что такое образовательные технологии по фгос определение
Образовательные технологии по ФГОС
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность образовательных технологий по ФГОС
Образовательная технология – совокупность специально подобранных методов, форм, способов и приемов воспитания и обучения, которые используются педагогом системно в образовательном процессе, с целью повышения его эффективности и достижения прогнозируемого педагогического результата.
Образовательные технологии по ФГОС различаются по основаниям:
В зависимости от источника возникновения:
В зависимости от целей и задач:
В зависимости от педагогических средств, которые оказывают воздействие на получение ожидаемого результата.
В зависимости от функций, которые осуществляет педагог в рамках образовательной технологии (диагностические, управленческие и т.д.).
В зависимости от того на какую сторону педагогического процесса направлена образовательная технология.
Каждая образовательная технологи, вне зависимости от ее вида, направлена на реализацию разнообразных научных положений, теорий и идей педагогической практики. Именно поэтому современные образовательные технологии занимают промежуточное положение между практикой и наукой.
Классификация образовательных технологий по ФГОС
В настоящее время существует несколько видов классификаций образовательных технологий по ФГОС, в зависимости от параметров технологии.
Виды образовательных технологий по ФГОС:
В зависимости от уровня применения:
В зависимости от организационной формы: классно-урочная, альтернативная, академическая, клубная, индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная.
В зависимости от типа управления познавательной деятельностью учащихся:
В зависимости от подхода к ребенку:
В зависимости от ориентации технологии на личностные структуры:
В зависимости от характера структуры и содержания технологии: обучающая, светская, религиозная, общеобразовательная, профессиональная, гуманистическая, технократическая, моно- и политехнология, проникающая и т.д.
В настоящее время в современной педагогике насчитывается больше ста образовательных технология, большинство из которых используются в образовательных учреждениях и показывают высокий результат. Большое значение в эффективности реализуемой образовательной технологии имеет профессиональная компетентность педагога и его желание в получении высокого результата обучения
Виды учебно-познавательной деятельности
Предметы видов учебно-познавательной деятельности
Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них
Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них
Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе
Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний
Элементы реализации учебно-исследовательской деятельности
1. Учащиеся по описанию самостоятельно проводят процедуру демонстрационного эксперимента (но без предварительного объяснения учителем теоретического материала). Цель такой работы – обнаружение нового свойства или нового эффекта.
Первично предполагается возникновение у подростка вопросов-удивлений: «Как это возможно?», «Почему это происходит?», «За счет чего это возможно?».
Затем они обязательно должны быть переформатированы в вопросы проблемного характера (например: «Почему вес груза на воздухе имеет одно значение, а в воде – другое?», «Почему цитоплазма клетки сжимается при добавлении солевого раствора и восстанавливается при добавлении воды?», «Почему одно тело тонет, другое – всплывает, а третье может зависать в толще воды?»).
2. Проведение «опыта» по предложенной учителем процедуре. «Опыт» здесь понимается как исследовательская процедура, опирающаяся на эмпирический опыт и интуиции исследователя; опытные процедуры не опираются на предварительные теоретические построения.
В практическом плане это выглядит как, например, опытное изготовление всеми учащими класса собственных моделей кораблей (из фольги одинакового для всех размера) с максимальной грузоподъемностью и совместная формулировка вопроса, в котором зафиксирована содержательная проблематика обнаруженного эффекта.
3. Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом учебника как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.
4. В завершении обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов, выделение этапов работы и, тем самым, норм исследовательской деятельности.
В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно действовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).
Учебные приемы исследования:
Учебные исследования
Независимые линии в рамках учебных исследований:
— открытие и освоение этапов исследования, методов исследования как внешне заданных норм на предметном материале учебных дисциплин;
— мини-исследования (дидактическая игра «в исследователей» на эмпирическом материале; исследовательская задача сформулирована взрослым; теоретические основания скрыты от участников [ср. различение цветов животными]);
— исследовательское творчество (лично мной сформулированный вопрос, лично мной выделенная проблема, лично мной сформулированная гипотеза и др.)
Исследовательское задание
Исследовательская задача
Если говорить о характеристике использования исследовательской практики на уроках, то по уровню самостоятельности учащихся можно говорить о том, что исследование задаёт уровни:
Роль и функции педагога при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3]. В исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно-профессиональное поле педагога, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.
В связи со сказанным возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих учителей, организующих учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся в школе.
Перед педагогами, организующими учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, стоят следующие проблемы:
— диагностика исследовательских и проектных способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;
— адаптация предметного или межпредметного содержания для учебного исследования или проекта;
— отбор эффективных средств, форм, приемов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
— управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся, проектной деятельностью;
— разработка системы оценивания процесса и результата учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность тесно связаны с индивидуальными возможностями и особенностями учеников. Действительно, от того, какими исследовательскими, проектными и другими познавательными умениями владеет учащийся, зависит оптимальный вариант его включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, учитывающий готовность к отдельным этапам деятельности, степень его самостоятельности, рекомендуемые формы исследования, а значит, и целенаправленное создание условий для эффективного развития ученика. Поэтому, прежде чем включить учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, необходимо определить их начальный уровень, отражающий природные способности, приобретенные опыт и умения осуществлять отдельные элементы исследовательской или проектной деятельности.
Наиболее типовыми для учащихся являются недостаточно развитая потребность в преодолении познавательных затруднений, слабая мотивация к проведению исследования и работе над проектом. Мотивационными стимулами от содержания могут быть новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские вопросы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные виды проектов и проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников, подчеркивание учителем значимости исследовательской и проектной деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и взаимодействие с социальными партнерами ― вузами города, другими организациями образования и культуры. Преподаватели, аспиранты, магистранты, прочие сотрудники могут осуществлять экспертизу исследовательских проектов учащихся школы, консультировать по выбору актуальных проблем исследования и тем проектов, осуществлять совместные проекты в рамках внеурочной деятельности [3].
Для системного включения в образовательный процесс целостных учебных исследований и проектов необходимо разработать и апробировать:
— каталоги аннотированных тем проектов по различным дисциплинам и на межпредметном содержании;
— систему оценивания, учитывающую не только полученный результат (продукт проекта), но и процесс работы над проектом, самооценку учащимися своей деятельности;
— различные схемы работы учащихся над проектом в зависимости от их возможностей;
— управленческие документы, например, типовое положение об организации и проведении конкурса проектов, положение о проведении школьной научно-практической конференции, устав и программу работы школьного научного общества, договор о взаимодействии с социальным партнером и прочее [10].
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.
Понятие «образовательная технология», структура и классификация образовательных технологий
Следовательно, в структуру образовательной технологии должны входить:
2) содержательный компоненты
3) процессуальный компоненты.
Ведущим компонентом в этом перечне является концептуальная основа. Освоив его, педагог осознанно может использовать образовательную технологию, адаптируя ее к конкретным условиям педагогической деятельности.
Обращение к теоретическим основам образовательных технологий, показывает,что каждая из них должна удовлетворять ряду требований:
— концептуальность: в основе каждой технологии лежит научная идея, включающая философское, психологическое и педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
— системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность).
— управляемость: возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования образовательного процесса, варьирования средствами и методами коррекции результатов.
— эффективность: гарантируя результаты, соответствующие образовательным стандартам, технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
— воспроизводимость: возможность использования технологий в однотипных образовательных учреждениях и разными педагогами.
— гибкость: возможность вариаций в содержательном и процессуальном компонентах технологии для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и обучающихся с учетом конкретных условий педагогической действительности.
— динамичность: возможность развития или преобразования технологии в развивающемся образовательном пространстве таким образом, чтобы в условиях изменяющейся парадигмы образования не отсекать «старое», но полезное, а обеспечить эволюционное развитие образовательной технологии.
Сегодня уже не требуется доказывать необходимость и пользу применения технологий в образовательной практике. Проблемой остается лишь готовность педагогов к творческому их применению в практической деятельности.
В настоящее время существует несколько видов классификаций образовательных технологий, все они по-разному выделяют виды и типы технологий, в зависимости от направления деятельности, содержания, влияния на участников учебного процесса и т. д.
Наиболее общей классификацией образовательной технологией являются:
1)традиционная (репродуктивная) технология – основана на том, что педагог знакомит учащихся с правилами и последовательностью выполнения действия, далее он наблюдает за учениками и при необходимости корректирует их работу.
2)технология развивающего обучения – предусматривает комплексность обучения и развития. Общее развитие осуществляется посредством эффективного обучения, организованного на высоком уровне, быстрых темпах и последующей рефлексии учащихся.
3)технология поэтапного формирования умственных действий – предусматривает поэтапное овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые усваиваются учащимся в результате различных видов деятельности, организованных педагогом.
4)технология коллективного взаимодействия – основана на организации совместной работы учащихся, посредством пар сменного характера. Учащиеся в паре эффективнее усваивают знания, обмениваются друг с другом опытом, впечатлениями и т. д., то есть упор делается на взаимообучение.
5)технология полного усвоения – основана на едином, фиксированном уровне овладении знаниями, умениями и навыками, но при этом предусмотрена возможность индивидуального темпа их освоения учащимися.
6)технология разноуровневого обучения – предусматривает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся имеют возможность выбора темпа усвоение программного материала, в зависимости от своих возможностей и потребностей, но не ниже установленного Госстандарта.
7)технология адаптивного обучения является разновидностью разноуровневого обучения, предполагает гибкую систему организации учебных занятий, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей учащихся. Центральное место в данной технологии занимают личные качества учащегося.
8)технология программированного обучения – это самостоятельное индивидуальное обучение по заранее разработанной программе обучения, предусматривающей использование специальных средств.
9)технология компьютерного обучения – основана на использовании в учебном процессе компьютерных технологий и предоставляемых ими возможностях.
10)технология проблемного обучения – предусматривает постановку научной и учебной задачи перед учащимися, в процессе решения задачи учащиеся учатся самостоятельно находить необходимую информацию, способы решения, осуществляется развитие познавательной активности, творческого мышления и иных личных качеств.
11)технология модульного обучения- в основе модульной технологии заложено деление учебной дисциплины или предмета на модули, каждый из которых состоит из учебного содержания и технологии овладения им.
12)технология концентрированного обучения- эта технология основана на методе «погружения в предмет». Суть заключается в том, что уроки объединяют в блоки, в течение определенного срока (день, неделя) сокращается число параллельно изучаемых дисциплин.
13)технология проектного обучения – основана на получении учащимися индивидуального опыта продуктивной деятельности. Учащиеся получают знания не путем «зазубривания», а посредством решения практических задач, связанных с жизненным опытом.
14)технология гарантированного обучения – модель совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на программирование и осуществление учебного процесса.
16)технология авторских школ – предусматривает внедрение в образовательный процесс авторских методических разработок.
17)технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
18)частно-предметные педагогические технологии – направлены на внедрение образовательных технологий в конкретный учебный предмет.
19)альтернативные технологии – в основе лежат альтернативные методы обучения, разработанные авторами и апробированные в учебных заведениях.
20)природосообразные технологии – основаны на том, что каждый человек – это часть природы и в процессе его обучения необходимо опираться на природные потребности и возможности каждого ребенка.
«Чтобы знали и помнили». Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.
Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению»ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.
Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.
Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.
Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.
Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» «Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей»В своей работе я применяю игровую образовательную.
Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.
Структура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.
Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.
Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании
Современные технологии обучения, разработанные или заимствованные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должны грамотно внедряться в ДОУ. Однако в дошкольных учреждениях часто страдает реализация программы, так как педагоги не до конца понимают концепцию представленных программ. Более подробное рассмотрение ключевых педагогических техник поможет решить эту проблему.
Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ
Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.
Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.
Определение педагогической технологии
Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:
Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее.
Основные критерии педагогических технологий в ДОУ
Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:
Виды образовательных технологий
Примеры авторских педагогических технологий
В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.
Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.
Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.
Принципы развивающего обучения
Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.
Педагогика сотрудничества отличается:
Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.
Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.
ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.
В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.
Технология проблемного обучения Дж. Дьюи
Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.
Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.
Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.
Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников.
Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:
Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.
Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике
Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:
Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий
Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.