что такое опыты беседа с детьми
Тематическая неделя в детском саду «Опыты и эксперименты»
Марина Зайцева
Тематическая неделя в детском саду «Опыты и эксперименты»
Цели деятельности педагога:
• Развивать интерес всех детей к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм;
• Развивать стремление детей 2-й младшей подгруппы к наблюдению, сравнению, обследованию, стимулировать развитие всех видов восприятия : зрительного. слухового, осязательного, вкусового, обонятельного, побуждать к новым открытиям. Простейшему экспериментированию с предметами и материалами;
• Развивать познавательную активность детей средней подгруппы; помогать осваивать средства и способы познания; обогащать опыт исследовательской деятельности и представления об окружающем;
• Учить детей старшей подгруппы организовывать собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов, обсуждать цель и ход эксперимента с другими детьми, побуждать самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы; развивать познавательную активность и любознательность.
Понедельник: «Игры- эксперименты»
Цель: обучение определению предмета по издаваемому звуку.
Развивающая ситуация «Определи место для предмета»
Цель: закреплять умение правильно называть предметы природного и рукотворного мира; учить группировать предметы по способу использования, понимать назначение предметов, необходимых для жизни.
Рассматривание приборов для наблюдений: лупы, подзорной трубы, бинокля.
Прогулка. Опыт: Свойства мокрого песка
Эксперимент: «Послушный ветерок»
Цель: познакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание смекалку наблюдательность.
Наблюдение за растениями – барометрами погоды.
Цель: учить наблюдать за растениями и животными как живыми барометрами погоды, предсказывать погоду по наблюдениям и явлениям природы.
Игра – экспериментирование «Воздух работает».
Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)
Игровая ситуация: «Что из чего сделано?»
Цель: уточнить представления детей о различных предметах, материалах, из которых они сделаны. (Например: лейка из пластмассы, банка из стекла и т. д.) предназначении предметов.
Вторник. «Предметы- волшебники».
Дыхательное упражнение: подуем на шарики, беседа о свойствах воздушных шаров: легкие, воздушные.
Чтение стихотворений Ф. Бобылева «Шар воздушный, шаловливый…», Я. Аким «В праздниках на улицах в руках у детворы горят, переливаются воздушные шары»
Наблюдение за майским жуком.
Цель: продолжать обогащать знания детей о многообразии насекомых, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Наблюдение за птицами.
Цель: обогащать и систематизировать знания о птицах, развивать наблюдательность.
«Кто потерял перышко?»
Задание «Выбери с закрытыми глазами самый гладкий, самый круглый, самый большой предмет.
Совместное экспериментирование «Как действуют магниты на предметы» Цель: расширять логический и естественнонаучный опыт, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеиваться, свойство магнитов притягивать железо.
Среда : Игры – исследования.
Беседа о стекле «Волшебное стекло»
Цель: уточнить представления детей о свойствах стекла: гладкое, твердое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжелое, холодное
Исследование «Что в коробке?»
Цель: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, продемонстрировать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Пускание мыльных пузырей. Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?»
Бег за мыльными пузырями.
Игры – опыты «Прятки с водой»; окрашивание воды.
Цель: накапливать представления о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; подведение к пониманию того, что вода может изменять цвет
Четверг: «Воздух – невидимка»
Беседа о воздухе; игра – эксперимент с соломинкой.
Цель: знакомство детей с тем, что внутри человека есть воздух; помочь сделать фокус – обнаружить воздух.
Проблемная ситуация «Издает ли воздух звук?»
Цель: обобщить представления детей о том, что воздух может выходить из упругих тел с различным звуком: со свистом, с шипением, с ветерком и т. д.
Игра – экспериментирование «Что в пакете?»
Цель: развивать умение выдвигать гипотезы и делать выводы; помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве.
Игры-забавы с мячами.
Цель: продолжить знакомство со свойствами воздуха: упругость, сжатие. Развивать ловкость, внимание, сплоченность в совместных действиях.
Пятница: «Игры в стране Чудес»
Проблемная ситуация «Как и почему вода льется?»
Цель: формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по- разному: из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; от воды летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита.
Эксперимент: «Может ли камень издавать звуки?».
Цель: познакомить детей с многообразием камней, учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, фактуре поверхности (гладкие, шероховатые); показать возможность использования камней в игре.
Опытно- экспериментальная деятельность «Легкий – тяжелый»
Цель: помочь определить, что предметы бывают легкие и тяжелые; обучать определению веса предметов и группировке предметов по весу (легкие –тяжелые).
Опыт с металлическими предметами: проверить, где они на улице больше нагреваются – в тени или на свету – и в какое время суток. Потрогать землю руками в тени и на солнце. Сделать вывод о том, что на солнце земля теплее, поэтому и трава вырастает быстрее.
Игры с магнитными цифрами.
Игра «Назови как можно больше признаков предмета».
Цель: обобщить представления о признаках предметов: большой, высокий, пластмассовый, ровный, гладкий, красивый и т. д.
Игра – эксперимент «Чем можно измерить длину?»
Цель: закрепить представления об измерительных приборах – линейке, сантиметровой ленте и о способах измерения длины.
Опыты и эксперименты в детском саду весной. Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека. Задачи: Формировать знания детей о явлениях природы весной.
Эксперименты и опыты в детском саду Цели: • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического.
Конспект занятия «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
Наталья Игнатьева
Конспект занятия «Путешествие в мир опытов и экспериментов»
Это всё – эксперименты –
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Как? Зачем? И почему?
Воспитатель: Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
— Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
1. Может ли вода быть твердой? (да)
2. Летучая мышь видит ушами? (да)
3. Вы видели верблюда, который летел не касаясь земли ногами? (нет)
4. Умеет ли ветер работать? (да)
5. Черепаха видит все зеленым? (да)
6. Воздух легче воды? (да)
7. Можем ли мы прожить без растений? (нет)
Внимание! Внимание! Посмотрите на этот лист… Вы что-нибудь видите? А если я скажу, что на нём есть рисунок? Чтобы доказать это, я попрошу посмотреть следующий фокус, который называется «Появление невидимки».
Воспитатель наносит кистью акварельную краску на лист бумаги и произносит слова:
Вы такого волшебства
Посчитаем хором дружно:
Четыре, три, два, один!
Что случилось, поглядим!
Внимание! Какой же рисунок был спрятан на листе? (шляпа) Итак, уважаемые гости, кто догадался, каков секрет этого фокуса? Мы нарисовали шляпу восковой свечой (показать свечу). На белой бумаге рисунка не был виден, а на цветном фоне рисунок проступил. Итак, воск – необычный материал. Он отталкивает воду. Когда мы тонировали лист, бумага впитала краску, а воск – оттолкнул её, поэтому рисунок проявился, шляпа-невидимка стала видимой.
А этот шарик может сам себя надуть.
Для проведения опыта понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
А сейчас мы посмотрим что ещё может воздушный шарик.
Понадобится воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Так же сегодня мы с вами поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
И стеклянной быть могу (Вода)
Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Послушайте стихотворение Н.Рыжовой:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах, озёрах, родниках, прудах, болотах, ручьях. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.
Воспитатель :«Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмем пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуем перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Для следующего опыта нам нужны: большая прозрачная емкость (банка, салатница, вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде. Нальем в емкость воду и выдавим на нее пышные облака из пены. Затем капнем пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.
Что происходит: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.
Следующий опыт «Плывущее» яйцо
Для этого возьмем сырое яйцо. Положим его в стакан с водой. Вы увидите, что оно опустится на дно. Затем вынем яйцо и растворим туда 2- 3 ложки соли. Снова опустим его теперь уже в стакан с соленой водичкой. Мы увидим, что яйцо плавает на водяной поверхности.
Отсюда вывод, что плотность воды повышается с помощью соли и поэтому сложнее утонуть в соленой воде. Например, в Мертвом море вода слишком соленая, следовательно, человек может лежать на морской поверхности и не утонуть.
Картотека опытов и экспериментов с водой ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ Вода, как все жидкости, не имеет собственной формы. Если дать ей волю, она займёт всё возможное пространство.
Конспект открытого занятия в виде опытов и экспериментов в старшей группе «Волшебница Зима принесла нам чудеса!» Конспект открытого занятия в виде опытов и экспериментов в старшей группе Тема: «Волшебница Зима принесла нам чудеса!».
Картотека опытов и экспериментов для всех групп Картотека опытов и экспериментирования в МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка» Возраст детей Темы опытов и экспериментов по месяцам Ранний возраст.
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников Картотека опытов, экспериментов для дошкольников Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребенок знает, что если проколоть.
Картотека опытов и экспериментов с водой Опыт №1 Тема: «Почему вода прозрачная?» Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать.
Картотека опытов и экспериментов со звуком Составила: музыкальный руководитель: Евдокимова С. Б. Картотека Опытов и экспериментов со звуком Что звучит? Цель: Научить определять.
Планирование опытов и экспериментов в подготовительной группе на год Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе Сентябрь Опыт №1 «Росток» Цель: закрепить и обобщить знания о воде, воздухе,.
Картотека опытов и экспериментов «Вода вокруг нас» КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ. ВОДА ВОКРУГ НАС. [/b] Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то,.
Конспект развлечения по познавательному развитию для детей старшей группы «День опытов и экспериментов» Цель: Развитие познавательных интересов и любознательности детей, расширение кругозора. Задачи: Образовательные задачи: Формировать способности.
Лэпбук «Большая книга опытов и экспериментов» для детей 4–7 лет Цель: Расширение представлений детей о свойствах предметов и неживой природы. Задачи: Образовательные: развивать умение обследовать предмет.
Конспект НОД «Весёлая лаборатория» (подготовительная группа)
Надежда Клепцова
Конспект НОД «Весёлая лаборатория» (подготовительная группа)
Конспект НОД «Весёлая лаборатория«
(Подготовительная группа).
закреплять и уточнять знания детей о свойствах воздуха (воздух заполняет всё пустое пространство, имеет вес, расширяется и сжимается)
закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, самостоятельность
развивать интерес к самостоятельной деятельности
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование и материалы: таз с водой, стаканы, бутылки, соломинки для коктейля, картинки с изображением опытов, халаты для детей. Игрушка дед Знай. Игрушечные весы. Шары. Кусок ткани.
Предварительная работа: предварительная беседа об учёном Архимеде.
Словарная работа: лаборатория, наука, учёный, гипотеза, криосфера, учёный Ломоносов.
Ход НОД
В: входят в группу и читают таблицу «Лаборатория «Звёздочка»
Вы знаете, что такое лаборатория?
Д: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.
В: Правильно, ещё в лаборатории на столах находиться оборудование, необходимое для проведения опытов.
Д: У него белый халат, как у врача. Может он ученый?
Д: Проводят опыты, что-то изучают.
B: Правильно, они изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, одним словом занимаются наукой.
Д: химию, бактерии, всё могут изучать.
В: Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?
Д: думают много, изучают, делают опыты.
В: Правильно. Учёные наблюдают за происходящим в мире. Что такое наблюдение?
Д: это когда на что-то смотрят.
Д: обоняние, осязание
В: Сейчас мы поиграем в игру «Потрогай!»
Ход игры: В один мешочек положить несколько небольших предметов и угадывать каждый на ощупь, засунув руку в мешочек.
Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают все, что происходит. Дедушка Знай приглашает вас стать его помощниками. Мы тоже будем с вами проводит эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради. Так что такое эксперименты?
Д: это когда проводят опыты, когда что-то проверяют.
1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
4. Бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал-аккуратно положи всё на место.
5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Я написала эти правила и повесила в нашей лаборатории, чтобы не забывать про них.
Дед Знай: Дети послушайте загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтоб шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (воздух)
Дед Знай: Правильно, воздух. А какие свойства воздуха вы знаете?
Д: невидим, его нельзя потрогать, бесцветный.
Сейчас мы проверим некоторые свойства воздуха. Занимайте свои места.
Дед Знай: Опыт №1 «Воздух повсюду».
Возьмите стакан и соломку, наберите ей воду и быстро зажмите верх соломки.
Дед Знай: Опыт №2 «Воздух имеет вес».
Положите на чаши весов надутый воздушный шарик и ненадутый. Какой шарик будет весить тяжелее?
Дед Знай: Опыт №3 «Не намокающая ткань».
Ребята возьмите стакан и уложите в него плотно ткань, чтобы она из него не выпала. переверните стакан и опустите его в таз с водой. Стакан удерживайте в воде прямо, чтобы воздух находящийся в нём не проник во внутрь и ткань не намокла. вода может попасть в стакан, только если ты наклонишь его и дашь воздуху выйти.
Ребята, а теперь вставайте на коврик и изобразите те предметы, в которых используется воздух.
Насос (упражнение на дыхание) – о. с., руки опущены, сжаты в кулаки.
Сделать глубокий вдох, поднять руки до уровня подбородка; 2- выдох, наклониться вперёд, руки опустить;
Шарик (упражнение на дыхание) – пальцы рук собрать в щепотку, руки соединить. 1 – вдох; 2- выдох на пальцы рук – «надуваем шарик»;
Аэроплан: руки в стороны, как крылья, «полетать»;
Гимнастика для глаз: наши глаза могут, как воздух, сжиматься и расширяться (глаза широко раскрыть – зажмурить); показать, что воздух везде (глазами вверх-вниз, движение воздуха доносится до нас запахи (движение глазами вправо-влево).
Молодцы ребята, теперь садитесь на стульчики, и мы продолжим.
О каких свойствах воздуха мы узнали?
Воздух можно поймать!
Понравилось ли вам работать в лаборатории?
В: Рабочий день в лаборатории подошёл к концу. Все получают в качестве награды вкусную конфету. Также предлагаю желающим исследователям зарисовать проведённые нами опыты.
Конспект НОД «Казачья хата» (подготовительная группа) Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Казачья хата» с использованием ИКТ. Программные задачи. Познакомить учащихся.
«Космическая лаборатория». Итоговое занятие по математике (подготовительная группа) МАДОУ №171 «Центр развития ребенка – детский сад» «Космическая лаборатория» Итоговое занятие по математике. Подготовительная группа.
«Весёлая зарядка». Музыкальное занятие с мамами (первая младшая группа) Весёлая зарядка музыкальное занятие с мамами и малышами. первая младшая группа Цель: Формирование положительной установки родителей на.
Конспект НОД «Народная кукла» (подготовительная группа) Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Знакомство с народной куклой» Цель.
Конспект НОД по ИЗО подготовительная группа «Подсолнухи в вазе» Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе. Тема: подсолнухи в вазе. Коллективная работа. Цель: Художественно – эстетическое развитие.
Конспект НОД по ОБЖ «По дорогам сказок» (подготовительная группа) Цель: воспитать навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста, научить правильному поведению при возникновении опасных для жизни.
Конспект НОД «Листопад» (подготовительная группа) Вид деятельности: поисково-исследовательская деятельность Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии с элементами эксперементирования «Весёлая лаборатория» «Весёлая лаборатория » Задачи:1. Познакомить детей с различными агрегатными состояниями воды (жидкое, твёрдое, газообразное). 2. Закрепить.
Весёлая группа «Звёздочки» (фотоотчет) Наша группа так называется, потому что у нас много маленьких звёздочек. Скоро они зажгутся в стенах школ. Мы очень любим, рисовать, разыгрывать.
Детское экспериментирование и его влияние на познавательное развитие дошкольника
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.
Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Условия, необходимые для формирования познавательногоинтереса и поисковой активности:
• Создание в группе предметно-развивающей среды.
• Образовательная деятельность с занимательным содержанием, имеющая проблемно-поисковые ситуации.
• Создание серии развивающих и дидактических игр.
• Использование в работе проектной деятельности.
• Применение в работе методов опытно-экспериментальной деятельности.
Приступая к подготовке занятий с дошкольниками,мы старались учесть главное условие: детям должно быть интересно.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.
Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Мысленные мы используем, например,такого вида:
• Что можно сделать из куска бумаги?
• Что будет, если все станут выше ростом?
• На какое животное похожа темнеющая туча? И т. п.
Но самые интересные эксперименты – реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Мы проводим с детьми следующие эксперименты:
•Наши органы чувств: с закрытыми глазами дети определяют предметы на ощупь, по запаху, на вкус и т. п.
•Свойства воды: прозрачность, вкус, запах, три физических состояния, текучесть и т. д.
• Свойства песка и глины.
• Какие бывают пуговицы.
• Смешивание красок, получение новых цветов и оттенков.
• Свойства бумаги, её виды.
• Один или вместе (предложить сравнить качество и быстроту уборки одного человека или группы детей)
• Умение владеть собой (способы улучшения настроения себе и другим).
При проведении эксперимента необходимо знать и соблюдать структуру детского экспериментирования
— Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
— Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).
— Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
— Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).
— Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).
Содержание опытно-экспериментальной деятельности должно быть построено исходя из трех блоков педагогического процесса.Это:
-совместная деятельность взрослого с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность детей
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белое как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»,обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Экспериментирование с воздухом: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта».
Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.
Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды. (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха,
лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды
вода не имеет формы.)
Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»)
Приведем пример эксперимента «Ах, этот удивительный песок!»
На данном этапе происходит превращение детей в учёных, надевая при этом шапочки и фартуки, на которых прикреплены волшебные картинки. Мы отправляемся в лабораторию «Хочу всё знать!» С помощью картинок, дети делятся на 3 тройки и определяют место своего исследования. Воспитатель предлагает детям по карточке схеме определить, что они будут делать.
Каждая лаборатория проводит свой опыт.
Опыт 1.Обследовать сухой песок пальцами: насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу.
Опыт 2. Насыпать сухой песок на пластину и при помощи магнита рассмотреть движение песка.
Опыт 3. В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдёт.
Затем каждая тройка с помощью воспитателя рассказывает о результатах своих действий.
-Расскажите, что вы сейчас делали? Что вы видели?
Вместе с детьми делаются выводы, что песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. Песок может двигаться.
Песок тяжёлый пыль лёгкая остаётся на поверхности, окрашивает воду. На данном этапе предполагается проведение дыхательной гимнастики
«Сдуваем песчинки с ладошки»
Рефлексивно – оценочный этап
Превращаемся из учёных в ребят. Возвращаемся в детский сад.
-Ребята, а давайте мы Мишке расскажем, что интересного было сегодня?
-Что нового о песке вы узнали?
-Ребята, расскажите Мишке, почему песок волшебный, удивительный.
Детское экспериментирование является эффективным и необходимым методом для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В своем дошкольном образовательном учреждении мы будем стараться давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.
В заключении хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать «возникшие.
Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.
Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.
Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.
Познавательное развитие в старшей группе. Игра-экспериментирование «Бумажные забавы» Цели: • закрепить представления детей о свойствах бумаги; • познакомить детей с необычными свойствами бумаги; • развивать интерес детей.
Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.