что такое нравственный урок в литературе

Что такое нравственные уроки в литературе?

Какие нравственные уроки произведений классической и современной литературы может помочь увидеть и осознать учитель ученику? Почему это действительно важно и ценно в настоящее время? Разберемся далее.

Где найти нравственные ориентиры?

Проблема нравственных ориентиров в современном мире особенно актуальна. Влияние средств массовой информации, телевидения интернета велико как никогда ранее. В любое время с экранов телевизоров ребенок может видеть героев, совершающих безнравственные поступки, пропагандирующих зло и алчность как идеал.

Как же справиться детскому сознанию с таким потоком информации, с таким количеством негатива.

Роль семьи огромна в этом смысле. Для самых маленьких мудрые родители имеют возможность фильтровать информацию, читать только хорошие сказки, разрешать смотреть добрые мультфильмы. Но ребенок растет, и уже невозможно усмотреть за тем, что он увидит и услышит. А главное как поймет и оценит увиденное.

В этом смысле на помощь родителям приходит школа. Ведь целью школьного образования является не только снабжение учеников знаниями. Гуманистическая функция школы не менее важна.

Значимость уроков литературы

Особую роль среди школьных предметов, безусловно, играет литература. Плохо, если ребенок не будет знать законов Ньютона. Но если у ребенка будут смещены нравственные ориентиры, если маленький человек не осознает ценности любви, дружбы, смелости, долга, то такие пробелы будут невосполнимы.

Книга в руках хорошего учителя – словесника может стать мощнейшим помощником не только в вопросе подготовки культурных и образованных людей.

Книга в первую очередь может совершенствовать внутренний мир ребенка. Через литературные произведения дети не только знакомятся с понятиями добра и зла, не только анализируют нравственные качества героев, но и примеряют на себя те нравственные проблемы, которые ставит автор.

При разборе литературного текста учителю важно работать не столько с литературной формой, сколько с нравственным содержанием. Ведь филологические тонкости пригодятся далеко не каждому, а вот чуткую душу развить куда важнее.

При анализе литературных произведений очень важно учиться давать характеристики нравственным качествам героев. Стоит подталкивать детей к тому, чтобы они задавались вопросом, как поступили бы сами на месте героя.

Можно предлагать детям искать ответы на вопросы о том, чего не хватает герою для того, чтобы быть человеком. В процессе разборе галереи портретов чиновников в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя можно предложить детям поразмышлять над способами спасения этих людей. Чего им не хватает, как сделать их души живыми?

Вопросы нравственности в произведения школьной программы

Вопросы нравственности, добра и зла, нравственных ориентиров необходимо разбирать на всех этапах изучения школьной программы по литературе.

В 5 классе, например, благодатную почву представляет материал народных и литературных сказок. Очень ценно именно для этого возраста то, что в сказках предельно понятны и даже гипертрофированы нравственные характеристики персонажей. Всегда есть плохие и хорошие герои. Необходимо только проговаривать, что смелость и бескорыстность – хорошо, а хитрость, алчность и предательство плохо.

Победа добра над злом, а также путь исправления плохих героев, прошедших испытания особенно полезны для формирования правильной картины мира у младших школьников.

Следующим этапом может стать изучение басен. Здесь уже дети знакомятся с обличением человеческих пороков, но в скрытой, аллегорической форме. Ведь и в жизни зло не всегда легко узнать.

Далее школьная программа предлагает ряд произведений о чистых и благородных героях, о чести и доблести. Пушкинские «Дубровский» и «Капитанская дочка» помогут детям научиться сопереживать героям, восхищаться их героическими поступками, высочайшим духовным уровнем.

Важно, чтобы впечатление о благородстве и понимание необходимости поступать именно исходя из таких принципов, было настолько сильно, чтобы перекрывать ежедневные впечатления от низкопробных продуктов современного телевидения.

Ну а в старшем возрасте школьники уже способны размышлять о нравственных проблемах, о духовных исканиях героев. Путь развития человеческой души дети будут анализировать, и будем надеяться, принимать близко к сердцу, читая «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», Толстого, Тургенева, Достоевского.

Учителю, особенно словеснику, никогда нельзя забывать о том, что он имеет дело с развитием человеческой души.

Источник

Вопросы нравственности на уроках литературы

Автор: Гирева Людмила Ивановна

Вопросы нравственности на уроках литературы

Одной из главных задач работы школы является патриотическое воспитание учащихся. Чтобы привить любовь к своему Отечеству, я в среднем звене начинаю работать над проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.

Что такое нравственность?

Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности.

Нравственные качества человека не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе практики и воспитываются в каждом индивидууме, поэтому проблема нравственного воспитания занимает важное место в жизни.

Литература имеет громадные возможности для привития и утверждения правильных взглядов на такие важные нравственные категории, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство. Поэтому нужно делать всё необходимое для того, чтобы донести до каждого ученика заряд нравственности, заложенный в образную систему художественного произведения, как говорил В. А. Сухомлинский. Не просто дать знания, а к чему-то звать, не просто вкладывать понимание добра и зла, а пробуждать стремление делать добро, быть непримиримым к злу.

Поэтому основным направлением работы стали поиски необычных форм проведения уроков, которые увлекли бы ребят, пробудили их к размышлению, спору, заставили потянуться к доброму, светлому, чистому.

Большим стимулом развития является групповая работа, в которой слабо успевающие ученики, учитывая уровень речевой активности, могут проявить себя.

Общаясь со школьниками определённого возраста, я знаю, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу и т.д.

Но нужно отметить, что ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты, они способны понимать и познавать окружающий мир, мир взрослых.

Они ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию, ласковому слову.

Беды у них возникают не по причине испорченности, а скорее всего от незнания, неумения выбрать правильную дорогу, поведение в жизненной ситуации. Они не знают, как правильно жить. Иногда взрослые объясняют, но кто спокойно, а кто сердито. Им трудно понять, спросить не у кого.

Работая по теме: «Нравственные вопросы на уроках литературы», я прочитала несколько книг. И чтобы полнее, яснее были раскрыты детям общечеловеческие ценности, я обратилась за помощью к работе А. К. Марковой «Формирование мотивации учения». В книге хорошо раскрыты цели, организация и средства изучения и развития мотивов учения обучающихся. В ней (в книге) содержится множество методических идей и приёмов, которые можно использовать в своей работе как с сильными учениками, так и слабыми. Раскрыты цели и задачи групповой работы. Также раскрыты причины отсутствия интереса к учению у отстающих учеников. Хорошо и очень доступно рассказывается об изучении у школьников умения учиться. Описаны подходы, которые конкретно можно использовать на уроках. Эта работа А. К. Марковой позволяет выработать собственный подход к практике формирования мотивации учения. Работая с книгой, можно расширить диагностические приёмы, которые даются здесь же с формирующими, развивающими приёмами (работа с неуспевающими, работа на отдельном этапе урока, коллективная (групповая) работа).

Я считаю, что работа А. К. Макаровой «Формирование мотивации учения» поможет учителю изучать детей, воспитывая и обучая их с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их.

Далее, я обратилась к работе И. К. Кузьмичёва «Литература и нравственное воспитание личности». Очень хорошо и на примерах раскрывается понятие «нравственность» и её истоки. На произведениях, изучаемых в школе, автор стремится показать основные этапы нравственного становления личности, даётся определение: «Что есть человек? Какова его сущность? В чём смысл и назначение бытия?» От «Слова о полку Игореве» до произведений литературы XX века раскрываются эти вопросы. Через простые формы нравственности показан переход к сложному и благородному чувству, как любовь к своему Отечеству. Через развитие национального самосознания углубляется чувство патриотизма и связанное с ним чувство ответственности не только перед своим «сословием», но и перед родиной, перед Отечеством, перед народом. Раскрываются нравственные искания личности в литературе XIX века. Работая с книгой, надо знать, какие стороны нравственности решались в ту или иную литературную и историческую эпоху. Об этом обязательно будем говорить с учениками в старших классах. О проблемах нравственности в младших классах в книге нет ни слова.

Учитывая школьную программу, изучая произведения XIX – XX вв. в новой эпохе,

можно выработать план нравственного воспитания, начиная с азбуки нравственности, с усвоения простых норм, тогда в старших классах можно будет опираться на прочные понятия нравственности.

Целью моей работы является раскрытие простых общечеловеческих ценностей на уроках литературы через художественные произведения. Я раскрываю такие нравственные понятия, как сопереживание, сочувствие, добро, зло, сострадание. Забота, нежность. Ответственность, тактичность, друг. Терпение. Самокритика, благородство души, истинная красота человека.

На уроках литературы я использую материал для разговора с детьми в доверительной обстановке, без назидательных нравоучений и подавления личности.

Например, идёт урок по теме: «Авторская сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сказка «Маленький принц» написана для взрослых. но читать её интересно в любом возрасте. Маленький принц – это воплощение всех лучших качеств человека. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». Работаем по тексту:

-Разве сердце может быть зрячим? Как поняли (объяснить) смысл этих слов?

-Как автору удалось образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе уточняем какой художественный приём использовал автор)

— А ещё есть в сказке такие слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Как поняли эти слова?

-Может с этого начинается дружба?

-Что значит быть терпимым по отношению друг к другу? Быть ответственным за друга?

Вспомним(найдём)ещё одно замечательное высказывание Лиса: «Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим».

-Кто эти люди? Какие люди могут не понимать такой простой истины?

(Эти люди с чёрствым сердцем, люди, не привыкшие думать. Автор конкретно не называет имена, а употребляет неопределённое местоимение: некоторые.)

— Так что же нужно для настоящей дружбы? (Терпение и терпимость)

-Чтобы дружба была хорошей, крепкой, что ещё нужно, чему ещё учит Лис Маленького принца? (Уважение, любовь, сострадание, сопереживание, забота, сочувствие, нежность, внимание…). (Затем говорю детям, что такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем.)

-Чтобы понимать друг друга, быть терпеливее друг к другу, учит нас этому ещё один эпизод в сказке. «Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов». Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него.

— Останься, я назначу тебя министром.

— Но ведь здесь некого судить.

-Тогда суди сам себя…Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.

Анализируем этот эпизод. Но почему я заостряю внимание на нём? Мы сталкиваемся с тем, что дети активно проявляют нетерпимость к недостаткам товарищей, осуждают друга. А себя не умеют критиковать. Это им недоступно. Вот и обращаю внимание на то, что нужно уметь себя критиковать, давать оценку своему поведению. Говорю о самовоспитании и его роли в жизни человека. Работаем над проблемными вопросами: «Что труднее, себя критиковать или товарища? Поставьте себя на место обиженного, как вы себя будете чувствовать?»

Анализируя дальше сказку, разбираем такие понятия, как честолюбие, тщеславие, хвастливость. Уточняем лексическое значение слов по словарю (предварительное домашнее задание проверяю). Затем обращаемся к тексту:

-О, вот и почитатель явился! – воскликнул честолюбец, ещё издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

А когда Маленький принц попробовал задать честолюбцу вопрос, тот его просто не услышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

Вновь возвращаемся к разговору о терпимости, также тактичности, закрепляемте нравственные понятия, над которыми уже задумывались на других уроках литературы.

На уроке внеклассного чтения в 5 классе мы читаем рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Работая по содержанию рассказа, объясняю, что такое такт. Это когда человек умеет подойти к другому. Сердцем, умом он понимает, что человеку плохо, и предлагает свою помощь. Он не настаивает на своём, не насмехается над бессилием, не злится сам, не говорит лишнего, а идёт помогать. Так доктор помогает семье Мерзаловых по долгу врача и по долгу совести, сочувствуя, сострадания, милосердия. Обращаем внимание на то, что доктор не называет свою фамилию. Пытаемся понять: почему он так поступает? (Скромность, ненавязчивость, тактичность)

На уроках использую индивидуальные и групповые задания, инсценировки. Так к уроку внеклассного чтения в 5 классе «Шуми, шуми, зелёный лес!» группа детей получили опережающее задание: представить свой лес в определённое время года. Ребята готовили своё сообщение. Пятиклассники «увидели», как красив лес в любое время года! Почувствовали красоту леса и смогли объяснить в своём рассказе такое чувство, как любовь к лесу.

Отправляясь путешествовать по календарю природы, дети читают стихотворение, рассматривают иллюстрации, делятся своими впечатлениями. Таким образом, в ходе игры у ребят развивается чувство любви, бережливости, внимания к природе. Учатся видеть не просто лес, а видеть друга в лесе. Дети понимают, что только чуткое, бережное отношение к природе позволит им насладиться её красотами, проникнуть в её тайны. Чтобы разобраться в своих чувствах, помочь детям, я читаю вместе с ними стихотворение И. С. Никитина «Лес».

Работая с детьми на уроке по теме: «Шуми, шуми, зелёный лес!», я обращаю внимание на слова в 10ой строфе стихотворения:

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый.

…И твой таинственный язык

Как что-то близкое, родное.

-Как поэт относится к лесу? – спрашиваю детей.

-Какие строки доказывают дружбу, любовь поэта к нему? Каков лес для поэта? (Лес для поэта друг, но дружба бывает разная. Лес для него как старший, сильный друг – «шум твой величавый»). Поэт любит лес («как я любил…», «И вот я снова прихожу к тебе…»).

Но только ли дружба, любовь, красота, мощь леса в этом стихотворении? Что ещё мы должны помнить, к какому выводу должны прийти? (Сохранить красоту леса для будущего поколения, чтобы через десятилетия вы могли бы сказать: «Шуми, шуми, зелёный лес!»)

Итак, любить и дружить, беречь и защищать надо не только людей, но и природу, которая помогает жить.

На одном из уроков литературы мы обращаем внимание на такие понятия, как боль за других, чувство сопереживания, сочувствия, тревога за родных, близких. Примеры берём из произведения А. Г. Алексина «Самый счастливый день» (6 класс).

Увидев родителей в ссоре, мальчишка пытается их помирить. Парень знает, что радость и горе сближает людей, и пытается сначала воздействовать на родителей радость, предпринимает усилия: делает уборку в квартире, зарядку…И идёт на отчаянный шаг: он решил «объединить их при помощи горя». Неумело, по-мальчишески тактично, он спасает свою семью, открывает папе и маме глаза на лучшие качества их характеров, помогает преодолеть размолвки и ссоры. Сколько доброты, нежности и внимания к близким у мальчика! Дети зачитывают цитаты, высказывают своё мнение.

Позже мы рассматриваем на другом уроке такие понятия, как доброта, совесть, помощь, благородство, стыд, равнодушие. «Цель добра начинается с малого – с желания добра близким»,-писал Д. С. Лихачёв в «Письма о добром и прекрасном». Эти слова я зачитываю на многих уроках литературы в 5-ом классе. Обращаюсь к детям: «Почему мы говорим: «Доброе утро!», «Здравствуйте!»? (Мы желаем добра и здоровья.)

На уроке внеклассного чтения в 5-ом классе по сказке Т. Александровой «Светофорчик» очень важно было найти основную мысль в произведении и зачитать цитату. После беседы по содержании сказки ребята быстро нашли ответ на поставленный вопрос: «Я хотел быть добрым ко всем, но чуть не погубил всех. Лучше иногда сказать «нет», чем всегда «да».

Говоря о нравственных понятиях, учу различать не только зло, но и добро, но и понимать различие добра. Дети понимают и говорят, что добро бывает разное: «Дал списать – добрый, а не дал – плохой». А это не так. Это зло, это не помогает ученику, а унижает его.

Также вопросы нравственности раскрываем на внеклассном мероприятии (6-7 классы) «Суровые холода детства» (по книге А. Лиханова «Последние холода»), которое проводила как литературный салон. Зачитываю эпиграф: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».

— А как вы понимаете, что такое добро, доброта? Приведите примеры доброты.

Разбираем эпизод из рассказа, как Кирилл Пухов просил прощения у дедушки. Читаем стихотворение С. Острового «Слово о равнодушных».

Далее шёл разговор о том, как важно, чтобы слово, которым воспитывает человек других людей (на примере дедушки), не расходились с его делами. Зачитываем строки из книги о жизни генерала Н. Б. Иванова. Высказываем своё мнение по главе «Кладовщик», из которой узнаём, что бывший генерал, дедушка, работает на складе, выручает другого дедушку. Здесь же, в литературном салоне, мы обращаем внимание на такие понятия, как благородство, совесть, боль за других, сочувствие, сопереживание. Дети инсценируют эпизоды из книги «Последние холода». А конце мероприятия дети ответили на вопрос: «Чему учат книги А. Лиханова? Что я взял для себя с этой встречи?» Ответы были разные:

— Доброта делает человека красивым внешне и внутренне.

-Нужно заботиться о дедушках и бабушках.

-Нужно слышать и слушать взрослых.

-Нужно помогать всем, особенно тем, кто попал в беду как Вадим и Маша

-Нельзя заслуги деда перенимать на себя, как это сделал герой в повести «Мой генерал».

— Нельзя злиться на друзей и т.д.

Пришли к выводу, что «человек должен подниматься над самим собой, над своими заботами и думать о смысле своей жизни». Дурное и мелкое забывать, а помнить о доброте, так как умная доброта располагает к себе людей. А если будет рядом много друзей, то человек будет счастлив.

Дети приходят к правильному выводу, что герой был не прав по отношению к Кириллу Пухову (Газовый Баллон). Нужно уметь сдерживаться, а не злиться, как это было с героем в романе «Мой генерал».

Читая с учениками сказку Оскара Уайльда «Мальчик – звезда» (5 класс), искали ответы на вопросы: «В чём истинная красота человека? В чём заключается ответственность человека за свои слова и поступки?» Дети приходят к выводу, что у Мальчика-звезды нет «тёплых» чувств, сердце каменное, он не понимает, что такое сочувствие, неблагодарность, беспрекословное повиновение, зло, жестокость. Радостно было, что дети говорили о внутренней красоте, которая является сокровищем для любого человека, чего не было у Мальчика-звезды. «Он красив, но жесток к людям, у которых живёт, жесток к своим сверстникам. И самое страшное – он прогнал мать от себя. И был наказан». «Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества».

Разговор на уроке заканчиваю такими вопросами:

— Почему Мальчик-звезда изменился? В чём его изменение?

(Изменения во внешности подготовлены изменениями во внутри, так как жестокость отражена на лице. «Он плакал, страдал и научился страдать.)

-Когда человек может стать некрасивым? (Во время болезни, страданий, злобы, жестокости- это внутренняя грязь; некрасивыми могут быть чувства, поступки и по этой причине люди теряют привлекательность)

— Что больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Любовь и прощение родителей, возможность помогать людям.)

Очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определённые моральные понятия, я перевожу разговор и на определённые навыки поведения. Домашнее задание предлагаю в форме мини-сочинения: «Кто из героев мне ближе и почему?», «Всегда ли я понимаю друга?», «Чему научила меня книга…(имя автора)?» Иногда выполняем творческую коллективную работу: составляем диафильм (рисуем и подписываем кадр); сочиняем свои произведения (стихи, сказки).

Конечно, иногда бывает трудно «достучаться» до сердца маленького шалуна, злюки, задиры, тогда я вспоминаю слова И. Токмаковой из сказки «Счастливо, Ивушкин»: «…если отнестись с добром, в нём проснётся тёплый солнечный зайчик, и ответит добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. А если человек делает плохо – не сердись, не обвиняй его. Просто солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как всё буде хорошо».

Не сразу просыпается солнечный зайчик, но надо его разбудить. Как? Беру примеры из художественной литературы. Анализируя тот или иной эпизод, учу детей видеть доброе, прекрасное в человеке. На примере героев из литературы воспитываю в детях общечеловеческие ценности.

Хорошие взаимоотношения в семье, понимание, ласка, любовь, доброта делают человека лучше. Литература помогает развивать эти и другие нравственные качества в ребёнке.

Красиво говорят горцы: «Продай поле, дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека». Человека, у которого «должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А. П. Чехов).

И что бы то ни было, нужно ребёнку лучше понять и глубже постичь назначение человека, тогда ему легче будет найти своё место в жизни. А для этого нужно видеть в человеке человека. Раскрывать, раскрывать и ещё раз раскрывать на примере литературы и жизни, что душа человека и его мысли должны быть прекрасны, так как он (человек) знает (должен знать), что такое честь, совесть. долг, любовь, дружба, добро, зло, справедливость, стыд, жестокость, эгоизм и т.д. Эти понятия должны вырабатываться в повседневной жизни, а не только на уроках литературы. А нравственный опыт, накопленный родом, требовал закрепления и систему запретов, табу. Это табу помогало и помогает расти нравственной личности. Табу на всё отрицательное, плохое делает человека прекрасным. Понимая, «что такое хорошо и что такое плохо», ребёнок растёт в собственных глазах и становится лучше, прекраснее.

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г. С. Меркин, 2009

2. В.Л. Александров. Твоя союзница, учительница. М., Просвещение,1989г.

3. Леонид Вукулов. Поговорим об истинных ценностях. М., Просвещение, 1992г

4. Л. Г. Каменецкая Чувства добрые пробуждать. (Б-ка учителя русского языка и литературы). Киев, Радяньска школа, 1990г.

5. И.К. Кузьмичёв. Литература и нравственное воспитание личности. М., Просвещение,1980г.

6. И.К. Кузьмичёв. Нравственные основы советской литературы.М., Просвещение, 1986г.

7. Я. Корчак Воспитание личности. М., Просвещение, 1992г.

8. Г.П. Лазаренко. Принципы и технология литературного образовния школьников. Ж. Литература в школе, №1,1996г.

9. Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. М., Детская литература,1988г.

10. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990г.

11. А.В. Хуторской. Технология Ж. Школьная технология, №4, 1998г.

Источник

Конспект урока литературы в 11 классе «Уроки литературы – уроки нравственности»

что такое нравственный урок в литературе. 0e88 00098467 491b1f44. что такое нравственный урок в литературе фото. что такое нравственный урок в литературе-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое нравственный урок в литературе. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Какие нравственные уроки произведений классической и современной литературы может помочь увидеть и осознать учитель ученику? Почему это действительно важно и ценно в настоящее время? Разберемся далее.

Конспект урока литературы в 10 и 11 классах

Тема: «Уроки литературы – уроки нравственности»

Образовательная: углубление знаний учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

Развивающая: развитие творческого и логического мышления обучающихся, их устной и письменной речи; личная оценка творчества писателей и поэтов; развитие интереса к художественной литературе, к культуре своей страны.

Познавательная: обогащение словарного запаса обучающихся, углубленное изучение русской литературы через понимание ее красоты, богатства и истории, через музыку и живопись, художественное слово.

Воспитательная: формирование нравственных ценностей у обучающихся, умений оценивать поступки людей с нравственных позиций; воспитание любви к русскому языку;.

Тип урока: урок формирования нравственных ценностей.

Форма урока: урок-размышление.

Форма организации учебной деятельности:

Методы и технологии, используемые на уроке:

-методика исследовательских заданий

-технология развития критического мышления;

-технология проблемного обучения;

Приемы деятельности учителя:

-вызов к размышлению (создание проблемных ситуаций);

-использование презентации в качестве иллюстративного материала.

Основные виды деятельности обучающихся:

— анализ художественного текста, выразительное чтение, пересказ;

-самостоятельная работа (осмысленное чтение, работы со словарем);

Оборудование урока: слайдовая презентация, на партах – технологические карты, рабочие материалы, иллюстрации, записи на доске.

1.Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Мы закончили изучение курса русской литературы. И сегодня мне хотелось бы, чтобы вы пустились со мной в увлекательное путешествие в историю литературы.

I . Актуализация знаний.

-Ребята, посмотрите на экран. Определите, пожалуйста, что общего у этих предметов? (фон, форма, созданы в 20в) СЛАЙД1.

-Вы узнали их? ( Это картина «Черный квадрат» Казимира Малевича и формула энергии Альберта Эйнштейна)

-Какова была реакция людей на эти объекты, когда они появились? (негативное, противоречивое, неоднозначное)

-Третьим в этом ряду я определила пустой квадрат? Чему он предназначен? ( литературе)

— Как вы думаете, что должно быть в литературе, чтобы занять следующее место?( та же лаконичность, парадокс, что –то светлое для контраста, противоречие, неоднозначность)

-Что бы вы нарисовали внутри этого квадрата?

-А я вижу картину Тивадара Костка Чонтвари «Старый рыбак». СЛАЙД2

Эта одна из самых загадочных картин современности. Откройте Интернет, прочитайте о нем. (Секрет картины Чонтвари легко раскрывается, если приложить по центру обыкновенное зеркало. Попробуйте сами. В зависимости от того, в какую сторону будет направлено зеркало, мы увидим два совершенно разных портрета: Бога на фоне спокойного моря и Дьявола на фоне бушующей стихии).

— Каким человеком быть – зависит от вас. А какие ценности мы называем нравственными ? ( порядочность, благородство, альтруизм, желание добра, ответственность )

-Чтобы взращивать в себе такие чувства, что нужно делать?

-Определите тему урока ( Уроки-литературы- уроки нравственности, или Что делает человека лучше). Запишите ее в тетрадь.

— Определите цель урока: о чем мы с вами поговорим.

— Здесь И.А.Гончаров говорит об искусстве слова – литературе. Вспомним, что такое литература? Почему литературу называют искусством слова? (Литература – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово)

-Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове: СЛАЙД3

-Мы с вами знаем, что литература возникла давно. Давайте совершим путешествие в прошлое и вспомним произведения, их авторов, героев.

-Разделите тетрадь на 2 колонки: в 1 – записываете то, что являлось традиционным, во 2- то, что было нового сказано в лит-ре.

-Мы начнем наше путешествие с древнерусской литературы.

— Назовите жанры др/р литры ( житии, похождения, повесть, путешествия ).

-Исследователи древнерусской литературы Д.С.Лихачев, Адрианова-Перетц говорят, что литература этого периода похожа на икону. Это своеобразные глаза, которые отсылают нас к чему-то высокому, духовному, воспитывающему. Вы согласны?

— Основной принцип ее построения – это противоречие Добра и Зла, земного и небесного, человеческого и природного. И появляется самое загадочное произведение древней Руси. СЛАЙД5

-Почему «Слово о полку Игореве» стало самым известным? Наряду с типичными символами ( солнце, реки, птицы, травы — это непосредственные участники событий) появляются своеобразные метафоры, которые говорят «усобицы сеют, печаль расплескалася по всей земле». И у нас сразу возникает чувство (какое?) ( грусти, печали, переживания, эмоции )

-Переживания, эмоции – это тот шаг вперед, который делает др\р литра.

2. -Каков следующий период русской литературы? Назовите представителей этого времени, их произведения. ( Литература 18 века. М.В. Ломоносов, Н.М.Карамзин, Г.Р.Державин и др.) СЛАЙД6

18 век — это век строгих следований рамкам, канонам, традициям. И в этот век не принято отступать от правил. Но Г.Р.Державин говорит:

Но в целом мире крылата мысль моя парит.

Но и в эфире мой глаз по смерти возгремит.

О, если б стихотворство знало

Брать краску с солнечных лучей,

Как ночью бы луна сияла –

Бессмертие души моей…

-Ребята, о ком заявляет Державин? Кто для него важен? Кто в центре для него? (Он сам. Я. Появляется Личность)

-Если сравнить с живописью, какие картины 18в. вы вспомнили бы? На всех картинах этого периода, где на первом плане ЧЕЛОВЕК. («Портрет Марии Лопухиной» Вл.Боровиковского, «Автопортрет» Дм.Левицкий) СЛАЙД 7

Да, наконец появляется в литературе ЛИЧНОСТЬ. 19 век — время, когда литература в высшей степени эстетическое наслаждение, высшее эстетическое искусство. Это Золотой век русской литературы.

-Почему он так называется? ( Литература всей той эпохи, это особенное явление, оно исключительное, очень уникальное и несравненное. Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды. Наши классики стали создавать действительно ценные творческие и художественные образы. Именно поэтому те времена называют «Золотым веком» русской классической литературы)

-Время, когда появляется Пушкин. СЛАЙД 8 Появляется и пишет:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И к утру возвратился с ядом.

-С чем сравнивает человека поэт? С рекой. ПотЕк, однокоренные слова – потекла, течь.)

Почему? Ведь только человек обрел свою индивидуальность – и сразу же лишили. А за что с ним так? Потому что человек – раб.

-Потому что литература – это не только эстетическое наслаждение, но и философия.

— С какой картиной художника вы сравнили бы литературу 19в.? Почему? СЛАЙД 9 (С картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи» . Это история о катастрофе, максимально эстетичная )

Назовите писателей и поэтов, в чьих произведениях поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. ( Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Продолжателями этой темы стали Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов и многие другие. С темой «маленького человека» в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на счастье, на собственный взгляд на жизнь. )

-Каким показан человек в романе И.А.Гончарова? Кто он? Какой он?

В сущности, И.И.- добрый, мягкий, добросердечный человек, со светлой и чистой душой, способный испытывать чувство любви и дружбы.

-Почему он стал «лишним человеком»? Кому он лишний? Кто виноват в этом? Дискомфорт, неумение найти своего общественного призвания, ощущение ненужности в «необломовском» мире приводит к эскапизму- уход от обыденной реальности- героя, погружению в иллюзии и воспоминания о прекрасном обломовском прошлом. Оказывается, что самое страшное для Обломова – потерять вот эту самую уникальность своей личности, слиться с «другими»: «Где ж тут человек? Где его цельность? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

— Какой вывод вы сделали для себя?

— Какие проблемы поднимает великий Пушкин в «Станционном смотрителе»?

— А почему Гоголь своих героев называет «мертвыми душами»? Почему они стали морально мертвыми, погибшими? все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Эти пустые и бессмысленные люди выстроены перед нами по степени моральной деградации. В этих людях умерла душа.

— Какой писатель так же, как Гоголь, показывает духовное омертвение людей, постепенную деградацию человека? (Чехов)

-Обратимся к картине Чонтвари. Какое начало преобладает в этих людях? (Скупость, придирчивость, пустые мечтания, стремление к личному обогащению, омертвение души, нравственная опустошенность, алчность, жадность, корысть)

Человек, несущий в своей душе свет Любви и Добра, менее всего подвержен негативным воздействиям. Любовь всегда действенна, к ней приближаются такие чувства, как сострадание, милосердие, великодушие, способность прощать, желание доставлять радость. Искреннее желание доставить радость другому в конечном итоге возвращается к человеку в виде неожиданных подарков судьбы, хорошего состояния здоровья.

— И последний этап – это литература 20 в. и наших дней. Трудно сравнить с живописью. Как думаете, почему? Разное, много разных направлений. Многообразие форм, средств- поиск своего «Я». СЛАЙД11

Вспомните Серебряный век русской поэзии. Почему так много течений, направлений появилось в начале 20в? (нехватка объема, форм, способов)

— И тогда появляются футуристы. Кто это? Назовите их.

на флейте водосточных труб?

Это они экспериментируют со словом, делают совершенно сумасшедшие вещи, поэтизируют то, что никогда не было поэтичным – поезда, вокзалы, линии электропередач. И оказываются в каком-то тупике.

— Но в конце 20 века появляется группа, называющие себя «мета-метафористы».

У современного поэта Ивана Жданова есть стихотворение:

Когда умирает птица,

В ней плачет усталая пуля,

Которая просто хотела

Так же летать, как птица.

-Какие образы мы видим?

-Попытайтесь найти, в чем фокус самого стихотворения. Расставьте, пожалуйста, ударение.

-Найдите ключевые слова, в которых 4-стопный амфибрахий вдруг меняет ритм.

— У кого получилось? Какое это слово? Птица и пуля

-Что делает неживая пуля? Что не так с этим полетом? Пуля плачет, хотела так же летать.

Плачет, хочет, она еще усталая.

Полет пули убийственный, он определен заранее, он обречен убивать, задан кем-то. Пуля и не была никогда живой- а как хотела!

-А живая птица что делает? Есть ли описание птицы? Умирает. Нет, птица только умирает, ее образ аскетичен.

Какой вывод можем сделать?

-Если птица аскетична, то пуля будет Личностью, особой, ни на кого непохожей. У нее столько эмоций, сколько нет в птице – в живом существе. У пули своя внутренняя философия, своя внутренняя идея – стать такой же, как птица. Несчастная пуля устала убивать птиц, она устала в этой гонке за жизнь, в этой попытке быть «не собой», она плачет, она живее, чем самая живая из этих птиц.

-Когда-нибудь сможет ли она разорвать этот замкнутый круг? Ваши версии.

-А станет ли она когда-нибудь птицей? Нет.

-Почему? В какой момент она чувствует все эти эмоции? Когда она уже попала в птицу.

— Кто в этом стихотворении наносит самую большую боль и страдание? (Поэт. Человек)

-Итак, мы видим, что сегодня Добро и Зло поменялось местами, вывернулось само содержание этих понятий.

-Обратимся к картине Тивадара Чонтвари «Старый рыбак»? Согласны ли вы с художником?

«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.

-Что вы узнали из литературы о добре и зле, любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

— Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

— Что полезного может дать современному человеку чтение литературы?

— Очень хочется, чтобы вы хорошо запомнили и применяли в своей жизни слова Шарля Монтескье: «Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *