что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины

Вопросы по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Вопросы по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Просмотр содержимого документа
«Вопросы по роману И.А.Гончарова «Обломов»»

Вопросы по роману И.А. Гончарова «Обломов»

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче­ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно­стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди­вана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре­постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло­мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщи­на?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро­мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан­ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све­ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово­рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон­чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу­ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль­ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об­ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз­расте.

6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав­ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде­лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита­ние.

8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем­лении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере­ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло­мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

11. Можно ли считать Штольца положительным героем романа И.А. Гончарова «Обломов»?

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст­ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че­ловек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об­ломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело­век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре­мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со­держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен­ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Источник

Что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины

что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. rigt1. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-rigt1. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка rigt1. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"

что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. righ3. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-righ3. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка righ3. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. spacer. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-spacer. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка spacer. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"
что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. spacer. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-spacer. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка spacer. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"
что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. spacer. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-spacer. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка spacer. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"
что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left9. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left9. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left9. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left10. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left10. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left10. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left11. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left11. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left11. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left12. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left12. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left12. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left13. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left13. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left13. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left14. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left14. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left14. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left15. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left15. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left15. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"
что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left17. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left17. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left17. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"
что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left18. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left18. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left18. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. leftW2. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-leftW2. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка leftW2. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. leftK. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-leftK. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка leftK. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. leftMc. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-leftMc. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка leftMc. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"
что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left19. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left19. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left19. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. leftE. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-leftE. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка leftE. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left20. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left20. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left20. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"
что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left21. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left21. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left21. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"
что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. symCrit. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-symCrit. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка symCrit. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"
что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. left16. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-left16. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка left16. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"начало > критика > Н. О. Лосскийчто такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. spacer. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-spacer. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка spacer. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. spacer. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-spacer. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка spacer. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Н. О. Лосский.
(Из статьи “Характер русского народа”). 1957 г.

Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского народа. Но в русском народе встречается и обломовщина, та ленность и пассивность, которая превосходно изображена в романе Гончарова “Обломов”

Человек, стремящийся к идеалу абсолютно совершенного бытия, живущий им в мечтах и зорко подмечающий несовершенства нашей жизни вообще и недостатки собственной деятельности, разочаровывается на каждом шагу и в других людях, и в их предприятиях, и в своих собственных попытках творчества. Он берется то за одно, то за другое дело, ничего не доводит до конца и наконец перестает бороться за жизнь, погружается в лень и апатию. Таков именно Обломов.

В юности Обломов мечтал о “доблести, деятельности”; “ему были доступны наслаждения высоких помыслов”, он воображал себя полководцем, мыслителем, великим художником И это не пустые мечты он в самом деле талантлив и умен Если бы к этому таланту присоединить упорный труд обработки деталей, то он мог бы стать поэтом, дающим законченные художественные произведения. Для достижения этой цели нужно выработать привычку к систематическому труду. Но первые шаги самостоятельной жизни Обломова не содействовали выработке такой привычке

Окончательно опустившись, Обломов “иногда плачет холодными слезами безнадежности по светлом, навсегда утраченном идеале жизни” Но Штольц и в это время говорит, что “в душе его всегда будет чисто, светло, честно”, и после смерти Обломова Штольц вместе с Ольгой вспоминает “чистую, как хрусталь, душу покойного”

Что же такое “обломовщина”? Добролюбов объяснил ее влиянием крепостного права и крайне презрительно оценивает характер Обломова; привлекательные черты его души он отрицает и думает, что внесение их в роман есть неправильное изображение действительности
Конечно, крепостное право способствовало распространению обломовщины среди людей, пользующихся плодами крепостного труда, и среди придавленных ими крестьян, однако лишь как второстепенное условие. Гончаров, будучи великим художником, дал образ Обломова в такой полноте, которая открывает глубинные условия, ведущие к уклонению от систематического, полного скучных мелочей труда и порождающие в конце концов ленность

Обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека — стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности
астичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опаздывании на собрания, в театр, на условленные встречи. Богато одаренные pyccкие люди нередко ограничиваются только оригинальным замыслом, только планом какой-нибудь работы, не доводя ее до осуществления

Источник

Сочинение: «Что такое «обломовщина» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)»

что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. oblomovschina. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины фото. что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины-oblomovschina. картинка что такое обломовщина какие вещи стали символом обломовщины. картинка oblomovschina. Вопросы по роману И.А.Гончарова "Обломов"

Литеровед предлагает своим читателям краткое сочинение на тему: «Что такое «обломовщина» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)», ознакомившись с которым, вы поймете суть термина «обломовщина», какие людские пороки спрятано за этим словом.

Понятие «обломовщина» вошло в обиход благодаря роману Ивана Гончарова «Обломов». Автор подразумевает под этим словом состояние апатии, лени и ничегонеделания. Этот термин относится к русскому народу, особенно к дворянам. Также «обломовщиной» называется излишняя мечтательность, когда человек живет в своих иллюзиях более, чем в реальной жизни. Все это приводит к полной деградации личности.

Самым ярким воплощением безвольного состояния в русской литературе является герой Гончарова Илья Ильич Обломов. Именно от его фамилии и от названия деревни, где он проживал – Обломовка – произошло понятие «обломовщина». Обломовка стала главной причиной моральной и физической деградации главного героя романа Ивана Гончарова. Атмосфера родной деревни способствовала увяданию интереса Ильи Ильича к реальной жизни.

В романе «Обломов» автор строит воображаемую лестницу, по которой главный герой опускается, а «обломовщина» в нем поднимается. Все это имеет весьма печальные последствия для главного героя. Его ожидает полное разочарование в реальном мире, который и близко не похож на вымышленный, а также потеря смысла существования, да и самой жизни.

Процесс зарождения «обломовщины» начался еще с далекого детства Ильи Ильича. Он родился и взрастал в красивой и спокойной деревне Обломовка. Она находилась далеко от мира цивилизации и создавала иллюзию вечного беспечного существования. В ней все было идеально: и климат, и отсутствие ураганов, и прекрасные холмы. Вся природа Обломовки, казалось, окутывала жителей теплым одеялом, под которым каждый из них чувствовал себя в полной безопасности.

Атмосферу этой деревни можно сравнить с коконом или утробой матери. Ни один человек не пожелал бы покинуть Обломовку по собственной воле. Здесь все было настолько привычным, что жители деревни отказывались воспринимать вмешательство в их жизнь извне. Они знали, что после зимы точно придет весна, и она будет такой же, какой была год, пять, десять лет назад.

Им нравилась их жизнь, а больше они не хотели знать ни о ком и ни о чем. Жители Обломовки даже боялись того, чтобы что-то не нарушило их привычный ритм жизни. В одном эпизоде романа в Обломовку с соседней деревни приходит письмо. Люди столь напуганы этим явлением. Они не хотят открывать его. Им кажется, что там обязательно будет написано что-то такое, что потянет за собой много нежелательных событий. Обломовцы не хотели нарушить привычный для них образ жизни.

Однажды им не повезло найти мертвого мужчину. Этот человек был не с их общины, а с соседней деревни, поэтому люди решили просто забыть об этой находке и продолжать жить так, как будто бы ничего не случилось. Больше всего обломовцы не любили работать. Они пытались поскорее избавиться от разного рода труда, делая его быстро и некачественно, либо же перелаживая работу на других людей. Крепостные в поместье дворян исполняли всю работу, но и они не отличались особым рвением к делу, поскольку их жизнь также была отравлена «обломовщиной». И все же своим господам они всегда были верными.

Такой тихой и спокойной была жизнь в Обломовке. Больше всего жителей интересовала еда. Они очень любили поговорить о плотном и вкусном обеде. Особенным удовольствием было выбрать блюда, которые подадут к столу. После того, как все насладились обедом, обломовцы отправлялись спать. Этот сон был самым сладким и самым ленивым в их размеренном распорядке жизни. Иногда они не засыпали, а о чем-то тихо говорили или же просто сидели молча.

Илья Обломов рос в такой атмосфере и постепенно перенимал все привычки и нормы поведения этого общества. Когда Илья был еще маленьким, он совсем не был похож на угрюмых и спокойных обломовцев. Он интересовался всем, что его окружало. Ребенок никогда не сидел на месте, и все время старался познать что-то новое. Активный мальчик очень хотел побывать на всех деревьях, полазить по высоким сеновалам, померить шагами огромные поля и узнать, куда же течет их река. Еще с детства он интересовался животными и любил тихонько наблюдать за ними.

Но модель поведения маленького Ильи расходилась с пониманием жизни его родителями. Поэтому они обрывали все его попытки к активности в корне их зарождения. Родители не позволяли ему познавать окружающий мир. Они слишком опекали и контролировали мальчика, навязывали ему свои ценности и делали все, чтобы он удалился от реальности и ушел в «обломовский» спокойный мир мечтаний. Еще с детства его приучили не к труду, а к лени.

В итоге, Илья начал пользоваться своим положением. Он понял, что его желания и прихоти будут исполнять, и для этого ему не нужно даже прилагать никаких усилий. Мальчик знал, что для решения его юных проблем всегда найдется кто-то: либо родители, либо слуги. Если он хотел есть, то ожидал, что ему принесут. Если же ему нужно было убраться в комнате, то за него это делали слуги. Илья рос полностью защищенный даже от бытовых элементарных вещей.

Естественно, что он был абсолютно не готов к реальности, ведь он ее никогда и не видел. В учебе Обломов также не имел особого успеха. Наука казалась ему больше прихотью со стороны родителей. Он учился не из-за собственного интереса, а только потому, что это было желанием отца и матери. Хотя родители и отдали сына в науку, они особо не верили в ее силу. Часто сами же не пускали Илью на занятия, отмазывая прогулы простой непогодой. Мальчик ходил в школу и институт без особого желания. Он просто не понимал, как все эти знания помогут ему в жизни, особенно здесь, в Обломовке, где у него и так все есть без науки.

По своей природе Илья Ильич – очень тонкая и чувствительная натура. Он умеет видеть прекрасное вокруг и ощущать мельчайшие изменения в реальном мире. Все это досталось ему в наследство от созерцания обломовской прекрасной природы и сказок няни, которые он так любил слушать каждую ночь. В тот момент и формировался его мир, так не похожий на реальность. В нем было много чудес, неограниченных возможностей, интересных персонажей.

Больше всего он мечтал о том, чтобы лежать и ничего не делать. Он видел себя в том мире как человека, который гуляет и ест чьи-то вкусные угощения. Илья Ильич вырос, да только детские мечты так и остались его реальностью. Обломова пугает этот мир, где человек ничего не знает и должен сам прокладывать себе дорогу в будущее. Он чувствует себя брошенным, никому не нужным. И даже в этой ситуации Илья Ильич не находит иной выход, как только создать для себя новый сказочный мир в своей Обломовке.

Он представляет себе спокойную, размеренную семейную жизнь. Естественно, его любимая Ольга не вписывается в эту идиллическую картину. Она все пыталась вытащить его из состояния «обломовщины», но вскоре оставила эти попытки, поняв их бесполезность. Любовь Обломова к Ольге не была столь сильной, чтобы молодой человек смог отказаться от всего, во что верил всю свою сознательную жизнь. Он не смог «встать» со своего дивана, Ольга Ильинская же мечтала о том, чтобы не стоять на месте, а все время двигаться вперед. Илья Ильич нашел другую женщину, которая смогла вписаться в его картину жизни.

Но в тот момент, когда он умирал, Обломов не искал глазами реальных жену и сына, мысленно он пребывал в своем комфортном мире, где молодой человек представлял себя здоровым и полным энергии. Автор же комментирует такое состояние Обломова, как самообман.

Понятие «обломовщина» касается не только главного героя романа Ивана Гончарова, а и всех членов русского общества, которые привыкли жить за счет труда крепостных, а сами не умеют ничего делать. Все их забавы начинаются и кончаются «лежанием на диване». Дворяне как будто ожидают, что в один миг все изменится, и жизнь станет такой, какой они ее видят в своем вымышленном мире.

Но автор убеждает своим романом, что никто еще не достигал высот, лежа на диване. Только упорным трудом можно чего-то добиться в этой жизни. Именно таким является реальный мир. Он жестокий и требует жертв: здоровья, труда, стараний, страданий.

Обломов – яркий пример того, как человека может испортить неправильное воспитание, сверхзабота и оберегание от реальности. Рано или поздно каждый человек должен столкнуться с реальностью. От этого никто не убежит, как и от собственной смерти.

Источник

«Обломовщина» — что это? по роману Обломов (Гончаров И. А.)

В романе Ивана Александровича Гончарова понятие «обломовщина» впервые употребляет Андрей Штольц. Что же это такое? Название этого явления происходит от фамилии главного героя — Ильи Обломова. Такой жизненный уклад, который проповедует, с одной стороны, лень, апатию и абсолютное нежелание действовать, а с другой стороны, полет мыслей, идей и неторопливое созерцание мира. Именно образ жизни главного героя с подвиг его друга придумать этот термин.

Начало формирования такого порядка вещей в жизни Ильи Ильича Обломова относится к детству.

Будучи маленьким, он многим интересовался и стремился к знаниям. Но с самого детства его как будто старались от этого отучить. «В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры». Родители Обломова — потомственные дворяне — подавали ему не лучший пример. Они баловали мальчика и не давали проявить ему самостоятельность и ответственность, делая всё за него. Вырос Илья Ильич в деревне Обломовка, о которой рассказывается в главе «Сон Обломова», где главными ценностями для человека являлись сон и еда. Люди там ленивы и неподвижны, все дела и обязанности они перекладывают на крестьян. «Всё дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью». Детство героя становится главным фактором становления Обломова, как человека, пораженного этой «болезнью» — «обломовщиной».

Взрослый Обломов — дворянин, проводящий свою жизнь в раздумьях о смысле жизни у себя на диване. У него нет желания меняться. Его устраивает такая жизнь. Живёт Илья Илья на доходы из Обломовки, но позже, из-за своей невнимательности, подписывает бумаги и залезает в долги. Тогда, Штольц приходит на помощь и всё решает. «Надо Штольца спросить, как приедет, — продолжал Обломов, — кажется, тысяч семь, восемь… худо не записывать!». То есть, Андрей Иванович заботится об Обломове как о ребёнке, неспособным взять ответственность на себя. При этом их дружба всё также крепка, Штольц ценит в Илье его душу. Но не поддерживает его лень, которую называет сном. В рассказе Обломова об идеальной жизни, которая заключалась в спокойствии и размеренности, Андрей упоминает об обломовщине. «— Это не жизнь! — упрямо повторил Штольц. — Что ж это, по-твоему? — Это. (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь). Какая-то. обломовщина, — сказал он наконец».

Обломовщина — это болото, в которое Обломова затянуло с самого детства, болезнь, с которой трудно бороться, но Илья Ильич и не хочет. Образ его жизни и есть отображение «обломовщины», которую впоследствии стали воспринимать как явление, отрицательно оцениваемое в обществе: лень, прожигание жизни без желания меняется.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что такое обломовщина?

Статья Н.А. Добролюбова

Просмотр содержимого документа
«Что такое обломовщина?»

ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?

(Обломов, роман И. А. Гончарова.
«Отеч. записки», 1859 г., № 1—IV)

Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово «вперед»? Веки проходят за веками, полмильона сидней, увальней и болванов дремлет непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произнести его, это всемогущее слово. 1

«Обломов» вызовет, без сомнения, множество критик. Вероятно, будут между ними и корректурные, которые отыщут какие-нибудь погрешности в языке и слоге, и патетические, в которых будет много восклицаний о прелести сцен и характеров, и эстетично-аптекарские, с строгою поверкою того, везде ли точно, по эстетическому рецепту, отпущено действующим лицам надлежащее количество таких-то и таких-то свойств и всегда ли эти лица употребляют их так, как сказано в рецепте. Мы не чувствуем ни малейшей охоты пускаться в подобные тонкости, да и читателям, вероятно, не будет особенного горя, если мы не станем убиваться над соображениями о том, вполне ли соответствует такая-то фраза характеру героя и его положению, или в ней надобно было несколько слов переставить, и т. п. Поэтому нам кажется нисколько не предосудительным заняться более общими соображениями о содержании и значении романа Гончарова, хотя, конечно, истые критики и упрекнут нас опять, что статья наша написана не об Обломове, а только по поводу Обломова.

Нам кажется, что в отношении к Гончарову более, чем в отношении ко всякому другому автору, критика обязана изложить общие результаты, выводимые из его произведения. Есть авторы, которые сами на себя берут этот труд, объясняясь с читателем относительно цели и смысла своих произведений. Иные и не высказывают категорически своих намерений, но так ведут весь рассказ, что он оказывается ясным и правильным олицетворением их мысли. У таких авторов каждая страница бьет на то, чтобы вразумить читателя, и много нужно недогадливости, чтобы не понять их. Зато плодом чтения их бывает более или менее полное (смотря по степени таланта автора) согласие с идеею, положенною в основание произведения. Остальное все улетучивается через два часа по прочтении книги. У Гончарова совсем не то. Он вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора. Он представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определить степень достоинства изображенных предметов: он к этому совершенно равнодушен. У него нет и той горячности чувства, которая иным талантам придает наибольшую силу и прелесть. Тургенев, например, рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их. И его увлечение заразительно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица. И пройдет много времени, — читатель может забыть ход рассказа, потерять связь между подробностями происшествий, упустить из виду характеристику отдельных лиц и положений, может, наконец, позабыть все прочитанное; но ему все-таки будет памятно и дорого то живое, отрадное впечатление, которое он испытывал при чтении рассказа. У Гончарова нет ничего подобного. Талант его неподатлив на впечатления. Он не запоет лирической песни при взгляде на розу и соловья; он будет поражен ими, остановится, будет долго всматриваться и вслушиваться, задумается. Какой процесс в это время произойдет в душе его, этого нам не понять хорошенько. Но вот он начинает чертить что-то. Вы холодно всматриваетесь в неясные еще черты. Вот они делаются яснее, яснее, прекраснее. и вдруг, неизвестно каким чудом, из этих черт восстают перед вами и роза, и соловей, со всей своей прелестью и обаяньем. Вам рисуется не только их образ, вам чуется аромат розы, слышатся соловьиные звуки. Пойте лирическую песнь, если роза и соловей могут возбуждать ваши чувства; художник начертил их и, довольный своим делом, отходит в сторону; более он ничего не прибавит. «И напрасно было бы прибавлять, — думает он, — если сам образ не говорит вашей душе то, что могут вам сказать слова».

В этом уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова.

…Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе; но прежде оно не выставлялось пред нами так просто и естественно, как в романе Гончарова. Чтобы не заходить слишком далеко в старину, скажем, что родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине и затем несколько раз встречаем их повторение в лучших наших литературных произведениях. Дело в том, что это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников. Но с течением времени, по мере сознательного развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение. Подметить эти новые фазы его существования, определить сущность его нового смысла — это всегда составляло громадную задачу, и талант, умевший сделать это, всегда делал существенный шаг вперед в истории нашей литературы. Такой шаг сделал и Гончаров своим «Обломовым». Посмотрим на главные черты обломовского типа и потом попробуем провести маленькую параллель между ним и некоторыми типами того же рода, в разное время появлявшимися в нашей литературе.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора. Преимущество своего положения Илья Ильич объясняет Захару таким образом:

Разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне. И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался.

И Обломов говорит совершенную правду. История его воспитания вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком, благодаря тому, что у него и подать и сделать — есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует. Ну, скажите пожалуйста, чего же бы вы хотели от человека, выросшего вот в каких условиях:

Захар, — как, бывало, нянька, — натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Ильюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему, лежа, то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос. Если недовольный Захарка вздумает пожаловаться, то получит еще от старших колотушку. Потом Захарка чешет ему голову, натягивает куртку, осторожно продевая руки Ильи Ильича в рукава, чтоб не слишком беспокоить его, и напоминает Илье Ильичу, что надо сделать то, другое: вставши поутру — умыться и т. п.

Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнить его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, принести ли что, сбегать ли за чем, — ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат:

— Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька, Ванька, Захарка! Чего вы смотрите, розини? Вот я вас!

И не удается никак Илье Ильичу сделать что нибудь самому для себя. После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и выучился сам покрикивать: «Эй, Васька, Ванька, подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!».

Подчас нежная заботливость родителей и надоедала ему. Побежит ли он с лестницы, или по двору, вдруг вслед ему раздается десять отчаянных голосов: «Ах, ах, подержите, остановите! упадет, расшибется! Стой, стой!» Задумает ли он выскочить зимой в сени, или отворить форточку, — опять крики: «Ай, куда? как можно? Не бегай, не ходи, не отворяй: убьешься, простудишься. » И Ильюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая.

И ведь Обломов не только своих сельских порядков не знает, не только положения своих дел не понимает: это бы еще куда ни шло. Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя. В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». Точно так относился к жизни и Илья Ильич. Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался ни в чем другом, как в сытной жизни — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т. п., — в халате, в крепком сне, да для промежуточного отдыха — в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают. Рассудок Обломова так успел с детства сложиться, что даже в самом отвлеченном рассуждении, в самой утопической теории имел способность останавливаться на данном моменте и затем не выходить из этого status quo, несмотря ни на какие убеждения. Рисуя идеал своего блаженства, Илья Ильич не думал спросить себя о внутреннем смысле его, не думал утвердить его законность и правду, не задал себе вопроса: откуда будут браться эти оранжереи и парники, кто их станет поддерживать и с какой стати будет он ими пользоваться. Не задавая себе подобных вопросов, не разъясняя своих отношений к миру и к обществу, Обломов, разумеется, не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он — и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он — и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решился сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество — и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят: не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Сходился он с женщинами, но подумал: однако чего же от них ожидать и добиваться? Подумавши же, не решил вопроса и стал избегать женщин. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего.

Дойдя до этой точки в объяснении характера Обломова, мы находим уместным обратиться к литературной параллели, о которой упомянули выше. Предыдущие соображения привели нас к тому заключению, что Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Здесь-то он и подает нам повод к сравнению с прежними типами лучших наших писателей. Давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым. В самом деле, — раскройте, например, «Онегина», «Героя нашего времени», «Кто виноват?», «Рудина», или «Лишнего человека», или «Гамлета Щигровского уезда», — в каждом из них вы найдете черты, почти буквально сходные с чертами Обломова.

Онегин, как Обломов, оставляет общество, затем, что его

И вот он занялся писаньем:

Отступник бурных наслаждений,
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать, но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его. 6

В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они и поработить себе женскую душу. как же! этим бывает очень довольна их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ним действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, — они немедленно обращаются в постыднейшее бегство. Трусость у всех этих господ непомерная!

…Да, все эти обломовцы никогда не перерабатывали в плоть и кровь свою тех начал, которые им внушили, никогда не проводили их до последних выводов, не доходили до той грани, где слово становится делом, где принцип сливается с внутренней потребностью души, исчезает в ней и делается единственною силою, двигающею человеком. Потому-то эти люди и лгут беспрестанно, потому-то они и являются так несостоятельными в частных фактах своей деятельности. Потому-то и дороже для них отвлеченные воззрения, чем живые факты, важнее общие принципы, чем простая жизненная правда. Они читают полезные книги для того, чтобы знать, что пишется; пишут благородные статьи затем, чтобы любоваться логическим построением своей речи; говорят смелые вещи, чтобы прислушиваться к благозвучию своих фраз и возбуждать ими похвалы слушателей. Но что далее, какая цель всего этого читанья, писанья, говоренья, — они или вовсе не хотят знать, или не слишком об этом беспокоятся. Они постоянно говорят вам: вот что мы знаем, вот что мы думаем, а впрочем, — как там хотят, наше дело — сторона. Пока не было работы в виду, можно было еще надувать этим публику, можно было тщеславиться тем, что мы вот, дескать, все-таки хлопочем, ходим, говорим, рассказываем. На этом и основан был в обществе успех людей, подобных Рудину. Даже больше — можно было заняться кутежом, интрижками, каламбурами, театральством — и уверять, что это мы пустились, мол, оттого, что нет простора для более широкой деятельности.

Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову — Штольца. Но по поводу этого лица мы должны еще раз повторить наше постоянное мнение, — что литература не может забегать слишком далеко вперед жизни. Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества (разумеем образованное общество, которому доступны высшие стремления; в массе, где идеи и стремления ограничены очень близкими и немногими предметами, такие люди беспрестанно попадаются). Сам автор сознавал это, говоря о нашем обществе: «Вот, глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие, широкие шаги, живые голоса. Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!» Должно явиться их много, в этом нет сомнения; но теперь пока для них нет почвы. Оттого-то из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц — человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить — значит трудиться, и пр. Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, — это для нас остается тайной. Он мигом устроил Обломовку для Ильи Ильича; — как? этого мы не знаем. Он мигом уничтожил фальшивый вексель Ильи Ильича; — как? это мы знаем. Поехав к начальнику Ивана Матвеича, которому Обломов дал вексель, поговорил с ним дружески — Ивана Матвеича призвали в присутствие и не только что вексель велели возвратить, но даже и из службы выходить приказали. И поделом ему, разумеется; но, судя по этому случаю, Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля. Да и нельзя еще: рано. Теперь еще, — хотя будь семи пядей во лбу, а в заметной общественной деятельности можешь, пожалуй, быть добродетельным откупщиком Муразовым, делающим добрые дела из десяти мильонов своего состояния, или благородным помещиком Костанжогло, — но далее не пойдешь. И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье. Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится старая Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что именно делал и как делал, — мы не знаем. А без этого мы не можем удовлетвориться его личностью. Можем сказать только то, что не он тот человек, который сумеет, на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!»

Итак, только внешний нравственный долг спасает ее от этого пустого фата; будь она свободна, она бы бросилась ему на шею. Наталья оставляет Рудина только потому, что он сам уперся на первых же порах да и, проводив его, она убеждается только в том, что он ее не любит, и ужасно горюет об этом. Нечего и говорить о Печорине, который успел заслужить только ненависть княжны Мери. Нет, Ольга не так поступила с Обломовым. Она просто и кротко сказала ему: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен. как голубь; ты спрячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей. да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» И она оставляет Обломова, и она стремится к своему чему-то, хотя еще и не знает его хорошенько.

Он не договорил, что у нас. Но ясно, что это он не хочет «идти на борьбу с мятежными вопросами», он решается «смиренно склонить голову». А она готова на эту борьбу, тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы — принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *