что такое отцепка у парашютиста
Отцепка. Запаска. Что дальше?!
Вы отцепились и теперь летите с запасным куполом над головой. И что теперь? Когда в последний раз вы управляли этим куполом? Ознакомьтесь с предлагаемой последовательностью действий во время пилотирования запасного парашюта от момента раскрытия купола и вплоть до приземления.
Много дискуссий ведется последние несколько лет о том, когда следует отцепляться и быть готовым к этому — все это жизненно необходимые темы.
Но что происходит после того, как вы избавитесь от основного купола — много ли вы думаете об этом? Так же как в случае большей фокусировки на свободном падении, чем на пилотировании, за обдумыванием процесса отцепки не следует обсуждение дальнейших действий под запасным куполом.
Ниже дана последовательность действий под запасным парашютом с момента его раскрытия и до приземления.
Осмотр строп на предмет закрутки
Перво-наперво: ваша запаска раскрылась, и, надо надеяться, полностью наполнена и без закруток (не забудьте расцеловать своего риггера после приземления). Если закрутка всё же возникла — устраните ее, ведь у вас нет плана С.
Проверка трафика, высоты, местонахождения
Что дальше? Так же, как в случае с основным куполом над головой, необходимо выполнить следующий круг контроля: трафик, высота, местонахождение.
Трафик
Убедитесь в том, что пространство вокруг вас свободно — быстро осмотритесь по сторонам и при необходимости выполните обходные маневры, используя задние СК.
Высота
Проверьте высоту. Взгляните вниз — если высота критически мала, то почувствуете это мгновенно. Посмотрите на высотомер для получения точного значения — вы можете оказаться очень низко после отцепки, так что самое время для оценки ситуации (например, находитесь ли вы выше первой контрольной точки?).
Местонахождение
Где я, и могу ли вернуться обратно в предполагаемую зону приземления?
Если нет — то что является лучшим вариантом альтернативной площадки приземления?
Достаточно ли у меня высоты, чтобы приземлиться на выбранной площадке?
Имеются ли какие-либо препятствия в выбранной зоне приземления?
Каким будет мое направление приземления?
Могу ли я выполнить полноценный заход с максимальной точностью приземления?
Примечание: Осмотр окрестностей в целях поиска своего основного купола и медузы запасного является крайне небезопасным! После отцепки вы, вероятнее всего, окажетесь на довольно низкой высоте, что значительно сократит время на какие-либо действия с куполом и заход на площадку приземления. Не подвергайте себя дополнительному риску, следуя за утерянным снаряжением. Помните, что любые запасные площадки приземления всегда опаснее основной зоны приземления.
Молниеносно ответив на эти вопросы, вам следует определиться с дальнейшими действиями в течение оставшегося времени снижения. Такой выбор может занять 10 секунд или меньше, но это очень важно — иметь план и следовать ему.
В момент времени, когда вы отвечаете на эти важные вопросы, отпустите СУ, а затем потяните их равномерно вниз, чтобы купол полетел прямо в медленном режиме: во-первых, это позволит избежать ныряния купола вперед в полном режиме после освобождения СУ в ситуации, когда высота теряется неумолимо быстро, во-вторых, это уменьшит скорость снижения даже сильнее, чем при натянутых клевантах, и, в-третьих, это даст вам больше времени на раздумья.
Расчекуйте стропы управления, просуньте руки в клеванты и потяните их энергично и синхронно.
Не забывайте, что клеванты запасного купола закреплены на СК с помощью липучки. Так как запасной купол используется очень редко, липучка на СК, как правило, в отличном состоянии, поэтому вам необходимо будет сначала потянуть клеванты вверх (как только что сделали с подушкой отцепки) и только затем — вниз, стараясь делать все одновременно, чтобы обеспечить ровную, симметричную расчековку.
В случае необходимости вы можете прокачать слайдер, потянув клеванты вниз до уровня талии и затем отдав их вверх. Это также поможет в случае ненаполнения крайних секций. При необходимости этот прием можно повторить 2–3 раза.
Внимание! Эти приемы можно и следует применять только при наличии запаса высоты. Лучше приземлиться своевременно, но выполнив подушку с ненаполненными крайними секциями, чем столкнуться с землей в момент прокачивания клевант.
Стоит также отметить, что при расчековке строп управления запасной купол может клюнуть вперед и потерять высоту. Поэтому перед тем, как расчековать клеванты, оцените, будет ли у вас достаточный запас высоты, чтобы восстановиться после этого клевка. В случае если вы открылись очень низко — не расчековывайте клеванты и не пытайтесь разворачиваться против ветра — просто приготовьтесь к жесткому приземлению и перекату.
Расслабьтесь
Дышите ровно. Старайтесь сохранять спокойствие и концентрацию. Нужно действовать дальше. Следующая мысль, наиболее вероятно посетившая вас: «Когда я в последний раз управлял этим запасным/ 7-ми секционным куполом?». Методы сохранения уверенности в такой ситуации описаны ниже.
Если высота позволяет, выполните несколько раз подушку: наиболее важная цель заключается в том, чтобы оценить, в какой момент вам необходимо ее сделать, чтобы выдержать правильный уровень купола, известный как «правило номер 1» — выдерживание уровня при приземлении (купол летит параллельно земле). Вы ведь понимаете, о чем речь? Если нет, читайте статью Правила безопасного приземления.
Помните, что различные купола скорее всего имеют различные диапазоны эффективности, но всегда обеспечивают ровное симметричное расположение купола при выполнении подушки.
Второй круг контроля: трафик, высота, местонахождение
Трафик — свободно ли воздушное пространство вокруг?
Высота — какая? Нахожусь ли я на линии захода на приземление?
Месторасположение — лечу ли я в направлении своих контрольных точек?
Предостережение
При оценке высоты и месторасположения имейте в виду, что в связи с заменой основного купола на резервный могут значительно измениться три фактора — тип купола, размер и загрузка. Все это повлияет на вертикальную скорость, и в результате, возможно, снижение станет менее знакомым, чем снижение под основным куполом. Если вам необходимо больше времени на принятие решений, не забудьте, что полет в среднем режиме замедлит снижение. При таких обстоятельствах средний режим может быть действительно выгодным. Выберите наилучшую из тех площадок приземления, на которые сможете попасть. Имейте в виду, что под запасным парашютом вы не дойдете так далеко, как под основным. Высота открытия запаски, вероятнее всего, меньше, чем обычная высота открытия основного парашюта. Чем быстрее вы оцените, куда можно приземлиться, тем больше площадок будет в вашем распоряжении. Немедленно развернитесь в сторону выбранной площадки приземления.
Старайтесь выполнить полноценный заход на приземление — с использованием трех контрольных точек. Если заходите на площадку недалеко от какого-либо парашютиста, перемещайтесь надлежащим и предсказуемым образом.
Если сохранился запас высоты, то после того, как вы уже дошли в зону приземления, попытайтесь проследить, как купол реагирует на работу стропами управления. Оцените диапазон контроля и точку свала. Лучше работать в более узком диапазоне, чем в более широком. Если втянуть стропы управления слишком сильно, то купол может перейти в режим свала и столкновение с землей будет особенно жестким.
Если у вас нет достаточно времени, чтобы ознакомиться с реакцией купола на действия стропами управления, и вы не представляете, как выполнять подушку — не делайте ее совсем. Просто возьмите стропы в средний режим и приготовьтесь делать перекат. Если вы снижаетесь под парашютом со значительной загрузкой и не уверены в том, как правильно выполнять подушку — вы, вероятнее всего, получите травму, однако при любой загрузке приземление со стропами управления в среднем режиме или с нерасчекованными клевантами будет мягче, чем приземление с неправильно выполненной подушкой.
В любом случае, управляя данным куполом впервые, используйте консервативную технику приземления. Разворачивайтесь против ветра выше, чем обычно. Избегайте маневров вблизи земли. Помните, что этот купол летит по-другому, чем тот, к которому вы привыкли. В развороте он может потерять гораздо больше высоты, чем вы ожидаете. Стараясь приземлиться против ветра, помните, что все развороты должны быть завершены не менее чем за 60–70 метров от земли. Обычно это примерно удвоенная высота самых высоких объектов (деревьев).
Уверенность в себе — прежде всего
Время расставить все по местам. Помните, что это ваш купол, он под вашим контролем — выполняет все, что вы ему велите, поэтому приземляйте его с уверенностью. Выполните подушку так же решительно, как если бы были под основным куполом, а после приземления похвалите себя за то, что успешно справились со столь сложной задачей, как отцепка. Все еще чувствуете, что совет про уверенность на приземлении сомнителен? Вот некоторые рассуждения на тему, как выстроить уверенность во время приземления после отцепки:
Вы когда-нибудь летали под запасным парашютом? Если ответ — «нет», то протестируйте его! Зачем ждать отцепки, чтобы поуправлять запасным куполом? Обратитесь в демо-центр производителя запаски и попросите точно такой же купол, как у вас, но модифицированный для установки в систему в качестве основного парашюта, и сможете сделать несколько прыжков на пилотирование, чтобы ознакомиться с полетными характеристиками устройства, спасающего вам жизнь.
Если на следующем прыжке произойдет отцепка, будет ли запаска над головой самым маленьким куполом, с каким вам только приходилось прыгать? Если ответ — «да», то неудивительно, что вам не хватает уверенности — подумайте о переходе на больший размер! Почему вы предпочитаете смириться с таким даунсайзом на один прыжок, несмотря на большую вероятность низкого открытия, неблагоприятного месторасположения и возможного чувства стресса? Не секрет, что в настоящее время многие производители запасных парашютов выпускают модели с уменьшенным укладочным объемом (такие как Optimum от PD), что позволяет увеличить размер запаски, не вызывая сердечный приступ риггера. Обратитесь к производителю ранца за таблицей размеров, чтобы определить, какой укладочный объем запасного купола оптимально подойдет вам. Так же, как и в купольном пилотировании, чтобы избежать неприятных последствий, необходимо принимать превентивные меры. Не ждите, когда отцепка познакомит вас с вашей запаской.
И как всегда, планируйте прыжок и выполняйте запланированное до самого приземления.
Отцепка основного парашюта и ввод в действие запасного
При возникновении отказа спортсмен должен принять решение о введении запасного парашюта. Если позволяет высота, можно попытаться устранить отказ, но такая попытка должна быть только одна.
Обычно для определения, работает ли основной парашют, применяют такие понятия: наполнен, устойчив, управляем. Если хотя бы одно условие не выполнено, необходимо вводить запаску.
Спортивные купола имеют значительную горизонтальную скорость, поэтому при одновременно раскрытых основном и запасном парашютах велика вероятность спутывания парашютов. Возможны следующие ситуации:
1) Основной парашют кружится вокруг более медленного (или круглого — нейтрального) запасного купола, наматывается, и парашюты душат друг друга.
2) Основной и запасной парашют работают и не вращаются, но относительно медленный (треугольный) или нейтральный (круглый) запасной парашют стоит позади основного и тормозит его планирование. Купола становятся в подобие «колокола» и не стремятся спутаться, но управлять ими нельзя, и вертикальная скорость увеличена.
3) Самый худший вариант— одновременное наполнение основного и запасного парашютов. При этом наиболее вероятно спутывание парашютов без возмож-ности как-то повлиять на ситуацию.
Для предотвращения таких случаев предусмотрена отцепка свободных концов основного парашюта с помощью замков КЗУ (кольцевое замковое устройство) — системы колец, каскадно ослабляющих нагрузку на трос, подсоединенный к подушке отцепки. При отказе основного парашюта спортсмен должен сперва произвести его отцепку и только потом раскрывать запасной. При наличии запаса высоты раскрывать запаску без отцепки основного можно, только если к основному парашюту не присоединено никаких страхующих приборов и парашют гарантированно остается полностью уложенным в своем контейнере (например,
если основной парашют имеет мягкую медузу и парашютист не трогал бобышку медузы).
Действия парашютиста по отцепке различны в зависимости от высоты, на которой он в данный момент находится.
Высота 600 м — критическая высота принятия решения — работает ли основной парашют или необходимо ввести запасной. Если основной в этот момент все еще не работоспособен, выполняются отработанные действия — отцепка основного и раскрытие запаски. Выше данной границы можно пытаться устранить отказ. Если очевидно, что отказ неустраним, то дожидаться снижения до 600 м не следует, отцепляться можно и выше, это увеличивает шансы на благоприятный исход (в частности, на приземление в расчетной точке).
Высота 300 м — точка принятия решения о применении запаски без отцепки основного парашюта. Если основной парашют не работает, необходимо немедленно вводить в действие запаску. Основной в данном случае не следует отцеплять, так как времени остается слишком мало. Потому что 300 м — это в среднем 6 с свободного падения. В то же время при раскрытии запаски на данной высоте она, вероятнее всего, не успеет спутаться с основным парашютом до приземления, а если и спутается, то над парашютистом будут хоть какие-то «тряпки». Они уменьшат скорость снижения и позволят если и не сохранить здоровье, то, по крайней мере, спасти жизнь.
Приведенные высоты — традиционно принятые в РОСТО. В разных аэроклубах эти значения могут отличаться, но только в большую сторону.
Итак, действия при отказе в зависимости от высоты:
2) Выше 600м: можно (но не обязательно) попытаться устранить отказ, если парашютист достаточно опытен, хорошо понимает, в чем проблема, и отказ устранимый (закрутка, несход слайдера). Если отказ устранить нельзя (например, порыв строп), высоты 600 м дожидаться не следует, лучше отцепиться повыше.
3) 300—600 м: отцепить основной, раскрыть запасной парашют.
4) 300 м и ниже: раскрыть запасной парашют без отцепки основного (высоты слишком мало для отцепки; при этом основной и запаска, скорее всего, не успеют спутаться, а если и спутаются — это будет лучше, чем если запаска не успеет наполниться).
Последовательность действий при отцепке основно-го парашюта и вводе в действие запасного:
1) Посмотреть на подушку отцепки и взять ее двумя руками.
2) Сильно прогнуться в пояснице (чтобы предот- I вратить характерный завал на спину после отцепки).
3) Посмотреть на кольцо запасного парашюта, чтобы после отцепки не искать его.
4) Отлепить липучку подушки отцепки, вытащив ее нижнюю часть из кармана, чтобы все усилие рывка шло на выдергивание троса (взгляд остается на кольце запаски).
5) Выдернуть подушку отцепки и додернуть трос j отцепки так, чтобы он полностью вышел из шлангов, выбросить подушку (взгляд — на кольце).
6) Взять кольцо запасного парашюта, лучше всего двумя руками.
7) Выдернуть кольцо и выбросить, чтобы его трос не помешал раскрытию запасного парашюта.
Если раскрытие запасного парашюта производится без отцепки основного (например, высота меньше 300 м), то после контроля высоты выполняются только пункты 3, 6, 7.
Ситуация, когда хотя бы один свободный конец основного парашюта не отошел, равносильна вводу запаски без отцепки основного парашюта. Возможно спутывание. Если свободный конец не отсоединился после выдергивания подушки отцепки, необходимо помочь ему: потянув за свободный конец, ослабить натяжение на замке КЗУ, побить по замку второй рукой. Если замок все равно не отцепился, можно стро-порезом обрезать стропы или свободные концы. Все это время необходимо контролировать высоту и на 300 м в любом случае открыть запасной парашют. Визуально контролировать отход свободных концов рекомендуется при использовании старых отечественных парашютных систем, замки КЗУ которых допускали заклинивания из-за того, что одно из колец вставало враспор в другом кольце либо недостаточно жесткий стальной трос отцепки проваливался в люверс и не позволял выдернуть подушку. Современным системам такое несвойственно, поэтому достаточно полностью выдернуть трос отцепки. Делать это надо для того, чтобы во-первых, убедиться в выходе троса из замков, во-вторых — освободиться от троса с подушкой, который теоретически может помешать правильному раскрытию запаски.
Не следует браться одновременно одной рукой за подушку отцепки, а другой — за кольцо запаски. В спешке можно выдернуть все одновременно или еще хуже — кольцо запаски раньше отцепки. В этих случаях также вероятно спутывание.
То, какой рукой и каким образом выдергивать подушку отцепки и кольцо запаски, — зависит от парашютной системы. Например, отечественные системы производства Ивановского завода «Полет» («крылья» серии ПО и круглые) имеют подушку отцепки с кармашком для захвата левой рукой. Иностранные системы и отечественные фирм «Параавис», «ПараЗона» имеют жесткую подушку отцепки для правой руки, подушки отцепки фирмы НПП «Звезда» — жесткие с кармашком — для выдергивания любой рукой. Конкретные действия парашютист должен отрабатывать для той системы, с которой он собирается прыгать. Лучше всего привыкать к выдергиванию подушки двумя руками — у начинающих при этом не будет соблазна схватиться свободной рукой за кольцо, а пилотам скоростных куполов это может пригодиться при сильных закрутках, когда для выдергивания подушки требуются большие усилия из-за центробежной силы. При сильной закрутке высокозагруженного купола свободные концы иногда скручиваются друг с другом почти до самых замков КЗУ и концы троса отцепки зажима-‘ ются в жгуте, поэтому усилия для отцепки понадобятся очень большие. Чтобы не допустить защемления тросов, в кармашки для концов троса отцепки вставляют отрезки жесткого шланга — такое приспособление называется antitwist.
Во время тренажа отцепки спортсмен должен многократно и, главное, правильно выполнять последовательность своих действий при отказе, чтобы выработать мышечную память и при возникновении реального отказа не задумываться (времени на это не будет), а просто выполнить заученные действия.
На современных парашютных ранцах может быть установлена система транзит (RSL), раскрывающая запаску автоматически при отцепке свободных концов (шпилька запаски подсоединяется к свободному концу основного или — на некоторых системах — к подушке отцепки). У такой системы есть свои плюсы и минусы.
• после отцепки основного парашюта запаска раскрывается немедленно, независимо от скорости действий человека. Это уменьшает высоту, теряемую с момента отцепки до момента раскрытия запаски, — фактор, особо значимый при отцепке на малых высотах, а также при прыжках малоопытных, медленно соображающих студентов;
• уменьшается вероятность ошибочных действий парашютиста: в случае отказа требуется только выдернуть подушку отцепки.
• если происходит вращение под отказавшим парашютом, то раскрытие запаски тоже происходит с вращением тела парашютиста, что может вызвать отказ запаски;
• если парашютист после приземления в сильный ветер отцепляет основной купол, чтобы тот не тащил его по земле, транзит расчекует ранец запасного парашюта.
С помощью специального замка транзит может быть легко отсоединен прямо в воздухе, что позволяет избавиться от его недостатков. С другой стороны — это опять же потеря драгоценных секунд. Кроме того, уже на тренаже отцепки надо будет отрабатывать различные действия при разных отказах, так как при возникновении «дуги» или «прогрессирующей закрутки» необходимо отсоединить транзит перед отцепкой.
Целесообразность применения системы спорна. Чаще всего транзит устанавливают на студенческих системах, а продвинутые парашютисты предпочитают полагаться на свой опыт и делать все вручную.
Тем, кто использует транзит, не следует забывать, что он не является аналогом или заменой страхующего прибора. Кольцо запасного парашюта после отцепки выдергивать обязательно.
ПРИЗЕМЛЕНИЯ ВНЕЗАДАННОЙ ПЛОЩАДКИ
Возможны ситуации, когда парашютист вынужден приземляться не на специально предназначенную для этого площадку, а в некотором удалении от нее. Такие ситуации возникают из-за ошибки выброски, неправильной работы парашютиста под куполом, резко изменившихся погодных условий, при аварийном покидании летательного аппарата, отказе основного и вводе в действие запасного парашюта, прыжках при низкой облачности, а также при выполнении различных поисково-спасательных операций.
При удачном стечении обстоятельств у парашютиста есть возможность выбрать какую-нибудь поляну, подходящую для приземления, но бывает, что весь район, куда он может приземлиться, заполнен дачными участками, лесом, водоемами и линиями электропередач. В таких случаях необходимо как можно раньше начать работу на приземление. Даже для нейтрального купола можно путем скольжения сместить точку приземления и уйти от препятствий, вопрос только в том, хватит ли высоты. Чем больше запас высоты, тем боль-
ше возможности выбрать место посадки. Поэтому очень важно как можно раньше определить вероятность того, что во время снижения под куполом парашютиста снесет на препятствия.
Устройство парашютной системы
Парашютная система состоит из основных частей:
Подвесная система — предназначена для:
Материал подвесной системы — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 2700 кг.
Подвесная система крепится на теле парашютиста в трех точках с помощью специальных пряжек или карабинов — на ножных обхватах и грудной перемычке. Прочность пряжек 1200 кг.
Ранец — предназначен для укладки в него основного и запасного парашютов. Имеет раскрывающее приспособление, которое позволяет производить:
Материал ранца — кордура.
Ранец расположен на спине парашютиста. Он имеет два отсека. В нижний отсек укладывается основной парашют, а в верхний отсек — запасной парашют. Внутри каждого отсека находится Петля зачековки. Снизу к ранцу пришит Карман для вытяжного парашюта.
Кольцевое замковое устройство (КЗУ) — предназначено для быстрого отсоединения основного купола и находится в верхней части плечевых обхватов.
«Подушка» отцепки (РЕЛИЗ) — предназначена для освобождения замков КЗУ и отцепки свободных концов основного купола. Состоит из матерчатой подушки красного цвета и двух тросов желтого цвета. Расположена справа — спереди на подвесной системе, на уровне груди.
Вытяжное кольцо запасного парашюта (кольцо) — предназначено для ручного раскрытия ранца запасного парашюта. Состоит из кольца, троса, ограничителя и шпильки. Крепится в специальном кармане на подвесной системе слева — спереди на уровне груди.
Транзит («RSL») — предназначен для принудительного раскрытия запасного парашюта в случае отцепки основного. Представляет собой стренгу с быстроотстегивающимся карабином, присоединенным к свободному концу с одной стороны и кольцом, надетым на трос вытяжного кольца запасного парашюта на другой.
Парашютное снаряжение
В комплект снаряжения парашютиста также входят:
Вся остальная одежда используется собственная. Основное — обувь должна быть спортивной, без каблуков и высоких платформ, подходящей по размеру, по сезону и без крючков. Одежда не должна сковывать движения парашютиста и соответствовать температуре наружного воздуха. При этом надо учитывать, что с высотой температура падает на градусов на каждый километр.
Конструкция парашюта
Основной парашют (основной). Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста.
Состоит из следующих частей:
Купол— состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции и имеет в плане форму прямоугольника. Купол имеет 9 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера основных парашютов: 200, 235 и 265 кв.фт.
Слайдер— замедляет и упорядочивает наполнение купола. Этим снижается динамическая нагрузка при раскрытии парашюта. Состоит из полотнища с усилительными лентами, к которым прикреплены 4 люверса. Через эти люверсы пропущены стропы купола.
Стропы — предназначены для соединения купола со свободными концами подвесной системы и для удержания купола в нужном положении в воздушном потоке. Материал — шнур капроновый. Прочность на разрыв каждой — 270 кг.
Стропы управления — предназначены для управления куполом. Каждая стропа управления внизу заканчивается Петлями управления (клевантами), а вверху разветвляется на 4 дополнительные стропы.
Свободные концы левый и правый — служат для передачи усилия от строп на подвесную систему. Материал — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 1800 кг. В верхней части свободных концов находятся кольца для присоединения строп купола. В нижней части каждой пары свободных концов имеются 2 металлических кольца и петля для присоединения к замку отцепки КЗУ.
Камера — предназначена для укладки в нее купола со слайдером и строп. Имеет клапан с люверсами, люверс для пропускания стренги с вытяжным парашютом и резиновые петли для укладки строп.
Вытяжной парашют (медуза) с ручкой (бобышкой) и стренгой — предназначены для вытягивания камеры с куполом и стропами из ранца. Материал медузы — капрон и капроновая сетка. Материал стренги — капроновая лента. К стренге пришита зачековочная шпилька, удерживающая отсек основного парашюта в закрытом положении.
Технические данные парашюта при соответствующем полетном весе системы (парашютист с парашютной системой):
Взаимодействие частей основного парашюта.
После вытаскивания медузы из кармана и выбрасывания её в поток, медуза наполняется воздухом, и за стренгу вытягивает шпильку из петли. Клапана ранца открываются, стренга вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом из ранца. Стропы вытягиваются из резиновых петель камеры, камера расчековывается, и из нее выходит купол. Купол, под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, наполняется. Слайдер, под действием натяжения строп, скользит по стропам вниз, к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение купола происходит за время порядка 3х секунд.
Парашют начинает планирующий спуск в режиме средней горизонтальной скорости вперед — 3 5 м/сек. (пока не расчекованы стропы управления), при этом вертикальная скорость снижения — 4 5 м/сек.
При наполнении купола скорость падения парашютиста замедляется с 50 м/сек. до 4 м/сек. Это замедление скорости падения парашютист ощущает как динамический рывок. Усилие от купола передается по стропам и свободным концам на ленты подвесной системы.
Запасной парашют (ПЗ, «запаска»).
Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста в случае отказа основного купола. Купол имеет в плане форму прямоугольника и состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции. Купол имеет 7 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера запасных парашютов: 193, 215 и 220 кв.фт. Цвета куполов: белый.
Устройство частей запасного парашюта аналогично устройству основного парашюта.
Взаимодействие частей запасного парашюта.
Запасной парашют применяется в случае отказа основного парашюта. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полной отцепке купола основного парашюта.
Подушка отцепки расположена справа на подвесной системе, на уровне груди. Для отцепки парашютист выдергивает подушку отцепки обеими руками на всю длину и выбрасывает ее. При этом из КЗУ одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы с отказавшим куполом основного парашюта.
Сразу после отцепки необходимо обеими руками выдернуть кольцо запасного парашюта, расположенное слева на подвесной системе, на уровне груди. При этом шпилька выходит из петли зачековки и освобождает клапана ранца запасного парашюта.
Примечание: Прежде чем взяться руками за подушку отцепки и кольцо ПЗ, необходимо обязательно найти их взглядом!
Стоит отметить, что хотя при отцепке основного парашюта, транзит принудительно выдернет шпильку запасного парашюта, но надеяться на это не следует и в любом случае необходимо самостоятельно выдернуть кольцо запасного парашюта!
Вытяжной парашют под действием пружины «выпрыгивает» в поток, наполняется и за стренгу вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом, из ранца. Дальнейшее открытие происходит аналогично куполу основного парашюта. Полное наполнение купола запасного парашюта происходит за время, не более секунд.
Камера запасного парашюта, в отличие от основного, не прикреплена к верхней оболочке купола и при открытии вместе с вытяжным парашютом полностью «улетают», что повышает безопасность при открытии ПЗ.