что такое организация перевозок и управление на транспорте
Организация перевозок и управление на транспорте – что за профессия
Что означает данная специальность, кем можно работать?
Выбирая себе специальность на будущее, обратите внимание на «Организацию перевозок и управление на транспорте».
Если она Вам плохо знакома, то представленная статья поможет разобраться и решить будет ли Вам интересно работать в сфере логистики или нет.
«Организация перевозок и управление на транспорте» – это специальность в области транспорта и транспортных линий.
Она представляет собой целый комплекс действий по организации перевозок, в том числе обеспечение их безопасности.
В целом работа эта непростая, но в то же время интересная и нескучная. По транспортной линии всей страны ежедневно движутся огромное количество машин, поездов, осуществляются крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого количества, людей.
Специалист по организации перевозок напрямую участвует в организации движении. Для этого не обязательно быть за рулем, например, где-то на трассе за Уралом, а достаточно сидеть в офисе в Москве.
Организовать четкое движение, устранять проблемы, составлять графики, и прочая работа требует от специалистов по организации перевозок и управление на транспорте высоких знаний и ответственности. Безграмотные действия работников способны привести к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.
Основная задача специалиста заключается в создании и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы. В то же время стратегически важным направлением является снижение финансовых затрат на эти мероприятия.
Вся суть работы склоняется к двум направлениям: технической и управленческой.
Техническое (производственная) работа заключается в разработке технической стороны процесса организации перевозок. Специалисты, рабочие и техники обслуживают дороги (ремонт, строительство), настраивают манёвренную транспортную ленту, обеспечивают безопасность и работу инфраструктуры.
Управленческая (организационная) работа направлена на командное распределение персонала, а также анализ состояния и эксплуатаций дорог и транспорта. На основе работ менеджеров составляется план работы и задачи для технического персонала.
В организационною работу входит теоретическое планирование и организация работы по перевозкам. Если говорить конкретно, то это ведение документации, составление договоров, составление графиков и прочее.
В конкретную работу и обязанности специалиста по организации перевозок и управлению на транспорте входит:
Говоря о месте будущей работы, скупиться не приходится. Во-первых, полученная специальность является отличной основой для открытия своего бизнеса.
Выпускники показывают хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ограничится работой только в России, но и выходит за ее пределы.
Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам могут найти свое место в уже существующих крупных фирмах (РЖД, компании народного хозяйства). Данные компании имеют хорошую репутацию, предоставляют достойную заработную плату и лояльные условия работы.
В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте имеются сеть перевозок. Каждая из них нуждается в обслуживании и регулировании (авто и ж/д станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.
Специализация «организация перевозок и управление на транспорте» включает в себя целый ряд профессий. Выпускники с дипломом оформленные по данной специализации могут устроиться на такие должности как:
Успешно закончив обучение, выпускник по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» в теории будет владеть:
Как видно, возможность найти свое место в логистики есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, имеет перспективы роста и скорее всего еще долгое время будет востребована.
Специальность Организация перевозок и управление на транспорте
Специальность Организация перевозок и управление на транспорте
Уровень образовательной программы – среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена (базовый уровень)
Присваиваемая квалификация – техник
Нормативный срок освоения:
· На базе основного общего образования (9 классов) – 3 года 10 месяцев
· На базе среднего общего образования (11 классов) – 2 года 10 месяцев
Форма обучения – очная, заочная (11 классов)
Образовательная программа предусматривает обязательное получение одной из профессий:
· Приемосдатчик груза и багажа
· Составитель поездов, сигналист
Приемосдатчик груза и багажа
Профессия приемосдатчик груза и багажа является одной из ответственных профессий, это работник, выполняющий полный цикл работ по приемке, погрузке и разгрузке грузов и багажа, начиная с пассажирских перевозок и заканчивая промышленными перевозками, включая опасные грузы.
Составитель поездов, сигналист
В его обязанности входит:
· Руководство движением маневрового локомотива
· Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий работников, участвующих в производстве маневров
· Расформирование-формирование составов и групп вагонов
· Отцепка и прицепка вагонов к поездам, подача вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборка их с этих путей
· Перестановка вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передача их с одной станции на другую
· Закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов
· Участие в опробовании автоматических тормозов поезда
· Перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов или централизованных стрелок, переданных на местное управление
· Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок
· Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа
· Обеспечение безопасности движения, сохранности подвижного состава и груза
Выпускники также могут работать:
Дежурный по станции
Поездной диспетчер
Работу дежурного по станции контролирует поездной диспетчер, рабочее место которого находится в другом здании, или вообще в другом городе. Дежурного и диспетчера соединяет специальная внутренняя телефонная связь. Проследование поездов отражается на компьютере в специальной программе цветными нитками. С машинистами поездов использует радиосвязь, руководит движением поездов на своем участке (который может объединять десятки станций):
Оператор станционно – технологического центра
Рабочие места операторов оснащены компьютерами по обработки и подготовки документов на поезда. От оперативности их работы зависит своевременное расформирование и формирование поездов. Контроль за грузами особой категории, обеспечение сохранности и комплектности перевозочных документов.
Дежурный по сортировочной горке
Дежурный по сортировочной горке руководит роспуском вагонов с сортировочной горки, операторы горки контролируют процесс роспуска согласно сортировочному листку, по которому вагоны по назначениям следуют на свой путь по плану формирования.
В настоящее время роспуск вагонов автоматизирован. Система руководит передвижением стрелочных переводов на нужное направление. Дежурный по горке контролирует по видеосвязи на компьютере проследование вагонов. В случае необходимости принимается решение перейти на ручное управление.
Данная специальность относится к профессиям, связанным с безопасностью движения поездов, поэтому требования к состоянию здоровья абитуриентов достаточно высоки.
Что такое организация перевозок и управление на транспорте
Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте – это область транспорта, которая включает совокупность средств, методов и способов профессиональной деятельности, обеспечивающих организацию и управление перевозочным процессом, грузовой и коммерческой работы железных дорог при безусловном обеспечении безопасности движения.
Организация перевозочного процесса – сложная, исключительно интересная и работа, т.к. одновременно на сети железных дорог движутся несколько тысяч грузовых и пассажирских поездов; железнодорожные станции работают тесно взаимодействуя друг с другом; в перевозочном процессе одновременно участвуют десятки тысяч человек.
Для обеспечения графика движения поездов и организации перевозочного процесса нужны грамотные управленцы, командиры производства, подготовка которых осуществляется на специальности 23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
Форма обучения: очная и заочная
Приём на заочное отделение проводится на базе 11 классов, срок обучения увеличивается на 1 год относительно очной формы.
Итоговая государственная аттестация: подготовка и защита выпускной квалификационной работы (дипломный проект).
Квалификация: техник
Характеристика профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности являются:
Техник готовится к следующим видам деятельности:
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:
Техник должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями по основным видам профессиональной деятельности:
Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)
ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта)
ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.
ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта)
ПК 3.1. Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов | Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
---|---|
15894 | Оператор поста централизации |
16033 | Оператор сортировочной горки |
17244 | Приемосдатчик груза и багажа |
18401 | Сигналист |
18726 | Составитель поездов |
25337 | Оператор по обработке перевозочных документов |
25354 | Оператор при дежурном по станции |
Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен уметь:
Выпускник должен знать:
Выпускники в дальнейшем могут работать в должности:
Возможности продолжения образования:
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности, подготовлен к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования (поступление в ВВУЗ по результатам экзаменов).
Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Данное отделение было открыто в техникуме в связи с возросшей потребностью в специалистах по организации перевозочного процесса. Первый выпуск техников-организаторов был в 1962 году. За это время техникум подготовил тысячи специалистов. Техники, обучающиеся на отделении, готовятся для работы по организации и управлению движением поездов, грузовыми и пассажирскими перевозками в должностях: дежурного по станции, дежурного по сортировочной горке, заведующий грузовым двором, товарного, багажного билетного кассира.
Наших выпускников можно встретить во многих уголках нашей страны, они занимают высокие должности не только в системе ОАО РЖД, но и в других отраслях народного хозяйства.
Часть выпускников нашего отделения, после окончания ВУЗов, вернулись в техникум в качестве преподавателей специальных дисциплин. В настоящее время в техникуме трудятся наши выпускники: Федорова Н.Г., Федорова О.Н., Тарабаева Н.Г., Здюмаева О.И. Они с большим воодушевлением работают над воспитанием будущих специалистов, отдавая им свой опыт. Плодотворно работают и остальные преподаватели отделения, так как стаж работы многих превышает 15 лет. Свой накопленный опыт они также стараются передать подрастающему поколению. А опыт работы с детьми у них не малый, большинство их имеют 1 и высшую квалификационную категорию. Это такие преподаватели, как Емелина Н.П., Власова Е.М., Дырова И.Г., Андрейчева Н.В., Федорова О.Н.
Преподаватели нашего отделения работают также на курсах подготовки и повышения квалификации таких специальностей, как составители поездов, дежурные по станции, приемосдатчики.
Отделение имеет базу для подготовки специалистов. В кабинетах оформлены стенды, сделаны макеты руками студентов-дипломников. Студенты- дипломники также пополняют видеотеку отделения снятыми своими руками фильмами и оформленными презентациями.
Специальная лаборатория движенцев, знакомит студентов с азами их будущей специальности по организации движения поездов, создает возможности на практике проверить свои способности в роли дежурного по станции и поездного диспетчера.
Оборудованный компьютерный класс позволяет развивать свои способности в составлении программ, а также пользоваться уже существующими программами и АРМами. В базе данных отделения имеются типовые компьютерные программы, позволяющие более качественно изучать такие дисциплины, как «Станции и узлы», « Технические средства», « Организация движения», «Техническая эксплуатация и безопасность движения» и др.
Первым шагом к самостоятельности является производственная технологическая практика, которую студенты проходят после 3 курса. Как ни тяжело устроиться на оплачиваемые места, но студентам это удается. В основном на работу на оплачиваемых местах берут студентов, имеющих целевые направления. Практику проходят на таких станциях как Канаш, Юдино, Красный Узел, Вековка, Казань, Чебоксары, Шумерля, Алатырь и др. В наших трудных условиях студенты набираются опыта для дальнейшей работы.
После успешного окончания нашего техникума, студенты стараются продолжить свое дальнейшее обучение в высших учебных заведениях по профилю. Много наших выпускников продолжает свое обучение в СамГУПСе.
Что такое организация перевозок и управление на транспорте
«Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.»
Выпускникам присваивается квалификация техника по специальности «Организация перевозок и управление движением на транспорте (по видам)».
Организация перевозочного процесса – сложная, исключительно интересная и многовариантная задача. Сложная потому, что одновременно на сети железных дорог движутся несколько тысяч грузовых и пассажирских поездов, что многочисленное количество железнодорожных станций работают не каждая сама по себе, а тесно взаимодействуя друг с другом и оказывая влияние на многие, даже далеко расположенные станции, и что в перевозочном процессе одновременно участвуют десятки тысяч человек.
Очень важно организовать движение поездов так, чтобы они покидали станции и прибывали в места назначения в установленное графиком время. И всем этим надо эффективно и грамотно управлять, командовать. А командовать надо так, чтобы локомотивы и вагоны меньше времени простаивали, а больше и быстрее двигались с высокими скоростями, чтобы перевозили как можно больше грузов и пассажиров.
Работа эта творческая, предполагающая непрерывный поиск лучших, наиболее быстрых и экономичных решений. Наша специальность и готовит специалистов именно такого плана.
Объектами профессиональной деятельности техника выпускника нашей специальности являются: процессы организации и управления эксплуатационной деятельностью пассажирского и грузового транспорта; учетная, отчетная и техническая документация; первичные трудовые коллективы.
Наши выпускники работают диспетчерами, дежурными по станции, операторами, приемосдатчиками, составителями поездов.
Основные виды деятельности техника
В лабораториях студенты приобретают профессионально важные качества, необходимые дежурному по станции, оператору, поездному диспетчеру. Закрепляют знания, полученные при изучении специальных предметов. Нарабатывают первичные навыки работы с технической документацией, построения графика исполненного движения поездов, осваивают регламент переговоров, соблюдение которого является важнейшим условием обеспечения безопасности движения поездов.
Выпускникам присваивается квалификация техника по специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)».
г.Хабаровск, ул. Серышева 47 Факс: (4212) 56-08-08 E-mail: root@festu.khv.ru | Версия сайта для слабовидящих |
Дальневосточный государственный университет путей собщения
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 376)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
Информация об изменениях:
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Информация об изменениях:
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1 Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
Наименование квалификации базовой подготовки
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения*
среднее общее образование
основное общее образование
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
Наименование квалификации углубленной подготовки
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения*
среднее общее образование
основное общее образование
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
IV. характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и управление эксплуатационной деятельностью пассажирских и грузовых перевозок; вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
процессы организации и управления эксплуатационной деятельности пассажирского и грузового транспорта;
учетная, отчетная и техническая документация:
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация перевозочного процесса (по видам транспорта).
4.3.2. Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта).
4.3.3. Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта).
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Организация перевозочного процесса (по видам транспорта).
4.4.2. Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта).
4.4.3. Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта).
4.4.4. Анализ эффективности транспортной деятельности.
4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
OK 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Организация перевозочного процесса (по видам транспорта).
ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
ПК 1.2. Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
5.2.2. Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта).
ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.
ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
5.2.3. Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта).
ПК 3.1. Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности.
5.4.1. Организация перевозочного процесса (по видам транспорта).
ПК 1.1. Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками.
ПК 1.2. Организовывать работу персонала по выполнению требований обеспечения безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.
ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
ПК 1.4. Разрабатывать мероприятия по предупреждению аварий и проводить анализ причин нарушения безопасности движения.
5.4.2. Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта).
ПК 2.1. Осуществлять планирование и организацию перевозочного процесса.
ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов.
ПК 2.3. Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
ПК 2.4. Осуществлять технический контроль за качеством перевозок и техническое нормирование работы транспорта.
5.4.3. Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта).
ПК 3.1. Организовывать работу персонала по оформлению и обработке документации при перевозке грузов и пассажиров и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
ПК 3.2. Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов.
ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
ПК 3.4. Выбирать транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов.
ПК 3.5. Учитывать порядок оформления документов при перевозке различных грузов в международном сообщении и организацию работы таможни.
5.4.4. Анализ эффективности транспортной деятельности.
ПК 4.1. Оценивать эффективность перевозочного процесса.
ПК 4.2. Находить оптимальные варианты решения задач перевозки с использованием современных научно-исследовательских математических методов.
ПК 4.3. Использовать современное прикладное программное обеспечение для сбора, обработки и хранения информации и эффективного решения различных задач, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.
ПК 4.4. Изучать транспортный рынок, методы формирования спроса на транспортные услуги и основные положения маркетинга.
ПК 4.5. Проводить анализ транспортных услуг и спроса.
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.4 Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
ОГСЭ.03. Иностранный язык
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
применять математические методы дифференциального и интегрального исчисления для решения профессиональных задач;
применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности;
использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;
основные понятия и методы математическо-логического синтеза и анализа логических устройств;
решать прикладные электротехнические задачи методом комплексных чисел
использовать изученные прикладные программные средства;
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ
Профессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
читать технические чертежи;
оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию;
основы проекционного черчения, правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности;
структуру и оформление конструкторской, технологической документации в соответствии с требованиями стандартов
производить расчет параметров электрических цепей;
собирать электрические схемы и проверять их работу;
читать и собирать простейшие схемы с использованием полупроводниковых приборов;
определять тип микросхем по маркировке;
методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметров;
преобразование переменного тока в постоянный;
усиление и генерирование электрических сигналов
Электротехника и электроника
применять документацию систем качества;
применять основные правила и документы систем сертификации Российской Федерации;
правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации, основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки, технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации
Метрология, стандартизация и сертификация
давать краткую экономико-географическую характеристику техническому оснащению и сфере применения различных видов транспорта;
структуру транспортной системы России, основные направления грузопотоков и пассажиропотоков
Транспортная система России
различать типы погрузочно-разгрузочных машин;
рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин;
материально-техническую базу транспорта (по видам транспорта);
основные характеристики и принципы работы технических средств транспорта (по видам транспорта)
Технические средства (по видам транспорта)
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правовые отношения в процессе профессиональной деятельности
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;
осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение;
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности;
законодательство в области охраны труда;
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
правила охраны труда, промышленной санитарии;
меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека;
права и обязанности работников в области охраны труда
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков;
использования в работе электронно-вычислительных машин для обработки оперативной информации;
расчета норм времени на выполнение операций;
расчета показателей работы объектов транспорта;
МДК.01.01. Технология перевозочного процесса (по видам транспорта)
МДК.01.02. Информационное обеспечение перевозочного процесса (по видам транспорта
анализировать документы, регламентирующие работу транспорта в целом и его объектов в частности:
использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;
применять компьютерные средства;
оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте (по видам транспорта);
основы эксплуатации технических средств транспорта (по видам транспорта);
систему учета, отчета и анализа работы;
основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта)
Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
применения теоретических знаний в области оперативного регулирования и координации деятельности;
применения действующих положений по организации пассажирских перевозок;
самостоятельного поиска необходимой информации;
обеспечить управление движением;
анализировать работу транспорта;
требования к управлению персоналом;
систему организации движения;
правила документального оформления перевозок пассажиров и багажа;
основные положения, регламентирующие взаимоотношения пассажиров с транспортом (по видам транспорта);
основные принципы организации движения на транспорте (по видам транспорта);
особенности организации пассажирского движения;
ресурсосберегающие технологии при организации перевозок и управлении на транспорте (по видам транспорта)
Организация движения (по видам транспорта)
Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
оформления перевозочных документов;
расчета платежей за перевозки;
рассчитывать показатели качества и эффективности транспортной логистики;
определять класс и степень опасности перевозимых грузов;
определять сроки доставки;
основы построения транспортных логистических цепей;
классификацию опасных грузов;
порядок нанесения знаков опасности;
назначение и функциональные возможности систем, применяемых в грузовой работе;
правила перевозок грузов;
организацию грузовой работы на транспорте;
требования к персоналу по оформлению перевозок и расчетов по ним;
формы перевозочных документов;
организацию работы с клиентурой:
меры безопасности при перевозке грузов, особенно опасных;
меры по обеспечению сохранности при перевозке грузов;
цели и понятия логистики;
особенности функционирования внутрипроизводственной логистики;
основные принципы транспортной логистики;
правила размещения и крепления грузов
Транспортно-экспедиционная деятельность (по видам транспорта)
Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)
Перевозка грузов на особых условиях
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
Подготовка выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.)
В том числе часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
основные процессы (интеграционные,
поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, КС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
применять математические методы дифференциального и интегрального исчисления для решения профессиональных задач;
применять основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности;
использовать приемы и методы математического синтеза и анализа в различных профессиональных ситуациях;
основные понятия и методы математическо-логического синтеза и анализа логических устройств;
решать прикладные электротехнические задачи методом комплексных чисел
использовать изученные прикладные программные средства;
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных;
историю развития ИС;
место в профессиональной деятельности;
классификация ИС но различным признакам;
понятие и виды информационного процесса;
описание процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации;
стандарты разработки ИС;
способы защиты информации в ИС
Профессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
читать технические чертежи, оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию;
основы проекционного черчения, правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности, структуру и оформление конструкторской, технологической документации в соответствии с требованиями стандартов
ОП.01. Инженерная графика
проводить расчет параметров электрических цепей;
собирать электрические схемы и проверять их работу;
читать и собирать простейшие схемы с использованием полупроводниковых приборов;
определять тип микросхем по маркировке;
методы преобразования электрической энергии, сущность физических процессов, происходящих в электрических и магнитных цепях, порядок расчета их параметров
преобразование переменного тока в постоянный;
усиление и генерирование электрических сигналов
Электротехника и электроника
применять документацию систем качества;
применять основные правила и документы систем сертификации Российской Федерации;
правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации, основные понятия и определения, показатели качества и методы их оценки, технологическое обеспечение качества, порядок и правила сертификации
Метрология, стандартизация и сертификация
давать краткую экономико-географическую характеристику техническому оснащению и сфере применения различных видов транспорта;
структуру транспортной системы России, основные направления грузопотоков и пассажиропотоков
Транспортная система России
различать все типы погрузочно-разгрузочных машин;
рассчитывать основные параметры складов и техническую производительность погрузочно-разгрузочных машин;
материально-техническую базу транспорта (по видам транспорта);
основные характеристики и принципы работы технических средств транспорта (по видам транспорта)
Технические средства (по видам транспорта)
защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правовые отношения в процессе профессиональной деятельности
ОП.06. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
использовать индивидуальные и коллективные средства защиты;
осуществлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполнению охраны труда и производственной санитарии, эксплуатации оборудования и контролировать их соблюдение;
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности;
законодательство в области охраны труда;
особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;
правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
правила охраны труда, промышленной санитарии;
меры предупреждения пожаров и взрывов, действие токсичных веществ на организм человека;
права и обязанности работников в области охраны труда
определять жизненный цикл продукции;
применять методы оценки качества продукции;
применять методы оценки надежности изделий;
цели, задачи и принципы менеджмента качества;
систему менеджмента качества;
требования к системам менеджмента качества;
процессы жизненного цикла продукции, их измерение;
рекомендации по улучшению деятельности;
методы контроля качества продукции;
методы оценки надежности изделий
ОП.08. Управление качеством
анализировать кадровый потенциал организации; анализировать подбор персонала в организации;
планировать деловую карьеру;
функциональное разделение труда;
персонал организации как объект управления;
принципы управления персоналом;
кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом;
конфликты в коллективе;
оценку эффективности управления персоналом
использовать методы научного познания;
применять логические законы и правила;
использовать алгоритмы решения изобретательских задач;
роль исследований в практической деятельности человека;
основные понятия научно-исследовательской работы;
правила оформления работ в области научно-исследовательской деятельности;
модели технических объектов;
международную сертификацию изобретений;
ответственность за нарушения прав автора
ОП.10. Основы исследовательской деятельности
заполнять формы и содержание договоров;
применять принципы страхования грузов, пассажиров;
принципы и система правовых отношений между владельцами инфраструктуры и перевозчиками при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров и грузов;
государственное регулирование в области транспорта;
основные требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим транспортные услуги
ОП. 11. Транспортное право
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
ОП.12. Безопасность жизнедеятельности
Организация перевозочного процесса (по видам транспорта)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения технической документации, контроля выполнения заданий и графиков;
использования в работе информационных технологий для обработки оперативной информации;
анализа конкретных случаев нарушения безопасности движения;
анализировать документы, регламентирующие работу транспорта и его объектов;
использовать программное обеспечение для решения транспортных задач;
применять компьютерные средства;
оценивать влияние на безопасность движения надежности технических средств;
оперативное планирование, формы и структуру управления работой на транспорте (по видам транспорта):
основы эксплуатации технических средств транспорта (по видам транспорта);
систему учета, отчета и анализа работы;
основные требования к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
системы и приборы, способствующие безопасности движения;
структура органов, обеспечивающих контроль и организацию безаварийной работы;
мероприятия по предупреждению нарушений безопасности движения
Технология перевозочного процесса
Информационное обеспечение перевозочного процесса
Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта)
Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
имен, практический опыт:
применения теоретических знаний в области оперативного регулирования и координации деятельности;
расчета тарифа на перевозку пассажира, багажа;
применения действующих положений по организации пассажирских перевозок;
расчета технических норм работы транспорта;
обеспечить управление движением;
анализировать работу транспорта;
рассчитывать нормы времени на технологические операции, связанные с организацией перевозочного процесса;
анализироваз ь характеристики транспортных потоков:
систему организации движения;
правила документального оформления перевозок пассажиров и багажа;
основные положения, регламентирующие взаимоотношения пассажиров транспортных организаций (по видам транспорта);
основные принципы организации движения на транспорте (по видам транспорта);
особенности организации пассажирского движения;
ресурсосберегающие технологии при организации перевозок и управлении на транспорте (по видам транспорта);
ресурсосберегающие технологии при организации перевозок на транспорте (по видам транспорта);
требования к управлению персоналом
Организация движения (по видам транспорта)
Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта)
Организация транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта)
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
расчета за перевозки;
оформления грузовых перевозочных документов и другой установленной документации;
определения оптимальных вариантов доставки грузов;
заполнения товаросопроводительных документов;
определения класса опасности грузов;
строить транспортные логистические цепи;
рассчитывать показатели качества и эффективности транспортной логистики;
определять класс и степень опасности перевозимых грузов;
определять сроки доставки и транспортабельность грузов;
строить транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов;
классификацию опасных грузов;
порядок нанесения знаков опасности;
назначение и функциональные возможности систем, применяемых в грузовой работе;
правила перевозок грузов;
организацию грузовой работы на транспорте (по видам транспорта) в целом и на объектах в частности;
операции, выполняемые при участии в перевозках двух и более стран;
документы на международные перевозки;
требования к персоналу по оформлению перевозок и расчетов по ним;
формы перевозочных документов;
организацию работы с клиентурой;
меры безопасности при перевозке грузов, особенно опасных;
меры по обеспечению сохранности при перевозке грузов;
цели и понятия логистики;
особенности функционирования внутрипроизводственной логистики;
основные принципы транспортной логистики;
транспортные характеристики грузов;
требования к транспортным средствам и погрузочно-разгрузочным механизмам при перевозке отдельных видов грузов
Транспортно-экспедиционная деятельность (по видам транспорта)
Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)
Перевозка грузов на особых условиях
МДК.03.04. Организация международных перевозок
Анализ эффективности транспортной деятельности
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
расчета тарифов на различные виды грузов и условий перевозок;
оценки направлений маркетинговых исследований транспортных услуг;
применять методы изучения транспортного рынка;
анализировать рыночные возможности;
проводить анализ транспортных услуг и спроса;
исчислять дополнительные сборы при перевозке грузов в международном (межгосударственном) сообщении;
основные положения концепции маркетинга и управление маркетингом на транспорте;
особенности формирования спроса на транспортные услуги;
комплекс маркетинга в транспортных организациях;
принципы управления качеством транспортного обслуживания;
порядок расчета тарифа;
методы изучения транспортного рынка и формирования спроса на транспортные услуги;
порядок начисления, оплаты и возврата налога на добавленную стоимость при внешнеторговых перевозках;
основные направления маркетинговых исследований транспортных услуг
Оценка эффективности перевозочного процесса
Тарифная политика на транспорте
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
Подготовка выпускной квалификационной работы
Защита выпускной квалификационной работы
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-ух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина «Физическая культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»***. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
информатики и информационных систем;
метрологии, стандартизации и сертификации;
транспортной системы России;
технических средств (по видам транспорта);
организации перевозочного процесса (по видам транспорта);
организации сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта);
организации транспортно-логистической деятельности (по видам транспорта);
управления качеством и персоналом;
основ исследовательской деятельности;
электротехники и электроники;
автоматизированных систем управления.
Информация об изменениях:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин:
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам***.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566.
** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1. ст. 16; N 27. ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329: ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).