что такое область компетенции эксперта цок
Документы СПК
Порядок аттестации экспертов ЦОК СПК ЖКХ
УТВЕРЖДЕН
Решением
Совета по профессиональным квалификациям
в жилищно-коммунальном хозяйстве
протокол № 12 от 18 апреля 2017 г.
ПОРЯДОК
установления квалификации специалиста соответствующей требованиям эксперта по независимой оценке квалификаций
в центре оценки квалификаций
Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ
1.1. Проведение профессионального экзамена по независимой оценке квалификации соискателя осуществляет экспертная комиссия центра оценки квалификаций Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ (ЦОК СПК ЖКХ), формируемая в соответствии с «Требованиями к центрам оценки квалификаций», утвержденными приказом Минтруда России от 19.12.2016 г.
№ 759н.
1.2. Экспертная комиссия ЦОК СПК ЖКХ формируется из числа работников Центра оценки квалификаций, а также из работников, привлеченных из других организаций, подтвердивших свою квалификацию в соответствии с требованиями настоящего документа и включенных Советом по профессиональным квалификациям в ЖКХ (далее – СПК ЖКХ) в состав экспертов ЦОК СПК ЖКХ, в соответствии с «Порядком отбора организаций для наделения полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения их полномочий», утвержденным приказом Минтруда России от 19.12.2016 г. № 759н.
1.3. Подтверждение квалификации специалиста на право участия в работе экспертной комиссии ЦОК СПК ЖКХ осуществляется рабочей группой СПК ЖКХ по созданию и организации деятельности ЦОК СПК ЖКХ (далее – Рабочая группа), в том числе, с целью определения области его деятельности в качестве эксперта ЦОК СПК ЖКХ, в соответствии с наименованиями профессиональных квалификаций.
1.4. Член экспертной комиссии ЦОК СПК ЖКХ может выполнять независимую оценку квалификации соискателя по наименованиям профессиональных квалификаций закрепленных за ним по результатам подтверждения его квалификации в качестве эксперта, в рамках установленной области деятельности ЦОК СПК ЖКХ.
2. Квалификационные требования, предъявляемые к специалистам для включения в состав экспертов ЦОК СПК ЖКХ
2.1 Члены экспертной комиссии ЦОК СПК ЖКХ должны иметь подтвержденную СПК ЖКХ квалификацию, удовлетворяющую требованиям, которые определены в оценочном средстве.
В случае если специалист претендует на проведение независимой оценки квалификаций по нескольким наименованиям квалификаций, уровень его образования должен быть не ниже, указанного в наиболее высоком уровне заявленных, для проведения профессионального экзамена, наименованиях квалификаций.
2.3. Эксперт обеспечивает соответствие уровня своей квалификации установленным требованиям путем повышения квалификации, по программам аккредитованным СПК ЖКХ.
3. Подтверждение квалификационных требований специалиста на право участия в работе экспертной комиссии ЦОК СПК ЖКХ
3.1. Для рассмотрения вопроса о подтверждении квалификационных требований специалиста на право участия в работе экспертной комиссии ЦОК СПК ЖКХ, организация-заявитель направляет в Рабочую группу заявку (Приложение 1), в которой указываются:
К заявке прилагаются копии:
3.2. Заявка организации-заявителя и прилагаемые к ней документы, в соответствии с пунктом 3.1. настоящего Порядка, предоставляются в Рабочую группу одним из следующих способов:
3.3. Рабочая группа, в течение тридцати календарных дней проводит:
3.4. СПК ЖКХ, вправе провести профессиональный экзамен для кандидата в эксперты или эксперта с применением оценочных средств, используемых при проведении профессионального экзамена по квалификации, заявленной экспертом, в том числе при проведении выездной проверки организации-заявителя или ЦОК СПК ЖКХ по месту (местам) осуществления деятельности по независимой оценке квалификации.
3.5. Отказом в подтверждении квалификационных требований специалиста на право участия в работе экспертной комиссии ЦОК СПК ЖКХ может служить: несоответствие кандидата требованиям пункта 2.2 настоящего Порядка и отрицательные результаты сдачи им профессионального экзамена по заявленному наименованию квалификации.
3.6. Указанная в п. 3.5 настоящего Порядка процедура может быть применена в отношении экспертов ЦОК СПК ЖКХ, имеющих:
3.7. Для расширения области деятельности эксперта ЦОК СПК ЖКХ подтверждение его квалификации, по дополнительно заявленным наименованиям квалификаций, проводится в соответствии с п. 3.3. и 3.4. настоящего Порядка.
3.8. В случае положительного решения СПК ЖКХ, сведения об экспертах ЦОК СПК ЖКХ, в т.ч. реквизиты документов, подтверждающих их квалификацию, указываются в приложении к решению СПК ЖКХ о наделении ЦОК СПК ЖКХ полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящей Порядок вступает в действие с момента его утверждения СПК ЖКХ и размещения соответствующей информации на официальном сайте СПК ЖКХ в сети «Интернет».
4.2. В случае грубых нарушений требований п. 2.2 настоящего Порядка допущенных экспертом ЦОК СПК ЖКХ и выявленных СПК ЖКХ, деятельность эксперта ЦОК СПК ЖКХ рассматривается на заседании Рабочей группы. По предложению Рабочей группы решением СПК ЖКХ эксперт ЦОК СПК ЖКХ может быть лишен права участия в работе экспертной комиссии ЦОК СПК ЖКХ.
4.3. В случае принятия СПК ЖКХ решения о лишении эксперта ЦОК СПК ЖКХ права участия в работе экспертной комиссии, оформленные в установленном порядке документы, направляются в Национальное агентство развития квалификаций, для внесения соответствующих изменений в Реестр профессиональных квалификаций.
Порядок аттестации экспертов ЦОК СПК ЖКХ скачать
Что такое область компетенции эксперта цок
от 19 декабря 2016 года N 759н
требования к центрам оценки квалификаций согласно приложению N 1;
Порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий согласно приложению N 2.
в Министерстве юстиции
9 января 2017 года,
регистрационный N 45105
Приложение N 1
к приказу
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 19 декабря 2016 года N 759н
Требования к центрам оценки квалификаций
Полномочиями Центра не может быть наделено юридическое лицо, являющееся образовательной организацией и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).
3. К Центру предъявляются следующие требования:
б) наличие по месту (местам) осуществления деятельности по независимой оценке квалификации на праве собственности (и (или) при необходимости привлеченных на ином законном основании) ресурсов, в том числе материально-технических, а также наличие кадрового обеспечения, необходимого для проведения профессиональных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
полное наименование и место нахождения Центра;
почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов Центра и Совета в сети «Интернет»;
номер контактного телефона, факса (при наличии);
наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым Центр проводит независимую оценку квалификации;
перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям;
сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;
адреса мест проведения профессионального экзамена;
примеры заданий, входящих в состав оценочных средств, используемых Центром при проведении профессионального экзамена;
образец заявления соискателя для проведения независимой оценки квалификации;
д) проведение профессионального экзамена в соответствии с Правилами;
е) наличие подключения к информационно-телекоммуникационным сетям и обеспечение направления протокола экспертной комиссии, копии комплекта документов соискателя и иных материалов профессионального экзамена в Совет для проверки, обработки и признания результатов независимой оценки квалификации;
ж) обеспечение хранения (сохранности) протокола экспертной комиссии, комплекта документов соискателя и иных материалов профессионального экзамена в бумажном и (или) электронном виде в течение срока действия свидетельства о квалификации по оцениваемой квалификации и трех лет после истечения указанного срока;
з) исполнение решений апелляционной комиссии;
и) своевременное информирование Совета об изменениях в материально-технических ресурсах и кадровом обеспечении, мест осуществления деятельности и состава экспертов, которые могут повлиять на соблюдение Правил;
к) наличие актуальных и доступных для работников и членов экспертной комиссии Центра нормативных правовых актов Российской Федерации и иных документов, регламентирующих проведение независимой оценки квалификации.
Приложение N 2
к приказу
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 19 декабря 2016 года N 759н
Порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий
3. Организация-заявитель представляет в Совет следующие документы:
а) заявление, содержащее:
полное наименование организации-заявителя;
адрес места нахождения;
идентификационный номер налогоплательщика;
основной государственный регистрационный номер;
адрес электронной почты;
номер контактного телефона, факса (при наличии);
перечень наименований квалификаций, по которым планируется проводить независимую оценку квалификации;
в) документы, подтверждающие решение организации о создании экзаменационного центра и назначении его руководителя (в случае осуществления Центром деятельности по независимой оценке квалификации вне места нахождения Центра);
г) заверенную копию устава организации-заявителя;
д) проект положения о Центре, содержащий:
перечень наименований квалификаций, по которым планируется проводить независимую оценку квалификации;
сведения об организационной структуре Центра;
перечень экзаменационных центров (при наличии) и порядок их взаимодействия с Центром;
сведения о работниках Центра, которые будут непосредственно заняты проведением профессионального экзамена, в том числе привлекаемых из других организаций;
порядок организации Центром профессионального экзамена;
порядок оформления протокола экспертной комиссии и иных материалов профессионального экзамена и их передачи в Совет для проверки, обработки и признания результатов независимой оценки квалификации;
порядок учета и выдачи свидетельств о квалификации и заключений о прохождении профессионального экзамена, ведения архива деятельности по проведению независимой оценки квалификации;
е) копии документов, подтверждающих наличие в местах осуществления деятельности по независимой оценке квалификации необходимых для проведения профессиональных экзаменов по соответствующим квалификациям на праве собственности, а также (при необходимости) привлеченных на ином законном основании ресурсов, в том числе материально-технических, а также наличие кадрового обеспечения, необходимого для проведения профессиональных экзаменов в соответствии с оценочными средствами, утвержденными Советом;
ж) копии документов о наличии у экспертов Центра соответствующей квалификации, подтвержденной Советом, для проведения профессионального экзамена;
з) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление организации-заявителя.
4. Документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, направляются в Совет по почте или представляются уполномоченным представителем организации-заявителя, или направляются с использованием сети «Интернет» в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.
5. Совет рассматривает документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, с учетом данных выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученной с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети «Интернет», и сообщает организации-заявителю о принятии к рассмотрению или об отклонении (в случае предоставления неполной или недостоверной информации) его заявления в течение тридцати календарных дней со дня поступления документов.
6. В случае принятия заявления к рассмотрению Совет организует проведение проверки достоверности представленных документов и соответствия организации-заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 3 приложения N 1 настоящего приказа, в документарной форме и (или) в форме выездной проверки по месту (местам) осуществления деятельности по независимой оценке квалификации.
Проверка проводится комиссией, формируемой Советом в составе (как правило) не менее трех человек. О проведении проверки организация-заявитель информируется не менее чем за пять календарных дней до ее начала, с указанием даты начала проверки, ее продолжительности и места (мест) проведения.
Результаты проверки оформляются заключением комиссии о достоверности представленных сведений и соответствия организации-заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 3 приложения N 1 настоящего приказа.
7. Решение о результатах рассмотрения заявления и наделении организации-заявителя полномочиями или об отказе в наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации принимается Советом.
8. Совет направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации в течение ста календарных дней со дня поступления документов.
9. Совет отказывает организации-заявителю в наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации по следующим основаниям:
а) представление заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения организации-заявителя полномочиями по проведению независимой оценки квалификации;
б) несоответствие организации-заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 3 приложения N 1 настоящего приказа;
Когда и кому надо проводить независимую оценку квалификации работников
С июля 2019 года полноценно заработал механизм независимой оценки квалификации. Работодателям теперь следует использовать его для подтверждения компетенций работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Впрочем, государственные и муниципальные учреждения подпадают под эти нормы лишь частично. В каких случаях направлять сотрудников на оценку квалификации, а когда — нет?
Как известно, 1 июля текущего года закончился переходный период, позволяющий работодателям использовать иные порядки оценки квалификации работников и соискателей, нежели тот, что предусмотрен Законом № 238-ФЗ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации») (на это указано в его ст. 11). Основным способом подтверждения компетенций работника стало его направление в центр оценки квалификации (ЦОК) для прохождения там профессионального экзамена. То есть проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а специально созданные центры, имеющие в штате прошедших обучение экспертов, — за счет этого и достигается независимость подтверждения профессионального уровня работника.
Проводить оценочные процедуры теперь должны не сами работодатели, а ЦОК.
Но, несмотря на появление единого порядка проведения независимой оценки квалификации, обязанность работодателя проверять таким способом всех своих работников трудовым законодательством не предусмотрена. В силу ст. 196 ТК РФ работодатель самостоятельно принимает решение о необходимости оценки квалификации, исходя из специфики собственной деятельности. О добровольности процедуры для работодателей и работников неоднократно напоминал и Минтруд (См., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и официальный сайт «Онлайнинспекция.рф», раздел «Вопросы и ответы», вопрос от 20.05.2019.).
Процедура оценки квалификации напрямую связана с введением профессиональных стандартов — на соответствие их положениям проверяются компетенции работников. Правовые возможности для направления персонала в ЦОК у учреждений есть, ведь до 01.01.2020 им надо завершить реализацию планов по внедрению профстандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). В числе прочего планы должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов.
Некоторые учреждения воспользовались данной возможностью и прописали в своих планах, например, такое кадровое решение, как направление работников в ЦОК для подтверждения соответствия квалификации требованиям профстандартов. Хотя практика показывает, что многие все же не стали упоминать в своих планах по внедрению профстандартов новый способ оценки.
Некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК.
Подобные действия имеют свою причину: некоторые группы работников, в отношении которых введены профстандарты, учреждение не должно направлять в ЦОК. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ квалификация должна подтверждаться в ином порядке, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в частности, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В этих случаях порядок оценки квалификации устанавливается другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
Так, Трудовой кодекс отдельно регулирует труд следующих категорий специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:
А значит, при оценке компетенций этих работников применяются иные законодательные и нормативные акты. В частности, в отношении педагогических и научных работников действуют Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, от 30.03.2015 № 293 и от 27.05.2015 № 538. А медицинские работники оцениваются на основании Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказа Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н. Эти специалисты проходят аттестацию, как правило, раз в пять лет.
Таким образом, направлять всех без исключения работников на независимую оценку квалификации не надо. Более того, делать так в отношении ряда категорий персонала и вовсе нельзя. Но когда правовое основание для направления сотрудника в ЦОК все же есть (должность работника не подпадает под исключения, предусмотренные ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ), учреждение вправе самостоятельно решить, нужно ли ему прибегать к оценочным процедурам. И если да, то единственным механизмом, который может использовать учреждение, станет независимая оценка квалификации на соответствие положениям профстандартов или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).
Даже если правовые возможности для направления работников в ЦОК имеются, на практике воспользоваться ими получится не всегда. Механизм независимой оценки может не работать в отношении конкретных категорий специалистов — квалификации могут быть еще не утверждены, а ЦОК, ориентированные на нужную учреждению отрасль, и действующие в сотрудничестве с ними экзаменационные центры не созданы.
Актуальная информация об утвержденных квалификациях, адресах ЦОК и других экзаменационных площадок размещена в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, который ведет Национальное агентство развития квалификаций (nok-nark.ru). По данным реестра на 01.08.2019, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не открыт ни один ЦОК (ведь в этих сферах используются другие оценочные процедуры). Не утверждены квалификации и для юристов. В свою очередь, в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано от 32 до 44 экзаменационных площадок (в зависимости от конкретной квалификации).
На профессиональный экзамен можно направлять и офисный (административно-управленческий, вспомогательный) персонал — секретаря-администратора, секретаря руководителя, делопроизводителя, специалиста по кадровому делопроизводству, специалиста по охране труда. А вот, например, экскурсовод, руководитель физкультурно-спортивной организации пройти независимую оценку квалификации пока не смогут: соответствующие квалификации утверждены, но ЦОК не открыты.
Для наглядности обобщим эти примеры в табличном виде.
Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения (уровень 7 квалификации)
Тренер по общей физической и специальной подготовке (уровень 5 квалификации)
Экскурсовод (уровень 6 квалификации)
Руководитель службы предприятия питания (уровень 5 квалификации)
Специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения (уровень 6 квалификации)
Работает 44 экзаменационных площадки
Главный бухгалтер организации государственного сектора (уровень 6 квалификации), бухгалтер организации государственного сектора (уровень 5 квалификации)
Работает 25 экзаменационных площадок
Секретарь-администратор (уровень 3 квалификации)
Работает 31 экзаменационная площадка
Специалист по охране труда (уровень 6 квалификации)
Работает 32 экзаменационные площадки
Повар (уровень 4 квалификации)
Работает 7 экзаменационных площадок
Как видим, экзаменационные площадки действуют не во всех регионах и не по всем квалификациям (даже если последние утверждены). Больше всего площадок открыто в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Сибири. Потому если учреждение намерено проверять компетенции своих работников посредством независимой оценки квалификации, сначала придется найти «профильные» экзаменационные центры и учесть их территориальную доступность.
Подготовка со стороны работодателя к направлению на профессиональный экзамен и его прохождение работником состоят из нескольких этапов. Перечислим их.
Согласно п. 2 и 11 Правил № 1204 на экзамене используются оценочные средства, утвержденные соответствующим советом по профессиональным квалификациям, — комплекс заданий и критериев оценки. Во многих случаях информацию об оценочных средствах тоже можно найти на сайте nok-nark.ru (им посвящен отдельный раздел).
Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенным оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204). В этом случае ЦОК направит в «профильный» совет по профессиональным квалификациям комплект документов работника и материалы экзамена, а совет проверит полученную информацию и осуществит признание результатов оценки (п. 15, 16 Правил № 1204). Затем ЦОК выдаст работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н) — на это отведено 30 дней после прохождения экзамена (п. 17 Правил № 1204).
Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретной профессии (эта информация тоже есть на сайте nok-nark.ru). Так, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» сертификат будет действовать три года, а по квалификациям «Экскурсовод», «Специалист по обеспечению и защите прав несовершеннолетних» — пять лет.
Если же проверочные процедуры пройдены с неудовлетворительным результатом, ЦОК выдаст заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом Минтруда). При этом работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации — об этом тоже неоднократно заявлял Минтруд (см., например, Информацию от 21.04.2017).
О результатах экзамена работодатель будет проинформирован — при условии, что заключенный между ним и ЦОК договор это предусматривает. Как сказано в п. 18 Правил № 1204, ЦОК направляет работодателю электронную копию документа, выданного работнику (свидетельства о квалификации либо заключения о прохождении экзамена).
В силу п. 2 Требований № 759н (Требования к центрам оценки квалификаций, утв. Приказом Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н). образовательные учреждения нельзя наделить полномочиями ЦОК. Но они (прежде всего учреждения среднего профобразования) могут стать экзаменационными центрами, на базе которых проводится независимая оценка квалификации.
Еще одна форма участия — независимая оценка квалификации выпускников колледжей. Пилотные проекты уже реализованы в ряде регионов (об этом рассказывается на сайте nark.ru). Суть проектов заключается в том, что итоговая аттестация студентов, завершающих освоение программ среднего профессионального образования, совмещается с профессиональным экзаменом. Экзаменаторами во втором случае выступают эксперты ЦОК — представители работодателей, а для проверки используются оценочные средства, утвержденные советом по профессиональным квалификациям.
Выпускники, успешно сдавшие профессиональный экзамен, получают два документа: диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство о квалификации. Предполагается, что совмещение двух процедур позволит выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда, а учреждения СПО получат новые стимулы для совершенствования образовательных программ.
Как видим, в данной процедуре учреждения СПО выступают не как работодатели, а как поставщики образовательных услуг. Посредством независимой оценки квалификации они могут получить обратную связь от потенциальных работодателей своих выпускников и в большей мере учесть потребности рынка труда при обучении студентов. Правда, условия для вхождения учреждений СПО в пилотные проекты определяются на вышестоящем уровне: сейчас такие соглашения заключаются между региональным отраслевым органом власти, Национальным агентством развития квалификаций и советом по профессиональным квалификациям в соответствующей сфере.
Но можно и стать экзаменационной площадкой ЦОК, куда тот будет направлять соискателей, намеревающихся пройти профессиональный экзамен. Для этого надо обратиться в сам ЦОК.