что такое новый иерусалим в библии
Что такое новый иерусалим в библии
Новый Иерусалим, который также называют скинией Бога, святым городом, городом Бога, небесным городом, квадратным городом и небесным Иерусалимом, буквально является раем на земле. Он упоминается в нескольких местах Библии (Галатам 4:26; Евреям 11:10; 12:22-24; 13:14), но наиболее полно описан в 21-й главе книги Откровение.
В Откровение 21 летопись человеческой истории приходит к завершению. Все эпохи пришли и ушли. Христос собрал Свою церковь при восхищении (1 Фессалоникийцам 4:15-17). Время бедствия прошло (Откровение 6-18). Наш Господь сразился и выиграл в битве при Армагеддоне (Откровение 19:17-21). Сатана был прикован цепью на период 1000-летнего правления Христа на земле (Откровение 20:1-3). Новый славный храм был основан в Иерусалиме (Иезекииля 40-48). Окончательное восстание против Бога было подавлено, и дьявол получил свое справедливое наказание – вечность в огненном озере (Откровение 20:7-10.) Произошел суд над человечеством при Великом белом престоле (Откровение 20:11-15).
В Откровение 21:1 описано, что Бог полностью «перестроит» небо и землю (Исаии 65:17; 2 Петра 3:12-13). Новое небо и Новая земля – их называют «вечным состоянием» и местом, «где обитает праведность» (2 Петра 3:13). После этого Господь откроет Новый Иерусалим. Иоанн видел это в своем видении: «Я увидел святой город – новый Иерусалим. Он спускался с небес от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для своего мужа» (Откровение 21:2; тут и далее – Новый Русский Перевод). Это – город, к которому Авраам стремился верой (Евреям 11:10). Это – место, где Бог будет вечно жить со Своим народом (Откровение 21:3). Все слезы обитателей этого небесного города будут отерты (Откровение 21:4).
Новый Иерусалим будет огромных размеров. Иоанн пишет, что он будет иметь в длину около 2250 км, столько же в ширину и в высоту – абсолютный куб (Откровение 21:15-17). Город также будет ослепительным во всех отношениях. Он будет освещаться Божьей славой (Откровение 21:23). Его двенадцать оснований, носящие имена двенадцати апостолов, «украшены всевозможными драгоценными камнями» (Откровение 21:19-20). В нем двенадцать ворот, каждые из которых – отдельные жемчужины, на которых указаны имена двенадцати колен Израиля (Откровение 21:12, 21). Улицы будут сделаны из чистого золота (Откровение 21:21).
Новый Иерусалим станет местом невообразимого благословения. Проклятие старой земли минует (Откровение 22:3). В городе будут находиться дерево жизни и река жизни «для исцеления народов» (Откровение 22:1-2). Это – место, о котором Павел говорил: «Тем самым [Бог] хотел показать в грядущих веках безмерное богатство Своей благодати к нам через Иисуса Христа» (Ефесянам 2:7). Новый Иерусалим является окончательным исполнением всех обетований Господа – это Его благость, проявленная во всей полноте.
Кто будет жителями Нового Иерусалима? Там будут пребывать Отец и Агнец (Откровение 21:22). Ангелы – у ворот (Откровение 21:12). Но город будет наполнен искупленными Божьими детьми. Новый Иерусалим является праведной противоположностью падшего Вавилона (Откровение 17), уничтоженного судом Господа (Откровение 18). У злого рода был свой город, а у Бога – Свой. К какому городу принадлежите вы? К великому Вавилону или Новому Иерусалиму? Если вы верите, что Иисус, Сын Божий, умер и воскрес, и попросили Господа спасти вас по Своей благодати, то вы – гражданин Нового Иерусалима. «И Бог воскресил [вас] вместе со Христом и посадил [вас], объединившихся с Иисусом Христом, в небесах» (Ефесянам 2:6). У вас есть «нетленное, неоскверненное и неувядаемое наследие» (1 Петра 1:4). Если вы еще не поверили во Христа как своего Спасителя, тогда призываем вас принять Его. Приглашение все еще звучит: «Дух и невеста говорят: Приди! И каждый, кто это слышит, пусть тоже скажет: Приди! Пусть приходит мучимый жаждой! Кто хочет, пусть берет воду жизни даром!» (Откровение 22:17).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Небесный Иерусалим: каков он?
Под небом голубым есть
город золотой,
С прозрачными воротами и
яркою звездой,
А в городе том сад,
все травы да цветы,
Гуляют там животные
невиданной красы…
Анри Волохонский
Что же ждет нас после смерти? Каждый получает по вере, говорит Писание. Христиане верят, что человек при жизнивыбирает, где он окажется: в вечных мучениях в аду, или в вечном блаженстве Царства Небесного. Все зависит от того, веришь в Иисуса Христа или нет.
Как выглядит ад, мы примерно представляем: и кинорежиссеры, и писатели нередко брались за создание его картин. Но что такое рай? Или что такое Новый Иерусалим?
Кто-то скажет, что не верит в рай, уж слишком сказочно выглядит все, что довелось услышать об этом месте! Но не торопитесь утверждать подобное. Как-то к одному пастору подошел парень и сказал, что не верит в Бога, на что пастор ответил: «Расскажи мне, в какого Бога ты не веришь, может быть и я не верю в ТАКОГО Бога». О том, что произойдет с нами после смерти, можно сказать так же: «Расскажи, в какой рай ты не веришь, может быть в такой рай вообще не стоит верить?»
ТРИ НЕБА
Почему, когда говорим о рае, употребляем слово «небеса»? Потому что многие теологи считают, что именно там он и находится. Но где именно? В настоящее время, когда человеку кажется, что он освоил космос и теперь знает об этой Вселенной все, так трудно признать, что есть еще множество тайн, разгадка которых не в нашей власти.
ЧТО БУДЕТ, КОГДА ПРИДЕТ КОНЕЦ ВРЕМЕН?
О конце времен есть много точек зрения, потому что Библия в Откровении Иоанна описывает его аллегорически. Представляем вашему вниманию одну из богословских версий.
К концу времен наступит «великая скорбь», то есть на земле будет дана власть антихристу (Откр. 16:17). Но рожденные свыше верные Богу люди не будут проходить через это. Господь заберет их из среды людей к Себе: «Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Матф.24:40-43). После вознесения Церкви на небо, по окончании великой скорби, они вернутся на землю вместе с Иисусом, сразятся с дьяволом в Армагеддонской битве, сатана будет связан, и наступит тысячелетнее царство на земле (Откр. 17:20).
В конце тысячелетнего царства дьявол будет выпущен на время и выйдет обольщать народы: “И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20:7).
Но после этого сатана будет свержен в озеро огненное, и состоится суд для тех, кого он смог обольстить.
И сотворит Бог новые небеса и новую землю. Новый Иерусалим сойдет с неба на новую землю. Мы не знаем, будет ли новая земля того же размера, как и настоящая. Известно одно: на новом небе не останется ни солнца, ни луны, ни звезд. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр.21:23). Иисус станет и физическим и духовным светом в новом мире.
Библия не сообщает о форме Нового Иерусалима, но некоторые богословы считают, что он будет многоуровневым в форме куба или пирамиды, на вершине которой будет восседать Бог.
Сам город слишком прекрасен, чтобы описать его. Ни один глаз не видел его! Ни одно ухо не слышало о нем все! Человек может представить себе только то, что когда-либо видел, вот почему наше воображение ограничено, и мы не можем даже осознать, какую великую красоту способен создать Бог!
На земле улицы делают из бетона, асфальта. В Новом Иерусалиме мы сможем ходить по улицам из золота. Вероятнее всего, и о золоте здесь сказано иносказательно, но по восприятию оно будет для всех именно золотом.
Богатство, до которого люди никак не могли дотянуться на земле, окажется у них под ногами. Сейчас люди радуются жемчужине или бриллианту, и им трудно себе представить целый город, сделанный из золота. Но можете не сомневаться: чтобы создать землю, Бог достал из кармана всего лишь мелочь. Все лучшее Он приберег для Нового Иерусалима.
ГОРОД БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ
В этом городе нет не только слез и скорби, но и болезни! Посреди него течет река с водой жизни, а по обеим сторонам от нее растут деревья для исцеления народов. Мы будем есть их плоды не для того, чтобы вылечиться, а для того, чтобы оставаться здоровыми. Плоды этих деревьев помогут нам не забывать, что наша жизнь и здоровье зависят от Бога. Даже в вечности Бог напоминает нам, что всякий добрый дар исходит от Него.
ГОРОД ДЛЯ СВЯТЫХ
Новый Иерусалим Господь сравнивает с чистой, непорочной невестой потому, что его населяют святые люди! Святой город предназначен для тех, кто живет по духу, а не по плоти. Колдуны, знахари и заклинатели принимают решение сотрудничать с сатаной – они не смогут жить в святом городе. Ни один лжец не войдет туда. Если мы станем судить себя, то не будем судимы. Очень важно жить достойно Нового Иерусалима. И важно всегда быть готовым к встрече с Иисусом.
ГОРОД СОВЕРШЕННОГО ОБЩЕНИЯ
Вы когда-нибудь оказывались в Божьем присутствии и желали, чтобы это никогда не прекращалось? Близится то время, когда нам не нужно будет расставаться с Ним. В Новом Иерусалиме не останется прощаний, ночи и никакой тьмы.
Люди живут в больших домах, куда приезжают их дети. Новый Иерусалим – большой дом Бога. Иисус назвал его «домом Отца Моего».
Бог не случайно построил такой большой дом. Он хочет, чтобы все Его дети вернулись и жили вместе с Ним. Многим это покажется слишком дорогим подарком. Но у богатых царей принято дарить дорогие подарки. Побеждающие наследуют Дом Бога! Иисус говорит: «Придите». Так что каждый может сделать выбор, где ему проводить вечность.
Некоторые скажут, что все, описанное здесь, похоже на сказку. Не стоит торопиться с выводами. Если мы чего-то не видели, не значит, что этого нет. Бог действительно обещал нам «сказочную» вечность! Иисус говорил: “Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Господь любящим Его” (1Кор 2:9)!
Подготовила Ирина ШИЛИНА
Использованы материалы книг:
“За наградами в вечности” Джозеф Л. Уолл;
“Откровение Иоанна Богослова”, учебн. пособие
ПРИТЧА
Однажды умер великий царь. Ангел повел его в долгий путь. Наконец они остановились перед воротами на небеса. Ангел спросил царя:
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
Сохранятся ли на небе между нами те отношения, какие есть у нас сейчас, например, брак и материнство? Узнаем ли мы боль разлуки с любимыми людьми, которые не познали спасительной силы Иисуса?
Христос говорил, что на небе мы будем похожи на Ангелов небесных. “Ибо в воскресении не женятся и не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии, на небесах” (Мф. 22:30). К тому же сказано, что Христос отрет все слезы и изгонит любую боль.
Чем мы будем заниматься на небе?
Подготовила Ирина ШИЛИНА
Использованы материалы книг:
“За наградами в вечности” Джозеф Л. Уолл;
“Откровение Иоанна Богослова”, учебн. пособие
Откровение
Новый Иерусалим — Святой Город (часть 1)
Роберто Баденас
Картины обновленной земли, описание Нового Иерусалима и тема вечного и тесного союза между Богом и Его народом в совокупности образуют кульминацию пророческой Книги Откровение.
Три взаимосвязанных описания (см. Откр. 21:1—8; 21:9—27; 22:1—5) изображают вечный дом искупленных в противоположность Вавилону, из которого они были навеки избавлены по благодати Божьей.
Не отрицая реальности небесного города, автор обращается к вопросу богословской значимости тех нитей библейской символики, из которых Духом Святым было выткано полотно Нового Иерусалима, увиденное Иоанном в последние минуты его видения. Это исследование обогатит читателя новым пониманием темы славного дома для спасенных.
Святой город станет восстановленным Едемом. Долгий и изнурительный Исход народа Божьего из «Египта» этого мира завершится. В этом городе вечного света нас встретит Христос. Жених навсегда встретится со Своей возлюбленной Невестой.
План главы
2. Мотив «Нового Иерусалима»
3. Центр нового творения
6. Столица земли обетованной
Вступление
Видение о Новом Иерусалиме — последнее из видений Книги Откровение (см. Откр. 21:1—22:5). Оно является кульминацией «откровения Иисуса Христа», данного Им через Своего верного слугу Иоанна (ср. 1:1; 22:6). В этой кульминации показана судьба искупленных в конце великой борьбы между народом Божьим и силами зла. Описание изобилует образами, создающими картину святого города, что позволяет при всей ограниченности человеческих представлений соприкоснуться с великолепием и славой грядущей вечной жизни.
В создании этой финальной картины Иоанн часто прибегает к образам и языку Исайи, Иезекииля, Захарии и других пророков Ветхого Завета. Через эти образы Иоанн стремится описать небесную реальность настолько, насколько это возможно; и он дает нам наиболее полные во всем Писании све-дения о той величественной реальности, которую Бог приготовил для Своих детей.
Задача данного исследования заключается в том, чтобы определить в рамках библейского контекста смысл этого описания Нового Иерусалима — того славного будущего, которое ждет искупленных.
Место видения в структуре книги
Видение о Новом Иерусалиме (21:1—22:5) помещено непосредственно перед эпилогом (22:6—21). Хотя отрывок 21:1—8 представляет собой кульминацию тех эсхатологических событий, которые описаны в 19:11—20:15, предпочтительнее отнести его к видению о Новом Иерусалиме. Отрывок этот в своей основе связан с этим последним видением как по содержанию, так и по используемой символике. В нем идет речь о новом небе и новой земле, что уже подготавливает читателя к появлению с неба Нового Иерусалима, который станет основной темой в 21:9—22:5.
Представляется, что описание святого града помещено именно в этой части повествования, чтобы преднамеренно противопоставить его двум основным темам Книги: (1) теме Вавилона и (2) теме преследований народа Божьего.
Поэтому видение о Новом Иерусалиме, с одной стороны, соответствует за счет сильного контраста видению о Вавилоне, «великом городе» (17:1—19:10)1. С другой же стороны, описание одержавшей победу Церкви в небесном Новом Иерусалиме (21:1—22:5) соответствует описанию воинствующей Церкви на земле (1:10—3:22) и завершает, таким образом, хиастическую структуру всей книги2.
Важность этого видения усиливается Божественным повелением записать его: «И сказал Сидящий на престоле. напиши. » (21:5). Такое повеление уже четыре раза звучало до этого в наиболее важных местах пророчества. Либо оно принадлежало Христу, либо неизвестному голосу, либо ангелу3. Теперь, когда мы приближаемся к концу, повеление записать звучит в последний раз непосредственно от пре-стола Божьего.
Сам Бог подтверждает истинность того, что показано Иоанну. Повеление записать как доказательство того, что «слова сии истинны и верны» (21:5), повторяется почти дословно в конце видения (22:6).
Бог подтверждает это величественное завершение человеческой борьбы, говоря о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (21:6). Используется титул, который применим как к Богу, так и ко Христу (1:8; 22:13). Бог-Творец является одновременно и Завершителем, и Искупителем, и Началом, и Целью всего сущего.
Структура отрывка
Этот раздел построен в виде трех последовательных и тесно связанных друг с другом картин4. Все они сосредоточены на Новом Иерусалиме и обладают рядом общих черт:
1. Каждая из трех картин-сцен начинается словами: «И увидел я. »:
а. Первая сцена открывается словами: «И увидел я. святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога. » (21:1, 2). Она представляет Новый Иерусалим как центр и столицу новой земли (21:3).
б. Вторая сцена начинается словами: «. [ангел] показал мне великий город, святой Иерусалим. Он имеет славу Божию» (21:10, 11). В этом видении подробно описывается Новый Иерусалим — святой город Божий.
Третья сцена также начинается словами: «(Он) показал мне чистую реку воды жизни. исходящую от престола Бога и Агнца» (22:1,2). Она показывает Новый Иерусалим как новый Едем, рай Божий.
2. Каждая из сцен заканчивается формулой запрета, или предостережения, в которой особо подчеркивается, что град Божий — святой город, в который войдут лишь святые:
б. Во второй сцене сказано: «И не войдет в него ничто нечистое. а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (21:27).
3. Эти три сцены предлагают прогрессирующее описание — нового неба и новой земли.
а. В первом видении город представлен как центр нового неба и новой земли (21:1—8).
б. Во второй сцене дано подробное описание города (21:9—27).
в. В третьей сцене внимание зрителя обращается к наиболее важным его чертам (22:1—5).
4. Повествование развивается от общего к частному. Зритель как бы приближается к городу, и по мере того, как он подходит все ближе и ближе, все яснее становятся его черты.
а. Вначале дается общее, первое впечатление о городе, полученное при наблюдении издалека (21:2,10). Первое, что бросается в глаза пророку,—слава и сияние города. Создается впечатление, будто он состоит из лучей света (21:11).
б. Далее повествование переходит к описанию стен, ворот и оснований города (21:12—17).
в. После этого пророк обращает свое внимание на те материалы, из которых построен город (21:18—21). Подчеркивается богатство и необыкновенная красота. Неоднократно упоминается золото и драгоценные камни.
г. Теперь центр внимания перемещается на внутреннюю часть города—его главную улицу (plateia 21:21 в). Пророк не может скрыть удивления, обнаружив, что город не имеет храма (21:22).
д. За этим следует еще одно потрясение — слава Божья освещает его, «и светильник его — Агнец» (21:23).
е. Дается описание жителей города (21:24—27).
ж. Завершается видение указанием на престол Бога и Агнца, Источника жизни и радости. Кульминационным моментом является видимое величие Бога: «И узрят лицо Его» (22:1,4).
Теперь мы обратимся к анализу богословской значимости видения о Новом Иерусалиме.
Мотив «Нового Иерусалима»
В Библии город Иерусалим, зачастую именуемый Сионом, предстает не только как столица Израиля, но и как особая обитель, где Бог пребывает со Своим народом (см. Пс. 13:7; 52:6). «Иерусалим», равно как и «Сион», может обозначать в целом народ израильский, или народ Божий5. Символическое, духовное значение слова «Иерусалим» является общераспространенным в Библии.
Откр. 21, 22 — единственное в Новом Завете описание Нового Иерусалима. Фактически сам термин «Новый Иерусалим» появляется в Книге Откровение, где он встречается дважды (3:12; 21:2). Вне Библии этот термин встречается очень редко6. Однако само понятие «нового» Иерусалима, и даже небесного Иерусалима, хорошо известно как в Ветхом Завете, так и в еврейской литературе7.
В Ветхом Завете
Надежда на Новый Иерусалим связывалась с восстановлением Израиля после плена. Его центральная роль в эсхатологическом веке спасения хорошо освещена в писаниях пророков8.
Ожидалось, что святой город Иерусалим (см. Ис. 52:1) после всех своих испытаний и падений непременно вновь станет городом Господа (см. Ис. 60:14). Восстановленный, он будет отделан драгоценными камнями (см. Ис. 54:11—17) и сравним с раем Божьим и Едемским садом (см. Ис. 51:3). Из этого Нового Иерусалима, ставшего центром и столицей мира (см. Ис. 45:14), Яхве будет осуществлять Свое царское эсхатологическое правление9.
В литературе межзаветного периода Иерусалим описывается как «священный город» (hieropolis) и «город-мать» (metropolis) не только Израиля и евреев всего мира10, но и как Божий город, центр и столица всей земли11. Однако чаяния, связанные с Иерусалимом как с местом эсхатологического спасения, не были одинаковыми. Напротив, они отличались друг от друга12.
Поскольку эти надежды (сосредоточенные в основном на земном Иерусалиме) не исполнились в истории Израиля, после разрушения Иерусалима и храма сформировалась со временем концепция о том, что эти пророчества указывали на новый и лучший Иерусалим, который возникнет лишь в результате действий Бога, направленных на избавление Своего народа13.
Согласно некоторым преданиям, Новый Иерусалим воспринимался даже как уже существующий город, построенный Богом на небесах. Город этот должен был спуститься на землю на заре нового мира14.
В Новом Завете
Помимо двух стихов (см. Откр. 3:12 и 21:2), Новый Завет редко обращается к теме Нового Иерусалима. В Гал. 4:26 Павел противопоставляет два города: земной Иерусалим и «Иерусалим вышний». В Флп. 3:20 он говорит, что «наше жительство — на небесах», но Новый Иерусалим не упоминается15.
Небесный Иерусалим встречается также и в Послании к Евреям. Авраам ожидал города, имеющего основание, строитель которого — Бог (11:10). Город этот называется «градом Бога живого, небесным Иерусалимом» (12:22). В духовном смысле этот небесный город представляет собой обитель народа Божьего, который не имеет постоянного места на земле (ср. 13:14; 11:16; 12:22). Этот небесный город символизирует непоколебимое царство Божье, «торжествующий собор и церковь первенцев, написанных на небесах» (12:23, 28).
Откр. 21:1 — 22:5 представляет собой поэтому основополагающий библейский отрывок на тему Нового Иерусалима.
Центр нового творения
Сразу же после видения о заключительном суде и окончательном и беспощадном уничтожении зла (20:11—15) сюжет резко меняется. От картины вселенского финального истребления мы переходим к видению обновленного мира, воссозданного Богом (см. Откр. 21:1—8).
Новые небеса и новая земля
Текст прямо свидетельствует об абсолютной новизне будущего мира, подчеркивая различия между новой и старой реалиями16.
1. Несколько раз повторяется утверждение: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (21:1). Подчеркивается исчезновение прежнего творения. Уже ранее упоминалось о том, что «бежало небо и земля, и не нашлось им места» (20:11). Эта мысль ясно выра-жена в словах: «Прежнее прошло» (21:4). Сидящий на престоле говорит: «Се, творю все новое» (21:5).
2. Для выражения новизны выбрано не просто слово neos (новое), но kainos, прилагательное, которое имеет более сильное значение: «совершенно новое», «неожиданное» и «отличное»17.
3. Новизна нового творения описывается в основном посредством отрицаний. О будущем творении сказано мало, в основном говорится о том, чего «не будет»:
а. Нет больше моря (21:1).
б. Нет больше смерти, слез, скорби, плача и боли (21:4).
г. Нет нужды в освещении города солнцем и луной (21:22; 22:5).
д. В городе нет ночи. Нет закрытых ворот (21:25; 22:5).
ж. Нет больше ничего проклятого (22:3).
В первую очередь упоминается о том, что на новой земле не будет моря (21:1). Вполне возможно, что имеется в виду море в нашем буквальном понимании18. Но эти слова могут относиться и к символическому значению моря. Если это так, то исчезновение моря — таинственного царства зверя (13:1), символизирует окончательную победу Бога над хаосом и злом19.
4. Лишь о четырех реалиях говорится как о новых, но они охватывают абсолютно все:
в. Новый Иерусалим (21:2).
Таким образом, новое творение предстает не как преобразование того, что уже фактически существует. Налицо разрыв преемственности между «первоначальным» и «новым»20. Коренные перемены позволяют описывать происходящее как полномасштабное творение.
Новый Иерусалим
Наиболее характерным отличием между новым и первоначальным творениями становится существование города как основной черты нового творения. Первоначально Бог предоставляет человеку в качестве его обители сад; теперь же Бог дает человеку город: Новый Иерусалим.
Тесная связь между восстановлением нового неба и новой земли и восстановлением Иерусалима прослеживается еще в Ис. 65:17—19: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы. Я творю Иерусалим веселием. И буду радоваться. о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» (ср. Откр. 21:3—5).
То, что Исайя говорил прежде всего о ситуации исторической, Книга Откровение применяет к эсхатологической реальности, лишенной прежнего порядка истории (20:11—15).
Почему город? В Книге Откровение, как и в Послании к Евреям, ярко выражен мотив странствования. Народ Божий жаждет покоя. Гонимая на земле, жена бежит в пустыню (12:14). Отныне же искупленный народ, не имевший безопасности ни в пустыне, ни в Вавилоне, находит наконец защиту в граде Божьем.
Во времена Иоанна город воспринимался людьми как социальный показатель цивилизации. Каждый считал себя частью города. В древности люди отождествляли свой народ со столицей. Славою царей были города, которые они построили или завоевали22. Город, носивший имя Божьего города, был, возможно, наилучшим символом, олицетворявшим славу Царства Божьего23.
Почему Иерусалим? Иерусалим занимал совершенно особое положение в сравнении с другими религиозными городами древности. Например, для Яхве Иерусалим был вовсе не тем, чем Вавилон — для Мардука или другие древние города для их богов. Прежде всего Иерусалим не был сотворен Богом, в то время как Вавилон, согласно вавилонским текстам, был произведением Мардука. Иерусалим не имел Божественного происхождения.
Библия не скрывает того, что, будучи одним из последних городов, принадлежавших хананеям, Иерусалим в момент завоевания его Давидом был языческим городом (см. Ис. Нав. 15:63; 2 Цар. 5:6—8). И завоевал его Давид не по повелению Божьему, но как царь Израиля (см. 2 Цар. 5:3, 6—10). Даже храм был сооружен отчасти рабочими-язычниками (см. 2 Цар. 7, 8, 13, 14, 16, 17).
Тем не менее с самого начала Иерусалим стал в очах Божьих символом Своего народа и был связан с историей спасения (см. Ис. 40—66; Зах. 14).
Хотя со временем Иерусалим стал тем местом, где люди отвергли волю Божью, не приняв Мессию, и был осужден на уничтожение24, город все еще оставался «типом» того будущего Иерусалима25, о котором говорили пророки26.
В свете ветхозаветных пророчеств в обязанности Мессии входило восстановление Израиля, возвращение и укрепление национального единства находящегося в плену народа. Все это становится реальным и обретает свое исполнение, превосходя веяние ожидания пророков, в Новом Иерусалиме, нисходящем на землю по благодати Божьей. Между этими двумя городами существует преемственность. Но есть и существенное различие. Хотя новый город и называется «Иерусалим», он все же отличается от прежнего тем, что нисходит свыше, с небес.
То, что создает Бог, уже в определенном смысле существовало, поскольку был город «Иерусалим». Но город Божий — совершенно новый город, ибо все человеческое в нем преображено и прославлено Богом. Следовательно, это новое творение нельзя рассматривать просто как возвращение к истокам. Бог не пренебрегает человеческой историей, Он принимает ее. Он принимает это важнейшее человеческое произведение как образец человеческого мастерства и преображает его27.
В Новом Иерусалиме Бог чудесным образом изменяет ситуацию: город, бывший местом мятежа, благодатью Божьей, превращается в место примирения28.
Подобным же образом Иерусалим как символ народа Божьего можно противопоставить Вавилону, городу, который символизирует противников народа Божьего. Как искусное завершение человеческой истории и истории спасения Новый Иерусалим становится воплощением идеального правления Божьего, совершенным символом единства Его народа, местом встречи Творца и Искупителя со Своим искупленным творением. Новый Иерусалим будет для нового неба и новой земли тем, чем так и не смог стать исторический Иерусалим для Израиля и всего мира.
Описание города
Подобно другим откровениям в истории спасения, видение святого города дано Иоанну с «великой и высокой горы» (21:9, 10). С этого традиционного для откровений места Иоанну явлено славное исполнение замысла Божьего (см. Откр. 21:9—27).
Это видение имеет много общих черт с данным пророку Иезекиилю видением о восстановлении земного Иерусалима, как можно увидеть из таблицы на следующей странице (см. Иез. 40 —48).
Сопоставление видения Иоанна и видения Иезекииля
Откр. 21:9—27 Иез. 40-48
Иоанн вознесен в Духе на высокую гору, где ему показан святой город Иерусалим (9,10), имеющий «славу Божию» (11). Иезекииль приведен в видении на высокую гору, где ему показан город Иерусалим (40:2) и то, как «слава Господа вошла в храм» (43:2 — 5).
Город имеет высокую стену и двенадцать ворот, на которых написаны имена двенадцати колен Израилевых (12). Город имеет высокую стену и двенадцать ворот, которые названы именами двенадцати колен Израилевых (48:31—34).
«С востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (13). «К северу трое ворот. и с восточной стороны. трое ворот; и с южной стороны. трое ворот; и с морской (западной) стороны. трое-ворот. » (48:31—34).
Говоривший имел трость для измерения и измерил город, ворота и стену (15— 17). Муж, имевший трость для измерения, измерил город, храм, ворота и стену (40:3—5).
Город имел форму квадрата (16). Город имел форму квадрата (48:20) (ср. 41:21; 43:16; 45:2).
Звучат предостережения и устанавливаются ограничения относительно тех, кто станет жителями города: «И не войдет в него ничто нечистое» (27; ср. 21:8). В городе находится престол Бога, пребывающего вечно среди Своего народа (21:3, 5; 22:1). Звучат предостережения и устанавливаются ограничения относительно тех, кто станут жителями города: в него не войдет ни чужеземец, ни «необрезанный сердцем» (44:6—14). «Это место престола Моего. где Я буду жить среди сынов Израилевых вовеки» (43:7).
Эти общие черты свидетельствуют о том, что обетование о восстановлении Иерусалима, данное Израилю через пророка Иезекииля, обрело свое окончательное исполнение в небесном городе.
Теперь мы обратимся к различным аспектам описания святого города.
Как невеста
Описание Нового Иерусалима начинается со слов: «Святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (21:2)29.
Сравнение Нового Иерусалима с невестой и использование названия «жена, невеста Агнца» (21:9), характерно для книг Ветхого Завета, в которых восстановление Иерусалима предсказано с помощью языка бракосочетания.
Так, Исайя говорит о том, что Сион преобразится, подобно нарядившейся невесте (Ис. 49:18). И Господь добавляет: «Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62:5)30. Видение о Новом Иерусалиме использует тот же язык, повествуя о долгожданной встрече.
После долгого периода гонений и неверия невеста полностью освобождена от всех стоявших на ее пути препятствий. Она наконец «приготовлена» для встречи «мужа своего» (21:2), Агнца (21:9), Своего Искупителя и Спасителя. Навсегда будет восстановлен завет любви (см. Лев. 26:11, 12): Бог вступит в вечный союз со Своим народом, подобно брачному союзу (21:3)31. Радость Божья выражена в брачной песне: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (21:3).
Впервые за время великой борьбы раздается голос Божий, который до этого звучал в 1:10. Извечное желание Бога обитать со Своим народом осуществилось (21:3). Пророчество из Ис. 7:14 исполнилось с приходом обетованного Сына. Теперь Бог Отец пребывает с нами. Его можно назвать тем же именем, что и Христа: Еммануил (см. Мф. 1:23). Сбылось обетование, данное Христом Церкви при Своем воскресении: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Порядок греческих слов в 21:3 в точности повторяет еврейское слово Immanu-El: «И Он, Бог-с-ними, будет их Богом». Город носит название: «Господь там» (Иез. 48:35).
Хотя Иерусалим назван невестой лишь дважды (21:2,9), мотив брачного союза прослеживается во всем видении. Если ранее упоминается о брачном пире, следовательно, женитьба Агнца подразумевается: «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (19:9). При этом подчеркивается важность этого приглашения: «Напиши. сии суть истинные слова Божий» (19:9). Теперь те же слова повторяются сразу же после появления Нового Иерусалима как невесты Агнца: «Напиши; ибо слова сии истинны и верны» (21:5), и они вновь встретятся нам после описания невесты-города (22:6).
Образ брачного союза наиболее полно представляет характер тех отношений, которые существуют между Богом и Его народом, отношений особой близости и любви32. Можно добавить также, что «образ невесты говорит о сохранении первоначальной пылкости, сравнение же Иерусалима с женой предполагает верность и плодотворность»33. Но главная мысль заключается в том, что, будучи невестой, город ныне принадлежит одному лишь Христу. Жена Агнца обрела наконец-то свой дом и полную безопасность в граде Божьем. Жених отрет слезы с очей Своей невесты (21:4). Она знает, что радость эта навеки, что счастью не будет.
1 A. Vaucher. Les Propheties apocalyptiques et leur interpretation (Collonges-sous-Saleve, I960), p. 87.
2 K. Strand. «The Eight Basic Visions in the Book of Revelation» / AUSS 25 (1987):108, 117. Эта статья полностью представлена в главе 1 этого тома.
3 Ср. Откр. 1:11, 19; 14:13; 19:9.
4 Откр. 21:1—8; 21:9—27; 22:1—5; ср.: D. Mollat. Une Lecture pour aujourd’hui: 1’Apocaeypse (Paris, 1982), p. 151.
5 S. Talmon. «Die Bedeutung Jerusalems in der Bible» / W. P. Eckert, N. P. Levinson, and M. Stohl, eds., Judischer Volk-Gelobtes Land (1970), pp. 135—152.
6 Ср.: К. L. Schmidt. «Jerusalem als Urbild und Abbild» / Eranos Jahrbuch 18 (1950):207—248.
7 Библиографию см. в: R. Martin-Achard. «Esaie LIV et la nouvelle Jerusalem» / Permanence de 1’Acien Testament, Cahiers de la Revue de Theologie et de Philosophie (Geneve/Lausanne/Neuchatel, 1984), pp. 260—284.
8 Ср. Ис. 54:11—13; 60—62; Агг. 2:1—9; Зах. 1:17 —2:13 и т. д.
9 Ср. Ис. 24:23; 52:7; Мих. 4:7; Соф. 3:15; Зах. 14:9; Пс. 145:10; 149:2ит.д.
10 Ср.: Philo, Leg. Gaj. 225, 281; Eth. En. 26.
11 Ср. Юб. 4:26; 9:19; Jos. Bell. 3:52.
12 См.: G. Fohren. «Sion»/TDNT 7:312—317; Str. B. 4:883—885; 919—931.
13 2 Езд. 10:27; 2 Bapyx. 4:3; ср. Ис. 62; 66:10—15, 22.
14 Test. Dan. 5:12; Ap. Bar. 4:2—6; 4 Esr. 7:26; 13:36; Eth. En. 90:28,29. Идея небесного Иерусалима не была ярко представлена в древней раввинистической литературе. Ср.: Е. Lohse. «Sion» / TDNT 7:326, 336—338.
15 Ср.: J. С. de Young. Jerusalem in the NT (Kampen, 1960), 117.
16 Ср.: М. Coune. «L’univers nouveau (Ap 2\)»/AS26 (1973):67—72.
17 J. Behm. «Kainos» / TDNT 3:447-450.
18 Елена Уайт. Патриархи и пророки, с. 14.
19 В Ass Mos 10:6, Sib Or 5:447 говорится о «высыхании» моря в эсхатологическом Царстве Божьем.
20 Ср. Ис. 25:9; 35:10; 43:19; 65:16—19; 2 Кор. 5:17.
21 Идея нового творения также встречается в апокалиптической литературе: Юб. 4:26; 2 Откр. Варуха 49:1—3; 4 Езд. 5:45; 1 Енох. 72:1; 92:16.
22 Ис. 23; Иер. 50, 51; Иез. 25—28.
23 J. Combin. «La ville bian-amee» / VSp 112 (1965):635.
26 Ср. Ис. 54, 60, 62, 66; Зах. 14; Иез. 40—47.
27 Ср.: J. Ellul. Apocalypse, p. 235.
28 Человеческие надежды осуществляются лишь в граде Божьем! Ср.: J. Ellul. Sans Feu ni Lieu, Theologie de la ville (Paris, 1974), pp. 276,277.
29 Для пророческого языка характерно использование образа женщины для описания города. Ср. Иез. 16:11—13.
30 Ср. Ос. 1—3; Еф. 5:25—27; Евр. 11:10. В межзаветной литературе мы также сталкиваемся с темой упования на Новый Иерусалим, который именуется либо «женой» (1 Енох. 90:28,29; 4 Езд. 10:17), либо «матерью» (4 Езд. 9:43—47; 2 Откр. Варуха 3:1—3).
31 Эта формула завета встречается в Иез. 37:27; ср. Ис. 54:4 5- 61:10-62:4—6; Ос. 2:16—23; Иер. 2:1—3 и Иез. 16.
32 Относительно мотива брачного союза см.: R. A. Batey. New Testament Nuptial Imagery (Leiden, 1971); J. Jeremias. «Numphe» / TDNT 4:1092—1099; F. Bovon. «Le Christ de I’Apocalypse» / RThPh 22 (1972), p. 71.
33 С. Deutsch. «Transformation of Symbols: The New Jerusalem in Rev. 21:1—22—25» /ZNW 78 (1987), p. 112. Эти черты отношений еще более подчеркиваются за счет противопоставления с блудницей, воплощающей неверность и идолопоклонство. U. Vanni. «II simbolismo nell’Apocalisse» / Gregorianum 61 (1980), p. 480.
34 Ср.: J. Comblin. «L’homme retrouve: la rencontre de 1’Epouse (Ap)» / AS 29 (1970), pp. 38-^6.