что такое орфограмма в корне 4 класс
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.
бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Все эти элементарные правила надо бы как-то донести до многих современных блогеров. А то страшно же — читаешь порой статью, а там ошибка на ошибке. Причём, такие глупые ошибки, что недоумеваешь, как они вообще дожили до своих лет.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Орфограммы в корнях слов (4 класс)
Выбранный для просмотра документ карточка.docx
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Выбранный для просмотра документ открытый урок.docx
Технологическая карта по русскому языку
Открытый урок по русскому языку в 4 «Б» классе
Технологическая карта урока русского языка
2.Тип урока: обобщение и систематизация знаний
3. Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная
4. Цель урока: совершенствование знаний об орфограммах в корнях слов
5. Планируемые результаты:
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: развитие умения находить орфограммы в корне слова, определять тип орфограмм, подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
регулятивныеУУД 1) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи; 2) формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; 3) формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;адекватно оценивать свои возможности
познавательныеУУД : 1) развитие умения ориентироваться в своей системе знаний; 2) находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 3) развивать умение извлекать информацию из схем; 4) сравнивать, группировать предметы на основе существенных признаков; 3) развитиеумения строить речевое высказывание в устной речи;определять тип орфограмм, выбирать способ проверки, подбирать синонимы
коммуникативные УУД : 1) развивать умение слушать и понимать речь других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности;
I . Самоопределение деятельности (орг. момент).
Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок.
Учитель: Прозвенел звонок. Поприветствуем гостей.
-Прочитаем хором предложение, записанное надоске: сл1
« С малой удачи начинается большой успех»
— Пусть это будет девиз нашего урока
-Предлагаю открыть тетради, записать число, классная работа
Узнаем что-то новое.
нацеливание на успешную деятельность.
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
формирование умения слушать и слышать.
II. Актуализация опорных знаний. Цели этапа: повторить изученные орфограммы,
стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме,
выявить уровень умения делить слова на группы.
-С какого этатпа мы начинаем наш урок русского языка?
— цель данного этапа?
-проверка домашнего задания: П/О стр. 34-35 упр. 31. Предлагаю экспертам мне помочь.
-применения полученных знаний
Систематизировать полученные знаний в правилах грамотного письма
3 чел. по цепочке проверяют орфограммы в словах.
проявлять интерес к изучению темы.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
III . Обощение и систематизация знаний.
Цели этапа: актуализировать знания о правописании орфограмм корня.
Определение темы урока :
-Предлагаю открыть содержание учебника, выполнить замер и определить тему урока;
Выпишите из данного текста слова, распределив их на 3 столбика:
(данные орфограммы должны находится только в корне)
Предлагаю группам обменятся своими результатми
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
Какова была цель данного задания?
Какое слово лишнее?
Тема урока: «Орфограммы в корнях слов»
— систематизировать, обобщить и применить полученные знания …..т.д.
Дети работают в группах.
Вспомнить правила грамотного письма
-ветерок – орфограмма не в корне слова.
выбор оснований и критериев для классификации объектов
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
проверять результат выполненного задания.
формулировать монологическое высказывание.
IV . Закрепление изученного. Цели этапа:
находить и проверять орфограммы корня.
Работа с учебником.
Открой обратный словарь на – С. Выпиши первые восемь слов. Подчеркни в них нужную орфограмму.
Работа с упражнением
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Личностные:
готовность к сотрудничеству.
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тренажер для глаз «Аквариум»
Смотрят на слайд и выполняют упражнение для глаз.
Обощение и систематизация.
Как слова отгадки связаны с темой урока?
Что ещё объединяет данные слова?
Разгадывают ребусы. В словах отгадках есть орфограммы в корнях слов.
П: развитие познавательных способностей
VI . Самостоятельная работа. Цели этапа: проверить результат выполненного задания; формулировать монологическое высказывание.
Самостоятельная работа \
Самостоятельно работают по карточкам.
Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
VI . Рефлексия деятельности.
Цели этапа: научить:
соотносить полученный результат с поставленной целью;
оценивать результат своей деятельности.
оценивать результат учебной деятельности.
Учитель: подведем итог урока.
—
Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.
Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Выбранный для просмотра документ урок.pptx
Презентация на тему: «Три орфограммы корня слова» (1-4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Три орфограммы корня слова Подготовила: Скородумова Т.Е., учитель МБОУ «Шаховская гимназия»
Две ступени орфографического действия: постановка орфографической задачи ( выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Этапы решения задач орфографической зоркости: 1) увидеть орфограмму в слове; 2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Норы – н_ра, мал – м_ла, нос – н_сы.
1. На слух определить: в каком слоге гласный произносится сильнее? Слабее? 2. Списать с доски или из букваря слова и в каждом из них поставить знак ударения. Гласную, если она находится в первом слоге, подчеркнуть. 3. Сначала про себя по слогам, потом вслух прочитать записанные на доске слова, назвать те из них, в которых безударный гласный находится в первом слоге. Списать эти слова, подчеркивая безударные гласные.
4. Сначала про себя по слогам, потом шепотом прочитать слова, записанные на доске, списать в тетрадь только те из них, в которых в первом слоге гласный безударный, подчеркнуть букву. 5. Самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными в первом слоге и записать их в тетрадь. 6. В продиктованном по слогам предложении поставить знак ударения, безударные гласные подчеркнуть. 7. Записать под диктовку слова (чтение орфографическое), пропуская гласные в первом слоге, если на них не падает ударение.
ИГРА «ЛОТО» Б.жать Гл.зок Д.жди К.ты М.ряк С.рдечный Т.гренок Т. шина
1 уровень. Корм – … (глагол) (что делать?) Ночь – … (имя прилагательное) (какая?) Скрип – … (глагол) (что делают?) След – … (глагол) (что делает?) Косит – … (имя существительное) (что?) Горы – … (имя прилагательное) (какие?) Шалость – … (глагол) (что делал?)
2 уровень. Шалость – … (глагол) Горы – … (имя прилагательное) Косит – … (имя существительное) След – … (глагол) Скрип – … (глагол) Ночь – … (имя прилагательное) Корм – … (глагол)
3 уровень. Корм – … Ночь – … Скрип –… След – … Косит – … Горы – … Шалость – …
ИГРА «МАЯЧОК» В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.
Работа с ПЕРФОКАРТАМИ Е Е О А О Е А Я Е
ИГРА «Кто больше?» Запиши как можно больше проверочных слов: ЗИМА, ГОРА, НОРА.
Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды слов, подчеркивая безударные гласные. Т.желый, пр.мой, в.селый, гл.дит; 2. М.рской, с.довый, сп.ртивный, х.лодный.
Подготовка заданий на изученное правило для товарища.
Выпиши слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подбери и напиши проверочное слово. Подсказка – должно быть 12 слов. Совенок В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели. Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.
Выбери проверочное слово: Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).
Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три столбика. Существительное Прилагательное Глагол … … Чистить … Подарочный … Боль … … … Белый …
РАБОТА НАД ПРАВИЛОМ ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ НЕ ДОЛЖНА ОГРАНИЧИВАТЬСЯ ТОЛЬКО ИМ. ПОЛНОСТЬЮ СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ МОЖНО ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РАССМАТРИВАТЬ ДАННОЕ ПРАВИЛО В СИСТЕМЕ С ДРУГИМИ.
Три слабые позиции для парных согласных.. на конце слова (дуб, сноп), перед глухим согласным (шапка, шубка), перед звонким согласным (просьба, резьба).
ИГРА «Найди опасное место».
ИГРА «Кто у нас самый зоркий?».
ИГРА «Какие буквы “спорят”? Какие побеждают?».
ИГРА «Найди четвёртый лишний» Голубь, чиж, грач, кот. (Лишнее слово грач, ч – непарная согласная.) Косьба, метла, лошадка, грибки.
Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать, не ясно нам: Чтобы знать, как писать Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно Букву Т писать напрасно В словах вкусный, интересный.
ВЫВОД. Систематическое попутное повторение изученного, своевременное предупреждение возможных ошибок – всё это способствует тому, что ученики хорошо запоминают написание трудных слов и грамотно выполняют работы. А добиваться грамотного письма – это основная задача учителя.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-091897
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.