что такое олимпизм и какова его цель
Что такое олимпизм
1.1 Что такое олимпизм
1.2 Олимпийский отсчет времени
Кроме всего прочего, Хартия дает точное объяснение разным понятиям и терминам, связанным с олимпизмом. Вот, например, что значит слово в Олимпиада»? Иногда Олимпиадами ошибочно называют Олимпийские игры зимняя Олимпиада в Лейк-Плэсиде, летняя Олимпиада в Барселоне. Но. строго говоря. это неправильно! Мы уже писали, что Олимпиадами греки называли четырех- летие между Играми. Это было как бы еще одно летосчисление. Есть неделя, месяц, год. А бывает Олимпиада. В современной истории спорта тоже ведут счет на Олимпиады, в первый год которых проходят Игры Олимпиад (вы уже знаете, что иногда их неверно называют «летними»). Олимпиада имеет свой номер начиная с 1896 года. Каждые 4 года номер Олимпиады вырастает на единицу. Но Игр в Олимпиаду может и не быть: так случилось, как мы уже писали, в 1916 году, когда из-за Первой мировой войны не состоялись Игры УI Олимпиады; так было и в 1940 и 1944 годах, когда не были проведены Игры ХII и ХПI Олимпиад (шла Вторая мировая война). Поэтому, если уж быть точными, следует говорить так: Игры такой-то Олимпиады. Не будет ошибкой сказать: Игры такого-то года, либо, например, Московские Олимпийские игры. Нельзя говорить об Играх Олимпиады так: первые. пятые. десятые Олимпийски игры. Например, нельзя сказать: ХХII Олимпийские игры в Москве. Нет, это Игры ХХII Олимпиады. А Олимпийские зимние игры имеют непрерывную нумерацию и «собственный» порядковый номер.
2. Олимпийская идея в знаках, символах, наградах
Тот, кто внимательно читает нашу книжку, помнит: у древних олимпийцев были свои знаки отличия — награды. Конечно, не очень похожие на наши. Но все же были. Скажем, лавровый венок или оливковая ветвь для победителя. Впрочем, лавровые венки вручают победителям и теперь, например, в конькобежном спорте. Так или иначе, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними, как говорили древние римляне. Каков же он, современный олимпийский символ? да ведь его знает всякий: пять переплетенных колец. Иногда они даются в черно-белом варианте. Но чаще (и это правильней) кольца цветные. Они олицетворяют единство спортсменов пяти континентов земного шара, олицетворяют их встречу на Олимпийских играх. Символ — дело строгое. В Хартии точно указано, что три верхних кольца идут слева направо в таком порядке: синее, черное, красное, а внизу желтое и зеленое. Помните, мы кратко упоминали и об олимпийском девизе: «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС» ( ), который очень точно выражает устремление современного олимпизма. Многие думают, что девиз придумал Пьер де Кубертен. Однако это не так. Кстати, основатель олимпийского движения современности никогда и не претендовал на авторство. Слова же эти, как ни странно, принадлежат. священнику, французскому священнику Анри Дидону, директору одного из духовных колледжей. Этот мудрый человек, может быть, одним из первых сумел понять благородное влияние спорта на людские души, а особенно на души молодых. Во время открытия каких-то соревнований в колледже этот, наверное, далекий от спорта человек попробовал выразить в коротком и звучном изречении смысл честной спортивной борьбы. Вот тогда-то прозвучали латинские слова: «Ситиус, альтиус, фортиус!». Они очень понравились Кубертену. А скромный священник, конечно, и помыслить не мог, что три удачно выбранных слова обессмертят его имя.
Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры. Олимпиада. (дополнительный материал, 9 класс)
Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры. Олимпиада.
Концепция современного олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену.
Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремиться к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.
Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
Олимпийское движение, руководимое Международным олимпийским комитетом (МОК), берёт начало в современном олимпизме.
Под верховной властью МОК олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и других лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом.
Цель олимпийского движения – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодёжи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры.
Деятельность олимпийского движения носит постоянный и универсальный характер. Вершиной его является объединение спортсменов мира на грандиозном спортивном празднике – Олимпийских играх.
Организационную основу олимпийского движения кроме МОК составляют национальные олимпийские комитеты, международные и национальные федерации по видам спорта, которые входят в программу Олимпийских игр. Разумеется, в Олимпийском движении могут участвовать другие международные спортивные организации, разделяющие его цели и задачи.
Олимпийское движение не является чем-то застывшим, оно развивается, обогащаясь новыми идеями, упрочиваются его связи с государственными структурами, различными общественными объединениями.
Олимпийские игры являются соревнованиями между спортсменами в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Это великий праздник молодежи мира. Игры объединяют сильнейших спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях. В них реализуются цели олимпизма и олимпийского движения.
Олимпийские игры состоят из Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр, каждые из которых проводятся раз в четыре года.
В Олимпийских играх как в зеркале отражается уровень современной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты, выражают неодолимое стремление человечества к миру и прогрессу.
Олимпийские игры проводятся в полном соответствии с Олимпийской хартией и выполняют важные педагогические и социальные функции. Они имеют огромное воспитательное и образовательное значение. Олимпийский огонь, олимпийская клятва, подъем национальных флагов, исполнение национальных гимнов в честь победы спортсменов, церемония награждения победителей — все это воспитывает у людей благородные патриотические чувства.
Вместе с тем современные олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры, развиваясь в условиях больших противоречий, присущих современному миру, представляют сложный процесс. Сталкиваются различные теории, взгляды и концепции на сущность олим-пизма, олимпийского движения, на Игры, их настоящее и будущее.
Термин «Олимпиада» означает период из четырёх последовательных лет, который начинается с Игр Олимпиады, и оканчивается с открытием Игр следующей Олимпиады. Причем, и в современной истории спорта, также как и в Древней Греции, ведётся счёт на Олимпиады. Летние Олимпийские игры проходят в первый год Олимпиады.
Если по какой-то причине Игры какой-либо Олимпиады не проводились, то Олимпиада окончится через четыре года после начала предыдущей Олимпиады, и с того дня начинается новая Олимпиада.
Счёт Олимпиад ведётся последовательно с первых Олимпийских игр (Игр Олимпиады) современности, которые праздновались в Афинах в 1896 году.
Что такое олимпизм и какова его цель
§ 5. Олимпизм и олимпийское образование на современном этапе
Пьер де Кубертен, возродивший в конце XIX в. Олимпийские игры современности, определил основные принципы олимпизма: наслаждение, зодчество, справедливость, вызов борьбы, благородство, радость, плодотворность, прогресс и мир.
Олимпийское образование возложено Международным олимпийским комитетом на олимпийские академии. В 1961 г. по инициативе МОК в Афинах, на родине Олимпийских игр, была создана Международная олимпийская академия (МОА). Это специализированное учреждение создано для изучения и практического применения образовательных и социальных принципов спорта и пропаганды идей олимпизма. МОА ежегодно проводит в Олимпии (Греция) двухнедельные сессии, на которые Национальные олимпийские комитеты направляют с докладами и сообщениями ученых, тренеров, спортсменов, студентов и аспирантов факультетов физической культуры. Темами выступлений являются философия и идеология спорта и олимпизма, история античных Олимпийских игр, влияние спорта на социальные науки, искусство и др.
Согласно рекомендациям Международного олимпийского комитета, в каждой стране должны работать национальные олимпийские академии. Они призваны расширять и укреплять идеологию олимпийского движения, деятельность Национальных олимпийских комитетов. МОК оказывает академиям через программу «Олимпийская солидарность» методическую и финансовую помощь. В Российской Федерации действуют 12 олимпийских академий.
По словам Х.А. Самаранча, «олимпийский музей представляет собой уникальный источник сведений о влиянии олимпийских традиций на искусство, культуру, экономику, на воспитание молодежи, на взаимоотношения, дружбу народов разных стран».
Этим же целям служит проведение летних и зимних Европейских юношеских олимпийских фестивалей. Идея их организации принадлежала нынешнему президенту МОК Жаку Роггу, который возглавлял в то время Ассоциацию национальных олимпийских комитетов Европы. Поначалу соревнования назывались Европейские олимпийские юношеские дни. Впервые они были проведены в 1991 г. в Брюсселе (Бельгия). II летние дни были проведены в 1993 г. в Нидерландах. В том же году были проведены I зимние Европейские юношеские олимпийские дни в Аосте (Италия). В последующем они проводились с периодичностью раз в два года по нечетным годам. Организация фестивалей проходит по принципу «взрослых» Олимпийских игр. На всех фестивалях происходит торжественное зажжение олимпийского огня, церемония открытия и закрытия, а соревнования посещают самые высокие чины международных спортивных организаций. В фестивалях участвуют лучшие спортсмены Европы, чей возраст не превышает 17 лет (исключение делается лишь для турнира по фигурному катанию, который проводится по правилам международной федерации этого вида спорта). В программу фестиваля входят различные олимпийские дисциплины, которые каждый раз варьируются на один-два вида спорта с учетом пожеланий организаторов.
Идея организации Олимпийских игр для юношества получила свое развитие на 119-й сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале в июле 2007 г., которая приняла решение о проведении, начиная с 2010 г., Олимпийских юношеских игр (ЮОИ) с периодичностью один раз в 4 года летних и зимних.
Цели Олимпийских юношеских игр:
— объединить талантливых спортсменов всего мира для участия в соревнованиях, проводимых на высоком уровне;
— реализовать, наравне со спортивной составляющей этого проекта, ряд образовательных программ, посвященных олимпийским ценностям, ценностям в социальной жизни, пропаганде здорового образа жизни, разъяснению опасности применения допинга, рисков, связанных как с изнурением организма тренировками, так и с ведением пассивного образа жизни;
— использовать последние достижения в сфере коммуникации для пропаганды олимпийских ценностей, а также юношеских Олимпийских игр.
Первые Олимпийские юношеские игры пройдут в 2010 г. в Сингапуре.
Определенный вклад в распространение принципов олимпизма вносят научные конгрессы, проводящиеся в разных странах мира, по олимпийской проблематике. Конгрессы чаще всего имеют международный характер, так как в них принимают участие ученые и педагоги из нескольких региональных стран. Такие конгрессы проводились в России, Беларуси, Польше. Очередной международный научный конгресс под названием «Олимпийский спорт и спорт для всех» состоялся в сентябре 2005 г. в Киеве (Украина).
Олимпизм и олимпийское образование
Содержание
Концепция современного олимпизма и олимпийское образование [ править | править код ]
А. Т. Паршиков Департамент развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации, Россия
Олимпийское движение, сформировавшееся на основе спорта, в настоящее время превратилось, пожалуй, в самое глобальное социальное движение (по крайней мере с точки зрения числа стран и населения мира, которые в нем участвуют). Только в 2004 г. в летних Олимпийских играх в Афинах участвовали представители 202 национальных олимпийских комитетов. В настоящее время в летних Олимпийских играх свыше 10 тысяч лучших спортсменов мира соревнуются по 28 видам спорта, 300 дистанциям и категориям. За Играми наблюдают миллионы зрителей и около трех миллиардов телезрителей. В последние годы рамки олимпийского движения расширились за счет включения в структуру этого движения паралимпийского и специального олимпийского движений.
Концепция современного олимпизма [ править | править код ]
Как отмечается в Олимпийской хартии, концепция современного олимпизма принадлежит французскому общественному деятелю, педагогу, барону Пьеру де Кубертену (1863—1937).
Олимпийские идеи Кубертена [ править | править код ]
Великий гуманист, организатор, ученый и педагог барон Пьер де Кубертен более 50 лет своей жизни посвятил олимпизму, 29 лет был президентом Международного Олимпийского комитета (МОК). На годы его президентства приходятся наиболее важные события, обогатившие практику олимпизма. Кубертену принадлежит идея проведения Олимпийских игр в разных странах и на разных континентах. Он является автором первого варианта Олимпийской хартии, по его инициативе проходило оформление олимпийского протокола, внедрены в практику многие ритуалы и символы Олимпийских игр, стали проводиться олимпийские конгрессы (при его жизни были проведены 9 из 12 состоявшихся конгрессов), на которых обсуждались актуальные проблемы олимпизма. Ему же принадлежит идея создания Олимпийской академии в Олимпии.
Творчество Кубертена составляет 30 книг, 50 брошюр и более чем 1200 статей по наиболее актуальным проблемам олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр.
Следует иметь в виду, что Кубертен не представил какой-то однозначной, до конца сформулированной дефиниции олимпизма. Даже в речи «Философские основы олимпийского движения», которую можно считать его идеологическим завещанием, мы не найдем абсолютной дефиниции олимпизма. Он лишь перечисляет здесь ряд ценностей, составляющих основу олимпизма. В их числе: религия, идея всеобщего священного перемирия, соревнование ради отбора наилучших, биологическое совершенствование человеческого рода, рыцарский дух, одухотворенная красота. Продолжение этого перечня можно найти и в других его работах и речах. Поэтому речь может идти лишь о выделении наиболее важных моментов в трактовке Кубертеном социальной сущности олимпийского движения.
Главный замысел Кубертена, связанный с возрождением Олимпийских игр и олимпийского движения, состоял отнюдь не в простом стимулировании интереса к спорту и развитии его в международном масштабе, как иногда полагают. В первую очередь речь шла о том, чтобы начать последовательно, систематично и эффективно использовать спорт как средство решения социально-педагогических задач, практической реализации той реформы образования и воспитания, которой Кубертен посвятил всю свою жизнь.
Важную роль в реформе образования и воспитания Кубертен отводил спорту. Им была разработана концепция спортивной педагогики, в которой обосновывается огромное социально-педагогическое, воспитательное значение спорта. Спорт, спортивные соревнования и подготовка к ним рассматриваются как наиболее эффективный путь совершенствования человека и человечества. В своих работах Кубертен подчеркивал многостороннюю социальную значимость спорта: как с точки зрения отдельной личности, так и в плане взаимоотношений людей, наций, народов, стран.
Вместе с тем он неоднократно указывал на противоречивый характер спорта, на то, что он может как содействовать, так и противодействовать решению социально-педагогических задач. Поэтому, согласно Кубертену, важно сделать все для того, чтобы спорт, развитый не только в национальном, но и в международном масштабе, выполнял свою воспитательную функцию, содействовал совершенствованию человека, человеческих отношений и общества в целом, чтобы вместе противодействовать возможным негативным явлениям в сфере спорта.
Для решения этой важной социальной задачи, по его мнению, необходимо олимпийское движение: оно должно создать условия и стимулы для полноценной и эффективной реализации присущего спорту огромного воспитательного потенциала. Путь к созданию такого движения Кубертен усматривал в возрождении Олимпийских игр. Он считал, что регулярное проведение этих Игр, которые по своему духу, по своей направленности должны быть образцом для других спортивных соревнований, позволит тем самым решить задачу не только развития спорта, придания ему международного значения, но и всемерного повышения его воспитательной роли, облагораживания спорта, возрождения и усиления его духовно-нравственных начал. Обоснованию важнейшей воспитательной роли Олимпийских игр и олимпийского движения в целом специально посвящена работа Кубертена «Воспитательная роль Олимпийских игр», которая была написана к Олимпийским играм в 1912 г. в Стокгольме. Кубертен хотел призвать своих читателей, которые придут на Игры, не забывать об их воспитательной роли.
Для реализации этой роли (функции) Олимпийских игр и олимпийского движения в целом, считал Кубертен, необходима их ориентация на следующие основные принципы (ценности) спортивного соперничества:
В настоящее время для их обозначения иногда используются выражения «олимпийский дух», и «дух олимпизма» (см., например, п. 14 Олимпийской хартии и Положение о МОА).
Олимпийская хартия об олимпизме [ править | править код ]
Идеи Пьера де Кубертена в понимании олимпийского движения и олимпизма нашли отражение в Олимпийской хартии, документе, в котором излагается свод основополагающих принципов, правил и официальных разъяснений, принятых МОК, регламентируется организация и деятельность олимпийского движения, определяются условия проведения Олимпийских игр.
Согласно этому документу:
Олимпийское образование [ править | править код ]
В современном олимпийском движении значительное внимание уделяется педагогической деятельности, для обозначения которой в Олимпийской хартии используется оборот «Olympic education». На русский язык его переводят как «олимпийское образование» или «олимпийское воспитание». Иногда применяются и другие термины, например: «воспитание в духе олимпизма», «воспитание в духе соблюдения принципов олимпизма», «воспитание посредством олимпийского движения», «воспитание внутри олимпийского движения», «воспитание в духе олимпийских идеалов и ценностей», «использование идеалов и ценностей олимпизма в воспитательной работе» и др.
О необходимости развертывания и активизации в олимпийском движении данной педагогической деятельности говорится во многих международных официальных документах.
Еще в 1979 г. на Генеральной ассамблее Ассоциации национальных олимпийских комитетов (АКНО) НОК Мальты предложил, чтобы изучение олимпийской идеи было в мировом масштабе включено в программы школ всех ступеней, от начальных школ до университетов. В Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание молодежи в духе принципов, идеалов и ценностей олимпизма. В резолюции 3-й сессии Межправительственного комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (1983 г.) высказано пожелание ко всем государствам-участникам комитета «ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования».
Важную роль в активизации олимпийского образования сыграл XI Олимпийский конгресс в Париже в 1994 г. Конгресс предложил такой подход к олимпийскому образованию, согласно которому олимпийское образование важно не только для детей и молодежи. Наоборот, в него должны быть вовлечены все слои населения. Этот призыв зафиксирован и в заключительном документе конгресса: «Распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения».
В 1961 г. «для поддержки и пропаганды олимпийского духа» создана Международная олимпийская академия (МОА) как организация при МОК, ответственная за реализацию образовательных и воспитательных задач олимпийского движения. Инициатива ее создания принадлежит Кубертену, который видел в деятельности академии возможность воплотить в жизнь свои педагогические замыслы, предотвратить их искажение и забвение последующими поколениями. План создания МОА утвержден Олимпийским комитетом Греции в 1938 г., однако официальное ее открытие произошло 14 июня 1961 г. В Положении о МОА говорится о том, что она «должна функционировать как мировой культурный центр олимпизма, призванный служить сохранению и распространению духа олимпизма и олимпийских принципов, изучению и применению педагогических и социальных принципов Игр, а также научному подкреплению олимпийской идеи». МОА регулярно обсуждает вопросы олимпийского образования на своих ежегодных сессиях и проводит специальные заседания, посвященные данной проблеме.
Значительное внимание олимпийскому образованию детей и молодежи уделяется в работе национальных олимпийских академий. Для активизации работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в связи с празднованием 100-летия образования МОК и 100-летием современных Олимпийских игр при поддержке президента МОК в 1994 г. создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование».
Особое внимание обращается на то, что олимпийское образование, содействующее реализации в спорте олимпийских принципов Фэйр Плэй («честной игры»), которые ориентируют на нравственное поведение в спортивном соперничестве, призвано снизить дисфункциональное влияние в этой сфере такого фактора, как культ успеха, победы, высоких достижений в спорте и т.д.
Вместе с тем подчеркивается роль олимпийского образования для повышения не только гуманистического значения спортивной деятельности молодежи, но и эффективности ее общегуманистического воспитания.
Понятие олимпийского образования [ править | править код ]
Вместе с тем это особая педагогическая деятельность, так как она осуществляется в рамках олимпийского движения и имеет своей целью приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, краткая характеристика которых дана выше.
Согласно концепции, которую разработал проф. В. И. Столяров и которую поддерживает большинство организаторов олимпийского образования, эта педагогическая деятельность предусматривает решение комплекса взаимосвязанных задач:
1) формирование знаний об этих идеалах и ценностях, а значит и о гуманизме в целом, а также об Олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах и т.д.;
2) формирование интересов, потребностей, установок, ценностных ориентаций и т.п., соответствующих идеалам и ценностям олимпизма: «олимпийской» ориентации на спорт; интереса к Олимпийским играм и олимпийскому движению; желания участвовать в олимпийских состязаниях и всегда демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»); стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию и т.д.;
3) формирование соответствующей системы чувств и эмоциональных реакций (например, чувства социальной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта олимпийских идеалов и ценностей);
4) формирование такого поведения в спорте, таких качеств и способностей (умений и навыков), которые обеспечивают реализацию олимпийских идеалов и ценностей (конкретно речь идет о том, чтобы сформировать высоконравственное поведение в спорте, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным, эстетическую способность действовать в ходе занятий спортом «по законам красоты» и отображать спорт средствами искусства, умения и навыки правильного общения с тренерами, судьями и спортсменами, а также бережного отношения к природе в ходе занятий спортом, умения и навыки разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма и т.п.).
При этом наиболее важное значение имеет не формирование и повышение уровня олимпийских знаний (хотя эта задача, безусловно, важна) и даже не декларативно провозглашаемой ориентации на идеалы и ценности олимпизма, а формирование реального поведения, образа (стиля) жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям.
На это ориентирует и Олимпийская хартия. В качестве важной задачи олимпизма, соединяющего «спорт с культурой и образованием», здесь указывается задача создания «образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам».
Формы и методы олимпийского образования [ править | править код ]
В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в настоящее время применяется широкий круг разнообразных форм и методов работы.
Практически во всех странах центральное место в этой педагогической деятельности занимают разнообразные формы работы по разъяснению и пропаганде идей олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма (например, принципов Фэйр Плэй).
Такая информационная, разъяснительная работа в первую очередь организуется во время учебного процесса в школах, вузах и других учебных заведениях, прежде всего в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физического воспитания и спорта. При этом обращается внимание на необходимость организации дискуссий, анализа различных точек зрения, подходов к обсуждаемым вопросам в ходе бесед на олимпийскую тематику.
В последние годы перспективной формой организации олимпийского образования считается дистанционное обучение на основе применения новейших технических средств и технологий.
Важнейшая роль в разъяснении и пропаганде идей олимпизма отводится преподавателям физического воспитания и тренерам. К такому выводу единодушно пришли, например, участники 1-го симпозиума Комиссии МОК по МОА и олимпийскому образованию (5-10 мая 1995 г.). В связи с этим они приняли рекомендацию о том, чтобы МОА ежегодно проводила специальные курсы для преподавателей физического воспитания и тренеров по методике организации олимпийского образования. Симпозиум рекомендовал проводить такие курсы и на национальном уровне, создавая для этих целей школы под руководством специалистов по олимпийскому образованию, выбранных Национальной олимпийской академией. Была принята и рекомендация о том, чтобы международные спортивные федерации включали в планы своей работы вопросы олимпийского образования и определяли тех лиц, которые будут заниматься организацией олимпийского образования применительно к деятельности каждой федерации.
В последнее время подчеркивается необходимость участия в олимпийском образовании детей и молодежи не только преподавателей физического воспитания, но также тренеров, медиков, организаторов спорта, судей, работников средств массовой информации.
Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физического воспитания и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных, например, на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, этики, эстетики, географии, социологии и других дисциплин.
На необходимость такого междисциплинарного подхода к олимпийскому образованию обратил внимание Х.А. Самаранч еще на 18-й сессии МОА (1979 г.). В своей лекции «Олимпизм в различных сферах общества» он указал на то, что не только преподаватели физического воспитания, но также учителя географии, математики, физики и других учебных предметов «должны быть готовы вступить в диалог» с учениками, разъяснять и пропагандировать «спортивный дух» и «особенно образцы поведения, соответствующие олимпийской нравственности». Значительное внимание такому подходу к организации олимпийского образования уделяется в России.
Общепризнано, что для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на практике и разнообразные формы такой работы:
Важную роль в пропаганде идей олимпизма играет издание литературы на олимпийскую тематику. Генеральный инспектор физического воспитания Греции Т. Каратассакис наиболее подходящими для указанной цели считает тексты прозы и эссе из поэтических произведений, посвященные подвигам и памятным событиям из жизни и соревнований древних и современных атлетов и победителей Олимпийских игр.
Рекомендуется широкое использование в работе по олимпийскому образованию детей и молодежи не только литературы, но также слайдов, кино, видеоматериалов и т.п. Эл Твитчелл (США) считает, например, что в процессе «преподавания идей олимпизма» можно использовать:
В последнее время используется и такая новая форма олимпийского образования для школьников, как проведение видеоконференций на олимпийскую тематику.
Наряду с указанными разнообразными формами информационной, разъяснительной работы в целях олимпийского образования детей и молодежи используются практические акции. Прежде всего это организация спортивных соревнований с использованием олимпийской символики, изготовленной самими школьниками, и соблюдением олимпийских ритуалов (зажжение олимпийского огня, произнесение олимпийской клятвы, подъем олимпийского флага и т. п.).
В Австрии, Германии, России и некоторых других странах используется такая внеучебная форма организации олимпийского образования, как Олимпийские дни. Чаще всего они проводятся в связи с Олимпийскими играми. В эти Дни для школьников организуются соревнования в духе Олимпийских игр, встречаются учащиеся различных школ, они слушают лекции, обмениваются мнениями относительно спорта и олимпийского движения.
Таким образом, при организации олимпийского образования в школах используется несколько вариантов:
Для организации олимпийского образования во многих странах подготовлены различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы.
Некоторые программы олимпийского образования непосредственно связаны с Олимпийскими играми. Первая такая программа была разработана в Канаде в 1976 г. В последующем такие программы были разработаны Национальными олимпийскими академиями США (1984 г.) и Германии (1988, 1992, 1994 гг.), а также группами педагогов по заказу Оргкомитета Олимпийских игр в Калгари (1988 г.), Альбервилле (1992 г.), Лиллехаммере (1994 г.), Мельбурне (1996 г.), Сиднее (2000 г.). В России такая программа разработана в связи с проведением зимних Олимпийских игр в 2014 г. в Сочи.
В ряде стран разработаны комплексные программы олимпийского образования детей и молодежи.
Так, в 1993 г. группа канадских специалистов под руководством Дианы Биндер представила в МОА проект международной программы олимпийского образования для школьников под названием «Ты и Олимпийские игры».
Программа ставит перед педагогами школ следующие основные задачи:
Для решения этих задач предлагаются следующие формы и методы.
Прежде всего это информационная разъяснительная работа в виде бесед и т.п., в ходе которых используются кино- и видеоматериалы. Для проведения такой работы готовятся методические материалы для учителей. Эти материалы разбиты на 5 блоков (с учетом пяти олимпийских колец).
1. Древние Олимпийские игры: история, традиции, символы и церемонии Олимпийских игр.
2. Современные Олимпийские игры: история и философия современных Олимпийских игр; Пьер де Кубертен и идеалы олимпизма.
3. Олимпийский мир: материалы, содействующие познанию, пониманию и оценке народов других частей мира.
4. Олимпийские виды спорта: а) летние виды спорта; б) зимние виды спорта.
5. Спортсмен-олимпиец: информация об известных олимпийских атлетах; дискуссии относительно облика спортсменов-олимпийцев. Помимо информационной, разъяснительной работы программа предусматривает проведение в школе разнообразных спортивных мероприятий типа Малых Олимпийских игр, Олимпийского дня и т.п. Программа предлагает сценарий одного из таких мероприятий.
В России с 1990 г. разработана и с 1991 г. практически используется спартианская программа олимпийского образования детей и молодежи. Помимо различных форм и методов информационной, разъяснительной работы она предусматривает комплекс инновационных форм и методов: организация Спартианских игр, основанных на интеграции спорта с искусством, создание Спартианских клубов и школ, вручение специальных наград за высоконравственное поведение, гармоничное развитие личности и др.
Помимо указанных выше постоянно ведется поиск новых, более эффективных форм и методов олимпийского образования детей и молодежи.
Глоссарий [ править | править код ]
Олимпизм — согласно Олимпийской хартии, «олимпизм представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в единое целое достоинства тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и образованием, олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам. Целью олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства».
Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Согласно Олимпийской хартии, Олимпийские игры являются соревнованиями между спортсменами в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Олимпийские игры состоят из Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр, каждые из которых проводятся раз в четыре года.
Библиография [ править | править код ]
Баюров В. И. (2004). Информационные технологии в системе олимпийского образования студенческой молодежи: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 23 с. [Использование информационных технологий в олимпийском образовании.]
Евсеев С.П., Поликарпова Г.М., Прохорова М. В. (1995). Проведение олимпийских уроков в школе. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 71 с. [Учебное пособие по проведению олимпийских уроков в школе.]
Ефременков К.Н., Егоров А. Г. (1998). Межпредметные связи в школьном олимпийском образовании. Смоленск: СГИФК, СОА, 73 с. [Организация олимпийского образования на основе межпредметных связей.] Олимпийская хартия. (2008). М. [Текст последнего варианта Олимпийской хартии.] Родиченко B.C. и др. (2003). Олимпийский учебник студента: Пособие для формирования системы олимпийского образования в нефизкультурных вузах. М.: Сов. спорт, 128 с. [Пособие по олимпийскому образованию в вузах.] Олимпийское образование в России (1998-2001): материалы IV, V и VI Всеросс. совещаний «Практика олимпийского образования» в рамках VIII, IX и X Всеросс. научно-прак-тич. конференций «Олимпийское движение и социальные процессы». (2001). М.: Сов. спорт, 248 с. [Материалы ежегодно проводимых в России совещаний и научно-практических конференций по олимпийскому образованию.]
Егоров А. Г., Губа В. П. (1997). Олимпийское образование в школе. Смоленск, 308 с. [Учебное пособие по организации олимпийского образования в школе.]
Паршиков А. Т., Пузырь Ю. П. (1994). Золотые страницы истории физической культуры. М., 14 с. [Рекомендации к проведению урока олимпийских знаний.]
Родиченко В. С. (2005). Олимпийское образование в новой России. М.: Физкультура и спорт, 48 с. [Характеристика системы олимпийского образования в России.]
Родиченко B.C. и др. (2009). Твой олимпийский учебник. М.: Сов. спорт, Физкультура и спорт, 136 с. [Учебное пособие по олимпийскому образованию в школах.]
Столяров В. И. (1998). Олимпийское образование и спартианская система воспитания.-Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 6. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 71-233. [Характеристика содержания, форм и методов олимпийского образования, а также соотношение этой педагогической деятельности со спартианской системой воспитания.]
Чернецкий Ю. М. (2000). Олимпизм в системе образования и воспитания. Челябинск: «Полиграф-мастер», 242 с. [Характеристика содержания, форм и методов олимпийского образования.]
Coubertin Pierre de. (1919). Pftdagogie sportive. Nouvelle Mdition. Lausanne: Bureau International de Pfidagogie sportive, 158 p. [Одна из основных работ Пьера де Кубертена, посвященная изложению основных идей разработанной им спортивной педагогики.]
Coubertin Pierre de. (1966). The Olympic Idea: Discourses and Essays. Lausanne: Carl-Diem-Institute, Editions Internationals, Olympia. [B данной работе Пьер де Кубертен излагает основные идеи концепции современного олимпизма.]
Durantez Conrado. (1994). Pierre de Coubertin. The Olympic Humanist. Lausanne: Olympic Museum, 127 p. [Характеристика олимпийских идей Кубертена.]
Graham P., Heberhorst H. (1976).The Modern Olympics. N.Y.: Leisure Press, Cornuvall, 332 p. [Одна из фундаментальных работ по концепции современного олимпизма.]
Lenk Н. (1972). Werte, Ziele, Wirklichkeit der modernen Olympischen Spiele. Verlag Karl Hofman, Schrndorf. Stuttgart, 376 S. [Философский анализ социальной сущности и задач современных Олимпийских игр.]
Lenk Hans. (2007). An Anthropology of the Olympic Athlete Towards a Modernised Philosophy of the Olympic Games and Athletes.- Journal of Olympic History, vol. 15, N 1, 39-47. [Осмысление сущности современного олимпизма с позиций разработанной автором философской теории достижений.]
Paul Robert. (1988). Methods of Olympic Education.-IOA. Report of the 27th Session, Lausanne, 132— 141. [Изложение основных методов олимпийского образования.]
Sport in unserer Zeit: Arbeitstexte zum Verstandnis der olympische Idee. (1984). Wien, Heft 2, 205 S. [Методические материалы по олимпийскому образованию в школах.]
USA Olympic Committee. (1984). The Olympics: an educational opportunity: Instructional materials for senior high school. Olympic House, Colorado Springs, 96 p. [Методические материалы по олимпийскому образованию в школах.] The VIC Health Olympic Schools Project. (1992). Melbourne, 97 p. [Методические материалы по олимпийскому образованию в школах.] International Olympic Academy. (1993). You and The Olympic Games! Olympic Education Module for School. EDI, 13 p. [Междунарож-ная программа по олимпийскому образованию в школах.]