что такое опресноки и квасной хлеб
Опресноки
Опре́сноки, или опресно́ки (др.-греч. ἄζυμα; ст.‑слав. опрѣсно́ки) — 1) неквашенный, пресный хлеб; хлеб, приготовленный на основе бездрожжевого теста; 2) хлебные изделия, приготовлявшиеся иудеями на основе бездрожевого теста к празднику опресноков.
В связи с чем был установлен праздник опресноков?
Праздник опресноков был установлен в связи с историческими событиями, предшествовавшими и способствовавшими выходу Израильского народа из Египта. Явившись Моисею, Бог направил его в Египет с особенной миссией: вывести Израиль из страны пирамид ( Исх.3:2-10 ).
Несмотря на то, что Моисей, исполняя решение Божье, требовал от фараона, чтобы тот отпустил еврейский народ, фараон не желал этого. И это при том, что ему было сказано Моисеем, что он выступает не сам от себя, а в качестве Божьего посланника.
Для того, чтобы принудить правителя к подчинению, Господь стал насылать на Египет страшные бедствия, одно за другим. О каждом из этих бедствий, впоследствии названных казнями египетскими, Моисей предупреждал фараона заранее. Таким образом, бедствия имели для него значение угрозы.
Казни следовали одна за другой, но несмотря на то, что они наносили серьёзный урон египетскому царству, правитель продолжал упорствовать. Последнее, самое страшное бедствие сломило его сопротивление, и он вынужден был подчиниться Божественному Провидению, вынужден был отпустить еврейский народ. Это последнее бедствие состояло в том, что у египтян погибли первенцы, включая первенца самого фараона и первенцев среди скота ( Исх.12:29-31 ).
Сыны же Израиля были избавлены от гибели своих первенцев. Обстоятельства избавления были связаны с жертвой Богу — пасхальными агнцами, — кровь которых евреи предварительно нанесли на косяки и перекладины дверей своих жилищ ( Исх.12:7 ), и плоть которых, после того, как агнцы были запечены на огне, потреблялась всем обществом Израиля ( Исх.12:3-6 ).
Пасхальные агнцы поедались вместе с горькими травами и пресным хлебом ( Исх.12:8 ). В связи с упомянутыми событиями еврейский народ, покинул Египет, освободился от рабства и сделался свободным. В память об этом Господь утвердил праздник опресноков, одной из обрядовых черт которого стало: вкушать семь дней пресный хлеб ( Исх.12:15 ). При этом в домах евреев не должно было находиться квасного ( Исх.12:15 ).
В чём смысл спора с католиками об опресноках?
Наряду с тем, что Римская церковь, отдаляясь от Православия, позволяла себе искажать догматы Вселенской Церкви, она искажала и традиционные нормы богослужебной практики христиан. Одно из таких искажений относится к использованию в Таинстве Евхаристии опресноков. Есть весомые основания считать, что начало этой практике было положено не ранее чем в X–XI вв.
Чем же римо-католики оправдывают эту практику? На каких основаниях зиждется их убежденность, что Евхаристию нужно совершать не на квасном хлебе, а на опресноках?
В защиту данной идеи представители Римской церкви указывают, главным образом, на два “библейских” основания: 1) на то, что Тайная вечеря будто бы была совершена в первый день опресноков, когда вкушение квасного хлеба не дозволялось законом, и, следовательно, Спаситель, устанавливая Таинство Евхаристии, использовал не квасной хлеб, но пресный, не вскисший; 2) на слова апостола Павла: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5:8 ).
Однако оба этих так называемых «основания» не оправдывают практику совершения Евхаристии на опресноках.
Что касается времени совершения Тайной вечери по отношению к ветхозаветной Пасхе, то она, очевидно, состоялась не 14-го, а 13-го Нисана (то есть до праздника ветхозаветной Пасхи ( Ин.13:1 )), когда опресночные дни ещё не наступили.
Что касается слов апостола Павла об опресноках, их, как следует из контекста речи, следует понимать не буквально, применительно к правилам совершения Таинства Евхаристии в Церкви Христовой, а иносказательно, духовно. В этом выражении он призывает последователей воздержаться от ветхого кваса, призывает их к нравственной чистоте и духовному совершенствованию.
Следует отметить, что потребление иудеями опресноков было связано с ветхозаветным обрядовым законом, а поскольку этот закон был отменен Господом Иисусом Христом, постольку утратила значение законной и обрядовая практика их потребления.
Обратим внимание, что согласно Евангельскому повествованию Мессия, утверждая Таинство Евхаристии на Тайной вечери, использовал квасной хлеб (по-гречески «артос», что в этимологическом отношении указывает на хлеб вскисший, поднявшийся) ( Мк.14:22 ). Такой же квасной хлеб, согласно Писанию, использовали, совершая Таинство Евхаристии, и апостолы ( Деян.2:42 ).
Рассуждения представителей Римской церкви о том, что опресноки приличнее употреблять, так как они служат символом чистоты, не имеет под собой действительной почвы. На это можно возразить, что квасной хлеб соответствует существу Таинства Евхаристии в большей степени: как имевший процесс брожения, он является символом жизни, тогда как опресноки скорее указывают на скорбь и безжизненность.
Согласно замечанию святого Епифания, в древности обыкновение совершать Таинство Тела и Крови на опресноках было свойственно только некоторым еретикам, например, евионеям, которые ложно учили о Христе и во многом придерживались иудейских законов.
Почему в нашей Церкви на Евхаристии используют только квасной хлеб
Обычный прихожанин вполне может не знать, что не все христианские церкви используют на Евхаристии такие привычные нам просфоры. Какой же хлеб там используют?
К середине XI в. в Церкви сформировались две традиции использования хлеба на Евхаристии: в церквях латинского обряда использовали бездрожжевой хлеб (опресноки), в церквях греческого обряда – дрожжевой или квасной хлеб. До сего дня в Католической и в Армянской Церквях верующих причащают опресноками, давая каждому кусочек в руки. Это не просто различные практики преподавания Святых Даров: разница кроется в богословском обосновании и символизме использования разных видов хлеба для Причастия.
Святые отцы считали, что Православная Церковь следует укорененной в самом Евангелии древней традиции, которую ясно изложил преподобный Никита Стифат в полемике с латинянами в 1054 г.
Квасной хлеб приготавливается на закваске, символизирующей Царство небесное, согласно притче Иисуса Христа. «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33). И в Евангелии от Луки: «чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13: 20-21).
Христос в этой притче уподобил процесс приготовления теста с обо’жением человека: как мука, соприкасаясь с закваской передает ей свои свойства, а полученная смесь имеет качества и муки, и закваски, так и человек преображается, когда принимает Христа. Об этом же говорит толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болграский:
«Под закваской, подобно как и под зерном горчичным, Господь разумеет апостолов. Как закваска, будучи малой, изменяет, однако, все тесто, так и вы говорит, преобразуете весь мир, хотя и немного будет вас. Сата – это была у иудеев мера, подобно как и в Греции имеются хиниксы или декалитры. Некоторые под закваскою разумеют проповедь, под тремя сатами три силы души – ум, чувство и волю, под женою же – душу, которая скрыла проповедь во всех ее силах, смешалась с нею, заквасилась и вся освятилась от нее. Нам должно всецело закваситься и совершенно преобразоваться в божественное. Ибо Господь говорит: «доколе не вскисло все»»[1].
Фото: womanadvice.ru
В этой притче противопоставляется малое начало и всеобъемлющее достижение[2]. Сама закваска символизирует Царство небесное. Опресноки – это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски. Такой хлеб использовали иудеи в ветхозаветные времена. Христос же на Тайной вечери преломлял в апостолами квасной хлеб.
Вот как сравнивает опресноки и квасной хлеб преподобный Никита Стифат (1005–1090), защитник православной позиции в полемике с католической и армянской традицией, предписывающей употребление опресноков:
«. Ведь опресноки, очевидно, и бездушны, как яснее учит сама природа вещей. Ибо прежде малая закваска бросается в замешанную муку, и смешивается с ней, и одна совершив всю закваску, подогревает ее некоторой жизненной силой и приводит в движение, делая ее словно в самом деле живой… Имейте в виду, что в опресноках совершенно нет никакой жизненной силы, ибо она мертва… вы исследовав и все Божественное Писание, не найдете, чтобы Христос или Его Апостолы говорили об опресноках, когда тайно совершалось Им таинство Нового Завета»[3].
Святитель Иоанн Златоуст пишет о том, что муке усваивается сила закваски, которые можно уподобить христианам изменяющим мир[4].
Итак, закваска в отличие от опресноков это живой хлеб, о котором говорит спам Спаситель, которым мы причащаемся на Литургии и на литургии разделяемый.
Откуда же возникли опресноки?
В Армянской Церкви опресноки, как и другие обычаи иудаизма (сословное священство, благословение жертвенных животных, что было осуждено Трулльским собором) были насаждены вскоре после введения христианства. Опресноки, как несоставной, цельный хлеб, должен был свидетельствовать веру армян в нетварность плоти Христа после соединения с Божеством; это еретическое ответвление именуется актистизм (греч. ἄκτιστον – несотворенное). Армянская Церковь единственная из христианских Церквей (кроме Католической Церкви), которая поныне совершает Литургию на опресноках.
6 правило Толедского Собора 693 г. предписывает употреблять на богослужении целый, не разделенный заранее на куски хлеб, опресноки. Однако же это предписание не соответствует установленной Господом на Тайной Вечере традиции преломления целого хлеба. Фото: sedmitza.ru
В Западной Церкви о появлении опресноков нам сообщает 6 правило Толедского Собора 693 г., надписанное «Об усердном приготовлении целых просфор ( integra oblata ) для священнодействия Евхаристии».
Правило предписывает употреблять на богослужении целый, не разделенный заранее на куски хлеб, опресноки. Однако же это предписание не соответствует установленной Господом на Тайной Вечере традиции преломления целого хлеба, о чем засвидетельствовано в синоптических Евангелиях и указано в правиле.
Дополнительной причиной перехода на опресноки было отсутствие жен у священнослужителей, которые бы могли разделить труды по приготовлению евхаристического хлеба.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что опресноки являют собой отступление от Евангелия и от церковной традиции, в угоду удобства приготовления Евхаристического хлеба.
Квасной хлеб – хлеб живой, Евангельский, который употреблен был на Тайной вечери и символизирует собой духовный рост Церкви и отдельного человека, иначе приближение к обожению. Именно поэтому Православная Церковь совершает Божественную литургию исключительно с использованием квасного хлеба.
Тайны Русской православной церкви Гл. 4 ч. 7
Спор о причастии: квасное или пресное?
Следующим пунктом в нарушении, которого Западная христианская церковь в лице Папы Льва IX обвинила Константинопольского патриарха Михаила и его сторонников, касается хлеба, используемого в богослужебных целях.
Сам пункт был сформулирован так:
«Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым».
При чем тут манихеи и вообще, кто они такие, мы разберемся дальше, а пока давайте сосредоточимся на выяснении такого знакомого нам всем понятии «хлеб» потому что слово «квасное» как раз относится к хлебу.
Для чего вначале сделаем экскурс в истории этого продукта питания людей, а уже после этого, попытаемся разобраться в главном вопросе:
«Как и почему и католицизме в богослужебных целях используют только пресный хлеб, а в православии только квасной?»
Сам же этот вопрос довольно сложный как для его логического понимания, так и восприятия современными людьми, на веру в целом.
Поэтому я и попробую разбить его на более мелкие и легко поясняемые части, чтобы потом, у читателя сложилась полная и ясное понимание многовековой вражды западной и восточной христианских церквей, по поводу использования хлебных изделий в богослужебных целях.
Хлеб с очень давних времен, задолго, до появления на мировой исторической сцене древних иудеев, которых Моисей вывел из Египта, уже был одним из продуктов питания людей. Это, хорошо известно историкам, изучавшим цивилизации Египта, Вавилона и других государств, сосуществующих в то время в Малой Азии и на Ближнем Востоке.
Первым хлебом, производство которого освоили древние люди, был ячменный хлеб, но затем по мере развития навыков сельского хозяйства, люди стали сеять и пшеницу, из которой так же научились делать хлеб.
После этого историки и археологи отмечают, какой любопытный факт, что ячменный хлеб становится пищей исключительно бедняков, а пшеничный употребляют зажиточные слои населения.
Но, постепенно пшеничный хлеб все больше и больше, получает распространение, вследствие чего он становится доступным все более широкому кругу людей.
Выпечкой хлеба, в древних государствах Вавилоне, Египте и других, занимались, как правило, домашние хозяйки.
Но, уже были и профессиональные пекари и пекарни! О них, есть упоминания в египетских, римских и даже иудейских документах.
Историками так же был подробно изучен и сам процесс, приготовления древними народами хлеба.
Хлеб выпекали ежедневно и, как правило, женщины. Для этого они каждое утро в своих домах мололи зерно, затем в глиняной или каменной квашне замешивали на воде муку, клали соль и добавляли закваску.
После того как тесто подходило, из него, лепили плоские круглые лепешки диаметром 30-50 см и посередине протыкали пальцем.
После выпечки лепешки, имевшие теперь толщину от 2 мм до 1 см, легко разламывались пополам; их не разрезали. Кроме того, существовали более длинные и толстые буханки.
Но, был известен также и другой вид хлеба: пресный хлеб или лепешки.
Это наверно и был тот первый хлеб, что люди научились выпекать до освоения процесса получения закваски (дрожжей). Его выпекали, из без дрожжевого теста, которое можно было быстро и в любых условиях приготовить.
Такое тесто по мнению историков, приготовлялось из муки мелкого помола и растит. масла, поэтому выпеченные из него лепешки назывались лепешками «на елее» или «с елеем».
Обычно историки и археологи не афишируют тонкости приготовления древними людьми пресного хлебе, но генетическая память и опыт, передаваемый, от одного поколения к следующему, донесли до нас, из прошедших тысячелетий, ряд простых интересных рецептов. Используя которые, даже современная молодая хозяйка, может приготовить настоящий постный хлеб к тому же празднику Пасхи, чтобы удивить своих гостей необычным угощением. Поэтому я и привожу два простых рецепты.
Рецепт №1.Ржаной хлеб на бездрожжевой закваске.
Закваска готовится на какой-нибудь кислой основе (например, рассол). Теплый рассол, ржаная обдирная мука, немного сахара для брожения. Муку подмешивать для густоты сметаны. В теплом месте закваска будет медленно подниматься. Несколько раз ее нужно осадить. С каждым разом она будет подниматься быстрее.
В замес теста добавляют немного пшеничной муки (
1/10 от общего количества), соль, сахар, и замешивают ржаной обдирной мукой. Тесто «легкое». После того, как тесто поднимется, его, не обминая, раскладывают в формы (1/2 объема формы).
Работать с ржаным тестом лучше смачивая руки в воде. Мокрой рукой разровнять его в форме, поставить в теплое место подходить.
Первые выпечки могут быть неудачными, но с каждым разом закваска будет набирать силу, и тесто будет подниматься быстро. Немного опары или кусочек теста оставляют для следующей выпечки, хранят в холодильнике.
Накануне, с вечера, нужно закваску обновить: подлить немного воды (можно холодной) и подмешать ржаной муки. До утра она поднимется (
9-12 часов) и можно ставить опару (см. выше).
Рецепт №2 Пшеничный хлеб на бездрожжевой закваске
Масло сливочное взбить в кастрюльке до белого цвета, постепенно добавить в него яйца, сметану, простоквашу или кефир, не переставая взбивать. Муку просеять, смешать с содой и сахаром, затем все продукты соединить, быстро замесить, дать тесту постоять в прохладном месте в течение 30 мин., после чего приготовить различные изделия.
Разобравшись с рецептами, мы можем перейти к следующему этапу приготовления хлеба – выпечке.
Выпекали лепешки в печах, на горячих камнях или в горячей золе. При выпечке лепешки необходимо было вовремя переворачивать
Но, способ выпечки хлеба, заключавшийся в том, что лепешки из теста клали на камни, предварительно раскаленные на костре, или в горячую золу относится к примитивным или простейшим способам.
А люди со временем выработали более эффективные способы выпечки.
Начали использовать противни, сначала глиняные, позднее металлические. Их ставили на раскаленные камни, а сверху на них клали лепешки, которые через некоторое время переворачивали.
Потом были изобретены и специальные печи для выпечки хлеба. Они были двух видов.
Первый представлял собой печную яму, вырытую в форме перевернутого котла с закрывающимся сверху отверстием.
Печи второго вида сооружались на поверхности земли. В раскаленную печь лепешки через отверстие клали на внутреннюю перегородку, где они и выпекались.
О том, как в печи поступал воздух, точных сведений нет. Из-за дыма печи делали не в жилых домах, а в непосредственной близости от них, в специальных пекарнях.
Благодаря большим размерам печей в них могли печь хлеб одновременно до десяти женщин. Иногда для улучшения вкуса лепешек при выпечке использовалось масло.
Так люди жили, ели хлеб и не тужили. Особенно, не вдаваясь в подробности того квасное тесто используется для приготовления хлеба или постное.
Но, так было пока, этот простой, технологический процесс, как бы умышленно, не усложнили первые иудеи, во главе со своим пророком Моисеем, бежавшие из Египта примерно в 1350 г. до н. э.
В результате чего, в обиход иудеев ранее употреблявших квасной хлеб, вошла его новая разновидность, получившая наименование «МАЦА».
Чтобы выяснить что такое «МАЦА» отроем любой энциклопедический словарь, где можно найти примерно определение:
«Маца ( букв. `выжатое`, `лишённое влаги`; в русской традиции — опресноки) — лепёшки из теста, не прошедшего ферментацию (в отличие от «квасного», хамец); единственный вид хлеба, разрешённый к употреблению в течение еврейского праздника Песах».
.
Тут надо внести и новые уже авторские пояснения. Иудейская Тора предписывает всем евреям употребление мацы в праздник Песах, как напоминание о том, что во время Исхода израильтяне «испекли. из теста, которое они вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить» (Исх.12:39).
А, дело (т.е. сам Исход) если исходить из информации, содержащейся в Пятикнижии (Исх.12:22,23), происходило накануне последней из десяти казней египетских — «поражения первенцев» — Бог (ИЕГОВА) повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки, в результате чего в ночь 15 нисана Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев и они были спасены!
В дальнейшем, когда иудеи уже прочно обосновались на Земле Обетованной, во времена Храма, хлеб- «мацу» начали использовать также при мучных жертвоприношениях, которые не могут быть приготовлены из квашеного теста!
Так, в очень общем виде обстояло дело до наступления 33 года от Рождества Христова.
Потому, что как раз в это время, в Иудее в столичном городе Иерусалиме явился новый иудейский пророк Иешуа из Ноцрата со своими 12 учениками, вошедший затем в мировую историю как Иисус Христос.
При этом Иисус Христос сначала только для своих первых 12 учеников-апостолов высказал о хлебе несколько новых и интересных мыслей.
Так, зная, что в Пс 103:15 о ХЛЕБЕ, говорится, что он укрепляет сердце человека и поэтому тоже призывал своих учеников употреблять хлеб, но делал он это не только заботясь о здоровье своих учеников, а еще или вернее сказать, прежде всего, в духовно-мистическом плане.
Так сам Иисус метафорично называет себя «ХЛЕБОМ Божьим» или «хлебом жизни, Который сходит с небес» (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58).
Этим, по мнению его первых учеников, а затем и христианских богословов Иисус говорил своим ученикам, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него.
Т.е., выражение «вкушать хлеб» (Лк 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем.
Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом Хлебом принимаемый Церковью (Мф 26:26).
Этот ХЛЕБ символизирует единство Церкви, достигнутое жертв. смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидетельствуемое (1Кор 10:16 и след.; 11:26). И речь шла исключительно о постном хлебе!
Но, одного ХЛЕБА, Иисусу Христу для пояснения своим ученикам смысла своего учения было мало, и тогда он использовал вино.
А упоминание ХЛЕБА в сочетании с вином (Быт 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притч 25:21; Иез 12:18) означает простую, но сытную пищу».
Далее события развивались так. После смерти Иисуса Христа на кресте и его последующем «вознесении», его ученики основали в Иерусалиме первую христианскую общину и начали широкую пропаганду идей христианства.
И в связи с этим, для нас имеет интерес тема иудейской «Мацы» которую первые христиане в своем недавнем прошлом правоверные иудеи, нашли применение в своей новой вере.
Ведь и сам Христос, и все его ученики как я уже обращал на это внимание, до начала, своей новой миссионерской деятельности, родились, и жили в Иудее, были воспитаны на традициях и обычаях и законах Иудейского народа.
Поэтому они, основав свою церковь, ничего нового в организации ее обрядности не изобретали, а только приспосабливали то, что им было, нужно заимствуя это из культа иудаизма. Поэтому и пресный хлеб «маца» перешла в христианскую церковь.
Правда, уже со своими особенностями. Она уже не была привязана к празднику Песах, а ее ценность была в том, что это был постный хлеб.
Ведь в христианстве закваска стала символизировать грех (Мф.16:11,12; 1Кор.5:6,7), а вот « маца» или «опресноки» символизировали чистоту, истину и безгрешное тело Христа.
При этом христианские богословы так описывают эту особенность:
«Затем он (Христос) взял хлеб, воздал благодарность Богу, разломил его и дал им, сказав:
«Это означает моё тело, которое будет отдано за вас. Делайте это в воспоминание обо мне». Лк.22:19
Посему станем праздновать не со старою закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (1Кор.5:6,8).
Ну и в заключении, причем в споре между Западной и Восточной христианскими церквями великий философ Мани?
Что же собой представляю просфоры и как они готовятся?
Очень хорошо этот вопрос описан на сайте Ново-тихвинского женского монастыря потому привожу ее полностью.
Послушание просфорниц в скиту монастыря несут три сестры. Зайдя в небольшой домик, отведенный под просфорню, как будто сразу попадаешь в иной мир. Тихо, тепло и очень чисто. В светлой комнате у божницы теплится лампада. Слышен негромкий голос – это одна из сестер читает Иисусову молитву. От пекущихся просфор исходит такое благоухание, которое невозможно сравнить ни с чем! Наверное, это оттого, что листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. При этом сладкий, медовый запах воска смешивается с тонким ароматом только что испеченного хлеба.
Для того чтобы приготовить тесто, просфорницам приходится вставать раньше других, в четыре часа утра, и ставить опару (жидкое тесто на дрожжах). Придя после ранней литургии, сестры становятся на молитву. Молятся ко Господу, Богородице и святым угодникам, Божиим Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам, испрашивая помощи в своем ответственном послушании. После молитвы с благоговением приступают к выпечке просфор – того святого хлеба, без которого невозможно совершить самого величайшего христианского таинства, святой Евхаристии.
Изображение св.Симеона
Тесто для просфор делают из лучшей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей во образ двух естеств Господа нашего Иисуса Христа – Божеского и человеческого.
На верхней части просфоры изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC. ХС. и греческого слова: NIКА, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих, например, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского. У нас на просфорах изображается почитаемая в обители Тихвинская икона Божией Матери и наш уральский святой – праведный Симеон Верхотурский, чудотворец.
Верхняя часть просфоры перед проставлением печати
По чинопоследованию литургии просфоры освящаются во время совершения проскомидии – первой части литургии.
Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Господом пятью хлебами более пяти тысяч человек. Собственно для причащения необходима одна просфора, по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17). Из этой просфоры священнослужителем вырезается св. Агнец – средняя четвероугольная часть. При этом произносятся слова из пророчества ветхозаветного пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его» (Ис. 53, 7-8)
Вторая просфора называется Богородичною, из нее вынимается одна частица в честь Божией Матери. Третья просфора – девятичинная, в честь всех святых, лики коих состоят из девяти чинов в образ девяти чинов Ангельских. Из нее вынимается девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой – за усопших.
Существуют также малые просфоры. В первохристианское время просфоры служили даром прихожан в церковь, просфора (; ;;;;;;;;) – переводится с греческого как «приношение». Выпекались они благочестивыми женщинами у себя в домах. Принося просфоры, верующие просили помянуть своих живых и усопших родственников.
Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются священнослужителем во святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Есть еще один вид освященного хлеба – это артос. Освящается артос в первый день Святой Пасхи на литургии, причем читается особая молитва, в которой верующие просят, чтобы Господь всем вкушающим от сего хлеба даровал здравие и небесному благословению причастники быти сотворил.
Сей хлеб поставляется перед царскими вратами на всю Светлую седмицу после Пасхи.
Он имеет форму кулича, на верхней части его изображаются буквы ХВ, крест или икона Воскресения Христова. В конце Светлой седмицы, в субботу, по совершении крестного хода и прочтении особой молитвы, артос раздробляется и раздается верующим.
Просфора с вынутой частицей за живых
Перед вечерним правилом сестры-просфорницы заканчивают свой день молитвою, как и начинали его. Свежие просфоры, уложенные в ряды на столе, «отдыхают» под большим чистым полотенцем. Уже завтра эти простые пока хлебы станут святыней! Сестры благодарят Божию Матерь за еще один прошедший в благодатном труде день, и, испросив друг у друга прощения, с миром идут на молитвенное правило.
Ну и в завершение этой части у нас остался нерасмотреным последний вопрос.
Какое отношение к квасному хлебу имеет пророк Мани?
Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.
Персидское государство тех времен находилось под ощутимым влиянием зороастризма.
Но Мани, насколько известно, вырос в христианско-иудейской среде.
Родители Мани (Патик и Мариам) происходили из парфянских княжеских родов. Молодость Мани провел в монастыре гностиков, возможно, мандеев или элкасаитов, но в возрасте 24 лет он, по его утверждению, получил откровение свыше и решил основать новую религию.
Как проповедник, Мани очень много путешествовал по Индии, Персии, Средней и Передней Азии, участвовал в дискуссиях с религиозными деятелями разных религий — индуизма, буддизма, иудаизма, гностических и негностических ветвей христианства, зороастризма, что привело к использованию в манихейских текстах символики всех этих учений, так как Мани был уверен в сущностном единстве всех мировых религий.
Во время правления Шапура I (242;273) Мани смог успешно распространять свое учение на территории Персии. Преемник Шапура Бахрам I по требованию магов — представителей старой религии, отдал приказ об аресте Мани и последующей смертной казни.
До своей казни, он проповедовал только в персидском государстве, но его последователи распространили учение на Запад в Римскую Империю и на Восток в Китай.
Комбинация различных элементов привела к тому, что в Средиземноморье манихейство называли «церковью Святого духа», а в Мани многие видели обещанного Христом «Уте;шителя».
В других частях мира Мани считали реинкарнацией Лао-Цзы или новым Буддой.
Зная об этом, Пaпа Лев IX и его кардинал Гумберт, просто усилили свой пункт обвинения в отношении Константинопольского патриарха Михаила в своем споре о квасном хлебе, ссылкой на такого опасного конкурента христианской религии, как пророка Мани.