что такое оммаж в музыке
Оммаж как дань уважения
Оммаж в искусстве часто можно спутать с дерзким плагиатом, однако разница между ними огромная. Первое делается исключительно, чтобы передать уважение автору и его творчеству, а потом это предается огласке. Второе же делается исключительно из цели “списать хорошую работу” и представить её как свою. Яркие и запоминающиеся примеры оммажа встречаются в разных сферах искусства: живописи, кино, литературе и т.д. Вспомним самые известные из них.
Пабло Пикассо и его знаменитая серия работ “Le Taureau” (“Бык”), над которой он работал в период 1945-1946 годов.
Почти через 20 лет после создания картин, американский поп-арт художник Рой Фокс Лихтенштейн решил создать несколько оммажей в память о великом творце. Он не пытался полностью повторить работу, а даже, наоборот, всячески экспериментировал с эскизами и творил скорее в стиле Казимира Малевича, чем Пикассо. И конечно же, не обошлось без основного стиля автора поп-арт-игры красками. В конечном счете получилась абстрактная геометрическая композиция.
работа-подражание, которая делается как жест уважения художнику, музыканту или творцу другой сферы. Изначально термин имел иное значение. Его употребляли как обозначение присяги в феодальную эпоху. Но со временем слово приобрело другой смысл и перекочевало в сферу искусства.
Оммаж
В средние века оммажем называли присягу рыцаря своему сюзерену. В фэндоме [2] же так называется выражение почтения к своим учителям и вдохновителям при помощи аллюзий, как правило, множественных. От переклички отличается степенью привлечения текста-вдохновителя в авторский текст: это уже не просто отдельные отсылки, фразы или цитаты, а целые сцены, композиционные приемы и обширные образные параллели.
Например, в «Гиперионе» Дэна Симмонса не просто содержатся множественные аллюзии на поэму Дж. Китса «Гиперион», но и сам Дж. Китс (точней, его кибернетический двойник) появляется в качестве одного из героев. Кроме Китса, Симмонс приносит оммаж Джеффри Чосеру (первая часть «Гипериона» структурно повторяет «Кентерберийские расказы»), Шекспиру (новелла «Рассказ Консула» отчасти пересказывает фабулу «Ромео и Джульетты», а в «Рассказе воина» читателя отсылают к битве при Азенкуре из «Генриха V»), Уинстону Черчиллю (героиня читает его знаменитую речь «Мы будем драться на пляжах…»), Библии (один из героев объединяет в себе образы Иова и Авраама) и многим, многим другим.
Оммаж бывает не только текстуальным. Отсылкой к почитаемой классике может служить цветовая гамма картины или композиция кадра в фильме, узнаваемая музыкальная тема, деталь одежды героя или любой предмет.
Содержание
Примеры [ править ]
Театр [ править ]
Литература [ править ]
Кино [ править ]
Отечественные фильмы [ править ]
Шафер (мрачно и вскакивая) Мать! Кто сказал «мать»? Прошу не выpaжaться при новобрачных.
7 популярных визуальных трендов в мире музыки
На прошлой неделе Сноб опубликовал материал «7 визуальных трендов в мире музыки». Автором стал фоторедактор музыкального сервиса «Звук» Георгий Полищук. Специально для TJ Гоша подготовил расширенную версию.
Суть визуального сообщения воспринимается менее чем за 1/10 секунды. То есть, мы в 60 000 раз быстрее понимаем то, что видим, чем то, что слышим. Визуальный образ музыканта — это очень мощный канал взаимодействия со слушателем и дополнительный способ трансляции идей. Визуальный образ Мерилина Мэнсона был такой же неотъемлемой частью его творчества, как и фирменное искажение голоса и “богохульные” тексты.
Артисты всегда искали грань, провоцировали и пытались удивлять. Но если раньше они транслировали визуальный образ через прессу, клипы и ТВ-шоу, то теперь это соцсети и музыкальные сервисы.
Пока Мерилин Мэнсон полирует бронзу на Титанике, современные артисты используют новые каналы коммуникации, высокие технологии, и порой довольно грязные, но эффективные приемчики для получения заветных просмотров и скачиваний.
Поддержка связи с фанатами становится важнее вложений в производство визуального контента.
Сегодня крутость не в том, насколько качественными вышли клипы, а в том, насколько плотно ты работал с аудиторией в процессе и какой отклик в сети получил в итоге. Главное требование для попадания в топ — «мемоемкость» и виральность.
Посыл последних альбомов Lady Gaga и Charli XCX схожий: мы все разные, но равные и достойные, одна семья, новое толерантное общество, которое справится с любыми невзгодами. При этом, подход к творчеству у артистов диаметрально противоположный. Lady Gaga с командой продюсеров долго готовила альбом с концепцией целой планеты Chromatica. Когда наступил коронавирус, решила его не выпускать. А когда выпустила, сопроводила масштабным профессиональным фотосетом и клипами.
А Charli XCX выбрала другой путь: от начала до конца быть онлайн на связи со своим фанатским сообществом и собирать обратную связь. Она выкладывала свои селфи, люди придумывали на их базе образы, превращая ее в фею и в бабочку. У себя дома певица поставила зеленый экран, снимала себя на его фоне и создавала клипы с фанатским артом. Музыканты и продюсеры прямо в онлайне помогали Charli писать треки.
В итоге образ, созданный Charli XCX совместно с фанатами, понравился публике не меньше, чем образ Lady Gaga, а сам альбом получил лестные отзывы критиков.
Все поняли, что могут стать сами себе и глянцем, и желтой прессой. Вместо помпезных клипов, интервью в Rolling Stone и затрат на PR можно устроить живой концерт на стриминге (как Фогель, Гречка или Митя Фомин в «Звуке»), на собственном YouTube-канале, как Леонид Агутин или поделиться фотографиями с семьей и мыслями о насущном в Инстаграм или, на худой конец, сбрить брови и снять сториз.
Пока сами артисты стараются быть ближе к публике с помощью социальных сетей, стриминговые сервисы, пришедшие на смену физическим носителям, перенимают оттуда «человечность» и стремятся «поговорить» с пользователем на околомузыкальные темы.
Так в минувшем году появился еще один способ визуальной коммуникации в музыкальных приложениях — «Звук» запустил сторис. С помощью нового инструмента сервис становится ближе к пользователям, а артисты получают новый формат, который позволяет легко продвигать себя, коммуницировать с аудиторией и погружать ее в музыкальный контекст.
В фильме 2018 года «Выживший», за который Леонардо Ди Каприо получил «Оскар», много визуальных отсылок к Тарковскому: где-то похоже построен кадр, где-то движение камеры, где-то заимствована вся структура сцены. Также и в музыкальном мире. «Все есть ремикс», все идеи вторичны, нет 100%-но оригинального контента, потому что все уже придумано.
Когда ты создаешь произведение, уже нет ничего зазорного в том, чтобы использовать чужие идеи, перерабатывая их и подбирая идеальное выражение для собственных мыслей.
Более того, умелое использование чужого материала добавляет новые смыслы. Пример: у Noize MC есть трек «Все как у людей». Название песни позаимствовано у «Гражданской обороны», как и припев, в котором звучит голос Летова. Но при этом, текст и музыка – Noize MC. Использование фрагментов творчества группы «Гражданская оборона» помогает ретранслировать и переосмыслить взгляды 20-летней давности. Это оммаж, дань уважения, которая дарит словам Летова новое прочтение.
Визуально музыканты часто обращаются к прошлому, творчеству кумиров и коллег по цеху. К примеру, создавая обложку London Calling, The clash отсылались к дебютному альбому Элвиса. Оформление очень похоже, но сюжет фотографии совершенно разный: Элвис самозабвенно “чешет” по струнам, в то время как Пол Саймон разбивает гитару об пол. Eminem обложкой «Kamikaze» отдал дань уважения ветеранам хип-хоп сцены Beastie Boys, творчество которых сильно повлияло на его собственное.
Сегодня музыканты продолжают использовать «повторение чужой обложки» как часть промо. Казахстанский хип-хоп исполнитель Ганвест копирует визуальный стиль американского рэпера Tekashi 6ix9ine.
А последняя обложка альбома Моргенштерна специально сделана для того, чтобы все сказали: «Эй, ты чего? Это же обложка DaBaby! Да ты вообще дикий, Моргенштерн!».
Раньше DaBaby, возможно, даже посудился бы с российским исполнителем, а сейчас такая ситуация в порядке вещей — просто факт биографии, вызвавший хайп.
Тренд, накатывающий волнами, пошел от Gorillaz, которые долгое время хранили инкогнито и «выступали» в образе, созданным британским художником комиксов и дизайнером Джейми Хьюлеттом. Идея с виртуальными аватарами настолько впечатлила аудиторию, что первый альбом группы разошёлся в размере 7 миллионов копий и коллектив попал в Книгу рекордов Гиннеса как «Самая успешная виртуальная группа».
В России в конце 90-х взорвала Глюк’oZa. Никто не знал, как она выглядит на самом деле и кто скрывается за сценическим псевдонимом. Ее дебютный клип сделан в 3D, что по меркам того времени уже очень мощно. Круглоголовый персонаж с длинными ногами, в странных платформах на ногах — абсолютный китч — стал персонажем года Rambler в 2003 году и принес певице международную славу.
Затем тема с виртуальными аватарами сошла на нет. Были анимационные видео и рисованные копии настоящих музыкантов, которых все изначально знали в лицо.
Почему музыканты порой предпочитают отрисовывать клипы? Визуализировать сложные концепты гораздо проще с помощью анимации, чем с реальными людьми. Отправить Запорожец в космос, как Монеточка, путешествовать во времени сквозь сюжеты легендарных кинолент, как Элджей с Настей Ивлеевой в клипе «California», или устроить бандитские разборки в городе будущего как Глюк’oZa и «Ленинград» в клипе на песню «Жу-жу» с кучей визуальных пасхалок в виде Собчак на купюрах и любимой кошки Шнура.
Анимация дает невероятный простор воображению, и даже самый простой мультфильм может нарушать законы физики, показывать привычные вещи с новых, неожиданных сторон, создавать ярчайшие образы, которые считываются в доли секунды. А во-вторых, это зачастую дешевле, чем нанимать актеров, танцоров, съемочную группу и создавать реквизит.
Цифровые аватары возродила группа Френдзона в 2018 году. Их реальные имена и лица были скрыты от публики, а ребята выступали в ярких сценических образах. Кстати, снова о «ремиксах». Не находите, что Мейби Бейби — вылитая Британни Тейлор из мультсериала «Дарья», которая покрасила волосы в модный синий цвет?
С развитием технологий, музыканты стали сниматься в motion-костюмах. Например, Иван Дорн в июне выпустил клип, созданный VFX-дизайнером Денисом Щукиным. Он же работал над созданием «Дэдпула», «Логана» и сериалом «Игра престолов». VFX также как и классическая анимация дает безграничные возможности для реализации самых сумасшедших идей, плюс, создает визуально очень реалистичный мир.
Lil Uzi Vert экспериментирует с технологиями редактирования видео дипфейк (deepfake): в клипе его хиту Wassup подпевают Канье Уэст, Барак Обама, Дональд Трамп, Стив Джобс, Илон Маск и Мона Лиза.
Параллельно с теми, кто вкладывает много денег, труда и сил в визуальный ряд, на рынке есть музыканты, которые как будто иронизируют над первыми. Например, Моргенштерн устроил целое шоу и гонку дизлайков, выпустив клип на трек «Пососи»: видео снято на простенькую камеру одним дублем, без особого монтажа и постпродакшена, при этом демонстрирует атрибуты шикарной жизни, а исполнитель открытым текстом говорит о своем высоком социальном статусе и сравнивает себя с Цоем. Или Фейс, который изображает Годзиллу, разносящего американский мегаполис в клипе «Я роняю Запад». Ближе к концу там уже воюют русский десантник с медведем против Капитана Америки — дичь, как и должно быть. Сделано на коленке, с использованием хромакея и множеством фильтров, чтобы зритель не заметил огрехов комбинированной съемки. Понятно, что и первый, и второй могут себе позволить более дорогой продакшн. Но если ты слишком стараешься, то ты душный.
Прошлым летом группа KoЯn выступила в онлайн RPG AdventureQuest 3D и AdventureQuest Worlds, калифорнийские панк-рокеры Offspring — в одной из самых кассовых игр мира World of Tanks. Charli XCX выступала в Minecraft с диджей-сетом, а Marshmello — в Fortnite. Венчает уход артистов в мир онлайн-игр концерт Трэвиса Скотта в рамках «Королевской битвы», который состоялся в период карантина и изоляции. За ним следили более 12 млн — это новый рекорд по количеству игроков Fortnite. Аватар Трэвиса читал рэп, сидя верхом на планете, горел и превращался в робота. Производители игр даже создают дополнительные ассеты, которые связаны с артистом. Например, в World of Tanks можно приобрести брендированный танк The Offspring, а в Fortnite — горящую микрофонную стойку Трэвиса и еще кучу всякого виртуального мерча.
Что такое оммаж и почему это не плагиат
Любовь Карась
В искусстве часто повторяется то, что уже было. И это происходит не потому, что у авторов не хватает фантазии. Иногда отсылки, аллюзии помогают погрузить зрителя в контекст. Есть еще один схожий прием, который стоит отличить от упомянутых — оммаж. Рассказываем, что это, и делимся примерами.
Примеры оммажа
Оммаж в средние века был своеобразной клятвой верности. Это значение в современном контексте скорее является метафорическим. Оммаж часто используют в кино: режиссер воспроизводит известную сцену, чтобы отдать дань уважения работе автора оригинального фильма. Вы могли слышать такие словосочетания, как «оммаж немому кино» или «оммаж высокой культуре».
Так, фильм «Артист» 2011 года — оммаж немому кино. Кинокартина выполнена в гамме, диалоги в ней используются редко, а некоторые сцены передают атмосферу начала 20-ого века.
Пример оммажа в изобразительном искусстве — серии литографий представителя поп-арта Роя Лихтенштейна в память о Пабло Пикассо. На них был изображен бык, но уже в другом стиле. Лихтенштейн не копировал работу, а старался представить ее так, будто Пикассо написал бы ее в 70-ые.
Еще один пример: работа 2017 года немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Он создал оммаж на картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Скульптура главной героини расположена перед панно, на котором изображены остальные участники «завтрака».
Чем оммаж отличается от аллюзий и отсылок
Отсылка — это деталь, фрагмент, который отсылает зрителя к другому произведению и этот прием позволяет погрузить в контекст художественного произведения. Но сама по себе отсылка не имеет цели отдать «дань» автору.
Еще один близкий по смыслу термин — аллюзия. Эта стилистическая фигура является намеком на литературный, исторический, мифологический или политический факт. Чаще всего используют крылатые фразы или цитаты, которые дополняют заложенный изначально смысл.
Значение слова «оммаж»
С VIII века оммаж стал сочетаться с клятвой верности — фуа.
До XI века связь, устанавливавшаяся между сеньором и вассалом в результате оммажа и фуа, носила преимущественно личный характер, впоследствии обе церемонии стали сопровождаться, как правило, инвеститурой — передачей сеньором вассалу земельного феода (лена).
омма́ж
1. истор. в Западной Европе в Средние века — символическая церемония принесения присяги, оформлявшая заключение вассального договора
2. в искусстве, музыке и т. п.: работа-подражание (и жест уважения) другому художнику, музыканту и т. п. ◆ Подробности: ди-джей и музыкант Боб Синклер выпустил оммаж Жан-Жаку Черроне, классику французского диско: здесь собраны лучшие его произведения разных лет, снабженные подробными комментариями. Алексей Мунипов, «Французский для начинающих», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сопреть (глагол), сопрели: