что такое омовение у мусульман мужчин
Омовение в Исламе, как правильно делать
Перед тем, как приступить к совершению намаза или взять в руки Коран от человека требуется провести определенную процедуру омовения. Это является не просто физическим очищением, а обязательным условиям для поклонения.
Аллах говорит в Коране:
«О вы, которые уверовали, когда встаете, чтобы [выполнить] молитву, умывайте свои лица и предплечья до локтей и протрите головы, и вымойте ноги до щиколоток.» (Сура Аль-Маида: 5)
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Молитва ни одного из вас не будет принята в состоянии нечистоты, пока человек не совершит омовение.» (Сахих Муслим: 225)
Большое и малое омовение — Гусль и Вуду
Существует два вида омовения:
Полное омовение — «Гусль»
Необходимо иметь намерение и произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим».
Стоит понимать что если не было испорчено полное омовение, то перед намазом или взятием в руки Коран, достаточно сделать малое омовение.
Что портит полное омовение у мужчин:
Что портит полное омовение у женщин:
Так же Гусль необходимо совершить совершить после принятия Ислама и для покойного перед погребением.
Малое омовение — «Вуду» (Тахарат)
Вуду – это ритуальное омовение, которое совершается при подготовке к молитве и другим видам поклонения. Слово вуду в арабском языке означает использование воды для мытья определенных частей тела.
Порядок совершения малого омовения:
Дуа после омовения
После окончания омовения сунной (желательным действием) является произнесение шахады и следующего дуа (мольбы):
Обязательные действия при малом омовении
Вуду имеет несколько определенных фардов (обязательных действий), не выполнение которых намеренно или по забывчивости делают омовение недействительным:
Фардом является выполнение каждого из перечисленных действий хотя бы по 1 разу. Правильным считается совершение омовения с соблюдением всех рекомендуемых действий, являющихся сунной. Это увеличивает награду верующего.
Сунны малого омовения:
Что нарушает малое омовение
Взяв малое омовение мужчина (или женщина) остается в состоянии чистоты до того времени, пока оно не будет нарушено следующими действиями:
Достоинства омовения
Вуду – это не простое физическое очищение тела, а акт поклонения. Его обязательность, как и процесс выполнения указаны в аятах Корана. Поэтому совершение омовения надлежащем образом – это выполнение веления Аллаха, за что верующие получают Его довольство и награду.
В Судный день, когда все будет покрыто тьмой, те части тела, которые были омыты вуду, будут сиять и служить источником света для верующих. И пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сможет таким образом узнать и встретить своих последователей.
Хадис: «Поистине, моя умма (община) в Судный день будет созвана с излучающими свет лицами, руками и ногами от омовения. И кто может умножить свет, пусть делает это». (Бухари, Муслим).
Также при выполнении омовения прощаются грехи человека
«Когда верующий омывает свое лицо (в ходе вуду), каждый грех, который он созерцал глазами, будет смыт вместе с водой. Когда он омоет свои руки, каждый грех, который они совершили будет стирается из его рук вместе с водой. И когда он омывает свои ноги, и каждый грех, к которому он шел, будет смыт. С последней каплей (омывшей его) он выходит чистым от грехов.» (Сахих Муслим: 244)
Таким образом омовение не только условие для совершения поклонения, но и само по себе является деянием, за которое верующий получает огромную пользу и награду от Аллаха.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Полное омовение тела
Полное омовение тела (гусль), согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.
Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т.п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб), он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.
Передал имам аль-Бухарий в своем сборнике о том, что Абу Саляма сказал: «Я спросил ‘Аишу, засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). ‘Аиша ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.
Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухарий: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О, Абу Хурайра, воистину, верующий не становится наджасой».
Однако следует отметить, что очень рекомендуется искупаться сразу же после осквернения, и чем быстрее это сделаете, тем лучше.
Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:
1. После выделения спермы. Его признаки:
— удовольствие при выделении;
— запах свежего теста, если сперма еще не засохла;
— запах яичного белка, если сперма засохла;
— толчкообразное выделение с напором.
2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.
3. После смерти человека.
4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.
5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).
6. После родов или выкидыша, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и, после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.
Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб. А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом». Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.
Примечание: Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения (см. на стр. 19). Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны (см. на стр. 28).
Обязательные действия купания
Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:
1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (‘ибада), его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть ее заново вместе с намерением.
2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.
Примечание: Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.
Желательные действия купания
Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:
1. обращение лицом в сторону Киблы;
2. произнесение: «Исти‘азы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Нежелательно (макрух) не произносить эти слова перед полным омовением;
3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытье ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;
4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;
5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;
6. мытье тела с протиранием;
7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;
8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);
9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).
Тому, кто моется полностью обнаженным, при раздевании желательно сказать:
بِسْمِ اللهِ الََّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ
«Бисмилляhи-ллязи ля иляhа илля hува»
(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.
Из книги «Намаз —
опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Порядок совершения малого омовения
1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты[1]. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.
2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.
3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта[2].
4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.
5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.
6. Трижды вымыть лицо.
7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)[3].
8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос)[4].
9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей[5]; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею[6].
10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую[7].
После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем. В конце желательно[8] произнести следующие слова:
Транскрипция дуа: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».
أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُ وَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِي مِنَ المْتُـَطَهِّرِينَ سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ
Перевод дуа:
«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым. Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».
По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода»[12]. Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха[13], «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса»[14]. Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.
Вода для омовения
Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской.
О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем[15]] пригодно для употребления в пищу»[16].
Кроме того, для омовения можно использовать снег[17], при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной)[18]. Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль)[19].
В Священном Коране сказано:
«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.
[2] Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны. Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их. Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.
[3] «Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).
[4] 1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.
[5] Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.
[6] Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.
[7] На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых. Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.
[8] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.
[9] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.
[10] Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».
[11] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.
[12] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.
[13] Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».
[14] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.
[15] Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.
[16] Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».
[17] Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.
[18] См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.
[19] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.
Полное омовение
Гусль – полное омовение, то есть под понятием «гусль» в исламе понимают ритуальное купание с полным мытьем всего тела человека, не оставляя сухих мест.
Всевышний Аллах указал своим рабам способ, каким следует совершать полное омовение, в Священной Книге Коран в суре «Трапеза» 6 аят. Описывая гусль, который совершают перед намазом, в Коране приводится такое описание:
«. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, — быть может, вы будете благодарны«.
*Вторую часть видео урока о большом омовении вы можете посмотреть после бесплатной регистрации в школе «Медина».
Когда полное омовение обязательно?
Существуют определенные случаи, когда гусль является обязательным. К таким случаям относятся:
Состояние «джунуб», когда произошла половая близость, даже если она была неполноценной и мужчина и женщина лишь соприкоснулись половыми органами;
После оргазма, если выделилась у мужчины сперма, а у женщины аналогичная жидкость, но сам половой акт как таковой не состоялся. Это состояние требует полного омовения как в случае, если все это произошло в состоянии бодрствования, так и если выделение произошло во сне;
После окончания менструаций у женщины;
Состояние женщины по окончании послеродового кровотечения или выделений, которые происходят после выкидышей;
Также проводится полное омовение тела покойного.
Что нельзя делать человеку без полного омовения?
Если человек не совершил гусль, то ему запрещено делать намаз, также он не должен входить в мечеть и пребывать в ней, если только вхождение в мечеть не связано с большой необходимостью или проходом через нее для совершения полного омовения в душе при мечети.
Запрет или харам без полного омовения налагается также на то, чтобы сделать садждатилават (земной поклон во время чтения определенных аятов Корана) и шукр (благодарственный земной поклон), однако существует и противоположное мнение на этот счет.
Если человек после перечисленных ситуаций не совершил полное омовение, то он не может прикасаться к Священной Книге Коран, что-нибудь читать по нему, даже если это чтение наизусть.
Запрещено совершать семикратный обход вокруг Каабы или таваф.
Без полного омовения женщинам запрещено вступать в половую связь со своим мужем после периода менструации и послеродового кровотечения.
Основы полного омовения
Гусль состоит из нескольких обязательных составных частей или арканов.
Перед омовением нужно мысленно сделать намерение (фарз). Важным условием для совершения полного омовения является то, что вода должна омыть все тело человека так, чтобы не осталось ни одного сухого участка на теле. Просто намочить все участки тела будет недостаточно: волосы необходимо омыть до корней, вымыть места под ногтями, и никакие участки тела на должны быть закрыты от воды каким-нибудь изолятором вроде лака для ногтей.
До того, как верующий начнет ритуальное купание, он должен удалить с себя все нечистоты или наджаса. Полное омовение для женщин означает, что вода должна омыть и те места аврата, которые выявляются только во время сидения.
Отличие для мужчин и женщин
Полное омовение для мужчин является таким же как и для женщин, отличия заключаются только в мытье волос. Если мужчинам полагается полностью намочить свои волосы, какой бы длины они ни были и в любом состоянии, то женщинам разрешается намочить только корни волос, но корни следует намочить обязательно, иначе гусль будет считаться недействительным. Это разрешается делать, если волосы у женщины заплетены в косу, но если волосы у женщины распущены, то ей также следует волосы намочить полностью.
Обязательные действия
Согласно мнению группы богословов, если хотя бы одно из обязательных действий не будет выполнено, то полное омовение будет считаться недействительным.
Это такие обязательные действия:
Один раз промыть нос (по мнению шафиитов и маликитов не обязательно);
Один раз омыть все тело так, чтобы ни одного сухого места на нем не осталось.
Только выполнение всех этих действий делает действительным гусль, и если мусульманин не может совершить полное омовение полноценно вследствие нехватки времени или недостаточного количества воды, то он может ограничиться именно этими действиями.
Порядок
Гусль производится в таком порядке:
Намерение совершить полное омовение и очиститься должно присутствовать в сердце верующего мусульманина;
Произнесение «Бисмил-лях», что означает «Начинаю с именем Бога»;
Мытье половых органов;
Малое омовение или вуду;
Троекратное омовение всего тела, которое выполняется следующим образом: начинают с головы, затем омывают правое плечо, после него – левое плечо, и далее также продолжают омывать все тело справа налево. Полное омовение для мужчин включает в себя промывание пупка, всего волосяного покрова на теле мужчины, и всех участков мужского тела, к которым возможен доступ.
Желательные действия
Во время полного омовения к желательным действия (сунна) относятся:
Когда полное омовение желательно?
Желательно совершить ритуальное купание (сунна) в следующих случаях:
Порицаемые действия
Читать какую-нибудь молитву во время ритуального купания порицается. Также мусульманин и мусульманка должны обеспечить себе место для совершения омовения, закрытое от посторонних глаз, чтобы берущего гусль не увидели другие чужие люди (за исключением супруга или супруги). Если полное омовение совершается на природе, то необходимо закрыть место совершения какой-либо непрозрачной пленкой или другой вещью.
Нежелательно совершать полное омовение в местах где присутствует наджас.
Считается ли купание в ванной, бассейне или море полным омовением?
Для верующего мусульманина возможно сочетать гусль с ежедневными гигиеническими процедурами – с принятием ванны, душа, однако необходимо помнить о намерении совершить полное ритуальное омовение, как исламской части поклонения, а не просто принять ванну или помыться.
Полное омовение будет считаться совершенным, если мусульманин прополоскал рот и нос, а затем вошел в водоем, где вымыл все свое тело. Однако согласно другому мнению, в частности шафииты и маликиты, обязательными действиями являются только намерение и промывание всех наружных частей тела, сюда не входит полоскание рта и носа.
Если нет доступа ко всем частям тела?
Если на теле человека есть предметы, которые невозможно безвредно убрать, например, гипс, то такие участки протираются водой. Нет необходимости снимать гипс раньше определенного времени.
Во время болезни или в определенных обстоятельствах. Тайаммум
Более подробно о тайаммуме, его условиях и как его правильно совершать смотрите в видео лекции приведенной ниже.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)