что такое новость в интернет журналистике
Жанры интернет-журналистики
Это четвертый вид СМИ – после печатной прессы, радио и телевидения – или же это новая стадия развития СМИ как таковых, со временем синтезирующая все три предыдущих вида? Стремительное развитие социальных сетей в последнее десятилетие еще больше заостряет вопрос – не наблюдаем ли мы процесс мутации СМИ как таковых, их врастания в новую информационную оболочку, в которой будет жить человек глобального мира – универсальный потребитель? Впрочем, пока еще мы можем говорит о прохождении нами периода, когда просто стираются межвидовые различия между различными медиа – и появляется новый, универсальный их вид.
Понятно, что интернет-журналистика пока еще является просто четвертым видом журналистики как таковой – но со временем она, наряду с тремя другими видами медиа, станет частью новой, образующейся на наших глазах, формы универсального мультимедиа. Причем его главной, базовой частью – потому что сейчас в рамках интернет-журналистики уже происходит часть того синтеза, который выйдет на новый уровень при переходе к мультижурналистике.
При этом интернет-журналистику можно и нужно рассматривать как продолжение традиционной журналистики – то есть печатной прессы, радио и телевидения. В первую очередь, конечно, печатной прессы – потому что именно ее новой формой развития является интернет-журналистика. При всем огромном и революционном значении интернета для распространения, подачи и восприятия информации, журналистика как таковая имеет свои признаки и качества – и на именно от них отталкивается базируется интернет-журналистика. Порой встречается восприятие Интернета как такового в качестве одного бескрайнего СМИ – но такой подход вообще-то размывает само понятие медиа и уж тем более журналистики. Стоит рассматривать интернет-журналистику как профессиональный вид деятельности в рамках СМИ или индивидуально, со своими формами и жанрами, а не как обозначение для любой деятельности по производству текстов и медиа-контента в интернете.
Происхождение жанров интернет-журналистики
При том, что понятие жанра играет важнейшую роль в журналистике, сами споры о них давно уже приобрели схоластический оторванный от жизни характер. Пока единственной формой СМИ было печатное издание – журнал или газета – четкое определение жанров еще имело смысл. После массового распространения радио и телевидения жанры печатной прессы ощутили на себе их влияние – ну а после появления интернета наступило время синтеза всего и вся.
При этом понятно, что основные жанры печатной журналистики перекочевали в интернет-журналистику – и в этом смысле ничего принципиального нового придумать невозможно. Три основных вида жанров – информационный, аналитический и художественно-публицистический никуда не делись. Новостная заметка, репортаж, интервью – это информация. Статья – это аналитика. Очерк или фельетон – это публицистка. Так было до интернета – и в принципе все это сохранилось. Приобретя, естественно, новые формы. И вступив в теснейшую, неразрывную связь с другими жанрами – потому что сама природа интернета подразумевает гипертекстуальность и интерактивность. Любой текст отсылает к другому тексту – заметка к статье, авторская колонка к интервью. Все становится частью одного большого гипертекста – но это не значит, что жанры отмирают.
При этом все жанры интернет-журналистики имеют три главных качества, отличающие их от досетевой прессы – гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность. Редакция СМИ, конечно, может и не использовать эти возможности – но тогда производимый ею продукт и не будет интернет-журналистикой, то есть останется просто размещенным в сети текстом, фотографией или видео.
Само понятие гипертекста ключевое для понимания журналистского текста в интернете. Говоря просто, это текст, содержащий в себе ссылки на другие тексты, уточняющие, раскрывающие или дополняющие его смысл. Это могут быть как ссылки на материалы этого же издания, так и на внешние источники. С помощью них расширяется контекст публикуемой информации или высказанного мнения – и ознакомление читателя с самим текстом становится лишь первым шагом перед его переходом к другим материалам на данную тему. Это принципиальное отличие интернет-журналистики от обычной – с помощью гиперссылок можно не просто долго удерживать внимание читателя, но и представить ему огромный, несравнимый с самим публикуемым текстом объем информации. Чем мощнее и старше СМИ тем легче ему предоставить читателю больше связанных с темой основного текста материалов. Причем не имеет принципиального значения ни объем, ни жанр самого текста-повода – это может быть и десятистрочная заметка, и большое интервью, и аналитическая статья. Количество ссылок, которые будут вести от них к другим материалам ограничено только чувством меры редактора и наличием на сайте подходящих публикаций.
Мультимедийность также является ключевым признаком практически всех интернет-жанров. Это сочетание нескольких видов подачи информации – текстовой, графический, звуковой, фото и видео – в одном материале. По сути это одно из основных преимуществ интернет-журналистики над тремя предшествующими ей видами – возможность использования всех существующих форматов. Причем их можно сочетать в одном журналистском материале – будь то заметка, репортаж, интервью, аналитическая статья. Понятно, что все пять видов подачи нет смысла использовать в небольшой информационной заметке – но, например, в большом интервью или расследовании они вполне уместны. Есть основной текст интервью, который дополняется или дублируется видео и аудио записью этой же беседы, есть инфографика, иллюстрирующая отельные темы, затронутые в интервью, есть фотографии интервьюируемого, а возможно и главных упоминаемых в беседе личностей. И это самая простая схема – потому что в качестве видео может быть размещено предыдущее интервью с этим же человеком, его выступление на телевидении, а в аудио формате могут быть даны его интервью радиостанциям. Мастерство составления мультмедийного материала проявляется не в механическом дополнении основного текста различными «связанными товарами», а в отборе самого интересного и актуального на момент публикации контента.
Третье качество – интерактивность. Оно проявляется прежде всего через возможность аудитории откликаться на публикуемые в интернет СМИ материалы, а в некоторых форматах и участвовать в создании контента. Кроме того, интерактивность дает возможность редакции замерять реакцию читателей – а значит и влияет на содержание СМИ. По мере конвергенции соцсетей и СМИ система «лайков» становится все более значимой для оценки качества как журналисткой работы, так и популярности СМИ в целом. Комментарии читателей являются важнейшим элементом вовлечения аудитории, формирования ядра постоянных читателей – при этом понятно, что со временем вся комментаторская активность будет сосредоточена на страницах издания в соцсетях а не на сайте самого издания.
Интерактивность позволила активно использовать в интернет-журналистике формат голосований и опросов, в досетевую эпоху применяемый в основном в теле– и радиожурналистике. Печатные СМИ, конечно, тоже устраивали опросы и голосования – но они проводились сначала по почте, а позднее по телефону, что не давало быстрой обратной реакции. Телевидение и радио сделали опросы и голосования одним из главных инструментов вовлечения аудитории – и интернет-журналистика быстро переняла этот способ. Выяснить мнение читателей возможно как по отношению к конкретному резонансному событию, так и к точке зрения, причем, естественно, дискуссионной, спорной – и опросы могут быть как частью журналистского материала, так и самостоятельной публикацией.
Естественно, что все три главных отличительных качества интернет-медиа – гипертекстовость, мультимедийность и интерактивность – оказывают важнейшее влияние на развитие жанров интернет-журналистики, но при этом они именно развивают заложенные в них от их досетевых предшественников фундаментальные качества, а не заменяют и не отменяют их.
Информационный жанр интернет-журналистики
Главная форма этого информационного жанра остается неизменной – это новостная заметка. Никакие технологии не способны заменить ее главный смысл и признаки качества – новость должна быть интересной, эксклюзивной и оперативной. Сочетание всех трех качеств – это идеал, и понятно, что в условиях специализации внутри медиа информационные агентства имеют заведомое преимущество в оперативности и эксклюзивности перед обычными сетевыми СМИ, даже специализирующимися на новостях. В лентах новостей больших интернет-газет львиную долю занимают материалы, основанные на сообщениях информагентств – но это не отменяет потребности в существовании журналиста-новостника, то есть специализирующегося на оценке, выборе, осмыслении и обработке информации. Постоянный поток новостей требует проверки как на достоверность и качество, так и на значимость и релевантность их для конкретного издания – не говоря уже о дальнейшей работе с новостью. Даже в формате новостной ленты публикуемая СМИ информация из агентства может быть так подана, дополнена и осмыслена, что привлечет несравнимо большее внимание чем в случае простой перепечатки сообщения первоисточника. Создание небольшого гипертекста в этом случае способно придать новости новый смысл или даже изменить его на прямо противоположный.
В интервью, втором важном подвиде информационного жанра, при рассмотрении его интернет-форм также остаются главные определяющие качество признаки – эксклюзивность, оригинальность, оперативность. Интернет формат позволяет сделать интервью более разнообразным – например, через ведение онлайн-беседы интервьюируемого не только с журналистом, но и с читателями. Таким образом он-лайн интервью становится интерактивным – но нужно напомнить, что подобная обратная связь используется и в радио-интервью, когда в студии принимаются звонки от слушателей. Сочетание всех форматов интервью есть и тележанре «прямая линия» – его уже много лет использует в частности Владимир Путин: тут и вопросы, заданные по интернету (их счет идет на миллионы), и по телефону, и от гостей в студии, и телеведущих, и в ходе прямых телемостов с регионами. Понятно, что такое сочетание максимального количества способов контакта с аудиторией могло бы использоваться и жанре онлайн интервью, проводимых СМИ – впрочем, оно стоит дорого, так что понятно, что в обычных обстоятельств у редакции просто таких возможностей.
Серьезные изменения произошли в жанре репортажа – хотя и здесь интернет-репортаж синтезировал уже имевшиеся формы газетного, радио и телерепортажа. Речь в первую очередь идет об онлайн-репортаже – то есть освещении важного резонансного события, будь то чрезвычайная ситуация, выборы, принципиально важные переговоры на высшем уровне или спортивное мероприятие. Онлайны являются одной из самых интересных форм интернет-журналистики – потому что позволяют синтезировать все возможные способы подачи материала. В этом смысле онлайн-репортаж можно считать если и не новым жанром, то самым продвинутым из формирующихся. В нем легко сочетается текстовая, графическая, аудио и видео информация, короткая новостная заметка и аналитика, элементы репортажа с авторской позицией с коротким телеграфным стилем. Онлайн репортаж в интернет СМИ интересней и удобней для читателя чем его телеконкурент – за счет своей интерактивность.
Из художественно-публицистического жанра наибольшее распространение в интернет-журналистике получил формат авторской колонки и блога, который можно отнести к новой форме классического очерка. Авторские мнения публикуется как в отдельной рубрике сетевых СМИ, так и непосредственно на страницах в соцсетях – но провести четкую грань между авторской колонкой журналиста на странице издания и его же постом в блоге невозможно. Объем, стиль, оперативность – все это не принципиальные моменты. Там и там автор выражает свою позицию, поэтому невозможно назвать первое колумнистикой, а второе блогерством. Главное отличие – в месте опубликования текста, но по мере конвергенции соцсетей и СМИ и оно будет становится непринципиальным.
В целом жанры интернет-журналистики развиваются на базе традиционных медиа-жанров – через их частичное взаимопроникновение и ориентацию на интерактивность.
Правила написания новости и новостных статей
Любой сайт, будь то коммерческий ресурс или информационная площадка, должен быть наполнен полезным контентом и актуальной информацией, которая подается в виде новостей и новостных статей. Написание новостей — специфический вид копирайтинга; к подобным статьям предъявляются определенные требования.
О том, какими могут быть новости и как правильно подходить к их написанию, мы разберем на примерах и расскажем в этой статье.
Какие новости бывают
Новостная статья может быть краткой или подробной, мягкой или жесткой. Иногда новость объединяет несколько логически связанных фактов. Главное отличие новости — она должна быть проще, информативнее и короче обычной статьи.
Продающие новости являются эффективным инструментом контент-маркетинга. Но для этого нужно перевести внимание читателя на продающий текст. Двухфазная схема продаж заключается в следующем: сначала читатель интересуется продуктом, заходит на сайт для прочтения новости. Затем потенциальный покупатель уже переходит на продающий текст и приобретает рекламируемый товар.
Польза новостей
В интернете новости пользуются большим спросом, так как содержат разную информацию из разных сфер жизни. Большинство сайтов ежедневно заполняют новостную ленту.
Любую новость, грамотно написанную, можно превратить во вспомогательный инструмент продвижения продукции и сделать полезной потребителю.
Люди нуждаются в актуальной информации, имеющей ценность для отдельных групп или общества в целом. Пользователь интернета, независимо от посещаемых ресурсов, должен знать о свершившихся фактах, чтобы самостоятельно сделать выводы для себя на основе полученной информации. Это очень важно для современного читателя.
Советы по публикации новостных статей
Все новости в обязательном порядке должны содержать ключевые слова и метатеги (title и description). Не забывайте про alt-атрибуты изображений и перелинковку со связанными товарами или услугами. Достаточно будет включить в текст 2–3 ссылки. Это позволит страницам лучше ранжироваться в поисковиках.
Если вы используете новостную статью в качестве вспомогательного средства для продвижения услуг и товаров, следует добавить ключевое слово в заголовок статьи. Интригующий заголовок, объединенный с SEO, сделать легко.
Пример: «Вчера вечером разводной ключ компании ХХХ отучил хулиганов нападать на прохожих».
Ошибки при публикации новостей
Важно не допускать типичные ошибки, размещая новости на ресурсе. Первая заключается в том, что новость имеет традиционную структуру с выводом в конце статьи, то есть не расставлены акценты на важных моментах.
Вторая ошибка в том, что новость содержит много пустой, неинтересной для пользователя информации. Подобные статьи не дочитывают до конца. Сегодня информация должна быть интригующей, актуальной и полезной.
Другая типичная ошибка — новость без повода, которая часто используется для поискового продвижения. Такие статьи не несут никакой полезной информации и служат лишь контентом при наполнении сайта. Однако можно научиться писать эффективные новости и без новостного повода. Самой распространенной ошибкой в лиде считается отдаленное начало и ненужные слова, которые бесполезны и сложны для восприятия новостной информации.
Проведенный специалистами поисковых систем анализ чтения текстов в интернете установил, что читатель тратит не более 5 секунд на ознакомление с началом текста и заголовком. Если новость не интересна, а заголовок не заинтриговал, как бы ни была гениально написана статья, до конца ее не дочитают.
Не стоит слишком акцентировать внимание на продвигаемых товарах и на собственной фирме — в новостях выглядит неуместно и подозрительно. Обычно такие новости не читают вообще. Для рекламирования ресурсов существует множество других эффективных подходов.
Основной принцип написания новостей
В настоящее время для написания любой новости используется структура с применением принципа перевернутой пирамиды, который заключается в том, что основная информация должна быть в начале статьи. Это особенно актуально для пользователей, не имеющих возможности прочесть весь текст до конца, и таких читателей на просторах интернета миллионы. Аналогичный принцип используют в рекламе и блогах, чтобы привлечь внимание аудитории и обзавестись подписчиками.
Структура текста по правилу перевернутой пирамиды выглядит так:
1.В начале статьи выводится основная мысль для контакта с целевой аудиторией. Это значит, что новость должна затрагивать интересы посетителей сайта.
2. В теле статьи должна содержаться полезная вспомогательная информация, но не основная.
3. В заключительной части должны быть сделаны выводы, даны рекомендации, выражены благодарности, презентованы товары и услуги. Иным словом, все, для чего была написана статья. Если читатели прочли заключение, поставили лайки, оставили комментарии, значит, статья действительно была полезна для них.
Чтобы не быть голословными, приведем пример отличия традиционного текста и информации, написанной по принципу перевернутой пирамиды.
Все, чему нас учат в школе и университете, сводится к тому, что нужно начать с введения и перейти к заключению. Подобное продвижение по традиционной пирамиде для новостных статей, к сожалению, не работает.
Пример написания текста традиционным способом
Пример написания того же текста по принципу перевернутой пирамиды
В первом случае заголовок непонятный, не привлекающий внимание. Предложения строятся одно за другим. Смысл новости находится в заключении. Есть вероятность, что читатель так и не поймет, в чем суть новостного сообщения.
Во второй новости заголовок привлекает внимание, тело статьи вызывает интерес, а заключение побуждает выяснить подробности падения метеорита.
Все принципы написания новостей
Перевернутая пирамида — «жесткая» новость.
Прямая пирамида — «мягкая» новость. Используется, когда важнее описать не суть, а ход новости, и чаще всего в последовательном порядке.
«Песочные часы» — соединение методов перевернутой пирамиды и прямой. Сначала в лиде выделяется главная информация и цели публикации, а затем осуществляется мягкий переход к описанию самой новости. Уместно сделать заключение и дать читателю повод для размышления.
«Оживленная» новость должна сопровождаться примерами и иллюстрациями, чтобы читатель вместе с автором статьи смог погрузиться в историю и следить за ее развитием.
Шаги и методы
1. Правильная структура статьи с использованием вышеуказанных принципов. Вовлечение в чтение происходит при поиске какой-то выгоды для читателя. Поэтому при построении структуры статьи важно включить в основную часть дополнительную информацию.
Пробежав глазами по лидам, гость сайта получит максимум информации о новостных событиях и найдет что-то нужное для себя. Например, какие-то товары или услуги. То есть, можно сделать так, что хроника новостей будет «заточена» на продвижение.
2. Самым важным в новостной статье является лид, или ведущий абзац, в котором собрана вся нужная информация.
3. Рекомендуется придумать заголовок после составления лида. Если начало сформулировано правильно, автор имеет два козыря: суть новости и выгоду для потребителя. Из двух готовых составляющих несложно составить заголовок.
Варианты заголовка статьи могут строиться на:
— основной выгоде для читателя;
— специальных словах;
— выделении сути новости;
— чистой интриге.
Основную выгоду удобнее указать при финансировании рекламных акций, когда, по сути, новостного повода нет. Можно просто описать преимущества товара в новом амплуа.
Использование специальных слов может сделать заголовок кричащим или слишком новостным. Однако на практике такие статьи привлекают внимание читателей и заставляют дочитывать статью до конца при условии, что она грамотно и интересно написана.
Подход с отображением в заголовке сути новости используется больше всего в журналистике, когда нужно рассказать о событии, получении грамот и наград, посещении выставки и так далее. Такой подход широко распространен и в коммерции, когда нужно повысить престиж компании или предложить какие-то новые услуги жителям конкретного региона.
Чистая интрига используется очень часто блогерами и журналистами желтой прессы для привлечения внимания к изданиям и каналам в интернете. Для корпоративных новостей метод не работает и даже приносит вред.
Стандартный заголовок подходит для деловых изданий и корпоративных сайтов. Новость привлекает внимание, если само событие интересно целевой аудитории, отсутствует необходимость в дополнительных приемах по привлечению внимания читателей.
Заголовок в форме вопроса заточен на привлечение внимания широкой аудитории и людей, привыкших оценивать ситуацию по имеющимся фактам. Очень эффективен в сфере финансовых и политических новостей.
В заголовке-комментарии используется цитата известной личности, героя новости. Такие заголовки чаще всего используются для продвижения услуг различных спортивных клубов и в группах, объединяющих людей по интересам.
4. Тело новости должно раскрывать лид во всех подробностях. Современные люди не любят много читать, особенно если в начале статьи не находят нужную информацию. Поэтому постарайтесь в теле новости уложиться в 600–800 знаков. К полученному тексту добавьте факты, цитаты, изображения, выгоды и выводы, оставив место для фантазии самому читателю.
Заканчивая работу над написанием, несколько раз проверьте достоверность и точность упомянутых вами фактов и цитат. При необходимости отдайте текст на проверку корректору или редактору. В завершение, убедитесь, что новость кратка, информативна и максимальная ясна — это главные показатели.
Регистрируйтесь на eTXT, выполняйте заказы, пишите новости и новостные статьи и завоевывайте доверие заказчиков!
Виды статей в интернет-журналистике
Статья долгое время была ярким представителем жанра печатной аналитической журналистики. С появлением в конце XX века интернета изменилось само понятие «журналистика», появились новые виды статей. Сегодня СМИ — это газеты и журналы, радио-, ТВ-вещание, многочисленные интернет-площадки.
Заполнив сайты и различные типы блогов, журналистские материалы стали именоваться «сетевым контентом». В широком смысле статья теперь — любой информационный (нерекламный) контент: текст на сайте, письмо в рассылке и даже пост в соцсетях. За исключением, пожалуй, коротких описаний товаров в онлайн-магазинах.
Любопытно, что работать сегодня в средствах массовой информации может, при желании, любой. Однако СМИ не стали источником легкого заработка. Статьи в интернете разнообразны по форматам, уложить в голове которые начинающим авторам подчас трудно. Для лучшего понимания и узнавания мы рассмотрим жанры, которые пришли в интернет-издания из газетной прессы — назовем их «универсальными». А также некоторые форматы, более характерные для онлайн-журналистики.
Жанры интернет-журналистики: отличия от печатной
Жанр — это особая форма подачи материала. Традиционно печатная журналистика включает в себя три основных жанра : информационный, аналитический и художественно-публицистический. Это деление существуют и сейчас, с переходом прессы в виртуальное пространство.
Жанр | Формы жанра |
---|---|
Информационный | Новость, заметка, репортаж, интервью |
Аналитический | Статья, обзор, рецензия, обозрение |
Художественно-публицистический | Очерк, эссе, фельетон, зарисовка |
Важно то, что контент приобрел новые характеристики и стал:
Онлайн-журналистика обрела недоступные печатным изданиям возможности. А именно:
Кстати говоря, на практике чистых жанров существует очень мало. Не стоит удивляться, если вдруг в интервью встретите аналитику. Современные СМИ — это синтез газет, сайтов и пабликов. Форма и стиль подачи материалов везде со своими тонкостями.
Познакомимся с универсальными жанрами подробнее. Назовем их для простоты восприятия просто «сообщениями».
Информационное сообщение
Цель жанра понятна из самого названия: донести через материал информацию о текущих событиях.
Новость (хроника)
Новость — краткое сообщение о каком-либо значимом событии или явлении. Цель новостной публикации: донести информацию до читателя таким образом, чтобы он ее понял, запомнил и смог пересказать. Больше всего этот формат используется в социальных сетях или на сайтах изданий, например, ТАСС, Интерфакс, РИА Новости, Лента.ру.
Пример новостной статьи
Общепринятая структура новостного сюжета:
Такую структуру называют «принципом перевернутой пирамиды». Чем выше в тексте размещается важная информация, тем больше вероятность, что читатель ее запомнит. Даже если не дочитает статью до конца.
Новостные сообщения пишутся для широкой аудитории. Новость обычно отвечает на 5 основных вопросов: Что произошло? Где? Когда? С кем? При каких обстоятельствах?
Чтобы новость стала популярной, она должна быть:
Особенность формата — в новизне, свежести информации. Новости привлекают интерес, вызывают любопытство. Люди любят читать о том, что произошло сегодня или, лучше, 5 минут назад.
Сложность в работе с новостями в том, что обычно уже спустя сутки они устаревают. Требуется регулярное вливание свежих порций информации. Часто у авторов возникает проблема: о чем писать. Работая с новостным форматом, придется овладеть навыком поиска так называемого «инфоповода» — события, которое вызовет интерес у публики. Либо научиться преподносить обыденный факт интересно.
Оптимальный объем новости — 1500-2000 знаков.
Заметка
Пример заметки
Заметка не претендует на полноту охвата информации. В отличие от новости, в ней меньше подробностей и дополнительной информации. Из заметки читатель получает ответы на вопросы : Что? Кто? Где? Когда? Расширенная (развернутая) заметка включает вопрос: Почему? В нее может, например, добавляться интервью.
Заметка состоит из:
Текст заметки обычно выдержан в строгом стиле, без художественных метафор и эпитетов. В нем отсутствуют выводы, оценки автора. Обозначается лишь причинно-следственная связь — почему произошло это событие. Оценки же дают эксперты или живые участники — например, в интервью.
Заметка становится популярной, если она:
Особенность этого жанра — в его краткости. Прочитав заметку, человек схватывает нужную информацию в течение нескольких секунд, буквально на бегу.
Стандартный объем материала — не более 2000 знаков.
В интернет-журналистике грань между новостью и заметкой стерлась, это практически одно и то же.
Информационное интервью, виды и стили
Интервью представляет собой диалог журналиста с экспертом, очевидцем (респондентом), представляющим интерес для определенной аудитории. По сути, это беседа в форме «вопрос-ответ».
Цель подобной беседы — краткое освещение факта, события или явления (Кто? Что? Где? Когда?). Быстрое интервью дает ответы на волнующие вопросы без глубокого анализа.
Респондент отвечает обычно письменно (анкетирование) или устно, например, посредством разговора в мессенджере. В случае с устным интервью разговор записывается, затем перед публикацией речь переводится в текст — транскрибируется.
Пример интервью
Интервью как жанр включает нескольких подтипов:
Его основная особенность — в легкости прочтения готовой публикации. Читая материал, можно перескочить в любое его место, не потеряв при этом сути излагаемого.
Интервью — не просто жанр, но и метод сбора информации. С его помощью легко получить ценный материал, который ляжет в основу других форматов. Например, можно записать выступления экспертов на профильных конференциях, транскрибировать и разместить у себя на сайте. Отчет с посещения мероприятия вызовет интерес аудитории. При этом писать самому контент не придется.
Оптимальный объем — до 6000 знаков.
Репортаж
Репортаж — более объемный, нежели заметка. Хотя содержит те же структурные элементы: заголовок, введение и основной текст. Репортаж предполагает, что автор находится на месте событий, говорит с присутствующими там людьми, описывает увиденное. При этом старается донести событие с разных сторон и точек зрения.
Можно сказать, это хроника, передача информации из самого «сердца» события. Задача репортера — создать для читателя эффект присутствия. Так, чтобы человек с его слов нарисовал в сознании картину происшествия, как если бы побывал там лично.
Основные формы репортажа:
Чаще всего журналисту приходится писать событийный репортаж, который посвящен общественно-значимой теме. Это репортажи с места происшествия, с праздничных событий, спортивных состязаний. Жанр особенно популярен в телевизионной журналистике.
Материал в форме событийной хроники имеет отличительные особенности: четкую структуру, последовательность изложения, хронологию событий.
Пример спортивного репортажа
В репортаже уместны приемы, которые усиливают эффект присутствия :
Жанр помогает журналисту проявить, прежде всего, свое Я. В духе «как я это увидел, что переживали в этот момент я и люди». Этим репортаж выгодно отличается от новости и заметки, где личность журналиста не видно. Хотя он и более труден для восприятия, чем интервью.
Сложность же заключается в том, чтобы не идти на поводу у своих эмоций. Излишняя субъективность опасна тем, что читатель будет невольно введен в заблуждение. Личное мнение следует выдавать дозированно, не искажая при этом факты. А выводы лучше предоставить сделать самому читателю.
Несмотря на кажущуюся сложность, для автора это вопрос наработки опыта и журналистских навыков. Начинать осваивать жанр можно, просто рассказывая окружающим, например, о событиях, свидетелем которых вы являлись.
Оптимальный объем — до 5000 знаков.
Фоторепортаж — способ получить информацию с помощью визуального ряда. Как и в репортаже, в нем событие подается в динамике. Когда тематическая подборка из фото отражает развитие события, есть поясняющие подписи к фотографиям. В фоторепортаже объект можно рассмотреть детально либо с другой точки зрения, а не просто полистать фото.
Аналитическое сообщение
Это жанр сообщения, в котором используется множество фактов, их сравнивают между собой и делают какие-то выводы. Основное требование к аналитическому жанру: взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция. В рамках жанра чаще всего пишут статьи.
Статья
Статья — жанр журналистики, когда излагается какая-то мысль. Она глубоко анализируется, подтверждается фактами, которые играют здесь иллюстративную роль. Анализ темы в статье проводится так, чтобы читатели могли поразмышлять самостоятельно над интересующими вопросами.
Какие бывают типы статей в классической журналистике:
Принятая классификация, на самом деле, не единственная.
Статья — яркий представитель направления журналистики данных.
В зависимости от целей, которые ставятся перед текстом, статьи в интернете имеют разный формат и стили написания:
Статья-проблема. Отвечает на конкретный вопрос, например: «Сколько можно заработать на копирайтинге», «Почему скручиваются листья у томатов», «Отчего вы бедны».В заголовке обозначается проблема, а в самом тексте дается ее решение.
Инструкция (руководство). После ее прочтения человек начинает четко представлять, что ему нужно сделать для получения результата. Строго по делу, последовательно, без воды. Например, в формате пошагового плана пишется инструкция: «Как научиться играть на гитаре», «Как сделать сайт с нуля», «Как начать писать статьи». Это востребованный вид статей для сайтов.
Статья-список. Текст в ней структурирован в виде списка. Статьи имеют цепляющие заголовки, популярны на сайтах и в глянцевых журналах. Варианты заголовков: «10 способов заработка в интернете», «5 особенностей прыжков в высоту», «7 вариантов модного маникюра».
Рецензия — относительно небольшой по объему краткий обзор, оценка чего-либо — книги, фильма, статьи, научной работы. В отличие от отзыва, где мнение автора просто подкрепляется каким-то количеством аргументов, объект рецензии разбирается с большей конкретикой.
Интересно, что при написании статьи допустимо сочетание всех трех классических жанров журналистики.
Контент сайтов чаще всего служит информационно-развлекательным целям. Внимание читателя зацепит материал, который будет:
Считается, что оптимальный размер полезной статьи не может быть меньше 1500-2000 знаков. Д ля успешного продвижения в поисковых системах желательная длина текста от 8000 символов для информационных ресурсов.
Художественно-публицистическое сообщение
Публицистика — самый творческий жанр в журналистике. Из-под пера выходит не просто журналистская публикация, а практически литературное произведение. Основное место в нем отводится личным эмоциональным переживаниям автора, его впечатлениям и суждениям.
Статьи в этом жанре пишут профессиональные журналисты, обладающие литературным талантом. Широкий кругозор, жизненный опыт, хваткий ум, наблюдательность — без них невозможно создать незаурядный художественно-публицистический материал.
Гениальное произведение В.В. Гиляровского «Москва и москвичи», работы известных журналистов Ю. Фучика («Репортаж с петлей на шее»), Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир» — это образцы нестандартного авторского видения. Примеры журналистской работы в художественно-публицистическом стиле, на которых стоит учиться.
Основные разновидности жанра: отражающие положительные явления очерк, зарисовка, а также высмеивающие пороки фельетон и памфлет.
Очерк. Объединяет в себе социологическое исследование общественных проблем, художественное представление достоверной картины окружающей действительности, опору на факты. При подготовке очерковой публикации мало только собрать, проанализировать материал. Его необходимо полностью переработать в рамках жанра.
По сути, очерк сочетает принципы аналитической статьи и образного репортажа с эффектом присутствия.
Проблемный очерк по своей логической структуре наиболее схож с аналитической статьей. С той разницей, что проблема в нем рассматривается через обязательный конфликт, столкновение интересов разных людей. До корня проблемы журналист добирается, исследуя конфликтную ситуацию в ее динамичном развитии. Может быть описательный (путевой, событийный) и сюжетный (портретный, проблемный).
Характерные особенности очерка:
Родоначальниками русского очерка были В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехов («Остров Сахалин»). В советское время — А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Аграновский. Путевой очерк прославили А.С. Пушкин, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев.
Фрагмент очерка В.М. Пескова для газеты Комсомольская правда
Современный очерк — произведение в большей степени документальное, чем художественное. Зачастую драматизм события или масштаб личности таковы, что способны привлечь внимание читателя без активной художественной переработки исходного материала.
Фрагмент очерка об А.Д. Сахарове в Новой газете
Зарисовка. Это короткий, живой рассказ о собственных впечатлениях. Художник слова воспроизводит — зарисовывает — картину встречи с событием, явлением или другим человеком. Перед читателем разворачивается целая череда ярких образных сравнений, эпитетов и ассоциаций. Сюжетная линия и проблема обычно в зарисовке отсутствуют.
Виды зарисовок: портретная, ассоциативная, пейзажная.
Будоражат воображение великолепные зарисовки классиков русской литературы: И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева.
Фрагмент ассоциативной зарисовки Л.Н. Толстого
Пейзажная зарисовка К. Паустовского
В газетной зарисовке журналист кратко рассказывает о своих наблюдениях, описывает обстановку, дает наиболее полную картину увиденного. Зарисовка имеет много общего с репортажем. Она так же эмоциональна, динамична, создает эффект присутствия. В то же время всегда ограничена пространственными и временными рамками, одномоментна. Для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина и логичность.
Фрагмент зарисовки В.М. Пескова
На телевидении «зарисовкой» часто называют так называемые видовые съемки, некоторое количество взаимосвязанных кадров.
Фельетон — это соединение публицистического, сатирического, художественного начал. Фельетон публично высмеивает отдельные недостатки, используя различные литературные приемы. Суть жанра — в комическом иносказании. В фельетоне могут дополнительно появиться вымышленные персонажи, фантастические элементы, события в виде сновидения, диалога. Однако все используемые приемы не должны искажать сам факт, который взят за основу произведения.
Пример фельетона
Фельетон всегда пронизан юмором и иронией. Он остроумный, интересный, при этом дает четкую картину описываемого события.
Одни из самых известных фельетонистов прошлого: великий русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, блестящий публицист и театральный критик В.М. Дорошевич. Замечательными мастерами жанра были М.М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М.А. Булгаков.
Фрагмент памфлета Л.М. Леонова Происхождение памфлета связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Едким памфлетистом был французский ученый и философ Блез Паскаль («Письма к провинциалу»). Образцовым примером политической сатиры на современное общественное устройство признаны труды Д.И. Писарева «Пчелы», М.Горького «Город желтого дьявола».
Как и фельетон, памфлет на страницах российской прессы явление редкое. С прекращением «холодной войны» исчезли популярные ранее памфлеты на международные темы.
В наши дни художественно-публицистические жанры не слишком распространены в периодической печати, на телевидении и радио. Их написание требует высокого уровня мастерства и доступно не каждому журналисту. Создание таких текстов трудозатратно и занимает много времени. Однако некоторые жанры все же можно встретить в специализированных передачах и журналах.
Преимущество художественной публицистики — в активном воздействии на аудиторию через факты и образы. С их помощью автору легче донести идею, а читателю разобраться в сложных нравственно-психологических или социальных проблемах.
В среднем объем очерка может составлять от 8000 символов, зарисовки — около 1000-2000, фельетона, памфлета — от 500 до 3000 знаков. Четких требований к объемам здесь нет, все зависит от полноты освещения темы.
Способы взаимодействия с аудиторией
Сторителлинг как жанр
Сторителлинг — рассказывание историй — не считается самостоятельным жанром. Это, скорее, прием донесения нужной информации. Однако с каждым годом его все больше называют одним из самых мощных инструментов психологического влияния на сознание человека.
Как способ передачи поучительной информации сторителлинг используют в обучающих, развлекательных целях, в продвижении, маркетинге и рекламе. Интересный рассказ всегда приходится к месту на серьезных бизнес-форумах, в общении с клиентами. В социальных сетях истории вызывают намного больший интерес, чем просто посты с картинками.
Сторителлинг всегда подстраивается под интересы аудитории и говорит о вещах, ей знакомых. Человек представляет в голове происходящее как некое кино, узнает себя. Через историю вы подводите читателя к определенной мысли. Он логически и через эмоциональные подъемы и спады рассказа приходит к тому, что вам нужно. Идея, которую вы хотите донести до читателя, рождается у него как бы сама. Он думает, что она его собственная.
Пример личной истории
С помощью разного рода историй, стилей рассказов:
Способность увлекательно рассказывать дает множество преимуществ. Любому, вне зависимости от рода занятий, будь то политик, социальный деятель или актер. Многие великие люди, будучи талантливыми рассказчиками, влияли таким образом на судьбы целых народов — У. Черчилль, Мартин Лютер Кинг и даже Шахерезада. Благодаря этому своему дару их помнят миллионы.
Пример истории рекламного характера
Грамотно выстроенная убеждающая история содержит:
При этом без деталей, не имеющих отношения к делу.
Огромное преимущество сторителлинга в том, что истории естественным образом захватывают внимание зрителя. Компании тратят огромные средства на рекламу, но она не дает желаемого эффекта. Реклама «в лоб» вызывает даже отторжение. Выход из этой ситуации — использовать сторителлинг.
Чтобы рассказывать истории, нужно много читать художественной литературы. Здесь не подойдет даже просмотр кинофильмов. Только когда мы читаем художественные произведения, мозг набирает необходимый словарный запас и оттачивает образную память: интриги, диалоги, трагические и комические ситуации. Очень хорошо не только иметь свои истории, но и уметь пересказывать чужие.
Верхней границы объема историй в сторителлинге не существует. Главное — исчерпывающее раскрыть тему. Однако хороший рассказ всегда не слишком длинный. Ровно такой по хронометражу, чтобы удерживать внимание читателя или слушателя необходимое время.
Веб-копирайтинг, его особенность и типы
Копирайтинг — это особое направление работы с текстовой информацией. Текст здесь служит конкретной цели — склонить читателя к определенному действию: позвонить, перейти по ссылке, зарегистрироваться, оплатить товар или услугу, сделать заявку. Он полностью составлен таким образом, чтобы человек в конечном итоге это действие совершил.
Пример страницы регистрации
Копирайтер пишет продающие тексты, но при этом не является журналистом или писателем. Текст — не самоцель, скорее, один из инструментов достижения цели в решении проблемы клиента. Например, если текст «не работает», его меняют на другой — целиком или блоками.
Типы задач, которые решаются в копирайтинге:
Кроме этого, написание скриптов продаж, сценариев продающего видео, постов для социальных сетей, объявлений для контекстной рекламы. И это не весь перечень.
Иногда копирайтеры выбирают и специализируются на какой-то одной нише. Есть и универсальные специалисты. Профессиональный копирайтер получает деньги не за количество знаков, а за конечный результат. Их заработок в конечном итоге напрямую зависит от сложности задач и степени ответственности, которые они на себя возлагают.
Основная ценность копирайтинга в том, что продающий текст приносит заказчику прямую прибыль. Его стоит освоить как автору, так и владельцу микро- или инфобизнеса. Веб-автор сможет предложить клиенту больше форматов, выделиться из массы копирайтеров и веб-авторов. Предпринимателю он просто необходим, чтобы качественно взаимодействовать со своей аудиторией в социальных сетях, на сайте или досках объявлений.
Чтобы стать специалистом по продающим текстам, придется изучить и понять множество смежных направлений. Хороший продажник собирается на основе собранных маркетинговых данных, понимания трафика, с основательной предварительной подготовкой и постшлифовкой. Руководитель Школы и Агентства Сергей Трубадур, который посвятил копирайтингу больше 10 лет жизни, настаивает на том, что специалист должен быть копирайтером-маркетологом, владеть навыком оформления будущих продающих страниц. Именно этому обучаются студенты в коучинг-программе « Цех копимаркетологов ».
Универсальных рекомендаций по объему продающего текста нет. Оптимальная его длина зависит от многих факторов: тематики, дизайна страниц продающего сайта, особенностей визуального восприятия посетителями. В идеале все элементы, в том числе и текст, тестируются.
Заменит ли со временем интернет газетную журналистику
Последние лет 15 бытует мнение, что традиционные газетные жанры будут вытеснены интернет-журналистикой. В этой связи вспоминается герой культового фильма В. Меньшова 1979 года и его уверенность в том, что через двадцать лет «будет одно сплошное телевидение». Его «пророчество», как видим, не сбылось — ТВ-воронка не смогла поглотить радио и прессу. То же самое, вероятно, относится и к «сплошному интернету».
Классическая газета перестает быть источником новостей. В скорости доступа к информации она не может соперничать с веб-сайтами. Зато газета становится более аналитической, публицистичной, привлекая аудиторию более серьезную и вдумчивую. Журналистика будущего — это интернет-СМИ, блогосфера, газеты, радио, ТВ. А это значит, что поле деятельности журналиста в XXI веке только расширяется и углубляется.