что такое оценочные средства в образовании
Оценочные средства и критерии оценивания
Оценочные средства и критерии оценивания
Понятие качества образования сегодня лежит в основе оценки педагогических технологий, образовательных программ, деятельности учебных заведений, подготовки выпускников. Особую остроту проблемы оценки качества образования и разработки оценочных средств приобрела в связи с реализацией ФГОС ВПО, констатирует следующее:
1. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
2. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания и умения, и освоенные компетенции.
3. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.
Итак, данные ФГОС ориентирует преподавателей на то, что к началу учебного года у них должны быть разработаны и соответствующим образом оформлены фонды оценочных средств по дисциплине. Но сложность выполнения такой задачи заключается в том, что сегодня нет для этого необходимой нормативной базы.
В первую очередь определимся в понятиях «оценочная деятельность», «оценочные средства» и «фонд оценочных средств». Известно, что структура оценочной деятельности включает определение предмета оценивания, формулирование цели оценивания, разработку критериев оценки, подбор средств оценки, выбор технологии оценивания. С учетом того, что любую оценку можно произвести, только сравнивая некую величину на ее соответствии неким образцовым значениям, в качестве предмета оценивания могут выступать:
1. Продукты образовательной деятельности студентов, оцениваемые на соответствие определ е нному эталону, требованиям (например, соответствие представленных к оценке результатов самостоятельной работы установленным требованиям к реферату, курсовой работе, отч е ту по практике).
2. Процесс образовательной деятельности студентов, который оценивается на соответствие установленному алгоритму, регламенту (например, на практическом занятии оценивается точность и скорость выполнения студентом учебных и профессиональных операций).
3. Уровень усвоенной студентами профессионально значимой научной информации в рамка учебной дисциплины.
4. Компетенции (общекультурные или профессиональные).
Оценочные средства представляют собой специально разработанные методические и контрольно-измерительные материалы, позволяющие объективно и корректно определять соответствие результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности студентов, а также освоенных ими компетенций требованиям, установленным нормативными документами, образовательными и профессиональными стандартами. Под фондом оценочных средств понимается комплект методических, контрольно-измерительных и оценочных материалов, предназначенных для оценивания результатов и процесса образовательной деятельности студентов. Фонд оценочных средств может состоять из тр е х частей: средства для текущей аттестации студентов, средства для промежуточной аттестации студентов, средства для итоговой аттестации выпускников.
Важный момент, о котором следует помнить, создавая оценочные средства, заключается в том, что они должны стать своеобразным и естественным продолжением используемых преподавателем технологий и методик обучения. Это позволяет студенту более ч е тко осознавать свои достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а педагогу – направлять деятельность обучающегося в русло, необходимое с позиции формирующихся компетенций. Так, если преподаватель работает на основе интерактивных технологии, то для оценки умения анализировать и сопоставлять ситуационные задачи, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств целесообразно будет использовать такие методы, как составление концептуальных таблиц, решение ситуационных и проблемных задач, перекр е стную дискуссию, синквейн и т. д. Возможны оценочные средства, не имеющие на сегодня признанных решений. Правда, они используются довольно редко. Чем выше уровень неопредел е нности, творчества (выше сложность, эвристичность ответа), задаваемого оценочным средством, тем меньше степень нормирования. Например, если в качестве оценочного средства используется ситуационная задача, то е е содержание будет нормировано. А вот решения, предлагаемые студентами, ж е стко нормировать вряд ли возможно. Таким образом, будут заданы лишь общие критерии оценки ответа: обоснованность, оригинальность и т. п. Помимо индивидуальных оценок могут использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ, экспертные оценки группами из студентов, преподавателей т работодателей. По итогам оценивания следует проводить анализ образовательных достижений остудентов, отмечая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития.
В работе по созданию фонда оценочных средств можно выделить ряд взаимосвязанных и последовательных этапов.
1этап. Устанавливается полный состав требований к студенту на разных этапах обучения и выпускнику. Требования, содержащиеся в ФГОС, дополняются требованиями, вытекающими из заявленных целей учебного заведения, а также имеющихся профессиональных стандартов.
2 этап. Созда е тся перечень компетенций студентов.
3 этап. Проектируется накопительная система сбора данных на каждого студента за весь срок обучения (портфолио студента).
4 этап . Формируется структура и содержание оценочных средств для каждого этапа обучения студентов.
5 этап. Созда е тся спецификация проверяемых компетенций и соответствующих им заданий, ориентированных на каждый этап контроля. Определяется число заданий и время, необходимое для ответов. Устанавливается процедура контрольно-оценочного процесса. Обеспечивается высокая значимость каждого задания.
6 этап . Для оценки каждой из заявленных к оцениванию компетенций разрабатываются задания, по результатам выполнения которых можно судить об уровне е е сформированности, а также степени освоения учебного материала дисциплины.
7 этап . Разрабатываются наборы оценочных материалов, равнозначных по содержанию, сложности и сумме входящих в низ заданий.
9 этап. Устанавливаются критерии и шкала оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня сформированности компетенций студентов требованиям ФГОС.
10 этап. Разрабатываются инструкции по выполнению контрольно-оценочного процесса.
Целесообразно разработать программу или план создания фонда оценочных средств. Структура фонда оценочных средств может быть примерно такой:
— программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения;
— модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с этапами обучения и специальностью подготовки;
— критерии и показатели оценки уровней сформированности компетенций (критерии оценки соответствия должны быть одними и теми же для всех участников оценивания) и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;
— совокупность контрольно-измерительных материалов, предназначенных для измерения знаний и умений студентов при освоении содержания учебных дисциплин;
— совокупность компетентностно-оценочных материалов, предназначенных для оценивания динамики формирования компетенций на определ е нных этапах обучения;
— методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки;
— инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации, форматы представления их пользователям;
— банк статистической информации и программы мониторинга учебно-профессиональных достижений студентов;
— структура портфолио и доступная статистическая информация (интерфейсы по категориям пользователей: студенты, преподаватели, администрация, работодатели);
— совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене, критерии их оценки;
— методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена;
— методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ФГОС на основе выполнения и защиты их выпускной и квалификационной работы;
— рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев).
Оценка качества освоения студентами основных образовательных программ включает текущий, рубежный контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию студентов. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП создает настоящие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по курсу дисциплины, учебной практики по индивидуальной инициативе преподавателя. Данный вид контроля стимулирует у студента стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной дисциплины, овладению профессиональными и общекультурными компетенциями. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление образовательным процессом.
Положение о фонде оценочных средств в школе.
Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств по учебным предметам в образовательном учреждении
Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по
учебным предметам в образовательном учреждении
Порядок формирования ФОС
Функции различных ФОС
Разработка и экспертиза ФОС
Общие требования к содержанию КОС
Требования к оформлению и хранению ФОС
Ответственность за формирование ФОС
Список использованных источников
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становятся важным этапом образовательного процесса.
В настоящее время образовательные организации создают фонды оценочных средств, обеспечивающие адекватную оценку знаний, умений и компетенций обучающихся. Деятельность педагогических коллективов при разработке оценочных средств должна быть ориентирована на усиление их содержательной и мотивационной составляющей, способствовать формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Системная работа по созданию фондов оценочных средств способствует повышению квалификации педагогических кадров в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур.
Разработанные рекомендации определяют требования к содержанию контрольно-оценочных средств, содержат информацию о структуре, порядке формирования и оформления фондов оценочных средств. Приложения могут быть использованы при оформлении фондов оценочных средств и контрольно-оценочных средств.
Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по
учебным предметам в образовательном учреждении
1.1. Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по учебным предметам, разработаны в соответствии федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования.
1.2. Фонды оценочных средств (далее – ФОС) создаются для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП)
1.3. ФОС является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП ООО, входит в состав ООП в целом и учебно-методических комплексов (в частности Рабочей программы) соответствующего учебного предмета.
1.4. ФОС – это совокупность методических материалов позволяющих оценить качество освоения учебного материала, т.е. знания, умения и уровень приобретенных компетенций обучающихся.
1.5. Оценивание производится в ходе:
1.6. ФОС разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. ФОС по учебному предмету, рассматривается на заседании предметной комиссии.
1.7. Порядок и условия оценивания определяются образовательной организацией общего образования самостоятельно и фиксируются локальными нормативными актами образовательной организации.
1.8. Условия и порядок проведения оценочных мероприятий и процедур раскрываются в Положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, и в Положении о формировании фонда оценочных средств образовательной организации.
1.9. При формировании ФОС учитывают, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:
— оценка уровня освоения учебного предмета;
— оценка освоенных компетенций.
Фонд оценочных средств – комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ, модулей.
2.1. ФОС как система оценивания состоит из трех частей:
1. Структурированного перечня объектов оценивания (структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения ООП);
2. Базы учебных заданий;
3. Методического оснащения оценочных процедур.
2.2. В состав ФОС по учебному предмету входят:
— КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся (по курсу в целом, по разделам, по темам);
— КОС для промежуточной аттестации обучающихся;
— КОС итоговой аттестации.
3. Порядок формирования ФОС
3.1. Формирование ФОС в соответствии с требованиями компетентностного подхода проводится на основе:
— использования методов контроля, помогающих формировать самооценку ученика и нацеленных на рефлексию познавательной деятельности;
— использование методов групповых и взаимных оценок (взаимопроверка; экспертные оценки группами),
— перехода от оценки только результатов обучения к систематическому контролю, включая пооперационный (контроль для обучения);
— отслеживания и фиксации формирования личностных качеств (необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке выпускника, готового вести поиск решения новых задач);
— переноса акцента в контроле с того, что не «знают» на оценку того, что «знают», умеют, способны продемонстрировать;
— повышения объективности результатов оценивания при применении качественных стандартизированных инструментов;
— применения программных средств, позволяющих проводить адаптивный контроль, своевременную индивидуальную коррекцию обучения, а также хранить и обрабатывать информацию по всем оценочным мероприятиям.
3.2. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:
— валидность (объекты и содержание оценивания должны соответствовать поставленным целям и функциям контроля и обучения);
— надежность (нацеленность используемых методов и средств на объективность оценивания);
— эффективность (оптимальность выбора для конкретных условий использования целей, методов и средств контроля).
3.3 Организатором разработки ФОС по учебным предметам является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, определяющий непосредственных исполнителей, разрабатывающих ФОС по учебному предмету, модулю.
3.5. Разработчики заполняют паспорта ФОС по учебным предметам, модулям.
3.6. Формирование КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся, их промежуточной аттестации может осуществляться по двум направлениям:
— корректировка и адаптация имеющихся оценочных материалов с учетом компетентностного подхода к результатам обучения;
— разработка новых оценочных материалов.
3.7. Разработка оценочных материалов для включения в КОС ведется с учетом:
— форм проведения оценочных мероприятий (устный опрос, письменная контрольная работа, зачет, экзамен и т.п.; тестирование, в т.ч. компьютерное);
— уровней освоения учебного материала темы (ознакомительный, репродуктивный, продуктивный);
— видов деятельности, которые будут выполнять обучающиеся в процессе оценочных мероприятий (осознанное воспроизведение информации, применение информации, анализ, синтез, оценка);
— обучающих возможностей оценочных материалов;
— возможности принятия решения об освоении обучающимися компетенций (вида деятельности).
3.8. КОСы, собранные в единый ФОС по учебному предмету, утверждаются на заседании методических объединений (кафедр) образовательной организации.
3.9. Допускается формирование единого ФОС по учебному предмету, реализуемого в рамках ООП. Соответствующее решение принимается на заседании методобъединения после анализа дидактических единиц, определенных ФГОС (НОО, ООО, СОО), согласовывается с заместителем директора по учебно-методической работе (учебно-воспитательной работе) и принимается педагогическим советом образовательной организации.
4. Функции различных ФОС:
4.1. ФОС входного оценивания используется для фиксирования начального уровня подготовленности обучающихся и построения индивидуальных траекторий обучения.
В условиях личностно-ориентированной образовательной среды результаты входного оценивания обучающегося используются как начальные значения в индивидуальной академической успешности обучающегося Входное оценивание может осуществляться в форме самооценивания.
4.2. ФОС текущего контроля используется для оперативного и регулярного управления учебной деятельностью (в том числе самостоятельной)
4.3. ФОС промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету, модулю предназначен для оценки степени достижения запланированных результатов обучения по завершению изучения предмета, модуля в установленной учебным планом форме: контрольная работа, тест, диктант и т.д.
4.4. ФОС итоговой аттестации используется для проведения контрольной работы, зачета, экзамена, выполнения и оценки качества выполнения ООП.
5. Разработка и экспертиза ФОС
5.1. План оценивания целесообразно структурировать в форме матрицы, в которой каждому объекту контроля (результату обучения или его составляющему) будут поставлены в соответствие: содержание обучения, метод оценивания и учебные задания.
5.2. Формирование содержания фонда оценочных средств состоит из следующих этапов:
1) Разработка и подбор контрольных заданий, по результатам выполнения которых можно судить о достижении обучающимся определенного результата обучения и, следовательно, соответствии тому или иному предъявляемому требованию. Задание не может существовать само по себе. Оно обязательно связано с определенной целью использования, т.е. с объектом и определенной процедурой контроля.
2) Формирование содержания конкретных контролирующих мероприятий (контрольная работа, зачет, самоконтроль и т. п.). Разработка плана контролирующего мероприятия, в которой указываются контролируемые результаты обучения (дидактические единицы), индикаторы (деятельностные цели), структура используемого комплекса заданий, регламент проведения, учебно-методические, технические условия его проведения, критерии оценивания, использование результатов контроля.
План контроля дает возможность разработки нескольких вариантов заданий. Это открытая информация для всех участников образовательных отношений.
3) Определение критериев оценивания результатов выполнения контрольных заданий в заданных условиях.
Процедура выставления оценки должна быть обязательно известна, прозрачна и ясна обучающемуся. В результате оценивания обучающийся должен четко осознавать что, как и когда оценивалось, за что ему начислен или не начислен балл
4) Разработка методических материалов для каждого участника контролирующего мероприятия. В различных формах контроля это:
— инструкции (методические указания) для обучающихся;
— сценарии контролирующих мероприятий;
— инструкции по обработке, анализу и интерпретации полученных результатов;
— формы бланков ответов (опросные листы), рецензий, оценочных листов.
5.3. Фонды оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации разрабатываются по каждому учебному предмету /модулю, закрепленному за МО, и входят в рабочую программу предмета. ФОС могут разрабатываться коллективом авторов по поручению руководителя МО.
5.4. ФОС текущего контроля должен пройти внутреннюю экспертизу (в рамках МО);
5.5. ФОС промежуточного и итогового контроля внутреннюю экспертизу в рамках методсовета и внешнюю экспертизу.
6. Общие требования к содержанию КОС
6.1. В состав КОС разработчики должны включать как простые, так и сложные задания.
6.1.1. К простым относятся задания, которые выполняются в одно или два действие. К ним можно отнести:
— тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствия в закрытой форме, или на установление правильной последовательности в закрытой форме;
— простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;
— простые задания по воспроизведению текста, решения или действия и т.п.
Они предполагают выполнение обучающимися простых действий по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала, либо по применению информации для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов.
6.1.2. К сложным (комплексным) заданиям могут быть отнесены задания, требующие многоходовых решений, как в стандартной, так и в нестандартной ситуациях. К ним можно отнести:
— задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. тестовые;
— задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п.;
(Они предполагают выполнение обучающимися сложных действий по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию принципов организации целого и т.п.);
— по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта/гипотезы, системного объяснения/решения и иной новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что-либо и т.п.; по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п.
6.1.3. При формировании КОС для промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету, рекомендуется включать задания, требующие от обучающихся выполнения как простых, так и сложных действий.
Для проверки комплексных умений и компетенций в ходе промежуточной аттестации рекомендуется применять сложные задания.
6.2. В состав КОС включают методические материалы, выполняющие как контролирующие, так и обучающие функции, в т.ч. методические разработки по выполнению лабораторных работ, организации и проведению практических занятий методами: анализа производственных (профессиональных) ситуаций, кейс-методом, портфолио, проектов, деловых игр и т.п.
Они позволяют не только проверить уровень усвоения знаний, освоения умений, но и оценить различные качества личности обучающегося, уровень сформированности профессиональных и общих компетенций.
6.3. В состав КОС входят материалы обеспечивающие оценку результатов контроля. К ним относятся: критерии оценки показателей результатов обучения, эталоны решений заданий, ключи к тестам и т.п.
Критерий оценки показателей результатов обучения – признак (основание, правило) для принятия решения о соответствии результатов освоения компетенций, усвоения знаний, освоения умений предъявленным требованиям ФГОС.
Оценивание результатов должно проводиться по специально установленной шкале. Шкала определяет систему пересчета суммы баллов (суммы веса критериев),полученных обучающимися в ходе оценочных мероприятий и правила принятия решения об итоговой оценке.
6.4. Форма проведения оценочных мероприятий и вид контроля влияет на содержание оценочных материалов и представление их в КОС.
6.4.1. В материалы для оценочных мероприятий, проводимых в устной форме (зачета) включают перечень вопросов для подготовки обучающихся к оценочным мероприятиям.
6.4.2. Материалы для письменных мероприятий комплектуют по вариантам (не менее 2-х), включая в них контрольные задания и инструкции для обучающихся по их выполнению.
6.4.3. Тесты (в т.ч. для проведения компьютерного тестирования) формируют в соответствии с общими требованиями к оформлению и содержанию тестов.
6.4.4. Тематика проекта, требования к его структуре и оформлению могут быть включены в состав КОС для текущего контроля по учебному предмету.
7. Требования к оформлению и хранению ФОС
7.1. ФОС при оформлении должен начинаться в порядке следования с титульного листа (Приложение 1), предисловия (Приложение 2), паспорта (Приложение 3). Далее следуют разделы: оценочная матрица – кодификатор (Приложение 4), база заданий (тест и др.), методическое оснащение (Приложение 5).
7.2. Отметка об утверждении и экспертном заключении вносятся в предисловие. Подписи должностных лиц (руководителем МО), директор школы, председателя методического совета, председателя экспертной комиссии свидетельствуют о принятии каждым из них персональной ответственности о гарантии ФОС установленным требованиям.
7.3. Утверждающая подпись должностного лица придает ФОС характер нормативного документа школы.
7.4. Подлинник ФОС в печатном варианте хранится в МО (учебной части в случае ФОС итоговой аттестации), разработавшей рабочую программу (ООП) в составе учебно-методических комплексов учебных предметов.
Срок действия ФОС устанавливается авторами-разработчиками на период не более 5 лет и может быть продлен соответствующими решениями, что отражается в предисловии.
8. Ответственность за формирование ФОС
8.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за разработку содержания КОС и организацию формирования содержания ФОС по учебным предметам.
8.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует проведение экспертизы и утверждения КОС.
8.3. Руководитель методического объединения несет ответственность за качество КОС, разработанных по учебным предметам, элективным курсам, модулям, закрепленным за методическим объединением и включенных в ФОС.
8.4. Разработчики несут ответственность за:
— соответствие ФОС рабочей программе по учебному предмету, элективному курсу, модулю, соблюдение ключевых принципов оценивания;
— правильность оформления ФОС в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации.
Методически грамотно сформированный фонд оценочных средств является инструментом, позволяющим выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на результаты образования.
Перед педагогическими коллективами стоят сложные задачи по разработке заданий, адаптированных к практикоориентированным оценочным процедурам, обеспечивающих принятие обоснованных решений об освоении обучающимися общих и профессиональных компетенций, видов профессиональной деятельности.
Работа по созданию современных оценочных средств будет способствовать достижению такого уровня качества образования, что квалификации выпускников могут быть сертифицированы и признаны как работодателями, так и образовательной системой в целом.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кокуйская средняя общеобразовательная школа № 1»