что такое оперативная память в психологии

Оперативная память

В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Таким образом, получается следующее важное отличие оперативной памяти от кратковременной: из кратковременной информация уходит по трем направлениям: в долговременную, в оперативную, в никуда (забывается). Из оперативной памяти информация уходит лишь в никуда.

Можно предполагать, что природным механизмом, запускающим в действие оперативную память, является напряженное функциональное состояние. В случаях, когда человек вынужден решать интеллектуальные задачи за ограниченное время, запускается оперативная память. Именно поэтому ученые всех времен и народов любят заниматься наукой не спеша, в спокойной обстановке, для них качество важнее количества.

Источник

Виды памяти в психологии

Память – это одно из самых древних эволюционных достижений живых организмов. Обладавшие этим свойством первые рыбы могли лучше ориентироваться на местности, а значит – лучше отыскивали пищу, скрывались от хищников, выбирали территорию для жизнедеятельности. По мере того как животные всё усложнялись, совершенствовалась и их память. Соответственно с этим память человека – совершенная система, имеющая сложную структуру. В дальнейшем будут рассмотрены виды памяти в психологии.

что такое оперативная память в психологии. 1578568578 2. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-1578568578 2. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка 1578568578 2. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Что такое память в психологии

Общеизвестно, что память можно тренировать и улучшать. Однако при этом мы часто не задумываемся, какой именно вид памяти нам нужно «прокачивать». Поэтому в этих видах необходимо разбираться.

Виды памяти человека

Способность запоминать информацию – сложный процесс, который разделяется на этапы; эти этапы могут представлять собой и отдельные виды памяти:

Некоторые люди могут запоминать просто невероятное количество информации. Другие же, наоборот, жалуются, что ничего не могут запомнить. На самом деле запоминать большое количество сведений может любой человек, если правильно организует процесс запоминания. В долговременной памяти хранятся только те сведения, которые являются осмысленными, включены в деятельность и связаны различными ассоциациями с уже имеющейся там информацией. Чем больше человек знает, тем быстрее запоминает новую информацию, поскольку смысловые связи образуются с большей скоростью.

Однако неспособность запомнить много информации может быть связана и с другими причинами. Сама по себе долговременная память имеет два слоя – верхний и нижний. В первом хранятся сведения, которые используются часто, и для их извлечения не требуется больших усилий. Во втором слое хранится информация, к которой прибегают редко. Чтобы её извлечь, необходимо произвести определённые действия, которые называют мнемическими. Чем реже используются такие сведения, тем в более глубоких слоях памяти они хранятся, поэтому для них требуются более длинные действия по извлечению. Такие действия связаны с построением цепочек ассоциаций. Иногда ассоциации возникают быстро, даже сами собой под воздействием какого-то случайного события. В других случаях приходится идти на крайние меры (к примеру, гипноз), чтобы данную информацию извлечь.

Всё перечисленное – виды памяти по длительности хранения.

что такое оперативная память в психологии. 1578568612 1. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-1578568612 1. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка 1578568612 1. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Виды памяти в психологии выделяются и по другим критериям, в частности – по содержанию информации:

Эмоциональная память основана на ассоциациях. Поэтому иногда какая-то незначительная деталь, связанная с неким важным событием в прошлом, вызывает у нас целую бурю прежних эмоций. Однако обычно сила чувственных воспоминаний выражена в меньшей степени, чем те эмоции, которые имели место, когда событие произошло впервые.

Эмоциональная память имеет важность и по другой причине. Благодаря ей мы можем успешнее запоминать факты. Ведь наиболее долго сохраняется та информация, которая имела яркую эмоциональную окраску.

Так, слово «кормить» для кошки связано исключительно с чувственным образом еды, и при его упоминании у неё проявляются характерные рефлексы – например, выделение слюны. Для человека же это слово не является побудительным сигналом и не вызывает автоматического выделения слюны, однако имеет определённые смысловые связи. Значение слова «кормить» для человека может быть встроено в разный контекст, также оно связано с целым рядом других слов («повар», «блюдо», «завтрак» и др.).

Словесно-логическая память наиболее хорошо работает в тех случаях, когда нужно запомнить не отдельные слова, а составляющие предложения, встроенные в определённый текст. Эта разновидность памяти является самой молодой и требует осознанного развития.

Также память бывает непроизвольная и произвольная. В первом случае запоминание происходит как бы само собой, без участия нашего сознания. Однако для того, чтобы такая память начала работать, требуется, чтобы информация отвечала определённым критериям. Непроизвольно мы запоминаем яркие и необычные сведения, неожиданные события, жизненно важные сведения (связанные, к примеру, с угрозой для жизни и здоровья); информацию, связанную с нашими интересами и увлечениями; эмоционально окрашенные события; сведения, непосредственно связанные с нашей профессиональной деятельностью. Вся остальная информация, будучи предоставлена сама себе, ускользает от нашей памяти.

Произвольная память существует там, где нужно сохранить в сознании какую-то нужную, но не очень интересную информацию. Прежде всего это школьные занятия и обучение профессиональной деятельности. Произвольная память не работает за счёт простого осознания того, что вот эти данные являются необходимыми и их нужно держать в голове; здесь необходимы особые мнемонические приёмы, направленные на запоминание конкретной информации.

Как развить хорошую память

Понятно, что развивать следует именно произвольную память, поскольку непроизвольная существует и без участия нашего сознания. Существует большое количество приёмов мнемотехники, первые из которых были разработаны ещё в античную эпоху. Однако большинство людей знает только о некоторых таких приёмах, самых простых и элементарных, которые при этом недостаточно эффективны. Например, многократное повторение информации. В данном случае теряется больше половины необходимых сведений, а времени и усилий такой приём требует довольно много.

что такое оперативная память в психологии. 1578568643 3. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-1578568643 3. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка 1578568643 3. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Более высокий эффект запоминания дают другие приёмы, вот некоторые из них:

Источник

Виды памяти в психологии

Память – это один из важнейших познавательных процессов. Ее место в нашей жизни трудно переоценить, ведь от того, насколько мы быстро запоминаем и надолго сохраняем необходимую информацию, зависит успех в любой деятельности. Желая улучшить свою память, сделать ее более эффективной и поставить себе на службу, мы не всегда задумываемся о том, какая память нам нужна. Ведь это явление нашей психики по-разному проявляется в различных сферах нашей жизни.

Память как процесс: этапы сохранения информации

Память не зря относят к познавательным процессам. Как любой процесс, запоминание и сохранение требуют времени и имеют свои уровни или этапы, которые тоже рассматриваются как виды памяти.

Оперативная память

Этот вид хоть и относится к процессам запоминания, но стоит несколько обособлено. Оперативная память обслуживает деятельность человека. Информация на этом уровне хранится недолго, но, главное, мозг вообще не рассматривает ее как ту, что требуется запомнить. Почему? Потому что она нам нужна исключительно для совершения конкретных операций. Например, чтобы понять предложение, нужно сохранить в памяти значения прочитанных слов. Иногда, правда, встречаются такие длинные предложения, что пока дочитаешь до конца, забудешь, что было в начале.

Оперативная память поверхностна и непродолжительна, она рабочая. Но она необходима для успешной деятельности, ее можно развить и увеличить объем. Тренируется она исключительно в деятельности. Так, читая, мы постепенно учимся понимать все более сложные и длинные предложения во многом за счет улучшения оперативной памяти. Хорошая оперативная память – это то, что отличает профессионалов.

Сенсорная память

Это самый первый этап процесса запоминания информации, который можно назвать физиологическим или рефлекторным уровнем. Сенсорная память связана с очень непродолжительным сохранением сигналов, поступающих к нервным клеткам органов чувств. Длительность сохранения информации в сенсорной памяти от 250 миллисекунд до 4 секунд.

Наиболее известны и изучены два вида сенсорной памяти:

Причем звуковые образы хранятся несколько дольше. Такая особенность позволяет нам понимать речь и слушать музыку. То, что мы воспринимаем не отдельные звуки, а целостную мелодию – заслуга сенсорной памяти. А новорожденный ребенок, у которого органы чувств еще не совсем развиты, весь мир видит как скопление цветовых пятен. Способность воспринимать целостную картину – тоже результат развития зрительной сенсорной памяти.

Та информация, которая привлекла наше внимание, переходит из сенсорной памяти в кратковременную. Правда, это очень незначительная часть сигналов, принимаемых нашими органами чувств, большинство не привлекает нашего внимания. Американский изобретатель Т. Эдисон писал: « Мозг среднего человека не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». И часто проблемы с памятью на самом деле связаны с недостаточной способностью концентрировать внимание.

Кратковременная память

что такое оперативная память в психологии. ExternalLink shutterstock 552648475. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-ExternalLink shutterstock 552648475. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка ExternalLink shutterstock 552648475. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Это первый этап обработки предназначенной для хранения информации. На уровень кратковременной памяти поступает практически все, что привлекает наше внимание, но задерживается там очень недолго – порядка 30 секунд. Именно это время необходимо мозгу, чтобы начать обработку полученных данных и определить степень их нужности.

Для более длительного сохранения информации (но не более 7 минут) необходимо поддержание сосредоточенного внимания, которое и является сигналом нужности информации. А сбой в области внимания приводит к явлению, которое называется замещением. Оно возникает тогда, когда поток поступающей в мозг информации достаточно велик, и она не успевает обрабатываться в кратковременной памяти. В результате только что поступившие данные заменяются новыми и безвозвратно утрачивается.

Такая ситуация встречается при подготовке студентов к экзамену, когда стремясь в ограниченный промежуток времени «проглотить» максимально большое количество информации, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить. Предотвратить замещение, удержать большой объем материала в кратковременной памяти на более длительный срок и обеспечить перевод его в долговременную память можно с помощью сознательного повторения и проговаривания. Чем дольше сохраняется информация в кратковременной памяти, тем более прочным оказывается ее запоминание.

Долговременная память

Это склад разнообразных данных, который отличается практически бессрочным хранением и огромным объемом. Иногда, например, студент перед экзаменом жалуется, что столько всего просто невозможно запомнить. А так как информации слишком много, голова буквально ей переполнена и больше не влезает. Но это самообман. Мы не можем сохранить информацию в долговременной памяти не потому, что там нет места, а потому, что неправильно запоминаем.

На уровень долговременной памяти поступает и долго хранится только:

Чем больше человек знает, тем легче он запоминает последующую информацию, так как связи нового с уже известным устанавливаются быстрее.

Проблема с сохранением данных в долговременной памяти может быть связана и с другими причинами. Находящуюся на долгосрочном хранении информацию бывает не так-то просто оттуда извлечь. Дело в том, что долговременная память имеет два слоя:

Но разнообразие видов памяти не ограничивается этапами, различающимися по длительности сохранения информации.

Виды памяти: что мы запоминаем

что такое оперативная память в психологии. ExternalLink shutterstock 740252779. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-ExternalLink shutterstock 740252779. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка ExternalLink shutterstock 740252779. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Виды памяти: как мы запоминаем

что такое оперативная память в психологии. ExternalLink shutterstock 662861749. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-ExternalLink shutterstock 662861749. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка ExternalLink shutterstock 662861749. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Обилие поступающей в мозг информации требует ее сортировки, и не все, что мы получаем по сенсорным каналам, запоминается само по себе. Бывает, что для запоминания требуется приложить усилия. В зависимости от степени активности психической деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память

Мечта каждого школьника и студента, чтобы знания запоминались сами по себе безо всяких усилий. Действительно, очень много информации так и запоминается – непроизвольно, то есть без волевых усилий. Но чтобы включился механизм непроизвольной памяти, необходимо важное условие. Запоминается непроизвольно то, что привлекло наше непроизвольное внимание:

Другая информация сама собой не сохраняется, разве что умный студент сможет увлечь себя и заинтересоваться учебным материалом. Тогда для его запоминания придется приложить минимум усилий.

Произвольная память

Любое обучение, будь то школьные занятия или овладение профессиональной деятельностью, содержит не только яркую, увлекательную информацию, но и просто нужную. Она необходима, хоть и не слишком интересна, и ее следует запомнить. Для этого-то и служит произвольная память.

Это не только и даже не столько простое убеждение себя, что «вот это надо обязательно сохранить у себя в голове». Произвольная память — это прежде всего специальные приемы запоминания. Их еще называют приемами мнемотехники по имени древнегреческой музы памяти Мнемозины.

Первые приемы мнемотехники были и разработаны в Древней Греции, но они и сейчас эффективно используются, а также создано много новых методик, облегчающих запоминание сложной информации. К сожалению, большинство людей с ними мало знакомо и используют просто многократное повторение информации. Это, конечно, самый простой, но и наименее эффективный прием запоминания. В нем теряется до 60 % информации, а усилий и времени он требует много.

Вы познакомились с основными видами памяти, которые изучает психология и которые имеют принципиальное значение в жизни человека, в овладении знаниями и профессиональными умениями. Но в различных областях науки можно встретиться еще и с другими видами этого психического процесса. Например, есть генетическая, автобиографическая, реконструктивная, репродуктивная, эпизодическая и другие виды памяти.

Источник

Оперативная память в психологии. Что это такое, примеры, что представляет, сколько длится

Память — это система или процесс, который сохраняет то, что человек узнаёт, для использования в будущем. В классической психологии помимо понятия долговременной памяти, существуют процессы кратковременного оперативного удержания фактов и событий, которые необходимы для достижения текущих целей.

Процесс запоминания основан на 3 функциях: кодирования, хранения и получения информации.

После того как информация была закодирована, её необходимо каким-то образом ее сохранить. Мозг берет закодированную информацию и помещает ее в хранилище. Хранение — это создание постоянной записи информации.

Чтобы память перешла в хранилище (долговременную память), она должна пройти 3 этапа: сенсорное восприятие, кратковременный или рабочий этап и, наконец, долговременный. Эти стадии были впервые предложены Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (1968).

Другие теории, такие как модель Баддели и Хитча, предполагают, что существует больше обратной связи между кратковременной и долговременной памятью. Долговременная память имеет практически безграничную емкость и делится на явную и неявную.

Наконец, получение — это процесс извлечения воспоминаний из хранилища и их возвращения в сознательное состояние, что достигается путем вспоминания, распознавания и повторного обучения.

Оперативная память в психологии – это система временного хранения, обрабатывающая входящую сенсорную память в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

Оперативная память развивается и улучшается в первые годы жизни, достигает пика в 20-летнем возрасте и затем неуклонно снижается. Время от времени её эффективность может ухудшаться из-за таких факторов, как стресс и усталость. Кроме того, болезни и лекарства негативно влияют на рабочую память.

Повседневные примеры ошибок оперативной памяти включают забвение, например, зачем человек только что вошёл в комнату, или он забывает то, что собирался сказать, или отправку электронного письма без необходимого вложения.

Определение

Оперативная память в психологии – это термин, который определяется как ограниченная емкость для временного хранения и обработки информации для задач, таких как понимание, обучение и рассуждение. что такое оперативная память в психологии. operativnaya pamyat v psihologii 7. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-operativnaya pamyat v psihologii 7. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка operativnaya pamyat v psihologii 7. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

С тех пор как концепция рабочей памяти была введена более 50 лет назад, различные научные школы предлагали всевозможные определения рабочей памяти на основе различных когнитивных областей, которые она охватывает.

Общее определение многих психологов поддерживает идею о том, что этот вид памяти активно участвует в целенаправленном поведении, при котором информация должна сохраняться и обрабатываться для обеспечения успешного выполнения задачи.

До появления других конкурирующих моделей концепция рабочей памяти описывалась моделью многокомпонентной рабочей памяти, предложенной А. Баддели и Г. Хитчем, в 1974 г, хотя термин «рабочая память» был впервые введен Миллером в1960г.

А. Бэддели сравнивал оперативную память с блокнотом, в который записываются важные фрагменты информации, которые затем удаляются (или что более вероятно, заменяются более подходящей информацией).

Джордж Миллер (1956), американский психолог, в своем исследовании емкости памяти обнаружил, что большинство людей может сохранить около 7 элементов в оперативной памяти. Кто-то помнит 5, кто-то 9, поэтому он назвал мощность такого вида памяти ± 2. Кратковременная память хранится около 20 секунд. Модель рабочей памяти предложили Грэм Хитч и Алан Баддели в 1974 г.

Канадский психолог Эндел Тулвинг продемонстрировал, что, хотя информация может храниться в течение долгого времени, нет никакой гарантии, что она будет извлечена именно тогда, когда понадобится.

Характеристики и свойства

Оперативная память, в отличие от долговременной, не связана с воспоминаниям, срок хранения которых у последней, варьируется от нескольких секунд до многих лет. Напротив, речь идет о том, чтобы удерживать поступающие знания в уме, необходимые человеку для учёбы, принятия конкретных решений в настоящем времени.

Рабочая память – это умственная способность, которая имеет небольшой объем. Она ​​может хранить только несколько элементов одновременно. что такое оперативная память в психологии. operativnaya pamyat v psihologii 5. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-operativnaya pamyat v psihologii 5. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка operativnaya pamyat v psihologii 5. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Оперативная память – это конструкция, связанная с когнитивной психологией, которая относится к структурам и процессам, используемым для временного хранения информации.

Таким образом, рабочая память не является определенной областью мозга и это не просто хранилище. Скорее, это понятие определяет тип памяти, который есть у людей. С её помощью человек генерирует новые мысли, изменяет их, комбинирует, применяет к ним различные правила и стратегии, помогающие ориентироваться в жизни.

Благодаря включению всех этих функций рабочая память поддерживает мышление, планирование, обучение и принятие решений.

Функции и роль

Одна из функций рабочей памяти — отслеживать ввод. Эта система оценивает поступающую информацию и удерживает внимание. Факты хранятся и оцениваются, а затем принимается решение об удалении или сохранении информации для использования в будущем. что такое оперативная память в психологии. operativnaya pamyat v psihologii 6. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-operativnaya pamyat v psihologii 6. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка operativnaya pamyat v psihologii 6. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Оперативная память позволяет работать быстрее, сохраняя необходимую информацию, которую вскоре нужно будет использовать повторно. Одна из основных функций — предотвращение кодирования бесполезной информации в долговременную память.

Этот вид памяти помогает выполнять повседневные задачи, такие как вождение автомобиля, написание сочинений, подготовка к экзамену. Это ключевой аспект интеллекта, от которого зависит обучение.

Формы проявлений

Оперативная память или рабочая, включает 3 компонента: цикл фонологический, визуально-пространственный блокнот и центрально-исполнительный орган. Модель была разработана психологом А. Баддели в 2000 г. что такое оперативная память в психологии. kommunikatsiya v psihologii 10. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-kommunikatsiya v psihologii 10. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка kommunikatsiya v psihologii 10. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Компоненты оперативной памяти:

Фонологический циклФонологическое хранилище (петля)Отвечает за слуховые манипуляции на основе информации.Примером служит непрерывное повторение вслух или в уме группы цифр, букв или слов, чтобы научить ум их запоминать. Эта функция обязательно нужна при учебе. Самый простой пример — номер телефона, люди часто повторяют его снова и снова, чтобы запомнить его, и он сохраняется в долговременной памяти
Артикуляционно — репетиционный процессОтветственный за репетиционную информацию, находящуюся в фонологическом хранилище
Зрительно-пространственный блокнотСохраняет 2- х и 3-х мерные изображения объектовБлокнот визуально-пространственных эскизов помогает запоминать расположение объектов. Примером может служить запоминание места за столом, если человек ходит в темной комнате. Память воссоздает визуальный образ дома, сохраняет план размещения объектов, чтобы человек не сталкивался с ними.
Центральная исполнительная властьОтвечает за мониторинг и координацию работы пространственного блокнота для набросков и фонологического цикла. Манипулирует информацией и направляет внимание.Помогает в мысленных вычислениях и решении проблем. Решает, какая из других частей рабочей памяти должна обрабатывать определенную информацию по мере ее поступления.

что такое оперативная память в психологии. operativnaya pamyat v psihologii 4. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-operativnaya pamyat v psihologii 4. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка operativnaya pamyat v psihologii 4. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Когда все эти компоненты работают вместе, человек нормально функционирует: решает математические задачи, читает книги, понимает разговор с другими людьми. В начале 21 века А. Баддели в модель оперативной памяти ввёл новый компонент, названный «эпизодический буфер». Он рассматривался как временная система хранения, которая модулирует и интегрирует различную сенсорную информацию.

Психологические теории и школы

Память была предметом исследования многих психологов 20-го века и остается активной областью исследований современных когнитивистов.

Влиятельная теория памяти, известная как модель с несколькими магазинами, была предложена в 1968 г. Р. Шиффрином и Р. Аткинсоном. Эта модель предполагает, что информация существует в одном из 3 состояний памяти: сенсорной, краткосрочной памяти и долгосрочной.

Информация переходит от одной стадии к другой, чем больше человек репетирует ее в уме, тем дольше она сохраняется, но может исчезнуть, если ей не уделять достаточного внимания.

Во-первых, стимулы окружающей среды входят в сенсорную память на период от менее секунды до нескольких секунд. Во-вторых, стимулы, которые человек замечает и на которые обращает внимание, затем переходят в память кратковременную. Согласно модели Аткинсона-Шиффина, если человек репетирует эту информацию, она перемещается в долговременную память для постоянного хранения.

Фергус Крейк и Роберт Локхарт критически относились к объяснению памяти, обеспечиваемой моделью с несколькими магазинами, поэтому в 1972 году они предложили альтернативное объяснение, известное как уровни эффекта обработки.

Согласно этой модели, воспоминания не хранятся в 3 магазинах; напротив, сила памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше человек о чем-то думаем, тем дольше об этом вспоминает.

Другие психологи, Алан Баддели и Грэм Хитч, воссоздали модель рабочей памяти, состоящей из 2 компонентов: зрительно-пространственного блокнота («внутренний глаз») и артикуляционно-фонологического цикла («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации.

Работа обоих компонентов происходит независимо друг от друга, но регулируются они центральным исполнительным органом. Этот орган собирает и обрабатывает информацию от других компонентов аналогично тому, как процессор компьютера обрабатывает данные, хранящиеся отдельно на жестком диске. что такое оперативная память в психологии. operativnaya pamyat v psihologii 3. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-operativnaya pamyat v psihologii 3. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка operativnaya pamyat v psihologii 3. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Американский когнитивный психолог Джордж А. Миллер поставил под сомнение пределы возможностей краткосрочной памяти. В статье 1956 года учёный заключил, что люди, как правило, способны удерживать в краткосрочной перспективе памяти около 7 блоков информации (± 2), прежде чем потребуется их дальнейшая обработка для более длительного хранения.

Например, большинство людей запоминают 7-значный номер телефона, но не способны запомнить 10-значный номер. Это привело к тому, что Миллер описал число 7 ± 2 как «магическое» число в понимании памяти.

Диагностика

Оперативная память в психологии – это процессы запоминания, и воспроизведения информации, необходимой для частной деятельности. Чтобы изучить факторы, влияющие на рабочую память, исследователи проводят когнитивные тесты для конкретной оценки основных аспектов процесса.

Часто тесты включают временное сохранение числовой или пространственной информации. Например, в одном из таких тестов на экране компьютера отображается серия из 5 цифр, которую человек может сохранить в рабочей памяти.

Сразу после этого следует длинная серия цифр, и для каждой представленной цифры человек должен нажать кнопку «да» или «нет», чтобы указать, была ли она одной из пяти исходных.

Помимо измерения точности ответов, также записывается время, затрачиваемое на принятие решений, известное как скорость ответа. Измеряется скорость и точность, поскольку оба являются ключевыми элементами рабочей памяти.

Исследования когнитивных эффектов здорового старения показали, что люди старшего возраста с большей вероятностью совершают больше ошибок и дольше принимают решения. Таким образом, учет точности и скорости гарантирует, что задача должным образом отражает способности человека.

Нарушение рабочей памяти означает, что у ребенка проблемы с использованием информации в течение короткого времени. Рабочая или оперативная отличается от кратковременной памяти. Например, ребенок должен сложить 2 числа. Способность запоминать числа – это часть его кратковременной памяти. Его рабочая память — это способность запоминать числа, пока он их складывает.

Примеры тестов:

Когнитивные функции тестируются с помощью:

Упражнения n-back, можно найти в магазине приложений мобильного телефона, среди гаджетов платформ «Windows», «Linux», «Mac OS».

Тестирование рабочей памяти проводят в некоторых специализированных клиниках, а также центрах, созданных на основе психолого-педагогических университетов. Стоимость 1 часа участия в экспериментах от 250 руб.

Как улучшить

Когнитивная наука — все еще новая и развивающаяся область, раз0работки в которой постоянно подвергаются испытаниям. Есть много теорий и гипотез относительно того, как увеличить объем рабочей памяти, но должно пройти ещё некоторое время, прежде чем наука сможет прийти к единому мнению о том, что действительно улучшит способности человека.

Что следует делать, чтобы максимально использовать рабочую память:

Если человек хочет повысить свой интеллект, можно воспользоваться методами улучшения рабочей памяти, предлагаемыми психологами.

Творческий подход

Исследование, проведенное Андреасом Финком, ученым из Германии, показало, что, когда участники исследования думали о творческих способах использования повседневных предметов и продуктов, активировались области мозга, связанные с рабочей памятью.

Поэтому, при виде предметов повседневного обихода, следует стараться найти для них нестандартное использование. Например, использовать лоток для кубиков льда, пластиковую коробку из-под яиц в качестве места хранения украшений.

Медитация

Было показано, что упражнения на осознанность, такие как медитация, улучшают внимание и концентрацию, а также способствуют увеличению объема рабочей памяти. Исследование, опубликованное американскими учеными в журнале Psychological Science, показало, что рабочая память студентов улучшилась после прохождения интенсивного двухнедельного курса медитации. что такое оперативная память в психологии. operativnaya pamyat v psihologii 8. что такое оперативная память в психологии фото. что такое оперативная память в психологии-operativnaya pamyat v psihologii 8. картинка что такое оперативная память в психологии. картинка operativnaya pamyat v psihologii 8. В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Показатель, используемый для определения увеличения объема оперативной памяти, был тестом на понимание прочитанного.

Тестирование мозга

Оперативная память в психологии – это такой вид памяти, который важен для рассуждений, обучения и понимания. В настоящее время на сайтах можно найти много упражнений и игр, направленных на развитие этих способностей. Большинство из них бесплатны, поэтому попробовать их не составит труда. Умные игры – это фитнес для мозга.

Тренировки на свежем воздухе

Несколько исследований показывают, что бег стимулирует префронтальную кору, известную как место рабочей памяти. Бег босиком рекомендуется больше, так как исследования, проведенные доктором наук Трейси Аллоуэй и доктором философии Россом Аллоуэем, показывают, что бегуны без обуви демонстрируют лучшую рабочую память, чем те, кто бежал в обуви.

Опять же, это всего лишь одно исследование, и оно пока не доказало причинно-следственной связи, но улучшить здоровье способно.

Оперативная память жизненно необходима для большинства видов деятельности, особенно когда дело касается обучения. Помимо этого, она важна для сосредоточения на определенной деятельности, устранения отвлекающих факторов. Во многих трудах по психологии учеными доказано, что можно повысить свой интеллект, улучшив рабочую память.

Видео о памяти в психологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *