренные в масле узорчатые кусочки теста получаются хрустящими и сочными. Хозяйки предлагают отведать его со сладким чаем и белой халвой.

что такое памира в еде. 10%20%281%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-10%20%281%29. картинка что такое памира в еде. картинка 10%20%281%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Разнообразие Согда

Согдийская область славится своими шашлыками, пловом и знаменитой самбусой Амбарой. При этом в каждом городе северного Таджикистана есть свои уникальные рецепты.

что такое памира в еде. 11%20%281%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-11%20%281%29. картинка что такое памира в еде. картинка 11%20%281%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Его основной секрет – льняное масло загир. Вкус этого масла – особенный, ароматный, наполненный различными полезными компонентами. Ведь в процессе выжимки масла из льняного семени исфаринские маслобойщики добавляют туда семена хлопка, дыни, подсолнуха, косточки абрикоса и персика. У каждого повара (ошпаза) свои секреты приготовления плова, которые он передает по наследству только своим близким.

что такое памира в еде. 12%20%282%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-12%20%282%29. картинка что такое памира в еде. картинка 12%20%282%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Такой бобово-зерновой густой суп с мясом и овощами очень сытный и калорийный. Более легкую импровизацию этого блюда делают без мяса и масла. С добавлением кефира и зелени его разливают в касушки и продают на крупных базарах в качестве жаждоутоляющего легкого холодного супа.

Очень распространены на севере Таджикистана, преимущественно в Худжанде, блюда из маша. Из него готовят и супы и каши с добавлением разных ингредиентов. Крупа с глянцевой поверхностью зеленого цвета имеет еще одного название – бобы мунг. На вкус маш напоминает фасоль, при этом обладает гороховым привкусом.

Угро – это суп с машем, домашней лапшой и нарезанными кубиками овощами. Наваристый бульон приправляется сушеным райхоном и катыком (домашний густой кефир с кислинкой).

что такое памира в еде. 13%20%281%29. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-13%20%281%29. картинка что такое памира в еде. картинка 13%20%281%29. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Мошгурунч (или мошбиринч) – это суп с машем, рисом и нарезными овощами. Весной и зимой худжандцы любят добавлять в него молодой зеленый урюк (гура), который консервируют и на зиму.

Шулмошак (шавлямошак) – это каша с машем, рисом и нарезной морковью как для плова.

В любом регионе к приготовлению еды подходят с уважением и душой. Вопреки стереотипам, что в Таджикистане блюда исключительно из мяса, сюда можно приехать и отведать полезную и вегетарианскую пищу.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.

Источник

Эта коварная, коварная «Шелковица с Памира». и прочие радости из «слимшопов»

Пост печали, предупреждения и размышлений.

Устроилась я на работу на Площадь Ильича в период активного худения на жирах. Все было вроде ничего: пузо исчезало, объем бедер постепенно уходил, но уши на них оставались стабильными, волосы выпадали пачками, а целлюлит цвел пышным цветом даже на щеках и подбородке.

Пища моя состояла из двух приемов, последний из которых происходил примерно в 13.00 и представлял собой две колоссально жирные котлетищи со сливочным маслом, самодельным масляным майонезом или еще какой-то жутью. Есть не хотелось вообще НИКОГДА после такого. Жить тоже. что такое памира в еде. 4. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-4. картинка что такое памира в еде. картинка 4. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные. что такое памира в еде. 4. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-4. картинка что такое памира в еде. картинка 4. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные. что такое памира в еде. 4. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-4. картинка что такое памира в еде. картинка 4. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.Позже я поняла, какой страшной ошибкой было убрать овощи, но дураки на то и дураки, чтобы постоянно во что-то наступать и только после этого делать выводы.

Плохеть начало еще в мае, к июлю я окончательно вернулась на белковую низкоуглеводку со средним количеством жира. В основной массе это все же орешки, немного растительного масла, ну и примерно полтора желтка в день. Много овощей стало, клетчатки. Дело вроде пошло на лад.

Я, в общем, подозревала, что даром диетическое кишкоблудие никому не проходит. И решила поподробнее присмотреться к составу восхитительных сочничков.

В общем понятно. Диетично это для категории 100+. Ни одной реальной цифры на этих этикетках нет. Никаких 100 ккал на 100 г. 250 и выше. Откуда цифры, хз. С потолка, видимо.

У нас вот на Красных Воротах знаменитая дюкановская Татошка безуглеводное кафе открыла. Ей старина Дюкан руку жал вообще и даже назначил ее своим представителем в России. Я пару раз заруливала и прям была счастлива. Нет ощущения, что ты обделен судьбой, когда в уютном красивом месте пьешь кофе с медовиком или «Прагой». И никаких калорий вроде в тебя не попадает при этом.

Но это один выходной, а дальше на 6 дней режима опять, по-спартански. Иначе хрен тебе, а не фигура.

Я к чему все это? Освоила, помимо дефицита, химическую основу похудения.

НЕ НАДО ЕСТЬ СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ. ЛЮБОЙ ПАРШИВЫЙ КУСОЧИШКА ВСЕ (ВСЕ!) СВЕДЕТ НА НЕТ. НЕ НАДО ЕСТЬ КАТАЛИЗАТОРЫ ИНСУЛИНОВОГО ПРОЦЕССА.

ЧТО Я НА СЕБЕ ПРОВЕРИЛА (МОЖНО ЕСТЬ СОВЕРШЕННО СПОКОЙНО НА ЛОУ КАРБ):

И специально для России продукты, которые хренушки дадут похудеть, несмотря на безуглеводность:

Источник

Почему памирцы живут у невесты

В мире существует невообразимое множество народов, культура каждого — самобытна и интересна путешественникам. Одними из таких уникальных народов являются памирские этносы, которые по сей день сохраняют традиции предков. Не менее интересен быт и условия жизни этих людей, ведь живут они прямо на скалистых горных территориях, не принадлежа ни одному государству, однако объединенные одной верой.

Где живут памирцы

Представители этих народов расселены на территории западного, восточного и южного Памира — горной системы, которая расположена преимущественно на землях Таджикистана, Афганистана, Пакистана и Китая. Народы проживают на территории небольших долин, которые возвышаются примерно на 2000 м над уровнем моря. Эти узкие долины находятся в окружении крутых хребтов, которые располагаются и на 7000 м над уровнем моря. Они влачат свое существование под значительным слоем снега, который никогда не тает. В силу погодных условий проживание на горной системе нельзя назвать легким.

Сколько наций объединены под одним названием

Обычно народности памирцев различают в зависимости от языков, на которых они говорят. Исследователи вывели несколько групп народов, где каждая включает в себя несколько племен, которые могут пользоваться схожим, но не идентичным языком.

Кроме этого, некоторые народы, которые селятся по соседству с указанными, начали использовать в обиходе языки памирских народов. Кстати, о самом малочисленном народе России мы писали ранее.

Описание этноса

Ученые все чаще сходятся во мнении, что иранские народы сыграли не последнюю роль в формировании памирских племен. В истории были миграционные волны данных народов на территорию современного Памира, в результате которых и произошло смешение различных культур, создав по-настоящему уникальную этническую группу.

Местные также поговаривают, что памирцы являются потомками Александра Великого, который отправлялся в труднодоступные горные долины Памира в IV веке до н. э. Представители данных народов действительно имеют поразительно европейские черты для людей, живущих в столь отдаленном районе Центральной Азии.

Историческая справка

Памирцы никогда не имели собственной страны, хотя крошечные независимые королевства существовали в течение короткого периода много веков назад. История Памира отмечена конфликтами из-за установления власти на территории. Соседние киргизы были постоянными соперниками. В то время как афганские и узбекские правители соперничали за контроль над горным Бадахшаном, где памирцы жили на протяжении XVIII и XIX веков, эти земли также были желанными для русских и британцев.

К 1904 году Россия аннексировала данные земли. После трех лет непрерывной борьбы земли Памира были переданы под власть Советского Союза и в 1925 году объявлены Горно-Бадахшанской автономной областью, которая позже вошла в состав Таджикистана.

Языки

Народы, населяющие высокий Памир, говорят на множестве языков. Зачастую они используются лишь в бытовой сфере, так как главенствующую роль среди языков Памира занимает таджикский. Этот язык там давно используют в литературной, религиозной и фольклорной деятельности, что позволяет изучать его детям в школах, а также использовать в качестве международного во время встреч с иностранными делегациями. Постепенно многие диалекты, существующие на территории горного массива, тоже вытесняются таджикским языком.

Кухня

До середины XX века хлеб был буквально основой жизни памирцев. Люди стремились измельчить в муку все зерновые и бобовые, которые у них имелись. Местные также ели блюда из лапши с добавлением кусочков баранины, говядины или мяса яка. Были распространены молочные продукты в виде сметаны и масла. В советский период в список сельскохозяйственных культур Памира были добавлены картофель и капуста, которые значительно улучшили местный рацион. Советские власти также стали регулярно поставлять консервы.

На застольях и праздниках главным кулинарным блюдом является мясо. В силу того, что выращивать скот там довольно трудно, мясо едят редко и лишь по знаковым событиям. Типичный завтрак памирца состоит из хлеба, масла и чая. В конце лета и в начале осени доступны абрикосы, сливы, грецкие орехи и миндаль.

Религия

Так как памирцы не объединены общим государственным строем, есть вещь, которая роднит друг с другом каждого представителя проживающих на горных склонах народов, — общая вера. Памирцы исповедуют исмаилизм, а большинство местных жителей являются шиитами-исмаилитами, что довольно нехарактерно для данной территории. Они не верят в необходимость мечетей или священнослужителей, но у них существуют неформальные молитвенные дома и странствующие святые. Эти люди поддерживают связь с главным исмаилитским центром в мире, расположенным в Индии, духовным лидером которого является Ага Хан.

Традиции

Если современный путешественник оказывается в Памире, то ему сразу становится ясно, что люди там соблюдают древний уклад жизни, который существовал там еще сотни лет тому назад. Несмотря на то что блага цивилизации немного облегчили и разнообразили их жизнь, они все еще предпочитают стричь овец, разводить скот и заниматься старинными ремеслами.

Брак и семейные традиции

У памирцев существует много интересных брачных традиций. Одна из них называется никах, до проведения которой жениху и невесте нельзя видеться. Проводит данный обряд религиозный лидер общины. Он готовит молодым специальное блюдо, совмещая в одной тарелке рис, хлеб и мясо. После того как жених и невеста съедают пищу, они считаются уже мужем и женой.

После прихода ислама уклад жизни местных стал патриархальным, однако роль женщины все еще значительна. Так, после свадьбы молодые отправляются не в дом жениха, а к невесте. В обществе памирцев нередко проводятся бракосочетания между кузенами, так как платить большой калым за иногороднюю девушку никакому жениху неохота. Жители Памира чтят семейные традиции, в большинстве из которых значительная роль достается мужчине, однако в самых отдаленных местностях женщины по сей день находятся в более свободном положении.

Строительство домов

Следование традициям предков можно проследить и в архитектурных элементах. Жилища памирцев всегда должны иметь четырехступенчатый свод, который является не просто декорацией, а символичным элементом, воплощающим в себе силу четырех стихий. Помимо этого, дом должен опираться на пять столбов, каждый из которых относится к определенному мусульманскому святому. Столбы разграничивают дом на мужскую и женскую половины, отделяя собой несколько комнат.

Также предлагаем узнать, как живут масаи — один самых колоритных народов мира.

А вы бы хотели окунуться с головой в памирскую жизнь?

Источник

Москвич

что такое памира в еде. sakhnin. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-sakhnin. картинка что такое памира в еде. картинка sakhnin. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Как живут в Москве памирцы

что такое памира в еде. pamir2. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-pamir2. картинка что такое памира в еде. картинка pamir2. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

что такое памира в еде. sakhnin. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-sakhnin. картинка что такое памира в еде. картинка sakhnin. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Примерно 20% из 3–3,5 млн мигрантов в Московской агломерации — это выходцы из Таджикистана. Это самая бедная из бывших советских республик Средней Азии. Пятая часть из ее девятимиллионного населения единовременно находится на заработках в России и в меньшей степени — в Казахстане. Отчисления трудовых мигрантов составляют почти половину ВВП республики.

Но рекорд по показателям миграции среди жителей Таджикистана поставили обитатели его восточной части — Горного Бадахшана, который занимает 45% территории республики и расположен в высокогорьях Памира. Эти земли — один из самых высокогорных регионов планеты. Их иногда называют «Крышей мира».

Памир — это несколько узких речных долин, разделенных крутыми и пустынными хребтами. Здесь очень мало пригодной для обработки земли. Существовавшая в советские годы промышленность сегодня не работает. Прокормить себя в этих краях практически нечем. Население Бадахшана невелико — всего 216 тыс. человек, разбросанных по двум сотням кишлаков и поселений. Примерно все здесь, кто способен работать, какой-то период жизни проводят в России на заработках. По словам председателя региональной общественной организации «Нур» Карамшо Мамаднасимова, в России сегодня одномоментно находятся около 50 тыс. памирцев, большинство из которых работают в Москве и ее окрестностях.

Памирцы говорят на дюжине разных языков восточноиранской группы. Эти древние диалекты наследуют языкам арийских племен, шедших через горные перевалы в Индию и Иран. Когда-то на них говорили жители великих цивилизаций Согда и Мавераннахра, но сегодня их ареал редко выходит за пределы одной-двух небольших долин. Есть языки, на которых говорят жители всего пары кишлаков, а число носителей едва превышает тысячу человек. Носителей одного из них, ишкашимцев, соседи называют «немцами», настолько их речь непонятна. Памирцы отличаются от других народов региона по религии. Большинство из них исмаилиты, а народы вокруг относятся к суннитской ветви ислама.

Среди жителей Памира необычно много людей с высшим образованием. Крохотные кишлаки, в которых часто нет автомобильной дороги и электричества, населены дипломированными врачами, инженерами, музыкантами и педагогами. «А чем там еще заняться? — отшучиваются памирцы. — Земли мало, зимы длинные, остается только книги читать». Образование и знания редко кому приносят богатство в тех краях. Да и в Москве мало кого интересует, сколько языков знает или сколькими дипломами владеет сантехник, чинящий кран в ванной, или строитель. Памирцев не выделяют из общей массы таджикских трудовых мигрантов. А вместе с тем эта самобытная диаспора существует и создает свою уникальную культуру.

Абдумамад Бекмамадов

— Я никогда не думал, что придется взять в руки шпатель, — говорит Абдумамад. — Мне отец запрещал с камнем работать. Говорил: «Ты музыкант. Пальцы береги». Абдумамад не уберег. На большом пальце левой руки не хватает одной фаланги.

В Москву Абдумамад впервые приехал еще в 1986-м как призывник Советской армии. Вместе с сослуживцами он ходил по столице во время увольнительных и самоволок, рассматривал достопримечательности. Сейчас, когда он рассказывает об этом землякам, ему никто не верит. Говорят, он пересказывает какой-то фильм. Но так и было: москвичи тогда были приветливыми и гостеприимными. «Если дорогу спросишь, тебе не только расскажут, как пройти, тебя прямо за руку доведут».

Потом Абдумамад вернулся на Памир. Окончил там институт культуры и даже чуть больше года успел поработать актером в театре в Хороге, столице Горного Бадахшана. В 1991-м развалился СССР, а в 1992-м в Таджикистане началась гражданская война. Бадахшан оказался в блокаде, отрезанный от плодородных земель. В области начался голод, людям стало не до театра. Выживали натуральным хозяйством и гуманитарной помощью, которую поставлял в Бадахшан фонд Ага-хана, духовного лидера исмаилитов. Но даже после завершения войны жизнь в горах осталась тяжелой. Экономика лежала в руинах, а земли больше не стало. Тысячи людей отправились за границу. Абдумамад уехал из дома на третий день после рождения своего первенца. Вновь он увидит сына только через пять лет.

Москва конца 1990-х была не самым гостеприимным городом. Работу найти было сложно. Работодатели часто «кидали» на деньги. Мигранты жили по 10–15 человек в съемной квартире, в которую по ночам ломились милиционеры, собиравшие с них дань. Дни, месяцы и годы проходили в постоянных поисках работы и жилья, в тяжелом монотонном труде. Абдумамад был строителем, дворником, поваром, грузчиком, снова строителем.

Но еще он был музыкантом. Вначале была проблема: играть дома было нельзя. Во-первых, там спали уставшие, вернувшиеся со смены люди. Во-вторых, вечером соседи могли пожаловаться на шум, и тогда явится милиция, прогонят с квартиры. Поэтому собирались изредка с земляками, играли для себя, где придется. Иногда приходили другие памирцы, просто послушать знакомые с детства народные песни. Их круг расширялся. Растущая памирская диаспора организовывалась. Земляки создали общественную организацию «Нур» (в переводе «Свет»). Появилось место и для репетиций, и для периодических выступлений. Абдумамад выступал все чаще. Помимо народных песен он стал исполнять и собственные. Он пишет о том, чем живет сам и тысячи его соотечественников, оказавшихся в чужой стране. В переводе эти песни звучат как сухая проза, но когда слышишь их вживую, то они трогают сердце:

Сегодня все мы вдали от родины,
От своих родителей, от детей и от родных,
На чужбине скучаем,
От родителей, от детей и от дома далеки,
В чужой стране мы в разлуке,
Или место ищем, или дорогу, или работу,
Мир неспокойный, везде опасно.

В сентябре 2012-го Абдумамад впервые за 20 лет вышел на сцену как драматический актер. В московском Театре.док была поставлена «Акын-опера». На сцену выходили трое — уборщица, плиточник и помощник маляра. Они рассказывали свои истории. Простые, бесхитростные. О том, на какой стройке лучше работать, о том, как доехать от Памира до Москвы, о войне, о смерти и о доме. Каждый рассказ сопровождался песней. Стихи к песням писал Абдумамад, музыку использовали народную. Каждый раз спектакль проходил при полном зале.

В 2014-м авторы и исполнители «Акын-оперы» получили главную российскую театральную премию — «Золотую маску». Церемония награждения происходила в Большом театре. Абдумамад пришел после рабочего дня на стройке, он едва успел переодеться. Ему вручили приз «за преданность традиционной музыкальной культуре своего народа в экстремальных жизненных условиях».

— Спасибо! — сказал улыбающийся Абдумамад со сцены. — Обращайтесь, пожалуйста. Мы сантехники и обои клеим…

Этот странный переход от сцены к стройке, от шпателя к микрофону в его жизни случается постоянно. На репетиции в театре Абдумамад часто приходил с опозданием. Его задерживали на работе. А как-то раз их с братом избили у метро скинхеды. Он попал в больницу, а на следующий день у него был спектакль. «Все билеты уже продали, нельзя было не прийти», — объясняет он. Он пришел и сыграл свою роль прямо с больничными бинтами на лице.

Настоящее народное искусство так и создавалось веками в коротких перерывах между тяжелой, изнурительной работой. Его творили мужчины и женщины, рассказывавшие о своей доле, о своих мечтах и страхах.

Среди ночи приходит с работы, а рано утром уходит,
На цыпочках ходит по квартире, чтобы не разбудить других,
Наши красавицы вот так работают в Москве,
Мое сердце, сестренка, обливается кровью,
Не знаю, как помочь, никто не будет жалеть тебя.
Только ты сама себе можешь помочь,
Скажите тогда: нужно такое государство и такая Родина?

За 21 год он только трижды был дома. За это время у него родились и выросли трое детей. Когда он приехал впервые, жена встречала его в аэропорту с сыном и каким-то другим ребенком того же возраста. «Если ты не узнаешь своего, — предупредила она, — я тебе сама куплю обратный билет». Абдумамад узнал. Чужой ребенок глядел по сторонам и пританцовывал, а его собственный не отрывал глаз от выхода из аэропорта — ждал отца, которого никогда не видел.

Музыканты, поэты и строители

Мы разговариваем с Абдумамадом в маленькой чайхане возле метро «Рязанский проспект». Я рассказываю ему, как меня удивило, что памирский священнослужитель, он называется «халифа», у которого мы останавливались на ночлег во время путешествия по Бадахшану несколько лет назад, целый день работал в поле как простой крестьянин. Оказывается, в Москве памирские священники тоже трудятся наравне со всеми.

— А эти тоже, — машет рукой Абдумамад, — кто на стройке, а кто по квартирам ремонт делает.

Лишь очень немногие из памирцев находят работу по специальности в Москве, рассказывает Карамшо Мамаднасимов. Хотя у многих есть диплом о высшем образовании, в России многие учреждения не признают таджикские дипломы. А главное, у людей совсем нет времени искать работу, получать опыт, повышать квалификацию. С первого дня в Москве мигрант должен что-то зарабатывать, чтобы оплачивать трудовой патент, квартиру, питание, а еще и отправлять что-то домой. Поэтому большинство выходцев из Бадахшана трудятся простыми рабочими. Средний заработок небольшой — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей в месяц. Это при том, что рабочий день может длиться и 10, и 12 часов, а выходных может и вовсе не быть.

что такое памира в еде. abdulmamad. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-abdulmamad. картинка что такое памира в еде. картинка abdulmamad. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.

Карамшо Мамаднасимов

В отличие от многих других диаспор у памирцев нет «своего» национального бизнеса.

— Они, по-моему, совсем не умеют торговать, — смеется по этому поводу Абдумамад, говоря о своих соотечественниках.

Торговля на Памире действительно никогда не была в почете. Крестьяне и ремесленники, поэты и музыканты, горцы даже в советское время почти никогда не работали в торговле. На памирских базарах продавцы, как правило, приезжие. Чаще всего узбеки из Оша. Сейчас руководство диаспоры с завистью смотрит на другие этнические общины, которые, бывает, контролируют целые сектора экономики. Карамшо Мамаднасимов говорит:

— Нет, никакого своего бизнеса у нас пока нет. К сожалению. Я говорю «к сожалению», потому что сейчас памирцы выходят на рынок труда поодиночке. И поэтому находятся в уязвимом положении. А есть как минимум две сферы, в которых мы могли бы преуспеть. Во-первых, медицина. Несмотря ни на что, у нас только в Москве сейчас более 120 практикующих врачей. Ну и, во-вторых, строительная отрасль. Если здесь создать какой-то проект, то он бы генерировал дополнительный капитал, который нам нужен для наших социальных задач.

Если в бизнесе памирцы пока не преуспели, то в социальной и культурной сфере у них есть чему поучиться. За четверть века трудовой миграции они выработали здесь огромный опыт. Началось все с организации.

«Нур» значит свет

Связи в диаспоре начинаются на уровне кишлака. Выходцы из одной деревни связаны друг с другом. Когда-то, еще до эры интернета, они лично встречались каждую неделю, обсуждали свои проблемы, планировали общие дела. Теперь вместо уличных встреч — чаты в вотсапе. В таком чате может быть от сотни до 300–400 человек. Во главе группы стоит «раис», на иранских языках — председатель. Он отслеживает, какие проблемы возникают у земляков. Кто заболел, кто потерял работу, у кого трудности с жильем или с документами, а кто не может оформить ребенка в школу или детский сад.

Кишлачные группы объединяются по районам Бадахшана — шугнанский, рушанский, ишкашимский и т. д. Все вместе они образуют единую сеть, которая в 2012 году была зарегистрирована как региональная общественная организация «Нур». Каждый памирец ежемесячно отчисляет из своих заработков несколько сотен рублей в общий котел. Это основной доход диаспоры. Правда, есть и еще один источник дохода. Небольшие суммы памирское землячество получает от Фонда развития духовного лидера исмаилитов Ага-хана IV. На эти деньги «Нур» арендует офис и платит две ставки — бухгалтеру и офис-менеджеру. Но вся остальная деятельность финансируется из членских взносов.

В составе «Нура» девять отделов: по спорту, культуре, социальным вопросам, образованию, по делам женщин и т. д. Культурный отдел организует мероприятия вроде тех, на которых выступает Абдумамад. Иногда это камерные встречи для земляков. Но проходят и огромные фестивали, например «Памир—Москва» и «Крыша мира», где выступали не только памирские, но и известные российские музыканты.

Образовательная работа сосредоточена преимущественно в офисе организации на «Кожуховской». Там ежедневно идут уроки для детей. Община оплачивает учителей русского и английского языков, а также математики для памирских детей, которым трудно учиться в московских школах. «Многие наши земляки не могут позволить себе репетитора, и мы стараемся помочь их детям наверстать отставание и преуспеть», — говорит Карамшо.

Пока сил и возможностей организовать образование для детей по другим предметам не хватает. Например, нет преподавания родного языка, и некоторые дети начинают его забывать. Приоритет отдается русскому и другим главным школьным дисциплинам.

— Мы для себя поставили главную цель — это интеграция наших соотечественников в российское сообщество. Это важнее всего. Это предупреждает потенциальные проблемы, когда люди плохо говорят по-русски, когда у них низкая квалификация. И чем больше эта пропасть, тем больше рисков ненужных проблем. И мы занимаемся с нашими детьми, чтобы они были хорошими, квалифицированными специалистами, чтобы у них было максимум взаимоотношений с российским обществом, чтобы они общались со своими сверстниками, а не варились в собственном соку, — рассказывает Карамшо.

Но больше всего сил уходит на социальную работу. «Нур» поддерживает своих социально незащищенных членов — многодетные семьи, матерей-одиночек и пожилых. Диаспора взяла на себя работу с детьми, больными ДЦП, для которых организуют кружки и творческие мастерские. Их родители работают целыми днями и не в силах заниматься этим сами.

Фактически землячество взяло на себя роль социального государства, поддерживая нуждающихся и слабых. Эта традиция взаимопомощи восходит к общинному наследию памирских кишлаков, где соседи издревле помогали друг другу, вместе заботились о сиротах и вдовах. Значение этой работы особенно выросло во время эпидемии, когда тысячи мигрантов одновременно оказались без работы и средств к существованию.

В «Нуре» уже в марте создали кризисный штаб, в который вошли главы всех комитетов и раисы районов. Силами волонтеров организовали горячую линию, на которую стекались самые неотложные проблемы. Кого-то не взяла скорая, у кого-то паническая атака. Среди памирцев довольно много дипломированных медиков, поэтому сразу наладили службу психологической помощи. Помогали оформлять документы, вызывать врачей и объяснять им ситуацию, давали базовые рекомендации. Взяли на себя помощь тем, кто потерял жилье, оставшись без заработков. В каких-то случаях удавалось договориться с хозяевами квартиры, гарантировав им выплаты. В других ситуациях подыскивали людям временное жилье, обычно у кого-то из земляков. Уже в середине апреля «Нур» начал раздавать продуктовую помощь самым пострадавшим — тем же многодетным, старикам и матерям-одиночкам. За три месяца раздали 5500 коробок по 28 кг каждая, больше 150 тонн продуктов.

В итоге памирская диаспора прошла эпидемию с малыми потерями. На 50 тыс. человек было зафиксировано лишь 15 летальных исходов (все они пришлись на пожилых и тяжелобольных людей). Даже бедное и немногочисленное сообщество может добиться многого, если ставка будет сделана на взаимную поддержку и солидарность.

Когда я разговаривал с Абдумамадом, я спросил, не случается ли у памирцев стычек с выходцами из других регионов Таджикистана, с которыми их когда-то разделяли фронты гражданской войны. Он лишь отмахнулся:

— Да какая разница, шугнанец, кулябец, таджик, русский. Здесь мы все рабочий класс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

что такое памира в еде. karamsho. что такое памира в еде фото. что такое памира в еде-karamsho. картинка что такое памира в еде. картинка karamsho. Эти рецепты вы не найдете ни в одном кулинарном справочнике: они передаются из поколения в поколение и готовятся в семейном кругу. И, да, они очень полезные и вкусные.