что такое новеллы в литературе определение

Новелла (литература)

Новелла (литература)

Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

Содержание

История новеллы

Источники новеллы — в первую очередь латинские exempla, а также фаблио, истории, вкрапленные в «Диалог о папе Григории», апологи из «Жизнеописаний Отцов Церкви», басни, народные сказки. В окситанском языке XIII века для обозначения рассказа, созданного на каком-либо заново обработанном традиционном материале, возникает слово nova. [1] Отсюда — итальянское novella (в популярнейшем сборнике конца XIII века «Новеллино», известном также как «Сто древних новелл»), которое начиная с XV века распространяется по Европе.

В эпоху романтизма, под влиянием Гофмана, Новалиса, Эдгара Аллана По распространилась новелла с элементами мистики, фантастики, сказочности. Позже в произведениях Проспера Мериме и Ги де Мопассана этот термин стал употребляться для обозначения реалистических рассказов.

Для американской литературы, начиная с Вашингтона Ирвинга и Эдгара По, новелла, или короткая история (англ. short story ), имеет особое значение — как один из характернейших жанров.

Характеристика новеллы

Новелла характеризуется несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка. Фабульная конструкция новеллы схожа с драматической, но обычно проще.

Новелла, рассказ, повесть

Нередко новелла отождествляется с рассказом и даже повестью. В XIX веке эти жанры было сложно различить: так, «Повести Белкина» А. С. Пушкина — это, скорее, пять новелл.

Рассказ сходен с новеллой объёмом, но отличается структурой: выдвижением на первый план изобразительно-словесной фактуры повествования и тяготением к развёрнутым психологическим характеристикам.

Повесть отличается тем, что в ней сюжет сосредотачивается не на одном центральном событии, но на целом ряде событий, охватывающих значительнейшую часть жизни героя, а часто и нескольких героев. Повесть более спокойна и нетороплива.

Новелла и роман

Сборник новелл был предшественником романа.

Новелла в русской литературе

В русской литературе новелла — редкий жанр.

Только в начале XX века русская новелла обрела новое звучание. Здесь можно выделить Александра Грина, в творчестве которого заметно влияние Эдгара По и Амброза Бирса.

К сожалению, только в конце 1980-х годов читатель смог прочесть новеллы современника Грина — Сигизмунда Кржижановского.

Новелла в китайской литературе

Китай является классической страной новеллы, которая развивалась здесь на основе постоянного взаимодействия литературы и фольклора с III до XIX век: в III—VI вв. были широко распространены мифологические былички, смешавшиеся с отрывками из исторической прозы и отчасти оформленные по её канонам (позднее, в XVI веке, их назвали термином «чжигуай сяошо», т. е. рассказы о чудесах). Они были важнейшим источником классической художественной новеллы эпохи Тан и Сун (VIII—XIII вв.), так называемых «чуаньци», написанных на классическом литературном языке. С эпохи Сун появляются сведения о народном сказе «хуабэнь» (букв. «основа рассказа»), широко использовавшем как наследие классических танских чуаньци, так и собственно фольклорные источники, демократизировавшем жанр новеллы и по языку, и по тематике. Хуабэнь постепенно перешли полностью из фольклора в литературу и достигли высшего развития в письменной форме («подражательные хуабэнь») в конце XVI—начале XVII век

В советской синологии их обычно называют «повестями», что не совсем точно. Основной формой циклизации здесь во все времена оставался сборник. В сборниках хуабэнь два новеллистических сюжета часто объединяются вместе исходя из сходной темы. Эпоха расцвета хуабэнь была и эпохой зарождения китайского бытового романа («Цзинь, Пин, Мэй» и др.). С XI век появился ещё один важный жанровый термин — «бицзи». Бицзи подразумевает объединение сюжетной прозы (сяошо), в том числе «чжигуай» и «и-вэнь» («рассказы о чудесах», «услышанное об удивительном»), с бессюжетными заметками «цзашо» («разные суждения»). Формально к бицзи относится сборник «Ляо Чжай чжи и» Пу Сунлина (вторая половина XVII век), написанный изысканным и несколько искусственным литературным языком, но подводящий итог всей китайской новеллистической традиции, включая характерную для неё фантастику. Новелла Пу Сунлина— одна из вершин китайской литературы. Но и за Пу Сунлином следуют другие выдающиеся новеллисты и мастера прозаических миниатюр, например Цзы Юнь, Юань Мэй (XVIII век).

Новелла в английской литературе

Новелла как жанр, признанный писателями и читателями, вошла в английскую литературу примерно во второй половине XIX века. В этот период в Англии возникла благодатная почва для внезапного расцвета новеллы – этого короткого динамичного жанра, гораздо более удобного для экспериментирования, нежели роман. Росло количество новелл в литературных журналах. Появились критические статьи, посвященные проблемам новеллистики. К этому жанру обращались и маститые авторы, уже снискавшие популярность своими романами, и начинающие писатели, у которых было много смелых идей, но мало литературного опыта. Английская литература этого периода пестрила враждующими друг с другом литературными направлениями, школами, течениями: натуралисты, реалисты, эстеты, неоромантики, и т.д.

Старейшиной английских новеллистов принято считать Томаса Гарди (хотя он не был ни самым первым, ни самым старым). Гарди был тесно связан с реалистическими традициями диккенсовской школы. Другой великий английский новеллист – Оскар Уайльд – относился скорее к эстетам, отрицал реализм. Его новеллам были чужды проблемы социологии, политики, общественной борьбы и т.д. Отдельное место в английской новеллистике занимает такое течение, как натурализм. Характерным направлением натурализма стала так называемая «литература трущоб» (сборник новелл Артура Моррисона «Рассказы о трущобах», 1894; новелла Джорджа Мура «Театр в глуши», пр.). Еще одним направлением в английской литературе, противопоставлявшем себя эстетам и натуралистам, считается «неоромантизм». Английскими новеллистами из числа «последних романтиков» были Роберт Стивенсон, а позднее Джозеф Конрад и Конан Дойль. В начале XX века английская новелла становится более «психологичной». Здесь стоит отметить Кэтрин Мэнсфилд, новеллы которой зачастую были практически «бессюжетными». Все внимание в них было прикованно к внутренним переживаниям человека, его чувствам, мыслям, настроению. В первой половине XX века английской новелле были свойственны психологизм, эстетизм и «поток сознания». Самыми яркими представителями английской литературы эпохи модернизма были Вирджиния Вульф, Томас Элиот,Джеймс Джойс, Олдос Хаксли. [10]

Среди английских писателей, в разное время создававших произведения в жанре новеллы, такие замечательные авторы, как Джером К. Джером, Джон Голсуорси, Сомерсет Моэм, Дилан Томас, Джон Соммерфилд, Дорис Лессинг, Джеймс Олдридж и др.

Источник

что такое новеллы в литературе определение. takoe novella literature. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-takoe novella literature. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка takoe novella literature. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

История жанра

Само слово «новелла» имеет итальянское происхождение и переводится как новость. Жанр появился в Средние века в Европе, где читателям нравились авантюрные сюжеты. Первые примеры произведений — латинские фаблио. Это короткие поучительные и занимательные тексты.

что такое новеллы в литературе определение. knigi srednie veka. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-knigi srednie veka. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка knigi srednie veka. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

Большой популярностью пользовался в то время сборник «100 древних новелл». Главными героями рассказов были ревнивые супруги, неверные жены, недальновидные родители, сообразительные дети. Список дополнялся плутами, которые смогли обхитрить королей, судей, богатых вельмож. Истории описывали жизнь простых людей и больше развлекали, чем поучали.

Позже вышла книга Боккаччо «Декамерон», которая понравилась французам и стала классическим примером европейских новелл. Другие писатели придали рассказам разные черты — романтизма, мистики, фантастики, а затем снова реализма:

На стыке прошлого и позапрошлого веков новелла стала наиболее популярным жанром в литературе. В читательскую среду ее водворили О. Генри и В. Ирвинг. Их лаконичные сочинения были известны и в Америке.

В США новеллой называют любой короткий роман. Российские читатели не придают большого значения сюжетности, поэтому жанр не прижился. Но все же есть несколько русских авторов, которые писали лирические небольшие рассказы: Бунин, Зощенко, Каверин, Грин, Гоголь («Петербургские повести»), Пушкин («Повести Белкина»).

Характерные признаки

Некоторые писатели расходятся во мнениях о том, что такое новелла. В литературе определение следующее — это эпический жанр произведений с острым сюжетом, неожиданной развязкой, нейтральным стилем изложения и без выражения отношения автора к героям. Термин тяготеет больше к бессюжетному очерку, чем к рассказу.

Можно отличить этот жанр от рассказа или эссе, если найти в произведении признаки новеллы:

что такое новеллы в литературе определение. takoe novella. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-takoe novella. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка takoe novella. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

У произведения должен быть малый объем, а фабула такой, чтобы ее можно было записать одним предложением. Обычно сюжет имеет необычную форму, неожиданную развязку. Авторские ремарки отсутствуют, психологических подробностей также не должно быть. Образы главных героев побуждают читателя быстро дойти до конца новеллы.

Важен не сам сюжет, а импульс произведения — отправной момент, который может привести куда угодно. Эта точка задает весь смысл жанра, но развивается история неожиданно.

Виды новеллы

Заключается специфика жанра новеллы в том, что она возникла не только в литературе. Она затронула живопись, музыку, интерактивное и театральное искусство. Существует множество лирических песен и спектаклей, чувственных остросюжетных картин.

Визуальная форма сочетает в себе разные черты литературы и кинематографа. Но у словесного творчества есть отдельная классификация:

что такое новеллы в литературе определение. novella uzhasov. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-novella uzhasov. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка novella uzhasov. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

В первом случае история основана на мистических или кошмарных событиях. Бытовая форма описывает человеческую жизнь со всеми ее проблемами. Обычно такая новелла рассказывает о любви, взаимоотношениях со второй половиной, родителями или друзьями. В детективном произведении расследуются преступления, а исторические события описываются в соответствующей форме. Интересные феномены и необычные теории изложены в фантастических новеллах.

Элементы этого жанра разбросаны и по другим формам литературы. Ее признаки можно встретить в очерках, эссе, коротких рассказах, рождественских повестях и даже драматических пьесах, по которым ставят спектакли.

Отличия от рассказа

Рассказ и новелла относятся к одному повествовательному жанру, но между ними есть существенная разница. Хотя заметны и общие черты:

что такое новеллы в литературе определение. otlichiya novelly rasskaza. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-otlichiya novelly rasskaza. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка otlichiya novelly rasskaza. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

Но у новеллы есть несколько особенностей. В таких произведениях нет авторской оценки характеров и действий персонажей. А в рассказе это косвенно выражается в психологических портретах героев, они важны для более глубокого понимания их душевного состояния. Сюжет основывается именно на пребывании персонажа в необычной ситуации и его отношении к происходящему. Все действия привязаны к одному месту и ограничиваются во времени.

Психологизма в новелле нет, здесь важно правильно задать динамику и вызвать напряженность. В этом заключается главное отличие от рассказа. Не герой находится в центре внимания, а события, которые с ним происходят. Короткие истории не содержат скрытого подтекста и завуалированных психологических приемов, в них не ведется тонкая игра. Все действия читатель наблюдает открыто, автор только старается сделать сюжет острее, довести произведение до предела в самом конце.

В рассказе возможны ответвления от главных событий, значит, присутствуют вставные — дополнительные — персонажи. Новелла развивается только на основе ситуации, в которую попал главный герой. Других персонажей в ней обычно нет, как и дополнительных эпизодов. Но если вставные события необходимы для придания остроты сюжету, то автор может их добавлять.

Примеры из литературы

что такое новеллы в литературе определение. novelly a grin. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-novelly a grin. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка novelly a grin. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

Большинство новелл написаны европейскими авторами в XIX — XX веках. Их изучают на лекциях в школе и высших учебных заведениях. Среди русских писателей известны Д. Мордовцев, А. Грин, А. Куприн. Первый написал «Видение в публичной библиотеке», последний «Палача» и «Скрипку Паганини». У Грина довольно много коротких произведений: «Создания Аспера», «Состязание в Лиссе», «Голос и глаз», «Сила непостижимого», «Элда и Агнотэя», «Пьер и Суринэ».

Европейские авторы также писали лаконичные произведения, примеры новелл из литературы:

Король темных историй Эдгар По также написал множество новелл. Есть и другие известные авторы: Э. Хемингуэй, А. Гавальда, С. Цвейг, А. Кларк, Т. Капоте, Э. Гофман, У. Эко.

Инструкция для писателей

Начинающим новеллистам необходимо знать правила построения произведения. В первую очередь рекомендуется определиться с историей. Если она произошла в реальной жизни, то нужно узнать все подробности. Придуманный сюжет необходимо продумать до малейших деталей. Желательно посетить описанные места или их прототипы, понаблюдать за будущими персонажами, отметить особенности их поведения.

После этого нужно обдумать, чем именно заинтересовать читателя. Рекомендуется использовать детали и приемы, которые не встречаются в обычной жизни. Если читатель не видит такого вокруг себя, то ему будет интересно почитать об этом. Необходимо использовать набор обстоятельств, который заставит его открыть книгу.

что такое новеллы в литературе определение. instrukciya pisateley. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-instrukciya pisateley. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка instrukciya pisateley. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

Затем автор должен записать короткую предысторию. В этой части новеллы описываются предпосылки для основных событияй, причины, побудившие персонажа поступить так или иначе. После этого должен развиваться сюжет. История отличается динамичностью, стремительным развитием ситуации, она может подталкивать читателя к каким-либо действиям, предостерегать его о совершении проступков.

Концовка должна поразить или хотя бы удивить. Лучше сделать ее до смешного необычной, чем скучной. Удачным считается завершение произведения, которого читатель даже представить себе не мог. Использования стандартных писательских приемов новелла не допускает. Соблюдая это правило, начинающий автор сможет создать интересное лаконичное произведение.

Такой литературный жанр, как новелла пользуется популярностью далеко не у каждого писателя. Некоторым просто трудно изложить свои мысли в краткой форме. Но читателям нравятся небольшие поучительные или развлекательные истории, ведь на них нужно потратить меньше времени, чем на полноценную книгу.

Источник

Что такое новелла

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Написать новеллу, пожалуй, сложнее, чем обычный рассказ или даже повесть.

Хотя, на первый взгляд, кажется, что ничего не выполнимого или сложного тут нет.

Исходя из определения, новелла — это короткое повествовательное прозаическое произведение с острым захватывающим сюжетом.

что такое новеллы в литературе определение. novella eto. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-novella eto. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка novella eto. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

Получается, главное – найти занимательную историю и красочно её описать. Но всё не совсем так: особенности жанра требуют от писателя знания жизни и большого мастерства.

Что это такое — новелла

Есть расхождения в том, что считать новеллой. Есть мнение, что это просто синоним используемого у нас термина «рассказ», т.е. между этими понятиями можно поставить знак равенства. Однако, более распространено суждение, что все-таки между этими термина есть существенные различия.

Новелла — это малый эпический жанр с сюжетом (она, как правило, остросюжетна), а рассказ — это более психологическое и рефлексивное (что такое рефлексия) произведение, которое тяготеет скорее к бессюжетному очерку (что это такое?).

Чтобы отличить новеллу от повести, эссе (что это?) или рассказа, достаточно найти в тексте хотя бы несколько характерных признаков:

Для новеллы важен не столько сам сюжет, сколько импульс – отправная точка, от которой можно провести луч в любом, самом неожиданном направлении.

История жанра новеллы

Термин «новелла» происходит от слова «новость» (итал. novella). Жанр зародился в средневековой Европе, пустив корни в падкой на авантюрные сюжеты Италии. Прародителем этой формы повествования можно считать латинские фаблио – короткие истории с занимательным и чаще всего поучительным сюжетом.

Сборник «100 древних новелл» имел колоссальную популярность в народе. Среди его героев были плут, обхитривший вельможу, судью и самого короля, неверные жёны и ревнивые мужья, предприимчивые дети и недальновидные родители.

Все истории касались простой человеческой жизни и, в отличие от фаблио, старались скорее развлекать, чем наставлять. С выходом книги Дж. Боккаччо «Декамерон» итальянская новелла получила классическое звучание и очень полюбилась французам.

что такое новеллы в литературе определение. dekameron bokkachcho. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-dekameron bokkachcho. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка dekameron bokkachcho. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

На рубеже 19-20 вв. новелла стала самым распространённым литературным жанром. В. Ирвинг и О. Генри утвердили её в читательской среде, и по сей день американская публика называет этим словом практически любое эпическое произведение небольшого объёма.

В России, где сюжетность никогда не имела большого значения, новелла не получила широкого распространения. Её следы приходится искать в произведениях, обозначенных авторами иначе.

Канонические русские новеллы «Повести Белкина» вышли из-под пера А.С. Пушкина. «Петербургские повести» Гоголя также близки к новеллистике. В этом жанре творили И. Бунин, А. Грин, В. Каверин, М. Зощенко.

Виды новелл

Стоит отметить, что новелла в значении чего-то принципиально нового стала не только литературным жанром. Этот термин встречается в музыке, живописи, театре, интерактивном искусстве (играх и аниме).

Визуальный вид новеллы сочетает черты кинематографа и литературы. Скачать и посмотреть видеоурок о том, как это делается, можно здесь:

Словесному же творчеству известны следующие виды новелл:

Новеллистические элементы так щедро «разбросаны» по другим родам и жанрам, что следы их стоит искать в рождественской повести, коротком рассказе, очерке и даже драматургии.

Подсказки будущим новеллистам (как писать)

Для создания шедевра необходимо понимание того, как строится новелла: что такое однолинейный сюжет, как достичь неожиданной развязки, чем удивить читателя.

В первую очередь, необходимо решить, какую историю вы хотите рассказать. Если она произошла с вашими знакомыми, расспросите очевидцев обо всех подробностях. Если сюжет родился в вашей голове, попробуйте «прожить» его, отправившись в те места и к тем людям, о которых собираетесь писать.

Скажем, задумав новеллу о библиотекаре, украдкой переписывающем забытые произведения и выдающем их за свои, посетите читальный зал, понаблюдайте за его работниками, найдите своего «героя». Попробуйте разговориться с ним, запомните мелочи, касающиеся его облика, поведения, отдельные слова и выражения.

что такое новеллы в литературе определение. novellist s lupoi. что такое новеллы в литературе определение фото. что такое новеллы в литературе определение-novellist s lupoi. картинка что такое новеллы в литературе определение. картинка novellist s lupoi. Нове́лла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.

Далее нужно возбудить читательское любопытство. Найдите деталь, выпадающую из привычного ряда. Например, горящий жаждой признания взгляд, случайно пойманный во время беседы.

Подумайте, какой набор обстоятельств позволит раскрыть интригу. Скажем, наш библиотекарь выкладывает на выставочный стол журнал, в котором опубликована «его» повесть.

Затем напишите краткую предысторию. Когда, при каких обстоятельствах у библиотекаря зародилась мечта о славе? Успешно ли он писал школьные сочинения? Почему выдаёт чужое за своё?

Концовка новеллы должна удивлять. Придумайте неожиданный выход из положения. Рассказчик решает разоблачить плагиатора и приходит с этим намерением в читальный зал, а там… Пусть завершение будет непредсказуемым до смешного. Главное, удивляйте! Новелла не допускает стандартных ходов.

Краткое резюме

Надеемся, что писать новеллы вам понравится, и отечественная литература обогатится свежими образцами этого незаслуженно забытого на нашей родине жанра.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Господи. Эта подача материала великолепна!

Стало понятно и интересно. Как раз ищу форму для реализации идеи. Люблю пробовать нечто нестандартное, поэтому очень благодарна Вам за такое понятное и доступное изложение материала!

К сожалению, часто новеллой называют любое произведение, которое соответствует требуемому размеру, однако далеко не всегда имеет захватывающий и острый сюжет.

Иногда начало сочинения кажется многообещающим, но на деле заканчивается ничем.

Такое творчество может вообще отбить желание к прочтению подобных произведений, ведь послевкусие после такого разочарования не очень приятное.

Люблю читать новеллы, могу порекомендовать Стефана Цвейга, он признанный мастер этого жанра.

Есть сомнения, что благодаря вашим советам, кто-то сможет написать талантливую новеллу, здесь писательский талант нужен, а не только знание русского языка.

Источник

НОВЕЛЛА

Смотреть что такое НОВЕЛЛА в других словарях:

НОВЕЛЛА

(Novella) — ученая итальянка, дочь известного юриста Дж. д’Андреа (1312—1348). Ее выдающееся образование доставило ей степень доктора Болонской академи. смотреть

НОВЕЛЛА

новелла 1. ж. Небольшая повесть, рассказ. 2. ж. Новое дополнение к своду законов, уставу и т.п.

НОВЕЛЛА

новелла ж.1. short story 2. юр. novel

НОВЕЛЛА

НОВЕЛЛА

НОВЕЛЛА (итал. novella, букв.- новость), литературный малый повествоват. жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отожд. смотреть

НОВЕЛЛА

НОВЕЛЛА (Novella) Агостино (28.9.1905, Генуя,- 15.9. 1974, Рим), деятель итал. и междунар. рабочего движения. В 1923 секретарь Федерации социалистич. смотреть

НОВЕЛЛА

Новелла — см. Повесть.

НОВЕЛЛА

НОВЕЛЛА (итальянское — novella, испанское — novela, французское — nouvelle, немецкое — Novelle) — термин, обозначающий в истории и теории литер. смотреть

НОВЕЛЛА

Немецкие романтики уделили чрезвычайно много внимания теории и практике Н. Исходя из общего своего учения о духе романтической поэзии, отчасти развивая мысли Гёте, Шлегель писал: «Новелла есть анекдот, незнакомая еще история, которая интересна только сама по себе. которая дает основание для иронии при самом появлении на свет. Так как она должна заинтересовать, то должна иметь такую форму, которая содержит в себе и обещает замечательные или привлекательные моменты. Искусство рассказчика должно подняться на более высокую ступень». Развивая и завершая теорию Шлегеля, Тик писал: «Новелла представляет в самом ярком свете незначительный или значительный случай, который, хотя и вполне возможен, тем не менее является удивительным, пожалуй единичным. Этот поворот, этот пункт, где рассказ разворачивается совершенно неожиданно и, тем не менее, естественно, в соответствии с характером и обстоятельствами, сильнее запечатлевается в фантазии читателя, когда предмет рассказа, даже чудесный, может при других обстоятельствах опять стать повседневным». Высказывания Шлегеля и Тика интересны тем, что за излюбленными мыслями немецких идеалистов-романтиков о субъективности и иронии романтической поэзии мы видим зачатки ряда новейших формалистических теорий Н. Подчеркивание искусства рассказа в Н., ее специфической композиции («поворотный пункт» Тика) повторяется в основных положениях исследований и немецких и русских формалистов последних десятилетий (Хирт, Вальцель, Херригель, Эйхенбаум, Шкловский, Виноградов, Петровский и др.).

Исходя из поэтики буржуазного «Erziehungsroman’а» первой половины XIX века, Шпильгаген определял Н. со стороны характера ее персонажей. В отличие от романа, раскрывающего характер героя в его становлении, Н., по его мнению, «имеет дело с готовыми характерами», которые через особое сцепление обстоятельств и отношений даны в одном интересном конфликте, раскрывающем их «чистую природу». Однако и подобное определение также не приближает к решению вопроса: понятие «готового характера» не может быть определяющим признаком, а взаимная обусловленность конфликта, о котором рассказывается в произведении, и характеров действующих лиц обязательна не только для Н., но и для всех литературных жанров.

Выражая сущность всей формально-идеалистической науки о жанре от Гёте до нашего времени, Петровский говорит о «перво-феномене» новеллы. Самые эти поиски «перво-феномена», оторванные от полного и всестороннего изучения конкретных литературных явлений, их исторической изменчивости и классовой природы, раскрывают всю метафизическую сущность подобных попыток.

Разумеется данная трактовка Н. также не удовлетворяет современное литературоведение, хотя Белинский и указывает на историческую обстановку расцвета новеллистического жанра.

Неудача всех перечисленных теорий Н. определяется по существу отсутствием подлинно исторического к ней подхода, стремлением установить специфичность Н. метафизически.

С этой точки зрения Н. остается лишь как исторически обоснованное понятие, позволяющее проводить конкретные исторические сопоставления Н. различных стилей, но в то же время свободное от того абстрактного и метафизического содержания, к-рое ему обычно навязывалось.

Влияние Бокаччо было огромным как в итал., так и в мировой литературе, но подробная история новеллистического творчества эпохи Ренессанса и Барокко выходит за пределы изучения Н. как жанра (см. очерки соответствующих лит-p). Итальянская новелла, расцветшая на протяжении XIV-XVI вв., развивается под знаком подражания Бокаччо. И в сборнике Саккетти (XIV в.) и в новеллах Мазуччо (XV в.) буржуазная сущность творчества Бокаччо получает свое дальнейшее развитие. Но по мере того как итальянские независимые городские республики превращались в торгово-промышленные олигархии, по мере того как обособлялся и аристократизировался верхушечный слой буржуазии, изменялась первоначальная сущность Н.: для итальянской литературы XVI в. характерна куртуазная Н.

Но и Н. буржуазной романтики, выражающая мировоззрение еще слишком слабой перед феодальной реакцией немецкой буржуазии, коренным образом отлична от буржуазной Н. раннего итальянского Ренессанса.

Натурализм и импрессионизм культивируют новеллу как особую форму выражения болезненной перенапряженной психики (напр. Шляф, Гольц, Шницлер и др.).

Великим мастером Н. пролетарской литературы является М. Горький. Его новеллы объективно-истинно, реально по содержанию и форме отражают жизнь трудящихся масс в условиях капитализма, антагонизма труда и капитала, обличают капиталистическую эксплоатацию, собственничество, трусливое лицемерие буржуазной прессы, борются с индивидуализмом, отражают борьбу русского пролетариата с царизмом и буржуазией («Челкаш», «Озорник», «Коновалов», цикл «По Руси», «9-е января», «Мордовка» и др.). Сюжеты новелл Горького социально-актуальны, социально-емки, взяты не из сферы субъективно-интимных столкновений и переживаний людей, но отражают самые реальные моменты в положении и борьбе классов. Не ослабляя интенсивности, художественной убедительности в развитии действия новеллы, Горький вводит описания, отступления, которые дают идейно-политическую оценку изображаемым событиям, как бы раздвигает рамки картины, увеличивает силу идейно-художественного обобщения, даннаго в образах. Для творчества Горького характерны взаимопереходы Н. и очерков.

В советской лит-pe Н. развивается по линии отражения борьбы пролетариата в социалистической революции. Отражение это дается естественно с той или иной степенью объективности, истинности в зависимости от приближения к мировоззрению пролетариата. Примеры Н. в советской лит-pe дают рассказы Ляшко, Всеволода Иванова, Лавренева, Бабеля, Габриловича и др.

1. Понятие Н. «вообще» не отражает идейного содержания произведения и его классово-исторического характера. Так, глубочайшие классово-антагонистические различия содержания новелл Бокаччо, Гофмана, Мопассана, Горького и др. не отражаются в понятии Н. «вообще». Поскольку глубоко различно отношение к миру, воплощенное в новелле разных эпох и классов, постольку и глубоко различно развертывание сюжетов, характер изображения людей, их общественных отношений; различны следовательно структура образов, композиция и язык Н.

3. Совершенно очевидно, что все эти определения относительны, т. e. характеризуют Н. в ее отношении к первичным (басня, анекдот) и к большим повествовательным формам (повесть, роман) эпоса той или иной классовой литературы.

II. Gamba В., Delle novelle italiane in prosa, Bibliografia, Firenze, 1835; Его же, Bibliografia delle novelle italiane, Venezia, 1853.

НОВЕЛЛА

НОВЕЛЛА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *