что такое осб в структурах службы фсин
Отдел собственной безопасности
Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева (от 19.05.2008 № 815) был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, перед которым была поставлена задача о том, что коррупции, как системному явлению, должен быть дан так называемый системный ответ. В течение 2008 года был разработан и утверждён Президентом России Национальный план противодействия коррупции, принят и вступил в силу пакет антикоррупционных законов, подписан ряд указов, которые расширяют контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций.
Приказом ФСИН России от 02.03.2010 № 72 «О внесении изменений в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» во всех структурах территориальных органов ФСИН России созданы подразделения собственной безопасности, на которые возложены функции по борьбе коррупцией.
Основные задачи:
1. Обеспечение государственной защиты работников УИС и федеральных государственных гражданских служащих УФСИН России по Новгородской области, а также членов их семей;
2. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими УФСИН России по Новгородской области;
3. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими УФСИН России по Новгородской области;
4. Предотвращение проникновения на службу и работу в УИС лиц, преследующих противоправные цели;
5. Выявление в учреждениях и территориальном органе УИС причин и условий невыполнения требований собственной безопасности, нарушения режима секретности, способных привести к утечке информации, возникновению угроз безопасности работников и объектов УИС, расшифровке и срыву проводимых оперативно-розыскных мероприятий;
6. Выявление, предупреждение и пресечение, в пределах своей компетенции, деятельности организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, направленной на агентурное, физическое или техническое проникновение в УИС с целью нанесения ущерба собственной безопасности;
7. Выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими УФСИН России по Новгородской области.
Основные функции:
2. Осуществление в пределах своих полномочий: государственной защиты жизни и здоровья, имущества работников УИС и членов их семей; обеспечения безопасности руководства УФСИН при наличии угрозы их жизни и здоровью, координации деятельности привлекаемых с этой целью структурных подразделений УФСИН, взаимодействия в этой области с соответствующими подразделениями иных правоохранительных органов.
3. Осуществление контроля за состоянием организации системы охраны и обороны объектов УИС, пропускного и внутриобъектового режимов.
4. Выявление условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками УИС, в том числе коррупционной направленности.
5. Участие в пределах своей компетенции в кадровом обеспечении УФСИН и подведомственных ему учреждений. Проведение проверок кандидатов на руководящие должности УФСИН и подведомственных ему учреждений, а также лиц, претендующих на замещение должности государственных служащих.
6. Проведение в установленном порядке служебных проверок по поступившим в ОСБ УФСИН жалобам, заявлениям, обращениям и иной информации о противоправных действиях работников УИС, подготавливаемых, совершаемых или совершенных ими преступлениях.
7. Осуществление в пределах своей компетенции ведомственного контроля за деятельностью подведомственных учреждений УФСИН по реализации мер в области борьбы с коррупцией и обеспечения собственной безопасности.
8. Ведение переписки со структурными подразделениями органов власти субъектов Российской Федерации, другими организациями, территориальными органами УИС по вопросам, входящим в компетенцию ОСБ УФСИН.
9. ОСБ УФСИН выполняет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные актами Минюста России и ФСИН России.
Управление собственной безопасности
Общие сведения
Указом Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, перед которым была поставлена задача о том, что коррупции, как системному явлению, должен быть дан так называемый системный ответ. В течение 2008 года был разработан и утверждён Президентом России Национальный план противодействия коррупции, принят и вступил в силу пакет антикоррупционных законов, подписан ряд указов, которые расширяют контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций.
С декабря 2008 года функции по обеспечению собственной и экономической безопасности, противодействию коррупционным проявлениям в УИС возлагались на отделы (отделения) «Б» оперативных управлений (отделов) ФСИН России и территориальных органов УИС.
С учетом новых требований, а также в целях совершенствования деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и осуществления мер по дальнейшему реформированию уголовно-исполнительной системы Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2009 № 1229 в центральном аппарате ФСИН России введена должность начальника управления собственной безопасности.
В настоящее время в соответствии с приказом директора ФСИН России от 06.11.2009 № 440 в Федеральной службе исполнения наказаний образовано управление собственной безопасности.
Приказом ФСИН России от 02.03.2010 № 72 «О внесении изменений в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» во всех территориальных органах ФСИН России созданы подразделения собственной безопасности, на которые возложены функции по борьбе коррупцией.
Начальник Управления собственной безопасности ФСИН России: Дюков Сергей Викторович
Основные задачи управления:
Задачи подразделений собственной безопасности ФСИН России в борьбе с коррупцией
На структурные подразделения ФСИН России возложено множество задач по реализации уголовно-исполнительной политики в соответствии с их компетенцией. В настоящее время антикоррупционной борьбе в ведомстве уделяется значительное внимание в связи с взятым курсом по борьбе с коррупцией в органах исполнительной власти. Практически на все подразделения ФСИН России возложены задачи в сфере реализации действующего антикоррупционного законодательства, однако основную роль в этом играют подразделения собственной безопасности.
Подразделение собственной безопасности – самостоятельное структурное подразделение ФСИН России, непосредственно подчиняющееся директору ведомства и выполняющее функции по борьбе с коррупцией, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и нормальному функционированию учреждений исполняющих наказания. Управление собственной безопасности образовано в структуре ФСИН России в 2009 году в соответствии с приказом директора ФСИН России от 06.11.2009 г. № 440. С 2010 года во всех структурах территориальных органов ФСИН России созданы подразделения собственной безопасности, на которые возложены функции по борьбе коррупцией во исполнение Приказа ФСИН России от 02.03.2010 г. № 72 «О внесении изменений в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний». Не смотря на то, что данное подразделение образовано сравнительно недавно, в борьбу с коррупцией в ведомстве оно внесло существенный вклад.
Среди основных задач управления выявлены антикоррупционные, а именно:
1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России. Даная задача является основной антикоррупционной составляющей в работе подразделений собственной безопасности. В подтверждение этому выступают статистические данные, свидетельствующие о том, что преступлений коррупционной направленности среди сотрудников ФСИН России выявляется с каждым годом все больше. Так в 2009 году выявлено 110 преступлений, в 2010 – 192 преступления, в 2011 – 261 преступления, в 2012 – 181 преступление, в 2013 – 186 преступлений[426]. Самым распространенным преступлением, совершаемым сотрудниками уголовно-исполнительной системы является взяточничество.
Например, Следственными органами СК РФ по Кировской области возбуждено уголовное дело в отношении начальника оперативного отдела ФКУ ИК – 11 областного УФСИН России. Он подозревается в совершении 3 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение взятки). По версии следствия, с 2006 по 2009 годы подозреваемый неоднократно получал от родственников осужденных взятки за общее покровительство и не привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка. Взятки он получал под видом денежных переводов на имя матери своей супруги[427].
Осуществление данной задачи реализовывается посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений коррупционной направленности совершаемыми сотрудниками уголовно – исполнительной системы. В связи, с чем осуществляется обмен оперативно-значимой информацией с правоохранительными органами, с которыми заключены соглашения о взаимодействии между отделами собственной безопасности (например, ОСБ МВД России, ОСБ УФСКН России, ОСБ СК России).
2. Предотвращение проникновения на службу и работу в УИС лиц, преследующих противоправные цели. Посредством проведения различных проверок и изучения личности конкретного сотрудника, находящегося в «поле зрения» подразделений собственной безопасности, выявляются противоправные наклонности, как действующих сотрудников, так и принимаемых на службу, способствующие росту коррумпированности уголовно-исполнительной системы. Когда собран необходимый материал, указывающий на признаки состава преступления и, полученный по результатам оперативно-розыскных мероприятий, он передается в следственные органы для привлечения коррумпированного сотрудника к уголовной ответственности.
Например, Следственными органами СК России по Забайкальскому краю возбуждено уголовное дело в отношении оперуполномоченного оперативного отдела СИЗО-1. Он подозревается в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 285 УК РФ), получении взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ). По версии следствия, с августа 2011 по февраль 2012 года подозреваемый, используя свое служебное положение, за денежное вознаграждение незаконно передавал осуждённому, содержащемуся в следственном изоляторе, запрещенные для хранения и использования в СИЗО предметы. Оперуполномоченный встречался на территории Читы со знакомой осуждённого, которая передавала через него мобильные телефоны, спиртное и другие запрещенные предметы. За свои услуги злоумышленник получил не менее 100 тысяч рублей. Кроме этого следствие полагает, что в ноябре 2011 года подозреваемый с целью повышения показателей своей работы сфальсифицировал материалы о получении взятки двумя сотрудниками СИЗО. Для этого он договорился с осуждённым, которому покровительствовал, и тот обманом вручил деньги двум инспекторам СИЗО и впоследствии ложно обвинил их во взяточничестве. Фальсификация была выявлена следователями в ходе расследования уголовного дела по «лже-взяточникам»[428].
3. Выявление, предупреждение и пресечение, в пределах своей компетенции, деятельности организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, направленной на агентурное, физическое или техническое проникновение в УИС с целью нанесения ущерба собственной безопасности. В настоящее время эта задача становиться все актуальней в сфере борьбы с коррупцией. В уголовно-исполнительной системе сотрудниками подразделений собственной безопасности уже не раз выявлялись факты хищения имущества ФСИН России.
4. Выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России. Профилактические мероприятия, направленные на снижение уровня коррупции в ведомстве имеют большое значение. Считается, что устранение причин коррупции в ФСИН России приведет к более эффективной работе в данном направлении деятельности. Несомненно, что этим должны заниматься органы, на которые возложены задачи по выявлению преступлений коррупционной направленности, а именно подразделения собственной безопасности. Так как на основе своего опыта сотрудники этих подразделений могут сделать результативные выводы по снижению коррумпированности среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сотрудниками собственной безопасности проводятся различные мероприятия по формированию нетерпимости коррупционного поведения.
Например, в целях профилактики совершения сотрудниками коррупционных правонарушений старшим оперуполномоченным по особо важным делам группы собственной безопасности УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу проведено занятие с сотрудниками ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу по изучению антикоррупционного законодательства.
В ходе занятия до сотрудников были доведены положения нормативно-правовых актов, регламентирующих ограничения, запреты и обязанности, возложенные на граждан в связи с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, а также разъяснен порядок уведомления сотрудниками представителя нанимателя о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений[430].
В связи с вышеизложенным актуальна точка зрения А.В. Кудрявцева, который считает, что необходимость решения данных задач во многом предопределяется степенью криминогенности пенитенциарной системы и криминальных структур, противодействующих ее нормальному функционированию[431]. Кроме этого эти задачи призваны обеспечить ФСИН России качественным личным составом.
Однако следует признать, что данные задачи реализуются не в полном объеме, так как преступления коррупционной направленности продолжают совершаться сотрудниками ФСИН России, а также уровень латентности таких преступлений по-прежнему высок, что подрывает безопасность не только в ведомстве, но и во всей системе органов исполнительной власти. В связи с этим можно согласиться с мнением А.Л. Коновалова, который считает, что актуальность решения проблем собственной безопасности УИС является проявлением борьбы с коррупцией не только в ведомстве, но и в общегосударственном масштабе[432]. В своей работе автор отмечает, что основной целью обеспечения собственной безопасности органов и учреждений ФСИН России является борьба с предательством среди сотрудников ведомства, выявление, предупреждение, устранение и пресечение неформальных и коррумпированных связей сотрудников с осужденными.
Таким образом, антикоррупционные задачи, возложенные на подразделения собственной безопасности, должны выполняться беспрекословно и независимо от кого-либо, способного повлиять на исход разрешения антикоррупционных проверок. В настоящее время подразделения собственной безопасности не совсем независимы в своей деятельности и потому как непосредственно подчиняются Директору ФСИН России, а также в территориальных органах формально и начальникам Управлений. Необходима полная независимость органа выполняющего задачи по искоренению коррупции в ведомстве для того чтобы никто не мог повлиять на результаты проверок и результаты осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие антикоррупционной деятельности в УИС.
2. В чем заключается сущность антикоррупционной деятельности в УИС?
3. Назовите основные антикоррупционные правовые нормы в УИС
4. Сформулируйте понятие и классификацию методов антикоррупционной деятельности в УИС.
5. Раскройте значение и сущность собственной безопасности УИС при проведении антикоррупционных мероприятий.
6. Какие Вы знаете основные антикоррупционные задачи подразделений собственной безопасности УИС?
7. Раскройте основные направления антикоррупционной политики в УИС.
8. В чем роль методов антикоррупционной деятельности в УИС?
9. Какие антикоррупционные функции выполняют подразделения УИС?
10. Какие, по Вашему мнению, можно выделить основные направления по совершенствованию антикоррупционной деятельности УИС?
«Газета.Ru» узнала о секретах работы службы собственной безопасности ФСИН
За последние пять лет сотрудник УСБ ФСИН России полковник Сергей Хлопенов выявил свыше 30 преступлений, связанных с хищением более 70 млн руб. в тюремном ведомстве. По его представлениям к дисциплинарной ответственности были привлечены около 50 сотрудников УИС, три руководителя региональных управлений отправлены в отставку. Однако орденов и медалей офицер не заслужил, а был уволен… за четырехчасовое отсутствие на рабочем месте.
«Копнул» не туда, куда нужно, вот со мной и свели счеты», — высказывает версию полковник. Свое увольнение он считает незаконным и пытается восстановиться на работе через суд. В сентябре 2016 года в Мосгорсуде будет заседание по иску Хлопенова к ФСИН России.
«Мне даже мою трудовую книжку не вернули, а попытались всучить липовую, в которой ни одной правильной записи нет», — возмущается Хлопенов.
По просьбе «Газеты.Ru» бывший фсиновец рассказал о том, с какими нарушениями сталкивался за время службы и что именно могло послужить причиной его увольнения.
«Во ФСИН воруют бесхитростно»
В правоохранительных органах Сергей Хлопенов работает с 1996 года. Начинал службу следователем в одном из тульских ОВД. Затем работал в управлении по налоговым преступлениям УВД Тульской области, а в 2007 году перевелся в Москву в МВД России в департамент по борьбе с организованной преступностью этнической направленности.
«Очень много совместных операций у нас было с так называемым воровским отделом, — вспоминает Хлопенов. — Например, как-то по людям Шакро Молодого и другим грузинским авторитетам вместе работали, когда обострение отношений с Грузией началось».
На их базе были созданы подразделения по борьбе с экстремизмом и государственной защите.
После расформирования УБОПов Хлопенов перевелся в службу собственной безопасности ФСИН России в отдел по противодействию коррупции.
«Я занимался региональными управлениями и из 365 дней в году по 190 проводил в командировках, в Москве вообще не сидел, — рассказывает офицер. — С одной стороны, тяжело — вся жизнь в разъездах, с другой — это не работа в УБОПе. На воле преступники выстраивают какие-то хитрые схемы, а во ФСИН воруют бесхитростно. Например,
в Бурятии в 2010 году местные фсиновцы бронетранспортер на металлолом продали, в Челябинске форму сотрудникам выдавали только на бумаге и казенным бензином личный транспорт заправляли».
Впрочем, по словам Хлопенова, схемы не только бесхитростны, но порой и циничны. Показательна история заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе УФСИН полковника внутренней службы Сергея Коваля из Бурятии, который организовал сбор средств с сотрудников для оказания благотворительной помощи детям, больным раком. В общей сложности сотрудники собрали 155 тыс. руб. Но до детишек эти деньги не дошли: 87 тыс. руб. от собранной суммы полковник присвоил. В 2012 году по этой же схеме Коваль собрал пожертвования для пострадавших от наводнения в Крымске. Материалы проверки были переданы в Следственный комитет, и полковник, любивший благотворительность, был осужден.
Приходилось Хлопенову следить и за инспекторскими комиссиями ФСИН, которые выезжали в регионы с комплексными проверками. «Например, в 2011 году такая инспекторская комиссия поехала в Челябинскую область. Инспекция у них превратилась в незабываемый отдых и праздник, — рассказывает Хлопенов.
— Руководители челябинского ГУ ФСИН для проверяющих наняли пароход, закупили водки и предоставили им девочек легкого поведения. Так всю неделю они и веселись».
Из докладной на имя директора ФСИН: «Установлено, что руководители ГУ ФСИН с целью формирования лояльного отношения у инспектирующих к проверяемым подразделениям данного территориального органа организовали для них широкий спектр развлекательных и досуговых мероприятий (проживание на базах отдыха, посещение ресторанов и бань, предоставление женщин легкого поведения, организация водных прогулок на пароходе, совместное распитие спиртных напитков и т.д.), а также оплату мест проживания членов инспекторской комиссии ФСИН России в гостиницах за счет ГУ ФСИН и личных средств сотрудников УИС. Вследствие чего руководством ГУ ФСИН указанная цель была достигнута и инспектирование проводилось формально и поверхностно, о чем свидетельствует акт инспектирования».
Все сотрудники комиссии, участвовавшие в увеселительных прогулках, по итогам проверки были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кстати, если бы инспекции не проходили таким образом, то, возможно, и не случилось бы в 2012 году бунта заключенных в Копейске.
«Забайкалький спрут»
Однако воровство не самая страшная беда ФСИН. Главный бич ведомства, по словам Хлопенова, «сотрудничество» генералитета с так называемыми ворами в законе. Так, в 2010 году Хлопенову пришлось участвовать в зачистке Забайкальского УФСИН от покровителей криминальных авторитетов.
Согласно оперативной информации,
начальник УФСИН России по Забайкальскому краю генерал-майор внутренней службы Амаев имел связи среди активных членов ОПГ «Осиновские».
В 2002–2003 годах его жена открыла кафе «Карина». Значительную часть средств на его открытие, около 300 тыс. руб., Амаев взял у лидера указанной ОПГ «Осины» через его приближенного Владимира Бирюкова, который является другом Амаева. Также деньги от «осиновских» выделялись и на свадьбу сына Амаева Арслана в 2005 году. Надо отметить, что Амаев-младший работал заместителем руководителя СИЗО-2 по оперативной работе и именно Амаев А.Ю. по просьбе отца приводил в СИЗО криминальных авторитетов, которые вымогали деньги у других заключенных. Именно эти факты вымогательства денег легли в основу уголовного дела.
«Дело это находилось на контроле у генпрокурора Чайки, а также администрации президента России, — вспоминает Хлопенов. — О ходе расследования мы ежедневно докладывали в Москву, а по Чите передвигались только в сопровождении бойцов спецназа. Однажды к гостинице, в которой мы жили, местные авторитеты катафалк пригнали. Таким образом они нам намекали, что уедем отсюда мы только в гробах».
Расследование было доведено до конца. По собранным материалам СКР по Забайкальскому краю в июне 2010 года возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации (превышение должностных полномочий). Амаев-младший и начальник СИЗО-1 Кривошеев по приговору Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 18 марта 2011 года признаны виновными. Начальник УФСИН Забайкалья Амаев-старший и его заместитель были отправлены в отставку.
Война генералов
В 2011–2012 годах внутри ФСИН разгорелась «война» между тогдашним экс-директором ФСИН Александром Реймером и его первым заместителем Эдуардом Петрухиным. Реймер лишил своего зама права подписи финансовых документов и даже поставил его кабинет на прослушку. Часть оперативных сотрудников также были подключены к сбору компромата на подчиненного. Например, по данным «Газеты.Ru», в Краснодарский край был отправлен целый отряд фсиновцев для поиска дачи Петрухина. Особняк так и не был найден.
Хлопенов о внутриведомственной войне говорит неохотно. «Противостояние было, но оно прошло мимо меня. Я занимался регионами и в этой буче не участвовал», — уверяет полковник, готовившийся в 2012 году получить награду.
Тогдашний руководитель УСБ ФСИН России Евгений Горошко направил ходатайство директору ФСИН о награждении Хлопенова медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени за образцовое выполнение своих служебных обязанностей, в том числе и за участие в зачистке Забайкальского УФСИН от криминалитета. Медаль Хлопенов не получил.
Представление о награде должен был направить директор ФСИН Александр Реймер, но он был отправлен в отставку за махинации, связанные с поставками электронных браслетов для осужденных. По версии следствия, Александр Реймер, его заместитель Николай Криволапов, а также предприниматели Николай Мартынов и Виктор Определенов организовали закупку «тюремных гаджетов» по завышенной цене. Например, при стоимости браслета 19 тыс. руб. они закупались более чем за 100 тыс. руб. В общем,
пока рядовые сотрудники мотались по командировкам, очищая от коррупции регионы, некоторые высокопоставленные руководители выстраивали свои криминальные схемы.
После отставки Реймера кресло директора ФСИН занял Геннадий Корниенко, руководивший до этого государственной фельдъегерской службой. Место Петрухина занял другой фельдъегерь Анатолий Рудый.
По словам Хлопенова, после смены руководства во ФСИН и перестановок в службе собственной безопасности изменился и стиль работы подразделения. «Если раньше подстегивали: давай результат, то теперь стали бить по рукам, — рассказывает офицер. — Ты приносишь оперативный материал, который может стать уголовным делом, а тебе говорят: этих людей трогать нельзя». С оперативной разработки «не тех людей» и начались проблемы у Хлопенова.
Майор из Болгарии
В августе 2013 года полковник получил информацию от своего источника о том, что один из сотрудников УФСИН по Московской области майор М. (имя и фамилия имеются в распоряжении «Газеты.Ru») может являться фактическим владельцем ряда коммерческих предприятий, которые поставляют во ФСИН продукцию, возможно, по завышенным ценам.
Хлопенов занялся проверкой информации и выяснил, что на отца сотрудника ФСИН были зарегистрированы ряд предприятий (список данных фирм имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
Сам же сотрудник вдобавок ко всему являлся учредителем коммерческой фирмы с уставным капиталом €420 тыс., зарегистрированной в Болгарии.
«Данные сведения были занесены в информационную базу УСБ ФСИН, — отмечает Хлопенов. — Также из управления кадров ФСИН поступил запрос в УСБ о предоставлении информации о предпринимательской деятельности сотрудника М. и его участии в иностранной фирме. Здесь-то и выяснилось, что отец майора знаком с руководителями УСБ. В итоге в кадры был направлен ответ, что в компетенцию УСБ не входит проверка сведений о зарубежных предприятиях. А мне заместитель УСБ Александр Пекленков устроил разнос и предложил написать рапорт по собственному желанию, заявив, что работать не даст».
«Газета. Ru» связалась с заместителем начальника УСБ ФСИН России Александром Пекленковым, но он от комментариев категорически отказался.
Походы по музеям
По словам Хлопенова, после всей этой истории у него и начались проблемы на работе. «Пекленков перестал мне давать отгулы за работу в ночное время и дежурства и постоянно поручал выполнять какие-то абсурдные задания, например, то я должен был посетить Музей Москвы, то сходить на юбилей «Динамо» и обязательно отчитаться об этом, — говорит Хлопенов. — При этом пошли утечки об оперативных мероприятиях, которые я планирую. Также были рассекречены несколько моих источников, которых впоследствии уволили со службы. Более того, начались провокации в отношении близких родственников».
В августе 2014 году в метро некий мужчина попытался подкинуть его жене в сумочку наркотики. Однако находившийся в вагоне полицейский задержал злоумышленника. В ходе расследования, уверяет полковник, выяснилось, что организатором провокации является экс-сотрудник УСБ ФСИН России
(имя и фамилия имеются в распоряжении «Газеты.Ru», эта история также упоминается в служебной проверке, проведенной ФСИН в отношении Хлопенова). В сентябре 2014 года было совершено нападение и на самого Хлопенова. «В общем, давление шло по всем фронтам, — говорит офицер. — Искали, к чему прицепиться, и нашли».
4 августа 2015 года Хлопенов должен был пройти диспансеризацию в ведомственной клинике. Однако утром ему неожиданно позвонил один из его агентов, и оперативник поехал на встречу с ним. После встречи с осведомителем полковник побывал на совещании в другом ведомстве, после чего приехал на работу. Непоявление в больнице и отсутствие на работе более четырех часов было поставлено в вину Хлопенову.
Из представления на увольнение:
«Полковник внутренней службы Хлопенов С.В. за период службы зарекомендовал себя профессиональным и подготовленным сотрудником.
Знает и умело применяет в практической деятельности нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность уголовно-исполнительной системы и оперативно-разыскной деятельности. По указанию руководства ФСИН выезжает в служебные командировки в исправительные учреждения и территориальные органы, где эффективно организовывает и проводит оперативно-разыскные мероприятия по обеспечению собственной безопасности органов уголовно-исполнительной системы.
Однако в последнее время Хлопенов С.В. снизил требования к качеству исполнения своих должностных обязанностей, не в полном объеме выполняет приказы руководства и проявляет неразумную инициативу и самоуправство». Так, 28 сентября 2015 года утверждено заключение о служебной проверке по фактам, изложенным в рапорте Черскова О.Л., врио начальника управления собственной безопасности ФСИН России, от 6 августа. В ходе проверки установлено, что 4 августа 2015 года полковник Хлопенов С.В. отсутствовал на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд, чем совершил грубое нарушение служебной дисциплины (прогул).
Кроме этого, сотрудником не исполнен приказ непосредственного руководителя о прохождении в этот день диспансеризации…»
в заключении о служебной проверке по факту отсутствия на рабочем месте в отношении Хлопенова говорится, что его версия о встрече с информаторами была тщательно проверена и не нашла своего подтверждения.
Также в заключении сказано, что информация о посещении полковником каких-либо совещаний также не подтвердилась.
Дела об утерянных книжках
Хлопенов утверждает, что его увольнение и служебная проверка в отношении его велись с нарушением закона. «Так, приказ о назначении служебной проверки не содержит сроков проведения, ссылается на докладную записку. Акт об отсутствии меня на рабочем месте не содержит временной интервал, и с ним меня не ознакомили», — рассказывает полковник. По его словам, в материалах проверки имеется только один зарегистрированный документ. Остальные не имеют регистраций. «Как попали эти документы в проверку, непонятно, — говорит он. — Налицо грубейшие нарушения делопроизводства (приказ ФСИН России №463 от 10 августа 2011 года с изменениями на 31 октября 2013 года «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»). При этом официально зарегистрировано заключение о проверке было только на следующий день после приказа об увольнении. Кроме того, в момент увольнения я официально находился на больничном, а значит, по закону никто не имел права увольнять меня».
Трудовую книжку на руки полковнику также не выдали.
«Мне, кстати, не раз угрожали, что свою трудовую я никогда не увижу и не восстановлю», — поясняет полковник.
В итоге Хлопенов обратился в Замоскворецкий районный суд Москвы с иском к ФСИН о восстановлении на работе. Однако суд первой инстанции он проиграл. «Но примечательно, что во время суда представители ФСИН мне попытались вручить поддельную трудовую книжку с ложными записями, при этом в материалах дела есть копия настоящей книжки», — рассказывает Хлопенов.
Надо отметить, что Хлопенов не единственный сотрудник ФСИН, чья трудовая книжка вдруг неожиданным образом оказалась утеряна. До сих пор с ведомством судятся экс-начальник главного центра инженерно-технического обеспечения полковник Виталий Наконечный и бывший начальник отдела контроля качества приемки технических средств этого подразделения подполковник Сергей Гирич.
Эти офицеры еще в 2010 году писали во все инстанции о том, что в ведомстве творятся махинации с закупками систем безопасности и электронных браслетов. В ответ офицерам была устроена настоящая травля. В отношении правдорубов были сфальсифицированы материалы служебных проверок, которые потом семь раз отправлялись в СКР для возбуждения уголовного дела. Следователи, однако, возбуждать уголовные дела по липовым документам отказались.
В марте 2014 года прокуратура Москвы официально извинилась перед офицерами за незаконное уголовное преследование, а суд вынес постановление о выплате им по 1 млн руб. за причиненный моральный ущерб. Сейчас они являются свидетелями по делу Реймера. Однако на судьбе офицеров их борьба с коррупционерами в тюремном ведомстве отразилась самым печальным образом: их уволили со службы, а личные дела и трудовые книжки Наконечного и Гирича оказались сфальсифицированными. Сейчас по фактам подделки служебных документов Гирича и Наконечного возбуждено уголовное дело.