что такое обзор литературных источников
Особенности написания литературного обзора для НИР
При написании научно-исследовательского труда автор должен не только строго соблюсти предусмотренную ГОСТом структуру, но и включить в каждый из разделов определенную информацию. К таким обязательным элементам относится обзор использованной литературы. Не стоит недооценивать сложность выполнения этой задачи. Если при выполнении диплома или другого типа работ студент использовал большое количество первоисточников, ему придется коротко, но емко описать каждую книгу, журнал, статью. Чтобы готовый научный труд соответствовал установленным нормам, давайте разберемся, как написать литературный обзор, какие функции он выполняет и что необходимо учесть при изложении материала.
Литобзор: общее понятие и отличия от других разделов научного труда
Прежде чем разобраться, как правильно написать литературный обзор, давайте выясним, что обозначает этот термин.
Под литобзором подразумевают элемент диссертации, диплома или другого вида НИР, в котором читателей ближе знакомят с материалами, на основании которых были проведены научные изыскания. Автор должен обосновать, почему для своих исследований он выбрал конкретные источники. Материал преподносится в виде систематизированной информации, описывающей источники, применяемые при работе над научным трудом.
Не стоит путать литературный обзор с библиографическим списком или рецензией. Это совершенно разные элементы НИР.
Библиография является простым перечнем первоисточников, представленным в виде нумерованного списка с информацией об авторе и наименовании книги, монографии или статьи. Что касается литературного обзора, то здесь перечислить наименования источников не достаточно. Автор:
Правильно выполненный анализ обращает внимание читателя на то, что студент всесторонне изучил выбранную тему.
Отличается литобзор и от рецензии. Во втором случае не требуется проведения параллелей и выполнения сравнительного анализа. Автор коротко описывает содержание публикации. Обязательное условие – выражение собственного мнения о прочитанном.
Литобзор может быть вынесен в отдельную главу или оформлен в качестве части раздела «Введение». Во вступительной главе обычно не описывают детально каждый источник, а только те, которые имели наибольшее влияние на результаты исследований. Это могут быть материалы, озвучивающие противоположный взгляд на суть проблемы. Объем такого анализа в среднем не превышает 3 тысячи знаков.
У студентов возникает вполне разумный вопрос – для чего же нужен литобзор, если существует библиографический список и рецензия? Ответ прост. Проводя анализ использованной литературы, автор демонстрирует, насколько глубоко он изучил тему и как результаты его исследований могут повлиять на мнение общественности по данному вопросу.
Обзор, как отдельная глава исследовательской работы
Как пишется литературный обзор, если речь идет об отдельном разделе? Его объем не должен превышать 30% НИР. Строгих ограничений по количеству страниц (знаков) нет. «Краткость – сестра таланта!» Именно эту старую добрую истину следует вспомнить при написании обзора. Не нужно «лить воду», материал должен быть изложен четко, без лишних слов и доступным языком.
Существует несколько негласных правил, позволяющих качественно изложить материал:
Не существует норматива, определяющего структуру литературного обзора. Студент может проводить анализ:
Какой вариант выбрать? Все зависит от желания автора, особенности его направления и темы научного труда.
Основная функция литобзора
Литературный обзор выполняет определенные функции. Автор демонстрирует, что детально изучил ранее опубликованные изыскания и определил, какие проблемы существуют по данной проблеме. Анализ помогает подчеркнуть новизну результатов проведенных исследований, подтверждая, что в ранее опубликованных материалах полученных данных нет.
Обзор помогает исследователю:
Формируя обзор нужно понимать, какие источники относятся к категории «Литература». Это книги и другие материалы, написанные исследователями, изучающими ту или иную тему.
Источники описываются по правилам оформления библиографий. Нельзя забывать о существующих правилах цитирования.
Архивные и другие документы, видеозаписи, фотографии, карты при написании обзора не используются.
Написание литобзора
Навыки эффективного поиска и обработки информации помогают исследователям написать грамотный обзор. Чтобы справиться с задачей автор должен уметь:
Мы уже говорили о том, пересказывать содержание изученных работ предшественников. Их труды исследователь использует в качестве вектора собственных изысканий. Чтобы правильно выполнить анализ литературы нужно:
Специалисты рекомендуют начинать написание научно-исследовательского труда именно с обзора литературы. Это поможет определить рамки работы, получить четкое понимание того, что описать в НИР.
Составление плана и общие рекомендации по написанию
План – это отличный помощник при написании текстов различной сложности и стиля. Благодаря ему автор сможет создать структурированный текст, части которого связаны друг с другом. Так как литературный обзор может быть построен по-разному, в зависимости от предпочтений автора, предлагаем вниманию читателей приблизительный вариант:
После составления плана нужно определить объем раздела.
Анализ должен начинаться с небольшого вступления. Достаточно написать несколько предложений, которые плавно «подведут» читателя к первому пункту. Глава должна быть разделена на подразделы. Это не только сделает работу визуально привлекательной, но и упростит знакомство с материалом. В тексте должны использоваться тезисы автора, опровергнуть или подтвердить которые нужно цитатами из ранее опубликованных работ.
Коротко об оформлении
Литобзор должен быть не только грамотно написан, но и правильно оформлен. Научные руководители к этому относятся очень строго, и нарушение требований может стать причиной возврата НИР на доработку.
Для набора текста следует использовать шрифт Times New Roman, кегль14, интервал – полуторный. Обзор делится на подразделы, логически (или хронологически) связанные между собой.
При написании анализа исследователю не обойтись без ссылок, сносок и цитат. Их оформляют с учетом требований ГОСТа Р 7.0.5-2008.
Страницы раздела должны быть пронумерованы.
Обзор литературы по теме исследования
Обзор литературы по теме исследования – это важная и обязательная часть каждой научной работы. Литературный обзор помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования. Обзор литературы может быть включен во введение или стать самостоятельной главой научной работы ученого.
Литературный обзор для научной статьи
При подготовке публикаций для научных журналов включение обзора литературы в текст статьи является обязательным требованием каждого издания. Литературный обзор не является списком использованной во время работы над статьей литературы. Он представляет собой анализ использованной литературы, формулировку основных идей, тенденций, использование материала для обоснования теоретической базы исследования.
Однако следует помнить, что список литературы не тождественен библиографии, т.е. не весь материал, накопленный по выбранной теме. Это перечень тех работ, которые были привлечены автором для того, чтобы развить и обосновать свою аргументацию в рамках своей научной статьи, и которые, как следствие, цитируются в этой научной статье.
В литобзор для статьи, публикуемой в иностранном издании, необходимо включить работы ученых, известных своими достижениями в науке и имеющих большой процент цитирования своих трудов. Именно этот показатель может помочь определиться с тем, является ли работа фундаментальным трудом и содержит актуальные значимые идеи или же являет собой посредственную публикацию. Обзор и анализ литературы дается во введении к работе, в теле статьи или в разделе обсуждение – все зависит от структуры изложения материала, выбранной автором.
Первоначально обзор литературы позволяет исследователю оценить проработанность темы и скорректировать – сузить или расширить – объект своего исследования. В процессе библиографического поиска автор может выявить, что какой-то аспект науки проработан недостаточно, хотя является очень значимым по той или иной причине, и посвятить свой труд изучению этой темы.
Качество библиографического поиска во многом определяет содержание статьи автора: чем эффективнее исследователь умеет работать с массивами документов и базами данных, тем точнее он сформулирует тему своей будущей публикации.
Для чего нужен обзор литературы в исследовании?
Обзор литературы в научной работе необходим для того, чтобы показать опыт предшественников автора и установить пробелы в изучении выбранной темы. Кроме того, цель обзора литературы заключается в том, чтобы автор не провел напрасную работу, повторив исследование других ученых, а смог внести вклад и преумножить научное знание по актуальной проблеме. Научный обзор литературы по теме исследования необходим, чтобы:
При составлении литобзора стоит различать вид материалов. К литературе относятся работы, в которых другие исследователи рассматривают ту же или схожую проблематику. Не стоит путать литературу и категорию «источники», к которой относятся архивные материалы, официальные документы, фотографии, карты, видеозаписи и художественные репродукции.
Кроме того, в эту же группу можно отнести интервью, личные дневники и прочее. С развитием современных технологий в перечень источников стали включать и страницы веб-сайтов, и содержание телепередач – правила описания этих ресурсов отражены в отдельных разделах отраслевых ГОСТов 7.1-2003, 7.82-2001 и Р 7.0.100-2018.
К литературе относятся все материалы, в которых рассматривается или анализируется тема исследования. Научная литература может быть представлена монографиями, статьями, материалами конференций, диссертациями и авторефератами к ним.
Литература и источники приводятся по правилам оформления библиографических списков и с соблюдением правил цитирования.
Анализ литературных источников как метод исследования
Обзор литературы по конкретному вопросу может стать и самостоятельной темой научной работы – подобного рода исследования проводятся тогда, когда тема очень обширна, сложна для изучения и имеются сложности в систематизации источников или литературы по теме, напротив, очень мало.
Литературный обзор по теме исследования может строиться как ретроспектива, в которой рассматриваются основные теоретические работы по теме исследования, описываются основные школы, направления и течения, а также главные труды представителей этих школ.
Метод анализа литературных источников применяется на начальном этапе исследования, когда происходит первичное ознакомление с литературой. В дальнейшем работа с литературой становится более глубокой: автор обращается к литературе для уточнения, подтверждения или опровержения результатов, полученных в ходе исследования. Содержание аналитического обзора литературы позволяет судить об уровне компетенций, критическом мышлении, общем уровне знаний автора научной работы.
Как писать литобзор?
К моменту написания серьезного научного труда авторы уже обладают навыками, необходимыми для эффективного поиска и обработки информации. Чтобы написать литобзор, необходимо:
Литобзор не должен становиться пересказом содержания уже опубликованных работ – автору необходимо представить труды ученых в контексте вектора собственного исследования. Правила написания литературного обзора в научной работе можно отразить в следующих пунктах:
С анализа литературы желательно начинать работу над статьей, диссертацией, другим научным трудом: так вы сможете четко обозначить рамки и задать вектор своего исследования.
Обзор литературы
Литературный обзор — часть исследования, в которой автор знакомит читателей с контекстом своего исследования и/или его теоретической основой. Важно, чтобы в литературном обзоре была рассмотрена соответствующая теме исследования литература и обоснован выбор именно этой литературы.
Литобзор может включаться во введение или выделяться как самостоятельная глава. Кстати, главу совсем не обязательно называть «Обзор литературы». Это может быть «Теоретическая часть», или название можно связать с основными понятиями работы, например, «Классификации мотивов колыбельных» или «Употребление антонимов в современном английском языке».
Как правило, если литературный обзор становится частью введения, то он не превышает трёх тысяч знаков и описывает лишь ключевые работы, являющиеся теоретической рамкой исследования. Посмотрите на этот пример. Это литературный обзор из бакалаврской дипломной работы по культурологии. В нём автор описывает две статьи, в которых содержатся противоположные точки зрения на проблему, рассматриваемую в исследовании. Автор не пытается подробно пересказать эти статьи, потому что включает литобзор во введение.
“В целом, позиции исследователей можно разделить на две условные группы. В первую группу входят исследования, в которых внимание авторов сфокусировано на прагматике отказа от политики «коренизации». Во вторую группу — исследования, в которых анализируются последствия отказа от политики «коренизации» для школ национальных меньшинств. Авторы данных работ склонны отрицательно оценивать действия советской власти относительно советской образовательной политики периода отказа от «коренизации». Ниже опишем два наиболее показательных примера из каждой группы.
1. Тимофей Дмитриев (2013) «Это не армия: национальное военное строительство в СССР в контексте советской культурно-национальной политики (1920–1930-е годы)». В статье анализируется прагматика отказа от политики «коренизации», которая была связана с тем, что советская армия не могла эффективно функционировать без единого языка: призывники из разных регионов СССР, оказавшись в одной армии, не только не понимали друг друга из-за того, что в их школах преподавали только языки титульных наций, но и не могли выполнять приказы военного начальства.
2. М. М. Гибатдинов (2003) «Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность». Автор подробно описывает, как изменялся статус истории в татарской школе, а также разбирает последствия отказа от политики «коренизации» и то, какое влияние это оказало на положение татарского языка и истории Татарстана в образовательной программе”.
Если в рамках вашего исследования имеет смысл выделить литобзор в отдельную главу, то необходимо более подробно описать наиболее важные для вашего исследования работы. В любом случае мы рекомендуем соблюдать несколько правил, чтобы написать качественный литобзор.
Как вы могли заметить, литературный обзор может быть составлен несколькими способами. Это может быть в том числе:
— сравнение точек зрения нескольких авторов на проблему, которой посвящено исследование;
— детальный разбор основополагающего для вашего исследования труда с перечислением еще нескольких менее важных публикаций по теме;
— рассмотрение наиболее современных публикаций по теме.
В приложении к этой инструкции есть несколько примеров литературных обзоров из разных областей. Посмотрите их, чтобы понять, как можно реализовать описанные правила 🙂
Как написать обзор литературы в курсовой работе + пример
Написание курсовой работы — важная часть образовательного процесса. С её помощью студент может продемонстрировать уровень своих знаний, умение работать с научными материалами и углубляться в предмет.
Мы уже рассказывали, как написать введение и заключение в курсовой, делились стандартами оформления работы по ГОСТу. А сегодня подробнее рассмотрим вопрос, как написать литературный обзор в курсовой, и поделимся наглядными примерами.
Хотите получать свежие статьи первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. А чтобы с выгодой заказывать любую студенческую работу, следите за акциями и скидками компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое анализ литературы в курсовой и зачем он нужен
Что такое анализ литературы
Анализ литературы — это не библиографический список книг и других материалов, чтение которых вдохновило и помогло вам написать работу. Литературный обзор курсовой работы — это именно анализ использованных источников. Его можно сравнить с небольшой рецензией, которая делается с акцентом на исследуемые в курсовой вопросы.
Различается также и месторасположение этих двух частей в работе. В курсовой литобзор относится к введению и размещается в начале. А список литературы — это перечень всех материалов, который оформляют после выводов заключительной части работы.
Зачем нужен анализ литературы
Чтобы написать любую студенческую работу, необходимо хорошо изучить научные исследования по теме других авторов, особенно рекомендованные преподавателем. А для того, чтобы показать, насколько хорошо вы поработали с источниками и понимаете их, и нужен анализ литературы в курсовой работе с примерами цитат и ссылками.
Литературный обзор в курсовой работе позволяет:
Каким должен быть объём литературного анализа
Объём литературного обзора зависит от объёма самой работы. Если анализ литературы в дипломной или магистерской диссертации может занимать от двух и более страниц печатного текста и выделяться в отдельный раздел, то для курсовой требования к объёму значительно меньше. Как правило, литературный обзор в курсовой работе — это один-два абзаца, которые относятся к введению и не выделяются в отдельный пункт.
Уточнить, какой объём отвести в работе для литобзора, можно у своего научного руководителя. Он же подскажет, источники которые лучше использовать для изучения темы, где их искать и как проверить на достоверность. Поиск нужной литературы — важный этап в написании курсовой работы
Как делать литобзор для курсовой
Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Что можно и нельзя делать в литературном обзоре
Что можно | Что нельзя |
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами | Давать определения без ссылок на первоисточник |
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики | Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений |
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей | Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы |
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта | Вставлять цитаты без должного оформления |
Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины | |
Использовать литературные источники десятилетней давности |
Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.
Анализ литературы в курсовой: примеры
Чтобы понять, как может выглядеть литературный обзор в курсовой работе, мы подобрали два примера. Их отличие в способах оформления ссылок. В первом примере названия источников указаны в самом анализе литературы, во втором в квадратных скобках даются их номера в библиографическом списке, который приводится в конце работы.
Пример №1: Литературный обзор в курсовой работе
Целью данного обзора является выяснение используемых принципов и методов строительства в особых грунтовых условиях и их обоснование. Особые грунтовые условия — это просадочные, пучинистые, вечномёрзлые, засоленные, набухающие, слабые, насыпные, сильносжимаемые и т. п. грунты, которые занимают 85% территории России. Поэтому особенно важно знать наиболее надежные и экономичные способы строительства в этих условиях. Начнем с анализа новейшей научной литературы, а затем сопоставим её с учебной и нормативной. По вопросу строительства фундаментов в особых грунтовых условиях были рассмотрены статьи в журналах «Основания, фундаменты и механика грунтов» за 1997-2002 г., «Промышленное и гражданское строительство» за 1998-2002 г., «Строительство» за 2000-2002г., научная и учебная литература за 1980-2002 г., (см. список литературы). Результаты литературного обзора показали, что эти проблемы совершенно недостаточно разработаны и весьма слабо освещаются, в том числе и в нормативной литературе. Предлагаемые методы главным образом направлены либо на укрепление грунта, либо на использование свайных фундаментов. В связи с этим в КрасГАСА предложена новая технология строительства в особых условиях, основанная на применении пространственных фундаментных платформ и замкнутых зданий из унифицированных пространственных строительных элементов.
Пример №2: Литературный обзор в курсовой работе
В настоящее время в педагогической литературе всё чаще встречается термин «образовательное пространство». Оно вошло в педагогическую практику в конце 80-х годов. Учёные рассматривают различные характеристики образовательного пространства. Например, В.И. Гинецинский изучает проблему структурирования образовательного пространства с точки зрения системного подхода [3]. В.А. Конев в работе развивает культурологический подход в изучении данной категории [10]. Много публикаций посвящено тесно связанному с образовательным информационному пространству. И.К. Шалаев и А.А. Веряев определяют образовательное пространство как «форму существования трансляции социального опыта от поколению к поколению на уровне, … имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания» [24]. Существует на первый взгляд синонимичное образовательному пространству понятие «образовательная среда» — они оба выступают в качестве окружения субъектов образовательного процесса. Вместе с тем, их различие состоит в том, что пространство не подразумевает включённость в него обучающегося, а среда предполагает погружённость в неё, взаимодействие с субъектом. Условное тождество данных понятий позволяет говорить об аналогичной структуре образовательного пространства и образовательной среды. В.А. Ясвин выделяет ряд компонентов образовательной среды, которые мы можем спроектировать и на образовательное пространство [25].
Очень важно, чтобы все указанные в квадратным скобках источники, нашлись в списке литературы:
3. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. — 1997. №3. — С. 10-15.
10. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / Вопросы философии. — 1996. №10. — С. 46-57.
24. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагогика. 1998. №4
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Написать грамотный анализ литературы в курсовой работе не менее важно, чем все остальные структурные части. Если вы не успеваете выполнить работу в срок и нужна помощь, обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Обзор литературы в курсовой работе: нужно ли это, как сделать + пример
Независимо от того, по какому предмету или направлению выполняется исследование, автору предстоит разобраться в действующих правилах и канонах, понятиях и методиках. Для этого ему необходимо подобрать подходящие источники информации, изучить их, а затем тщательно переработать и изложить существенные моменты. Фактически, ни одна студенческая или научно-исследовательская работа не обходится без изучения сторонних трудов.
Независимо от того, по какому предмету или направлению выполняется исследование, автору предстоит разобраться в действующих правилах и канонах, понятиях и методиках. Для этого ему необходимо подобрать подходящие источники информации, изучить их, а затем тщательно переработать и изложить существенные моменты. Фактически, ни одна студенческая или научно-исследовательская работа не обходится без изучения сторонних трудов.
Все мы помним, что, опираясь на чье-либо мнение, конкретный факт, важно указать первоисточник и автора, который доказал и изложил информацию. За сокрытие данных о первоисточнике и незаконное копирование (плагиат) может наступить серьезное последствие: от недопуска к защите за нарушение требований к плагиату до административной/гражданской или уголовной ответственности за мошенничество или кражу интеллектуальной собственности. Поэтому к каждому задействованному материалу следует относиться с особым вниманием.
Сегодня мы расскажем, нужно ли делать обзор использованной литературы в курсовой работе, ответив на самые важные вопросы: что, где, когда и как.
Анализ литературы в курсовой работе: что это такое и где его место?
Специально предназначенного для описания задействованных источников в курсовой работе не предусмотрено. Подобного рода подпункт свойственен более масштабным исследованиям: монографии, диссертации, НИР, иногда – дипломный проект и пр.
Варианты использования первоисточников в студенческих и научно-исследовательских работах
В курсовых работах принято кратко описывать использованные первоисточники без конкретизации роли. При этом согласно действующим нормам и методическим рекомендациями при вузах, включать в структуру проекта обзор литературы не запрещено. Поэтому в какой форме, насколько подробно или емко указывать информационный фундамент – решать только Вам и научному руководителю.
Анализ литературы в курсовой работе чаще всего производится в 1-2 абзацах во введении, реже – в заключении. Притом непосредственно полный список задействованных материалов с отражением из авторов, публикационных особенностей оформляется в библиографическом списке.
Формы включения первоисточников в НИР
Анализ использованных в ходе написания исследования источников представляет собой краткий обзор фундаментальных трудов, послуживших опорой при раскрытии темы. Отсюда следует: что описывать все подряд материалы не стоит, важно выделить лишь самые важные. Как правило, их количество не превышает 3-5 штук, все остальное – «разбивочные файлы» для дополнения или наращивания объема, пополнения доказательной базы и актуализации данных.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Как сделать обзор использованной литературы в курсовом проекте?
Рассмотрим два основных варианта. Самый распространенный первый – краткий обзор основополагающих трудов в составе введения. В рамках данного сценария на выполнение миссии отводится буквально 1-2 небольших абзацев. Здесь важно отметить автора и суть его утверждения, место в курсовой работе (что показывает/доказывает).
Обзор литературных источников в составе введения целесообразно производить после отражения существенных постулатов: после описания предмета, объекта, конкретизации цели и задач, выдвижения гипотезы. Нередко данным описанием завершают вводный раздел, подводя итоги проделанной работы и значимость доказательной базы.
Образец оформления анализа литературы в курсовой работе
Второй сценарий – выведение литературного анализа в отдельный пункт. Данный раздел может появиться вслед за введением или стать завершением теоретической главы в качестве «подводящей итог/вывод» части. В данном случае объем подпункта должен быть соразмерен с предыдущими частями, но в среднем он достигает 3-5 страниц печатного текста. Данный вариант призван детальнее описать основополагающие моменты, задействованную литературу, отметив ее актуальность, суть (основные постулаты, репутация автора, весомость фактов и пр.). Здесь важно предоставить развернутый анализ, но серьезно углубляться с детализацией (истории создания/появления) не стоит. Данный формат студентами и авторами курсовых работ используется редко.
Инструкция по подготовке литературного обзора для курсовой работы или студенческой работы
Чтобы выделить «информационный фундамент» курсовой работы, достаточно внимательно изучить задействованные источники и выделить из общей массы:
Именно на этих моментах следует заострить внимание на обзоре литературных источников независимо от выбранного формата. Средний объем анализа использованной литературы и доказательной базы может зависеть от ряда параметров: общие требования к проекту (методические рекомендации), объем курсового проекта и пр. Средний объем анализа задействованных в курсовой работе первоисточников обычно укладывается в 1-2 абзаца (около 3-7 предложений), что эквивалентно 30-50% страницы печатного текста.
Учтите, что все первоисточники должны быть отражены в библиографическом списке: как описанные в обзоре, так и включенные в проект для дополнения доказательной базы, наращивания объема и пр. О его оформлении мы писали ранее. Ни в коем случае не путайте и не смешивайте эти понятия: список литературы — это банальное перечисление всех использованных трудов (основных и вспомогательных) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и пр.), а литературный обзор – это выделение роли наиболее важных изысканий и результатов научной работы, повлиявших на мировоззрение автора и его опыт, вычленение наиболее актуальных и полезных сведений.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Какова роль литературного обзора в курсовой работе?
Большинство студентов пренебрежительно относится к подготовке анализа использованных источников в курсовом проекте, полагая, что он носит лишь формальный характер. На самом деле роль данного фрагмента велика.
Во-первых, анализ задействованных источников информации позволяет автору разобраться в роли каждого задействованного фрагмента, его значимости в исследовании в целом, выделении основополагающих и вспомогательных материалов, а также оценить вклад авторов в новый студенческий или научно-исследовательский проект.
Миссия анализа первоисточников в студенческих работах
Во-вторых, посредством литературного обзора целевая аудитория, научный руководитель и простой читатель может понять достаточно ли хорошо автор курсовой работы разобраться в теме, степень актуальности задействованных данных, научную разработанность изучаемой проблемы и степень ее разрешения, потенциальные пути и пр. В данном разделе исследования принято выделять лишь значимые и проверенные источники.
В-третьих, описанные источники подчёркивают соприкосновение с рассматриваемой темой. Если уже на данном этапе будут отмечены отступления ил нестыковки, неправильная трактовка мнения известных ученых, то у проверяющих и экспертов могут возникнуть сомнения и масса вопросов относительно качества курсовой работы в целом, верности суждений автора и пр.
В-четвертых, данная часть проекта поможет определить качество исследования и задействованных работ. Определить их можно благодаря ссылкам на место публикации: престижные научные журналы не станут размещать низкосортные и непроверенные данные.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Таким образом, литературный обзор в курсовой работе позволяет подчеркнуть актуальность темы и исследования, качество задействованных первоисточников и информации в целом, логику проведенного исследования, а также значимость и новизну полученных результатов.
Не рекомендуется в анализе использованных материалов и работ давать категоричную личную оценку суждениям автора первоисточника, использовать фрагменты без отражения авторства и ссылок на первоисточник, пересказывать суть из изученных работ без констатации фактов и формулирования окончательного вывода, опираться на неактуальные работы и пр. Пренебрежение указанными моментами приведет к ухудшению качества курсовой работы, снижению уникальности и необходимости доработок.
Пример оформления литературного обзора в курсовой работе
Литературный обзор в курсовых работах краток, ясен и четок. Поэтому студентам следует максимально сконцентрироваться на тебе, проблеме и основополагающих трудах, чтобы грамотно описать их в нескольких предложениях. Помочь в подготовке данного раздела готова команда Дисхелп.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!